Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением — и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена1.
1. Объясните, почему серебряный век русской культуры назвали Русским Ренессансом.
2. Охарактеризуйте основные художественные течения серебряного века.
3. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
5. Как вы понимаете выражение «Россия, которую мы потеряли»?
История 9 класс (Урок№34 -Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок.)
Работа содержит 1 файл
1. Объясните, почему серебряный век русской культуры назвали Русским Ренессансом.
2. Охарактеризуйте основные художественные течения серебряного века.
3. Какие авангардистские течения появились в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
4. Объясните, почему серебряный век считают веком большой философской культуры.
5. Как вы понимаете выражение «Россия, которую мы потеряли»?
- Объясните, почему серебряный век русской культуры назвали Русским Ренессансом.
Русские мыслители, такие как Н.А. Бердяев, размышляя над судьбами русской культуры XIX—XX вв., поделили ее на три периода: «золотой век» пушкинской культуры, «серебряный век» и «железный век» культуры эпохи советского тоталитаризма.
Серебряный век отнюдь не случайно назвали Русским Ренессансом и сравнили с итальянским Возрождением — и здесь, и там дух эпохи питался усилиями нескольких сот личностей, никак не более. И там, и здесь действительно небывалый взлет духа был ограничен тонким слоем столичной элиты и очень слабым образом затрагивал даже интеллигенцию двух столиц. Но и параллель с итальянским Возрождением приемлема лишь частично: если малочисленной группе философов и поэтов, собравшимся под покровительством Козимо Медичи, действительно удалось «зажечь» интеллектуальную Европу, то попытка последователей Владимира Соловьева была очень быстро погашена 1 .
Серебряный век русской культуры начинается с 1898 г. — года начала издания одноименного журнала объединением «Мир искусства». В состав «Мира искусства» вошли художники А.Н. Бенуа (1870-1960), К.А. Сомов (1869-1939), Е.Е. Лансере (1875-1946), Л. С. Бакст (1866—1924) и другие, а позже присоединились М.В.
Добужинский (1875-1957), Б.М.Кустодиев (1878-1927), Н.Э. Грабарь (1865-1956), В.А. Серов (1865-1911). Заканчивается серебряный век в 1922 г. с высылкой из Советской России выдающихся мыслителей. Это небольшой период — два десятилетия, но он был переломным, как в социально-политическом отношении, так и в культурном, и творчески очень насыщенным.
Что такое Серебряный век? • Видеоистория русской культуры. Серия 5
Это относится к живописи, музыке, литературе и философии.
- Охарактеризуйте основные художественные течения серебряного века.
К истокам русского искусства обратились художники другого общества — «Союза русских художников» (1903—1923), в состав которого входили К.Ф. Юон (1875—1958), Ф.А. Малявин (1869— 1940), СВ. Малютин (1859-1937), А.Е. Архипов (1862-1930) и др.
Для них характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской народной жизни, декоративная живописность, обращение к пленэру.
Пленэр (франц. букв. — открытый воздух) — в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы.
Своим путем пошел Н.К. Рерих (1874— 1947). На его примере П.Н. Милюков объясняет космополитизм ряда русских художников серебряного века. «Археолог по профессии, — пишет Милюков о Рерихе, — он ушел от настоящего не в историю, а в доисторическую легенду. Тут, на полном просторе, он развернул свой талант колориста.
Пренебрежение к линии ради краски, покрытие краской целых плоскостей без оттенков — эти приемы импрессионизма нашли себе в живописи Рериха широкое применение» 2 . Милюков подчеркивает, что с течением времени доминирующей чертой у Рериха стал элемент таинственного. Стилизация, прогрессировавшая у некоторых декораторов, у Рериха становится основным законом.
Авангард в искусстве – деятели и произведения, связанные с новейшими тенденциями в своей области. Термин появился во времена Французской революции (как и понятие «реакционный»).
Утонченность и многозначность человека рубежа веков нашли свое воплощение в портретах современников, написанных К.А. Сомовым, В.А. Серовым, К.А. Коровиным. Ведущий художник «Мира искусства» Сомов был сыном хранителя Эрмитажа, получил блестящее образование, окончив Академию искусств, много бывал в Европе.
