«В лето 6912 (1404) Индикта 12, Князь Великий Василий Дмитриевич замысли часник и постави на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерьем; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитывая часы ночныя и дневныя.
Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от Св. Горы пришедый, родом Сербин, именем Лазарь.
Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев.» Итак, в 1404 году монах Лазарь Сербин со Святого Афона по заказу князя Владимира Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, изготовил удивительные часы- часомерье по древнему определению долготы дня и ночи. Циферблат или часовод, состоял из трёх частей.
Неподвижная, в центре, покрытая лазоревой краской, символизировала небо, на котором были рассыпаны золотые и серебряные звёзды, солнце и луна. Это импровизированное небо обрамляли два движущихся диска : «дневной» и «ночной», Дневной обозначался буквами, а ночной цифрами. Ориентиром служила неподвижная стрелка, изображающая солнце с солнечным лучом.
Что такое САМОЗАРЯЖАЮЩИЕСЯ часы? Вопрос эксперту. AllTime
Часы эти зарисовал в 1661 году австрийский посол Мейерберг, путешествующий по России. Но ровно через 40 лет из-за пожара часы были утрачены навсегда. Но даже они, как поговаривают, уже были не теми, о которых упоминал летописец. Дело в том, что «хитрый механизм», который каждый час ударял молотом в колокол, был поломан и английский инженер Христофор Галовей, реконструировавший их в 1624 году, не смог восстановить прежнюю работу.
Принцип работы часомерья
Вот как описывался ход часов в Альманахе Александра Вельтмана «Картины Света», Т.1, 1836г.
Часомерье «Механик разделил круг на 17 частей, то есть на самую большую долготу дня и ночи. Первым месяцем года в России первоначально был сентябрь, время равенства дня и ночи, которое бывает с 12 на 13 число (по старому стилю) . Солнце без дробного расчета восходит в 6 часов утра и заходит в 6 часов вечера.
Долгота дня начинает уменьшаться, а ночь увеличивается до 12 декабря, когда день равен 7, а ночь 17 часам. С 12 декабря день прибавляется, а ночь уменьшается, и почти с 12 марта снова равноденствие. С 12 марта день продолжает увеличиваться до 12 июня.
Из этой правильной убыли и приращения дня и ночи видно, что в течении каждых трёх месяцев разница должна составлять 5 часов и следовательно в 12 месяцах будет 20 часов. Следовательно, на каждый месяц достанется по 1 часу 40 минут прибавления или убыли дня и ночи.
Чтобы понять расчёт хода Московских часов, нужно знать, что удвоенный час восхода солнца составляет долготу ночи, а удвоенный час захода солнца составляет долготу дня. Таким образом, чтобы установить эти часы, например, для сентября, когда восходит солнце около 6 часов по полуночи, нужно поставить цифру 6 ночного круга против луча(стрелки).
10 ЛУЧШИХ ЧАСОВ С МАНУФАКТУРНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ. ЧТО ТАКОЕ МАНУФАКТУРА?
Дневной же круг, уставив на букву зело (17), пустить в ход. Когда 6 поравняется с лучом, это будет значить полдень. Так что до сего часа, числа дневного и ночного круга против луча, складываясь, означают час по полуночи. После же полудня число 6 неподвижного ночного круга должно вычитать из цифры дневного круга, и остаток будет означать час по полудню.
Когда дневной круг совершит 12 часов, т.е. сентябрьскую долготу дня, он идёт обратно(вправо); ночной же круг начинает ход ( также вправо) когда пройдёт сей последний 6 часов, то число его 17 поравняется против луча с буквой «земля» (6), это значит полночь. После боя полуночи или 6 часов ночи, ночной круг идёт в возврат( влево), а дневной круг продолжает идти вправо, так что к 6 часам утра SI (17) будет против луча, а ночного круга час 6-й после полуночи будет снова означать восход солнца.
