Что означает тевтонский крест

Отличительный знак. Герб . Знаки почёта. В 1199 году Тевтонский орден получил официальное право именоваться рыцарским орденом. Папа Иннокентий III удовлетворил просьбу попечителей госпиталя «Тевтонских братьев Святой Девы Марии в Иерусалиме», даёт им право принимать участие в войне с неверными. Орден получает устав и герб.

Гербом Тевтонского ордена являлся чёрный крест на серебряном (белом) поле. Братья-рыцари Ордена получили право носить белые плащи с чёрными крестами. Форма креста специально не оговаривалась. В результате чего источники позволяют выделить следующие виды крестов (по форме):

1. Латинский крест (узкий по ширине крест с пересечением линий после первой трети вертикали). Чаще всего встречается в изображениях Тевтонских рыцарей, на плащах.

2. Равносторонний или прямой крест. Крест данной формы встречается на изображениях щитов Тевтонских рыцарей. Реже на плащах орденских братьев.

3. Крест с Т-образными окончаниями. Видимо заимствованный у Иерусалимского креста Встречается на большом и малом знамёнах Верховного магистра.

Что означает белый крест на немецкой военной технике

Т- образный крест

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

ЗОЛОТОЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

4. К дополнениям можно отнести знаки почета Ehrenst ü cke .

В гербах первых трёх магистров изображён чёрный крест на серебряном (белом) поле.

В гербе четвёртого магистра происходит изменение – на чёрный крест накладывается золотой иерусалимский крест.

Так называемая Старая орденская хроника рассказывает, что король Иерусалимский Иоанн де Бриенн (1210-1225), в знак своего благоволения за полезную службу и храбрость братьев Тевтонского ордена, проявленную в 1219 году при осаде Дамиетты, позволил хохмейстеру Герману фон Зальца и всем его преемникам использовать с их черным крестом золотой крест Иерусалима. Дусбург, как и все источники до него, ничего не рассказывали об этой награде, а более поздние летописцы, даже сам Харткнох, очень расходятся во мнениях; тем не менее, эта награда должна быть признана исторически достоверной, так как золотой крест Иерусалима присутствует на всех известных печатях хохмейстера [i] .

В гербе четвёртого магистра появляется новый элемент – чёрный орёл на золотом щите. Полагают, что эту милость император Фридрих II предоставил в 1226 г. Документа о даровании этой милости нет, но упоминание о ней у Дуйсбурга может являться свидетельством; притом, что этот императорский щит фигурирует везде без исключения.

Что означает в тюрьме татуировка «Тевтонский крест»?

Последним элементом, внесённым в герб магистра Тевтонского ордена, стала золотая лилия. Считается, что золотая лилия была пожалована Людовиком IX Святым за помощь в осаде города Дамиетта во время Седьмого крестового похода [ii] . Но это ничем не подтверждено.

[i] Геральдически, этот орел должен быть изображен с высунутым красным языком, в профиль, готовый к нападению, с развернутыми крыльями и растопыренными лапами и завитым изящным хвостом. Поэтому герб хохмейстера Тевтонского ордена не может рассматриваться как норма.

[ii] Dudik B. Des Hohen Deutschen Ritterordens Munz-Samlung in Wien. Wien, 1858. Neudruck als Queiien und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 6, Bonn, 1966. S. 61.

5. Полукрест. Носили полубратья, серые плащи, служебные братья, фамилиары. Возможно орденские сёстры.

ПРУСКИЕ ВИТИНГИ, ПОЛУБРАТЬЯ, СЕРЫЕ ПЛАЩИ

Одежда. Вероятно, госпитальные братья в Акконе 1190 — 1198 гг., одевались в одежды, покроем и цветом не отличавшиеся от одежды прочих членов братства. Братья-священники, согласно церковным предписаниям, носили закрытую одежду, подобную рясе. Для прочих братьев ношение закрытой одежды, возможно, не предписывалось церковью, но было общепринято.

В новом статусе рыцарского ордена в вопросе одежды предусматривалось шесть различных классов для его членов: братьев рыцарей, братьев священников, прочих (anderen) братьев, полубратьев, служащих ордена, сестер ордена, и, наконец, фамильяриев — светских людей. Исходя из практических соображений и по примеру других орденов, для братьев, проживавших в Домах ордена, стремились ввести по большей части унифицированную одежду.

