Что произошло в жемчуге

LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Как человек узнал про королеву драгоценных камней: история открытия жемчуга

  • 21 янв, 2023 в 16:30

Сегодня жемчуг высоко ценится во всем мире, а ведь он является первым украшением, которое человечество открыло для себя/Фото:yantarzoloto.ru

Сегодня жемчуг высоко ценится во всем мире, а ведь он является первым украшением, которое человечество открыло для себя/Фото:yantarzoloto.ru

Трудно найти женщину, равнодушную к жемчужным украшениям. Уже несколько тысячелетий прекрасная половина человечества надевает их на самые торжественные мероприятия, даже при наличии других драгоценностей. Необыкновенна не только чарующая красота жемчуга, но и его история. Королева драгоценных камней (так его называют) буквально окутана различными мифами и легендами,связанными с ее появлением.

Жемчуг - это сокровище природы, и многие приписывают ему особые свойства/Фото:bit.ly

Жемчуг — это сокровище природы, и многие приписывают ему особые свойства/Фото:bit.ly

Удивительным можно считать хотя бы то, насколько противоречивы мнения, существующие относительно свойств жемчуга. С одной стороны, камень считается символом чистоты и удачного замужества. Но, с другой стороны, жемчуг воспринимается как элемент образа вдовы, носящей траур после смерти супруга.

Особенным этот камень является и потому, что только его ювелиры применяют в первозданном виде при изготовлении украшений. Жемчугу не требуется огранка.

1. Тайна зарождения жемчуга

По сути, зарождение жемчуга происходит в живом организме, и это отличает его от других драгоценных камней/Фото:ozon.ru

По сути, зарождение жемчуга происходит в живом организме, и это отличает его от других драгоценных камней/Фото:ozon.ru

Эти камни способны формироваться в моллюсках, имеющих раковины. Жемчужины могут появиться даже в улитке. Как правило, зарождению этого круглого элемента предшествует проникновение инородного тела в перламутровый слой раковины. Так, стать причиной появления жемчужинки может даже песчинка или, к примеру, морской червь.

Сам процесс представляет вытеснение клеток моллюска, приводящее к возникновению кисты. Последняя покрывается перламутровым слоем. Этот перламутр представляет собой не что иное, как пластинки арагонита толщиной 0,5 микрона, расположенные слоями. Между последними имеются органические вкрапления. Это эластичные биополимеры (хитин и др.).

Радужные переливы возникают при попадании света на кристалл арагонита.

Формирование жемчужин возникает благодаря защитной реакции моллюска на раздражитель (т.е. на инородное тело). Следует отметить, что в одной раковине может размещаться несколько десятков жемчужин. А в черноморских мидиях их количество достигает выше сотни.

Вопреки распространенному мнению, жемчужины могут иметь различную форму и размеры/Фото:al-ain.com

Вопреки распространенному мнению, жемчужины могут иметь различную форму и размеры/Фото:al-ain.com

Однако существует закономерность между количеством и размерами жемчужин. Так, чем их больше в теле моллюска, тем они меньше размером. Например, если в одной раковине сформировались 100 жемчужин, то больше половины (примерно 6-80 штук) будут иметь диаметр, не превышающий 2,5 мм.

Еще одной особенностью жемчуга является разнообразие форм, которые может принимать данный камень. Ошибочно и наивно мнение людей, полагающих, что он всегда формируется в той идеальной форме, которую используют ювелиры при изготовлении ожерелий и других украшений. На самом деле это камень может иметь даже невообразимо причудливые формы. В каком виде сформируется жемчужинка –зависит от места ее расположения в раковине.

2. Когда человек открыл для себя жемчуг

Считается, что первобытный человек случайно обнаружил жемчужину на берегу моря, когда искал для себя пищу/Фото:todoendios.com

Считается, что первобытный человек случайно обнаружил жемчужину на берегу моря, когда искал для себя пищу/Фото:todoendios.com

Как считают историки, первым драгоценным камнем, которое открыло для себя человечество, является именно жемчуг. Люди издавна начали понимать его красоту и использовать в качестве украшения. Жемчужины были найдены еще в эпоху первобытных общин во время собирательства и охоты. Однако тогда люди не воспринимали эти камни как драгоценность.

Поскольку доподлинно известно, что человечество открыло для себя жемчуг задолго до письменной истории, невозможно указать имя того, кто первым увидел и передал другим людям это сокровище природы. Существуют предположения, что природный камень был найден первобытным человеком в то время, когда он искал для себя пищу на берегу моря.

В первобытном обществе считалось, что жемчужины являют собой свет луны, навсегда застывший в водной глади. Также жемчужины называли слезами морской нимфы и даже вспышкой молнии, которая застыла в глазах моллюска. Люди передавали легенды о зарождении жемчужин из уст в уста.

В разных странах мира существует немало легенд, связанных с возникновением жемчужин/фото:cppmag.com

В разных странах мира существует немало легенд, связанных с возникновением жемчужин/фото:cppmag.com

В древнем Китае жемчуг воспринимался как символ чистоты его носителя. В эпоху Средневековья рыцари суеверно полагали, что этот природный камень сохранит их на поле битвы, и брали с собой в военные походы.

В арабских странах была популярна своя легенда возникновения жемчуга. Согласно ей, камень формировался из капель росы, которые проглатывали устрицы при их попадании в море.

Существует немало исторических источников, свидетельствующих о том, что люди открыли для себя данный камень еще очень –очень давно. Так, о нем написано в индийских ведах и глиняных табличках, которые археологи обнаружили при раскопках на территории Персии.

Ожерелья, которые носили вошедшие в мировую историю императрицы, хранятся в Лувре и других музеях/Фото:jang.com.pk

Ожерелья, которые носили вошедшие в мировую историю императрицы, хранятся в Лувре и других музеях/Фото:jang.com.pk

Что касается жемчужных украшений, то самым древним из них считается ожерелье из Сузы. Оно было найдено в 1902 году и на сегодняшний день хранится в Лувре. Стоит отметить, что самые известные красавицы мира всех времен и народов, начиная с Клеопатры, предпочитали носить жемчужные украшения. Сегодня эти драгоценности можно увидеть в музеях.

Читайте также:
Часы gucci женские модели

В Древнем Риме лишь женщины из высшей знати могли позволить себе эту сферическую красоту. Ношение жемчуга подчеркивало социальный статус. Ценность сферических украшений была настолько высока, что в 1 веке до н.э. Юлий Цезарь своим указом ограничил их ношение только правящим классам.

3. Когда русский народ увидел жемчуг

Монахини использовали жемчуг для декорирования одежды/Фото:ahilla.ru

Монахини использовали жемчуг для декорирования одежды/Фото:ahilla.ru

Появлением этого красивого камня на Руси относится к 10 веку. Особенно большое значение ему придавали женщины высших сословий. Они старались использовать его для украшения одежды. Не менее это камень был востребован в женских монастырях. Там его также использовали для декора одежды (но уже не светской, а предназначенной для монахинь).

Самую высокую ценность имели жемчужины, добываемые на северо-западной территории российского государства. Этот камень именовали «новогодним жемчугом».

4. Как добывают самые ценные жемчужины

Работу ныряльщика сможет выполнить лишь человек, который не боится опасности/Фото:newlike-info.ru

Работу ныряльщика сможет выполнить лишь человек, который не боится опасности/Фото:newlike-info.ru

Жемчуг нравился всем, поэтому его добыча не теряла актуальности, а, напротив, становилась все более востребованным ремеслом. Наибольшую популярность приобрели так называемые «морские» жемчужины. Их добыча выполнялась на мелководье теплых морей у берегов южных государств. Экземпляры самого высокого качества были найдены у берегов Полинезии, а также в Персидском заливе. Ценность этих жемчужин считалась очень высокой.

Здесь следует отдельно сказать про способ добычи столь качественного камня. Процесс выполняется ныряльщиками вручную. Жемчужины извлекают непосредственно из раковин моллюсков.

Хотя их добыча в Персидском заливе осуществлялась на протяжение довольно длительного времени (а именно – с 1 тысячелетия до нашей эры вплоть до середины 20 столетия), никаких изменений в самой технологии данного процесса не произошло. Даже снаряжение ныряльщиков осталось тем же, что и много веков назад. Они надевали набедренные повязки и специальные зажимы для носа. Последние изготавливались из дерева либо из панциря черепахи. Также ныряльщикам нужны плетеные корзины.

Для удачного спуска им требуется две веревки, одна их которых крепится к его поясу. Другую веревку утяжеляют балластом (камнем). На ней же имеется петля для ног ныряльщика. Эту вторую веревку он держит в руке. Когда ныряльщик опускается на дно, он должен ее отпустить. Сам процесс погружения происходит практически молниеносно (в течение нескольких секунд).

Для добычи жемчужин ныряльщику нужно зайти в морское «царство» на глубину 22 метра. Одного такого погружения может быть достаточно для добычи примерно 12 раковин. Удивительно, но жемчужину идеального качества можно было найти лишь в одной из 2 тысяч таких раковин.

5. Жемчуг в наши дни

Сегодня драгоценные изделия из натурального жемчуга продаются в единичных экземплярах за рекордные суммы/Фото:light-prophet.com

Сегодня драгоценные изделия из натурального жемчуга продаются в единичных экземплярах за рекордные суммы/Фото:light-prophet.com

На сегодняшний день натуральный жемчуг считается одним из редчайших драгоценных камней природного происхождения (не забываем, что его формирование происходит в живом морском организме!). Интенсивные темпы его добычи на протяжении многих веков привели к почти полному исчерпанию запасов этого камня. Сегодня обнаружить жемчужины возможно лишь у берегов Бахрейна и Австралии.

В силу дефицита этого камня стоит он весьма дорого. Коллекционеры и ценители драгоценных украшений готовы платить на аукционах огромные деньги за старинные ожерелья, изготовленные из натурального жемчуга. Для примера: серьги из этого природного камня, которые некогда носила сама императрица Евгения французская, были куплены на аукционе ценителем прекрасного за баснословную сумму – 3,3 миллиона долларов США. А известная жемчужина Элизабет Тейлор была продана за еще большую стоимость – 11,8 миллионов долларов.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь им со своими друзьями:

И не забудьте:
Подписаться на мой Instagram

Источник: vsegda-tvoj.livejournal.com

uCrazy.ru

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Наиболее ярким эпизодом начала Первой мировой войны на море стали рейдерские действия немецкого крейсера «Эмден». За неполные три месяца – с 3 августа до конца октября 1914 года – он успел навести ужас на Антанту в южном полушарии, захватив более двух десятков торговых судов и осуществив налёт на порт Мадраса, где уничтожил британские нефтехранилища. На неуловимого корсара была объявлена охота, участие в которой приняли корабли Англии, Франции, Японии и России. Последнюю представляли крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», переданные под командование британского вице-адмирала Томаса Генри Мартина Джеррама. 28 октября 1914 года — «Жемчугу» и «Эмдену» было суждено встретиться в порту малазийского Пенанга.

13 октября (30 сентября по старому стилю) «Жемчуг» отправился на поиски «Эмдена» к Никобарским островам, но в тот же день был вынужден вернуться в порт из-за плохого технического состояния котельной установки. Изначально предполагалось остановиться для ремонта в Сингапуре, но англичане ответили отказом, и тогда для стоянки был выбран порт острова Пенанг (ныне является одним из штатов Малайзии). Встав на якорь, крейсер погасил все котлы, кроме одного, для ремонта и технического обслуживания. Одного оставленного в строю котла хватало для обеспечения бытовых нужд команды, но в случае тревоги его было бы недостаточно для обеспечения электроэнергией орудийных элеваторов и помп для откачки воды.

Командир корабля, капитан 2-го ранга И. А. Черкасов, сославшись на недомогание, переселился на берег, так как к нему приехала жена, с которой он хотел провести время. Корабль он оставил практически без внимания, распорядившись только иметь на всякий случай несколько орудий, обращённых к входу в гавань, заряженными.

Читайте также:
Есть ли розовый жемчуг

Оставшийся за главного старший офицер, видя, что погода стоит жаркая и солнце палит вовсю, распорядился убрать боекомплект в артиллерийские погреба, опасаясь пожаров. На палубе было оставлено всего по пять снарядов к двум орудиям – баковому и ютовому. Пренебрежение опасностью обернулось трагедией, но в тот момент командование крейсера понадеялось на то, что защиту «Жемчугу» обеспечат три находящихся с ним в гавани французских миноносца, которые поочерёдно несли дежурство у входа в бухту. Кроме того, британская разведка доносила, что «Эмден» находится где-то в Индийском океане, не менее чем в тысяче миль от Пенанга.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Крейсер «Жемчуг» в поздней конфигурации — примерно так же он
выглядел в ту трагическую ночь в Пенанге

Немецкая хитрость против русской беспечности

Однако британская разведка ошибалась. Командир «Эмдена», корветтен-капитан Карл фон Мюллер, в тот момент как раз подходил к гавани Пенанга, рассчитывая застать там французские броненосные крейсера «Дуплекс» и «Монкальм» и атаковать их. Крайне дерзкий план, граничащий с авантюрой – в одиночку соваться на два корабля, да ещё и превосходящих по силе.

Помощниками немцев должны были стать утренний туман, предрассветные сумерки, сонливость наблюдателей, достаивающих «собачью вахту», и немного маскарада. Последний обеспечивался макетом дымовой трубы, собранным из дерева и брезента. Фальшивую трубу установили позади трёх настоящих, что сделало «Эмден» похожим на британский крейсер «Ярмут», который находился в этом же районе и участвовал в охоте на «Эмден». Согласно некоторым источникам, перед входом в бухту «Эмден» спустил немецкий флаг и вновь поднял его только непосредственно перед открытием огня, но это заявление не подтверждается документально. К тому же, фон Мюллера можно много в чём обвинить, но он был человеком благородным и до подобных откровенных нарушений морского права не опускался.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Немецкая открытка с изображением крейсера «Эмден» и
портретом его командира, корветтен-капитана
Карла фон Мюллера

«Эмден» вошёл в бухту Пенанга ранним утром 28 октября (по старому стилю — 15-го). Всё прошло в полном согласии с замыслом его командира – корабль охранения (французский миноносец «Муске») не обратил на крейсер внимания, приняв его за своего, и даже просигналил прожектором: «Добро пожаловать».

На «Жемчуге», как и полагается на боевом корабле в военное время, не горели огни. Однако эта мера, которая должна теоретически давать кораблю маскировку, в этом случае, наоборот, выдала его – в гавани «Жемчуг» был единственным тёмным пятном среди сияющих огнями гражданских судов. Из военных кораблей присутствовали ещё два французских миноносца, стоявших у стенки, но они, благодаря небольшим размерам, не бросались в глаза.

Начало боя

«Эмден» приблизился к тёмному пятну, и его сигнальщики разглядели и опознали силуэт «Жемчуга». На русском крейсере не было ни вахтенных, ни сигнальщиков, вообще не было заметно никакого движения.

Пользуясь возможностью, немец подошёл ближе и в упор выпустил торпеду, после чего сразу же открыл огонь по носовой части цели – именно там на тогдашних кораблях располагались кубрики экипажа. Расстояние между крейсерами составляло всего один кабельтов (менее двухсот метров), поэтому промахов не было. «Жемчуг» относился к классу бронепалубных крейсеров, рассчитанных на дальний артиллерийский бой, когда снаряды падают сверху, практически отвесно.

Забронирована у него была, как понятно из названия, только палуба, борта для экономии веса и упрощения производства брони не имели – а именно в них и попадали снаряды «Эмдена», выпущенные с кинжальной дистанции. Немецкий офицер вспоминал: «Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег». Торпеда попала в кормовую часть «Жемчуга», проделав большую пробоину, и крейсер начал тонуть.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Бой в бухте Пенанга, изображённый
художником по описаниям очевидцев
Русские открывают ответный огонь

На «Жемчуге» вспыхнула паника, матросы начали выпрыгивать за борт в попытке спастись. Те из них, кого офицеры всё же сумели призвать к порядку, попытались организовать сопротивление, но не смогли – так как были погашены все котлы, кроме одного, элеваторы артиллерийских погребов не работали.

Подать снаряды оказалось невозможно, и стрелять смогли лишь два орудия, к которым было оставлено по пять снарядов на палубе. Орудием на баке командовал вахтенный начальник, мичман А. К. Сипайло, из ютового вёл огонь старший артиллерийский офицер лейтенант Ю. Ю. Рыбалтовский. Сипайло, однако, успел произвести только один выстрел – немецкий снаряд уничтожил орудие, убив весь его расчёт. Рыбалтовскому повезло больше – в его направлении снаряды не летели, а сам он сумел дважды попасть в противника.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Карта боя, нарисованная корреспондентом «Нью-Йорк Таймс»,
лично наблюдавшим происходящее

«Жемчуг» идёт ко дну

Немцы испугались ответного огня – «Эмден» тоже был бронепалубным крейсером, так что даже одно русское орудие, стреляя с близкой дистанции, могло причинить ему много вреда, тем более что на «Жемчуге» пушки были заметно мощнее (120-мм против 105-мм на «Эмдене»). Фон Мюллер приказал выпустить вторую торпеду. «Эмден» развернулся и произвёл пуск с дистанции в два кабельтовых. Эта торпеда попала «Жемчугу» в район переднего мостика и вызвала детонацию носового артпогреба. Очевидец с «Эмдена» описывает произошедшее так:

Читайте также:
Как выпрямить леску на круговых спицах

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Не затруднив себя спасением гибнущих, «Эмден» направился к выходу из бухты. Командир миноносца «Муске», уже осознавший к тому моменту допущенную им трагическую ошибку, отправил свой корабль наперерез покидающему гавань немецкому крейсеру в отчаянной попытке хоть немного исправить содеянное. Увы, стрелять торпедами было невозможно – слишком велик был риск промахнуться и попасть в суда, стоящие в гавани – а в артиллерийской дуэли силы были слишком неравны. «Муске» успел произвести лишь несколько выстрелов, не причинивших немецкому крейсеру сколько-нибудь существенного вреда. «Эмден» ответил мощным залпом, и миноносец буквально сдуло с поверхности воды – как вспоминал один из выживших русских офицеров: «На месте «Муске» поднялся столб чёрного дыма, и всё было кончено». На спасение французских моряков немцы время нашли – из семидесяти шести членов экипажа «Муске» тридцать шесть были подняты на борт «Эмдена» (трое из них скончались позже от ран, остальных немцы позже передали на борт нейтрального парохода). Вслед за немцем в погоню бросился спешно приведённый в боевую готовность миноносец «Пистоле», но у «Эмдена» была большая фора, к тому же через несколько часов на миноносце начал греться подшипник одного из гребных валов, он вынужден был снизить скорость и потерял преследуемого из вида.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Торчащие из воды верхушки мачт — всё, что осталось от
«Жемчуга» спустя всего несколько минут

«Эмдену» удалось благополучно уйти, но «Жемчуг» и «Муске» стали последними жертвами корсара – менее чем через две недели, 9 ноября (27 октября по старому стилю), он был перехвачен и уничтожен австралийским крейсером «Сидней» неподалёку от Кокосовых островов.

Итоги трагедии

На «Жемчуге» из 344 членов экипажа погиб один офицер (мичман Сипайло) и 80 (по другим данным – 85) нижних чинов. 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались ранены, семеро из последних позже скончались.

По итогам инцидента российским командованием было проведено расследование. Виновными в произошедшем были признаны командир корабля, капитан 2-го ранга Иван Черкасов, оставивший корабль в потенциально опасной ситуации, и старший офицер, старший лейтенант Николай Кулибин, выполнявший обязанности командира в его отсутствие и не обеспечивший безопасности корабля. Оба обвиняемых были лишены дворянского звания и всех наград. Первоначальный приговор предполагал их исключение из рядов флота и тюремное заключение, но в итоге оба были разжалованы в матросы и отправлены воевать.

Иван Черкасов попал в Урмийско-Ванскую озёрную флотилию на Кавказе. Сражался храбро, был награждён солдатским Георгиевским крестом. В апреле 1917 года был восстановлен в звании капитана 2-го ранга. После Октябрьской революции эмигрировал, умер в Париже в 1942 году. Николай Кулибин воевал на Северо-Западном фронте в составе особой морской бригады.

Командовал пулемётным расчётом, заслужил два солдатских Георгиевских креста. В сентябре 1916-го восстановлен в звании старшего лейтенанта, затем повышен до капитана 2-го ранга. Командовал миноносцем «Подвижный», в феврале 1917 года был тяжело ранен на боевом посту — от этой раны он и скончался в госпитале полтора года спустя.

Через несколько месяцев после боя, в январе 1915 года, в гавань Пенанга прибыл крейсер «Орёл» с заданием провести водолазные работы на месте гибели «Жемчуга». Увы, из-за плохой погоды в первые дни со дна бухты удалось поднять только одно орудие, один пулемёт и несколько оптических прицелов, а потом «Орёл» был вынужден спешно отбыть в Сингапур в связи с изменениями стратегической обстановки. «Жемчуг» пробыл под водой ещё полдюжины лет, после чего в двадцатые его подняли англичане и пустили на металлолом – какую-либо иную практическую ценность разломанный на части и давно к тому моменту устаревший крейсер не представлял.

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Бухта Пенанга сегодня

На месте захоронения погибших моряков «Жемчуга» в Джорджтауне, столице штата Пенанг, экипажем крейсера «Орёл» в 1915 году был установлен памятник. В 1938-м стараниями русских эмигрантов его оснастили табличкой с именами девятерых погибших, которые им удалось узнать по итогам архивного поиска.

В 1976 году по инициативе советского правительства памятник был обновлён, а позже, в 90-е годы, при содействии уже российских официальных лиц, дополнен фамилиями всех погибших. В 2014 году у могилы была проведена общественно-мемориальная акция в память столетнего юбилея трагедии. Мероприятие проходило под руководством Посольства России в Малайзии, аппарата Военного атташе и Российского культурного центра. В нём приняли участие послы ряда стран, местные общественные деятели и представители СМИ.

Источник: ucrazy.ru

Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга»

Наиболее ярким эпизодом начала Первой мировой войны на море стали рейдерские действия немецкого крейсера «Эмден». За неполные три месяца – с 3 августа до конца октября 1914 года – он успел навести ужас на Антанту в южном полушарии, захватив более двух десятков торговых судов и осуществив налёт на порт Мадраса, где уничтожил британские нефтехранилища. На неуловимого корсара была объявлена охота, участие в которой приняли корабли Англии, Франции, Японии и России. Последнюю представляли крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», переданные под командование британского вице-адмирала Томаса Генри Мартина Джеррама. Ровно 101 год назад — 28 октября 1914 года — «Жемчугу» и «Эмдену» было суждено встретиться в порту малазийского Пенанга.

13 октября (30 сентября по старому стилю) «Жемчуг» отправился на поиски «Эмдена» к Никобарским островам, но в тот же день был вынужден вернуться в порт из-за плохого технического состояния котельной установки. Изначально предполагалось остановиться для ремонта в Сингапуре, но англичане ответили отказом, и тогда для стоянки был выбран порт острова Пенанг (ныне является одним из штатов Малайзии). Встав на якорь, крейсер погасил все котлы, кроме одного, для ремонта и технического обслуживания. Одного оставленного в строю котла хватало для обеспечения бытовых нужд команды, но в случае тревоги его было бы недостаточно для обеспечения электроэнергией орудийных элеваторов и помп для откачки воды.

Читайте также:
Как отделить золото от меди

Командир корабля, капитан 2-го ранга И. А. Черкасов, сославшись на недомогание, переселился на берег, так как к нему приехала жена, с которой он хотел провести время. Корабль он оставил практически без внимания, распорядившись только иметь на всякий случай несколько орудий, обращённых к входу в гавань, заряженными.

Оставшийся за главного старший офицер, видя, что погода стоит жаркая и солнце палит вовсю, распорядился убрать боекомплект в артиллерийские погреба, опасаясь пожаров. На палубе было оставлено всего по пять снарядов к двум орудиям – баковому и ютовому. Пренебрежение опасностью обернулось трагедией, но в тот момент командование крейсера понадеялось на то, что защиту «Жемчугу» обеспечат три находящихся с ним в гавани французских миноносца, которые поочерёдно несли дежурство у входа в бухту. Кроме того, британская разведка доносила, что «Эмден» находится где-то в Индийском океане, не менее чем в тысяче миль от Пенанга.

​Крейсер «Жемчуг» в поздней конфигурации — примерно так же он выглядел в ту трагическую ночь в Пенанге - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

Немецкая хитрость против русской беспечности

Однако британская разведка ошибалась. Командир «Эмдена», корветтен-капитан Карл фон Мюллер, в тот момент как раз подходил к гавани Пенанга, рассчитывая застать там французские броненосные крейсера «Дуплекс» и «Монкальм» и атаковать их. Крайне дерзкий план, граничащий с авантюрой – в одиночку соваться на два корабля, да ещё и превосходящих по силе.

Помощниками немцев должны были стать утренний туман, предрассветные сумерки, сонливость наблюдателей, достаивающих «собачью вахту», и немного маскарада. Последний обеспечивался макетом дымовой трубы, собранным из дерева и брезента. Фальшивую трубу установили позади трёх настоящих, что сделало «Эмден» похожим на британский крейсер «Ярмут», который находился в этом же районе и участвовал в охоте на «Эмден». Согласно некоторым источникам, перед входом в бухту «Эмден» спустил немецкий флаг и вновь поднял его только непосредственно перед открытием огня, но это заявление не подтверждается документально. К тому же, фон Мюллера можно много в чём обвинить, но он был человеком благородным и до подобных откровенных нарушений морского права не опускался.

​Немецкая открытка с изображением крейсера «Эмден» и портретом его командира, корветтен-капитана Карла фон Мюллера - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Эмден» вошёл в бухту Пенанга ранним утром 28 октября (по старому стилю — 15-го). Всё прошло в полном согласии с замыслом его командира – корабль охранения (французский миноносец «Муске») не обратил на крейсер внимания, приняв его за своего, и даже просигналил прожектором: «Добро пожаловать».

На «Жемчуге», как и полагается на боевом корабле в военное время, не горели огни. Однако эта мера, которая должна теоретически давать кораблю маскировку, в этом случае, наоборот, выдала его – в гавани «Жемчуг» был единственным тёмным пятном среди сияющих огнями гражданских судов. Из военных кораблей присутствовали ещё два французских миноносца, стоявших у стенки, но они, благодаря небольшим размерам, не бросались в глаза.

Начало боя

«Эмден» приблизился к тёмному пятну, и его сигнальщики разглядели и опознали силуэт «Жемчуга». На русском крейсере не было ни вахтенных, ни сигнальщиков, вообще не было заметно никакого движения.

Пользуясь возможностью, немец подошёл ближе и в упор выпустил торпеду, после чего сразу же открыл огонь по носовой части цели – именно там на тогдашних кораблях располагались кубрики экипажа. Расстояние между крейсерами составляло всего один кабельтов (менее двухсот метров), поэтому промахов не было. «Жемчуг» относился к классу бронепалубных крейсеров, рассчитанных на дальний артиллерийский бой, когда снаряды падают сверху, практически отвесно.

Забронирована у него была, как понятно из названия, только палуба, борта для экономии веса и упрощения производства брони не имели – а именно в них и попадали снаряды «Эмдена», выпущенные с кинжальной дистанции. Немецкий офицер вспоминал: «Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег». Торпеда попала в кормовую часть «Жемчуга», проделав большую пробоину, и крейсер начал тонуть.

​Бой в бухте Пенанга, изображённый художником по описаниям очевидцев - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

Русские открывают ответный огонь

На «Жемчуге» вспыхнула паника, матросы начали выпрыгивать за борт в попытке спастись. Те из них, кого офицеры всё же сумели призвать к порядку, попытались организовать сопротивление, но не смогли – так как были погашены все котлы, кроме одного, элеваторы артиллерийских погребов не работали.

Подать снаряды оказалось невозможно, и стрелять смогли лишь два орудия, к которым было оставлено по пять снарядов на палубе. Орудием на баке командовал вахтенный начальник, мичман А. К. Сипайло, из ютового вёл огонь старший артиллерийский офицер лейтенант Ю. Ю. Рыбалтовский. Сипайло, однако, успел произвести только один выстрел – немецкий снаряд уничтожил орудие, убив весь его расчёт. Рыбалтовскому повезло больше – в его направлении снаряды не летели, а сам он сумел дважды попасть в противника.

Читайте также:
Какие минералы называются породообразующими

​Карта боя, нарисованная корреспондентом «Нью-Йорк Таймс», лично наблюдавшим происходящее - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Жемчуг» идёт ко дну

Немцы испугались ответного огня – «Эмден» тоже был бронепалубным крейсером, так что даже одно русское орудие, стреляя с близкой дистанции, могло причинить ему много вреда, тем более что на «Жемчуге» пушки были заметно мощнее (120-мм против 105-мм на «Эмдене»). Фон Мюллер приказал выпустить вторую торпеду. «Эмден» развернулся и произвёл пуск с дистанции в два кабельтовых. Эта торпеда попала «Жемчугу» в район переднего мостика и вызвала детонацию носового артпогреба. Очевидец с «Эмдена» описывает произошедшее так:

«Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди».

Не затруднив себя спасением гибнущих, «Эмден» направился к выходу из бухты. Командир миноносца «Муске», уже осознавший к тому моменту допущенную им трагическую ошибку, отправил свой корабль наперерез покидающему гавань немецкому крейсеру в отчаянной попытке хоть немного исправить содеянное. Увы, стрелять торпедами было невозможно – слишком велик был риск промахнуться и попасть в суда, стоящие в гавани – а в артиллерийской дуэли силы были слишком неравны. «Муске» успел произвести лишь несколько выстрелов, не причинивших немецкому крейсеру сколько-нибудь существенного вреда. «Эмден» ответил мощным залпом, и миноносец буквально сдуло с поверхности воды – как вспоминал один из выживших русских офицеров: «На месте «Муске» поднялся столб чёрного дыма, и всё было кончено». На спасение французских моряков немцы время нашли – из семидесяти шести членов экипажа «Муске» тридцать шесть были подняты на борт «Эмдена» (трое из них скончались позже от ран, остальных немцы позже передали на борт нейтрального парохода). Вслед за немцем в погоню бросился спешно приведённый в боевую готовность миноносец «Пистоле», но у «Эмдена» была большая фора, к тому же через несколько часов на миноносце начал греться подшипник одного из гребных валов, он вынужден был снизить скорость и потерял преследуемого из вида.

​Торчащие из воды верхушки мачт — всё, что осталось от «Жемчуга» спустя всего несколько минут - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

«Эмдену» удалось благополучно уйти, но «Жемчуг» и «Муске» стали последними жертвами корсара – менее чем через две недели, 9 ноября (27 октября по старому стилю), он был перехвачен и уничтожен австралийским крейсером «Сидней» неподалёку от Кокосовых островов.

Итоги трагедии

На «Жемчуге» из 344 членов экипажа погиб один офицер (мичман Сипайло) и 80 (по другим данным – 85) нижних чинов. 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались ранены, семеро из последних позже скончались.

По итогам инцидента российским командованием было проведено расследование. Виновными в произошедшем были признаны командир корабля, капитан 2-го ранга Иван Черкасов, оставивший корабль в потенциально опасной ситуации, и старший офицер, старший лейтенант Николай Кулибин, выполнявший обязанности командира в его отсутствие и не обеспечивший безопасности корабля. Оба обвиняемых были лишены дворянского звания и всех наград. Первоначальный приговор предполагал их исключение из рядов флота и тюремное заключение, но в итоге оба были разжалованы в матросы и отправлены воевать.

Иван Черкасов попал в Урмийско-Ванскую озёрную флотилию на Кавказе. Сражался храбро, был награждён солдатским Георгиевским крестом. В апреле 1917 года был восстановлен в звании капитана 2-го ранга. После Октябрьской революции эмигрировал, умер в Париже в 1942 году. Николай Кулибин воевал на Северо-Западном фронте в составе особой морской бригады.

Командовал пулемётным расчётом, заслужил два солдатских Георгиевских креста. В сентябре 1916-го восстановлен в звании старшего лейтенанта, затем повышен до капитана 2-го ранга. Командовал миноносцем «Подвижный», в феврале 1917 года был тяжело ранен на боевом посту — от этой раны он и скончался в госпитале полтора года спустя.

Через несколько месяцев после боя, в январе 1915 года, в гавань Пенанга прибыл крейсер «Орёл» с заданием провести водолазные работы на месте гибели «Жемчуга». Увы, из-за плохой погоды в первые дни со дна бухты удалось поднять только одно орудие, один пулемёт и несколько оптических прицелов, а потом «Орёл» был вынужден спешно отбыть в Сингапур в связи с изменениями стратегической обстановки. «Жемчуг» пробыл под водой ещё полдюжины лет, после чего в двадцатые его подняли англичане и пустили на металлолом – какую-либо иную практическую ценность разломанный на части и давно к тому моменту устаревший крейсер не представлял.

​Бухта Пенанга сегодня - Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» | Военно-исторический портал Warspot.ru

Память

На месте захоронения погибших моряков «Жемчуга» в Джорджтауне, столице штата Пенанг, экипажем крейсера «Орёл» в 1915 году был установлен памятник. В 1938-м стараниями русских эмигрантов его оснастили табличкой с именами девятерых погибших, которые им удалось узнать по итогам архивного поиска.

В 1976 году по инициативе советского правительства памятник был обновлён, а позже, в 90-е годы, при содействии уже российских официальных лиц, дополнен фамилиями всех погибших. В 2014 году у могилы была проведена общественно-мемориальная акция в память столетнего юбилея трагедии. Мероприятие проходило под руководством Посольства России в Малайзии, аппарата Военного атташе и Российского культурного центра. В нём приняли участие послы ряда стран, местные общественные деятели и представители СМИ.

Источник: warspot.ru

Рейтинг
Загрузка ...