Иконография Казанской иконы Божией Матери. Казанская икона Божьей Матери относится по иконографии к типу "Одигитрия" (Путеводительница). Большинство икон типа "Одигитрия", что в переводе с
Надписи на иконах
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )
Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами:. Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.
Что значат буквы в нимбе Христа?
В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова, что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» ( Исх. 3:14 ).
В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).
На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.
На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.
Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в‑третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».
Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением.
Надписи на иконах
Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.
Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).
Церковнослав.: Иисус Христос
Церковнослав.: Матерь Божия
3. Пресвятая Богородица
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
Шрифт в русских иконах
Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII — XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
Новгород. XII в. | Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». |
Новгород. XIV в. | Апостол Петр |
Тверь. XV в. | Святая Троица |
Москва. XV — XVI вв. | Дионисий. Митрополит Петр с житием. |
Вологда. XVI в. | Фрагмент иконы «Похвала Богородице» |
Москва. XVII в. | Мария Магдалина и Евдокия |
Палех. XVIII в. | Рождество Христово |
Мстера. XIX в. | Паисий Великий |
Приводится по: ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5–901721-12–8, с 40
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения. Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова, что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). Фрагмент иконы «Похвала Богородице ». Москва. XVII в.
Иконография Казанской иконы Божией Матери.
Казанская икона Божьей Матери относится по иконографии к типу "Одигитрия" (Путеводительница). Большинство икон типа "Одигитрия", что в переводе с греческого означает "Путеводительница", представляют Божию Матерь с Богомладенцем, изображенным на правой руке Богородицы. Но есть изводы, где Младенец помещен на левой. Такой способ изображения называется "Панагия Декса" (греч. — святая). Изображение Богоматери на иконах типа "Одигитрия", как и в типе "Умиление", — поясное, но встречаются огрудные (как, например, Казанская икона Божией Матери) и в полный рост. Наиболее известные чудотворные иконы иконографического типа "Путеводительница" ("Одигитрия"):
Влахернская икона Божией Матери.
Грузинская икона Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери.
Иерусалимская икона Божией Матери.
Икона Божией Матери «Избавительница».
Икона Божией Матери «Троеручица».
Икона Божией Матери «Скоропослушница».
Казанская икона Божией Матери.
Козельщанская икона Божией Матери.
Смоленская икона Божией Матери.
Тихвинская икона Божией Матери.
Ченстоховская икона Божией Матери.
Основные элементы иконографии Божией Матери
1 — нимб, 2 — чепец, 3 — мафорий,
4 — звезды, 5 — именование
Туника — нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее цвет на иконах Пресвятой Девы установлен голубой как символ девственной чистоты. Он может быть разных оттенков.
Мафорий — верхняя одежда, большой четырех угольный плат, покрывающий голову и укутывающий всю фигуру. Надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Мафорий Богородицы с 474 года находится во Влахернском храме в Константинополе.
Женщины того времени всегда должны были прикрывать голову, и на иконах Матери Божией мы всегда видим на Ее голове легкий плат (чепец), подбирающий и закрывающий волосы.
Непременной принадлежностью мафория Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого Рождества Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по Рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала), кроме того это символ Святой Троицы, поэтому одну из звёзд закрывает Собой Богомладенец.
Нимб вокруг головы Божией Матери в отличие от нимба Богомладенца не содержит вписанный крест.
На иконах Божией Матери обязательно присутствует именование — сокращенное начертание слов "Матерь Бога" — греческие буквы, а над Богомладенцом "Иисус Христос" — Кроме того, в нимб Богомладенца вписаны буквы, означающие Сущий (Яхве),Исх.3:14.
Правильно называть иконы Богородицы так: Казанская икона Божией Матери или икона Божией Матери Казанская, но никак не Богоматерь Казанская или Богоматерь Владимирская, так как Божия Матерь у нас только одна — Приснодева Мария.
На иконах Божией Матери обязательно присутствует именование — сокращенное начертание слов "Матерь Бога" — греческие буквы, а над Богомладенцом "Иисус Христос" — Кроме того, в нимб Богомладенца вписаны буквы, означающие Сущий (Яхве),Исх.3:14. Правильно называть иконы Богородицы так: Казанская икона Божией Матери или икона Божией Матери Казанская, но никак не Богоматерь Казанская или Богоматерь Владимирская, так как Божия Матерь у нас только одна — Приснодева Мария.
Что означают буквы на иконе богородицы
"Внимание! На основании
Указа Губернатора Ивановской
области от 23.03.2022 № 29-уг
действие антиковидного
регламента в МКУК
"Заволжская ГБ" временно
приостановлено; норма
использования масок носит
рекомендательный характер.
Молитвенный голос поэта
Житейские истории
священника Ярослава Шипова
С любовью к профессии
и братьям нашим меньшим
"Достоевский и Некрасов.
Два голоса одной эпохи."
