Артем Соколов — управляющий партнер группы компаний SOKOLOV. Оборот бренда по итогам девяти месяцев 2022 года вырос на 28% и достиг ₽21,4 млрд.
23 ноября 2022 года SOKOLOV первым в своей отрасли получил кредитный рейтинг АКРА на уровне BBB+ (RU). Компания уже объявила о планах на дебютное размещение облигационного займа уже до конца года.
— Что происходит на ювелирном рынке в 2022-м и как изменился спрос на украшения с марта этого года?
— Ювелирная розница чувствует себя лучше, чем можно было ожидать. По итогам девяти месяцев объем этого рынка достиг ₽211 млрд. Отчасти так произошло, потому что в первом квартале был пик продаж в связи с праздниками, на которые часто дарят украшения. Также положительно на объемах рынка сказался рост цен в рознице из-за скачка курса доллара и биржевых цен на золото в марте 2022-го.
Из-за ухода с рынка мировых фешн-брендов к началу лета стал очевиден спад трафика в торговые центры, и одновременно с этим — рост онлайн-продаж. В SOKOLOV, по итогам девяти месяцев, их стало примерно в четыре раза больше, если сравнивать с первой половиной 2021 года.
Открытый Разговор о Рынке Советских Ювелирных Изделий | Дмитрий Тамойкин — Основатель
Иными словами, спрос на ювелирные изделия сохраняется, но изменились поведенческие паттерны покупателей. С одной стороны, они стали выбирать более бюджетные позиции, переключились на серебро. С другой — вырос средний чек в интернет-магазине: покупки на сумму свыше ₽100 тыс. уже не редкость.
— С какими основными ограничениями столкнулся ювелирный рынок из-за санкций и как приспосабливается к сокращениям поставок из-за рубежа?
— Мы не видим серьезных ограничений из-за санкций. Специфика российского ювелирного рынка заключается в российском сырье. Металл — золото и серебро — добывают в России, крупные бриллианты — тоже. В отношении поставок из других стран тоже ничего не изменилось: драгоценные камни мелкой огранки традиционно поставляются из Индии, а фианит и расходные материалы — из Китая.
Западное оборудование используют только некоторые крупные производители, но вопрос поставки запчастей у них не стоит остро. Мы переключились на турецкое и китайское оборудование — оно не хуже немецкого и итальянского. Доля экспорта в Европу и до санкций была небольшой, поэтому схлопывание этого канала продаж на общем состоянии рынка никак не отразилось.
— Из России ушли или приостановили работу люксовые ювелирные дома и бренды, например Cartier, Swarovski, Rolex. Как это повлияло на рынок?
— По нашим внутренним оценкам, рынок премиальных мировых брендов в России составлял порядка ₽22 млрд, и их уход приведет к сокращению рынка на 5–10% по итогам 2022 года. Премиальный сегмент может быть замещен российскими производителями. Для этого внутри страны есть все возможности, компетенции и технологии. Мы уже видим рост доли высоких чеков в рознице и увеличение трафика в Atelier by SOKOLOV, где создаем украшения на заказ.
— Как в контексте этих изменений поменялась стратегия SOKOLOV?
— На локальном рынке наша стратегия не изменилась: мы все так же стремимся стать лидерами рынка и по объему продаж, и по количеству торговых точек.
Британский рынок ювелирных изделий не померк после «брексита» (новости)
В плане производства мы уже являемся одним из крупнейших игроков по объемам: у SOKOLOV 4,5 тыс. оптовых партнеров в России и СНГ. Мы продолжаем расширение розничной сети и развитие онлайн-продаж, которые сегодня нам приносят уже треть выручки в рознице.
Кроме того, сегодня у нас уже открыты магазины по модели франчайзи в Беларуси, Молдове и Казахстане. Мы скорректировали свои планы международной экспансии, и вместо открытия сети магазинов в Германии запустили продажи в Китае.
— Весной 2022 года в России заблокировали социальную сеть, которая была ключевым каналом продаж для многих ювелирных брендов. Как все это отражается на коммуникации ювелирных брендов с их аудиторией?
