Что такое глаз божий

ГЛАЗ, ОКО, ЗРЕНИЕ (EYE, SIGHT)

Орган зрения в Библии часто упоминается в буквальном смысле (напр., Быт. 3:6, 30:41 ). Глаза считались показателем красоты ( 1Цар. 16:12 ; Песн. 1:14, 4:1, 9, 5:12, 6:5, 7:5 ), а жестокое наказание путем выкалывания глаз врагу свидетельствовало, что ослепление было надежным способом вывести человека из строя ( Суд. 16:21 ; 4Цар.

25:7 ; Иер. 39:7 ). В то же время, зрение относится к распространенной категории духовных образов, по всей видимости, благодаря его очевидной связи со светом. Духовное зрение или прозрение служит обычной метафорой на всем протяжении Библии. В образе глаз, часто в сочетании с ушами, выражается мысль о духовном восприятии или познании (напр., Притч. 20:12, 22:12 ; Ис.

6:10 ). Следует, однако, отметить, что зрению в Библии придается менее богословский смысл по сравнению со слухом.

Примечательно, что в Библии отсутствует распространенное в большинстве религиозных традиций понятие «дурной глаз» (хотя, возможно, в Гал. 3:1 содержится завуалированный намек). Вера в «дурной глаз» осуждалась проповедниками ранней церкви.

Глаз Божий. Фильм второй. С предисловием Леонида Парфенова

Всевидящий Бог. Одна из групп образов связана с антропоморфическим пониманием Бога, Который метафорически изображается наделенным человеческими частями тела. Бог часто показывается как обладающий обычными органами зрения (напр., Пс. 32:18 ). В рассказе о сотворении мира Бог смотрит на Свое творение ( Быт. 1:4, 10 ). Увиденное получает нравственную оценку – «это хорошо».

В более широком смысле, Бог видит все, что происходит на земле. Он всеведущ ( Иов. 28:10 ; Пс. 138:16 ; Притч. 15:3 ; Евр.

4:13 ). Мысль о способности Бога видеть все Иезекииль подчеркивает в описании своих видений Бога в окружении живых существ, покрытых глазами ( Иез. 1:18; 10:12 ).

Иногда Бога просят увидеть ( Пс. 16:2 ; 2Пар. 6:20 ). Он видит злые дела, совершаемые людьми ( Иер. 16:17 ), хотя иногда говорится, что Ему не свойственно смотреть на зло ( Авв. 1:13 ). Действительно, Бог может закрывать глаза, и при этом подразумевается, что помощи не будет (напр., Ис. 1:15–16 ). Дела, которые видит Бог, иногда неизбежно заканчиваются наказанием ( Иов. 34:21 ; Пс. 65:7, 93:9 ; Притч.

15:3 ; Ам. 9:4,8 ).

Бог видит и защищает тех, кого Он любит. «Око Господне над боящимися Его» ( Пс. 32:18 ; ср. Втор. 11:12 ; 3Цар. 8:29, 52, 9:3 ; 2Пар. 6:20, 40, 16:9 ; Езд. 5:5 ; Неем. 1:6 ; Пс. 33:16 ; 1Пет.

3:12 ). Очи Бога обращены к истине ( Иер. 5:3 ) и на благо людей ( Иер. 24:6 ). С другой стороны, идолы часто изображаются слепыми ( Пс. 113:13, 134:16 ).

Человеческое прозрение и познание. Зрение иногда служит символом познания (напр., Быт. 3:5 ; Иер. 5:21 ). При этом обычно подразумевается принятие определенного мнения или суждения ( Притч. 3:7 ; Иер.

7:11 ). Способность зрительного различения часто связывается с духовным прозрением ( Пс. 118:18, 37 ), которое может либо достигаться через изучение закона ( Пс. 18:9 ), либо прямо передаваться Богом через Своего Духа ( Еф. 1:17–18 ). Но духовное зрение может затемняться или затуманиваться ( Мф. 13:13 ; Лк. 24:16 ; 2Кор.

Читайте также:
В каких городах есть алмазы

Глаз Божий. Фильм первый. С предисловием Леонида Парфенова.

4:4 ). Непосредственным результатом грехопадения, описанного в Бытии, стало обретение Адамом и Евой определенной степени духовного и нравственного прозрения – глаза у них открылись, и они осознали, что утратили невинность и чистоту ( Быт. 3:5–7 ). В Ек. 2:12–14 при противопоставлении мудрого человека глупому тоже используется образ зрения.

Люди могут стать слепыми, когда отказываются ответить на Божье слово. Именно об этом должно было возвещать служение Исаии ( Ис. 6:10 ). Бог позволяет народу упорствовать в своей бесчувственности (ср. Втор. 29:4 ; Иер. 5:21 ). Это место из Исаии Иисус привел в притче о сеятеле для объяснения положения тех, кто отказывается прислушаться к Его проповеди ( Мк.

