Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т. е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов, называется чеканкой. Сущность процесса заключается в том, что за счет давления на чекан или штамп (пуансон) на заготовке остается отпечаток рисунка рабочей части чекана или штампа (пуансона). Различают чеканку ручную и механизированную. Механизированная чеканка — это одна из операций штамповки, выполняемая на специальных прессах.
Ручную чеканку надо считать одним из самостоятельных способов изготовления украшений, например брошей. Инструментом, с помощью которого выполняют ручную чеканку, являются чеканы и молотки. В качестве материала используют листовой металл — золото, серебро, медь, томпак, мельхиор, алюминий.
Различают три приема чеканку: насечкой, формованием и смещением металла (рис. 9.1, а). Насечкой с помощью чеканов-расходников на листовой заготовке чеканят мягкие и тонкие линии. Формованием на листовой заготовке (с обратной ее стороны), используя пурошники и бобошники, выколачивают рельефное изображение.
Ювелирное изделие режется штихелями
Смещение металла достигается передвижкой (перемещением) его по поверхности заготовки с помощью лощатников и сечек. Канфарником подчеркивают контур изображения (перед насечкой) в виде четкой точечной линии.
Чекан держат между большим, указательным и средним пальцами; два других пальца слегка касаются поверхности обрабатываемой заготовки и скользят вдоль нее (рис. 9.1, б).
Рис. 9.1. Чеканка:
а — приемы чеканки; б — положение инструмента и рук в процессе чеканки
Для свободного скольжения чекана по заготовке рабочая поверхность его бойка постоянно удерживается с небольшим наклоном. В другой руке чеканщика находится чеканочный молоток, плоским бойком которого он наносит, ритмичные удары по чекану, направляя его равномерно вниз. При работе вся рука от кисти до плеча остается неподвижной, удар по чекану производится за счет лишь равномерно-ритмичного сгибания кисти руки.
Основной чеканочный молоток имеет два ударных бойка: один плоский, рабочая поверхность которого слегка выгнута, а другой — клиновидный, с закругленной рабочей поверхностью. Применяются также молотки с плоскими и шаровидными бойками различного диаметра. Изготовляются бочки молптков в основном из легированном стали и должны иметь высокий класс шероховатости поверхности.
Применяются и молотки с бойками из дерева, рога, резины, текстиля, кожи. Необычная форма ручки чеканочных молотков: внизу она изогнута в сторону бойка и утолщена, таким образом, удобно укладывается в ладонь руки, позволяя наносить удары определенной силы в течение длительного времени. Ручки чеканочных молотков выполняются из дерева, обладающего повышенной упругостью. Ручки обрабатываются — шлифуются наждачной бумагой, затем пропитываются льняным маслом.
Источник: tepka.ru
Пробую чеканку металла
Чеканка. Гравировка. Чернение
Чеканка — это получение сложного рельефного рисунка с помощью чеканов и зубил из листового материала или на поверхности массивных литых изделий (ваз, скульптур и др.).
Гравировка — это вырезание рисунков на изделйи с помощью штихелей (стальных резцов длиной 100—120 мм). Различают два вида гравировки: под глянец — более квалифицированное, при котором и углубления, и поверхностная часть узора открыты для просмотра, и под чернь, когда выгравированный узор предназначается для заливки чернью.
Чернение — очень сложный отделочный процесс. Слитки, сплава серебра раскатывают до надлежащей тонкости и придают им соответствующую форму (ваз, стопок, подносов и др.). В гравировальном цехе мастер наносит резцами на поверхность изделия бороздки, штрихи, образующие рисунок (пейзаж, портрет, орнамент и др.).
Рисунок покрывают густо-темной с синеватым отливом чернью — сплавом олова, меди, серебра и серы. На небольшом огне горна чернь плавится и заполняет углубления рисунка, прочно сплавляясь с металлом. После очистки с прилегающих мест и полировки четко обозначается рисунок, самые мелкие штрихи, по особому оттеняя серебро или позолоту.
