Что подарил персидский шах михаилу романову

Налаживать дипломатические отношения с помощью дорогих подарков принято с древнейших времен. В чести у правителей были не только меха, пряности и бриллианты, но и удивительные животные. Так щедрым монаршим подарком нашему царю Ивану Грозному от Марии I Тюдор стали лев и львица, которых царь поселил в Алевизовом рве у кремлевских стен. Желая перещеголять королеву, персидский шах Тахмасп I отправил к московскому двору настоящее диво – живого слона.

Отказавшийся кланяться

История о слоне Ивана Грозного до сих пор остается спорной. Отечественные источники того времени пишут о прибытии иранского посольства в Москву, но ни слова не упоминают о появлении экзотического животного, что довольно странно, поскольку слон, безусловно, должен был привлечь всеобщее внимание. Не найдены и останки того несчастного гиганта, что был послан в далекую и холодную Россию из теплой и солнечной Персии, чтобы безвременно там скончаться. Однако о печальной участи слона Ивана Грозного рассказывают два современника-иностранца: лютеранский пастор Пауль Одерборн, который никогда не был в России, но черпал сведения из доступных ему письменных источников и рассказов очевидцев, и немецкий авантюрист, опричник Ивана Грозного, Генрих фон Штаден, живший при дворе русского царя достаточно долгое время.

РОМАНОВА: «Пригожина грохнут — если не завтра, то через месяц»

Если верить их свидетельствам, шах Тахмасп подарил слона Ивану Грозному в период между 1553 и 1571 годами. Слон был помещен, по разным версиям, то ли у Никитских, то ли у Воскресенских ворот Московского Кремля, по соседству со львами.

Поскольку транспортировать слона из Персии на такое огромное расстояние было невозможно, животное отправили пешком вместе с погонщиком-арабом, и им пришлось своим ходом преодолеть несколько тысяч верст. По легенде, прибыв ко двору русского царя, несчастный слон так обессилел, что рухнул перед ним на колени.

Ивану Грозному такое почтительное поведение экзотического животного очень понравилось, и он приказал, чтобы со слоном хорошо обращались и кормили «как его самого». Однако уже вскоре манеры слона утратили всякую учтивость, отчего он оказался у Ивана Грозного в опале.

Как пишет Пауль Одерборн в своем «Памфлете» 1584 года, «Слон персидский от шаха Тахмаспа должен был изучать придворный церемониал. Ранним утром великий князь начинал обучать слона становиться на колени. Тонким острым железным лезвием он прокалывал кожу на лбу у слона и этой кровавой операцией думал добиться цели». Также бытует версия, что разочарование Ивана Грозного наступило во время празднества на Красной площади, когда опричники не только не смогли заставить слона поклониться царю даже с помощью копий, которыми кололи его под колени, но нахальное животное в знак своего презрения еще и сдуло хоботом с монарха шапку. «Увидя безнадежность попыток, – пишет Пауль Одерборн, – он рассердился на слона и приказал рассечь его на части».

Жертва оговора

Опричник царя Генрих фон Штаден рассказывает эту историю несколько иначе и с большими подробностями. По его версии, виновником печальной участи персидского слона стал конфликт ухаживавшего за слоном араба с «русскими бражниками», «которые в корчмах пьют и [зернью] играют».

Читайте также:
Бижутерия из морских ракушек своими руками

Как иранский шах ПОТЕРЯЛ ВЛАСТЬ из-за РОСКОШНОЙ ВЕЧЕРИНКИ | История

Позавидовав большому жалованью чужеземца, эти разбойники и пропойцы тайно убили жену араба, а про него самого пустили лживый слух, будто араб со своим слоном занесли в Москву эпидемию чумы. «Тогда араба и его слона сослали в опале в посад Городецкой. Араб умер там, и великий князь послал дворянина с наказом умертвить слона при помощи [крестьян] окрестных сох и посадских», – сообщает Генрих фон Штаден в сочинении «О Москве Ивана Грозного».

