Огневое золочение — древнейшая технология золочения. Она существовала еще в античные времена. Впервые об этой технике упомянул историк Плиний. Примеры работ античных мастеров, сделанные методом огневого золочения, дошли до наших дней. Огневое золочение считается самым стойким и долговечным.
В Древней Руси этот метод получил наименование жжёного злата. Начало его широкого использования на Руси датируется IX веком. Метод состоит в прокаливании золота высокой пробы в ртути (амальгамы) пока ртуть полностью не испарится.
Технология получила широкое распространение в архитектуре.
Самое известное:
• купола Исаакиевского собора. Санкт-Петербург. 1838-1841 гг.
• шпиль колокольни Петропавловского собора. Санкт-Петербург. 1735 и 1744 гг.
• купола Успенского собора в Кремле. Москва. 1895 г.
Другим течением в использовании огневого золочения стала техника иконописи на металле. До наших дней дошел памятник этой технике иконописи — Златые врата Рождественского собора в городе Суздале.
Гальваническое золочение серебряной ложки
Этот метод идеально подходит для использования в области архитектуры. Он гарантирует срок службы и прочность золотого слоя на сотни лет. Огневое золочение, помимо прочности покрытия и красоты металла, позволяет сохраниться золоту даже в условиях плохой экологии больших городов.
Слой золота методом огневого золочения наносился на предметы из различных металлов.
Основные из них:
• серебро,
• медь,
• латунь,
• бронза.
Отличием техники огневого золочения является использование ртути. Этот металл при нагревании, расплавляет листы золота. В результате выходит золотая амальгама – золотая смесь пастообразной консистенции. Амальгамой покрывают предварительно обработанную металлическую поверхность. Добиваясь равномерного покрытия, амальгаму распределяют по поверхности.
Саму же поверхность подвергают медленному нагреву. С нагретой поверхности ртуть испаряется. Этот этап является наиболее опасным в процессе огневого золочения. Ртутные пары представляют собой сильнодействующий яд и угрожают при вдыхании их здоровью и даже жизни человека. Недооценка этого стоила жизни многим мастерам.
Например, во время работ по золочению Исаакиевских куполов, до 60 работников погибли, отравившись смертоносными ртутными парами.
Последовательность работ по огневому золочению
Этот способ строго запрещено использовать любителям!
Берется 8 частей ртути и 1 часть золота и делается амальгама. Мелко нарезают золото, помещают в тигель, доводят на огне каления темно-красного цвета и медленно доливают ртуть, нагретую до 300°С, непрерывно помешивая лопаткой из железа. Помешивание продолжается до полного амальгамирования золота с ртутью. Полученную амальгаму подвергают промывке и сушке.
Лишнюю ртуть отжимают сквозь фильтр из замши. Во избежание приставания амальгамы к дну тигля, его внутреннюю часть натирают с помощью мела.
гальваническое покрытие ювелирных изделий
Если золото имеется в виде золотого порошка, амальгаму получить проще и быстрей. Ртуть разогревают в тигле до температуры 150°С и медленно сыплют в тигель золотой порошок, постоянно помешивая.
Предмет, подлежащий огневому золочению заранее, прокаливают в специальной печке, подвергают чистке, а затем, щеткой из латунной проволоки покрывают амальгамой до покрытия изделия достаточным слоем.
Для обеспечения лучшего сцепления амальгамы с изделием, перед амальгамированием изделие покрывается азотнокислой ртутью в растворе. Далее полученное изделие моют, сушат и добиваются испарения всей ртути, держа изделие над разогретой печью из древесного угля. Завершает процесс промывка в проточной воде и протирание изделия водой с уксусом.
При любых условиях, огневое золочение требует очень мощной вытяжки, чтобы ядовитые ртутные пары немедленно выводились из помещения.
Залогом качественного золочения является качество сусального золота, используемого в работе и квалификация мастера-позолотчика.
Из-за работы с ртутью, приносящей здоровью огромный вред, степень распространения метода огневого золочения в наши дни гораздо меньше, чем раньше.
Тем не менее, есть компании, выполняющие работу по позолоте методом огневого золочения. Теперь в процесс золочения привнесены современные технологии, позволяющие осуществлять фильтрацию ртути и строгие требования, обеспечивающие безопасность работ. Заказы на работы по огневому золочению делают аукционные дома, церкви, музеи, частные коллекционеры.
Главная | | Декоративная штукатурка стен | | Золочение лепнины | | Патинирование | | Художественная роспись стен | | Цены | | Контакты | | Статьи | | Галерея |
V.I.P. Decor
Источник: vipdeco.ru
48. Свойства гальванических покрытий на основе золота.
