Восьмиконечный крест — символ, объединяющий всех православных христиан планеты.
Пытливые умы наверняка задавались вопросом, почему католические и православные кресты так сильно отличаются?
Как в византийском кресте появились дополнительные элементы?
Что символизирует косая перекладина?
Как появился православный символ?
Восьмиконечный крест начал использоваться в византийской фресковой живописи с VI века , задолго до официального разделения Церкви на православных и католиков.
Согласно греческому церковному деятелю VIII века Феодору Студиту, ввиду того, что никто точно не знает, как выглядело распятие, на котором казнили Иисуса Христа, истинный крест мог изображаться в любой форме и не имел конкретных очертаний.
Католическое распятие
Так, на Западе большую популярность получил символ с изображением страдающего Христа, с предельно натуралистичными ранами и кровью, в терновом венце и повисшими от тяжести руками. Акцент был направлен на центральную фигуру религиозного символа. В свою очередь распятию придавали второстепенное значение, упростив элемент до одной перекладины.
Православный крест, распятие: Что означает косая перекладина на православном кресте на самом деле???
На Востоке до X века оказалось более популярным распятие с воскресшим и торжествующим Спасителем, где детальное внимание уделялось каждому элементу символа.
Существовало, как минимум, еще 14 вариантов изображения распятия с четырех, шести, семи и восьми концами, с добавлением дополнительных деталей или их полным отсутствием.
Что олицетворяют две дополнительные перекладины на православном распятии?
Верхняя перекладина, расположенная над самим распятием, представляет собой табличку, на которой, по преданию, солдаты оставили саркастическую надпись: «Иисус, Царь Иудеи».
Иисус Назаретянин Царь Иудейский
Нижняя косая балка символизирует жердь, на которую прибили ноги мессии. При этом, наклон перекладины олицетворяет «праведное мерило», где одна сторона указывает на добрые поступки, а другая — на грехи.
По легенде, вместе с Иисусом Христом рядом оказались распяты два разбойника. Один из них ехидничал над мессией, требуя от самозваного сына Бога явить чудо и избежать страданий. Другой разбойник раскаялся в своих грехах и попросил Спасителя вспомнить о нём в Царствии Небесном. В итоге первый оказался в Аду, а второго Иисус удостоил Рая.
Распятие Иисуса вместе с разбойниками
Согласно Евангелию от Луки, раскаявшийся преступник находился справа от Христа, а богохульник — слева. Таким образом, правый конец перекладины указывает на то, что честные люди попадут в Рай, а левый опущенный конец намекает на Ад.
После раскола Церкви такой восьмиконечный крест стал олицетворять византийскую Церковь, а упрощенный четырехконечный — Римскую. В XVII веке московский патриарх Никон предложил собственный русский шестиконечный православный крест, в котором верхняя перекладина упразднялась.
Источник: dzen.ru
Что означают корона и полумесяц на кресте? Несколько версий символов на православном кресте.
Почему на православном Кресте косая перекладина?
«Почему православный Крест имеет наклоненную перекладину? Откуда она взялась? Что означает?» – этими вопросами нередко задаются христиане независимо от времени пребывания в Церкви. Потому, дабы расставить все точки над «і», давайте разберемся, что к чему.
Общие замечания
Существует довольно большое число вариаций внешнего вида Креста, и все они имеют свою историю происхождения и свое смысловое наполнение. В данном случае чаще всего люди задают вопрос: почему на православном Кресте внизу косая перекладина? Действительно, в восточнохристианской традиции самым распространенным является восьмиконечный Крест.
И если в отношении двух верхних перекладин нам все понятно, то в отношении нижней (косой) есть ряд разногласий. Точнее, их и разногласиями особо не назовешь (за исключением откровенно оккультных), просто немного разнящееся толкование символики. Как правило, кто где что-то услышал, то и принял. Однако в данном случае у нас есть возможность опереться не просто на мнение, а на авторитетные источники.
Итак, можно выделить три основных значения нижней перекладины восьмиконечного Креста:
1. Историческое;
2. Сотериологическое;
3. Жертвенное.
Рассмотрим каждое из них.
Историческое значение
Уже у таких ранних отцов Церкви и церковных писателей, как свт. Ириней Лионский, мч. Иустин Философ и Тертуллиан, можно встретить описание восьмиконечного Креста как наиболее исторически достоверного. Вслед за ними и свт.
Димитрий Ростовский в своем обличительном «Розыске» утверждает, что нижняя косая перекладина указывает на дощечку, которую прибивали под ногами распинаемого человека в качестве опоры. С одной стороны, она помогала немного упереться ногами, дабы распятый, повиснув на руках, не задохнулся. С другой стороны, ее делали наклоненной, чтоб опора была неполноценной и мучения растягивались во времени.
Сотериологическое значение
В тропарях девятого часа, которые могут читаться в случае отсутствия кондака праздника или святого, раскрывается символический смысл затронутого вопроса. Здесь акцентируется внимание на том, как сориентирована косая перекладина. Верхняя ее часть указывает на разбойника, распятого по правую сторону от Христа, нижняя – соответственно, на левую сторону. Здесь стоит уточнить, куда именно нижняя перекладина наклонена: ориентация наклона делается не относительно наблюдателя, стоящего лицом к Спасителю, а относительно Самого Спасителя. Тропарь нам говорит, что Крест между двумя разбойниками оказался весами правосудия, где одного преступника тяжесть хулы увлекала в вечные муки, а другой – через боговедение – обретал облегчений от своих грехов.
Можно сказать, что в разбойниках мы видим как бы судьбу всего человечества. Это напоминание нам о том, что через принятие Христа люди обретают спасение, а через Его отвержение – погибель.
Жертвенное значение
Данное понимание по смыслу связано с предыдущим. Для начала здесь нужно обратиться к Ветхому Завету. Во Второй книге Паралипоменон мы встречаем описание устройства Иерусалимского храма царем Соломоном. Престол был сделан из слоновой кости и обложен золотом, к нему вели шесть ступеней, оканчивавшиеся также золотым подножием (2 Пар. 9:17–18).
Именно на этом подножии стояли священники, когда приносили жертвы.
Ни для кого не секрет, что многие ветхозаветные смыслы не просто были перенесены, а обрели свое раскрытие с воплощением Сына Божия. Христа мы почитаем и Первосвященником, и Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Поэтому подножие Креста – это подножие новозаветного Жертвенника. Нижняя перекладина – символ, указывающий на священническое достоинство Спасителя, добровольно принесшего Себя в жертву за чужие преступления.
Учитывая все сказанное, надеюсь, что теперь прикладываться к ногам Спасителя мы будем еще с большим благоговением и пониманием значения Его Искупительного подвига.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: pravlife.org
Символика и таинственное значение православных крестов
Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.
Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.
Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.
Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.
Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны.
Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте.
Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям.
Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.
В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов).
Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм.
Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия.
Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.
Крест имеет многочисленные значения и с .других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений.
Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость, Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу.
Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.
Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002
Источник: ortox.ru