Прежде чем палачи исполнили свое грязное дело, осиротевшему слону удалось разломать круглый сарай, в котором его держали, и убийцы обнаружили его лежащим на могиле своего единственного друга погонщика, располагавшейся неподалеку. Как пишет немец-опричник, там аравийского гиганта и добили, после чего выбили у него клыки и доставили их Ивану Грозному в качестве доказательства, «что слон действительно околел». Пишут, что могилу для захоронения слона копали целый месяц. По разным версиям, Городецкий посад, где слон Ивана Грозного трагически окончил свои дни, располагался в Бежецком уезде, либо под Звенигородом, либо в Городце Радиловом на Волге.

После этого печального инцидента слоны вновь появились в Москве при царском дворе в 1625 году, уже в период правления Михаила Федоровича Романова, в качестве подарка персидского шаха Аббаса I.

Источник: cyrillitsa.ru

Почему русские цари одаривали соколами персидских шахов?

Иран Сегодня

Русские цари Михаил Федорович (1613-1645) и Алексей Михайлович (1645-1676) были известны своей любовью к соколиной охоте. Особенно это касалось Алексея Михайловича. Коллекция царя насчитывала около трех тысяч соколов разных видов. Каждая птица специализировалась на определенной добыче. Соколы служили отличным дипломатическим инструментом.

Ежегодно птиц отправляли в Турцию, Персию, Крым, Англию, Данию, Польшу, к князьям грузинскому, имеретскому, киргизскому, калмыцкому и в Бухару. «Иран сегодня» ознакомился с историческим очерком Николая Кутепова «Царская охота на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайлович» и узнал, зачем русские цари в XVII веке отправляли охотничьих птиц в Иран.

Портрет царя Михаила Федоровича / источник фото: historyru.com

Дружеские отношения нужно поддерживать

Подарки заморским правителям служили инструментом поддержания дружеских отношений между государствами. Состояли они не только из птиц. Отправляли меха, охотничьих собак, живых медведей и иногда лошадей.

В зависимости от направления подарок имел свое название. В Крым, Турцию и Персию посылали «поминки». Это обязательные дары, которые не сильно отличались от дани, тем более отправляли их каждый год. В Грузию, Имеретию и к «степным князькам» посылали «государево жалование», другими словами, поощрительный подарок от более сильного правителя. В Англии, Польше и Дании от русских правителей получали «дары» ‒ любезный подарок от равносильного соседа.

Ценность отправляемых подарков также зависела от направления. Персидскому шаху дарили «поминок» на 50-100 тысяч рублей, в то время как турецкому султану всего на 5 тысяч. Дело в том, казна персидского шаха частенько бывала полезной для Михаила Федоровича (позднее для его сына Алексея Михайловича), особенно, когда Россия вступала в войну с какой-нибудь страной. Более того, шах легко откликался на всякую просьбу о помощи и сам в ответ на подарок отправлял в Москву дары в виде узорчатых тканей и драгоценностей.

Читайте также:
Как правильно подобрать бижутерию к наряду

Алексей Михайлович на соколиной охоте близ Москвы. Картина Н. Сверчкова (1873) / источник фото: wikipedia.org

Персидские шахи тоже любили охоту

Правители Персии были большим поклонниками звериной и птичьей охоты. Такое времяпрепровождение среди знати почиталось еще до ислама.

Иностранные путешественники, посещавшие Иран в XVII веке, отмечали, что в шахской коллекции было 800 соколов, из которых одна часть выдрессирована для охоты на птиц, а другая — на зверей: кабанов, диких ослов, антилоп и лисиц. Также ходили слухи, что у правителей имелись соколы, которые нападали на людей и выклевывали им глаза.

Персидские правители считали охотничьих птиц из России ценными дарами. Русские цари отправляли своим заграничным друзьям лучших из лучших соколов — кречетов. Это самая крупная птица из семейства соколиных (длина до 60 см, размах крыла до 135, вес до 2 кг) и самая дорогостоящая. Птиц отправляли в роскошных нарядах, расшитых жемчугом и драгоценными камнями.

Не всегда подарки помогают

В 1616 году Михаил Федорович отправляет в Персию посла Леонтьева с подарками для шаха Аббаса I (1587-1629). Задачей посла было уговорить персидского правителя дать деньги в помощь против литовских людей. В конце 1617 года шах прислал обратно серебро в слитках на сумму около 7000 рублей.

