В переводе с французского «art deco» означает «декоративное искусство». Стиль ар-деко, или как его ещё называют – арт деко, получил название, когда в 1925 году в Париже проходила выставка декоративно-прикладного искусства. Когда и как зарождался этот стиль? И вообще, что же он представляет собой в ювелирном искусстве?
Уже в самом начале XX века ювелиры начинают отказываться от извилистых линий модерна и обращаться к поиску новых средств выражения. В позднем модерне уже были обнаружены геометрические линии, присущие ар-деко, но все было прервано Первой мировой войной, после окончания которой люди ещё с большим желанием пытались обрести новые идеалы, ведь кроме разрушений и человеческих жертв, наступило разочарование в ценностях прошлого.
После Первой мировой войны появилась новая женщина, которой вдохновлялись поэты и художники, в том числе и художники-ювелиры. Именно в это время Луи Картье набросал эскизы своих первых украшений в новом направлении.
Необычная Черная Бижутерия с Алиэкспресс Винтажная Арт деко
Ар-деко впитал в себя простоту и роскошь, чистую и светлую игру камней, стилистические искания, в том числе кубизма, модерна, сюрреализма, неоклассицизма и этнические черты Древней Греции, Египта, Африки, Востока.
Ювелиры, как и все ваятели искусства, всегда чутко прислушиваются к настроениям в обществе. Как помочь забыть ужасы войны, принести радость людям? Именно в то время эклектика стилевых направлений сделала ар-деко новаторским стилем.
И так, дизайнеры ювелирных домов предложили новые формы, которыми стали геометрический, линейный дизайн, симметричная композиция, цветовые контрасты и особая огранка драгоценных камней, которая приобрела более четкие линии, в большей степени встречались треугольная, трапециевидная и изумрудная.
На первых порах ювелиры использовали недорогие материалы: эмаль, хром, стекло, пластмассу и отдавали предпочтение ярким краскам. Однако послевоенное общество стремилось создать вокруг себя иллюзию роскоши и благополучия. И в первую очередь это могли сделать королевы голливудского киноэкрана. Их браслеты и ожерелья засверкали бриллиантами с экранов.
В эпоху ар деко культовым металлом стала платина, именно Картье ввел в моду этот благородный металл. А вместе с ним набрали популярность белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Кроме металлов ювелиры часто использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила и акулы, а также редкие породы дерева. Использовали чистый белый перламутр, белые бриллианты и черный оникс…
Заслуга стиля ар-деко – его смелое комбинирование в одном украшении драгоценных камней со стразами, натурального жемчуга – с искусственным.
Самой распространенной техникой декорирования было эмалирование металлов и необычная огранка. Формы украшений в стиле ар-деко – четкая геометрия и строгая симметрия, расположение элементов с определенным ритмом чередования.
Art Deco: ЮВЕЛИРНЫЕ ШЕДЕВРЫ в стиле Art Deco
Ведущими мотивами в дизайне украшений, кроме геометрии, стали образы и декорации Русского балета С. Дягилева, культура разных стран и эпох – Древнего Египта, Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки, объекты флоры и фауны.
К числу наиболее живописных украшений можно отнести брошь-кисть, длинная нить искусственного жемчуга, длинные серьги, в том числе и серьги-кисти, украшавшие стриженые головки красавиц, тяжелые пояса, браслеты, надетые не только на запястье, но и на предплечье, повязка на голову (бандо), украшенная стразами, жемчугом, а для кого-то и бриллиантами, коктейльное кольцо, колье-воротник, ожерелье и браслет в виде змеи, кольцо и браслет в виде пантеры…
В период ар-деко в моду вошли и драгоценные зажигалки и мундштуки, в которых также чередовались компоненты черно-белой гаммы.
Исключительную популярность приобрели наручные часы, при создании которых ювелиры проявляли необычайную фантазию. Часы обладали разнообразием форм, богатым декором, оригинальностью и изяществом. Корпус часов и браслеты украшали драгоценными камнями.
Одними из самых известных ювелиров того времени были Жорж Фуке и его сын. Парижскому ювелиру Раймону Тамплие принадлежат также интересные художественные решения. Особое место в его творчестве занимают украшения со строгими геометрическими элементами с декором из яркой эмали, с эффектным цветовым контрастом.