Он создал серию графических портретов своих современников — интеллектуальной элиты: А Блока, Ф. Сологуба, М. Кузмина, В. Иванова, Е. Лансере, М. Добужинского и других. В А Серов — автор портретов актрисы М.Н. Ермоловой, писателя М. Горького, КА Коровин — портретов ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана Портреты, созданные художниками серебряного века, — это не просто портреты реальных людей, это галерея творческих людей эпохи, в жизни воплощавших идеалы художников.
Представителями авангарда были В.В. Кандинский (1886—1944), абстрактным композициям которого свойственно сочетание красочных пятен и ломаных линий («Смутное»); К. С. Малевич (1878— 1935), основоположник одного из видов абстрактного искусства — супрематизма, автор «Черного квадрата»; П.Н. Филонов (1883— 1941), стремившийся символически выразить закономерности процессов мировой истории («Пир королей»); М. Шагал (1887—1985), создававший произведения на фольклорные и библейские темы, красочные и радостные («Я и деревня», «Над Витебском», «Венчание»). Несмотря на ярко выраженную индивидуальность творческой манеры каждого из этих художников, характерными для всех были асоциальность, самодовлеющая форма, абсолютизация творческого «я». Их целью было проникновение в подсознательное — область, еще не доступную познанию.
Супрематизм (от лат. — наивысший) — разновидность абстрактного искусства; сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже «архитектоны» — наложенные на плоскость объёмные формы.
Модернизм — в искусстве XX в. общее название любой попытки отойти от художественных традиций XIX в. Основной упор делается на форму и средства выражения.
В примитивистской манере писали свои полотна М.Ф. Ларионов(1881—1964) и Н.С. Гончарова (1881—1962). Они создавали жанровые картины: у Ларионова — это быт провинциальной улицы и солдатских казарм, а у Гончаровой — крестьянский быт. Формы их произведений плоскостны и гротескны, стилизованы под детский рисунок.
Ларионова считают основоположником особого направления в абстракционизме – лучизма. В 1913 г. Он опубликовал книгу под названием «Лучизм». Милюков назвал этих художников «русскими новаторами», которые не только догнали в своём творчестве Запад, но и попытались его перегнать.
- Какие авангардистские течения появил ись в живописи и музыке? Охарактеризуйте их.
Живопись серебряного века была многостилевой, но импрессионизм занимал в ней существенное место. Под влиянием импрессионистов писал свои картины К.А. Коровин (1861—1939) — эмоциональные пейзажи («Зимой»), жанровые полотна («У балкона») и красочные театральные декорации. Постимпрессионисты оказали влияние на В.Э. Борисова-Мусатова (1870—1905), оригинального художника («Водоем»), неоромантика, картины которого с излюбленным им элегическим пейзажем — парком, тихими, таинственными женщинами, как бы тенями прошлого, — легко узнаваемы.
Утонченность и многозначность человека рубежа веков нашли свое воплощение в портретах современников, написанных К.А. Сомовым, В.А. Серовым, К.А. Коровиным. Ведущий художник «Мира искусства» Сомов был сыном хранителя Эрмитажа, получил блестящее образование, окончив Академию искусств, много бывал в Европе.
Он создал серию графических портретов своих современников — интеллектуальной элиты: А Блока, Ф. Сологуба, М. Кузмина, В. Иванова, Е. Лансере, М. Добужинского и других. В А Серов — автор портретов актрисы М.Н. Ермоловой, писателя М. Горького, КА Коровин — портретов ф.И. Шаляпина, И.И. Левитана Портреты, созданные художниками серебряного века, — это не просто портреты реальных людей, это галерея творческих людей эпохи, в жизни воплощавших идеалы художников.
М. А. Врубель (1856—1910) начинал свою деятельность еще в 80-х годах XIX в. Он тяготел к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску. Современникам Врубель казался пришельцем из какого-то другого времени. Его живопись называли «волшебной», а истоки ее волшебства состояли в том, что изощренный взгляд художника «проницал» до самой глубины.
Авангард в искусстве – деятели и произведения, связанные с новейшими тенденциями в своей области. Термин появился во времена Французской революции (как и понятие «реакционный»).
