ЧТО ЗНАЧИТ ВОЗГЛАС СВЯЩЕННИКА «СВЯТАЯ — СВЯТЫМ»?
После того как диакон громко и торжественно возглашает: «Вонмем» (т.е. «Будем внимательны»), священник, взяв Святой Агнец, слегка воздвигает Его над дискосом. При этом во всеуслышание произносятся слова: «Святая святым». К кому они обращены? Нужно ли делать земной поклон при этих словах?
Таинство Евхаристии или Причащения занимает особое место среди церковных таинств. Оно совершается на самой главной церковной службе — за Божественной литургией. Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.
Самая главная часть Литургии — это Литургия верных , на которой во время евхаристического канона Святые Дары — хлеб и вино — приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, после чего подаются верующим для причащения.
Что делать после слов «Святая святым!!» Протоиерей Андрей Ткачёв.
Возношение Святых Даров происходит в алтаре при задернутой завесе (катапитасме). Подняв над дискосом Святой Агнец, священник возглашает: «Святая – святым», то есть свидетельствует, что Святые Дары могут быть поданы только святым. В ответ на это с чувством собственной греховности молящиеся отвечают: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».
Слова «Святая – святым» направляют мысли верующих осознать себя недостойными перед святостью Святых Даров.
Святая – это предлежащие Дары, принявшие наитие Святого Духа. Святой Николай Кавасила также пишет: «Священник возглашает “Святая – святым”, как бы говоря: “Вот Хлеб Жизни, который вы видите; спешите же причаститься, но не все, а только те, кто свят, потому что святое дозволяется только святым.
Святыми же называет здесь не только совершенных в добродетели, но и всех тех, которые стремятся к тому совершенству, хотя еще не достигли его». Святая Церковь через свои молитвословия называет нас — ее членов — святыми , призывает стремиться к этой святости, которая может осуществиться только внутри Церкви, только в Теле Христовом. Таким образом, к святости возможность приобщиться только через участие в евхаристической жизни Церкви, т.к. верующие соединяются в Евхаристии со своим главою Христом в одно тело, Святую Церковь. И как глава свята, так свято и тело, и оно освящает и все члены этого тела.
Эта же мысль далее слышится в следующем за возгласом «Святая – святым» песнопении: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». В нем христиане исповедуют, что действительно никто из людей не свят , т.е., по крайней мере, не может стать святым сам собою , а истинно Свят лишь один Господь, Который и может сделать нас причастниками Своей Святости. Святой Кирилл Иерусалимский так пишет об этом месте литургии: «Поистине свят един, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве».
Что значат слова священника на литургии: «Святая Святым» беседы с прот Андреем Устюжаниным
Сразу после возгласа «Святая святым» перед закрытыми царскими вратами ставится зажженная свеча, которая горит все время, пока причащаются священнослужители; перед началом Причащения народа ее убирают.
Существует также практика земного поклона при словах «Святая – святым» , и об этом нам говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Есть еще обычай (который не всеми принимается) полагать земной поклон в начале Евхаристического Канона – тотчас по возгласе “Благодарим Господа” и при возгласе “Святая Святым”».
Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в дни великих двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Все эти правила даны нам святыми отцами в постановлениях Вселенских Соборов: 20-е правило первого Вселенского Собора и 90-е правило шестого Вселенского Собора.
Хорошо это или плохо, но некоторые правила и постановления Вселенских соборов в современной жизни почему-то игнорируются (иногда понятно почему — они в общем-то устарели просто напросто, но в то же время, их никто не отменил, значит они продолжают действовать). Поэтому, наверное, как в какой-то момент в некоторых храмах возникла, видимо, локальная традиция земных поклонов в некоторые моменты Евхаристии, так она и продолжается в этих храмах. Поэтому, если Вы ходите в какой-то один храм, то наверное, правильнее соблюдать местные традиции, а, если это уместно и возможно, саму коллизию с постановлениями Соборов обсудить со священником. Ну, а если Вы окажетесь в храме другого прихода, то, лучше, наверное придерживаться их местной традиции.
ИсточникНужно ли делать земной поклон на «Святая Святым»?
Добрый день! Постоянно наблюдаю такую картину в храме на литургии, при возгласе священника «Святая Святым» чуть ли не все прихожане бахаются на колени и бьют заменой поклон. Я раньше тоже так делал, пока не озадачился и все не выяснил! Это же призыв христиан к причастию и земной поклон тут неуместен, он уместен совершенно в другом месте Божественной литургии! Однако, батюшки никогда это пастве не объясняют, а хорошо бы!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Александр, возможно это прозвучит необычно, но в православной церкви нет единого правила о поклонах. В различных книгах и брошюрах часто печатают рекомендации, на которые можно ориентироваться, но не нужно возводить их в ранг непререкаемого авторитета.
Самые авторитетные источники по данной теме — Вселенские соборы и правила святых отец: 20 правило Первого Вселенского Собора, 91 правило Василия Великого, 90 правило Шестого Вселенского Собора, 15 правило Петра Александрийского, 1 правило Феофила Александрийского. Все эти каноны говорят о том, что на Пасху, или шире, в любой воскресный день, верующие не преклоняют колена. Объясняя причину такого поведения святитель Василий Великий пишет: «При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что через грех низпали на землю, и то, что через человеколюбие создавшаго нас, мы снова воззваны на небо» (К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого [священноисповедник Никодим (Милаш), Правила Святых Отцов Православной Церкви с толкованиями. «Отчий дом». Москва, 2001 г.])
Вторая группа источников — это типиконы, книги в которых содержаться правила совершения богослужения и монастырского обихода. Указания о совершении поклонов в этих книгах отражают практику древних храмов и монастырей, а особенно монастыря святого Саввы Освященного в Иерусалиме. Кроме типикона о совершении поклонов говорится в служебнике и в других богослужебных книгах.
Разные редакции этих книг, а тем более богослужебные книги разных поместных православных церквей содержат разные указания о том, когда и какие поклоны нужно совершать. Кроме того, есть поклоны, не прописанные нигде, но неукоснительно соблюдаемые. К последней категории можно отнести и поклон на «Святая святым». Целесообразность его совершения может быть оправдана тем, что в это время священник возносит Святые Дары, и именно им кланяются люди. По аналогии мы преклоняем главу, когда священник осеняет нас Святым Евангелием или осеняет нас крестным знамением.
Такое разнообразие сведений говорит о том, что поклоны — это дело благочестия и церковной дисциплины. Кроме того, устав поклонов в каждом храме определяет священник, поэтому я бы советовал вам ориентироваться именно на вашего настоятеля.
Источник