Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы — пожалуйста, отключите блокировщик рекламы.
форшлаг
Толковый словарь
Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующее основному звуку мелодии и при исполнении как бы сливающихся с ним.
Верёвка для натягивания переднего паруса.
Толковый словарь Ушакова
ФОРШЛА́Г, форшлага, муж. (нем. Vorschlag).
1. Веревка для натягивания переднего паруса (мор.).
МЕЛИЗМЫ: как правильно играть украшения? ФОРШЛАГ, МОРДЕНТ, ТРЕЛЬ, ГРУППЕТТО
2. Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующее основному звуку мелодии (муз.).
Энциклопедический словарь
ФОРШЛА́Г -а; м. [нем. Vorschlag] Муз. Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующих основному звуку и при исполнении как бы сливающихся с ним.
ФОРШЛАГ — ФОРШЛА́Г, в музыке, см. Орнаментика (см. ОРНАМЕНТИКА).
Большой энциклопедический словарь
ФОРШЛАГ — в музыке, см. Орнаментика.
Академический словарь
Мелодическое украшение из одного или нескольких коротких звуков, предшествующих основному звуку и при исполнении как бы сливающихся с ним.
Вот уже прошли знакомые форшлаги, и подходит место басового соло. Лесков, Соборяне.
Поговорки
Без форшлагов. Жарг. муз. Без матерных выражений. Никитина 1998, 482-483.
Опускать форшлаги. Жарг. муз. Не использовать в речи грубых выражений, мата. Максимов, 288.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова форшлаг
форшла́г, форшла́ги, форшла́га, форшла́гов, форшла́гу, форшла́гам, форшла́гом, форшла́гами, форшла́ге, форшла́гах
Синонимы к слову форшлаг
сущ., кол-во синонимов: 5
Грамматический словарь
Этимологический словарь
муз. (напр., у Лескова и др.). Из нем. Vorschlag — то же.
Словарь иностранных слов
ФОРШЛАГ (нем., от vor — прежде, Schlag — удар). Украшение в музыке, состоящее из короткой ноты, предшествующей главной, в роде полутрели.
Сканворды для слова форшлаг
— Украшение вокальных и инструментальных мелодий.
Источник: sanstv.ru
Что такое форшлаг
Что такое мелизмы в музыке
Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика?
16 урок: «Мелизмы: Форшлаг, мордент, группетто, трель. Аббревиатура». (Курс «Music Theory»)
Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.
Что такое орнаментика и мелизмы?
Термин «орнаментика» произошел от латинского слова ornamentum. На русский язык слово переводится, как украшение. В музыкальной практике к орнаментике относят разнообразные способы, позволяющие украсить мелодию при помощи вспомогательных тонов. Дополнительные фигуры имеют название орнаментирование, к ним относятся:
- фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
- фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
- пассажи – гаммобразное движение;
- тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.
Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.
Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:
- короткий форшлаг;
- долгий форшлаг;
- мордент;
- группетто;
- трель;
- арпеджио.
Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.
Форшлаг: обозначения, как играть
С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен.
Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.
«короткий форшлаг 2»
«длинный форшлаг 2»
Правила игры форшлага:
- Играйте ноту форшлага быстро.
- Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
- Движение должно быть плавным, скользящим.
- Упор необходимо делать на основную ноту.
Мордент: обозначения, как играть
Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.
Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.
«мордент одиночный неперечеркнутый»
Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.
«мордент одиночный перечеркнутый»
Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.
«двойной мордент перечеркнутый»
Группетто: обозначения, как играть
Группетто расшифровывается как группа нот, состоящая из поступенного опевания основного звука. Так если знак группетто стоит над нотой «до», то расшифровываться он будет, как «ре», «до», «си», «до». Где ре и си будут являться вводными тонами. Исполняется данная фигура в пределах основной длительности.
Послушайте как звучит группетто:
Трель: обозначение, как играть
По технике исполнения трель является одним из самых виртуозных и сложных приемов. Представляет собой скорое чередование соседних нот, напоминающее соловьиные трели. Обозначается, как сочетание букв «tr» над основной нотой. Послушайте как звучит данное украшение:
Играть трель необходимо следующим образом:
- Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
- Переносите вес с одного пальца на другой;
- Следите за ровностью звучания;
- Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
- Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.
Арпеджио: обозначение, как играть
Что такое форшлаг
Форшлагом в музыке называют исполнение одной или нескольких вставных нот перед основным тоном. Форшлаг — это дополнительное украшение, он не занимает отдельную долю при счете, а исполняется за счет длительности основного звука. Таким образом основная нота как бы включает в себя две части — вставку-вступление и собственно основной тон. В современной нотной записи форшлаги печатают мелким шрифтом.
В русском языке закрепился немецкий вариант термина — Vorschlag, который, в свою очередь, является переводом с итальянского. По-итальянски термин звучит как appoggiatura, то есть «подпорка, поддержка».
Форшлаг произошел от средневековой музыкальной фигуры — плики. Плика — особое скольжение голоса вниз или вверх после основной ноты — встречалась в русской народной музыке, в творчестве скоморохов и гудошников (гудошниками называли профессиональных музыкантов, развлекавших народ игрой на гудке — древнерусском подобии скрипки). Однако «официальная» духовная музыка украшения-мелизмы не признавала: считалось, что мелкие «кокетливые» вставки лишают мелодию необходимой торжественности и значительности.
Форшлаги и другие вставные орнаменты начали появляться в произведениях русских композиторов в эпоху классицизма — под влиянием западной моды на утонченное и витиеватое звучание. В XIX веке авторы использовали такие украшение, чтобы изобразить звуком голоса птиц, детей, капли воды. Например, Петр Чайковский в фортепианной пьесе «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» с помощью форшлагов и других мелизмов имитировал трели птиц.
Источник: www.culture.ru