Что означают буквы на пробе золота

Содержание

Подробно рассказываем о видах и стандартах проб на золоте: какие бывают, таблица и фото золотых изделий, что означают клейма с буквами, какой драгоценный металл самый лучший — в нашей статье.

Буква «В» на золоте и другие подсказки для тех, кто ищет как найти золото Советского качества.

Если я хочу найти золотое изделие, которое по составу металла будет как советское, а качество максимально приближено к ювелирным украшениям СССР 1980г выпуска. Я использую всего три маленькие хитрости, благодаря которым, я еще никогда не ошибался с выбором надежных ювелирных изделий и уже неоднократно становился владельцем золота практически точного советского качества.

Занимаясь изучением свойств драгоценных металлов, я нашел свой легкий способ, как наверняка купить современное золото с качеством как у советского. Такое, которое не будет темнеть, не поржавеет, не сломается в первые пять лет носки и которое будет максимально надежным с любой точки зрения.

Что означает проба на украшениях

И за многие годы работы с золотом, я пришел к выводу, что для того чтобы например золотое кольцо было по качеству как советское, оно должно иметь:
— аналогичный состав ювелирного сплава,
— соответствовать технологическим требованиям тех времен
— иметь правильную обработку.

Первое, что я делаю, если хочу купить золото с качеством изготовлении как в СССР, это смотрю на вторую букву так называемого именника.

Что означают буквы возле пробы на золоте? По большому счету это код, в котором содержится дата производства, именник завода и место где изготавливалось изделие из драгоценного металла.

Мне важна вторая буква (означает инспекцию проводившую проверку пробы золота) такого шифра. Второй должна быть либо «В» либо «Б».

Буква «В» расположенная второй слева в аббревиатуре на золоте – означает, что пробу на золото поставила государственная инспекция Костромской области, а, следовательно, и сами изделия с большой вероятностью были изготовлены на заводах этого региона.

«Б» — инспекция украшений проводилась в Бронницах – второй ювелирной столице нашей родины.

Почему важны именно эти буквы, а не другие? Уверен — сделать, «как в СССР», могут только заводы, работающие во времена СССР! Ювелирные фабрики, мастера которых еще не растеряли хватку и являются адептами советских принципов производства!

Такие заводы остались, в Костромской и Московской области (ну и парочке других регионов) их можно отличить по буквам в коде.

По бирке, место производства я лично никогда не смотрю, ибо бренд может быть указан Костромской, а фабрика расположена в Ростове (так бывает когда у бренда много заводов). Больше смотрю также на последние буквы, дабы точно понимать с каким заводом имею дело. Но рекламировать их не стану ведь у каждого любимый завод свой.

И совсем другое дело, когда золото произведенное например в поселке Красное-на-Волге имеет еще и пробу государственной инспекции именно этого региона, а не Краснодара или Ростова как это уже не редко встречается.

Более важным для меня является состав и качество самого золота.

На качество золотого украшения влияет не только его проба но и состав ювелирного сплава (количество и тип металлов добавляемых в лигатуру) В советские годы в него входило больше количество драгоценных металлов например платиновой группы. Тогда это было обосновано ибо стоили они не много, но позволяли существенно повысить надежность изделий.

Сегодня стоимость этих металлов выросла и может превышать даже цену самого золота. Например родий сегодня стоит в 10 раз дороже золота (42 000р за грамм). Поэтому производители заменяют дорогие металлы более дешевыми, делающими золотой сплав более доступным но при этом и менее стойким к повреждениям или износу.

Как найти золото, чтобы его сплав был таким как у изделий СССР?

Есть признаки , по которым можно отличить золото советского качества от современной «мешанины». Одним из них является цвет металла.

Некоторые рекомендуют покупать золото такого цвета, которое имеют советские изделия. Нужно просто взять с собой например мамино кольцо и подобрать золото максимально ему соответствующее по цвету.

Якобы, таким образом, мы сможем найти ювелирные сплавы, максимально схожие по своему составу с советскими.