Читайте также:
Кремний в природе как выглядит

Это следует из положений статутов (Правила). Как ни странно, в статутах не содержится никаких предписаний для одежды сестер. Для фамильяриев статуты Немецкого ордена в гл. 32 предписывало лишь: «Платье следует им носить церковного цвета, но с неполным крестом» [i] . Для повседневной одежды орденских братьев статуты, дают достаточно ясные указания.

По предписанию братья носили нижнее белье из некрашеного полотна и верхнюю одежду церковного цвета, предположительно из шерсти. Нижним бельем служили «Хемд» (Hemd — рубашка), «Ленденшурц» (Lendenschurz — короткие подштанники) и «унтерхозен» (Unterhosen — нижние штаны). Они назывались соответственно, «камизия» или «хемде (camisia, hemede); «феморалии» или «нидерклейт» (femoralia, nidercleit); «калиге» или «хозен» (caligae, Hosen). В качестве верхней одежды братья-рыцари носили закрытую куртку «рок» (ein geschlossener Rock), «юбервурф» — накидку с капюшоном (überwurf mit Kapuze) и «мантель» (Mantel — плащ). «Каждый из братьев должен был иметь две нижние рубашки, двое подштанников, две пары штанов, куртку, головной убор, один или два плаща».

Для служащих братьев известны только положения хохмейстера Бурхарда фон Швандена (Burchard von Schwanden) [ii] . Служащие братья носили куртку с широкими рукавами (weitärmeligen Rock), называвшуюся «шапрун» (schaprun), и «беффе» (beffe — пелерина). «Верхней одеждой должен быть «шапрун»- куртка с широкими рукавами, с половиной креста и с «беффе»- пелериной ( накидка на плечи, обычно немного не доходящая до пояса ), которая не должна быть пришита к «шапруну», чтобы ее можно было снять во время работы. Башмакам следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края». «Кальцеусы» (короткие полусапоги) пусть носят без каймы, без застежек, без носов » [iii] .

Доходила ли куртка, безрукавка или куртка с широкими рукавами до колен или до башмаков, и всегда ли носился плащ, с полной уверенностью сказать нельзя. На надгробных плитах верхняя одежда орденских рыцарей доходит до самых башмаков. Винрих фон Книпроде, напротив, постановил, что старый обычай, носить «рок»- куртку, ниспадающую до колен, следует соблюдать неукоснительно: Со смягчением строгой орденской дисциплины, изменения происходили и в одежде орденских братьев: «рок»- куртка стала короче и по форме более приблизилась к светской рыцарской одежде [iv] . В качестве обуви предписывалось носить башмаки (Schuhe) без завязок, без застежек и без модных длинных носов. Башмакам служащих братьев, следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края.

Статуты предписывали цвет верхней одежды только церковной окраски. На начальном этапе, под белым плащом сохраняли черное платье, которое они носили, будучи членами госпитального братства [v] . Позже чёрные одежды под плащом носили только братья-священники, у остальных она была белой, на которой отличительный знак ордена чёрный крест был хорошо заметен. Статут Ордена предписал рыцарям ношение белого «мантеля» плаща. Несмотря на сопротивление тамплиеров, жаловавшихся с 1210 г, что одновременное ношение белого плаща как тамплиерами, так и братьями Немецкого ордена приводит к вредной путанице, ношение белого плаща сохранилось в дальнейшем. Белый рыцарский плащ считался наградой.

Братья-священники Ордена носили то же платье, что и другие члены ордена, но без белых плащей. Папа Иннокентий IV в 1244 году пожелал, чтобы орденские священники верхнюю одежду так же носили белого цвета. «Преумножит честь и пользу вашего Ордена, если его духовных лиц (клириков) увидят в том платье, которое подобает для богослужения и чести духовного положения соответствует. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники отличались одеждой от других. Поэтому, настоящим указом мы позволяем им беспрепятственно носить белые ризы (Talare) поверх другого платья». Орден, этой льготой не воспользовался, предоставил орденским священникам белые плащи, оставив чёрные ризы (Talar) [vi] .

[i] Perlbach M. Die Statuten des Deutschen Ordens Nach den Ältesten handschriften. Halle, 1890. S. 52.

[ii] Ibid. Die Statuten. S. 138.

[iii] Ibid. Die Statuten. Regel. Kap.11, Gewohn. Kap.

34.

Источник: apb-to.jimdofree.com

Тевтонский крест: значение символа

Еще до возникновения христианства крест, который широко использовался со времен Древнего Египта, называли главным из знаков. На данный момент принято отличать около 4 десятков видов таких символов, отличающихся взаимным расположением перекладин, их пропорциями, а также наличием декоративных элементов. К их числу относится и Тевтонский крест.

