Что такое муза для мастера? Это лицо, пробуждающее творческое вдохновение. А для якутских ювелиров-мастеров — это прекрасный лик природы.
В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место. Как и у других народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.
Изучение женских украшений приводит к выводу, что, кроме утилитарного значения, они были обязательными в качестве оберега и являлись символами богатства, отличительными знаками рода.
Украшения — неотъемлемая часть женского образа во все времена.
Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати килограмм)!
В комплект входили: ушные, накосные, шейно-нагрудные, поясные, наручные украшения.
Банк России отозвал лицензию у якутской страховой компании «Стерх»
И в настоящее время талантливые мастера-ювелиры Якутии продолжают радовать и удивлять безупречным мастерством, основываясь на многовековых традициях и шагая в ногу с мировыми трендами.
В отличие от былых времен, побаловать себя ювелирными украшениями теперь может каждая. Для взыскательного вкуса современной модницы теперь в цене аутентичные украшения, а не только драгоценный металл! Рассмотрим современные модели украшений и значения оригинальных узоров.
Якутские украшения богато декорируются разнообразным лировидным орнаментом, в котором прочитываются изгибы женского тела, лепестки сардааны, ветви деревьев, соцветие подснежника. В причудливых узорах может воплотиться и гордый красавец олень и божественные птицы стерхи.
Дух природы отчетливо присутствует в работах якутских мастеров и носит глубокий сакральный смысл:
Лировидный орнамент — это растительный орнамент, который символизируют плодородие (этот узор интерпретируют еще как символическое изображение коровы) и развитие.
Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а девочке чуть постарше — орнамент в виде бутона. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, и, наконец, цветок.
СЕРЕБРО 925 пробы СЕРЬГИ ЧОХУ из Якутии без покрытия
Вдохновляющий своей красотой и огненной раскраской абрис цветка Сардаана (лилия даурская). По легендам Саха, когда распускается ярко-огненная лилия Сардаана в начале мая, богиня Иэйиэхсит спускается на землю и приносит с собой лето. Иэйиэхсит покровительствовала счастливцам, наполняла их жизнь здоровьем и благами. А возвращаясь на небо, эта богиня передавала верховным богам просьбы тех, кому она особо покровительствовала.
Особенно ценное значение для женщин имеют украшения с танцующими стерхами, которые призваны оберегать женское счастье. Такие украшения приносят гармонию, долголетие, мудрость. Вам известно, что стерхи — однолюбы, и показывают нам пример верности и преданности?
Гордый красавец олень. Олень — это благоприятный символ, ассоциирующийся с Солнцем, восходом, светом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни.
Лошадь – символ жизни, оптимизма, разнообразия чувств и вечного движения. Лошадь несет в себе ветер перемен и силу.
Древо жизни — священное дерево. Весной рядом со священными деревьями проводились обряды, посвященные духу-хозяйке земли: дерево украшали лентами и кропили кумысом, при этом просили духа-хозяйку местности, а также других добрых божеств языческого пантеона о ниспослании богатства и благополучия.
Орел в якутской мифологии считается сыном небесного божества, главой всех птиц. Считали, что орёл принёс людям огонь, и почитали его как хозяина огня. Когда орёл весной прилетал в Якутию — зима отступала.
Рыбы — знак богатства и благополучия!
Серьги с шелестящими подвесками – резными березовыми листочками не только прекрасны сами по себе, в них еще скрыты благопожелания жизни новобрачных.
Подснежики — символ весны и пробуждения после долгой зимы.
Снежинки, морозные узоры, северное сияние — лейтмотив и бесконечный источник вдохновения сибирского мастера.
Также в орнаментах присутствуют множество тотемных узоров из геометрических фигур — ромбы, кресты, квадраты, волны, спирали и тому подобное. Слияние геометрических и растительных узоров способствовало развитию разнообразия произведений ювелирного искусства.
Актуальный образ в стиле бохо-шик можно считать завершенным, стоит только добавить аутентичные якутские украшения.
Не сомневайтесь, это не только модно и оригинально, но и послужит вам оберегом!
Источник: www.livemaster.ru
Серебряный танец стерхов эксклюзив
Массивные формы, обилие ажура и флиртующее мерцание подвесок. Якутянки знают толк в украшениях! И в отличие от южных или восточных сестер по тюркскому миру сиянию золота северянки предпочитают лунный блеск серебра. Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда! Это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением на выполнение женского предназначения. По составу и характеру украшений определяли достаток семьи, древность рода и даже духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. А чем старше становилась женщина, тем меньше ювелирных изделий ей позволено было на себя надевать. Однако с возрастом якутские дамы не теряли вкуса к серебряным аксессуарам. Понемногу, но все-таки демонстрировали свои самые изысканные и дорогие. В старинных украшениях этого народа не бывает вставок из драгоценных камней — как правило, их делали из чистого серебра, за которым якуты признавали особую магическую и целебную силу. Среди праздничных и повседневных, съемных и нашивных серебряных украшений обязательными были серьги. Ведь они оберегали уши — сакральную часть тела. Именно через ушки белый шаман дарует душу малышам во время обряда Айыысыт тардар. Потому и защищать их нужно как можно раньше — девочкам старались проколоть уши до пяти лет. Серьги богато декорировались разнообразными лировидными орнаментами, в которых прочитываются, например, изгибы женского тела или абрис остролистного сардана и нежного соцветия подснежника. Однако северных ювелиров вдохновляла не только женская красота и флора родных мест. В причудливом узоре украшения могли воплотиться и гордый красавец олень, и даже кормилица корова. Но, безусловно, особую роль якутские мастера всегда отводили стерхам.
