Филигрань – особое ремесло, известное с давних времен. Это ювелирное искусство состоит в том, что мастера создают изящные ажурные изделия из металлической проволоки.
Само слово филигрань, имеет в основе два латинских корня: filum и granum, в переводе означающие: нить и зерно. На Руси слово филигрань имело синоним «скань», в древнерусском языке означающее свивать, скручивать.
Техника филиграни заключается в следующем:
Чаще всего из серебряной или золотой очень тонкой проволочки, методом скручивания сплетаются нежные кружевные узоры, на которые напаиваются металлические зернышки, придающие изделию особенно нарядный вид.
Филигранные изделия должны изготавливаться из драгоценных металлов самых чистейших проб, без примесей. Только такой металл является достаточно пластичным, для того, чтобы из него можно было создать самую тончайшую проволоку. К сожалению, по этой же причине, уже готовое филигранное изделие остается мягким и его не сложно повредить. Поэтому у мастеров существует несколько приемов изготовления филиграни, определяющие ее разновидности.
Филигрань, или Создание шедевра из ничего
Виды филиграни:
- Напайная филигрань. Для увеличения прочности изделия, проволоку скручивают и напаивают на основу из тонкого листа металла. После припаивания стенку из металла могут оставлять, и она, образует собой фон за ажурным узором. Так получается «фоновая филигрань». Так же, ювелиры могут аккуратно высекать или выпиливать стенку-основу, такая техника называется «просечной филигранью».
- Ажурная филигрань – не имеет под собой металлического основания и требует к себе нежного отношения. Однако, отсутствие фона позволяет выполнять филигрань не только в виде плоского рисунка, но и создавать трехмерные рельефы. Эту технику часто называют «Русской филигранью».
- Объемная филигрань – это целые скульптурные композиции. Талантливые ювелиры создают шкатулки, вазы, подсвечники, разнообразные интерьерные элементы и детали, выполненные в филигранной технике.
![]() |
![]() |
![]() |
История филиграни.
Историки с точностью не могут определить, где именно впервые зародился этот промысел. Известно, что на территориях Египта и Греции найдены изделия, происхождение которых датируется еще V веком до нашей эры.
Археологические раскопки в Италии, Испании, Португалии, Крыму так же говорят о том, что еще в древнем мире мастера этих стран искусно владели ремеслом филиграни. На Руси так же существовало множество мастеров, владеющих искусством скани. К 15-16 веку московская скань достигает наивысшего расцвета. Изделия отличаются высочайшим качеством.
Создаются настоящие филигранные произведения искусства с использованием драгоценных камней, жемчуга, горного хрусталя. Удивительно, что и в годы советской власти сканное ремесло не пришло в упадок, а, напротив, получило новый виток своего развития.
В наши дни столицей российской филиграни считается Кострома.
![]() |
Филигрань в современных украшениях.
Украшения из филиграни являются настоящей классикой ювелирного искусства и по-прежнему находятся на пике популярности. В наши дни, как и много веков назад, девушки и женщины отдают предпочтение украшениям из филиграни. Серьги, браслеты, броши, подвески из ажурных металлических кружев придают образу женственности, элегантности и аристократичности.
В интернет-магазине beadstree.ru вы можете найти большой выбор декоративных элементов, имитирующих технику филиграни (штампованная филигрань), для создания своих собственных эксклюзивных украшений, которые подчеркнут вашу индивидуальность и неповторимый стиль.
Источник: beadstree.ru
Филигрань. Особенности и смысл техники филигрань
Филигрань не обходится без тонкой проволоки. Ее скручивают в ажурные узоры или напаивают на металлическую основу. Название техники взято из греческого языка.
В нем слово «филигрань» обозначает «свивать», «сучить». На Руси такой смысл вкладывали в глагол «скать». Поэтому, на отечественном пространстве филигрань до сих пор называют «скань».
Смысл техники филигрань – создать из металла конструкцию, напоминающую кружево. Имитировать воздушную ткань не возможно, используя толстую проволоку. Основа для филиграни, чаще всего, не превышает 1,5 миллиметров в диаметре.
Ювелирная техника подразделяется в зависимости от формы металлической нити. Округлую проволоку используют не всегда. Иногда, ее деформируют, сплющивают в ленту.
Рисунки филиграни выкладываются как одиночной нитью, так и шнурами, сформированными из нескольких проволок. Объем композициям часто добавляют металлические сферы.