Представителями авангарда были В.В. Кандинский (1886—1944), абстрактным композициям которого свойственно сочетание красочных пятен и ломаных линий («Смутное»); К. С. Малевич (1878— 1935), основоположник одного из видов абстрактного искусства — супрематизма,
Супрематизм (от лат. — наивысший) — разновидность абстрактного искусства; сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже «архитектоны» — наложенные на плоскость объёмные формы.
Модернизм — в искусстве XX в. общее название любой попытки отойти от художественных традиций XIX в. Основной упор делается на форму и средства выражения
автор «Черного квадрата»; П.Н. Филонов (1883— 1941), стремившийся символически выразить закономерности процессов мировой истории («Пир королей»); М. Шагал (1887—1985), создававший произведения на фольклорные и библейские темы, красочные и радостные («Я и деревня», «Над Витебском», «Венчание»). Несмотря на ярко выраженную индивидуальность творческой манеры каждого из этих художников, характерными для всех были асоциальность, самодовлеющая форма, абсолютизация творческого «я». Их целью было проникновение в подсознательное — область, еще не доступную познанию.
В примитивистской манере писали свои полотна М.Ф. Ларионов(1881—1964) и Н.С. Гончарова (1881—1962). Они создавали жанровые картины: у Ларионова — это быт провинциальной улицы и солдатских казарм, а у Гончаровой — крестьянский быт. Формы их произведений плоскостны и гротескны, стилизованы под детский рисунок.
Ларионова считают основоположником особого направления в абстракционизме – лучизма. В 1913 г. Он опубликовал книгу под названием «Лучизм». Милюков назвал этих художников «русскими новаторами», которые не только догнали в своём творчестве Запад, но и попытались его перегнать.
Процессы, развернувшиеся на рубеже веков в живописи, столь же интенсивно проходили в музыке и литературе.
В этот период жили и сочиняли музыку такие выдающиеся композиторы, как С. В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский. Покинув Россию в 1917 г., С. В. Рахманинов (1873—1943) всю остальную жизнь провел в эмиграции и очень тосковал по Родине, тема которой стала основной в его творчестве.
Он автор замечательных произведений: четырех концертов для фортепиано с оркестром, прелюдий, этюдов-картин, трех симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, опер «Алеко», «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Литургии Иоанна Златоуста», «Всенощного бдения» и романсов. Его музыкальные произведения сочетают в себе мелодичность и возвышенную эмоциональность. Рахманинов — один из величайших пианистов мира.
В музыке другого выдающегося композитора серебряного века — А. Н. Скрябина (1871—1915) прослеживается переход от реализма к импрессионизму и от импрессионизма к экспрессионизму. В творчестве Скрябина проявилась устремленность к неведомым космическим сферам. Новатор музыкальных выразительных средств, Скрябин разработал идею светомузыки и впервые в музыкальной практике ввел партию света в симфоническую поэму «Прометей».
И.Ф. Стравинский (1882—1971) — автор балетов «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица», связанных с языческой архаикой, русским фольклором и обрядностью. В России Стравинский жил до 1914 г., а затем — за границей. Композиции он учился у НА Римского-Корсакова; до 1911 г. его музыкальными образцами были НА Римский-Корсаков и АК. Глазунов (1865—1937), автор балета «Раймонда».
В разные периоды жизни Стравинский обращался к различным музыкальным направлениям: неофольклоризму, старинной полифонии и додекакофонии. Итальянский писатель А. Моравиа писал, что Стравинский, Пикассо и Джойс «открыли дверь в культуру двадцатого века».
В первые десятилетия XX в. в России создавали свои произведения и классики старшего поколения. НА. Римский-Корсаков в этот период написал три замечательные оперы-сказки: «Кощей бессмертный, «Сказание о невидимом граде Китеже. », «Золотой петушок». Философской направленностью отличалось творчество СИ. Танеева (1856—1915) (кантата «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»).
Источник: www.stud24.ru
Что предопределило взлет русский культуры, названный «Серебряным веком»?