Якуты почитали стерха божественной птицей. Охотник, случайно убив это грациозное создание, должен был совершить древний и долгий ритуал покаяния. Длился он более суток. В это время убитую птицу принимали в доме, словно невестку: наряжали, потчевали, давали отдохнуть. И только отдав должное его сакральной сути, журавля можно было употребить в пищу, как прочую дичь. Серебряные сережки с танцующими стерхами призв
- украшения
- якуты
Поделитесь статьей
Приложение для изучения якутского языка «Сахалыы» разработали в Якутии.
- 16.01.2023 17:31
Электронная версия 15-томного Большого толкового словаря якутского языка появилась в Интернете.
- 10.01.2023 13:44
Открытый фестиваль-конкурс народного танца «Камушка» прошел во Дворце культуры в Сарапуле 5 ноября. Мероприятие приурочили к Году культурного наследия народов .
- 08.11.2022 16:58
Вальс народов России пройдет на ВДНХ 21 сентября. Перед фонтаном «Дружба народов» станцуют более пяти тысяч пар, мероприятие станет одним .
- 13.09.2022 12:41
День Якутии отметили на фестивале Русского географического общества (РГО) в Москве 21 августа. Гости праздника познакомились с современной культурой республики, .
- 22.08.2022 12:30
В день Республики Саха (Якутия) рассказываем о якутском гербе
- 27.04.2020 13:07
Особенности аборигенных якутских коров
- 20.10.2019 15:59
Вхождение якутов в семью народов России
- 16.10.2017 13:39
Семейные и обрядовые традиции якутов
- 25.08.2017 15:28
Ысыах в Москве глазами пользователей Instagram
- 13.06.2015 16:45
Северяне помогают москвичам прочувствовать особую танцевальную магию
- 02.04.2015 11:49
Источник: nazaccent.ru
Символика дизайна женских саха-сакских серег
В данной статье рассматривается феномен идентичности дизайна височных подвесок сакской «царицы» и традиционных серег женщин саха – якуток. Приводится интерпретация смысловой нагрузки их дизайна и делается вывод о том, что идентичность дизайна и смысловой нагрузки исходят из общего этногенеза их обладательниц.
Сакские (скифские) племена, которые населяли в VII веке до нашей эры обширные евразийские пространства, дошли до самых краев Северной Азии. Предполагается, что основное ядро этих племен вышло из районов Центральной Азии и Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья.
Они хоронили своих предводителей, царей, знать в курганах-погребениях высотой до 20 м. Концепция организации таких погребений исходила из идеи их религиозно-мифологического представления. После смерти своего предводителя – представителя высшей знати, скифы умерщвляли его близких, слуг, а также их лошадей и хоронили с особой пышностью в склепах, насыпаемых в виде курганов.
Вся конструкция олицетворяла образ мировой горы, мироздания. В зависимости от положения вождя, его богатства, владений и авторитета, в его могилу клали золотые и серебряные украшения, посуду, кубки с ритуальными напитками. У саков в особом почете было золото. Этот металл олицетворялся у них со световой природой небесного божественного огня, отсюда его почитание, вера, что обилие золота в усыпальнице – это гарантия достижения души усопшего центра небес – Бога.
Найденные, изученные материалы из раскопок свидетельствуют, что саки были искусными ювелирами. Их золотых дел мастера умели делать отливки, могли ковать, чеканить, резать металл. Изделия из золота, серебра, которые они создавали, в большей степени отражают их религиозные идеи, концепты их традиционного мировоззрения.
Кочевой образ жизни, одухотворение явлений природы, животного мира вкупе с оригинальной космогонией, религиозными и мифологическими представлениями выработали особый, так называемый «звериный» стиль. Множество изделий – фигурки, пластинки, изображающие грифонов, оленей, барсов, кабанов, волков и т.д., выполненные в «скифском зверином» стиле, находятся во многих музеях и коллекциях мира и являются достоянием всего человечества.
Киевский археолог Б. Н. Мозолевский в 1970 г. раскопал курган, называемый местными жителями «Толстая могила» вблизи города Орджоникидзе (Украина).
В склепе под курганом обнаружилось погребение молодой женщины, за богатый наряд названной сакской «царицей». Все здесь блистало золотом: головной убор, вся одежда и обувь были расшиты золотыми бляшками, на шее «царицы» висела массивная золотая гривна, украшенная на концах фигурками львов, на висках крепились крупные подвески с изображением женщины – богини с поднятыми руками, руки погребенной украшали три широких браслета, а все пальцы были унизаны перстнями – всего их найдено 11 (на одном пальце было сразу два кольца).
