Кельты делали из черепов кубки, в Средневековье ими украшали распятия и одеяния монахов, в XIX—ХХ веках они появляются на военной форме и становятся атрибутом различных субкультур, а в нынешнем столетии их можно встретить даже на детских вещах. Алиса Загрядская рассказывает, как использовалась мертвая голова в религии, армии и моде и как менялось ее культурное значение — а значит, и отношение к смерти — в разные эпохи.
Традиционные культы черепов
Почитание черепа как средоточия человеческой силы — одно из древнейших верований. Оно указывает на осознание людьми своей смертности и уважение к усопшим, которое порой приобретало экзотические для современного человека формы. В архаике части тела служили самым разным нуждам, от почитания предков или боевого трофея до ритуального инструмента, посвященного божествам. И голове отводилась самая важная роль. Археологи периодически обнаруживают указания на древние ритуальные практики — например, раскрашенные охрой остовы на неолитических стоянках, — хотя дискуссии о том, какие религиозные верования могли существовать в доисторические времена, ведутся до сих пор.
Что означает тюремная тату «Череп» и почему ее уважают воры в законе?
Больше известно о культах черепов у кельтов. Согласно Страбону, эти воители сохраняли головы доблестных и знатных противников, а по словам Ливия — делали из них оправленные в золото кубки. Диодор Сицилийский сообщал: кельты «лучшую часть добычи прибивают к стене своего дома, как поступают с добычей охотники». Однако речь шла не только об охоте за головами: кельты верили, что череп является вместилищем духа и через него сила поверженного врага переходит к победителю.
Исследовательница кельтского язычества Энн Росс отмечает:
Черепа от Средневековья к Новому времени
Один из самых известных черепов иудеохристианской культуры принадлежит первому человеку. Согласно библейской истории, созданный из красной глины Адам после смерти обернулся в прах, и его останки были упокоены под Голгофой. Кровь распятого Спасителя просочилась в недра горы, смыв с черепа Адама первородный грех и даровав ему жизнь вечную.
Именно поэтому в основании многих распятий изображают череп праотца, как это сделал, например, Мастер святого Франциска в XIII столетии (у ног Иисуса находится собственно святой Франциск Ассизский). В целом мертвая голова — важная деталь в иконографии аскетов и отшельников. Например, святых Иеронима и Франциска часто рисовали погруженными в созерцание черепа.
Таким образом, в христианстве череп символизирует молитвенное состояние и надежду на спасение. Схожее значение имеет его изображение и на православных монашеских одеяниях, а именно — готовность схимника отказаться от всего земного ради служения Богу.
В европейском позднем Средневековье и Ренессансе тема смерти составляла основу макабрических сюжетов, где главную роль играли полуразложившиеся тела и скелеты. Один из самых известных макабров — «пляски смерти», хоровод мертвецов, играющих на музыкальных инструментах. Истинный великий уравнитель Смерть кружит в танце представителей разных сословий. Этот образ обыгрывали в поэзии, на картинах, фресках и гобеленах, в карнавальных процессиях. Макабрические сюжеты имели назидательную природу (memento mori, «помни о смерти», что также означает: «помни о душе»), но со временем сдвинулись в сторону социальной сатиры.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЧЕРЕП В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ? / WW #1
В эпоху Возрождения мрачные мотивы парадоксальным образом сосуществовали с образами вознесений и триумфов, с мажорными и светлыми ренессансными тенденциями. Обратной стороной прославления человека стало восприятие смерти как чего-то личного, что порождало тоску по уходящей жизни. Этот процесс французский историк Филипп Арьес назвал моментом появления концепта «смерти своей» . Тогда же утверждается представление о чистилище, где каждой душе предстоит индивидуально расплачиваться за грехи.
Накануне Реформации католическая церковь начала утрачивать свое влияние. Результатом стало «рождение трупа» — пристальное внимание западноевропейской культуры к образам неживого тела и разложения. Теперь они обозначали не столько надежду на спасение, сколько мучительные сомнения в его возможности, а то и кризис веры.