Покр Au пластич, легко полир-ся и крацуются, блеск, выс отраж СП-ть недост: низ тв, порист-ть, спос-ть некот Ме (Ag) диффундировать на пов-ть покр-я. Д/ устран-я недос- вводят др ме:Ni,Cu,Ag,Cd.
Сплавы сод-е до 1,5-5% легир ме, хар-cя мелкокрист-й струк, отсут пор, повыш блеск, тверд-ю и износост-ю. Спл с более выс сод-ем ме обл более низ корроз ст-ю.
49. Состав и свойства гальванически осаждённых покрытий золотом.
Гальванич осажд-е покр Au, содерж ме и неме примеси, кот явл комп-ами эл-та или образ в нем в проц. Чаще всего это ионы Cu,Zn,Fe и др ме, кот попад из анодов, ме деталей. Осаждаясь с Au, они измен отражат спос-ть, износост-ть, твер-ть и др
Влияет углерод. роль играют доб Ni и Co (способст росту сод-я углерода в покр). Но если повыш их сод, кол углер падает. Сод-е углер – дает блеск. Не влияет перемеш. Плотность. 19,3 г/см 3 . На неё влияют различ прим, добав, режимы осаждения. Микротвёрдость.
Завис от их структ и опред сост Эл-та, анодов и режимами электролиза. состав осадка. Выс микр-ть осадков связ с мелкозерн-й структ ме, осажд-го спос катодного восст-я. Износостойкость. Введение легир комп повыш изн-ть. (Ni,Co) завис от сост Эл-ов и режимов их осаждения (особенно катодной плотности тока).Пористость. опред св-ми пов-ти осн и дефектами структуры.
У тонких — 1, у толстых – 2. зав от плот тока, t, типа, концентрации и сост Эл-та Внутренние напряжения. составом Эл-та и сод-м в нем легир комп. Мин напр – чист ме
50. Тонирование сплавов на основе золота открашиванием.
не под хим тонированию. прим открашивание, с пов-ти (травлением) удал Cu,Ag и др ме. Р-ры — открасы. обезжир кипячением в р-ре буры(к), промывают в воде. на платиновой провол погр в открас (80-100°С). покачивать. 5 сек до 2 мин.
Светло-жёлтое открашивание:1) поваренная соль NaCl – 20 г/л; соляная кислота HCl (плотность 1,19 г/см 3 ) – 30 г/л 2) калийная селитра KNO3 – 40 г/л; поваренная соль NaCl – 20 г/л;соляная кислота HCl (плотность 1,19 г/см 3 ) – 40 г/л. Жёлтое открашивание: калийная селитра KNO3 – 40 г/л; сернокислое железо FeSO4 – 20 г/л; сернокислый цинк ZnSO4 – 10 г/л.Зелёное открашивание:калийная селитра KNO3 – 300 г/л;сернокислое железо FeSO4 – 100 г/л; сернокислый цинк ZnSO4 – 50 г/л; квасцы алюмокалиевые K2SO4·Al2(SO4)2·24H2O – 100 г/л. др СП: исп-е восковых мастик, нанос-х на пов-ть изделия, с послед-м нагревом до 400°С.
51. Цианистые электролиты для гальванического золочения.
Циан: щелоч-е, нейтр-е и кислые Эл-ты, (в них Au в виде цианидного комплекс аниона, Кислые счит нетоксич, т к они не сод цианид в своб сост. Цианидные щелочные электролиты.
Au в виде цианидного 1валентного комплекса [Аи(CN)2]¯ и свободный цианид К. Наличие своб цианида обеспеч электр-ть р-ра и норм протек-е анодного проц, предотвр совместное осаждение с Au многих неблаг ме(+).токсичность (-) присут цианиды, аммиак. накапл карбонаты, кот необх удалять Осаждение Au при б катодной поляризации — выс рассеив спос-ть и мелкокрист струк осад. (матовые). Вв блескообр доб (касторового масла, тиомочевины и др.) и ПАВ.
Цианидные нейтральные электролиты. более толстых покр более производит-ны, тк вых по току близок к 100%. Au в виде дицианоаурата К и своб цианид К. Кислот-ть их в пределах поддерж добав ортофосф к-ты.
Эл-ты чувствит к различ рода примес, неб концентрация цианида выз пассивир-е раств-х анодов. экспл с нераст анодами, а д/получ-я чисто Au осадков прим в довольно огранич масш. широко исп при получ различ спл (Au-Cu) .Цианидные кислые электролиты. полублест и б твер, но менее пластич, чем щелоч Эл-ты. При Ni,Co,Ag приобрет блеск. (+) невыс t, мен порис-ть получ-х покр и выс ск-ть осаждения.
