Филигрань или как ее называют мастера ювелирного дела скань – настоящее искусство, мастерство плетения металла. И как же производятся удивительные шедевры из тонкой проволоки? Наверное, их плетут настоящие мастерицы? Да. И именно о технике такого металлического плетения я вам и расскажу.
Что такое филигрань?
Традиционно филигрань представляет собой технику создания тонкого орнамента путем сплетения меж собой элементов из тончайших проволок , которые отливают из драгоценных металлов, золота и серебра, а также менее драгоценных сплавов, железа и меди, и так далее. Далее само плетение может использоваться как самостоятельное украшение, так и наноситься на основу, создавая на поверхности ажурный узор.
Интересно. Доподлинно говорить откуда пошел данный промысел я как мастер ювелирного дела не берусь, но посещая многие страны могу сказать – данное направление особо развито в Индии.
Виды и техника.
Мастера ювелирного дела, к которым отношу, и я себя выделяют три основные вида и техники «плетения» филиграни:
17 лет спустя вспомнил технику филиграни! Что из этого вышло..
Брошь-бабочка филигрань
Если говорить об ажурном плетении – в нем не используется металлическая основа и уже сам по себе выступает ювелирным украшением. При этом зернь может крепиться на металлические кружева.
Если кружево плоское – соответственно оно и будет называться плоской ажурной филигранью , а если его спаивают и делают более объемным – это уже скульптурно-рельефная филигрань.
Интересно. Как говорят ювелиры, в некоторых странах ажурная филигрань известна более как русская и на английском звучит как russian filigree.
Если говорить о создании напайного типа ажурного плетения – тут проволока и зернь крепят сразу на металлическую основу листа. И если в будущем сам фон оставляют – это называют глухим ажурным плетением. А если его удаляют, например, посредством выпаивания или же просечек – это уже выпаленная филигрань.
Важно! Особенно хорошо у меня выходит рельефная филигрань – сам узор наносят на чеканный рельеф.
Объемная филигрань представлена многими изделиями – кубки и подносы, вазы и статуэтки, но процесс изготовления ее достаточно сложный. Мастера отливают ее по частям, и уже после создают объемную композицию. Если это золотое украшение, то чаще всего мастера выполняют их с применением плоского или ажурно-объемного, скульптурного типа филиграни. Но как показывает практика, в большинстве своем ажурная филигрань выполняется из серебра.
Особенности изготовления украшений.
В процессе производства я как мастер «провожу» изделие по таким пунктам – формование и обработка, отделка поверхности. А вот какими способами проводят все это – расскажу вам вкратце. Формирование изделия – это может быть самая разная техника :
1. Литье – формирование украшения и расплавленного металла.
2. Ковка – это обработка металла посредством плющения молотком или прессом, изгибание и скрутка. Тут вариантов может быть много. Но именно ковку называют самым древним методом обработки металла, может быть, как горячей, так и холодной.
ВиДы обработки ЮВеЛиРНых Изделий✨Техника Изготовления✨Виды покрытий Финифть Скань Филигрань✨Лазер
3. Гнутье – это упрощенный вариант ковки, и выполняется посредством или же склепывания либо сваривания отдельных частей, заготовок.
Это основные техники, о которых я вам хотел рассказать, как мастер ювелирного дела.
Источник: dzen.ru
Филигрань — ювелирное искусство создания уникальных узоров из тончайших нитей
Филигрань (от латинских слов filum — «нить» и granum — «зерно») — это ювелирная техника изготовления искусных ажурных изделий из очень тонкой металлической проволоки путем соединения отдельных элементов с помощью пайки. У международного термина филигрань в русском языке есть и другой синоним — «скань», оба названия широко используются в лексиконе мастеров и ценителей искусства.
Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.
Виды и особенности филиграни
Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:
- статуэтки и скульптуры;
- оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
- изысканные пуговицы;
- головные уборы;
- пояса;
- наручи;
- рамы для икон и картин;
- углы переплетов и обложки ценных книг.
В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:
- напайную;
- ажурную;
- объемную.
При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).
Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:
- золото;
- серебро;
- платина;
- медь;
- мельхиор;
- латунь;
- нейзильбер.
Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.
История филиграни
История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.
В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.
В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.
В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.
С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.
В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.
Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.