Неслучайно Гамлет, ключевая фигура Нового времени, произносит свой сакраментальным монолог, держа в руках череп «бедного» Йорика. Вопрос о смысле существования, о том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, и о том, «какие будут в смертном сне мечты», — суть речи, которую датский принц адресует черепу покойного шута.
Начиная с XVI века в искусстве барокко получил распространение живописный жанр ванитас, название которого (лат. vanitas — «суета») восходит к строкам из Екклесиаста «суета сует, все суета». Череп — доминанта таких натюрмортов.
Кроме него, частыми элементами были увядающие цветы, подгнившие фрукты, песочные часы и другие символы скоротечности жизни, а также хаотично разбросанные земные богатства, которые не забрать на тот свет. С одной стороны, картины всё так же напоминают о смерти, с другой — в них практически отсутствует моральная составляющая: нет идеи возвышения человека, мы видим только символы бренности бытия и естественности кончины. Такие композиции были популярны на севере, в частности в Нидерландах. Однако одни из самых пугающих ванитас принадлежат итальянцу Якопо Лигоцци, который создал серию натюрмортов с мертвыми головами в состоянии полураспада.
В эпоху позднего романтизма черепа обосновались в кабинетах людей искусства. Зачастую они обозначали экзистенциальный тупик, в котором единственным выходом виделась дендистская поза личного романтического героизма. Позднее декаденты превратили их в модный предмет декора.
В XVIII–XIX веках в ритуальных практиках черепа продолжали использовать тайные общества и оккультные организации. Череп становится одним из символов масонов и делается важным предметом в различных инициатических ритуалах, например при вступлении в студенческие братства — правда, в эпоху модерна в этом появилась доля бравады. Череп и кости — символ одноименного тайного общества британского Йельского университета, где останки используют в обряде посвящения.
Военная символика: пираты и десператы
В среде военных и преступников череп имел амбивалентное значение. С одной стороны, это знак устрашения, с другой — символ бесстрашия и готовности погибнуть в бою. Поэтому его носили головорезы и те, кто позиционировались как штурмовики-десператы («отчаянные»).
Ставший сегодня популярным атрибутом детских утренников «Веселый Роджер» когда-то наводил страх на честных мореходов. Однако в реальности у пиратов не существовало общего флага — странно было бы ожидать, что разномастные морские разбойники решат использовать единую символику. Вариантов «Роджера» было множество: черепа в профиль и анфас, с песочными часами (как мы помним, барочный символ скоротечности жизни), с перекрещенными саблями. На флаге Эдварда «Черной Бороды» Тича скелет с такими часами целился копьем в человеческое сердце. Наиболее «классический» на сегодняшний день пиратский флаг принадлежал пирату Эдварду Инглэнду, который бесчинствовал в Индийском океане в XVIII веке.
В том же столетии череп с костями появился на обмундировании сухопутных войск. Его изображение присутствовало на форме прусских «гусар смерти» из армии короля Фридриха Великого, 17-го уланского полка британской армии, брауншвейгских гусар (добровольческий корпус герцога Брауншвейгского, выступавший против Наполеона). В русской армии символ возник впервые на киверах 1-го конного полка Санкт-Петербургского ополчения.
В годы Первой мировой войны «мертвую голову» можно было обнаружить по разные стороны баррикад: она была наградным знаком русских летчиков и символом ударных частей Русской армии («батальоны смерти»), а также изображалась немцами на танках. Во время Гражданской войны знак с черепом носили и участники Белого движения, и красные матросы, и отряды Нестора Махно. Для кого-то он был в первую очередь символом самопожертвования, для кого-то — уничтожения («смерть буржуям»).
