Что такое финифть в ювелирных изделиях

Фабрика «Ростовская финифть» уже более ста лет сохраняет традиции миниатюрной живописи, известной за пределами России наряду с хохломой, гжелью и другими художественными промыслами. Мы посетили предприятие и узнали об истории и технологиях этого старинного искусства.

СТАРИННЫЕ ТРАДИЦИИ

Финифть — это роспись на эмали, наплавленной на выкованной особым образом металлической пластине. Такие изображения не тускнеют и не выцветают с годами: археологи находили рисунки на эмали, сделанные около 3 тысячелетий назад и сохранившие первозданный вид. Благодаря своей долговечности и таланту художников и ювелиров ростовская финифть пользуется популярностью в России и снискала славу за рубежом.

Первые мастерские художников по эмали появились в Ростове Великом, издревле бывшем духовным центром Руси и известном мастерством иконописцев, еще в 1760-е года. После в городе стали открываться цеха, где над иконами работали десятки ремесленников, а их изделия заказывали храмы со всех уголков страны. Пользовалась спросом и «светская» финифть: дамы из высших сословий щеголяли декорированными эмалью украшениями, обеспеченные мужчины приобретали табакерки, часы и трубки. На столах представителей высших сословий красовались узорчатые столовые приборы, блюда и подносы.

Финифть — история и технология изготовления, моя коллекция украшений с финифтью

В XIX веке искусство финифти продолжало развиваться. Недорогие финифтиевые иконки и ладанки раскупались паломниками изо всех концов страны. Другим популярным сувениром стали шкатулки с монастырскими и городскими видами. Обеспеченные горожане заказывали себе выполненные на эмали портреты.

К началу XX века ростовская финифть стала проигрывать конкуренцию новым технологиям штамповки и печати. Индивидуально отрисовывать миниатюры оказалось нерентабельным, поэтому художники были вынуждены отказаться от творчества, поставить работу на поток и ежедневно изготавливать до сотни небольших образков по шаблону.

В советские годы ростовская финифть вновь превратилась в искусство. На смену иконкам пришли портреты коммунистических лидеров и деятелей искусства, в эмали запечатлевали военные и трудовые подвиги советского народа. Изготавливали и изделия массового спроса: популярным сувениром были расписные шкатулки, а блузы модниц украшали броши с цветочным узором.

Читайте также:
Как выбрать свадебную прическу под платье

Сегодня мастера фабрики «Ростовская финифть» работают в разных жанрах и стилях: от исторической миниатюры и военно-исторического портрета до пейзажа и цветочных росписей. Их произведения участвуют в выставках разного уровня и стали украшением коллекций Эрмитажа, Государственного Исторического, Государственного Русского и других музеев, а также частных собраний в России и за рубежом. Следуя традициям и подхватывая модные тенденции, художники развивают и сохраняют старинное русское искусство. «Я пришла на фабрику в 90-е годы, училась росписи у отца и других известных мастеров, — рассказывает Надежда Тихова, дочка мастера лирического пейзажа Александра Тихова. — Мой конек — тоже пейзажи, уникальность наших с отцом работ — точечная техника рисунка. Я регулярно участвую в конкурсах и свое будущее связываю с творческим развитием на фабрике».

Финифть. Ростовская финифть. Завод ростовской финифти.

КАК СОЗДАЮТСЯ МИНИАТЮРЫ

В основе изделия — медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Эмаль — это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. Каждый этап прописки имеет свое профессиональное название.

Первая прописка — малевка, где вносятся основные цвета и элементы рисунка, второй этап — прочерк, здесь прочеркиваются все мелкие элементы и насыщается цветом, третья — последняя — подтенок, вносятся последние штрихи и тени ко всем элементам рисунка. После каждого этапа росписи следует обжиг, поэтому финифть еще называют «огненным письмом».

С 50-х годов финифтевые миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью, скань — это кружево из проволоки, собранное терпеливыми руками мастера-ювелира. Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь собранный узор посыпается серебряным порошком-припоем и спаивается газовой горелкой. До сегодняшнего дня на фабрике мастерами-ювелирами создаются уникальные для икон, украшения для интерьеров, предметы сервизов.

Применяется на предприятии оформление живописных работ в багет. Панно в багетных рамах прекрасно смотрятся в современных интерьерах.

Читайте также:
Серый камень как называется

Наряду с расписной эмалью на фабрике применяется перегородчатая, которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и яркость. Экспериментируя с разными видами эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами.

Работа над одной миниатюрой может длиться от недели до четырех месяцев. Подробно о технологии гостям предприятия рассказывают в музее, расположенном в здании фабрики. Экскурсанты могут не только своими глазами увидеть процесс создания изделий, но и поучаствовать в изготовлении финифти в рамках мастер-класса.

Бренд Ростовская финифть известен на весь мир, фабрике более 100 лет. Здесь сохраняют технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.

