Что такое футуризм в поэзии серебряного

Термин появился в 1910 году благодаря итальянскому писателю Филиппо Маринетти (1876–1944). Именно он придумал название этому движению, опубликовав «Манифест футуризма».

Из манифеста следовало, что футуризм — это движение только вперёд, в будущее. Это полное игнорирование прошлого и прошлых достижений в искусстве.

Футуристы (приверженцы футуризма) воспевают науку: энергию машин, быстрое движение и развитие, технические достижения. Красоту они видят в скорости машин.

Футуризм — это стремительное и энергичное искусство. Оно должно сподвигать, оглушать, восставать. В нём присутствует дух противоречия и постоянный вызов.

Особую популярность футуризм имел в Италии и России. Движение затронуло и литературу, и живопись, и музыку.

Основные характеристики футуризма

  • Футуризм — это бунтарство. Это скорость, энергетика, звуки. В своём манифесте Маринетти писал, что сердца футуристов наполнены огнём, ненавистью и скоростью.
  • Футуризм восхваляет войну, военную мощь и патриотизм. Выступает против морализма и феминизма.
  • Ориентация только на будущее: на дальнейшее развитие, научные и технические достижения. Воспевался человек будущего, то есть тот, кто связан с прогрессом, машинами, индустриями и скоростью: авиаторы, механики, водители.
  • Будущее воспевается, прошлое игнорируется и принижается. По мнению футуристов, музеи и музейные ценности должны быть забыты и уничтожены.
  • Футуристы любили энергию, динамичность и скорость. Для их передачи на картинах они использовали яркие краски, в музыке — шум, а в поэзии — слова-звуки.

Футуризм в литературе

Как итальянскому, так и русскому футуризму были присущи отличительные черты.

Что такое СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК и как разобраться с ИЗМАМИ ? Имажинизм, футуризм, символизм, акмеизм

Во-первых, поэты-футуристы используют декламационный язык: который протестует, который призывает.

Стихи были похожи на манифесты. Читались произведения торжественно. Фразы будто отстукивали.

Во-вторых, в стихах появляются слова-звуки.

«Нам молодость
Дана была недаром
И не зря была нам дорога:
Мы её схватили за рога
И разожгли отчаянным пожаром.
Нна!
Ххо!
Да!
Наделали делов!».

Василий Каменский «Гимн 40-летним юношам» (1924 г.)

Поэзия футуристов, как и картины, состояла из фрагментов. Язык ломался. Порядок слов мог быть изменён.

Зачастую опускались глаголы. Таким образом в текст вносился эффект скорости.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!».

Велимир Хлебников «Кузнечик» (1908–1909 г.)

Нередко футуристы использовали грубые выражения, экспериментировали с ритмом, придумывали новые слова. Поэтому литературный футуризм шокировал, вызывал скандал.

«Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл*дям буду
подавать ананасную воду!».

Владимир Маяковский «Вам!» (1915 г.)

Представители футуризма в литературе

  • итальянский писатель и поэт Филиппо Маринетти (1876–1944),
  • итальянец поэт и художник Луиджи Руссоло (1885–1947),
  • португальский поэт Фернанду Песоа (1888–1935), и др.

Футуризм в России

Серебряный век русской поэзии включает в себя период футуризма. Поэтому среди поэтов этого периода немало футуристов.

Читайте также:
Температура плавления серебра и алюминия

В России в 1912 году был издан манифест «Пощёчина общественному вкусу», который собрал стихи поэтов-футуристов.

Самыми яркими представителями были:

  • Владимир Маяковский (1893–1930),
  • Василий Каменский (1884–1961),
  • Велимир Хлебников (1885–1922),
  • Вадим Шершеневич (1893–1942),
  • Елена Гуро (1877–1913),
  • Игорь Северянин (1887–1941),
  • Алексей Кручёных (1886–1968),
  • Бенедикт Лившиц (1887–1938).