Как видно из табл. 1, дизайн височных подвесок короны сакской «царицы» (рис. 1) концептуально идентичен дизайну якутских традиционных женских серег «тугэхтээх ытарҕа» (рис. 2-6).
Пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народного творчества позволяет обнаружить в недрах якутской орнаментики сильно стилизованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным религиозно-мифологическим представлением. Антропоморфное начало было подмечено И. А. Поповым в орнаментальной проработке фигурных наверший ритуальных кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением культового служителя – алгысчы, совершающего кумысный обряд получения небесной благодати – алгыс. Оно характерно также и для определенного типа женских серег «тугэхтээх ытарҕа» (табл. 1, рис. 2-6).
Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве связан с традиционным женским представлением, отражающим культ женских богинь – Айыысыт покровительницы очага, рода саха и Иэйиэхсит – дарительницы детей, скота, плодородия. У саков женские божества по Геродоту – покровительница очага, благополучия царских родов Табити, и духа земли, плодородия – Апи.
Табити держит в поднятых руках змея (табл. 1, рис. 1), а у Апи ноги змеиные. Это подчеркивает их связь с водной стихией, как с небесными водами, так и подземными. В якутской версии дизайн верхней части комплекта – замка серег (табл. 2, рис.
1), исполняется в виде самой головы женщины в высокой шапке дьабака, свидетельствующей отношение ее носительницы к знатному роду. Эта часть может носиться и без подвесок и именуется чоху (табл. 2, рис. 2). Дизайн же чоху в закрытом виде – это образ свернутой змеи, кусающей свой хвост – универсальный символ вечности, в то же время это эмбрион – зародыш человеческий.
Чоху в этом смысле – символ плодоносности. В раскрытом же виде в анфас – это кобра, открывшая капюшон и пасть (табл. 2, рис. 2).
То есть в якутской версии дизайна образ Айыысыт закодирован как традиционно одетая богатая женщина, где ее верхняя часть – голова в высокой шапке есть в то же время тотем – змея-кобра, как властительница изначальных вод, где и появляется зародыш жизни, так и защитник хозяйки, готовый ужалить нападающего, т.е. оберег. Дополнительный элемент в виде хвостика на замке (табл. 2, рис.
1) – типичный прием скифского «звериного» стиля, зооморфный образ где одного вида животного имеет элементы другого. Здесь же замок в профиль – это образ змеи с лошадиной гривой, свидетельствующий небесное, солнечное происхождение змеи, т. е. небесного дракона. Эта традиция встречается и в китайских версиях исполнения – нефритовых серьгах.
Таб. 2
Истоки же образа королевской кобры ведут в доарийскую традицию – к истокам индуистского божества – Шивы, к Рудре, которого арии почитали с благоговейным ужасом.
Шива с коброй
Кобра Шивы олицетворяет космическую творящую и разрушающую энергию. Шива есть центральное божество индуистской Троицы Вишну-Шивы-Брахмы. Шива с супругой Сати-Ума (Парвати)-Кали проживают на горе Кайлас в Гималях. Когда Сати принесла себя в жертву и бросилась в огонь, Шива возродил ее в ипостаси Умы – хранительницы очага.
От Умы исходят плодородие, способность к продолжению рода, жизнелюбие, инстинкт материнства. Похожая и именем и функциями на эту богиню у тюрков есть Умай (Ымай). На якутском языке слово умай означает гори, возгорайся, что семантически ассоциируется с образом как очага, так и огненной жертвенности Умы-Сати. Умай – особо высокочтимое женское божество, покровительница детей и рожениц.
Таким образом, покровительницы сако-скифских царских родов Табити, рода саха-якутов Айыысыт, рода алтайцев, хакасов и других тюрков Умай и ведическая хранительница очага Ума (Сати-Парвати) имеют древнейшие культурные и этногенетические связи.
Это, в частности видно из идентичности исполнения дизайна женской богини саков Табити, воплощенной в височной подвеске «царицы» из кургана «Толстая могила» и женской богини саха-якутов Айыысыт, образ которой воплощен в традиционных якутских женских серьгах.
Лена Федорова, г. Якутск.
Использованная литература и источники:
Гоголев А. И. Историческая этнография якутов. – Якутск, 1980. — С. 105-106.
Иванов С. В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаментике якутов // Якутия и ее соседи в древности. – Якутск: Якутское кн. изд-во, 1975. – С.174-184.
Дмитриев П. Н. Образы богинь в олонхо// Полярная звезда. – 1981. – №3. – С.114-117.
Тишина Т. П. Якутское орнаментальное искусство. Эл. ресурс. URL:st-yak.narod.ru/index8-24-1.html
Связанные посты:
- Созвездие Лебедь (Права народов на недра)
- Бронтой Бедюров: Алтайская Идея
- Белые скифы: Унгерн и «Велесова книга»
- Олень и Яйцо
Источник: www.gumilev-center.ru