История Дома Картье наглядно иллюстрирует становление стиля ар-деко. Ювелирные произведения 20-30-х годов Луи Картье демонстрируют основные этапы развития нового стиля. Первоначально Картье больше использовал круг или сегмент, считая, что именно эти геометрические фигуры подходят для женских украшений. Затем он стал использовать квадрат и прямоугольник.
Ювелир декорировал свои украшения бриллиантами в сочетании с другими камнями и эмалью. Его ювелирные произведения играли яркими красками и изысканной цветовой гаммой, например, в изделия, выполненные из оникса, горного хрусталя и нефрита, кораллов и перламутра, он добавлял роскошные бриллианты. Постепенно ювелиры Дома Картье отказались от яркой цветовой гаммы и стали использовать белый цвет. Так появился стиль – «белый ар-деко».
Великолепны были украшения со строгими геометрическими формами в контрастном сочетании белого и черного цветов – белой платины и бриллиантов с черным ониксом или черной эмалью. Именно на основе этого цветового контраста был создан своеобразный мотив, получивший название – «шкура пантеры».
В дальнейшем мотив использовался при создании брошей в виде пантер, а также для оформления украшений для прически и для наручных часов. Но, все же, полностью от ярких цветов изумруда, рубинов, сапфиров трудно было отказаться, даже в «белом ар-деко». Поэтому Картье любил создавать броши – «вазы с фруктами». Многоцветные драгоценности в стилистике «тутти фрутти» стали знаменитыми украшениями Картье.
После открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона произошел всплеск интереса к египетским украшениям, среди ювелирных произведений Картье – эффектные подвески из пластин нефрита с бриллиантами и рубинами, знаменитая брошь – «скарабей» из дымчатого кварца, фаянса, украшенная бриллиантами.
Яркость и многоцветность в ювелирном искусстве ещё более усилилась в 1929 году и далее, ведь это годы, когда покупательная способность утрачивалась во всех сферах жизни, и дабы привлечь внимание и выстоять в трудное время, создавались ярчайшие предметы ювелирного искусства. Популярными стали нефрит, топаз, циркон, коралл, аквамарин.
Стиль ар деко можно назвать окончательно сформировавшимся к началу 20-х годов, а в 1925 году он получил окончательное признание, и потому именно на выставке, проводимой в Париже в 1925 году, стиль получил свое название.
На выставке были представлены ювелирные произведения Фуке, Тамплие, Сандоза, Бушерона, Ван Клифа, Картье, Мобуссена и многих других французских мастеров-ювелиров. Успех ювелиров был потрясающим. Золотую медаль за украшения в стиле ар деко получил парижский ювелир Жорж Мобуссен.
Восхищению посетителей не было предела. Все восторгались созданными Мобуссеном колье, в которых в платиновой оправе чередовались бриллианты с прекрасными жемчужинами, жадеитовым кольцом, подвесками в виде цветочных ваз и фонтанов. После выставки фирма «Мобуссен» стала знаменитой.
Не только произведения ювелирного искусства «Картье» и «Мобуссена» прославили стиль ар-деко, благодаря ювелирам «Бушерон», «Ван Клиф и Арпельс» стиль ар-деко стал всемирно признанным синонимом роскоши и восхищения. В те годы менялось многое в жизни людей, разрабатывались новые технологии, велись поиски новых материалов, проводились исследования в науке и технике.
Это был век достижений во всех сферах деятельности и жизни человечества. Все это отразилось и в деятельности ювелирного искусства. В фирме «Ван Клиф и Арпельс» ювелирные мастера изобрели новый вид закрепки драгоценных камней – невидимую закрепку. Камни гранились так, что можно было установить их вплотную друг к другу, таким образом, металл-основа полностью покрывался «каменной мостовой». Это дало возможность создать превосходнейшие украшения.
На ювелирных рынках были востребованы бриллиантовые броши-клипе, сотуары, элегантные браслеты с четкими орнаментальными узорами из драгоценных камней. В моду вошли броши-кисти, бусы из натуральных камней. Особую популярность, благодаря моде на короткие стрижки, приобрели длинные каскадные серьги и крупные клипсы, которые закрывали мочку уха.
