Что сделать из столового серебра

Серебру на Руси всегда приписывали некие магические свойства, возможно, потому, что оно могло «лечить». Спустя столетия наука дала объяснение этому: ионы серебра обладают бактерицидным свойством, убивая многие виды бактерий. А в то далекое время, когда массовые эпидемии были явлением привычным, унося множество жизней, опустошая селения и города, посуда, сделанная из серебра служила хоть какой-то защитой.

Но позволить себе ее могли немногие, несмотря на то, что на территории нашей страны серебряные рудники не редкость, цена на серебряную посуду все же была высока. «Есть с серебра и золота» было признаком богатства и власти, а если так встречали гостя, то считалось, что ему оказывают «княжеские» почести.
Серебряные ковши и кубки в Древней Руси часто являлись и предметом особых подношений: царь мог, как награду за службу, пожаловать серебряный кубок или чашу. А первый серебряный сервиз по указу Петра I был изготовлен в начале XVIII века.

Русская серебряная посуда, в отличие от производимой в Европе, имела украшение эмалью по скани, называемой еще филигранью. Скань — это тонкие витые кружева из серебряной скрученной проволоки, она может иметь разную толщину и витой узор. Поверх скани наносилась расписная художественная эмаль, которая затем подвергалась горячему обжигу. Русская серебряная эмалевая посуда XVIII-XIX веков, украшенная сканью и зернью являлась предметом обихода при царском дворе, у знати и в церкви. А изделия с перегородчатой эмалью по скани фирм Фаберже, Овчинникова, Хлебникова, стали излюбленными дипломатическими подарками эпохи Александра III и Николая II.

Конечно, большинство населения не могло себе позволить иметь серебряную посуду, но купить в подарок новорожденному маленькую ложку из серебра считалось русской традицией. Так наши предки защищали маленьких детей от пищевых инфекций. Этот обычай жив и поныне.

Читайте также:
Серебро родированное или родированное

Например, в Петербурге самая востребованная теперь серебряная посуда — ложки «на зубок», которые принято дарить только что родившемуся маленькому человеку. Такие «детские» ложки, как правило, имеют специальный дизайн: на их ручке красуется какой-нибудь зверек или, как на фото, бабочка. А к ним в комплекте могут прилагаться и другие серебряные изделия. В данном случае, на фото, это изящная бабочка, которую можно использовать для украшения стола при сервировке.

Помимо гигиенических, серебряная посуда обладает и другими достоинствами. Среди них: красота, долговечность и возможность вложения средств (со временем, при передаче посуды потомкам, столовое серебро даже возрастет в цене, став не только изделием из драгметалла, но и антикварной вещью).

Перед революцией в Петербурге, да и во многих крупных городах России, было немало семей, имевших фамильное серебро. Это означало, что посуда изготовлялась на заказ или, что было немного дешевле, покупалась в комплекте. Но в любом случае, ее украшали фамильным гербом или вензелем главы рода.

Русская эмиграция затем вывезла среди прочих семейных ценностей за границу и столовое серебро. При этом продавали его, обычно, в безвыходном положении, в самую последнюю очередь. Психологически считалось, что продать фамильное серебро, помеченное славными гербами предков — значит перейти некую черту, признать свое бедственное положение.

В наше время традиции постепенно возрождаются и на серебряные столовые приборы вновь появился спрос, но таким массовым, как это было до революции, он пока не стал, и возможно, вряд ли станет: у людей, имеющих возможности, нет гербов, осененных подвигами предков, а другие не могут позволить себе такую роскошь.

Сейчас на российском рынке появилось серебро из Италии, которое составляет конкуренцию российским изделиям. Поэтому известные в нашей стране фабрики по производству предметов из серебра, такие как «Русские самоцветы», «Северная чернь» и «Кубачи» делают упор на национальные особенности: филигранную технику и русский стиль («Русские самоцветы» и «Северная чернь») или кавказские мотивы («Кубачи»).

Читайте также:
Это были настоящие рыцарские доспехи искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной

Сервировка стола предметами из серебра — это настоящее его украшение. А если они еще и выполнены с большим художественным вкусом, то стол ваш будет по-настоящему торжественным и праздничным. Даже если вы просто устраиваете семейное чаепитие. Обратите внимание, как красиво сочетаются вышитая в технике «ришелье» (с прорезями) белоснежная скатерть и чайный серебряный сервиз.

Но серебряной посудой вы украсите не только стол, а еще и интерьер столовой или гостиной. Например, ваза современного дизайна в виде чаши, декорированная цветной эмалью в виде бабочки, и на праздничном столе и за стеклом буфета будет выглядеть одинаково эффектно.

Роскошный штрих в солидном классическом интерьере гостиной — серебряный канделябр. Его присутствие в обстановке придаст благородства и респектабельности вашему дому, сразу обозначив ваш социальный статус.

И последнее, ухаживать за серебряными изделиями несложно. Темный налет с серебряных и посеребренных столовых приборов легко удалить следующим образом: промойте их в теплой мыльной воде, затем почистите мягкой тряпочкой, смоченной в смеси нашатырного спирта с зубным порошком, сполосните теплой водой и насухо протрите. Их внешний вид можно освежить, если промыть в теплой воде с питьевой содой или в теплой мыльной воде с нашатырным спиртом, а затем сполоснуть в чистой воде и насухо вытереть.

