Финифть: прошлое, настоящее и будущее
Одним из древних народных промыслов России является финифть. В настоящее время, ранее широко распространенный народный промысел, редко где сохранился.
Древняя техника росписи по эмали
Эта технология росписи эмалью по металлу появилась на Руси в Х веке. Некоторые из тех, кто видел впервые такие изделия, думали, что для финифти используют расплавленные драгоценные камни. Но реально все намного скромнее: на металлическую пластину наносится эмаль, после чего художник рисует надглазурными красками оригинальный сюжет.
Икона «Воскресение Христово», Россия, Ростов, 1861 год, финифть, серебро 84 пробы, стразы, чеканка, гравировка
Икона «Воскресение Христово», Россия, Ростов, 1861 год, финифть, серебро 84 пробы, стразы, чеканка, гравировка
Такая технология пришла на Русь из Византии. Красивое название «огненное письмо» она заслужила в результате обжига готового предмета в печи. Первое время такая роспись использовалась в церквях, в том числе для изготовления икон, оформления мебели и атрибутики. Постепенно ремесленники начали использовать такой декор и для бытовых предметов: небольших украшений, шкатулок и столовых приборов.
Как Это Сделано — Русская Финифть
Красота изделий способствовала дальнейшему развитию технологии. Француз Жан Тутен изобрел полупрозрачные огнеупорные краски, что дало возможность множеству мастеров использовать ее в своей работе. В результате финифть становится ключевым промыслом Севера России, постепенно распространяясь по всей стране.
Особенности регионов
Существует устойчивое мнение, что основой для финифти может быть только белая эмаль, но это исключительно особенность изделий из Архангельской области. Многие используют синий или зелёный фон.
Тематикой часто служили темы природы и народные легенды: растения, животные, птицы, мифологические персонажи (птица Сирин, олень Золотые Рога и другие), также писали портреты и делали репродукции известных произведений искусства. Конечно, не забывали и про религиозную тематику. Стоимость изделий была весьма доступна, поэтому пользовались огромным спросом у простого народа и не только. Императорский двор также благоволил к таким изделиям, в частности множество произведений изготовили лично для Екатерины II и Павла I.
Жизнь при СССР и наше время
В ХХ веке было сделано множество изобретений и усовершенствований в технологиях: фотография, штамповка, печать. Все это привело к тому, что ручное производство перестало себя оправдывать. Но советская власть нашла ему применение, финифть была спасена.
В основном промысел сохранился в Ростове Великом. Поддержка шла за счет госзаказа, лучшие произведения шли на выставки за рубеж. После распада Советского Союза мастера стали возрождать религиозную тематику, в том числе изготовление икон.
Икона «Рождество Христово», финифть, серебро 925 пр., художественная мастерская «Финифть и филигрань», Ростов, 2000-е
Икона «Рождество Христово», финифть, серебро 925 пр., художественная мастерская «Финифть и филигрань», Ростов, 2000-е
ЧТО ТАКОЕ ФИНИФТЬ | Краткая История
Так как в моду вошли штучные уникальные изделия, то начали заново развиваться направления ювелирных изделий и сувениров, начали выпускать наборы посуды в технике горячей эмали, в том числе из драгоценных металлов. Популярность стилей этно и винтаж только способствуют развитию народного промысла.
ИсточникЕсли вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал !
Ростовская финифть: этапы рождения чуда
Когда я вижу что-то красивое, созданное руками других людей, мне всегда интересно рассмотреть, выяснить, как это сделано. Недавно меня заинтересовала ростовская финифть. Что-то об эмали я знала и раньше, но мне очень захотелось разобраться подробнее в технологии производства этого уникального промысла.
Об истории ростовской финифти писали и ранее, поэтому вкратце укажу основные важные моменты.
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью эмали (стекловидного порошка) на металлической подложке. Известны изделия Древнего Египта, Индии, Китая, Персии, Византии, Рима, Древней Руси, Средневековой Европы, в которых использовались цветные эмали.
На территории Руси финифть была известна с III века. Занимались изготовлением финифти и иноки Киево-Печерской лавры, и мастера Москвы, и позднее, Санкт-Петербурга.
Но наибольшего развития достигла школа Ростова Великого, расположенного в Ярославской области. Ростов Великий уже в XVIII веке стал крупнейшим центром эмальерного искусства и остается им по сей день.
Изначально финифть обжигалась в русских печах, и самым сложным в производстве было удержать постоянную и очень высокую температуру. Кроме того, мастера сами готовили краски: набивали стекла, добавляли свинец и другие металлы и растирали в порошок. Производство было очень вредным, над каждой печью всегда располагалась оберегающая икона.
Итак, как же делают финифть сейчас?
Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки отбиваются вручную, им придается определенный изгиб. Затем с двух сторон их покрывают эмалью — стекловидной массой, которая в зависимости от входящих в ее состав окисей металлов, при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют «белье». Обжиг производится несколько раз, пластина покрывается несколькии слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность.
Потом уже за работу принимается мастер-финифтянщик (очень мне понравилось это слово).
В процессе создания рисунка финифть многократно обжигается, иногда, при создании очень сложных работ — до пятидесяти раз! При этом цвет эмали после обжига меняется, и настоящее мастерство художника состоит, в том числе, и в умении предугадать, как будет выглядеть роспись после обжига.
Эмальеры работают в одной команде с ювелирами-филигранщиками, так как ростовская финифть, будучи ювелирным изделием, как правило, имеет оправу, созданную в технике филигрань. Ювелиры собирают уникальные орнаменты из медной или серебряной проволоки. Орнамент выкладывается на клей из маленьких, изогнутых вручную кусочков проволоки на бумаге в клеточку. Когда орнамент готов, его отправляют в печь, где бумага и клей сгорают, а филигрань остается.
В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и подчинена законам гармонии. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали — его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах. Каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство.
Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться.
Публикация написана на основе данных, опубликованных в интернете. Текст авторский.
ИсточникЧто такое финифть? Особенности и применение финифти
Наименование художественной эмали «финифть» имеет корни от греческого слова, обозначающего блестящий светлый камень. Ее научились делать еще в Древней Греции и в Византии, только в X веке этот вид искусства появился в России. Стеклообразное покрытие, обладающее большой прочностью и нанесенное на основу из металла – это финифть.
Впервые упоминание о художественной эмали было во времена, когда правил суздальский князь Андрей. Возведенная там церковь была инкрустирована эмалью и золотом. Эмаль в ранние времена использовалась для украшения благородных металлов и ценилась наравне с драгоценностями.
Секреты производства эмали бережно сохранялись и их передавали строго от мастера к ученику, поэтому ее ценность была велика. Около 200 лет назад искусство финифти практиковалось в городе Ростове, работы ростовских мастеров имели большую ценность и попадали в Оружейную палату для хранения. Они изготавливали, в основном, чащи, иконы из финифти, и оклады.
Контрастная и колоритная ростовская финифть имеет свое происхождение и историю. Влияние множества видов искусства, в числе которых была и живопись, сказалось на ее стиле исполнения. Свойства эмали таковы, что она сохраняет все разнообразие своих красок на протяжении веков.
Она, нарисованная особыми красками, в которую добавляли оксиды металлов и закрепляли методом обжига при температуре до девятисот градусов, со временем не тускнеет и не теряет своих свойств. Эмаль применяется в ювелирных украшениях, иконах, ею украшают различные декоративные вещи: статуэтки, шкатулки, столовые приборы, это искусство используется в портретной живописи.
Особенности финифти
Ростовская финифть славится своими особенностями, она признана номером один в России, потому что в этом городе сложились многовековые традиции по качественному изготовлению финифти. Миниатюра на эмали всегда имела место быть как самостоятельная единица искусства. У эмали всегда были преимущества перед миниатюрами, выполненными на кости, бумаге или фарфоре.
Она долговечнее и сохраняет всю богатую палитру красок и не теряет блеск с течением времени. Финифть не поддается воздействию воздуха и света. Миниатюра зачастую воспроизводила работы великих художников, а также различные пейзажи, портреты, цветы и узоры.
Окончательный вид искусству финифти в виде готового ювелирного изделия придает оправа, которую изготавливает мастер по скани. Оправу изготавливают ажурную, или припаивают к металлическому основанию узора из очень тонкой проволоки, которая может быть выполнена из разных ювелирных сплавов. Проволока свивается веревочкой или остается гладкой. Ювелиры могут добавить сюда маленькие золотые или серебряные шарики .
С XVIII века Ростов приобрел известность крупного центра по изготовлению финифти. Есть легенда, что в то время в Ростов сослали итальянца, художника, благодаря которому появилось это искусство в Ростове. Позже он обучил других финифтяному делу. Но это только красивая легенда, в городе финифть была привезена из Москвы.
До начала 20 века Ростовские фабрики снабжали финифтью русские монастыри и некоторые греческие. Сначала ростовские мастера ориентировались на религиозную тему, поэтому основной сюжет был подобен иконописи. Далее финифть стали делать и в семейных мастерских, копировали работы Ботичелли, Рафаэля, Васнецова. Но эта живопись немного упрощалась.
В наше время финифть производится на ростовской фабрике и имеет несколько направлений: классическая портретная миниатюра и другие, самые разнообразные композиции. В основном, пишут пейзажи, сказочные сюжеты, на историческую тему. Но почти во всех композициях присутствует русская тематика.
Каталог финифти включает в себя серьги, колье, кольца , подарочные наборы, шкатулки и картины с великолепными пейзажами. Все эти изделия великолепны, выполняются самыми лучшими мастерами, их огранка также имеет очень тонкую структуру и ажурную красоту. Выполнена она двумя видами росписи: точечной и мазковой, в зависимости от плавности перехода и четкости форм. Купить финифть можно в интернет-магазине финифти.
Виды финифти
В зависимости от приема в искусстве производства эмали, применяются различные способы изготовления.
Перегородчатая эмаль. Этот прием состоит в том, что к металлическому основанию припаивается проволока, внутри ячеек которой крепится эмаль. Размер ячеек определяется исходя из изображения. Прежние мастера делали в основе углубления, и уже потом припаивали проволоку, что улучшало крепежные свойства. Этот секрет раскрыли византийские ремесленники.
Выемчатая эмаль. Здесь используется одновременно несколько способов укрепления эмали с помощью выемок. Углубления изготавливаются различными способами: резьбой, штамповкой , чеканкой, все зависит от задумки мастера.
Эмаль в сканых обрамлениях. Эта технология изготовления напоминает предыдущую, только используют в качестве перегородок витую проволоку под названием скань. Поскольку такая технология использовалась только на территории России, эту эмаль называют русской.
Рельефная финифть – это очень сложная технология изготовления эмали. Эмаль в жидком состоянии не удерживается на рельефах во время обжига и перетекает в более низкие его части или выгорает.
Расписная финифть. Она выполняется красками, в состав которых входят эфирные масла. Все части рисунка наносятся с помощью обжига, соответствующего температуре плавления нового цвета. Изображение живописи часто покрывают дополнительным слоем защиты.
Эмаль с накладками из металла. Технология этого приема заключается в том, что между слоями эмали вкладываются вырезанные из металла или фольги изображения, которые выглядят плавающими внутри стекла .
В качестве основы для витражной эмали используется металлическая ажурная сетка, ее звенья заполняются эмалью и подвергаются обжигу. Все это проделывается несколько раз до тех пор, пока не заполнятся эмалью все пустоты. Это очень сложная и кропотливая работа, которая требует высокого уровня мастерства.
При покрытии эмалью «гильоше» накладывают несколько слоев прозрачной субстанции, а также гравированным фондоном. Это покрытие было распространено в ювелирном искусстве Франции, в России его стали использовать позже, в том числе Фаберже.
Цена финифти
Украшения ювелирные и обычные из финифти имеют свою неповторимую красоту и уникальность. Их можно носить с вечерними платьями, коктейльными. Она отлично смотрится как с летними, так и с зимними нарядами. Изящные и элегантные изделия из финифти привлекают внимание окружающих, а работа мастеров достойна восхищения!
Популярность ростовской финифти, которая используется в ювелирных украшениях, остается на высоком уровне. В магазине финифти можно приобрести качественные изделия. Цены финифти можно узнать на сайте, а также посмотреть фото финифти.
Цена финифти зависит от изделия. Небольшие подвески в виде икон можно приобрести за 300 рублей, серьги за 1000 руб., ожерелье – примерно от трех до десяти тысяч, часы с браслетом из финифти обойдутся в 3-5 т.р., браслеты из финифти в серебре – от 4000, броши – от 1000, шкатулки от 5000. Цена зависит от объема работ, величины изделия и тонкостей работы. Изделия представлены для дам разного возраста, есть украшения для модниц. Все они яркие, красивые и сделаны на века!
Источник