Они крепятся способом припоя на внешней стороне изделий. Первым примером таких работ служат украшения , найденные археологами в Египте. Изделия датированы вторым тысячелетием до нашей эры.
Металлические шарики , напаянные на витую проволоку, называют зернами. Отсюда и наименование филиграни с использованием сфер – зернь. Такая техника преобладала до раннего Средневековья.
С 13-го века ювелиры начали делать акцент на филигрань только из проволоки. Классическими вариантами считаются серебряные и золотые нити . Иные металлы редко применяют.
Техника Филигрань не подвластна машинам. Она выполняется только вручную. Даже из меди изделия стоят дорого. Заказчики эксклюзивных предметов готовы доплачивать за драгоценное сырье.
Драгоценным сырье для филиграни является на 100%. Используются только чистые металлы, без примесей. Добавки делают золото и серебро менее пластичными, что неприемлемо для скани.
Чтобы воссоздать мельчайшую «вязку» необходима максимально податливая проволока. В уже готовых образцах это качество материала перестает быть плюсом.
Филигрань легко повредить, сделать на изделии вмятину. В связи с этим, мастера часто подкладывают под ажурную поверхность основу – металлические листы. Они делают творения ювелиров прочными.
Классическая филигрань – дело коллективное. Над изделиями работают несколько мастеров. Свой специалист предназначен для каждого этапа работы: подготовки шаблона, витья металлической нити , сложения ее в узоры, их пайки, монтировки и декорирования поверхности предмета.
Эскиз должен отображать изделие на плоскости. Шаблон разделяют на части в зависимости от техники филиграни, применяемой в разных элементах композиции.
Зачастую, в одной вещи совмещаются детали из разных типов проволоки. К примеру, в шкатулках используют и тонкие, и толстые нити; плоскую и круглую проволоки; витые и гладкие заготовки.
Витье нитей отчасти автоматизировано. Проволоку сучат с помощью электромотора, точнее, его шпинделя. Некоторые умельцы используют также дрели.
Для формирования заготовок используют и вальцы . В них проволоку сплющивают. Свивать же нити в шнуры, выкладывать их по намеченному шаблону возможно только вручную. Это касается и декорирования изделий.
Существуют исключения, когда филигрань состоит не из проволоки. Так, в 15-ом, 16-ом веках мастера освоили технику ажурной обработки дерева и слоновой кости. В них вырезалось множество полостей.
Пустоты придавали изделиям воздушность, текстуру кружев. Филигранные образцы из слоновой кости делают и некоторые современные мастера. Кость в их изделиях ненастоящая. Охота на слонов под запретом. Дизайнеры используют клеевую массу.
Застывая, она искусно имитирует натуральный материал.
Бумажная филигрань
К не ювелирной отрасли, относится и бумажная филигрань. Разновидность техники именуют квиллингом . Для «вязки» узоров дизайнеры используют листы металла.
Их разрезают на полосы в 3-6 миллиметров шириной и 40-60 сантиметров длиной. Заготовки закручивают в спирали. Их деформируют, придавая заготовкам различную форму. Полученные овалы, круги, квадраты и прочее, умельцы выкладывают в композиции.
Джутовая филигрань
Металл заменяют также растительным шнуром. Техника называется «джутовая филигрань». Название произошло от имени растения, из которого получают нити.
Джут относится к семейству липовых. Волокна кустарника грубые, серовато-коричневые. Их не спаивают, а, как и бумажные образцы, склеивают. Из джутовых нитей складывают два основных элемента – петельки и завитки. Из них состоят все узоры, разработанные художниками.
Джутовая, бумажная, металлическая … любая филигрань бывает плоскостная и объемная. Технику «вязки» используют для изготовления ваз, ларцов, посуды. Плоскостная скань пригождается в картинах, украшениях, элементах декора помещений.
По виду изделий, зачастую, можно определить, откуда они родом. В Дагестане специализируются на изделиях, составленных из полусфер, богато украшенных зернью.
В Армении, напротив, учат создавать плоскостную филигрань, из тонких нитей, без добавления сфер. В России центром филиграни считают Кострому . Там изготавливают образцы сложных форм. Все творения костромских мастеров объемные, состоящие из элементов разных форм и размеров.
Кропотливый труд создания филиграни сравнивают с задачей подковать блоху. Не зря, существует характеристика «филигранная работа». Так говорят о трудах, выделяющихся на общем фоне, выполненных искусно.
Так что, филигрань не обходится не только без тонкой проволоки. Ее существование невозможно и без таланта мастера.