Во время Второй мировой Адамову голову использовали дивизии германского вермахта и СС; она же была на эсэсовских фуражках и кольцах. Впоследствии ее поместили на флаг американцы, подчеркивая связь своих летчиков с пиратами (эскадрилья истребителей «Веселый Роджер»).
В ХХ веке по мере развития медицины страдания и смерть всё чаще стали восприниматься как «несчастный случай» или проявление злой воли врага, и череп начал ассоциироваться не с неумолимым и естественным ходом вещей, а с катастрофическим событием — войной, насилием, аварией, утечкой отравляющих веществ. Сегодня мы почти не видим изображений черепов на кладбищах, однако ими маркируют опасность (знаки «Не влезай, убьет», «Яд»).
Из контркультуры в (некро)гламур
Во второй половине ХХ века череп шокировал публику в качестве эмблемы агрессивных субкультур: байкеров, скинхедов, панков, но в новом тысячелетии он утратил свою инфернальность и элитарность. В 2010 году мотоклуб «Ангелы Ада» подал в суд на модный дом Александра Маккуина из-за копирования своей айдентики — черепа с крыльями — в дизайне вещей. Адвокат байкеров утверждал, что проблема не только в деньгах: членство в клубе предполагает право на ношение символики, которым не обладают «самозванцы». Модный дом урегулировал дело, отозвав продукцию из магазинов, однако стратегически субкультуры проиграли моде.
Перемолов молодежные движения прошлого столетия, коммерция перемолола и черепа. Продажей бунтарям их же протеста дело не кончилось — готика стала гламурной, и череп превратился в вышитую стразами картинку. Некоторые марки одежды и вовсе сделали его своим логотипом.
Так же, как ушли в прошлое религиозные и военные смыслы Адамовой головы, в конце нулевых стали неактуальны и субкультурные. Эпоха «пояснения за черепа» канула в Лету.
Открыв популярный сайт, торгующий дизайнерской одеждой, можно обнаружить десятки изделий с «мертвыми головами»: шарфы, сумки, украшения, носки. В качестве декоративного элемента они появляются на любых бытовых вещах, от постельного белья до туалетной бумаги.
Эксплуатирующие тему смерти глянцевые образы моделей XXI века философ Жак Линн Фолтин окрестила corpse chic («некрогламур» — по версии переводчика Галины Бесединой). В современной моде нет больше границ, которые прежде делили использование знаков на «нормативное» и «ненормативное». Почти не существует вещей, которые нельзя надевать ни при каких обстоятельствах (периодически дизайнеров обвиняют в культурной апроприации, однако сакральная тематика на подиумах, кажется, уже перестала вызывать возмущение). Поэтому возможна «некрогламурная» мода.
«Секуляризация и развитие общества потребителей сняли не только преграды, которые раньше способствовали „закрытой“ системе моды, ограничивая потребительские возможности людей, но и табу касаемо того, как можно изображать смерть в обычной жизни. Став частью мейнстримовой модной эстетики, черепа были вырваны из контекста, превратились в банальность, потеряли способность шокировать, теперь их можно купить по какой угодно цене».
Жак Линн Фолтин
Такое использование в моде черепа, который прежде считался средоточием духа, знаком смирения или символом бесстрашия, отражает процесс развоплощения ценностей. Свобода самовыражения оборачивается кризисом, когда означающие перестают что-либо означать, превращаясь в пустые симулякры. Можно ли игнорировать вульгаризированный знак смерти и принять, что массовая культура поглощает всё? (Или же всё убивает и потому, как никто, имеет право на погребальные эмблемы?)
Хотя черепа стали украшением, они продолжают тревожить художников, которые обращаются к этому символу снова и снова в разных формах. И уж тем более трудно оставаться равнодушными к изначальным смыслам, когда речь идет о реальном черепе.