Так как футуризм затронул не только поэзию, но ещё и живопись, многие поэты-футуристы были ещё и художниками.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

умберто боччони футуризм

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

давид бурлюк футуризм

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Узнайте также, что такое Импрессионизм.

Дата обновления 17/03/2020.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

Футуризм в литературе серебряного века

Слово футуризм происходит от латинского «futurum», что в переводе означает «будущее». Под футуризмом понимают художественное авангардистское движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX столетия.

Изначально футуризм возник на Западе, родиной этого движения стала Италия. Главным идеологом футуризма считается знаменитый итальянский литератор Филиппо Томмазо Маринетти. 20 февраля 1909 года в парижской газете «Фигаро» был опубликован «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте декларировал о «антикультурой, антиэстетической и антифилософской» направленности нового течения. Манифест имел две части: текста-вступления и программу, которая включала в себя одиннадцать тезисов – основных положений футуризма.

В футуризме слова лишались строгих рамок синтаксических периодов, логичность так же отсутствовала. Слова могли располагаться в любом месте страницы, слова и буквы могли разыгрывать драматические сцены на страницах произведения, в результате подобных экспериментов слово превращалось в визуальный знак.

Замечание 1

Футуристы приклонялись перед движением, скоростью, силой и агрессией, войной, разрушением; они возвеличивали себя, призирали слабость. В подобных взглядах данное течение было близко к идеологии как правых, так и левым радикалов: анархистов, фашистов, коммунистов, жаждущих революции.

Становление русского футуризма

Футуризм весьма успешно прижился в России, так как его зерна попали на благоприятную почву. Развитию футуризма в России способствовала сложившаяся социально-политическая ситуация.

Эпатажность футуристов была воспринята в России. Эпатаж широко использовался всеми модернистскими движениями, для футуристов он являлся главенствующим. Для футуристов главным оставалась привлечение внимания любыми способами. Литературный скандал был неотъемлемой частью футуризма. Равнодушие никак не укладывалось в рамки футуристов.

Читайте также:
Масса серебра 10г какое количество теплоты выделится при его кристаллизации если серебро находится

Все эти крайности, агрессивное поведение, оскорбления вызывали в душе публики сильнейший протест, чего собственно и добивались футуристы.

«Футуризм в литературе серебряного века»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 2

Но так или иначе главным в футуризме все-таки оставалась поэзия. Они провозглашали реформу слова, поэзии и культуры в целом. В их поведении было больше эстетических эмоций нежели революционных порывов.

Несмотря на то, что изначально русский футуризм подражал итальянскому. Различия в менталитетах сыграло свою роль. Русский футуризм оброс своими собственными характеристиками. К примеру, для русских футуристов было характерным восприятие всевозможных стилей и направлений в искусстве.

Русский футуризм был явлением достаточно разнородным и всеобъемлющим.

В этом литературном направлении выделялись четыре основные группировки:

  • «Гилея» — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых)
  • «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов)
  • «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев)
  • «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков)

История русского футуризма по своей сути представляет собой борьбу этих четырёх группировок за главенствующую роль в движении, каждая группировка считала, что именно она является представительницей истинного футуризма. Эта борьба заключалась во взаимном критиковании друг друга, что еще больше отстраняло членов разных группировок друг от друга.

Поэзия русского футуризма взаимодействовала с авангардным направлением в живописи. Многие поэты футуристы по совместительству были художниками, например, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский. В свою очередь многие художники авангардисты декларировали свои стихи.

Основные представители футуризма в литературе серебряного века

Ярким представителем футуризма в русской литературе серебряного века принято считать Владимира Владимировича Маяковского.

Его творчество сочетало в себе экспрессию, метафоричность, митинг с лиричной камерностью, богоборчество и скрытое религиозное чувство.

В поэзии Маяковского не было привычного стихотворного размера, главенствующим в его творчестве был свободный стих.