Моё субъективное мнение, взлёт российской культуры («Серебряный Век»), а так же экономики, науки и т.п был вызван переходом России в начале 20 века от Абсолютной Монархии к демократической парламентской форме государственного устройства. Россия стремительно двигалась от средневековых «скреп» прогрессу и процветанию, становясь европейской страной. Но в 1917 году «Серебряный век» неожиданно закончился и начался долгий, кровавый и мучительный путь в светлое будущее, который , в свою очередь, закончился тупиком и оказался большим прыжком на сто лет назад.
В 19-20 веках тоталитаризм, монархия, вождизм и единоличное правление Государством являлось огромным тормозом для его развития. Уж про 21 век я даже и не говорю.
В тоталитарном Государстве с культурой всегда было сложно. В тоталитарном Государстве культура исполняет функции эскорт-девицы. Процитирую одного известного военного преступника: «Когда я слышу слово «культура», моя рука тянется к пистолету». (хотя точное авторство спорное)
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Чем характеризуется «серебряный век» русской культуры?
«Серебряным веком» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято называть в истории русской культуры конец XIX — начало XX столетия. До сих пор нет единого мнения о его хронологических рамках. Тем не менее его началом правомерно считают знаменитую речь Ф. Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), а концом — программную речь А. Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии». Две активно действующие тенденции, связанные с именем Пушкина и Достоевского, заявляют о себе как в культуре «серебряного века», так и всего нынешнего — гармоническая и трагедийная.
Россия переживала тогда невероятно интенсивный интеллектуальный подъем, в первую очередь — философии и поэзии, воистину, по мнению Н. Бердяева, «русский культурный ренессанс». Ему принадлежит и другое определение этого периода — «серебряный век». Он — не столько хронологический период и тем более не сумма философских, литературно-эстетических, искусствоведческих и общественно-политических течений, школ или направлений, сколько образ мышления художника, его миропонимание.
Неповторимость «серебряного века» видится прежде всего в «пограничности» сложившейся в России ситуации с мощнейшим конфликтом эпох, который одним представлялся закатом европейской цивилизации, кризисом христианского сознания, другим — выходом в обновленную жизнь и искусство, возможностью достичь заветных творческих высот. «Мы — дети страшных лет России — забыть не в силах ничего», — скажет о себе и своих современниках А. Блок.
Сорокалетний «век» — явление на редкость сложное, противоречивое, неоднозначное и кризисное во многих сферах бытия. Но «кризис» в данном случае — не «упадок», «провал» или «тупик» в обыденном смысле слова, а свидетельство интенсивных поисков новых путей, могучий ускоритель общественной жизни, генератор духовных сил, сделавших возможным взлет труднопереоценимого значения. Быть может, в этом — самый весомый вклад России в мировую культуру.
Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни чуть ли не все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов, где делалась принципиальная установка на «новизну» (потому и появятся понятия «модерн», «модернизм»).
Размежевание творческих сил способствовало расколу художественного мира на два полярных сознания, определившихся альтернативным восприятием эпохи «канунов и надежд». В самом общем плане их можно рассматривать как приверженность к духовному наследию прошлого или его отрицание.
Экстенсивный в своих глобальных исканиях, «серебряный век» был интенсивным в творческом содержании. Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках установившихся классических правил. Активный поиск новых форм содействовал появлению символизма, акмеизма, футуризма в литературе, кубизма и абстракционизма в живописи, символизма в музыке и т.д. Наряду с реализмом господствующим мировосприятием и стилем в искусстве рубежа веков стал символизм — новая форма романтизма.
С особой силой в творчестве, как и в сложной социальной жизни, заявило о себе чувство личности в человеке, его достоинстве и ценности. Оно проявлялось в самых противоречивых и многообразных отношениях — к истории, религии, революции и ее различным силам, к природе, в разных соотношениях сознательного и бессознательного в структуре самой личности, в важнейших аспектах — личность и свобода, личность и народ, личность и культура, социальная детерминированность трагедии интеллигенции, разрушение личности интеллигента, его одиночество и раздвоение и т.д.
В культурном процессе давал себя знать новый уровень исторического синтеза, глобализация истории. Сама личность художника и его героя, в том числе литературного, становилась более динамичной, ощутившей свою вовлеченность в круговорот исторической жизни. Такое понимание на рубеже веков и было многообразно унаследовано всем столетием. Не случайно проблема свободы, в том числе и свободы творчества, закономерно выдвинулась в центр общественных и литературно-критических дискуссий. Ленинское понимание свободы творчества как осознанное подчинение писателя целям большевиков было энергично оспорено философом Н. Бердяевым и поэтом В. Брюсовым.