Смотрите также:
Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, насечки, ковки, литья, филиграни, финифти
Чернение, чернь. Черная протрава для серебра.
. также широко применялись многочисленные механические операции: ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль.
. ковка, чеканка, прокатка, гравировка, тиснение, штамповка, волочение, скань, чернение, эмаль, наведение золотом и инкрустация металлами.
Изысканные пропорции подсвечника и сочетание разной техники — литья, чеканки, гравировки и позолоты — создают большой художественный эффект.
Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, насечки, ковки, литья, филиграни, финифти, эмали, зернения и черни.
Источник: bibliotekar.ru
Выколотка. Чеканка. Гравировка
Выколотка – это вид холодной
металлообработки . Техника этого процесса
основана на использовании пластики детали,
способными во время пресса садится, изгибаться
и вытягиваться. Для выколотки используется
только тонкий листовой металл, а так же вся
работа над изделием ведется выколоточными
молотками.
3.
4.
5.
6.
Выколачивание
деталей, является
одним из самых
интересных и
применяемых
способов для
художественной м
еталлообработки
деталей и
изделий.
7.
8.
ЧЕКАНКА — один из видов древнейшего декоративно-прикладного искусства и
художественной обработки металла.
ЧЕКАНКА технологический
процесс
изготовления
рисунка, надписи
или изображения,
заключающийся в
выбивании на
пластине
определённого
рельефа.
9.
Чеканка по металлу является одним из удивительных
искусств.
Ковкость металла и
его способность к
растяжению хорошо
использовали еще
древние художники и
мастера, но и сегодня
традиции и техника
ЧЕКАНКИ существуют, в том числе,
благодаря и
нашим чеканщикам.
10.
Сейчас ЧЕКАНКА
по металлу широко
используется в
оформительских
архитектурных
работах, при
изготовлении
рельефов,
скульптуры.
Также ЧЕКАНКА пр
именяется при
создании посуды,
декоративных панно,
различных
ювелирных
украшений.
11.
Виды
чеканки
Ажурная ЧЕКАНКА ПО
МЕТАЛЛУ
Фон изображения
высекается с помощью
специальных сечек,
потом по этим линиям
проводится высечка.
Отжиг таких чеканных
изделий производится с
особенной
осторожностью, чтобы не
расплавить тонкие
перегородки.
12.
Контурная художественная ЧЕКАНКА
Контурная ЧЕКАНКА в
ыполняется на плоском
листовом металле без
выколотки рельефа.
Контурная ЧЕКАНКАна
поминает гравировку, но,
в отличие от последней,
может быть как вогнутой,
так и выпуклой. Чаще
всего
контурной ЧЕКАНКОЙ
украшаются различные
предметы интерьера.
13.
ЧЕКАНКА на объемных изделиях
У этого
вида ЧЕКАНКИ
есть свои
особенности. Он
более сложен по
сравнению
с ЧЕКАНКОЙ на
плоской
поверхности.
14.
15.
История гравировки по
металлу насчитывает не
одно тысячелетие.
Широко известны
бронзовые изделия с
искусной гравировкой,
выполненной
кавказскими
художниками-граверами
еще в начале первого
тысячелетия до новой
эры. В основном это
оружие — боевые топоры
и кинжалы, украшенные
гравированными
орнаментами и
изображениями
животных.
16.
Неповторимым
своеобразием
отличались медные
павловские замки
для ларцов и
шкатулок. Замки
изготовляли в виде
забавных фигурок
львов, русалок,
журавлей, всадников
и скоморохов,
украшенных
резцовой
гравировкой.
17.
ШТРИХОВАЯ ГРАВИРОВКА
ОБОРОННАЯ РЕЗЬБА
18.
Лазерная гравировка.
Лазерная
гравировка —
процесс
гравировки,
выполненный
на лазере
(лазерном
станке).
Источник: ppt-online.org