Маяковский отличался огромной трудоспособностью, он написал 12 томов стихов и прозы. Много путешествовал и проводил по нескольку выступлений в день.

Изначально Маяковский поддерживал революцию и социалистический строй, позже он начал в ней разочаровываться. Маяковский принадлежал к группировке кубофутуристов. Отличительной чертой этой группировки от других была ее связь с живописью кубофутуризма.

Другим известным поэтом футуристом был Игорь Северянин. Его считают основателем эгофутуризма. Эгофутуризм культивировал рафинированное ощущения, использование новых иностранных слов, демонстрационное себялюбие. Им была написана брошюра под названием «Пролог эгофутуризма. Поэза-грандиоз. Апофеозная тетрадь 3-го тома.

Брошюра 32-я». Именно с момента ее публикации берет начало направление эгофутуристов. Отличительными чертами стихов Северянина считают особенную музыкальность, необычную метрику, обилие неологизмов. Однако примерно через год Северянин покинул это общество.

Вадим Габриэлевич Шершеневич был основателем группировки под названием «Мезонин поэзии». Организация была основана в 1913 году, однако уже в конце этого года она распалась. В. Шершеневич претендовал на звание главного теоретика русского футуризма с ориентацией на Запад. Позже в 1919 году Шершеневич стал основателем другого литературного направления — имажинизма.

Ярким представителем русского футуризма серебряного века считается Борис Леонидович Пастернак. Он был членом группировки под названием «Центрифуга». Особенностью творчества членов этой группировки являлось то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Читайте также:
Какой металл из нижеперечисленных не является благородным серебро платина цирконий

В своём раннем творчестве Пастернак стремился к «материальной выразительности» в рамках «объективного тематизма», это осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ у Пастернака имел сходство с действительностью. Он строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний.

Источник: spravochnick.ru

Футуризм — особенности, основные черты и представители направления

Особенности футуризма в изобразительном искусстве и литературе

История возникновения

Филиппо Маринетти

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого.

Послание было ориентировано на молодых творцов. Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами. Расцвет футуризма был коротким, но ярким.

Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок. После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас.

Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

Отличительные черты футуризма

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

Понятие футуризм

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В России футуризм представлялся по большей части поэтами. Частью их философии был отказ от славы и личного признания, концентрация на своей группе. Потому деятели издавали не отдельные произведения, а сборники.

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

Читайте также:
Что вышить серебряной нитью

В поэзии и литературе

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк

Футуризм в изобразительном искусстве

Д. Бурлюк считается первым футуристом в России. Он стал основателям популярной ассоциации поэтов «Гиллея» и поучаствовал в создании сборников «Садок гусей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Творец считал, что художественное произведение — это аккумулятор, энергия которого способна направлять мысли толпы.

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

После анархических бунтов в СССР Бурлюк переехал в Японию, где продолжил писать картины. Деньги от их продажи он использовал для последующей эмиграции в США. Оттуда он продолжал (в основном через друзей) издавать свои работы на территории родной страны. Стремясь заработать славу «отца русского футуризма», поэт постоянно писал в газеты и предлагал свои произведения издательствам, но те отвергали их.

Для футуризма Бурлюк был не только деятелем, но также критиком и наставником. Известный поэт В. Маяковский называл его своим учителем. Среди заметных трудов писателя можно выделить такие произведения, как «Толстой», «Горький», «Энтелехизм», «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест».

Игорь Северянин

Игорь Северянин

И. Северянин (настоящая фамилия — Лотарёв) дал новое определение футуризму, основав течение эгофутуризм. Его главной темой стало самовыражение, достижение «будущего я» из «настоящего» путём развития эгоизма. Что интересно, сам поэт покинул созданное им движение менее чем через год после основания. Причиной этого стало то, что он посчитал его цель достигнутой в рамках своего творческого пути.