  • На новейших десантных катерах Балтийского флота поднят Военно-морской флаг
  • ССЗ «Вымпел» заложил очередной противодиверсионный катер «Грачонок»
  • Обзор отреставрированных зданий памятников архитектуры

Источник: sdelanounas.ru

Украшения из финифти, их виды и особенности создания

Украшения из финифти, их виды и особенности создания

Финифтью (от греческого слова, означающего «смешивать») называется разновидность искусства, заключающаяся в создании различных предметов и изделий при помощи эмали. Покрытие из эмали отличается большой долговечностью и устойчивостью к выцветанию. Кроме этого использованная для создания украшения финифть придает ему яркости и богатства красок.

Чтобы придать эмали необходимый цвет, в нее добавляют различные элементы, включающие в себя соли металлов. Так, если добавить в нее золото, она приобретет рубиновый оттенок, если кобальт – синий, а если медь – зеленый. Отдельной особенностью этого материала является то, что его яркость, в отличие от стекла, можно приглушить, если того требует дизайнерское решение.

Какие материалы используют для создания украшений из финифти

Чтобы создать красивые украшения из финифти, необходимо использовать целый ряд различных материалов:

  • медь используется как основа для эмалевой пластины. Она хорошо поддается обработке благодаря своим физическим свойствам – мягкости и пластичности. Ее особенностями является склонность быстро тускнеть, а также покрываться зеленым налетом при контакте с влагой и углекислым газом;
  • латунь представляет собой сплав, в состав которого входит медь, цинк, а также иногда олово, никель, железо, свинец и другие вещества. Если соединить в определенных пропорциях медь с цинком и алюминием, получится так называемая алюминиевая латунь, которая внешне очень похожа на золото. Используемая для изготовления украшения финифть часто также включает элементы латуни;
  • латунь, которая выполнена путем добавления в медь цинка в определенных пределах, называется томпак. Данный материал особенно прекрасен при создании изделий из прозрачной эмали, поскольку он придает ей особенный внутренний блеск;
  • ювелирной эмалью называют свинцовые стекла, которые могут быть как прозрачными, так и нет, и применяются в качестве покрытия готового изделия, медного или выполненного из ее сплава, а также золота или серебра;
  • наконец, при производстве описываемых изделий применяются особые краски, называемые огнеупорными. Эти краски не требуют последующего покрытия другим материалом.
Читайте также:
Что можно попросить в качестве махра

Какие бывают виды украшений из финифти

Из большого многообразия изделий, выполняемых с помощью данной технологии, можно выделить две крупные группы:

  • вологодская финифть, которая также называется усольской, представляет собой вид росписи по эмали белого цвета. Основными направлениями в рисунке на вологодских изделиях являются композиции с растениями и цветами, в частности, тюльпаном. Также на эмали могут рисоваться птицы и животные, в том числе, волшебные;
  • ростовская финифть отличается использованием при создании изделий прозрачных огнеупорных красок, которыми на эмали рисуются разнообразные маленькие изображения. Данные краски были изобретены французским мастером Жаном Тутеном.

Трудоемкий процесс изготовления украшения из финифти оправдывает себя тем, что получившееся в итоге изделие может практически вечно сохранять свои краски, блеск и красоту.

Рекомендуем:

  1. Проверка золота на подлинность в домашних условиях: простые способы
  2. Как правильно хранить и чистить золотые и серебряные украшения, чтобы они не темнели
  3. Как ухаживать за ювелирными украшениями с эмалью
  4. Розовое золото: история создания, особенности, преимущества и недостатки

Источник: dragzoloto.ru

Ростовская финифть

Ростовская финифть

На берегу широкого озера Неро стоит Ростов — один из самых красивых русских городов, известный с 862 года. На протяжении многих веков его называли Великим.

Такое уважительное имя дали ему не случайно: многие крупнейшие события отечественной истории связаны с городом. Прославили его удачливая торговля и творения выдающихся зодчих, неподражаемых живописцев, талантливых умельцев. Великолепен местный кремль, поражающий своим узорочьем.

Ростовский кремль

Ростовский кремль

И поныне не перевелись на древней земле мастера-художники, известные чудесным искусством финифти, имеющим здесь давние и глубокие корни. Еще в XVIII веке изделия ростовских чародеев ценились необычайно высоко и поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

Финифть — древнерусское название эмали. Так ныне именуются небольшие вещи из металла, декорированные эмалями, расписанные прозрачными огнеупорными красками. Эмаль может заполнять собой крошечные лунки или углубления, созданные тонкими металлическими перегородками, или наносится широко, как роспись, сплошным слоем.