После чего новый ночной круг останавливается, а дневной снова идёт влево, показывая часы дня от восхода солнца. По прошествии месяца, с 1-го числа октября, ночной круг устанавливается опять на час восхода солнца после полуночи, сообразно календарю. Но при месячной установке разница дневная: 1час 40 минут слишком велика. Устанавливая через 2 недели , она сокращается на половину, устанавливая каждую неделю, сокращается на 25 минут, так что ошибка восхода и захода солнца будет не более 12 минут, а этого слишком достаточно и для нашего просвещенного века, которому не до солнца; века, в котором люди считают время ростом процентов, третями, звёздочками, печатными листами, мгновениями любви, годами ненависти. Стали часы горизонтальными Их яйца, первообраза вечности, они сплюснулись – сплюснулась и жизнь человеческая.»
Часомерье на Спасской башне. Рисунок по описанию Мейерберга
Часы и биологические ритмы
Совершенно очевидно, что автор сожалеет о переходе людей на фиксированное время. И с ним можно согласиться. Забыв о солнце, мы выбились из естественного биологического цикла. И если в наших старых часах при установке круга на месяц дневная разница в 1 час 40 минут считалась слишком великой, то что же говорить о современных часах, где эта разница и вовсе не учитывается.
Конечно, трудно себе представить, как в наш ускоренный и механизированный век можно жить по часомерью. Если в старые времена люди просыпались с восходом солнца и спать ложились в соответствии с ним, то сейчас солнечный свет заменили электрические лампы. Получив искусственное освещение, человечество перестало зависеть от солнечного света. Но помещая время в определённые рамки, выбивается из живого жизненного ритма и становится заложником машинного цикла. В результате люди обкрадывают свой творческий потенциал, теряют физическое здоровье и превращаются из биологического вида в рабов той системы, которую сами и создали. Источник
Источник: cont.ws
Что такое часомерье
«…А наречется сей часник часомерье», — старательно вывел жирным полууставом неведомый нам монах-летописец. Так в древней русской летописи появилась запись о первых в Московской Руси башенных часах. С тех пор минуло шесть столетий.
«…А наречется сей часник часомерье», — старательно вывел жирным полууставом неведомый нам монах-летописец. Так в древней русской летописи появилась запись о первых в Московской Руси башенных часах. С тех пор минуло шесть столетий.
Византия — мать русских часов
Золотая Орда, не докатившись до Европы, лишила русскую землю тысяч лучших мастеров и ремесленников. Поэтому отставание Руси от Запада, ушедшего далеко вперед, — культурное и техническое — давало о себе знать долгие годы. Вплоть до эпохи Петра Великого путь западных открытий и изобретений в Россию оказывался слишком долгим, отчасти потому, что в Европе многие понимали — изоляция помогает избежать усиления России, как государства. Тем удивительнее, что начало часового дела в России почти совпадает с рождением «механического времяисчисления» в Европе.
Самые древние часы из дошедших до нас красуются на башнях Солсберийского (Англия, 1386 г.) и Руанского (Франция, 1389 г.) соборов. Помимо тяжелых гирь, приводивших часы в движение, в подобных конструкциях использовались привычные для мастеров-оружейников того времени пружина — важнейший элемент многих силовых механизмов — и зубчатая передача.
В XV-XVI веках башенные часы появились во многих европейских городах. А в Москве в 1404 году похожие часы по заказу великого князя Василия изготовил монах Лазарь Сербин. Этот инок пришел с гористого мыса Афон, где находились несколько православных монастырей, распространявших византийскую культуру среди славян. Согласно летописи, железная диковинка стояла на великокняжеском дворе Кремля. О механизме византийского мастера остались только восторженные слова в Троицкой летописи: «На всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено».
«Человековидно» означает, что существовала механическая фигура звонаря, ударяющего в колокол. Подобные фигуры носили французское название «жакемары». Но на миниатюре из Лицевого летописного свода никакого жакемара нет! Причина проста: художник творил на полтора столетия позже, когда давно уже не было ни князя, ни Лазаря, ни, скорее всего, самих часов (последние, скорее всего, погибли во время пожара).
Дорогими башенными механизмами обзавелись в XV веке вольные сильные города, через которые издавна шла оживленная торговля с Европой. В 1435 году (или годом позже) часы были водружены на каменном столпе знаменитой Евфимьевской часозвони в Великом Новгороде, а через сорок лет — в Святогорском монастыре Пскова.