Источник: veryimportantlot.com
Уникальная филигрань в ювелирных изделиях: техника тонких узоров
24 апреля 2019 Филигрань или скань — уникальный стиль в ювелирном деле, который заключается в намотке тоненькой проволоки на ювелирный каркас. С помощью особой техники плетения мастера-ювелиры создают ажурные и невесомые изделия с уникальным объемным рисунком. Практически каждый человек сталкивался с такими творениями в жизни, но вряд ли задумывался, что такое филигрань в ювелирных изделиях.
Особенности стиля и немного истории
Есть ли разница между филигранью и сканью? Небольшая, но есть. Термин «филигрань» имеет латинское происхождение и образован от двух слов: filum — «нить» и granum — «зерно». В России же этот стиль приобрел свое неповторимое «звучание» и название — скань (от древнего слова «съкати» — «свивать» или «скручивать»).
В общепринятом понимании оба стиля (скань и филигрань) используют одну технику оплетения металлического каркаса тонкой скрученной проволокой. Именно так получаются изящные ювелирные узоры. Нередко к красоте золотых и серебряных нитей добавляют специальную эмаль или небольшие шарики из драгоценных металлов. Дорогие изделия могут быть украшены самоцветами.
История филиграни
Ювелирная техника «филигрань» появилась на Руси в 9-10 веке. Несколько позже (в 12-16 веках) кроме напайной скани ювелиры стали использовать ажурное плетение с великолепными природными самоцветами, древесиной и эмалью.
Само появление стиля относят к древнему миру, когда в Крите, Египте, Трои и Греции VI-IV веков до нашей эры применяли филигрань для украшения царских ювелирных изделий. А также драгоценными проволоками оплетались зеркала и другие предметы быта.
Cамые знаменитые творения в данной технике в России — «Шапка Мономаха» и «Рязанские бармы», которые хранятся в Оружейной палате.
Разновидности стиля
Ювелирная филигрань различается по методу оплетки драгоценной проволоки на каркас. Всего выделяют 3 основных вида:
- Напайная техника подразумевает нанесение проволоки и зерен прямо на металлический лист (заготовку). Если по окончанию работы ювелира мастер решает оставить основу, такую технику называют фоновой или «глухой». А когда основу устраняют, то получается просечная или выпильная скань.
- Ажурный метод не предполагает наличия основы. Проволочный рисунок спаивается сам с собой, а звенья и камни крепятся прямо на металлическое кружево. Такую филигрань можно условно поделить на 2 подтипа — плоский и объемный (скульптурно-рельефный).
- Объемная скань — кубики, вазы, подносы, ларцы и другие произведения ювелирного искусства, где вначале скручиваются отдельные элементы, а затем, они собираются в одну композицию.
Классическим русским стилем считается ажурная филигрань.
Секреты мастерства
Создание ювелирных украшений по методу филиграни — сложный и многоступенчатый процесс, требующий определенных навыков и оборудования. Проволоку из драгоценного металла заранее развальцовывают и скручивают по нужной толщине. Некоторые ювелиры оставляют заготовку гладкой, чтобы воплотить в жизнь свои дизайнерские задумки.
Вся работа, кроме подготовки заготовок, ведется исключительно вручную. Причем в основе самих кружев лежит всего несколько традиционных элементов. К ним относят колечко, шестеренку, завивку, зубчик, репейник и травочку.
Для создания неповторимого изделия важно заранее прорисовать эскиз на бумаге. Он должен быть выполнен в натуральную величину. Именно по нему подгоняют размер реальных деталей путем прикладывания к листу бумаги.
Когда рисунок собран, проводится его спайка, а саму основу из бумаги сжигают, чтобы она не оставляла следов. При объемной работе детали склеиваются «на весу».
По завершению процесса сборки металл опускают в особый химический раствор, чтобы изделие из филиграни заблестело. Нередко поверхность дополнительно полируют.
Применяется ли филигрань (скань) в современных ювелирных изделиях?
В современном мире ручная работа ювелиров считается самой ценной, поэтому и изделия в стиле филигрань особенно ценятся любителями драгоценностей. Так, в начале 2014 годы весь мир стиля и красоты покорила знаменитая зимняя коллекция от Dolcehttps://russam.ru/stati/o_juvelirnyh_izdelijah/p21515-unikaljnaja_filigran_v_juvelirnyh_izdelijah_tehnika_tonkih_uzorov/» target=»_blank»]russam.ru[/mask_link]