Искусствоведы считают, что стиль ар-деко господствовал в мире искусства всего около двух десятилетий, от Первой мировой войны до Второй. Но важно другое – многие приемы и достижения в ювелирной технике, разработанные во времена ар-деко, оказались настолько универсальны, что влияние этого стиля мастера-ювелиры ощущали ещё долгое время в последующих поколениях.
В современной моде ювелирных украшений стиль ар-деко снова популярен. Его выбирают уверенные в себе женщины, которые предпочитают роскошь и в то же время аристократическую сдержанность.
Источник: mylitta.ru
Украшения в стиле ар деко: ювелирный конструктивизм
В начале 20 века, примерно к 20-м годам общество постепенно отказалось от уходящего стиля ар нуво с его витыми линиями и блеклым колоритом. Поздний ар нуво, названный «модерном», порадовал укреплением геометризма. Вместо крылышек фей ювелиры начали изображать крылья аэропланов. На два года поиски стиля прервала Первая мировая война, но период между двумя мировыми войнами стилю ар деко принадлежит полностью. Желающим познакомиться с этим стилем можно посмотреть фильм «Великий Гетсби».
В 1920-х годах появилась мода «гарсон», когда модные парижанки коротко стригли волосы и укорачивали юбки, отказывались от рукавов. Вместо вечерней роскошной «брошь-кисти» днем носили искусственный жемчуг в виде бесконечной нити или бусы из камней. В моду вошли тяжелые пояса и браслеты на запястьях и на предплечьях. Новинкой стала двусоставная брошь, запирающаяся клипсовым замком, которой закалывали модные полупальто с рукавами в три четверти – «труакары».
Наручные часы, заменившие привычное исполнение на цепочке в это время начали входить в обиход и произвели настоящий фурор. Их выпускали разнообразных форм, богато и изящно декорировали.
Таким образом во Франции возник, а затем утвердился во всей Европе и США стиль ар деко (написание в русском варианте арт деко не совсем правильно, поскольку в Art Deco буква t не читается).
Стиль ар деко в ювелирном искусстве
В период конструктивизма настоящей музой ювелиров стала технократия, которая и определила основные черты украшений того времени – прямые углы и линии, геометрические формы, окружности, открытая «типографическая» расцветка. Стиль Art Deco имел вполне конкретную задачу – между двумя мировыми войнами создать миф о том, насколько роскошно жило «потерянное поколение».
В 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, что пробудило интерес к Египту. Линию украшений в египетском стиле открыла фирма Картье. Это были нефритовые подвески с алмазами и рубинами, изготовленные из дымчатого кварца скарабеи, на крылья которых пошел голубой фаянс.
В эпоху ар деко возникли постимпрессионизм, сюрреализм, экспрессионизм, вкусы людей формировали дягилевские сезоны в Париже. Все это дополняло зрелище появляющейся новой техники. Сын знаменитого в прежнюю эпоху ар нуво художника-ювелира Жоржа Фуке, Жан фуке создавал свои работы в стиле, который отличался от всех и от всего. Его работы – сохранившиеся в собраниях Нью-Йорка и Парижа браслеты и броши из слоновой кости действительно ни на что не похожи. Это – чистой воды кубизм, мотив авангарда начала двадцатого века.
Другой ювелир из Парижа, Раймон Тамплие выпускал своеобразные «небоскребы» — платиновые серьги с проявлением конструктивистских идей. Геометрические элементы своих «драгоценных конструкций» Тамплие украшал японским лаком или яркой эмалью. Ювелиров Жана Фуке и Раймона Тамплие можно считать настоящими «гостями из будущего».
Ювелирный Дом Картье, взявший ар деко за основу
В 1920 – 1930-х годах Дом Картье выпускал изделия, в которых четко видно становление нового стиля. Прежде всего Картье начал использовать простые формы и композиции в виде кругов и сегментов, которые считал наиболее «женственными». Далее им были освоены и иные фигуры. Свои украшения из горного хрусталя, перламутра, нефрита, оникса с четкими простыми силуэтами украшались бриллиантами и другими драгоценными камнями с тщательным подбором цветовой гаммы.
Но затем мастера, работавшие в Доме Картье, освоили «белый ар деко», соединив бриллианты и белую платину с черной эмалью и черным ониксом. Так родился из черных и белых пятен особый мотив «шкура пантеры», который был использован и при создании наручных часов. Благодаря «белому ар деко» обогатилась не только фирма – произошло становление всего нового стиля.