Сегодня никто не может сказать, привезли эти часы из-за границы или они были делом рук русских мастеров. Однако точно известно, что в 1539 году новгородский мастер изготовил башенные часы для сгоревшего дотла — от удара молнии! — и снова набиравшего силу Соловецкого монастыря. Их боевое устройство отбивало четверти часа, «получасья» и часы, отдельно дневные и ночные.
Механизм был сделан исключительно профессионально, его конструкция и техническое устройство нисколько не уступали европейским образцам. На горизонтальный вал наматывалась веревка с гирей на конце. Гиря своей тяжестью заставляла крутиться вал, его движение через систему зубчатых колес передавалось храповому колесу, а оно, в свою очередь, вращало циферблат. Маятника не было, его роль выполнял билянец — своеобразный балансир, похожий на коромысло, на котором испокон веков на Руси носили тяжести. На плечи билянца, жестко насаженного на вертикальную ось, также вешали груз, и, если часы спешили, его сдвигали в одну сторону, а если отставали — перемещали в другую.
Часовых мастеров в те времена ценили высоко: в надписи на одной из крупных шестерен имя Семена Часовика указано наравне с именами заказчиков — новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита Московского и Всея Руси) и соловецкого игумена Алексия. И недаром! Часы с Соловков проработали вплоть до начала XX века.
К сожалению, полностью сохранившиеся башенные часы до нас не дошли, многие их детали утрачены, но увидеть почерневшие от времени каркасы, колеса, гири, циферблаты и даже прикоснуться к этим древностям — пока не видит хранительница в русском наряде! — можно в Москве, в Органной палате музея-заповедника «Коломенское».
Динозавров можно потрогать
Чтобы попасть сюда, надо проделать извилистый путь по крутой лестнице с низкими проходами: предки в сравнении с нами были мелковаты. И вот — светлая комната, с фотографиями на стенах, колоколами под потолком и застывшими сотни лет назад механизмами.
Один из экспонатов коллекции — часы с крепостной звонницы Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской области. Судя по клеймам в железном каркасе часового механизма, их изготовил мастер Резанцов во второй половине XVIII века. Мастер был, скорее всего, местный — в окрестностях Боровска эта фамилия широко распространена и по сей день. В этих часах уже использован анкерно-маятниковый спуск и счетное колесо особой конструкции, благодаря которому приводились в действие механизмы курантов и боя. Гири часов (весом по 58 кг) опускались в специальную шахту глубиной пять метров.
Другой шедевр — механизм часов-курантов, установленных в 1673 году над новыми, каменными воротами самого царского села Коломенское. Изготовил их «мастер на все руки» Петр Высоцкий, известный также сделанными на забаву царевичам деревянными львами в бараньих шкурах, внутри которых были установлены пружинные механизмы, наподобие часовых. По воспоминаниям, они «яко живые львы, глас испущают, глазами движут, зияют устами, кажется, хощут ходити ногами».
К XIX веку часовое производство России сосредоточилось на заводах. Пример «заводского творчества» — часовой механизм Николо-Перервинского монастыря работы мастера Ивана Юрина (1863 г.). Куранты в нем выполняли еще и роль огромной музыкальной шкатулки, имея четыре программных цилиндра, выступы на которых служили «спусковыми крючками» для управления целой батарей колоколов.
Еще одни куранты конца прошлого века из собрания Коломенского прежде украшали третий ярус Сухаревой башни. Сама башня, увы, как и сотни других исторических зданий Москвы, была снесена в 30-е годы, а вот часы, к счастью, уцелели. Механизм взял «под опеку» Московский инженерно-физический институт, и часы исправно служили еще многие годы.
Вероятно, у всех, кто побывал в Органной палате, возникает мысль: пора создать полноценный музей часов, вроде тех, что прекрасно существуют в Англии, Германии, Голландии, Франции, чтобы сохранить примеры ремесленного мастерства русских людей. Ведь не случайно изобретение часов — материализованной идеи времени — причисляют к великим открытиям, наряду с компасом, порохом и книгопечатанием.