— Виртуальная выставка
к 200-летию Ф.М. Достоевского
и Н.А. Некрасова
«ВСТРЕЧА»
— духовно-просветительский
«КАРАВАЙ»
— фольклорно-литературный
«КАРУСЕЛЬ»
— семейного чтения
«НАВИГАТОР»
— по правовому воспитанию
молодежи
«РАДУГА»
— здорового образа жизни
«НАШ САД-ОГОРОД»
— экологического просвещения
«ПРОВИНЦИАЛКА»
— женского общения
«СТИХИЯ» — поэтический
«ЛАДЬЯ»
— шахматный клуб для детей
Образ Богородицы в иконописи
Православные люди на Руси особенно любили и почитали Матерь Божию. Не один раз во время тяжелых испытаний, войн и нашествий русские люди с верою горячо просили: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» — и получали чудесную помощь.
Заступница милосердная, Защитница, Стена нерушимая – так обращаются к ней в молитвах верующие. Множество икон было написано в честь Святой Заступницы, многие из них стали чудотворными — Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Богоматерь Донская и другие.
В каждой церкви есть множество икон с Её изображением. В великом многообразии икон Божией Матери существует своя классификация. Есть три основных иконографических типа: Путеводительница, или Одигитрия; Умиление, или Елеуса; Молящаяся, или Оранта.
Предлагаю познакомиться с ними и принять участие в викторине.
Само название «Путеводительница» указывает нам на основную мысль иконы: путь к Христу. На иконах этого типа Божия Матерь изображена с младенцем Христом. Богородица жестом руки указывает нам на Богомладенца Христа, словно говорит: «Идите за ним». Младенец на иконе восседает на левой, а иногда на правой руке Богородицы. Правой рукой Он благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия.
ВОПРОС 1. Какая из перечисленных икон относится к иконографическому типу Одигрия? (выбрать правильный ответ)
— Богоматерь Смоленская
— Богоматерь Владимирская
— Богоматерь «Великая Панагия»
На иконографическом типе Умиление (Милующая), или Елеуса, Младенец Христос припадает щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Матери склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Она просит у Него милости для человечества, и прильнувший Сын словно отвечает Ей и миру благословением. Образы передают соединение земного и небесного, божественного и человеческого.
ВОПРОС 2. Какая из перечисленных икон относится к иконографическому типу елеуса?
— Богоматерь Казанская
— Богоматерь Тихвинская
— Богоматерь Владимирская
На иконах иконографического типа Молящаяся, или Оранта Богоматерь изображается с воздетыми на уровне головы руками, раскрытыми ладонями наружу, иногда без младенца. Но чаще Младенец Христос присутствует. Его образ вписан в круг. Воздетые руки Богоматери означают призыв к молитве. Изображение Младенца на лоне Богородицы – символ величайшего чуда: Господь пришел к нам на Землю. В православных храмах изображения этого типа часто помещают в верхней части алтаря.
ВОПРОС 3. Какая из перечисленных икон, относится к иконографическому типу оранта?
— Богоматерь Донская
— Богоматерь «Троеручица»
— Богоматерь «Неупиваемая чаша»
На иконах Богородица изображается в определенных одеждах: мафории, тунике и плате. Мафорий – верхняя одежда, в разложенном виде имеет форму круга. В середине — круглый прорез для головы. Мафорий надевается поверх туники, длинной нижней рубахи, и плата, которым собраны и покрыты волосы Богородицы. Три звезды на мафории несут в себе двойное значение.
ВОПРОС 4. Какого цвета традиционные одежды Богородицы на иконе?
— Пурпурный и синий
— Красный и белый
— Синий и белый
ВОПРОС 5. Что символизируют три звезды на мафории (покрывале) Богородицы?
— Святую Троицу
— Три креста на Голгофе
— Приснодевство (символ непорочности Пречистой Девы: до Рождества, во время и после)
ВОПРОС 6. Что означают буквы на иконах Богородицы: «ΜΡ ΘΥ»?
— «Мария роди Фоме уверение»
— «Мария роди фарисеев Учителя»
— «Матерь Божия»
Конечно, разделение на три типа множества разнообразных икон Божией Матери очень условно. Есть иконы, имеющие характерные особенность. Например, иконы, изображающие Божию Матерь как Царицу Небесную на престоле. Сидящая Божия Матерь держит на коленях Младенца Христа. Одна из таких икон – Державная, которая была явлена в день отречения от престола императора Николая II.
Есть иконы, которые не относятся ни к одному иконографическому типу. Например, иконы «Всех скорбящих радость», «Нечаянная радость», «Неопалимая купина». Они по-особому выстроены композиционно.
ВОПРОС 7. На какой из перечисленных икон Богородица изображена без младенца?
— Семистрельная
— Спорительница хлебов
«Умиление» Серафимо-Дивеевская
— на всех
А знаете ли вы икону Богородицы, у которой следует просить защиты? Она дана человеку по дате рождения.