Плот тока бол, чем в щел. повыш t умен отраж СП-ть. Обыч близкой к комнатной (18-30°C).экспл с нераст анодами. органич к-т (лим, вин, щавел, молоч). ортофосф к-та стабил Эл-т, пов Эл-ть и вых по току, умен внут напр и чувств к прод распада органич в-в. Своб цианида в Эл-те нет. Но au-е возможно, тк цианистый комплекс 3валентного золота оч прочный и не разруш при знач рН 3-6.Вред прим-ионы Cu,Fe,своб цианида и Pb,органич соед-я. Т.О. кис и нейт Эл-ты, кроме–соли Au– сод органич к-ты и их соли,доб неблаг ме. плот тока завис от t и (к) Au в Эл-те. чем выше, тем выше допус плот тока.
Источник: studfile.net
ЭлХимМет
МЫ РАБОТАЕМ С 10-00 ДО 17-00 В РАБОЧИЕ ДНИ!
PreviousNextPlay/Pause
«Тонкости» золочения
Золочение — процесс нанесения золотого покрытия на поверхности, предварительно подготовленные для нанесения золота. В зависимости от поставленной задачи золочение возможно как чистым золотом, так и его сплавами позволяющими придать покрытию дополнительные качества. Нанесение золота гальванически возможно на многие металлы и сплавы, такие как медь и её сплавы, серебро и его сплавы, никель, сталь, чугун и многие другие.
Однако необходимо принимать во внимание процесс последующей взаимной диффузии таких металлов как золото серебро и медь. Выражается он в том, что с течением времени происходит процесс взаимного растворения металлов подслоя и гальванического покрытия. Происходит разбавление золота медью или серебром из основы, исчезновение цвета, неравномерные разводы, потускнение. Для борьбы с этим нежелательным эффектом применяется нанесение одного или нескольких подслоёв никеля, который полностью останавливает процесс диффузии и позволяет сохранить все благородные свойства золота такие как его неповторимый цвет и неизменность во времени. Чистое золото, будучи мягким металлом, подвержено постепенному истиранию при интенсивной эксплуатации изделий, вне зависимости от способа его нанесения. Борьба с этим нежелательным свойством золота возможна в двух направлениях:
Есть ещё одно нежелательное свойство гальванически нанесённых покрытий — пористость. При большом увеличении золотое покрытие выглядит как нагромождение отдельных кристаллов спаянных друг с другом неплотно, чем-то напоминая губку. В связи с этим, несмотря на имеющееся золотое покрытие, не прекращается контакт подложки с атмосферой и её корродирование.
Однако с увеличением толщины пористость золотого покрытия уменьшается и при толщине 20 мкм материал подложки полностью изолирован от внешней среды. Особенно актуален этот вопрос при покрытии бижутерии, а также церковных потиров, где неправильно нанесённое гальваническое золочение оборачивается процессами глубокой коррозии материала подложки уже через несколько месяцев.
Механическое карцевание латунными щетками только что нанесенного покрытия позволяет заметно снизить его пористость. Происходит взаимное «втирание» отдельных кристаллов золота, покрытие как бы размазывается, и при этом, уплотняясь, становится менее пористым. Слой золота начинает значительно лучше изолировать подложку, что позволяет резко снизить необходимую толщину наносимого покрытия и как следствие, его стоимость. Однако при изготовлении зеркальных покрытий этот метод не рекомендуется, так как нарушается зеркальность и для её последующего восстановления потребуется полировка, связанная с частичным сносом драгоценного металла и уменьшением толщины его слоя (?10-20% толщины).
Суммируя выше сказанное, оценка толщины наносимого металла, его состав, типы подслоёв и окончательная обработка производится с учетом условий и требований к будущей эксплуатации покрываемых изделий, решение принимается по каждому изделию индивидуально. Также нужно отметить, что многочисленные попытки заменить золото, каким либо сплавом или краской, не содержащими золота, но имеющими цвет, не отличающийся от золота, ни к чему серьёзному не привели.
Если у Вас есть желание придать золотой цвет своему изделию, то единственный путь его получить — это нанести настоящее золото. Мы оказываем услуги по нанесению золота и его сплавов из различных типов электролитов золочения как технического, так и декоративного назначения, а также реализуем готовые электролиты, состав которых может быть как стандартным, так и адаптированным под конкретные потребности будущей эксплуатации. Золото в наших электролитах содержится в количестве от 1 до 20 г/л. Электролиты пригодны для применения, как в ваннах, так и при локальном нанесении методами трибогальваники.
Источник: exm.su