Читайте также:
Что означает аист как символ

Инструмент мастера и материал

Инструмент мастера и материал

Ростовская финифть является истинно русским народным художественным явлением. Русское слово «финифть» происходит от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень». Финифть, что в Европе называется эмалью,— это особый вид прикладного искусства, в котором используется, как основной, материал в виде стеклообразной массы, окрашенной окислами металлов.

Так, золото дает в сплаве со стеклом рубиновый цвет, кобальт окрашивает стекло синим цветом, а медь — зеленым. Для решения специфических живописных задач эмаль, в отличие от стекла, заглушается. Живопись, выполненная на финифти, обжигается в муфельной печи при температуре около 800 °. При этом эмалевая основа расплавляется, а краски погружаются в нее и при остывании оказываются накрепко сплавленными с основой. Для улучшения сохранности и увеличения декоративного эффекта, живопись на эмали или финифти покрывается, тоже при обжиге, фондоном — прозрачным легкоплавким стеклом.

Эмальер Иван Дмитриевич Амарица за работой Пайка оправ для финифти серебряным припоем
Эмальер Иван Дмитриевич Амарица за работой | Пайка оправ для финифти серебряным припоем

Украшения, написанные на финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.

Роспись красками по эмали Обжиг изделий
Роспись красками по эмали | Обжиг изделий

Еще в эпоху Киевской Руси ростовские ювелиры овладели производством художественной эмали. В последующие столетия они продолжали употреблять этот благородный материал для украшения литых крестов, образков, сканных окладов икон, церковной утвари.

Плашка Художник Л.Д. Самонова
А.А.ХАУНОВ. Плашка «Былина». 1972 | Художник Л.Д. Самонова

В создании большинства произведений принимают участие два человека: художник- живописец и ювелир, обрамляющий изображение металлическим узорочьем.

А.А.ХАУНОВ, Л.Н. МАТАКОВА. Панно А.А. ХАУНОВ, Л.Н.</p><p> МАТАКОВА Брошь
А.А. ХАУНОВ, Л.Н. МАТАКОВА
Панно «Ростов Великий». 1976 | Брошь «Лилии». 1976

К концу прошлого столетия промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и пейзажи, которые не выдержали конкуренцию с фабричными штампованными из металла иконками и олеографиями.

Читайте также:
Правила покупки ювелирных изделий

И.И. СОЛДАТОВ, В.В. СОЛДАТОВА. Коробочка И.И.</p><p> СОЛДАТОВ, В.В. СОЛДАТОВА. Комплект украшений
И.И. СОЛДАТОВ, В.В. СОЛДАТОВА
Коробочка «Розы». 1968 | Комплект украшений «Вечерний». 1971

Древняя финифть возрождалась в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Многим она обязана известному художнику С. Чехонину, давшему новую жизнь позабытым приемам и формам XVII — начала XVIII века.

Художник А.В. Тихов Н.А. КУЛАНИН. Панно
Художник А.В. Тихов | Н.А. КУЛАНИН. Панно «Александр Невский». 1976

Современные мастера ростовской финифти создают самые разнообразные изделия. Они могут быть крошечными, миниатюрными, если это, например, пудреница, брошь, кулон или серьги, а могут представлять собой более крупные пластины и даже панно.

А.В. ТИХОВ. Плашка

А.В. ТИХОВ. Плашка «Масленица». 1977

Если присмотреться к характеру рисунка художников, к колориту их вещей, то нетрудно заметить связь этих образов с тем, что ежедневно видит мастер, проходя по городским улицам мимо резных наличников, сказочного кремля, любуясь удивительной гармонией окружающей природы.

В мастерской фабрики А.А. ХАУНОВ, Л.Н. МАТАКОВА. Пудреница
В мастерской фабрики «Ростовская финифть». Мастер-живописец за работой | А.А. ХАУНОВ, Л.Н. МАТАКОВА. Пудреница «Птичка». 1975

Помещенные здесь фото хорошо передают эту связь, помогая также понять, что искусство рождается из глубокого сопереживания земной красоте, что оно каждый раз творится заново, радуя нас свежей, живой одухотворенностью.

Н.А. КУЛАНДИН. Плашка А.В. ТИХОВ, В.В. СОЛДАТОВА.</p><p> Коробочка
Н.А. КУЛАНДИН. Плашка «Гадание на венках». 1970 | А.В. ТИХОВ, В.В. СОЛДАТОВА.

Коробочка «У ручья». 1976

На фабрике «Ростовская финифть» изготовляются ювелирные украшения, различные сувениры с декоративными изображениями цветов и пейзажей. Не оторвешь взгляда от сияющих эмалевых красок, одновременно холодноватых и теплых, дымчатых и прозрачных, напоминающих березовый сок и еловую смолу, мягкую синеву неба и серебристую росу.

Палата Ростовского кремля

Палата Ростовского кремля

Ростовская финифть — жемчужина в уборе русского декоративного искусства.

Источник: www.perunica.ru

Рейтинг
Загрузка ...