Читайте также:
Что такое алмазная огранка ювелирных изделий на цепях

Несколько слов об ордене

Тевтонский крест является главным символом одноименного объединения рыцарей, возникшего в 1190 году в Палестине во время Третьего крестового похода. Изначально группа немецких паломников, руководимых капелланом Конрадом и каноником Вурхардом, учредила на подступах к крепости Акра госпиталь, где оказывали помощь раненым и больным рыцарям из Германии.

Вскоре духовный патронаж над больницей взяла на себя расположенная в Иерусалиме церковь св. Девы, а чуть позже Папа Климент Третий учредил братство Святой Марии Тевтонской. После того как немецкие рыцари отличились при штурме Акры, герцог Фридрих Швабский получил разрешение преобразовать его в одноименный духовно-рыцарский орден, поставив во главу капеллана Конрада. Тевтонцы подчинялись только императору Священной Римской империи и Папе Римскому. Вернувшись в Европу в начале 13 века, они разместились в городке Эшенбах.

Tевтонский крест

Значение символики в жизни духовно-рыцарских орденов

Средние века были эпохой, когда особое значение придавалось знакам. Они несли различные функции, от мистической до информативной. Особо важную роль символы играли в жизни воинских формирований, включая духовно-рыцарские ордена. Свой герб и флаг имели не только сами организации. Существовала также детально разработанная система символов, используемая для обозначения должностей и обязанностей внутри самого ордена.

Тевтонский крест: описание

Этот символ, впервые появившийся на одежде, флагах и доспехах рыцарей ордена в Палестине, со временем претерпел некоторые изменения. Изначально он представлял собой простой черный крест на белом поле. Позже стали появляться его усовершенствования. Сегодня символом организации, которая называет себя Тевтонским орденом, является латинский (католический) крест из черной эмали с белой границей, который перекрывает шлем с черно-белыми перьями.

тевтонский крест фото

Кросслет

Есть еще один символ, который связывают с немецкими рыцарями. Речь идет о кросслете. Некоторые называют его также тевтонским крестом. Он представляет собой абсолютно симметричный символ. В основе силуэта кросслета лежит греческий крест, на ветвях которого есть небольшие перекладины.

Считается, что он наделен глубоким символическим смыслом. В частности, в религиозной литературе упоминается, что малые кресты на концах перекладин указывают на четыре Христовых Евангелия. В то же время в язычестве обычный Тевтонский крест означает единение 4 стихий.

Иерархические знаки

Как уже было сказано, главный крест Тевтонского ордена был далеко не единственным его символом. Свои знаки имели и различные категории членов организации. Они носили их на одежде и доспехах, подобно тому, как современные военные указывают на форме свои звания, используя звезды или другие фигуры на погонах.

крест Tевтонского ордена

Великий магистр

Руководитель ордена являлся обладателем собственного герба. Его основу составлял Тевтонский крест (значение символа вам уже известно) с желтой каймой. Поверх него был «наложен» еще один такой же. Он отличался меньшим размером и желтым цветом. Кроме того, в центре второго креста находился маленький щит с черным орлом. Последний символизировал германский императорский дом.

Таким образом, Тевтонский крест Великого магистра означал признание его старшего представителя сувереном ордена.

Ландмейстер ордена

Эта должность имела территориальную привязку. Например, ландмейстер в Пруссии являлся полномочным заместителем великого магистра на землях этой исторической области. Для того чтобы свои и чужие рыцари, а также простой люд знали, с кем имеют дело, носители этого звания нашивали на свои одеяния черный Тевтонский крест (фото см. выше), поверх которого был наложен второй такой же, но поменьше и белого цвета.

Знаки отличия Великого маршала Ордена

В зависимости от исторического периода рыцари, которые носили это звание, пользовались разными видами иерархического герба. Изначально он не отличался от того, который носил Великий магистр, но на нем отсутствовал желтый крест. Позже он появился, но цветная кайма достигала только середины каждой из перекладин.

Tевтонский крест значение символа

Символы Великих комтуров

В современном понимании эта должность означала заместителя Великого магистра по мелким поручениям. Кроме того, комтуры руководили административными единицами государства Тевтонского ордена самого низшего ранга. У них не было отдельных гербов, однако они носили с собой специальные жезлы с крестом, символизировавшие их правомочия вершить суд.

Читайте также:
Как называется повязка на лоб для волос

Знаки отличия полноправных рыцарей

Эта группа составляла костяк Тевтонского ордена. Ей полагалось облачаться в полностью белые одежды. Сверху они накидывали на себя плащи из этой же ткани, на которых — как на спине, так и на груди — были изображены Тевтонские кресты.