Родившихся с 22 декабря по 20 января защищает икона Божией Матери «Державная».
21 января – 20 февраля – Богоматерь Владимирская и «Неопалимая купина».
21 февраля – 20 марта – Богоматерь Иверская и «Неопалимая купина».
21 марта – 20 апреля – Богоматерь Казанская.
21 апреля – 21 мая – «Сподручица грешных», Богоматерь Иверская.
22 мая – 21 июня – «Неопалимая купина» и Богоматерь Владимирская.
22 июня – 22 июля – «Всех скорбящих радость» и Богоматерь Казанская.
23 июля – 21 августа – икона «Покрова Пресвятой Богородицы».
22 августа — 23 сентября – Богоматерь «Неопалимая Купина» и «Страстная».
24 сентября – 23 октября – Богоматерь «Неопалимая купина».
24 октября – 22 ноября – «Скоропослушница», Иерусалимская Богоматерь.
23 ноября – 21 декабря – «Тихвинская Богоматерь», «Знамение».
Надписи на иконах. Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи. Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.
Надписи на иконах
Процесс написания иконы сложный и продолжительный, требуется соблюсти многие правила, чтобы работа стала настоящей иконой. И даже когда образ полностью прописан, его нельзя считать совершенным без одной небольшой детали. А именно без надписи.
Надписи на иконах можно сравнить с наречением имени младенца. В древние времена надпись делал сам архиерей, что приравнивалось к освящению иконы. После данного действия икона становилась вполне иконой, и перед ней можно было начинать молиться конкретному святому.
Значение надписи на иконах великий русский философ и проповедник Павел Флоренский охарактеризовал следующим образом: «В иконе есть душа – её надписи». При нанесении надписи икона как бы наполняется жизнью, и процесс её рождения вполне совершается. Имя на иконе – это не просто написанное слово, но часть общей композиции, они украшают и дополняют образ.
Надписи на иконе – принятые в православной иконописной традиции условные обозначения и сокращения.
Правила надписи к иконам сложились в течение многих веков. В обучении мастеров иконописный шрифт является отдельным предметом для изучения, наравне с рисунком. В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Надпись – это венец всей работы.
Надписи могут быть выполнены на церковнославянском, на греческом и других языках.
Основным принципом иконных надписей является контрактура контрактура (лат. contractura — стягивание), что является сокращением слова, которое производится с помощью начальной и конечной букв. Хотя имя святого может быть прописано и полностью.
Например, Бог – Бгъ, Господь – Гдь; Иисус Христос — IСЪ ХСЪ, и т.д.
Рассмотрим основные сокращения на православных иконах:
Надписи на иконах Господа Иисуса Христа
IC XC, ΙΣ ΧΣ — сокращенное написание имени греч. Ιησους Χριστος
IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа
ΙΧΘΥΣ — дословно «рыба», греческий акроним греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.
ο ων (греч.) — сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх 3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа.
Црь слвы — Царь Славы
Надписи на иконах Божьей Матери
ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.
МН БЖН — Матерь Божья
Б. М. — Божья Матерь
П. Б. — Пресвятая Богородица
Надписи на иконах святых
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИОС — греч. святой. Часто слово «агиос», как несущее сакральный смысл, сокращалось, причем нередко до иероглифического знака.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА — греч. святая
СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой
ОКА, ОАК — праведник (греч.)
МЧ, МЧНК — мученик
Надписи на Распятии
I.Н. Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях «Распятий», знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский» (см. INRI)
МЛ РБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»
ΤΚΠΓ (греч.) — сокращение от Τουτο (или Τουτο) Κρανιον Παραδεισος Γεγονε — аналог русской надписи МЛРБ
ГГ — гора Голгофа
ГА — Голова Адама, надпись при черепе
К — копие — одно из орудий страстей
Т сокращение от «трость» — одно из орудий страстей
КТ — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.
В Иконописной мастерской «Мерная икона» Вы можете купить икону, написанную в соответствии с многовековой традицией.
На иконах этого типа Божия Матерь изображена с младенцем Христом. Богородица жестом руки указывает нам на Богомладенца Христа, словно говорит: «Идите за ним». Младенец на иконе восседает на левой, а иногда на правой руке Богородицы. Правой рукой Он благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия. — Приснодевство (символ непорочности Пречистой Девы: до Рождества, во время и после). ВОПРОС 6. Что означают буквы на иконах Богородицы: «ΜΡ ΘΥ»? — «Мария роди Фоме уверение» — «Мария роди фарисеев Учителя» — «Матерь Божия». Конечно, разделение на три типа множества разнообразных икон Божией Матери очень условно.
- https://azbyka.ru/nadpisi-na-ikonax
- http://kazanhram.narod.ru/hram/kazanskaya/ikonografia.html
- http://www.zavgoradm37.ru/bbl/news/2021/210301-2_b.html
- http://micon.ru/icon/poleznaya-informatsiya/nadpisi-na-ikonah.php