Источник: tvoi-uvelirr.ru
Уникальная филигрань в ювелирных изделиях: техника тонких узоров
24 апреля 2019 Филигрань или скань — уникальный стиль в ювелирном деле, который заключается в намотке тоненькой проволоки на ювелирный каркас. С помощью особой техники плетения мастера-ювелиры создают ажурные и невесомые изделия с уникальным объемным рисунком. Практически каждый человек сталкивался с такими творениями в жизни, но вряд ли задумывался, что такое филигрань в ювелирных изделиях.
Особенности стиля и немного истории
Есть ли разница между филигранью и сканью? Небольшая, но есть. Термин «филигрань» имеет латинское происхождение и образован от двух слов: filum — «нить» и granum — «зерно». В России же этот стиль приобрел свое неповторимое «звучание» и название — скань (от древнего слова «съкати» — «свивать» или «скручивать»).
В общепринятом понимании оба стиля (скань и филигрань) используют одну технику оплетения металлического каркаса тонкой скрученной проволокой. Именно так получаются изящные ювелирные узоры. Нередко к красоте золотых и серебряных нитей добавляют специальную эмаль или небольшие шарики из драгоценных металлов. Дорогие изделия могут быть украшены самоцветами.
История филиграни
Ювелирная техника «филигрань» появилась на Руси в 9-10 веке. Несколько позже (в 12-16 веках) кроме напайной скани ювелиры стали использовать ажурное плетение с великолепными природными самоцветами, древесиной и эмалью.
Само появление стиля относят к древнему миру, когда в Крите, Египте, Трои и Греции VI-IV веков до нашей эры применяли филигрань для украшения царских ювелирных изделий. А также драгоценными проволоками оплетались зеркала и другие предметы быта.
Cамые знаменитые творения в данной технике в России — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы», которые хранятся в Оружейной палате.
Разновидности стиля
Ювелирная филигрань различается по методу оплетки драгоценной проволоки на каркас. Всего выделяют 3 основных вида:
- Напайная техника подразумевает нанесение проволоки и зерен прямо на металлический лист (заготовку). Если по окончанию работы ювелира мастер решает оставить основу, такую технику называют фоновой или «глухой». А когда основу устраняют, то получается просечная или выпильная скань.
- Ажурный метод не предполагает наличия основы. Проволочный рисунок спаивается сам с собой, а звенья и камни крепятся прямо на металлическое кружево. Такую филигрань можно условно поделить на 2 подтипа — плоский и объемный (скульптурно-рельефный).
- Объемная скань — кубики, вазы, подносы, ларцы и другие произведения ювелирного искусства, где вначале скручиваются отдельные элементы, а затем, они собираются в одну композицию.
Классическим русским стилем считается ажурная филигрань.
Секреты мастерства
Создание ювелирных украшений по методу филиграни — сложный и многоступенчатый процесс, требующий определенных навыков и оборудования. Проволоку из драгоценного металла заранее развальцовывают и скручивают по нужной толщине. Некоторые ювелиры оставляют заготовку гладкой, чтобы воплотить в жизнь свои дизайнерские задумки.
Вся работа, кроме подготовки заготовок, ведется исключительно вручную. Причем в основе самих кружев лежит всего несколько традиционных элементов. К ним относят колечко, шестеренку, завивку, зубчик, репейник и травочку.
Для создания неповторимого изделия важно заранее прорисовать эскиз на бумаге. Он должен быть выполнен в натуральную величину. Именно по нему подгоняют размер реальных деталей путем прикладывания к листу бумаги.
Когда рисунок собран, проводится его спайка, а саму основу из бумаги сжигают, чтобы она не оставляла следов. При объемной работе детали склеиваются «на весу».
По завершению процесса сборки металл опускают в особый химический раствор, чтобы изделие из филиграни заблестело. Нередко поверхность дополнительно полируют.
Применяется ли филигрань (скань) в современных ювелирных изделиях?
В современном мире ручная работа ювелиров считается самой ценной, поэтому и изделия в стиле филигрань особенно ценятся любителями драгоценностей. Так, в начале 2014 годы весь мир стиля и красоты покорила знаменитая зимняя коллекция от Dolcehttps://russam.ru/stati/o_juvelirnyh_izdelijah/p21515-unikaljnaja_filigran_v_juvelirnyh_izdelijah_tehnika_tonkih_uzorov/» target=»_blank»]russam.ru[/mask_link]