Расставание с группой сопровождалось громким скандалом, но он не смог выбить поэта из колеи. Позже он неоднократно выступал на публике и выпускал в свет успешные произведения: «Громокипящий кубок», «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения», «Варвэна», «Минестрель», «Миррэлия» и другие.

Кубофутуристы и «Гилея»

Кубофутуристы и «Гилея»

Основоположники футуризма и самая распространённая группа его представителей. Среди русских поэтов они были представлены группой «Гиллея», противопоставленной эгофутуристам. Направление было основано на принципах кубизма — течения живописи, основанное на стремлении показать трёхмерный объект с разных сторон. Он как бы разбирался на части, а затем собирался заново, показывая ракурсы и детали, непередаваемые при классическом изображении предмета с одной грани.

Читайте также:
Как хранить серебро дома

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

«Ассоциация неофутуристов»

Деятели этой организации относятся к представителям эгофутуризма. Среди них выделяют и. Северянина и И. Игнатьева. Просуществовала группа и её течение с 1911 до 1914 года. В отличие от предшествующего «Гилея», представители футуризма новой волны опирались не на коллективные наработки, а на индивидуальный стиль Игоря Северянина. Его особенности:

  • душа как единственная правда;
  • самоутверждение человека;
  • осмысленное использование новообразованных слов и словосочетаний (неологизмов);
  • поиски нового без отказа от старого;
  • смелость, раскованность в образах, эпитетах, метафорах, ассоциациях и других художественных приёмах;
  • противостояние стереотипам;
  • разнообразие структурных единиц и размеров стиха.

Первоначально организация обосновалась в литературном кружке «Ego», который И. Северянин основал совместно с К. Олимповым. Позже, в 1913 году, они создают «Академию эгопоэзии», в список участников которой входят Г. Иванов и С. Петров, затем под руководством И. Иванова возникает «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда входят П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков.

Их целью, по собственному признанию, было «достижение возможностей будущего в настоящем». Ключом к этому писатели считали развитие эгоизма. Программным манифестом их идей стал сборник «Грамата» (слово искажено намеренно), произведения которого впитали все черты и признаки футуризма того времени.

«Мезонин поэзии»

Организация была основана в 1913-м. Просуществовала она недолго, распавшись в конце того же года. Видными деятелями группы были В. Шершеневич, Р. Ивнев, К. Большаков, Б. Лавренёв, Л. Зак, С. Третьяков. Среди основных идей поэтов было уничтожение национальных и культурных различий в поэзии — организатор группы считал, что общество большого города постепенно само сотрёт их. Он назвал лирику будущего «космополитичной».

Объединение желало повторить успех «Гилеи», одновременно противопоставляя себя ей. Но в составе группы оказалось недостаточно талантливых людей, чтобы сформировать собственную уникальную поэтическую базу. Участники были объединены скорее деловыми и культурными интересами, чем идеологическими и политическими взглядами, потому группа просуществовала недолго.

Среди творчества поэтов организации выделяются три альманаха: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и «Крематорий здравомыслия». Кроме того, они выпустили несколько сборников стихотворений.

Объединение «Центрифуга»

«Ассоциация неофутуристов»

Организация была основана в январе 1914 года. Её участниками стали такие деятели культуры, как Б. Пастернак, А. Есеев и С. Бобров. Ранее поэты занимались творчеством под крылом издательства лирика. Позже с объединением связывали Б. Гордеева, И. Аксёнова, Г. Петникова. Группа сохраняла активность до 1917 года, а произведения под её маркой продолжали выпускаться в свет до 1922-го, что сделало «Центрифугу» самым долгоживущим объединением приверженцев неофутуризма.

Главной особенностью творчества представителей группы стало смещение основного акцента лирического произведения со слова на интонацию, ритм, синтаксис. Именно за счёт них до читателя доносился смысл и настроение стиха. Участники «Центрифуги» в своих работах органично сочетали старые традиции и новые направления в футуризме серебряного века.

Источник: nauka.club

Рейтинг
Загрузка ...