О черни
В различных записках из средних веков Руси часто встречается слово — «чернь», означающее некий класс людей проживавших на русских землях. И, довольно-таки, сложно разобраться, что это за люди были. Почем у именно «чернь»? «Чернь» с неким, обязательно чуть презрительным налетом. Так, что же это на люди? В словаре С.И.
Ожегова и Н.Ю. Шведовой записано:
ЧЕРНЬ (устаревшее). 1) В дворянском обществе, в высокопарно-презрительной речи: люди принадлежащие к непривилегированным классам. 2) Люди, далекие от духовной жизни, высоких идеалов.
В словаре «Российская государственность. Девятый – начало двадцатого века», есть определение «черные люди».
«Черные люди» – это тяглое, непривилегированное, (т.е. полностью платившее все виды налогов и повинностей) население России двенадцатого – семнадцатого веков. Формой организации черни были — в деревне были волосные, а в городах посадские общины.
Возникает вопрос: а почему этих людей звали черными? За цвет кожи? За «грязное» житьё? За отопление жилищ своих «по-черному»? Или за что-то еще другое?
Что на самом деле ели в Древней Руси: блюда, которые Вас сильно удивят!
Мне кажется, что черный или грязный цвет здесь совсем не причем. Слово «черные» произошло не от слова обозначающего цвет, а от названия народа, издревле проживавшего в пределах Клязьмо-Окского междуречья. Почему я так думаю.
В районе Клязьмо-окского междуречья до сих пор сохранилось множество названий и рек и деревень, непереводимых на русский язык. Например, Колокша, Ворша, Шерна, Киржач, Кокшенка, Кидекша, Любимеж, Мележа и многие другие. Во всех этих названиях есть обязательно звук — близкий к звуку – «шеа».
Я предполагаю, что именно — «шеа» называли себя аборигены Клдязьмо-окского междуречья. И, соответственно, черные люди — это шеарные люди . Это исконные жители земель между Клязьмой и Окой. Кстати, наименование города Москва тоже могло произойти от слова Мошеаква. А почему бы и нет?
Пример подобной трансформации слов хорошо просматривается в современном звучании названия города Суздаль. Сушеадаль – Суждаль – Суздаль. Мошеаква – Мошква – Москва.
В одиннадцатом века славянские князья начали колонизацию земель между реками Окой и Клязьмой. Эти земли, кстати сказать, были довольно-таки густо заселены. Данное предположение могут подтвердить «нерусские» названия многочисленных маленьких лесных ручейков и речек : Черник, Чернава, Вахшелка …. Так вот, в процессе завоевания, большая часть местного населения была продана в рабство, а оставшиеся стали «черными людьми», т.е. людьми, которые обязаны беспрекословно платить все налоги завоевателям и исполнять повинности. Такова участь всех побежденных…
Вот отсюда и произошло название «черные люди», а короче – чернь.
Выражение «чернь» имеет совершенно прямое значение, если вспомнить народы, подчинённые княжескими дружинами, а затем царями. Удмурты, манси, башкирцы на урале (то наверное вогулы были, но вот исчезли полностью) татары и мордва в поволжье. Украинцы тоже довольно чернявы. К побежденным народам относились снисходительно. И это в лучшем случае.
Ремесло 94: Северная чернь
Опять же. порабощали ведь с целью получения выгод и эксплуатации в ЧЁРНЫХ работах. После захвата Польши, например, евреев расселили по деревням и сделали на целое столетие крестьянами. Позже, дав возможность военной карьеры и поповской, получили как преданных служак царскому дому, так и революционеров.
Много разнообразной «черни» прошло через жернова российской истории.
В современном понятии при упоминании слова «чернь» возникают ассоциации — черный, темный, грязный, а мне кажется, первоисточником этого слова было название народа, который жил когда-то на землях северо-восточной Руси. В память об этом народе остались только непереводимые на русский язык географические названия: Шерна, Киржач, Мелёжа, Любемеж, Кумошь, Шередарь, Колокша. В этих названиях, если прислушаться, есть устойчивый звук «шеа», от него и «шернь», а если немножко пофантазировать, то Москва звалась, как Мошеква, Суздаль, как Сушедаль, Ростов, как Рошетов. Но это только фантазии.
Большое спасибо за Ваш отклик.
С уважением
Конечно же, это всё не более, чем фантазия, но все-таки эти загадочные непереводимые географические названия никак мне покоя не дают.
Но кто-то же их придумал. И что-то они означают неведомое для нас. Интересно, но как узнать всё это.
Источник: proza.ru
Чернь — что такое в Древней Руси?
Человек всегда стремился украсить себя отличительными знаками. В древних племенах это были когти, зубы и шкуры убитых животных. Позднее люди научились обрабатывать камни, ракушки и изготавливать из них примитивные украшения. Совершенный переворот в ювелирном деле сделало открытия металла.
Но не углубляясь в древнейшие времена, стоит отметить, что люди изначально оценили качества и внешний вид золота и серебра. В Древней Руси существовало ремесло декорирования украшений и предметов быта, которые были сделаны из драгоценных металлов.
Возникновения мастерства
История развития чернения началась еще в V веке до н. э. Наиболее развитой она была в племенах Причерноморья, живших на севере. Наибольшую популярность техника чернения приобрела в X веке н. э., а именно — в городе Чернигове. После чернение как мастерство распространилось далеко за пределы русских земель.
Ремесленники Великого Устюга в XVIII веке создали целую школу по обучению мастерству чернения металла. Именно они считаются основоположниками современной техники. Чернение применяется в украшениях и по сей день.
Ювелирное мастерство на Руси
Древние русичи прекрасно разбирались в мастерстве создания красивых и ярких украшений. Для этого они имели несколько основных техник создания орнамента на украшениях:
- скань — наносился с помощью тонких полосок драгоценного металла;
- чернь — метод чернения серебра или золота;
- зернь — украшения декорировались маленькими шариками из золота или серебра.
Чернь: что такое?
Чернение украшений и предметов быта было невероятно популярным на Руси. В доме каждого состоятельного человека была посуда, выполненная по этой технике, оружие, инкрустированное чернением и украшения для женщин и мужчин.
Для того чтобы ответить на вопрос о том, что такое чернь в Древней Руси, необходимо дать определение этому понятию ювелирного искусства.
Чернь — это покрытие золотых и серебряных изделий специальным порошком, состоящим из измельченного серебра, меди, свинца и серы. Наносился этот состав в специальных местах, обжиг изделия превращал его в узор или рисунок.
Техника нанесения
Создание черненых изделий проходило в несколько этапов:
- подготовка смеси;
- шлифование готового изделия, которое подлежит украшению;
- создание рисунка с помощью вырезания углублений около 0,3 мм;
- наложение черни: плавка смеси в печи и заполнение жидким составом углублений на заготовке;
- снятие лишнего слоя — это очень важный момент, который требует больших затрат времени и терпения;
- золочение готового изделия.
Красота черненых изделий обуславливает применение этой техники вот уже более пяти столетий.
Источник: fb.ru
Древняя Русь. Чернение серебра: история и техника ремесла
Украшения в технике чернения и рецепты изготовления черни были известны со времен античности, но значительное распространение они получили в средние века. По авторитетному мнению средневекового знатока ювелирного дела пресвитера Теофила (1070-1125), древнерусские мастера превзошли всех других по разнообразию использования черни для украшений. Полагают, что первые центры по изготовлению золотых и серебряных украшений с чернью появились при дворах русских князей.
Термин «чернь» связан с черным цветом порошка, который наносится на изделия и придает рисунку или орнаменту особую выразительность. Международное название черни – ниелло (от итальянского niello или латинского nigellus). При изменении состава порошка можно получить различные оттенки: от глубокого черного до серого. Чернью древнерусские мастера заполняли фон изделия, этим выделяя светлый рисунок, или же заполняли специально сделанные углубления, повторяющие контур рисунка.