На цветном фоне в то время исполняли броши в виде корзин с цветами или ваз с фруктами, собранные из сапфиров, рубинов, изумрудов. Для украшений в стиле ар деко был очень характерен мотив корзины, наполненной цветами.
В 1925 году в Париже прошла выставка современной промышленности и декоративных искусств, ставшая подлинным триумфом Дома Картье. Французские ювелиры Сандоз, Фуке, Ван Клиф, Деспре, Мобуссен и другие показали, как рождается эстетика новейшей эпохи. Парижский ювелир Жорж Мобуссен, уже весьма известный высшему обществу, получил золотую медаль.
Эпоха ар деко и ювелирные технологии
Альфред Ван Клиф и Жюльен Арпельс в 1935 году придумали невидимую закрепку для драгоценных камней. Вытачивались канавки в рубинах, сапфирах и бриллиантах, камни прилегали друг к другу вплотную, металл полностью покрывался. Благодаря этой новинке фирма «Ван Клиф и Арпельс», а за ней и остальные начали создавать в стиле ар деко настоящие шедевры.
К 30-м годам украшения в стиле ар деко стали массовыми, поскольку и в европейских странах, и в Америке начали создавать вещи, доступные широкому кругу покупателей. Это были броши-клипе из бриллиантов, сотуары (от французского«porter en sautoire» — носить через плечо) и браслеты, где небольшими бриллиантами подчеркивались орнаментальные линии четких плоских узоров. В антикварных магазинах можно и сегодня встретить много подобных украшений.
Во всем мире период господства стиля ар деко продлился между Первой и Второй мировыми войнами. Но его образный строй и используемые приемы оказались настолько универсальными, что и по сей день смотрятся ярко и современно.
Источник: www.silver-mania.ru
Ювелирная энциклопедия: украшения в стиле ар-деко
Эти украшения символизируют эпоху бурных 1920-х с их джазовыми ритмами, роскошными вечеринками и смелыми модными экспериментами. Каков ар-деко как ювелирный стиль? Предлагаем узнать о нем больше.
История ювелирного стиля ар-деко
В 1925 году в Париже прошла Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes). Ее сокращенное название Arts Décoratifs («декоративные искусства») уменьшилось в обиходе участников события и представителей прессы еще более, до Art Deco. Слово «ар-деко» и стало именем ведущего направления в архитектуре, живописи, дизайне одежды и украшений, которое правило бал в Старом и Новом Свете в 1920–1930-е годы, между Первой и Второй мировыми войнами.
Ар-деко – стиль-праздник. Яркий, роскошный и эклектичный, то есть соединяющий разнородные элементы. В нем есть место строгой геометрии и этническим орнаментам, животным и растительным мотивам и достижениям науки, техники, промышленности тех лет, «цитатам» из античной классики и бурлящей современности, влюбленной в джаз и поднявшей знамя женской эмансипации.
Основные черты ювелирного стиля ар-деко
Материалы и техника декорирования. Культовым металлом эпохи ар-деко стала платина, которую в 1910-е ввел в моду дом Cartier. Благодаря этому набрали популярность и схожие с ней по оттенку белое золото, серебро, сталь и даже алюминий. Также ювелиры использовали экзотические материалы – слоновую кость, кожу крокодила, акулы, зебры, редкие породы дерева.
Заслуга ар-деко – смелое и эффектное комбинирование в одном украшении драгоценных камней с полудрагоценными, бриллиантов – со стразами, а натурального жемчуга – с искусственным. Что касается техники декорирования украшений, то, пожалуй, самыми распространенными ювелирными приемами тех лет были эмалирование металлов, необычная огранка и инкрустация камней.
Формы украшений. Ар-деко культивирует форму и цветовую палитру украшения, любуется его конструкцией, поэтому на первый план выходят геометричность и строгая симметрия, а расположение элементов украшения подчинено определенному ритму чередования.