— Есть какие-то небольшие концептуальные и блогерские бренды, которые продавали немного и именно через эту соцсеть, — на них негативно повлияла блокировка. Нас это никак не затронуло.
Сейчас мы переключились на другие площадки, развиваем Telegram-канал и прямую коммуникацию через СМС. Мы изучаем поведение покупателей: какие каналы смотрят, что читают — и идем именно туда, где наш клиент.
Что происходит на рынке ювелирных изделий?
Спрос на ювелирные изделия растет и, по прогнозам экспертов, до конца этого года вернется к допандемийным показателям. При этом количество проданных драгоценностей сократилось, однако вырос средний чек покупки
—>
Участники рынка и эксперты фиксируют рост спроса на изделия с драгоценными камнями. Согласно прогнозу «Алроса», который приводит «Коммерсантъ», в этом году мировые продажи бриллиантов вырастут впервые за три года.
Из-за пандемии продажи изделий с драгоценными камнями в 2020 году упали на 15%, писал «Коммерсантъ» в начале года со ссылкой на ежегодный доклад The Global Diamond Industry.
Основные потери пришлись на первый и второй кварталы — из-за локдаунов. Поддержать рынок помогли частичный переход в онлайн и то, что потребители сэкономили деньги на отказе от путешествий. В итоге последние полгода спрос на ювелирные изделия активно восстанавливается.
Только производство золотых ювелирных украшений в России в первом полугодии этого года выросло на 52% год к году и почти восстановилось до уровня двухлетней давности.
А в денежном выражении по итогам января-июня продажи ювелирки достигли 129 млрд рублей. Это на 27% выше показателя 2019 года.
Комментирует гендиректор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин:
— В 2020 году объемы продаж, если мерить в физических единицах, а физические единицы — это штуки и граммы, снизился на 30%. А в этом году, если брать среди квартала отчетного, диагностируется где-то плюс 29% по отношению к предыдущему, к 2020 году, то есть идет восстановление продаж.
— За счет чего?
— Продажи упали в физических единицах, а вот в денежном выражении они не падали. Объем рыночных продаж как был в 2019 году 240 млрд рублей, точно такой же он был и в 2020 году. То есть у населения было зарезервировано на покупку ювелирных изделий 240 млрд, они их потратили.
Но сами ювелирные изделия подорожали существенно, от 30% до 60%, из-за того что выросла цена на сырье для производства ювелирных изделий. Поэтому сейчас идет это восстановление, мы в первую очередь наблюдаем рост объемов продаж в премиальном сегменте. То ли это связано с тем, что потребители, которые приобретают эту продукцию, имели возможность увеличить доходы свои, то ли у них уменьшились расходы на поездки зарубежные, но в премиальном сегменте спрос увеличился где-то раза в два.
— Восстановление рынка когда уже ждать?
— Есть надежда, что в этом году он восстановится до конца года.
— А что будет с ценами в дальнейшем?
— Цены на ювелирные изделия очень жестко привязаны к ценам на драгоценный металл, драгоценные камни. Цены на драгоценный металл формируются на рынке, и они формируются в основном из-за политики центральных банков ведущих развитых стран. Если центральные банки печатают больше денег, происходит инфляция, соответственно, дорожают такие активы, как драгоценные металлы.
Для современного потребителя важнее всего вообще даже не металл и не камень, а дизайн. Покупают украшение. Точно так же, когда приобретают туфли, то покупают не что-то, что может ногу прикрыть, то есть не резиновый сапог и не калоши, а покупают что-то модельное.
За прошедший квартал спрос на ювелирные украшения вырос на 12%, но это все еще ниже средних данных за последние пять лет. Лидером роста стали рынки Китая и Индии.
В последней рост обусловлен отложенным спросом из-за снятия большей части ограничений на фоне вспышки «дельта»-варианта коронавируса. Ожидается, что в четвертом квартале спрос на ювелирные украшения продолжится из-за начала сезона свадеб и роста доли вакцинированного населения.