105 [Catalogue_ID] => 1 [Parent_Sub_ID] => 0 [Subdivision_Name] => Статьи [Template_ID] => 23 [ExternalURL] => [EnglishName] => articles [LastUpdated] => 2023-06-20 12:58:10 [Created] => 2016-09-26 11:34:35 [LastModified] => 2023-06-20 12:58:10 [LastModifiedType] => 1 [Hidden_URL] => /articles/ [Read_Access_ID] => 1 [Write_Access_ID] => 3 [Priority] => 3 [Checked] => 1 [Edit_Access_ID] => 3 [Checked_Access_ID] => 3 [Delete_Access_ID] => 3 [Subscribe_Access_ID] => 0 [Moderation_ID] => 1 [Favorite] => 0 [TemplateSettings] => [UseMultiSubClass] => 1 [UseEditDesignTemplate] => 0 [DisallowIndexing] => 0 [Description] => [Keywords] => [Title] => [ncH1] => [ncImage] => [ncIcon] => [ncSMO_Title] => [ncSMO_Description] => [ncSMO_Image] => [Language] => ru [DisplayType] => inherit [LabelColor] => purple [Cache_Access_ID] => 0 [Cache_Lifetime] => 0 [Comment_Rule_ID] => 0 [SitemapPriority] => 0.5 [SitemapChangefreq] => daily [IncludeInSitemap] => 1 [img] => [Pic] => [AlterTitle] => [MainMenu] => 1 [SubMenu] => 0 [SectionText] => [MainArea_Mixin_Settings] => [ncDisallowMoveAndDelete] => 0 [_nc_final] => 1 [img_name] => [img_url] => [img_preview_url] => [img_size] => [img_type] => [img_download] => [img_fs_type] => [Pic_name] => [Pic_url] => [Pic_preview_url] => [Pic_size] => [Pic_type] => [Pic_download] => [Pic_fs_type] => [ncIcon_name] => [ncIcon_url] => [ncIcon_preview_url] => [ncIcon_size] => [ncIcon_type] => [ncIcon_download] => [ncIcon_fs_type] => [ncImage_name] => [ncImage_url] => [ncImage_preview_url] => [ncImage_size] => [ncImage_type] => [ncImage_download] => [ncImage_fs_type] => [ncSMO_Image_name] => [ncSMO_Image_url] => [ncSMO_Image_preview_url] => [ncSMO_Image_size] => [ncSMO_Image_type] => [ncSMO_Image_download] => [ncSMO_Image_fs_type] => [_db_inherit_Template_ID] => 22 [_db_inherit_Read_Access_ID] => 1 [_db_inherit_Write_Access_ID] => 3 [_db_inherit_Edit_Access_ID] => 3 [_db_inherit_Checked_Access_ID] => 3 [_db_inherit_Delete_Access_ID] => 3 [_db_inherit_Moderation_ID] => 1 [_db_inherit_LastModifiedType] => 1 [_db_inherit_SitemapPriority] => 0.5 [_db_inherit_Language] => ru [_db_inherit_IncludeInSitemap] => 1 [_db_inherit_SitemapChangefreq] => daily [_db_inherit_DisallowIndexing] => 0 ) —>
Источник: timeseller.ru
Часомерье Руси текущего тысячелетия
До 17 века на Руси применялось другое суточное измерение времени, когда продолжительность часа была постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца лѣта, менялось количество «дневных» и «ночных» часов.
Подтверждение этому можно увидеть в музее-заповеднике «Александровская Слобода». На фотографии показана реконструкция башенных часов 17 века, которые по мнению архитектора Кавельмахера В.В. находились на Распятской колокольне, самой ранней из сохранившихся городских часобитен. Под часами расположены найденные старинные детали часов.
Роль стрелки выполняет луч Солнца. Всего на «циферблате» отражалось 17 часов числами и цифрами. Деление циферблата обусловлено максимальной долготой светового дня.