Источник: silvershah.ru

Актуальный антиквариат. Столовое серебро.

Ложки, вилки, солонки, подстаканники – серебряная посуда и разные утилитарные вещицы от портсигаров до парфюмерных флаконов были очень распространены в царской России. Серебряные изделия были естественной частью быта: и в праздники, и в будни. Даже самые рядовые предметы отличались изысканностью исполнения и тонким вкусом. Наши предки по-другому относились к вещам и умели создавать особую эстетическую среду собственного существования. Поэтому сегодня дореволюционные посуда и изделия из серебра привлекают не только коллекционеров, но и тех, кто ценит красоту повседневности.

Читайте также:
Нитрат серебра это железо

Долгое время посуда из серебра была доступна лишь членами царской семьи и аристократам. Блюда, тарелки, супницы, созданные в стране до середины 18 века довольно редки: большинство из сохранившихся, после революции попало в музеи или Гохран. Из тех, которые все-таки появляются на антикварном рынке – богато декорированные причудливыми завитками экземпляры в стиле барокко и рококо. Серебряных предметов более поздней эпохи классицизма тоже встречается немного, поскольку открытие фарфора в России и организация его массового производства во второй половине 18 века свели на нет необходимость использования серебра в качестве материала для столовой посуды.

Стакан с птицами. Серебро 84. Москва, 1797 год. 160 000 руб. Антикварный дом «Антарес».

Осмотр драгоценностей российской императорской фамилии сотрудниками иностранных посольств и их женами в помещении Гохрана в Настасьинском переулке Дата съемки: 1923 год.

Расцвет массового (по масштабам, а не по однотипности) серебряного производства начинается в России в середине 19 века. Именно тогда в Москве и Петербурге появляются знаменитые фирмы и мастерские золотых и серебряных изделий: Павла Овчинникова, братьев Грачевых, Ивана Хлебникова и, конечно же, Густава Фаберже. Большинство из них являлось официальными поставщиками Императорского двора, поэтому они имели право ставить на своих изделиях собственные клейма и клейма мастеров, наряду с государственными: двуглавым орлом и изображением левого профиля женской головы в кокошнике. С 1908 года в России вводятся новые клейма: девушка в кокошнике теперь смотрит вправо. Для серебряной утвари использовали серебро 84 пробы: из него делали подстаканники, портсигары, столовые приборы, и очень редко — ювелирные украшения.

Практически все мастерские производили столовые приборы. Сейчас это одни из наиболее популярных и вполне доступных предметов, которые приобретают с целью коллекционирования, а также для использования в быту. Чаще всего встречаются столовые и чайные ложки, вилки, половники повседневного назначения, лишенные всякого декора и имеющие в верхней части ручки плоский овал, характерный для многих столовых приборов рубежа 19-20 века. На нем обычно гравировался вензель владельца. Несмотря на внешнюю простоту, это очень качественные вещи, что делает цену на них хоть и не очень высокой, но стабильной.

Читайте также:
Какому знаку зодиака нельзя носить серебряные украшения

Столовые приборы, Фаберже.

Для людей состоятельных выпускались наборы столовых приборов для разных видов блюд на большое количество персон, со сложным декором, украшенные чернью и позолотой. Иногда на оборотной стороне ложек чернью создавались целые картины, например, с видами Москвы.

Ложки «Виды Москвы» (серебро 84), Ашмарин В.М., Москва, Россия, 1880 год.

Самыми дорогими были приборы и посуда, декорированные эмалью. Поэтому полные комплекты столового серебра с эмалевыми украшениями были крайне редки. Как правило, такие предметы выпускались кофейными или чайными парами и наборами ложечек с эмалевым декором.

Нельзя обойти вниманием серебряные солонки и подстаканники, которые еще долго продолжали свое хождение в советском быту. Самые простые солонки были выполнены в форме невысоких цилиндров или чаш. Большой популярностью пользовались солонки-креслица с резными и эмалевыми орнаментами, дополненные шутливыми надписями. Именитые мастерские создавали практически миниатюрные скульптуры – солонки в виде птиц и животных. Подобные изделия периодически появляются на русских аукционах Sotheby`s.

Солонка «Попугай». Серебро 84, XIX в, мастерская Павла Перепелкина 130 000 ₽. Антикварный дом «Антарес».

Подстаканники вошли в обиход в середине 19 в. С их появлением мужчинам стало не принято подавать чай в чашке, только в хрустальном стакане с подстаканником. Вначале в их оформлении преобладали мотивы неорококо – объемный ассиметричный орнамент, и неоклассицизма – строгие пропорции с минимумом декора. С 1870-х годов в моду вошел «русский стиль» -подстаканники стали создавать в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом, подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных троек, сцены удачной охоты и даже горельефные изображения лошадиной головы на длинной изогнутой шее в обрамлении хомутов, подков, стеков, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.

Читайте также:
Как взвесить серебро на телефоне

Подстаканник «Тройка», серебро 84. Антикварный дом «Антарес».

Сто лет назад многие модницы могли позволить себе серебряные театральные сумочки. Они были двух видов: ридикюли из тончайшей серебряной сетки и прямоугольные пеналы, выполненные из серебряных пластин, закрывающиеся на застежку. Они украшались гравировкой, камнями или литыми накладками в виде вензелей или эмалевых значков. Носили театральные сумочки на толстой цепочке обычно строгого якорного плетения.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
Загрузка ...