Источник: www.bfm.ru
Не золотом единым. Что происходит на ювелирном рынке Перми
В последние годы ювелирный рынок постоянно претерпевает изменения. Уход зарубежных брендов, скачки биржевых цен на доллар и золото, изменения в законодательстве оказывают влияние на розничные продажи ювелирных изделий.
На пермском ювелирном рынке наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, на фоне уменьшения посещаемости торговых центров и снижения реальных доходов населения спрос на ювелирные изделия падает. В то же время стоимость среднего чека в этом сегменте продаж в Перми за год показала больший прирост, чем во всех других крупных городах. Эксперты отмечают, что больше всего выросли продажи в ценовой категории 3,5 – 10 тысяч рублей.
По словам генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» (некоммерческой организации, объединяющей ювелирные компании страны с целью решения коммерческих, этических, юридических, художественных и образовательных вопросов отрасли) Эдуарда Уткина, спрос на покупку ювелирных изделий снизился в пределах 15-20% по стране. Г-н Уткин связывает это явление с повышением цен на украшения по итогам 2022 года и снижением покупательной способности населения.
Идеи и смыслы
На продажи в ювелирных магазинах в том числе негативно влияет посещаемость торговых центров, которая продолжает падать последние три года. Mall Index, фиксирующий изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров, в пермских торговых центрах оказался на 8% ниже, чем в прошлом году, и на 26% ниже, чем в докризисном 2019 году. По информации PR-директора ювелирной сети SOKOLOV (5 филиалов в Перми) Светланы Исаевой, из-за ухода мировых и люксовых брендов объем рынка ювелирной розницы в Пермском крае за 2022 год сократился на 7%.
Основатель пермской ювелирной студии MakarovGold Матвей Макаров отмечает рост спроса на дизайнерские украшения высокого среднего сегмента в ценовой категории 3,5-10 тыс. рублей. «Клиенты хотят покупать необычные украшения с определенной идеей и дизайном. Людям хочется что-то уникальное, чего нет у других, и они даже готовы подкопить денег, чтобы приобрести это», – добавил г-н Макаров.
В премиальном сегменте наблюдается рост спроса, так как люди с высоким уровнем дохода стремятся инвестировать в материальные ценности, опасаясь инфляции. По данным аналитического центра SOKOLOV, средний чек в ювелирных магазинах среди крупнейших городов больше всего увеличился в Перми. В 2022 году он вырос на 31% и составил 4921 руб., но остался меньше среднего чека по России на 25%.
По информации Росстата, в декабре 2022 года цены на ювелирные изделия в России оказались на 14,2% выше, чем в декабре 2021 года. Ключевым фактором ценообразования в ювелирной рознице является биржевая стоимость металла. В связи с волатильностью рынков, скачком мировых биржевых цен на золото до 2000 долларов за унцию и скачка самого доллара до 140 рублей цены на ювелирные украшения в марте-апреле прошлого года в сравнении с февралем выросли на 39,9% и 32,9% соответственно.
Тренд на рост
На сегодняшний день курс золота вернулся к отметке в 2000 долларов за унцию. У крупных производителей есть товарные и сырьевые запасы, приобретенные по низким ценам, которые дают им возможность нивелировать рыночную волатильность и избегать ценовых скачков в рознице. Если тренд роста биржевых цен на золото сохранится, то это неизбежно приведет к повышению себестоимости ювелирных изделий и розничных цен во всех ювелирных сетях, отметил в интервью Business Class директор розничной сети SOKOLOV Вячеслав Корнилов.
По словам ювелирного стилиста «Дома Боне» Ольги Поповой, особенно увеличились цены у маленьких брендов, которые занимаются производством лимитированных концептуальных коллекций.