В книге Забелина И.Е., российского археолога и историка, специалиста по Москве, «Домашний быт русских царей XVI-XVII столетиях» так описывается работа древнерусских часов:
«Русскiе часы, делили сутки на часы денные и на часы ночные, слѣдя за восхожденiемъ и теченiемъ солнца, такъ-что въ минуту восхожденiя на русскихъ часахъ билъ первый часъ дня, а при закатѣ – первый часъ ночи, поэтому почти каждыя двѣ недѣли количество часовъ денныхъ, а также и ночныхъ, постепенно измѣнялось слѣдующимъ образомъ, как записано въ тогдашнихъ святцахъ: «Въ началѣ сентября. Съ котораго начинался тогдашнiй новый годъ, именно съ 8 числа било 12 часовъ дня и 12 часовъ ночи; съ 24 сентября 11 ч. Дня и 13 ч. ночи; съ 10 октября 10ч. Дня и 14 ч. ночи»… По такому раздѣленiю сутокъ и устраивались наши старинные часы, именно въ московской сторонѣ, потому что существовала, напр., разница между часами московскими и новгородскими, какъ замѣчено и лѣтописцемъ. Такъ в 1551 году 9 мая ночью случился пожаръ в новгороскомъ Юрьевѣ монастырѣ: лѣтописецъ замѣчаетъ, что загорѣлось, «въ третiй часъ нощи по московскимъ часамъ, а по новгородскимъ часамъ на шестомъ часѣ на ночномъ».
Подобный циферблат был и на Спасской башне Кремля. Забелин И.Е. в этой же книге сообщает:
«Съ распространенiемъ города и особенно большаго посада, впослѣдствiи Китай-города, гдѣ сосредоточивалась торговля и всякого рода промышленность, и гдѣ, слѣд., знать время для всякаго было необходимостью, — потребовалось устроить часы и на пользу всѣхъ обывателей… Действительно, въ концѣ XVI вѣка башенные часы стояли уже на трехъ воротахъ Кремля, съ трехъ его сторонъ: на Фроловскихъ или Спассикхъ, на Ризположенскихъ, нынѣ Троицкихъ, и на Водяныхъ, что противъ тайника, или Тайницкихъ».
Рисунок часов сохранился в его альбоме Августа Мейерберга (1622-1688 гг, посол Австрии при царе Алексее Михайловиче) «Виды и бытовыя картины Россiи XVII века». Вот что писал о них барон в записках о Московии:
«Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца… Когда бывают самые долгие дни, эта машина показывает и бьет до семнадцати, и тогда ночь продолжается семь часов».
Изображение старинных часов, которые были расположены на Спасской башне Кремля, можно увидеть в музее «Старого Английского подворья» в Московском Зарядье.
Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г.
Первое документальное упоминание об этих первых часах встречалось в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи), подлинник которой сгорел в пожаре 1812г., но выдержки из неё приводятся Карамзиным Н.М. в томе 5 «Истории государства Российского»:
«Въ лѣто 6912, Индикта 12, Князь Великiй замысли часникъ и постави на своемъ дворѣ за церковью за Св. Благовѣщеньемъ. Сiй же часникъ наречется часомѣрье; на всякиiй же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и расчитая часы нощные и дневныя; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно; страннолѣпно нѣкако створено есть человѣческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бѣяше нѣкоторый Чернецъ, иже отъ Святыя горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь; цѣна же сему бѣяще вящьше полувтораста рублевъ».
В 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны, «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами. В 1722 году по распоряжению синода было изменено расписание церковных служб с заменой прежних часов на общеевропейские, причём началом суток стали считать полночь, а не утро, как было прежде.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что славяне ведут счисление времени от наличия или отсутствия света.
Автор Открытая Славянская Академия Москва Открытая Славянская Академия создана в 2011 году. Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. Главным в нашей стратегии является развитие людей на основе традиционных ценностей славянского мира, содействие, средствами образования и воспитания, возрождению лучших отечественных традиций сохранения и распространения духовных ростков жизни.
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей
Если вы нашли ошибку в тексте, напишите нам об этом в редакцию написать
Источник: slavradio.org