Важным элементом народного театра М. Бахтин считал маску, в которой «очень ярко раскрывается самая сущность гротеска». С позиций театральности маска — условный персонаж, в котором за подачей одних черт может скрываться иной смысл, способный войти в разные противоречия с внешней формой.
Увлечение театральной арлекинадой — типичное явление в музыке, литературе, театре, живописи. Образы — маски, куклы, марионетки — сквозные в творчестве И. Стравинского и «мир искусников». А. Блок широко применял их в своей лирике и драме «Балаганчик» — это разрушение театрального мира с его иллюзией, условностью и фальшью. Блоковская коллизия «театра» и «лирики» — в одном ряду с той же темой театральной серии К. Сомова и «Петрушкой» И. Стравинского.
Неоднозначная картина художественного сознания «серебряного века» воплощала в себе разнонаправленные творческие интересы в сфере всей русской культуры. Искусство стремилось к отражению поставленных жизнью многообразных проблем, среди которых остро ставилась проблема назначения искусства в жизни общества и общественная миссия художника. В его творчестве отчетливо проявлялись две тенденции: первая связана с возросшим вниманием к прошлым эпохам искусства, вторая — стремление к обновлению, что четко зафиксировано в термине «модерн». Обе тенденции могли постоянно и динамично взаимодействовать.
Преобразование реализма, вызванное к жизни общеисторическими причинами и внутренними потребностями развивающегося творческого метода, происходят на рубеже веков. Начало его обновлению положили крупнейшие мастера старшего поколения, соединявшие век нынешний с веком минувшим — поздний Л. Толстой и А. Чехов. Оформилась новая реалистическая проза И. Бунина, Л. Андреева, А. Куприна, Б. Зайцева, И. Шмелева, М. Горького, обнаруживая разнообразие подходов к проблеме личности.
Соперниками реализма предстают модернистские течения — символизм, акмеизм и футуризм. Расхождения, выплеснувшиеся в бурных дискуссиях, касались коренных вопросов искусства, эстетики, философии, отношения к художественному наследию и др. Однако наряду с отталкиваниями были и значительные притяжения.
Противясь герметизму в литературной среде, А. Блок осудил «стремление быть принципиально враждебным какому-либо направлению». Искусство переломного времени особенно богато переходными, промежуточными состояниями художественной мысли. На стыке реалистического и модернистского течений возникают феномены двойственной эстетической природы: наследие Л. Андреева, А. Ремизова и др. Развитие художественного процесса отличается пестрой сменой, изменчивой множественностью явлений и одновременно сложной целостностью.
Ментальность «серебряного века» — культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцендентным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» — святого и звериного, Христа и Антихриста. Творчество художественной интеллигенции становится интегральным способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивые мотивы свободной воли, поиски Бога, смерти.
Термин Н. Бердяева «русский культурный ренессанс» предстает важнейшим элементом для социокультурной эпохи «серебряного века». Он не случайно стал наиболее плодотворным этапом для русской философии и культурологии. Вслед за беспрецедентным разнообразием дарований на художественной ниве — И. Бунин, А. Куприн, А. Блок, Н. Гумилев, А. Белый, Вяч. Иванов, В. Хлебников, С. Есенин и многие другие — представлена блистательная галерея идей и судеб в лице Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка, Г. Федотова, Н. Лосского, А. Лосева и многих других. Показательно, что добро и зло мира становятся в русской ренессансной философии теми абсолюта ми-родниками, которые питают такие непреходящие понятия, как «русский ум», «русский характер», ставшие главными психоаналитическими категориями.
Особое место в философии и культуре «серебряного века» заняла тема русской интеллигенции, тот трагический исторический тупик, в котором она оказалась (сб. «Вехи», «Из глубины»).
Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» в своей величествен ной мощи дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности и т.д. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, пред восхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. Не случайно академик Д. Лихачев заметил однажды со сложным чувством: «Мы подарили Западу начало нашего века. »
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru