Способы обработки, отделки и огранки ювелирных камней
Как это ни странно, но необработанный драгоценный камень весьма непривлекателен и мало похож на восхитительно сверкающий самоцвет. Лишь специальная обработка превращает похожий на булыжник природный минерал в драгоценность. Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.
Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).
Смысл огранки заключается в такой обработке камня, в результате которой его блеск и игра света будут особенно эффектны. Даже более того — хорошая огранка позволяет замаскировать небольшие недостатки камня и подать его в лучшем виде. Вот почему качество огранки имеет такое значение: профессиональная обработка увеличивает в стоимости минерал, а посредственная огранка, наоборот, обесценивает камень.
Гемсловарик: старинная огранка
В большинстве случаев огранка (кроме кабошона) — это нанесение на поверхности драгоценного камня граней или фасетов, в результате чего отсекается все лишнее и образуется форма самоцвета. Грани необходимы для отражения и преломления света в структуре камня. Луч попадает на грань, проходит внутрь камня, отражается от других граней и создает волшебное сияние.
В ограненном камне различают:
— рундист — это край или оконечность камня, которая образует его периметр. Это та оконечность, где смыкаются верхняя и нижняя части камня, то есть, по сути, своего рода разделительная линия. Именно здесь обычно фиксируется оправа;
— корону — это верхняя часть камня, находящаяся над рундистом;
— павильон — это нижняя часть камня, иначе говоря, та часть камня, которая находится ниже рундиста вплоть до его нижней точки;
— калету — это самая нижняя точка камня. При осмотре ряда камней вы можете ее не увидеть, что, вероятно, свидетельствует о возможном браке, но в том, что касается цветных камней, может возникнуть вопрос о замысле огранки.
Различают три типа огранки: кабошон, фасеточная, смешанная.
Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон (рис.1), заключающийся в придании верхней части камня округленной формы. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди непрозрачных минералов, например, бирюзы, змеевика или малахита. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Кабошон чаще всего применяется для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры.
Рис.1. Вид огранки — кабошон
Кабошон бывает трех видов: двойной выпуклый, простой, двойной выпукло-вогнутый.
Простой — нижняя поверхность плоская. Чаще всего кабошоны имеют плоский низ и округлый верх.
Двойной выпуклый — обе поверхности верхняя и нижняя изогнуты.
🌟💎Полезное видео. Огранка камней💎🌟
Двойной выпукло-вогнутый — эффект линзы. Полыми кабошоны делают тогда, когда хотят ослабить интенсивность окраски. Такая форма применяется почти исключительно для темно-красного граната альмандина, или карбункула, который без полости выглядит почти черным.
Фасеточная огранка — форма, образованная плоскими многоугольниками. В фасеточной огранке весь камень обрабатывается в виде плоских граней. Фасеточная огранка имеет несколько разновидностей.
— бриллиантовая (полная, упрощенная, огранка «восьмеркой»)
Фасетная огранка применяется главным образом для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум основным формам – бриллиантовой и ступенчатой.
Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой.
Рис.2. Виды бриллиантовой огранки
Обычно под бриллиантами подразумевают вообще огранённые алмазы. Но всё же собственно бриллиантами, в строгом смысле этого слова, называются алмазы, имеющие бриллиантовую огранку. Считается, что эта огранка наиболее полно выявляет игру и блеск камня. Она состоит из двух многогранных пирамид — полной и усечённой, сложенных основаниями, грани короны и павильона располагаются в несколько рядов, распространено трёхрядное размещение граней (так называемая, тройная бриллиантовая огранка). Чаще используются такие виды бриллиантовой огранки: полная — на 57 граней и упрощённая — на 17 граней (для очень мелких бриллиантов).
Рис.3. Полная бриллиантовая огранка- 57 граней
Впоследствии для сохранения большего веса и объема камня, которые терялись в результате бриллиантовой огранки, на основе последней были созданы новые видоизмененные формы: «Звезда Кэра», так называемый «старый американский бриллиант», английский бриллиант, огранка «юбилейная» и так далее.
Рис.4. Видоимененные формы бриллиантовой огранки
Для камней несимметричной формы были созданы специальные виды бриллиантовой огранки, в которой расположение граней обычное, но все они искажены. Характерными для таких видов огранки являются форма «маркиза» (или «челнок») и «панделок» (или каплевидная огранка).
Огранка «восьмеркой» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».
Роза — фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают шесть или семь ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.).
Рис.5. Огранка «роза»
В настоящее время в виде «розы» или «розетты» ограняются алмазы величиной от 1 до 2 каратов. Верхняя часть её состоит из 24 граней. Такая форма сверху несколько напоминает своим видом бутон розы, чем и объясняется само её название.
Алмазы, огранённые розой, обычно составляют 1/5 стоимости алмазов, с бриллиантовой огранкой при том же весе и чистоте. Классические формы алмазов в виде бриллиантов и роз могут быть получены лишь на достаточно крупных кристаллах.
Камень, огранённый розой, называется алмаз, а не бриллиант.
Из-за плохой игры она теперь почти не используется.
Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.
Рис.6. Виды ступенчатой огранки
Огранка «площадкой» или «таблицей» — первая простейшая ступенчатая огранка. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Как правило, применяется для мужских перстней.
Рис.7. Ступенчатая огранка («лесенкой»)
Изумрудная огранка — ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда. Признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.
Ступенчатая (лестничная) огранка — простой вид фасетной огранки, используемый главным образом для цветных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту возрастает. Число фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней.
Огранка клиньями (клиньевая) — разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.
Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична, и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.
Гладкая шлифовка может быть ровной, выпуклой в виде кабошона или иметь форму шара. Гладкая шлифовка используется преимущественно для огранки агата и других непрозрачных драгоценных и поделочных камней. Там, где нужно только оптически оживить, проявить или украсить до того неприметную поверхность непрозрачного камня, достаточно чаще всего отшлифовать ровную поверхность.
Смешанная огранка представляет собой смесь фасетной огранки и гладкой шлифовки. В верхней части (или нижней) драгоценный камень имеет грани, а в другой своей части он гладкий, закругленный или плоский. Иногда встречаются формы огранки, при которых на одной и той же половине камня огранка является смешанной.
Глиптика — включает в себя изготовление гемм, то есть гравированных камней с углубленным (инталии – рис.1.8.) или выпуклым (камеи – рис.1.9.) изображением, а также изделий мелкой пластики и декоративных предметов.
Рис.1.8. Инталия Рис.1.9. Камея
Широко распространена была глиптика в античной Греции. Еще более высокого уровня она достигла во времена Древнего Рима. А вот позже, в средние века, в ее развитии наступает застой. Лишь в эпоху Возрождения в Италии вновь обращаются к искусству резьбы по камню. Сегодня оно опять популярно во всем мире.
Им занимаются крупные художники, которые предлагают в своих работах интересные современные решения. В Европе центром камнерезного искусства слывет Идар-Оберштейн (ФРГ), откуда поступает свыше 90% всех западноевропейских резных камней.
Многие драгоценные камни очень восприимчивы к действию высоких температур: их цвет становится насыщеннее, а природные включения не столь заметны. Некоторые самоцветы даже меняют свой оттенок после такого обжига, например, золотистые топазы, фиолетовые танзаниты и т.п.
Воздействие облучением способно выявить более глубокий и интенсивный цвет драгоценного камня. Такой метод облагораживания часто применяют в случае с синими топазами, зелеными кварцами и т.д.
Дефекты на поверхности драгоценного камня можно замаскировать специальными восковыми или масляными составами, точно повторяющими цвет камня. Такая обработка делает камень более прозрачным и привлекательным, однако уход за такими минералами требует особой осторожности, так как можно очень легко повредить тонкую масляную пленку на поверхности. Также практикуется заполнение трещин и дефектов камня специальным свинцовым стеклом, которое визуально скрывает недостатки камня.