Ведущие мотивы в дизайне украшений. Образы, декорации и костюмы русского балета (балетная антреприза Сергея Дягилева «Русские сезоны» заново влюбила Европу в искусство танца). Культура разных стран, континентов и эпох: Древнего Египта (интерес подогрело открытие гробницы Тутанхамона в 1922 году), Китая, Японии, Индии, Древней Греции, Африки. Геометрические мотивы. Объекты флоры и фауны.
Типичные украшения. Повязка на голову (бандо), инкрустированная стразами, жемчугом или бриллиантами; коктейльное кольцо; колье-воротник; ожерелье-гирлянда; ожерелье и браслет в виде змеи; кольцо и браслет в виде пантеры; брошь, кулон, серьги в виде длинных кистей; длинная нить натурального или искусственного жемчуга (вспомним Коко Шанель!); сотуар – длинная цепочка с крупными камнями или подвесками, которую носили через плечо, в вырезе на спине или надевали в несколько сложений на руку; брошь в виде корзины с цветами, фруктами; широкий плоский ажурный браслет; крупный кулон; наручные часы с богатым утонченным декором.
Стиль как часть… стиля
Драгоценности и бижутерия в стиле ар-деко куда менее вычурны и капризны в сочетаниях с одеждой, чем украшения в стиле барокко. Если вы ищете аксессуары яркие, интересные, но элегантные (например, для новогодней вечеринки), остановите выбор на браслете, кольце или серьгах в стиле ар-деко.
Но и повседневная одежда: белые футболки, однотонные трикотажные платья и кардиганы, – гармонично сочетается с геометричными серьгами-люстрами, многоярусной цепочкой, брошью в виде жука или крупным кольцом. Главное – не перегружать дневной образ и выбрать одно-единственное «джазовое» ювелирное дополнение к нему.
Украшения в стиле ар-деко на подиуме
В коллекциях осени-зимы 2016/2017 немало обращений к эпохе ар-деко в аксессуарах. Так, реки искусственного жемчуга «льются» на показах Chanel, Moschino (у этой модной марки ряды белых бусин красуются даже на лодыжках моделей!) и Gucci.
Гиперболизированные серьги-кисти – главное украшение этой зимы по мнению Dsquared2, а вот у Anthony Vaccarello трендовый аксессуар осовременен лишь тем, что серьга со стразами непарная. Saint Laurent делает пару таких серег частью вамп-образа.
У Valentino дыхание технократии коснулось дизайна серег – в 1920-е такие украшения назвали бы за их длину серьгами-небоскребами и одобрили бы их схожесть с коваными деталями какого-то механизма.
Украшения в стиле ар-деко на красных дорожках
Оглядываясь на отшумевшие торжественные события 2016 года, отметим, что драгоценности в стиле ар-деко – частый выбор для выхода в свет. Так, достойны похвалы бриллиантовые серьги De Grisogono в форме веера – Эшли Грин надела их 3 сентября на премьеру драмы «И проиграли бой» в рамках Венецианского кинофестиваля. На открытии того же фестиваля и премьере романтической комедии «Ла-ла-ленд» 31 августа модель Бьянка Балти появилась в необычном черном платье-тренче, дополнив его ожерельем-воротником Chopard с бриллиантами и изумрудной подвеской.
Для другого кинофестиваля – Каннского – украшения в стиле ар-деко стали ведущим трендом. На премьере драмы «Последнее лицо» 20 мая колье в виде змеи от Cartier приглянулось Шарлиз Терон, а Алессандра Амбросио приручила драгоценную рептилию от Bulgari. Благотворительный вечер amfAR gala, прошедший 19 мая в рамках фестиваля, явил роскошные бриллиантовые ар-деко-гарнитуры Рози Хантингтон-Уайтли (Chanel), Алессандры Амбросио (Boucheron), Карли Клосс (Chopard), Беллы Хадид (De Grisogono) и Лиу Вен (Boucheron).
В завершение заглянем на главную красную дорожку года – церемонию вручения премии «Оскар», которая состоялась 28 февраля. Ее лучшими драгоценностями в стиле ар-деко можно назвать платиновое ожерелье с кулоном Шарлиз Терон от Harry Winston, бриллиантовые серьги-колоски Кейт Бланшетт от Tiffany https://sunmag.me/tsennosti/05-12-2016-yuvelirnaya-entsiklopediya-ukrasheniya-v-stile-ar-deko.html» target=»_blank»]sunmag.me[/mask_link]