Это доказала история композитора и пианиста Анджея Чайковского, который ушел из жизни в 1982 году, завещав свой череп Королевскому Шекспировскому театру в качестве «исполнителя» роли Йорика. Его волю учли, однако работа на подмостках встала. Актеры ссылались на дискомфорт на репетициях, на то, что они не в силах читать монолог Гамлета, глядя в пустые глазницы умершего.
Все обсуждали только череп Чайковского. Тогда с него сделали слепок, а останки музыканта убрали в запасники. Однако в нулевых их достал актер Дэвид Теннант, который только после двадцати двух выступлений признался, что играл с подлинником. Волнение, вызванное этой ситуацией, подтверждает: череп продолжает быть предметом вечного вопроса, который задает Гамлет.
Источник: knife.media
Череп. Memento mori, или моментально – в море!
Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов, вызывающих невольный трепет у впечатлительных натур. В глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале, суеверному человеку мерещилась затаившаяся Смерть, поэтому череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия .
Эмблема Смерти. Старинная гравюра.
Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта .
На празднике Цама в Монголии
В религии многих народов Европы, Азии и Африки символическое значение черепа тесно связывалось со строительной жертвой. В эпоху мрачного Средневековья существовало широко распространённое поверье, что для обеспечения прочности возводимого сооружения необходимо принести кровавую жертву богам или духам земли.
С этой целью при закладке замков, крепостей, соборов или мостов употреблялись человеческие жертвы. Невинных детей, красивых женщин или просто случайных прохожих зарывали живьём в землю либо замуровывали в стенах строящегося здания.
Замуровывание заживо
Отголоски этого варварского обычая звучат во многих средневековых легендах. Согласно одной из них, стены Копенгагена во время постройки несколько раз обрушивались, пока в жертву не была принесена маленькая девочка. Дитя усадили за стол со сладостями и игрушками, и пока ничего не подозревающий ребёнок играл и ел, двенадцать каменщиков сложили над ним свод.
Панорама средневекового Копенгагена
Итальянская легенда повествует о том, что возводимый мост через реку Арту то и дело обрушивался, пока в него не заложили жену строителя.
Славянские князья во время строительства крепостей приказывали хватать первого попавшегося мальчика и замуровывать его в стену, и потому будто бы крепости славян называли детинцами.
Киевский детинец
Эти жуткие легенды, к сожалению, находят подтверждение в хрониках. Так, в одной немецкой хронике, запись, датированная 1463 годом, бесстрастно повествует о жителях Ногаты, решивших построить новую плотину. Желая укрепить её строительной жертвой, они до бесчувствия напоили одного нищего, а затем зарыли его в основании постройки.
Приведённые примеры позволяют понять, почему в средние века часто упоминалось о зданиях, стоящих на костях или на «мёртвых головах».
Впрочем, человеческие жертвы приносились лишь в исключительных случаях. Гораздо чаще в качестве строительных жертв выступали животные или птицы: быки, лошади, олени, петухи и т.д.
Древние германцы, славяне, индейцы и другие народы имели обычай увенчивать свои жилища черепами строительных жертв, которые служили им оберегами от зла.
Конские черепа-обереги на «коньке» избы
С той же целью на частокол, окружавший древнее поселение, водружались черепа животных – считалось, что подобная мера предохранит его жителей от нападения врагов.
В иконографии череп, прежде всего, символ земной суеты и бренности жизни . Череп является атрибутом некоторых святых отшельников: Иеронима, Ромуальда, Франциска Ассизского, а также кающейся грешницы Марии Магдалины.
Св. Иероним
Погружённые в молитву, святые внимательно рассматривают лежащий перед ними череп, или держат его в руках – это духовное упражнение помогает им отрешиться от земной суеты.
Св. Альбина
Св. Алоизий Гонзаго
Особое значение в иконографии имеет символическое изображение «головы Адама» — черепа со скрещенными костями рук, лежащего у основания Голгофского креста. По церковным преданиям, первый человек, похороненный именно на Голгофе, там, где впоследствии был распят Иисус Христос, пророчествовал перед смертью: «На том месте, где я буду погребён, будет распято Слово Божие и оросит своею кровью мой череп».