Я же делаю проще – выбираю только розовое золото, ибо его сплав считается самым надежным среди всех распространенных цветов ювелирного сплава и его состав практически невозможно подменить при этом не повлияв на цвет золота.

Качество изготовления – финальное, на что нужно обращать внимание.

Если я хочу чтобы золото носилось как советское, категорически избегаю покупки следующих изделий: любое золото имеющее пустотелую конструкцию (без исключений), кольца массой меньше 4 грамм, цепочки и браслеты, плотность расположения звеньев которых не позволяет намотать их на палец, перстни с драгоценными вставками с менее чем шестью закрепками (крючками, рапанами), изделия с замками которые легко можно погнуть средним сдавливанием.

Пустотелое, часто перетирается. Легковесные кольца часто гнутся если носить что-то тяжелое. У цепочек, которые заламываются при наматывании на руку или палец, часто ломаются звенья и они теряются.

Советское золото от того и носится хорошо, что оно имеет более массивные закрепки, толстые стенки и крепкие замки. Но, к сожалению оно достаточно часто имеет и синтетические а не натуральные камни, о чем тоже следует помнить!)

Источник

Буква «В» расположенная второй слева в аббревиатуре на золоте – означает , что пробу на золото поставила государственная инспекция Костромской области, а, следовательно, и сами изделия с большой вероятностью были изготовлены на заводах этого региона. «Б» — инспекция украшений проводилась в Бронницах – второй ювелирной столице нашей родины. Почему важны именно эти буквы , а не другие?

Уверен — сделать, «как в СССР», могут только заводы, работающие во времена СССР! Ювелирные фабрики, мастера которых еще не растеряли хватку и являются адептами советских принципов производства!

Какие бывают пробы золота

Разбираемся, какие бывают пробы золота, какой драгоценный металл самый лучший, в чем разница мировых стандартов.

История и назначение

Золото — любимый всеми и один из самых востребованных драгоценных материалов. В натуральном виде для производства украшений он применяется редко из-за своей хрупкости, подверженности деформации и высокой цены. Чтобы узнать состав, количество благородного металла и примесей, ювелиры 17 века придумали определение «проба».

Читайте также:
Шарм это простыми словами

Какие есть пробы на золото, и чем они различаются, подробно рассмотрим в статье.

Определяемся с понятием

Соотношение всех составляющих, образовавших сплав, указывает на его индекс качества. К ним относятся золото, серебряная и медная составляющая. Законодательство Российской Федерации предполагает обязательное клеймирование всех спаек, включающих металлы, именуемые как драгоценные.

На поверхности таких вещей отпечатывается специальный оттиск, указывающий процентное включение чистого вещества в произведенном сплаве. Его именуют пробой или клеймом.

Существует несколько определений стандартов в мире.

Лотовая система

Употребляется в ряде скандинавских стран и считается одной из первых общепринятых таблиц определения проб золота и обозначения части основного вещества. Максимальный показатель составляет 16 лотов и соответствует 99,99% чистого металла в привычной нам метрической системе. Далее, отметки опускаются на две позиции вниз до окончательной цифры 6, обозначающей 375 стандарт.

Золотниковая система

Впервые появилась в царской России, во время правления Петра I в 1798 году и образовалась благодаря бывшему тогда в обиходе фунту, который складывался из 96 золотников. Именно такая доля и соответствует нынешним 99%. Потом этот показатель изменялся до 36.

На различных старинных ювелирных изделиях можно встретить цифры – 56, 72, 92, 96 соответствующие 585, 750, 958 и 999 обозначениям метрики. Чтобы золотниковое клеймо просчитать в каратном виде, достаточно значение разбить на 4.

Метрическая система

Метрическая – простой и понятный для нас вариант, четко указывающий чистый процент благородного металла. Самая низкая проба, ставящаяся на золотых изделиях, – 375. Это означает, что в составе 37% благородного металла. Далее следует 500-я, соответственно указывающая включение аурума и других примесей в пропорции ½. Наиболее популярна в обиходе 585-я, пришедшая на замену советской 583-ей.

Затем идет не менее востребованная 750-я. Клеймо с цифрами 958 встречается крайне редко, а 999 – золото, почти не включающее примесей, которое применяется только для создания банковских слитков. В СССР был еще и цветовой стандарт. 375 имел розовый, темный оттенок, 583 – красный, а драгоценности, проштампованные 750 — были лимонные.

В настоящее время по одному только оттенку нельзя с точностью назвать пробу.

Каратная система

Используется в Европе и в США. Стоит обратить внимание, что в данных регионах красное золото не востребовано, ювелирные украшения производят лимонно-желтыми, приближая их по оттенку к натуральному и белыми, с виду напоминающими платину, но значительно более демократичными по цене.

Если на территории России чистый металл – это без одной сотой 100%, то в каратной шкале исчисления ему соответствует обозначение 24к. Затем идет по убыванию от 23к, до 8к. Например, обозначение 18к говорит, что в 24 долях сплава включено 18 долей чистого золота.

Соотношение между системами проб золота
Метрическая система проб 999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб 24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3% 50% 37,5%

Чтобы легко перевести каратную пробу в метрическую можно воспользоваться формулой: каратная проба : 24 * 100

С 1890 года изображение изменили на женщину в кокошнике. Затем, уже при советской власти, на смену пришел силуэт рабочего, позже замененный в 1957 всем известным серпом и молотом.

Внешний вид драгоценного клейма в государствах Востока представлен иероглифами, а в европейских – государственные гербы и символы городов, рядом с каратной пробой. Есть случаи, когда на продукте стоит две отметки, например, 925 и 375 – тогда это подразумевает информацию, что товар сделан из серебра 925 пробы и золота 375-й, причем второй, очень мало. Обычно это пластина или золотое напыление.

Клеймо можно нанести двумя методами: механическим оттиском и лазерным способом. Последний является сложным в исполнении и надежным, благодаря чему фальсификация изделий исключается практически стопроцентно.

Виды проб на золоте

Лигатура – это примеси к благородным металлам неблагородных. По сути это те компоненты сплава, которые определяют его свойства.Так благодаря различному составу золото приобретает оттенки не присущие чистому металлу, а именно: белый, желтый, даже зеленый, багряно-красный и необычные черный и вишневый. Перед покупкой дорогостоящего украшения, нужно сначала изучить, какие бывают стандарты качества и в чем их отличие. Далее рассмотрим все имеющиеся на данный момент категории:

  • 999. Это высочайший индекс, % примесей в котором 0,1. В изготовлении ювелирных товаров золото без примесей не используется, так как легко деформируется, имеет высокую стоимость и тусклый оттенок. Из чистого металла делают слитки на продажу профессиональным инвесторам и обеспеченным людям, которые хотят таким образом сохранить или приумножить свой капитал.
  • 958 проба обозначает очень мягкие украшения, не подверженные коррозии. Их оттенок лимонно-желтый максимально приближен к чистому веществу. Обычно из подобного сплава изготавливают обручальные кольца. Стоят они неоправданно дорого из-за большого содержания чистой доли. А кроме этого, ювелиры вынуждены производить массивные модели во избежание деформации хрупкой структуры.
  • 925. Клеймированию подвергают все металлы, именуемые драгоценными. Серебро не исключение. 925 проба несет информацию о том, что это качественный предмет, с использованием основного материала 92,5%. В качестве добавок уже много лет берут германий и кадмий, обеспечивающие поверхности стартовый глянцевый блеск и красоту.
  • 875. Такие украшения популярны и востребованы. Их чаще остальных пытались подделывать, заменяя 87,5% серебро свинцом и алюминием. Для придания идентичного вида, товар покрывали напылением серебра и выдавали его за высокопробный металл.
  • 750. Если условно разделить состав на 1000 частей, 750 из них будет составлять золото. Это самое большое соотношение, которое применяется в промышленных масштабах для изготовления многообразных ювелирных изделий. Добавки этого сплава представляют собой элементы таблицы Менделеева: серебро и медь в пропорции 1 к 4,3. 18-каратный состав широко применяется в восточных государствах для производства оригинальных женских и мужских аксессуаров. Он хорошо поддается обработке, но является довольно хрупким и требует аккуратного использования. Подобные изделия легко деформировать, поцарапать или повредить. В большинстве случае их используют, как «праздничные» варианты туалета.
  • 585 – учитывая все номера проб, какие бывают у золота, это самая распространенная для производства современных драгоценных украшений. Любой ювелирный магазин порадует разнообразием цепочек, колец, браслетов и других мелких товаров с клеймом 585. Ввиду популярности этого стандарта для массового использования и оценивания, чтобы оттиск было тяжелее подделать, его выполняют лазерным или электроискровым оборудованием.
  • 583. В СССР широко использовалось именно такое клеймо. Кстати сказать, после Второй мировой войны, в Европе использовать массово украшения в 14 карат. Если осуществить несложные вычисления: 14/24*1000, то получим значение 583. Из такого металла было изготовлено большинство обручальных колец с драгоценными и полудрагоценными камнями. Только начиная с 2000 года на территории Российской Федерации ввели 585 пробу, как основную, полностью исключив из производства советский прототип.
  • 500 – означает, что предмет в равных частях содержит аурум и лигатуру. В производстве такой сплав не используется, но он популярен среди частных мастеров и позволяет покупателям по достоинству оценить товары с оригинальным дизайном. Широко применяются за границей варианты данного образца для выпуска таких специфических вещей ежедневного использования, как портсигары, броши и запонки. В зависимости от пропорции того или иного элемента в составе, эти изделия меняют цвет от красного до зеленоватого.
  • Золотые украшения с показателем 385 уже содержат больше половины различных примесей. Красноватый оттенок получается при увеличенном количестве меди в составе, а серебро — придает белесый цвет. Чтобы металл лучше поддавался обработке, необходимо уменьшить температуру его плавления, для желтого она составляет 1080°С, для серебра – 1550, а для дорогостоящей платины 1780. Чтобы добиться требуемых показателей к составу добавляют железо.
  • 375 стоит последней в системе проб. Подобные изделия наиболее дешевы, благодаря низкому процентному содержанию благородного металла. Высокое количество меди и серебра неизбежно приводят к окислению и образованию темных пятен. Восстановить изначальный презентабельный вид потемневшей поверхности довольно трудно, особенно при наличии сложных резных деталей. Однако дешевое сырье позволяет массово выпускать востребованную доступную продукцию, которая пользуется спросом.
Читайте также:
Плетение из японского бисера

Самая популярная проба золота

Соизмеряя различные факторы, одним из которых является внешний вид, отзывы покупателей и общие рейтинги, было получено мнение, что оптимальными украшениями считаются изделия 585 образца. По внешним параметрам они не уступают 22- и 24-каратным аналогам, но стоят дешевле. Клеймо обычно гравируется на внутренней стороне поверхности.

По праву первое место по выпуску подобных аксессуаров занимают итальянские умельцы.

В чем суть дополнительных символов

Поговорим о том, какие бывают пробы золота с буквами и какие дополнительные обозначения ставят на ювелирные изделия. Мастера прошлых веков не давали письменное сопровождение, удостоверяющее принадлежность к тому или иному металлу. Вместо этого, штамповалась выпуклая аббревиатура с именным знаком, определяющим кем выпущен товар.

Заводы в настоящее время для обозначения своих изделий ставят дополнительное клеймо так называемый именник. Длина надписи строго ограничена 4 символами, первый из которых обозначает год выпуска. Вторая буква – место, где опломбировали драгоценный металл и последние две остаются для обозначения компании, частного ювелира, придумавших и реализовавших продукцию.

Итоги

Варианты 585 и 750 – наиболее удачные и популярные сочетания, так как содержат немного лигатуры, но достаточно для того, чтобы изделие сохраняло прочность и презентабельный внешний вид. Драгоценности с отметкой ниже 500 являются наиболее доступными по ценовой политике, но имеющими ряд недостатков.

Источник

Какая проба золота считается самой лучшей? Что значит маркировка 14, 18, 22 карат? Какие вообще бывают золотые пробы у ювелирных изделий и слитков. Самая низкая проба в украшениях.

Проба чистого золота в слитках. По всем цветам золота . Красное и розовое золото .

Какие бывают пробы золота в ювелирных изделиях, стоимость золота 585 пробы в России

Все мы знаем о таком благородном металле, как золото. Оно считается одним из самых ценных ресурсов на земле. Но в чистом виде его почти нигде не используют. Для придания прочности и разных оттенков золото стали смешивать с другими металлами, обладающими надежными свойствами. Чтобы покупатель мог точно знать сколько золота в данном изделии — металл клеймится.

В России есть постановление Правительства РФ от 18 июня 1999 г. №643 «О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов», где прописаны какие бывают пробы золота и других металлов. У нас в стране используют метрическую систему проб с 1927 года. Ювелиры для изготовления золотых изделий используют 375, 500, 585, 750, 900, 958, 999 пробы.

В США, Великобритании, Нидерландах, Финляндии и других западных странах используют каратную систему проб. Каждая из них в точности соответствует нашей. Золото 375 пробы соответствует 9 каратам. В ее сплаве в основном содержится серебро и медь, цвет может быть красным и желтым. Золото 500 пробы — это 12 карат. В нем также много меди и серебра.

Золото 585 пробы соответствует 14 каратам. В его сплав добавляют также палладий и никель. Он не тускнеет, как предыдущие пробы и отлично поддается ковке. Золото 750 пробы (18 карат) дополнительно может содержать платину. Оттенки могут разнообразными: от зеленого, до белого. Почти не используемая в ювелирном деле проба 958 соответствует 23 каратам. Высшая проба золота — это 999 (24 карата).

Очень мягкий металл, подверженный деформации. В начале ХХ века в России из него иногда делали обручальные кольца. Они были очень массивными и тяжелыми.

Пробы и каратности золота

В советское время существовала проба золота 583, но для того, чтобы не уступать западным стандартам, решили использовать пробу 585, которая соответствует 14 каратам.

Пробы золота говорят нам о содержании драгоценного металла в соотношении с другими компонентами, а что означает цвет золота? Только то, с каким именно дополнительным металлом смешали основу сплава. Белое золото, например, может иметь любую пробу, но чаще используют 585 и 750.

Клеймо, содержащее сведения о пробе, обязательно должно находиться на изделии из драгоценного металла независимо от оттенка изделия.

Клеймо на кольце из золота 585 пробы

А о чем говорит старинная 56 проба золота? В царское время на Руси ставили именно такую пробу, она означает, что на 96 частей золота приходится 56 частей чистого драгоценного металла. Эта система пробы называется золотниковая, когда вес частей определяют в английских фунтах.

Какая проба золота лучшая для ювелирных изделий?

Чаще всего в ювелирных украшениях мы встречаем золото пробы 585. Помимо доступной цены, изделия более долговечные и прочные, благодаря содержанию меди в сплаве. Поэтому проба золота 585 считается наиболее оптимальной для всех видов ювелирных изделий. Для создания белого золота используют уже не медь, а палладий. Иногда добавляют родий, это придает изделию холодно-голубой оттенок.

А с никелем золото будет иметь желтоватый оттенок. Все эти металлы только помогают качественному золоту быть лучше. В гипермаркете Sunlight более 11 000 изделий из золота 585 пробы. Отзывы покупателей говорят о хорошем качестве металла и его долговечности.

Например, одно из самых популярных колец как раз из золота 585 пробы.

Золотое кольцо с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

В корпусах часов также используют золото 585. Металл тверже, возможности разнообразить его цвет больше. И мировые бренды используют золото 750 пробы, поддерживая статусность. Они ставят эксперименты с оттенками и разнообразием сопутствующих металлов.

Клеймо или проба на золотых часах ставится на корпусе с внутренней стороны или на ремешке.

Прочное и легкое в обработке золото 750 пробы используют ювелиры для особо тонких филигранных работ. С ним нужна большая аккуратность и точность, строгость к выполнению изделия, чтобы в дальнейшем покупатель был доволен долговечной покупкой. В Sunlight также продают изделия из золота 750 пробы , например, милые детские серьги-гвоздики с эмалью .

