Всегда люди стремились скрыть смысл свои посланий — будь то политические депеши, новости о передвижении войск или любовная переписка. Но тайнопись использовали и на иконах. Зачем?
Решетка Кардано
Один из самых популярных и надежных способов шифрования был предложен в XVI веке итальянским ученым Джероламо Кардано. Суть изобретения проста, как и все гениальное. Человек, который хочет сохранить суть своего послания в тайне, пишет текст. На первый взгляд – обычное письмо, в котором нет чего-то экстраординарного.
Но на самом деле тут есть свой хитрый секрет: некоторые слова в тексте должны складывать во второе, тайное послание. Узнать же эту тайну можно только одним способом – на текст письма надо наложить специальную решетку с прорезями в нужных местах. Эта таблица должна сойтись именно на искомых, тайных словах. И, таким образом, тайна письма откроется только тому, у кого уже есть эта решетка. Метод долгое время считался эталонным, единственный его недостаток заключался в том, что у автора изначального послания должно было существовать определенное филологическое чутьё, острое чувство языка, чтобы по возможности не выдать настоящее послание, сделав слишком сильный акцент на зашифрованных словах текста.
Что означает жест на иконе? Православные жесты.
Решетка Кардано – это высший пилотаж шифрования, способ просвещенной аристократии, который довольно поздно начал использоваться в России. А какие способы были популярны до него? В некоторых случаях текст записывался без шифрования, но не кириллическим, а каким-то сравнительно малоизвестным алфавитом. Для этой цели часто использовалась глаголица со своими очень причудливыми и странными буквами, а в некоторых случаях прибегали к услугам еще более диковинных алфавитов (например, пермское письмо, которое имело распространение среди коми где-то до XVII века). Но чаще всего использовали способ, известный как «литорея».
Литорея
Как бы сказал современный дешифровщик, литорея – это код простой замены. В наше время никто, разумеется, уже не пользуется такими шифровками, так как это предполагает достаточно невысокий уровень защиты послания. Но в былые времена литорея была гарантом стопроцентной защиты смысла послания.
Бывает она двух видов: простая и мудрая. И, хоть сама концепция литореи давно вышла из употребления, всем очень хорошо знаком один из вариантов названия самой простой и самой популярной ее разновидности. Речь идет о той самой тарабарщине. Первые случаи ее использования фиксируются аж в XIII веке.
Этот способ активно использовали такие исторические деятели, как Сергий Радонежский, Алексей Михайлович Романов и митрополит Киприан. Суть способа проста: гласные буквы остаются на своих местах, а каждую согласную заменяют на какую-то другую. В наиболее простых случаях использования логика подмены совершалась следующим образом: автор выстраивал два столбика из согласных букв, располагая их по порядку, где сверху были буквы из начала алфавита, а снизу – из конца. И так, меняя согласные из двух столбцов, средневековые жители Руси составляли свои криптограммы. Приведем пример: представим, что автор разбил согласные буквы в два столба следующим образом:
ИКОНЫ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
б в г д ж з к л м н
п р с т ф х ц ч ш щ.
Используя такой способ, слово, например, «кириллица» мы можем записать как «цивиччика». Надо признать, что ничего особо сложного в тарабарщине нет. Автор, правда, мог сделать свои шифры более надежными, иначе располагая согласные в столбцах.
Более сложный вариант русской литореи, называемый «мудрым», предполагал тот же метод, но шифровали не каждую отдельную букву, а целые слога. Благодаря своей доступности литорея стала невероятно популярной среди книжных людей Древней Руси и сумела проникнуть даже в иконописные работы.
Литорея в иконописи
Нельзя сказать, что использование шифрования в иконах было повсеместным явлением, но тем не менее это считалось потенциально поощряемым поведением. Наиболее характерным такой метод был для средневекового Новгорода. Так, например, есть икона, где зашифрованы имена Афанасий и Игнатий. В тарабарщине их превратили в «Азо» и «Ипча», используя чуть более сложный способ с усечением второй половины слова. На одной из вологодских икон можно вычитать устрашающее слово «носохепьемифыносохепьемифы», что означает всего-то «положение ризы».