Кречет / источник фото: wikipedia.org

В 1618 году царь снова отправил к Аббасу I посольство, но уже во главе с Барятинским. В этот раз цели было две: отблагодарить шаха за отправленное серебро и просить вновь «прислать еще денег ратным людям на жалованье», воевавшим с Польшей. Шаху было передано 20 кречетов со всеми нарядами, соболи, лисицы, рыбий зуб, вино и слюда.

Послам и сокольникам было дано наказание, как именно передавать птиц. Они должны были приехать и вручить подарок правителю, в случае, если Аббас I предложит остаться, посланники должны были отказаться. Если персидский шах будет настоятельно требовать этого, тогда необходимо было оставить одного самого умелого сокольника. Когда шах увидит, как хорош русский умелец в охоте, он захочет оставить его себе на время. Тогда послы «воспользовавшись этим удобным психологическим моментом, должны были, соглашаясь на просьбу шаха, поставить ему два условия: первое, что шах «будет всегда в дружбе с русским государем и, при любом удобном случае, будет оказывать помощь российской казне; и второе, что он обещает по первой просьбе отослать сокольника в Москву».

Однако поездка с подарками пошла не по запланированному сценарию. Русских послов встретили очень сухо. Аббас I позвал самого младшего из них, дьяка Тюхина, и велел передать свои слова русскому царю:

Миниатюра, изображающая шаха Сефи I / источник фото: wikipedia.org

«Ты смотри, ни одного моего слова не утаи, чтоб оттого между нами смуты и ссоры не было; я исполняю все прошения и хотения вашего государя и казну вашу пополняю, но досада мне на государя вашего за то, что, когда мои послы были в Москве, Казани и Астрахани, то их запирали по дворам, как скотину, никуда не выпускали, купить ничего не давали, а у ворот стояли стрельцы. Воеводы вашего государя в Астрахани и Казани и в других городах не дают моим людям торговать: убытки чинят, пошлины вдвое и трое больше прежнего берут. Я и над вами велю такую же крепость построить, вас засажу так, что ни одной птицы не увидите. Вы привезли мне от государя своего птиц в подарок, а я из них велю только вырвать по перу да и пущу всех — пускай летят, куда хотят».

Читайте также:
Что означает крыло на браслете

Послов долго не выпускали домой. Князь Бартинский умер в Персии. Другие послы смогли вернуться на родину только в 1620 году. Тюхину не повезло больше всех. Приехав в Россию, послы обвинили его в измене за то, что он сам ходил встречаться с персидским шахом. «Ему было дано 70 ударов, две встряски, жгли спину горячими клещами и, наконец, сослали в Сибирь».

«Поминки» от Алексея Михайловича

При Алексее Михайловиче впервые подарки с птицами отправили в Персию в апреле 1646 года с послами Семеном Волынским и Сергеем Матвиевым.

В своем историческом очерке Николай Кутепов интересно описывает поведение русских послов в поездке в Иран в 1652 году. Тогда к шаху Аббасу II (1642-1667) отправилось посольство во главе с Иваном Лобановым-Ростовским с просьбой «усмирить шемахинского хана Хозрева, грозившего войной Астрахани и Тереку»:

Так столица Сефевидов Исфахан выглядела в конце XVII века (гравюра из книги Энгельберта Кемпфера) / источник фото: wikimedia.org

Аббас II пригласил русских посланников на пиршество. «Их угощали сахаром и овощами. Потом принесли золотой сосуд с вином, украшенный драгоценными камнями. Шах, попивая вино, начал расспрашивать послов: «У брата моего и великого государя вашего такое виноградное питье есть»? — Послы отвечали: «У нашего государя много есть питья, в том числе и из винограда».

Перед шахом стояли разные цветы в золотых вазах, приподняв их, он спросил: «А в Московском государстве есть такие цветы»? Послы отвечали: «У нашего государя и подобные цветы есть и много других». Затем шах указал на музыкантов, спрашивая, чем тешится государь. На что послы ответили: «У великого государя нашего много различных инструментов и музыкантов, которые на них играют, но царское величество теми играми не тешится; ему нравятся духовные органы, которые поют при нем, воздавая хвалу Богу, и сам он увлекается науками премудрыми философскими и любит воинский ратный рыцарский строй».