375 проба золота используется реже, но покупатели охотно покупают изделия из-за их дешевизны. Несмотря на то, что это самая низкая проба золота, здесь все равно достаточное количество благородного металла, который радует своих хозяев.

Читайте также:
1 карат сколько миллиметров

Высшую пробу золота в ювелирных изделиях очень редко встретишь в продаже. В основном, это обручальные кольца или изделия на заказ. Их делают толстыми и они отличаются крупным весом — все для того, чтобы кольца не погнулись и не сломались.

Золото пробы 999 используют для формирования государственного золотого запаса.

Золото 999 пробы

Бывает ли золото без пробы?

Что делать, если нет пробы на золотом украшении? Не всегда это означает, что золото поддельное. Маркировка может отсутствовать по разным причинам:

  1. Если золотое украшение старинное. Раньше пробу на драгоценные металлы не ставили или делали это очень редко. Также, из-за возраста изделия, проба с мягкого металла может стереться.
  2. Если изделие подвергалось реставрации или переделке, его могли переплавить.
  3. Если ювелирные украшения были куплены за границей, где торговля не маркированными изделиями разрешена.
  4. Вручную изготовленные украшения или под индивидуальный заказ могут не иметь пробы. Тут вам придется поверить ювелиру на слово.
  5. На медицинском золоте проба не ставится, но можно найти маркировку, обозначающую состав и метод нанесения позолоты. В этой статье мы подробно рассказывали про медицинское золото.

Так или иначе, не спешите разочаровываться. Опытные специалисты помогут вам узнать пробу золота.

Как определить пробу золота?

Проверить золото без пробы не так уж сложно. Ювелиры точно определят ценность изделия и дадут гарантию. Это самое простое и надежное решение.

Но если вы хотите более серьезный подход, то в Российской государственной пробирной палате возможен прием физических лиц. Там помогут определить пробу и поставят повреждающее клеймо.

Клеймо на ювелирных изделиях

Если вы хотите при этом продать украшение, то целесообразней обратиться в ломбард. Там смогут принять золото без пробы и определить его стоимость. Для того, чтобы сдать украшение, нужен только паспорт. А если вы передумаете, то можете выкупить его обратно в течении двух месяцев.

Удобные ломбарды работают в магазинах Sunlight, где для обмена можно сдать золотые изделия в любом состоянии.

Если вы хотите узнать пробу золота в домашних условиях, то существуют несколько способов для определения благородного металла:

  1. Метод известный с давних пор — проверка уксусом. Окуните золотое изделие в раствор и почти тут же получите результат. Золото не меняет свой цвет.
  2. Еще один популярный способ — проверка магнитом. Если изделие хорошо примагничивается, значит, оно из стали или из позолоты, потому что настоящее золото не притягивается к магниту.
  3. Золото, как и все деньги — не пахнет, в отличие от любого другого металла.
  4. Если у вас есть керамическая необожженная плитка, то потрите об нее изделие. Следы остались темные или серые? Тогда это не золото.
  5. Порошком для прижигания ран, ляписом, тоже можно разгадать благородство металла. На мокрое изделие нанесите немного ляписа. Если оно почернеет, то это подделка.

Однако точно узнать пробу золота в домашних условиях вы определить не сможете, т.к. нужны специальные материалы: хлорное золото, азотная кислота и пробирная игла.

Цена золота

Помимо ломбардов, вы можете сами узнать стоимость вашего изделия. Цена 1 грамма золота устанавливается Центробанком России.

Цена золота

На июль 2019 года это примерно 2867 рублей за грамм. Цена 1 грамма золота 585 пробы в ювелирных украшениях будет разниться от 2300 до 3400 рублей. Помимо стоимости самого золота в цену входит труд ювелира, сложность исполнения дизайна, и дополнительные материалы (не драгоценные камни). Самая дешевая проба золота 375 в ломбарде будет стоить 900-1000 рублей за грамм.