Голгофский крест
Изображения «головы Адама» на рясе монаха-схимника
Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха .
Иногда череп Адама изображали перевёрнутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со святым Граалем.
Кровь агнца-Христа, стекающая в Грааль. Средневековая миниатюра.
Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов .
В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Всё тот же символизм бренности существования передан в цикле картин, объединённых латинским наименованием «Vanitas» («Суета»), где череп иллюстрирует известное выражение «memento mori» («помни о смерти»).
Питер Клас. «Vanitas».
Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность её усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости.
В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному.
Дирс Якобс. Портрет Помпеуса Окко.
Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего.
Посмертная слава. Старинная гравюра.
В масонстве перед обрядом посвящения ложа драпировалась чёрной тканью с изображениями черепов и скрещенных костей. Эти изображения, а также фонарь, сделанный из черепа, в котором огонь светился через глазные впадины, призваны были напомнить кандидату об осторожности, несуетности поведения и неустрашимости перед предстоящими суровыми испытаниями.
Знак немецкой масонской ложи
В оккультизме изучением особенностей строения человеческого черепа занимается френология – наука, отцом которой считают французского мистика Галля. Большую популярность во 2-й половине XΙX века приобрела теория его последователя, итальянского врача Чезаре Ломброзо, посвященная особенностям строения черепа преступника.
Основав школу криминальной антропологии, Ломброзо в 1876 году опубликовал книгу «Человек преступный, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», в которой попытался обосновать свои выводы.
Чезаре Ломброзо
Если верить Ломброзо, череп любого преступника развит ненормально, он больше напоминает черепа низших доисторических рас. Убийцы обычно брахицефалы (короткоголовые), а воры – долихоцефалы (длинноголовые), но при этом и для тех, и для других характерны уродливый череп, развитые скулы и челюсти, узкий и скошенный лоб, сильно выдающиеся лобные бугры и ассиметрично расположенные глазные впадины.
Современные последователи Галля и Ломброзо продолжают разрабатывать эту «богатую жилу». Френологи убеждены в том, что строение черепа человека может многое поведать о его характере. Вот некоторые из их наблюдений: узкий удлинённый череп говорит о любознательности и способностях к наукам; череп, сдавленный выше висков и расширяющийся у челюстей выдаёт человека с низким интеллектом; череп, расширяющийся над висками, указывает на богатую фантазию и склонность к мистицизму. Выпуклый затылок отличает личность с развитыми математическими способностями, а уплощённый – эгоцентричную и малообщительную натуру. Выпуклость посередине или по углам лба присуща философам, на темени – политикам, в центре затылка – сердцеедам и пр.
Черепа венценосцев на гравюре Альбрехта Дюрера
Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством, жрецы майя ещё в глубокой древности использовали для своих мистерий. Простые индейцы, запуганные ими, считали эти черепа материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживают в повиновении. Одни из таких удивительных черепов хранятся сейчас в Британском музее, другие – в Парижском Музее человека.
Хрустальные черепа майя
Как в древности и средние века, так и в наши дни всевозможные гадалки, прорицатели и ясновидящие наряду с хрустальными шарами и магическими кристаллами используют в своих ритуалах хрустальные черепа – символ их власти над потусторонними силами .
Окончание статьи будет опубликовано завтра.
А пока другие интересующие вас статьи (или целые серии статей) можно легко подобрать на тематической статье-навигаторе по каналу «Тайная печать». Это здесь:
Источник: dzen.ru
Черепа и скелеты — готический атрибут одежды
Начиная еще с древних времен изображение скелета, в особенности черепа, носило мистический смысл для несхожих народов и сословий. Распространенная трактовка — символ смертности, загробной жизни и бренности бытия. Некоторые расы рассматривали череп, как место для вместилища духа, жизненного интеллекта и потока энергии. Скрещенные кости, с прикрывающим черепом, — известнейший символ, который приписывают себе пираты. Такой знак несет в себе обратный смысл: вечное бессмертие и победу жизни над темной стороной смерти.