Охота в Персии между Аббасом I и Аббасом II

Немецкий путешественник Адам Олеарий, во время своих поездок в Иран в 1633, 1636, 1639 годах описывал, как охотился персидский правитель Сефи I (1629-1642), внук Аббаса I и отец Аббаса II. Вот фрагмент, описывающий ловлю журавлей:

«18 числа, рано утром, еще до восхода солнца, шах приказал объявить нам, что он отправляется на ловлю журавлей только с немногими лицами, чтобы большим шумом не распугать птиц. Когда охота подошла к концу, позвали остальной народ на место ловли. На этом месте в земле был устроен крытый ход, в конце хода было рассыпано зерно, на которое налетало множество журавлей. Из них охотники поймали до 80 штук. Шах воткнул в свою чалму несколько перьев из этих пойманных журавлей и дал по перу каждому посланнику, чтобы они проделали то же самое».

Читайте также:
Как запаять золотую цепочку

А вот другая заметка про то, как Сефи I стреляет:

Шах назначил звериную охоту и приказал взять множество соколов, три ученых леопарда и несколько собак. Долго искал шах добычу, но ничего не попадалось на пути. Тогда шах приказал ехать в огромный зверинец. Тот был разделен на три части: в первой содержались олени, зайцы и лисицы; во второй ‒ косули, а в третьей ‒ дикие ослы.

Миниатюра XVII века из «Беседы птиц» персидского поэта Аттара / источник фото: metmuseum.org

Сначала шах спустил леопардов. Было поймано три косули. Потом мы пошли в часть с дикими ослами, где увидели одного из них, спокойно стоявшего на одном месте. Шах предложил нашему товарищу выстрелить в него из пистолета. Выстрел прошел мимо; тогда шах с улыбкой взял лук и выпустил стрелу в бежавшего осла.

Стрела попала животному прямо в лоб.

Видно было, что шах отлично стрелял из лука. Он ни разу не стрелял иначе, как сидя на лошади. Пусть дикий зверь и лошадь будут скакать во всю прыть, шах все равно попадет прямо в цель«.

Далее Адам Олеарий пишет про охоту на голубей:

«Раненько утром шах пригласил нас на голубиную охоту. Он повел нас на одну круглую высокую башню, которая внутри была усеяна выложенными из камня норами для голубей. Всего в ней было более одной тысячи птиц. Каждому из нас раздали по палке. С этими орудием шах и все мы встали вокруг башни у оконных отверстий.

Вдруг трубачи затрубили в свои трубы и сотни напуганных голубей стали вылетать из башни, а мы начали их бить палками. Это избиение голубей и было охотой».

Материалы по теме:

Источник: iransegodnya.ru

Что подарил персидский шах михаилу романову

Тест на знание основ христианства: Не пройден пройти

Счастливые истории

  • Город
  • Контакты

Муж и жена

Новые участники

Дни рождения

Именинники

Дневники

Шах Аббас привёз ковчег с ризой Михаилу Романову.

27 октября 13 11:51 27.10.13 11:51 — 1687 0

Риза Христова до XVII века хранилась в Патриаршем храме города Мцхета — древней столицы Грузии. В 1617 году Грузия была захвачена персидским шахом Аббасом, солдаты которого разорили храм и передали Ризу шаху. В 1624 году он предложил её царю Михаилу Романову. Вскоре Риза была доставлена в Москву и помещена в Патриарший Успенский собор Кремля. Краткая историческая справка.

Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве 23 июля — в память обретения этой святыни в 1625 г. Прежде чем попасть в Россию, чтимая реликвия сменила не одного владельца. История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя.

Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).

Читайте также:
Колье из бисера как радуга

По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Согласно другому сказанию, в пределах Иверии (Грузии) ещё со времени вавилонского пленения осела община еврейских переселенцев, потомки которых жили в Мцхете — древней столице Иверии.

Мцхетские евреи ежегодно отправляли в Иерусалим своих посланников — для участия в праздновании ветхозаветной Пасхи. Один из них, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. Он сумел приобрести Ризу Господню у того воина, которому она досталась по жребию, и вернулся с ней в Мцхету.

Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия. Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи взял того под защиту.

В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу. . Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями.

Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. В тот же день Патриарх Филарет со всем священным собором осмотрел ковчег: «И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди».

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется» , стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».

Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла. Ссылка.

Источник: azbyka.ru

Рейтинг
Загрузка ...