Полубратья

Так как они не считались полноправными рыцарями, им не разрешалось облачаться в специальную униформу. Однако и среди этой категории членов Тевтонского ордена была определенная иерархия. Полубратьям высшего звена позволялось носить плащи серого цвета. На них в районе плеча нашивался черный крест Т-образной формы.

тевтонский крест означает

Сержанты

Такой младший командный состав был предусмотрен только у отрядов наемников. Им предписывалось носить белые туники с узким рукавом, поверх которых накидывались серые плащи с нашитым Т-образным крестом.

Наемники или кнехты

Чтобы отличить в бою таких воинов от солдат противника, на их однотонную черную одежду нашивали небольшие белые «щиты» с нанесенными на них Т-образными крестами. Их расположение в разные периоды было разным (на груди, на спине, на плече и др.).

«Железный крест»

Орден с таким названием был учрежден в марте 1813 года. Его эскиз создавал сам король Фридрих Вильгельм Третий. За основу для своего творения он взял Тевтонский крест. Символика была предельно проста: награда предназначалась для поощрения тех немцев, кто яростно боролся за освобождение своей страны от наполеоновской оккупации, поэтому Фридрих стремился напомнить согражданам о золотом периоде немецкого рыцарства.

Позже «Железный крест» был возрожден Адольфом Гитлером. Он приказал разместить в его центре свастику, а внизу выгравировать цифру «1939».

В 1940 году были также учреждены рыцарские разновидности этой награды, тем самым фюрер еще больше подтвердил преемственность традиций и связь своего режима с Тевтонским орденом. Интересно, что наивысшим из этих орденов, который украшали золотые дубовые листья, бриллианты и мечи, был награжден только один человек — Ханс Ульрих Рудель — легендарный пилот немецкого Люфтваффе. Он получил его за то, что надолго вывел из строя советский линкор «Марат» и подбил несколько сотен танков Красной Армии.

тевтонский крест символика

Теперь вы знаете, как выглядит Тевтонский крест, и знакомы с его разновидностями. Это значит, что, рассматривая исторические гравюры или миниатюры, вы сможете определить, кем является изображенный рыцарь: кнехтом, комтуром, сержантом, маршалом или же Великим магистром.

Источник: fb.ru

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

Тевтонский орден (Орден дома св. Марии в Иерусалиме) — католический военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя («Дома св. Марии») для германских крестоносцев. Иначе называется также Прусским или Немецким орденом. Осуществлял политику папской экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах.

На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоличивание населения.

История

Орден был основан в 1128 в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской.

Около 1189 сын Фридриха Барбароссы сообщил новому ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды (белый плащ с черным крестом) и назвал Тевтонским орденом Домом св. Девы Иерусалимской. В 1191 [1] папа Климент III утвердил устав ордена, который стали называть просто Тевтонским орденом.

Первым начальником ордена — или гохмейстером, как они стали называться впоследствии,— был Генрих Вольдботт. Сделавшись военным учреждением, Тевтонский орден тем не менее сохранил и свой первоначальный характер религиозно-благотворительного учреждения, со многими правилами монастырской жизни. Пополнялся он, главным образом, членами германских аристократических фамилий.

Большой роли в Палестине орден не играл, так как сразу стал на сторону Фридриха II и вообще Гогенштауфенов в борьбе последних с папой.

Читайте также:
Какие изменения наблюдаются у ловцов жемчуга

Вскоре после падения Акры гохмейстер Тевтонского ордена Герман Зальца вместе с рыцарями переправился в Венецию, где и основал свою резиденцию.

Фридрих II и папа Гонорий III наделили орден многочисленными землями в Германии и Италии. Каждый из них хотел привлечь его на свою сторону. Зальца очень ловко лавировал между ними, стремясь как-нибудь помирить их. Главной его целью было найти такую область, где можно было бы стать самостоятельным государем.

Как раз в это время венгерский король Андрей предложил Тевтонскому ордену Трансильванскую область Бурзу, с гг. Крейцбургом и Кронштадтом, под условием защищать ее от набегов половцев, но скоро отнял у ордена землю под предлогом неисполнения им своего обязательства.

После этого в 1226 князь мазовецкий Конрад предложил Тевтонскому ордену Кульмскую (Хелминъосую) и Лёбодскую земли за защиту от прусов. Наученный предыдущим опытом, Зальца выхлопотал у Фридриха II грамоту на владение Кульмской землей и на Прусскую землю, чтобы «ввести там хорошие обычаи и законы для упрочения веры и установления благополучного мира между жителями». В 1228 отряд рыцарей Тевтонского ордена пришел на берега Вислы.

Завоевание Пруссии или Боруссии.

Пруссия, иначе Боруссия, была населена прусами или борусами, народом литовского племени. Это были язычники с довольно разработанным культом. В 1209 в этой стране впервые стал распространять христианство еп. Христиан, с благословения папы и при содействии Конрада, князя мазовецкого. В 1215 папа назначил Христиана епископом и владетелем Пруссии.

Христиан стал созывать крестовый поход против прусов. Поход не удался. Конрад Мазовецкий, покровительствовавший Христиану, обратился, как сказано выше, к Тевтонскому ордену, но Христиан не соглашался признать права ордена на Кульмскую землю и на Пруссию.

После долгих препирательств между Фридрихом II, папой, Конрадом Мазовецким и Христианом, Тевтонскому ордену удалось устроиться. По тайному договору с Конрадом орден получил от последнего в собственность Кульмскую землю (правда, договор этот был составлен в очень неопределенных выражениях), раньше отданную Христиану: папе сообщили некоторые статьи этого договора, где он санкционировал его.

В 1231 был заключен договор и с Христианом: орден признал себя его вассалом, обязался платить ему десятину и отдать значительную часть Пруссии, если ее удастся завоевать. С этого же года начинается постепенный захват земли прусов по определенному плану: завоевывается известная местность; в ней строят замки, города; жители избиваются; призываются переселенцы из Германии, и завоеванная область становится германской.

В 1231 был построен Торн. Пользуясь тем, что Христиан попался в плен, Тевтонский орден в 1234 получил от папы Кульмскую землю и Пруссию в вечное владение за обязательство платить дань.

С тех пор папы покровительствовали всеми силами Тевтонскому ордену, который овладел Помезанией и всеми укреплениями до устья р. Ногаты.

В 1237 был захвачен Бальгас, откуда идут попытки завладеть Вармией. В том же году к Тевтонскому ордену присоединяется Ливонский орден.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Поднялось восстание. Положение Тевтонского ордена было шаткое, тем более, что Христиан к этому времени был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа поддерживал орден, а Христиан скоро умер.

В 1249 спор с архиепископской властью был окончательно решен в пользу ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельнымн и назначались из членов ордена.

Папа ревностно поддерживал орден, склоняя рыцарей поступать в братство «храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254-1255 был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против прусов, окончившийся расширением владений ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управления вызвали общее восстание в 1260-1261 под руководством литовского князя Миндовга.

Положение ордена было критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы «одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего идолослужения»; но поход его был неудачен.

Читайте также:
Как называли крещеных евреев христиане

Избрание Рудольфа Габсбургского спасло орден. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены.

Таким образом Тевтонский орден, с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границ Литвы на востоке и до Мазовии на юге.

Было основано много замков и городов Эльбинг, Мариенвердер [Квидзын], Мариенбург, Гольдинген [Кулдига], Виндава [Вентспилс], Митава [Елгава] и т.д. Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земле, частью в городах; города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло много и германских дворян; местное население обратили в крепостное состояние и обращались с ним ужасно — оно было вне закона.

Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет — с 1230 по 1285. К началу XIV в. Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена и здесь стоял цветущий г. Данциг.

XIV в. был временем наибольшего процветания ордена; завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 гохмейстер Зигфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден отказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением.

Сделавшись государством de facto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали.

Тевтонский орден не отказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в свою очередь объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошительная война между орденом и Литвой, а затем Польшей.

В XIV в. устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гохмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в то же время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гохмейстера, мог даже лишить его сана, издавал законы, назначал высших сановников.

Гохмейстер был верховным повелителем; он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми управляли особые комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями ордена.

В 1410 польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение тевтонскому ордену.

В нач. XVI в. Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, продержавшись около пяти столетий. После секуляризации Тевтонский орден (его гохмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 секуляризовал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства) многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, (уехали в Германию, составили новый устав ордена и осели в г. Мериннгейме (во Франконии), который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения ордена.

Политического значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX в., когда был окончательно уничтожен декретом Наполеона.

В качестве весьма малочисленной церковной организации он существует до сих пор в Германии.

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

[1] по другим данным — в 1198 г.

Редакция текста от: 26.10.2005 21:24:06

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

«ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН» еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google

Источник: drevo-info.ru

Рейтинг
Загрузка ...