С течением времени скелет стал весомой частью в мире моды. Современная одежда в молодежном стиле пестрит изображением черепов и костей. Так, при помощи модных деталей гардероба, молодое поколение заявляет о принадлежности к культурным движениям.
Готический стиль в одежде — изображение черепов и костей
Большинство модных брендов используют при создании готической одежды одноименный стиль, который выражается в мрачных изображениях частей скелета, и темных цветах. Для каждого дизайнера изображения скелетов и черепов несет индивидуальный смысл. Для одних одежда со скелетами — символизирует смерть, которая отпугивает конкурентов и неприятелей, для других — вечную жизнь. Скелет — твердая часть человеческого организма и дольше хранится в земле, меньше склонен к разложению. Этот факт символизирует протяженность бытия существа.
Символизм одежды с изображением черепов и скелетов
Черный цвет в одежде набирает большие обороты популярности, и топовыми изображениями на подобных изделиях становятся части скелета. Мрачные футболки с черепом способны объединить различные по характеру культуры и слои общества: готов, монахов, эмо, буйную молодежь, пиратов и рокеров.
Таинственная готическая символика получила популярную массовость в стилях молодежной одежды для парней и девушек. Сегодня на улице встречаются гламурные девушки, которые одеты в вещи с принтами, которые свойственны для загробной жизни, но выглядят они ярко и нарядно. Так изображение черепа украшается разноцветными стразами, красочными вставками из ниток, переливающимися на свету камнями или голографической росписью. А вот брутальные куртки с черепами — любимая одежда парней-байкеров. Однако этот вид одежды любят массы, даже те, кто не принадлежит ни к какому движению.
Модели одежды и принты с символикой черепов и скелетов
Пожалуй, популярнейшим видом одежды готического стиля принято считать футболки со скелетом, которые любят носить мужчины и женщины, парни и девушки. Здесь характерной особенностью является изображение красочного черепа, иногда с дополнением костей, размеры которого варьируются в зависимости от модели. Женский пол предпочитает нежные принты: мягкие линии, перетекающие одна в другую, выполненные в красочных тонах и с блестящими вставками. Мужчины отдают предпочтение брутальным изображениям: зловеще улыбающимся черепам, кровавым костям в стандартной цветовой гамме.
Часто представители культурных движений выбирают себе индивидуальное облачение. Для готов характерна одежда с черепами, выполненная из темных тканей, это — свитшоты, куртки или толстовки. Принты наносятся по центру изделия и выгодно выделяются на мрачных тонах исходного материала. В качестве дополнения к образу используются аксессуары:
- черные рюкзаки и сумки;
- банданы с огненным принтом;
- стилизованные бейсболки.
Такие аксессуары могут и отпугивать, и изначально располагать к себе. По ним можно с легкостью определить настрой человека, состояние внутреннего мира и взгляды на жизнь.
Приобретение одежды с символами смерти и жизни
Человеку характерна носка одежды с изображением скелета или черепа. Креативные кофты с черепом подходят каждому, вне зависимости от принадлежности к движениям и культурам. Однако в зависимости от настроя и верования человека, принты, которые изображены на одежде, несут собственный смысл. Смысл верования каждого свой, но так или иначе, изображения несут в себе определяющую энергетику.
В нашем онлайн-магазине одежды представлен ассортимент для мужчин и женщин в готической стилистке с черепами и скелетами. В каталоге купить готическую одежду можно разных моделей: футболки, толстовки, куртки, другие модели, а также аксессуары. Выбрать одежду с изображением скелетов — значит определиться с тем, на какой ты стороне: веришь в бесконечность бытия или устрашаешь недругов мистическим образом!
Источник: playprint.ru