Тема украшений в технике черни изучалось многими искусствоведами, археологами и историками. Первым, кто описал древнерусские украшения с чернью, был известный археолог Н.П. Кондаков; изучение было продолжено советским ученым А.С. Гущиным и специалистом по истории Древней Руси Б.А. Рыбаковым. Советскими искусствоведами М.М.
Постниковой-Лосевой, Н.Г Платоновой, Б.Л. Ульяновой хронологические рамки исследованной черни были раздвинуты до XIX века Период становления и развития черневого мастерства наиболее полно рассмотрен в работах Т.И. Макаровой.
Начало черневого дела на Руси
Специалисты считают, что прием чернения для украшения изделий появился именно на Руси, отсюда технологии чернения начали распространяться по Европе. Хронологическими рамками появления украшений с чернью на Руси считается период IX-X вв. – о более раннем распространении ничего не известно. К древнейшим находкам, украшенным чернью, относят черниговские артефакты, которые были обнаружены в конце XIX века в кургане, получившем название «Черная могила». По легенде, это было захоронение основателя Чернигова, князя Черного. Среди впечатляющих находок в кургане находились два турьих рога, используемых в качестве ритуальных сосудов для питья.
Особую красоту турьим рогам придавали серебряные оковки с сюжетными рисунками и растительным орнаментом, наведенном чернью. Чернь была проложена по специально сделанным углублениям в технике niello. По характерным особенностям орнамента и изображенных на сосудах сюжетов Б.А. Рыбаков пришел к выводу, что украшения на турьи рога наносились местными мастерами.
При других археологических изысканиях были обнаружены бляшки с инкрустациями в технике niello, где чернью был заполнен фон изделий. Несколько позже появилась оригинальная технология чернения по меди, ставшая самостоятельным направлением: она применялась для изготовления энколпионов (небольших ковчежцев), появившихся во время распространения христианства.
В основном, изделия из черни изготавливались в мастерских, где производились женские серебряные украшения, прославившие русских мастеров. Разнообразный ассортимент изделий включал колты, браслеты, медальоны, перстни. Например, украшенные чернью колты, сделанные из тисненых колодочек, предназначались для подвешивания на височные подвески (рясны).
Богато орнаментировались чернью широкие браслеты или обручи. Иногда исследователи называют обручи «наручами», но не все специалисты согласны с такой терминологией: многие считают, что наручи – это элементы доспехов, надеваемых на руки. Чернение применялось и для нагрудных украшений, представлявших собой круглые медальоны в виде барм или мониста. Теофил отмечал многообразие орнаментов и сложность технологии изготовления древнерусских украшений с чернью. Благодаря подробному описанию, составленному Теофилом, можно представить последовательность операций технологического процесса.
Процесс изготовления украшений с чернью
Изготовление изделия. Первой стадией в изготовлении черненых украшений было изготовление основы изделия. Материалом для изделия обычно служил тонкий серебряный лист, который в силу свойств серебра при обработке легко изгибался и принимал нужную форму. Кроме того, серебро давало ясный рисунок, четко различимый на фоне черни.
Существовали три способа изготовления полого украшения из тонкого листа. Первый способ, самый древний и самый сложный, назывался ручной выколоткой: листу в холодном состоянии с помощью молотка придавали нужную форму. Этот способ применялся для выполнения индивидуальных заказов; с его помощью можно было изготовить оригинальные колты или обручи.
Второй способ, более легкий – тиснение на матрице. Он применялся для массового производства украшений – об этом свидетельствует большое количество находок при раскопках. Для этого способа требовалось изготовить матрицу из медных сплавов, одна сторона которой была выпуклой и позволяла путем тиснения придать изделию выпуклую рельефную форму, чтобы он выделялся на фоне черневой массы.
Третий способ относился к литью. Он применялся редко, так как требовал большого расхода металла. Артефакты показывают, что чаще всего с помощью литья делались перстни, которые затем украшались чернью.