Стоимость грамма золота 750 пробы варьируется от 2000-2100 рублей. А самая дорогая проба золота ~ 2900 рублей. Чистое золото дороже, но встречается оно конечно реже.

С 2000 года цена на золото неуклонно росла. В 2011 году достигла своего апогея ~ 4200 рублей за грамм. После цена начала понемногу снижаться.

С 2016 года стоимость держится примерно на одном уровне. Однако вкладывать деньги в металл всегда считается выгодным делом, и лучше покупать золото.

Источник

А что значит золото пробы 24 карата? Каратная, золотниковая, метрическая система и процентная чистота золота … Множество вариантов и вопросов, постараемся прояснить их в нашей статье. Проба золота и лигатура. Само по себе чистое золото – металл мягкий. Поэтому для изготовления ювелирных украшений оно не пригодно.

Есть мнение, что цвет готового украшения из золота зависит от его пробы . Оно абсолютно ошибочно. Однажды мы столкнулись с покупательницей, которая была убеждена в редкой природе белого золота . Такое ей подсказали «эксперты» в каком-то ювелирном салоне. Цвет золотого украшения напрямую зависит от лигатуры (добавок).

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

В том случае, если ювелирное изделие не новое, а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р.

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл, мет или м.

Клейма

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца.

Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Читайте также:
Коготь медведя оберег для мужчин значение

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б, клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы.

Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б. Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д, за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б, а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б.

Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные. Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и ТУ, предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина — П

Палладий — ПД

Золото — 3

Серебро — С

Томпак — Т

Мельхиор — М

Латунь — Л

Алюминий — А

Платина с золотом — ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП; Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР; Пудреницы ПДН; Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ; Серьги С; Солонки СЛ; Стопки СТ; Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН; Щипцы для сахара Щ.

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий.

К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт.

При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

Читайте также:
Бокситы для алюминия это

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины.

Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой.

Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции.

В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены.

Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия.

Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности.

Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом.

Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Источник

Что такое проба золота . Пробой обозначают , сколько золота содержится в сплаве. Так, 585-я проба означает , что на 1000 граммов сплава приходится 585 граммов чистого золота , а все остальное — легирующий металл. Это самая распространенная проба золотых изделий в России. Также часто встречаются 750-я и 375-я пробы .

Все о клейме на золоте

Клеймо на золоте — неотъемлемая часть изделия, которая демонстрирует, что украшение настоящее. Каждый покупатель должен знать, как выглядит настоящее клеймо, где оно должно располагаться и как отличить настоящее украшение от подделки.

Что это такое?

Клеймо на золоте — это специальный государственный знак, который выступает в качестве подтверждения пробы на изделии. Каждое ювелирное изделие, изготовленное из драгоценного металла, в обязательном порядке должно проходить через апробирование и клеймение. При помощи данного знака потребитель сможет понять, из какого сплава создано выбранное украшение, кем оно изготовлено и когда.

Клеймение является обязательной процедурой практически в каждом государстве. На территории России за данное действие отвечает Государственная пробирная палата под контролем Федерального пробирного надзора. Нанесение отпечатка производится согласно единому образцу, который утвержден государственными органами.

Допускается клеймение только после того, как изделие пройдет сверку на пробу.

Другими словами, государственный знак выступает в качестве гаранта качества продаваемого сплава. Покупатель, видя клеймо, будет уверен, что украшение уже проверилось специалистами и соответствует заявленным характеристикам. В ювелирной промышленности есть несколько правил, согласно которым осуществляется нанесение клеймения.

Согласно принятым стандартам, клеймо не должно портить украшение, поэтому его располагают в строго определенных местах.

Источник

Клеймо на золоте — это специальный государственный знак, который выступает в качестве подтверждения пробы на изделии. Каждое ювелирное изделие, изготовленное из драгоценного металла, в обязательном порядке должно проходить через апробирование и клеймение. При помощи данного знака потребитель сможет понять, из какого сплава создано выбранное украшение, кем оно изготовлено и когда.

Рейтинг
Загрузка ...