Возникает естественный вопрос: зачем же людям скрывать какие-то послания в церквях? Тем более, что эти иконы были выставлены на всеобщее обозрение и, соответственно, прятать в них какую-либо тайну бессмысленно.
За ответом на этот вопрос надо обратиться к статье 1894 года за авторством пионера исследования шифрования в этнографии Павла Тиханова. В частности, он пишет следующее: «Иной раз криптография, употребляемая с благочестивою целию, ради безвестности и вящего смирения человека, наприм., надписи на предметах, приносимых в дар церкви; сокрытие имени списателем своего труда, составителем жития святого, какого либо сборника, цветника, и т.п. Для сей цели в старину употребляли особые, придуманные письмена, или употреблялась так называемая литорея, тарабарская грамота (азбука)».
Таким образом, люди старины прибегали к шифрованию текстов в иконах с исключительно религиозной целью. Они стремились так продемонстрировать свое смирение и побороть гордыню.
Источник: dzen.ru
Надписи на иконах – смысл, значение и нюансы написания
В древности надписи на иконы наносил архиерей – независимо от того, кем они были созданы. Только после этого действия образу можно было молиться: начертание надписей приравнивалось к освящению иконы. Позже, с появлением иконописных артелей, эта почетная обязанность была возложена на лучшего мастера либо главу артели.
Сегодня буквы на полотне изображают сами иконописцы, однако их значения этот факт не уменьшает: надпись на иконе по-прежнему можно сравнить с наречением новорожденного. Именно благодаря этому действу икона из художественного произведения превращается в уникальную божественную святыню.
Старинная икона с надписью
Икона с надписью на церковнославянском
Язык надписей на иконах
Данные начертания наносились в прошлом, да и сегодня наносятся на разных языках. Чаще всего среди них встречаются древнегреческий и церковнославянский. Однако эти языки – далеко не единственные. В частности, в некоторых европейских и латиноамериканских храмах вы вполне можете встретить икону с надписью на местном языке.
В свое время русский проповедник и философ Павел Флоренский сравнивал буквенные символы, начертанные на иконе, с ее душой. Такое сравнение является вполне оправданным – дополненный надписью образ приобретает свою самобытность, неповторимость. Одним из подтверждений важности надписей является тот факт, что традиции их нанесения, формировавшиеся веками, живут и используются до сих пор, практически без существенных изменений.
Надпись полууставом с элементами вязи
Шрифты в иконных начертаниях
Одной из таких традиций является шрифт. В церковнославянском языке изначально использовался так называемый устав, для которого характерны четкая симметрия, статичность и, соответственно, хорошая читаемость. Такой шрифт можно увидеть на православных иконах с надписями, нанесенными в домонгольском периоде.
Позже классический устав стал постепенно заменяться менее симметричным полууставом, который читался несколько хуже. Далее в технику нанесения надписей вносится вычурная и сложная для прочтения вязь, в основном, для больших образов. А в клеймах применяется беглый полуустав, приближенный к скорописи. Кроме того, в церковнославянских надписях начинают появляться заимствования из греческих шрифтов.
Формирование церковнославянского шрифта для иконных начертаний завершилось к 18 веку, после чего подходы существенно не менялись. Правда, к этому времени читаемость надписей уже оставляла желать лучшего.
Что касается надписей на греческих иконах, здесь чаще всего можно встретить минускульное (маленькое) письмо, состоящее только из строчных букв, а также унциал – слова и обозначения, составленные из прописных литер (его также называют маюскульным – большим). Унциал эксперты нередко сравнивают с церковнославянским уставом.
Каллиграфия как славянских, так и греческих шрифтов со временем претерпевала изменения. Так, например, старообрядческая вязь отличается от современной, а пореформенный греческий шрифт, появившийся во второй половине 17 века, не похож на ранний унциал. Более подробно этот вопрос мы изучаем на уроках иконописи в онлайн школе.