ИсточникОгранка драгоценных камней: фасетная, шлифовка и клиньевая
Задумывались ли вы о том, как был изготовлен тот или иной предмет у вас дома? Или сколько времени и сил было потрачено на разработку и создание нового телефона? Скорее всего, нет.
Речь сегодня пойдёт не о современных гаджетах. Но при этом данное изделие есть почти у каждого, особенно у девушек. Серьги, кольца, подвески — что их объединяет? Правильно — использование в них драгоценных камней.
Прежде чем сесть за шлифовальный станок, необходимо ознакомиться с лексикой и запомнить основные термины. Без терминов профи не стать. Павильон — нижняя часть обработанного минерала, которая обеспечивает переливы с игрой света. Затем идёт рундист — шов, который соединяет низ камня с верхом, как правило, именно на этой линии находится крепление в украшении.
Корона — самая верхняя часть с площадкой наверху камня. Понятийный аппарат сформировали, следуем дальше.
Как обрабатывают самоцвет
Шлифовка, или гладкая огранка, является самым первым методом обработки камней, который открыл для себя человек. Также её называют кабошон, с французского языка это слово переводится как гвоздь с широкой шляпкой. На выходе получают выпуклую или плоскую форму без граней в виде круга или овала. Данный метод используется для непрозрачных минералов с внутренними узорами, например, у агата, нефрита или бирюзы и малахита. Ещё одной фишкой является придача вогнутой формы нижней поверхности камня, чтобы сделать его светлее, или выпуклой — для яркости.
Фасетная круглая. Обычно используют при работе с бриллиантами и другими прозрачными кристаллами с сильной световой дисперсией. Данный тип помогает высвободить радужный блеск камня за счёт пирамидальной геометрии павильона и короны, а также круглого рундиста. При таком способе огранки камень теряет около 50–60% объёма.
Ступенчатая, разновидность фасетной. Применяется на рубинах, сапфирах и изумрудах. Цвет минерала будет влиять на высоту огранки. Так, у светлых она будет выше, чем у тёмных. Метод появился относительно недавно и поражает своей сложностью исполнения. Площадка выполняется в форме прямоугольника или квадрата, а иногда и форме сердца.
Переходу на боковые грани придается трапециевидная форма, которая словно по ступенькам опускается вниз.
Клиньевая. Она характеризуется лучшими показателями по отражению света в кристалле. Используется в алмазах, топазах, рубинах и горном хрустале. В данном случае фасеты предстают в форме клиньев. Также обеспечивает минимальные потери в весе кристалла.
Смешанная. В результате такой огранки камни отличаются своей уникальностью и ценой. Не каждый мастер возьмёт на себя ответственность собрать воедино разные фасеты в одном минерале. Это сулит огромные сложности, но стоит того, и цена будет говорить сама за себя.
Очень интересно,сжато,и в то же время очень информативно Хороший видео материал
Спасибо
Очень понравилось видео сопровождение
Кое-что новое по поводу обработки камней узнала Особенно в части обработки самоцветов
Спасибо
Фацетная огранка
От англ. facet – грань – нанесение на поверхность камня плоских граней. Обычно используется для прозрачных и полупрозрачных камней.
Существуют разнообразные формы фацетной огранки – круглая, овал, маркиз и др. – которые считаются в наши дни традиционными. Огранки необычной формы или с нестандартным расположением граней носят название фантазийных.
Различают три типа фацетной огранки: ступенчатую, клиньевую и смешанную (сочетает в себе элементы клиньевой и ступенчатой огранки и иногда кабошона). Примерами ступенчатой огранки являются багет, изумруд и квадрат, а клиньевой – круглая бриллиантовая, овал, маркиз и др.
Фацетная огранка От англ. facet – грань – нанесение на поверхность камня плоских граней. Обычно используется для прозрачных и полупрозрачных камней. Существуют разнообразные формы фацетной огранки – круглая, овал, маркиз и др. – которые считаются в наши д.
Источник