Важной причиной подорожания в ювелирных магазинах стала потеря ими возможности применять специальный налоговый режим, который предполагает уплату налога на доход в размере 6% и налога на прибыль в размере 15%. С 1 января 2023 года ювелиры вынуждены платить по общей системе налогообложения, как крупные корпорации: 20% НДС, 20% налога на прибыль и до 2,2% на недвижимость, земельный участок и транспорт для юридических лиц, 20% НДС и 13-15% НДФЛ для ИП. По словам Эдуарда Уткина, для того, чтобы компенсировать дополнительные расходы, магазинам пришлось увеличить цены на 20-30%.
Матвей Макаров из MakarovGold отмечает, что наиболее пагубно отмена упрощенной системы налогообложения сказалась на маленьких компаниях. «Кто-то ушел в тень, но многие закрылись, потому что не могут позволить себе нанимать людей, которые будут заниматься бюрократией. Это накладно и тяжело. При этом надо платить за себя пенсионные взносы и НДС, а налоговая ставка стала выше», – пояснил г-н Макаров.
Некоторые ювелирные сети столкнулись с трудностями в связи с уходом покупателей и производителей в интернет-торговлю. Г-н Уткин подчеркивает, что конкуренция между оффлайн-магазинами и маркетплейсами усиливается в условиях, когда у покупателей ограниченный бюджет, а магазины вынуждены повышать цены.
Для удержания постоянных покупателей и повышения спроса ювелирные торговые сети используют большое количество маркетинговых и сервисных инструментов: программы лояльности, рассрочки, услуги trade-in, карты привилегий, более гибкие и удобные способы оплаты. Дополнительно ювелирные магазины стараются найти товары, которые могут быть размещены рядом с драгоценностями и иметь высокий объем продаж, чтобы компенсировать снижение спроса на ювелирные украшения.
По профилю и без
Ритейлеры делают ставку на спонтанные, импульсивные покупки, сопровождающие ювелирные изделия. В продаже появились кожаные сумки, ремни, платки и другие аксессуары. Как рассказали Business Class в «Гильдии ювелиров России», на данный момент непрофильные товары составляют не более 10% от всего ассортимента.
По словам генерального директора Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина, на сегодняшний день наибольшим спросом среди покупателей пользуются сувенирная и подарочная продукция. Они особенно востребованы в период праздников.
Директор розничной сети SOKOLOV Вячеслав Корнилов полагает, что в перспективе целевая доля аксессуаров в продажах достигнет 10-15% оборота компании. В марте сеть ювелирных магазинов SOKOLOV запустила коллекцию аксессуаров под собственным брендом, в которую вошли женские сумки, кошельки и кардхолдеры из натуральной и экокожи. До конца года компания планирует выпустить линейку косметики с использованием частиц драгоценных металлов и камней.
Директор по маркетингу и организации розничных продаж сети «585*ЗОЛОТОЙ» (16 точек в Перми) Андрей Шляев поделился, что спрос на сопутствующие товары в магазинах сети от года к году растет на 17% и более, поэтому в компании тестируют запуск новых товарных категорий и останавливаются на наиболее экономически выгодных. На сегодняшний день в ювелирной сети представлены оптика, часы, шелковые платки, ручки, посуда и фарфор, подарки и сувениры, открытки, чистящие средства для ювелирных изделий и другие товары. Г-н Шляев говорит, что доля такой продукции составляет около 5-7% в общем объеме продаж
Самой популярной среди покупателей категорией стала оптика – в 2022 году продажи солнцезащитных очков в «585*ЗОЛОТОЙ» по сравнению с 2021 годом увеличились на 40%. Оптика и часы привлекают в магазины молодежь, которая в силу возраста менее заинтересована в ювелирных украшениях.
Директор «Гильдии ювелиров» Эдуард Уткин считает, что сейчас сложно прогнозировать, как что будет происходить с продажами сопутствующих товаров в ювелирных сетях в дальнейшем. «Рядом стоят магазины одежды или обуви, которые продают тот же ассортимент. Стать конкурентами для магазинов, которые специализируются на продаже аксессуаров, ювелирным сетям пока тяжело», – резюмирует собеседник Business Class.
Источник: www.business-class.su