Титло над контрактурой
Стягивания – контрактуры в надписях
Говоря об особенностях надписей на святых образах, непременно стоит упомянуть и о сокращениях или, вернее, стягиваниях. К ним применим латинский термин «контрактура», что, собственно, и обозначает «стягивание». Из полного слова для надписи используются только первая и последняя буквы, над которыми ставится знак сокращения – титло. Хотя имена святых могут прописываться и полностью – здесь все зависит от мастера или служителя, наносящего начертание.
Надписи в виде контрактуры делаются не случайно. Такой подход, во-первых, элементарно экономит место на холсте. А во-вторых, что более важно, не отвлекает взор созерцателя от самого изображения того или иного образа, который, безусловно, является первоочередной ценностью иконы.
Одним из наиболее распространенных примеров контрактуры на иконах является надпись IСЪ ХСЪ, означающая «Иисус Христос». Это – общепринятый канон написания священных изображений Всевышнего. Также любой верующий знаком с контрактурами Бог – Бгъ, Господь – Гдь и другими.
Есть, однако, и исключения из этого правила. Вы наверняка видели на иконописных изображениях креста надпись «ИНЦИ». Так вот, это, как раз, не контрактура, а классическое сокращение от легендарной новозаветной фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Причем, первоисточник этой фразы – латинский (Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm) и сокращается как INRI.
Надписи на крещатом нимбе
Крещатый нимб: наглядный пример канонической надписи
На канонических изображениях Иисуса Христа всегда присутствует так называемый крещатый нимб. Его также иногда называют крестовым нимбом. Наряду с надписью IСЪ ХСЪ, он является одним из значимых канонов иконописи.
Крещатый нимб представляет собой венец округлой формы, в который вписан крест с равными «руками». Помимо креста, в нимбе присутствуют и надписи – по одной букве справа, сверху и слева. Вместе они составляют слово «Сущий».
Греческая традиция предписывает использовать следующие обозначения: O (омикрон) слева, Ω (омега) – сверху, Η (ню) – справа. Читается надпись по кругу – слева направо.
В славянских иконах омега часто заменяется буквой Ѿ (от) из старославянской кириллицы. Стоит обратить внимание также на порядок расположения прочтения, поскольку он отличается от греческого. Литера «от» проставляется слева, буква О («он») – сверху, символ Н (Наш») – справа. Читается такая надпись на иконе построчно: вначале – верхний ряд (одна буква), затем – нижний, слева направо.
Надпись на иконе Апостола Петра
Некоторые наиболее частые обозначения
В заключение нашего сегодняшнего обзора приведем для ознакомления несколько примеров надписей на божественных изображениях в разных вариантах – на древнегреческом и на старославянском.
ΙΣ ΧΣ, IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ – Иисус Христос.
ΙΧΘYΣ – греческий акроним словосочетания «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». На греческом языке дословно обозначает слово «рыба».
Црь слвы – Царь Славы.
ΑΓΙΟΣ, αγιος, АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ – Святой.
ΑΓΙΑ, αγια, АГИА, СТАЯ – Сятая.
МЧ, МЧНК – Мученик.
ΟΚΑ, ΟΑΚ – Праведник.
Как видите, тема надписей на иконах достаточно сложна и многогранна – мы охватили лишь небольшую ее часть. На онлайн-занятиях иконописи мы говорим об этом более предметно и в максимально доступном формате.
Источник: teofos.com
Надписи на иконах
Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв.
Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ ) Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти».
Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света. В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке.
Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14). В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой
(от).
На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева,
(омега) — вверху,
(ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо. На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева



Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке. Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви.
В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески».
(он) — «оум» (ум),
(наш) — «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания:
(от) — «от небес приидох»,
(он) — «они же Мя не познаша»,
(наш) — «на кресте распята». Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением
.
Иконы на заказ
Информация
- Что такое икона
- Именные иконы
- Какому святому молиться?
- Можно ли дарить иконы?
- Нужно ли освящать икону
- Правила обращения с иконами
- Надписи на иконах
- История иконописи
- Иконопочитание
- Как традиционно создавались иконы
- Как защищает икона
- Праздник иконы — что это?
- Как устроить домашний иконостас
- Чудотворная икона
- Мерные иконы
- Семейные иконы
- Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
Источник: agios-icons.ru