Гравировка серебра
Гравирование заключалось в перенесении рисунка на металл, что требовало большого мастерства, внимания и усердия. В случае изготовления изделия из серебра для выполнения гравировки серебряная пластина неподвижно закреплялась на специальной подушке из разогретой смолы и покрывалась тонким слоем воска. Перенесение рисунка производилось с помощью иглы или тонкой деревянной палочки, которой обводили контуры рисунка или орнамента на бумаге с легким нажатием, чтобы на воске остались углубленные линии. Сложность переносимого на изделие рисунка, например, плетения, усложняла работу мастера-ювелира. Чернение производилось по углубленным линиям, оставшимся на воске.
Углубления на металле создавались с помощью нескольких резцов, которые имели различные формы рабочих краев. На некоторых украшениях с чернью X-XI вв. удалось разглядеть, что мастера работали двумя-тремя резцами. Подобными резцами (штихелями) пользуются и современные ювелиры.
Сходство орнаментов на рукописях и на украшениях с чернью позволяет предположить, что многие рисунки украшений копировались с книг.
Варка черни
Важным этапом являлось приготовление самой черни. Ее готовили способом варки, для чего существовало много рецептов. О самом раннем древнерусском способе варки известно по трактату Теофила. Необходимыми ингредиентами, согласно Теофилу, являлись серебро, медь, сера и свинец, а основной метод был основан на плавке.
Сначала плавилась смесь из серебра и меди в пропорции две трети серебра и одна треть меди; затем расплавленная смесь соединялась в тигеле с расплавленными серой и свинцом, и на последней стадии вся смесь подвергалась переплавке в горне. После остывания сплава его надо было растолочь в порошок и вновь переплавить в горне. Процедура переплавки повторялась несколько раз.
Последующие исследования показали, что вместо меди иногда использовалось олово, а пропорции сплава могли меняться. В зависимости от состава сплава цвет черни мог приобретать различные оттенки черного: от насыщенного бархатисто-черного до серого с серебристыми отливами. В состав черневой массы могли также входить поташ, бура и соль. От процесса выплавки зависело многое: качество черни влияло на качество украшения. Правильно приготовленный черневой состав не крошился, а прочно соединялся с металлом.
Теофил расписал детали приемов нанесения черни на готовое изделие, и сообщил о последующих необходимых операциях, включающих обжиг. Последняя операция при нанесении черни – полировка. Теофил предлагал использовать для этого пемзу, которой нужно натирать часть украшения, покрытого чернью до тех пор, пока рисунок полностью не проявится и поверхность не станет гладкой. Такой прием мог использоваться как для рисунков, так и для четкого проявления фона.
Несмотря на ценные сведения, содержащиеся в трактате Теофила, процесс чернения описан им не полностью. Специалистам удалось восстановить полную картину.
Обработка поверхности для чернения
Обработка поверхности требовалась, если нужно было покрыть чернью значительную часть поверхности; если же черновая масса вносилась в углубления, дополнительная обработка не проводилась. Специалисты смогли создать описание метода обработки поверхности, предназначенной для покрытия чернью, изучив найденные в археологических находках украшения. Прочность соединения черни с поверхностью зависела от глубины ложа и обработки фона. Обработка фона резцом или выборка лотка могла включать насечки для создания шероховатости, необходимой для лучшего соединения черни с ложем. Без проведения такой обработки чернь частично или полностью выкрашивалась.
Одним из приемов украшения изделия являлось применение позолоты. Часто на украшениях одновременно использовались и чернение, и позолота. Описание способа золочения, известного на Руси как золочение «через огонь», можно найти в сочинении Теофила. Сначала надо было размолоть золото: для этого существовали различные способы. Затем золото смешивалось с расплавленной ртутью.
Сам процесс золочения заключался в натирании нужной части изделия остывшей теплой смесью, нагревании смеси и повторении операции натирания. Заключительная стадия – полировка золоченной части кусками свинца «как скребком».
Подобные операции совершенствовались русскими ювелирами и были широко распространены по Руси; в частности, они были обнаружены в кладах Приднепровья. Число находок с чернью превышает 300.
В следующем материале, посвящённом чернению, мы рассмотрим особенности региональных школ в центрах Древней Руси.
Источник: mednolit.com