4:12 ). В Деян. 28:26–27 этот же отрывок приведен в связи с нежеланием иудеев принять христианское учение. И Павел упоминает эту цитату в Рим. 11:8 .

Увидеть Бога удостоятся только «чистые сердцем» ( Мф. 5:8 ). Люди смотрят на Бога для получения водительства ( Пс. 24:15, 31:8, 122:1, 144:15 ). Они нуждаются в Боге для прозрения ( Быт. 21:19 ). Следует осторожно относиться к тому, что видишь ( Иов. 31:1 ; Пс. 100:3, 6 ; Притч. 4:25 ), ибо глаз может быть поврежден или ослеплен ( Мф. 7:3–5 ), или же он может стать источником духовного зла ( Еккл.

4:8 ; Мф. 5:29, 6:22–23 ). В таких случаях требуются радикальные меры, Иисус советовал даже вырвать глаз ( Мф. 5:29, 18:9 ).

Пророков называют иногда «прозорливцами» (напр., 2Цар. 24:11 ; Ис. 29:10 ). Им дан от Бога особый дар духовного видения. Показателен в этом плане рассказ о Елисее и о воинстве Яхве. В первом случае Елисей не смог понять, что в грядущем конфликте будут участвовать Божьи ангельские силы.

Однако в должное время его глаза открылись ( 4Цар. 6:17, 20 ). В Апокалиптических писаниях, таких как книги Даниила, Иезекииля и Откровение, «отверзаются небеса», раскрывая божественные видения (напр., Зах. 1:18 ; см. СНЫ). Бога «видят», главным образом, в апокалиптических видениях.

Обычно это происходит в форме мессианских воплощений (напр., Дан. 10:5–6 ), и контекст бывает преимущественно эсхатологическим ( Ис. 33:17 ; Иез. 38:23 ; ср. Откр. 1:7 ).

Одна из основных надежд на Мессию заключалась в том, что Он даст «слепым прозрение» ( Лк. 4:18 ), и эту миссию Иисус в достаточной мере выполнил в ходе Своего служения, совершив несколько чудес. Марк рассказывает об исцелении слепого из Вифсаиды, к которому зрение вернулось постепенно ( Мк. 8:22–26 ), а Матфей – об исцелении двух слепых ( Мф.

9:27–31 ), причем в этом случае исцеление связывалось с проявлением веры ( Мф. 9:29 ). Один из самых известных примеров – исцеление слепого Вартимея, о котором рассказано во всех синоптических евангелиях ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ; Лк. 18:35–43 ). Здесь опять же исцеление связано с проявлением веры ( Мк.

10:52 ). У Матфея записаны и другие случаи исцеления от слепоты ( Мф. 15:30, 21:14 ). В Мк. 4:10–12 Иисус рассматривает цели Своего публичного служения в категориях Ис. 6:10 . Более ясно взаимосвязь между верой и зрением показана в Евангелии от Иоанна (напр., Ин. 4:48, 14:8, 11, 20:8, 29 ). Центральное место в этой теме занимает исцеление слепорожденного ( Ин.

Читайте также:
Для чего носят крест на шее

9:1–41 ), когда физическое прозрение сочеталось с духовным просветлением. Оценивая результаты публичного служения Иисуса, Иоанн еще раз привел слова из Ис. 6:10 ( Ин. 12:40 ).

Идиоматические обороты. Принцип lex talionis (закона воздаяния), имеющего целью ограничить возможные эксцессы при отмщении, нашел выражение в словах «глаз за глаз» ( Исх. 21:23–25 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 ). Личная встреча называется «лицом к лицу», буквально «глазом к глазу» ( Чис. 14:14 ), а действия совершаются «пред глазами» ( Быт. 42:24 ; ср. Иер.

32:12 ). При описании чьего-то суждения, особенно в Ветхом Завете, говорят, как то или иное выглядит «в глазах» человека ( 4Цар. 10:5 ; 1Пар. 13:4 ; ср. Мф. 21:42 ; Мк. 12:11 ). Проявлять упрямство значит «быть правым, справедливым, мудрым в глазах своих» (напр., Суд.

17:6, 21:25 ; Пс. 35:3 ; Притч. 3:7, 10:10, 12:15, 16:2, 21:2, 30:12–13 ; Ис. 5:21 ). Гораздо разумнее делать угодное «пред очами Господа» (напр., 3Цар. 15:5, 11 ; 4Цар. 14:3 ). Оглядеться вокруг значит «возвести очи» (напр., Быт. 13:10, 14, 18:2, 22:4, 13, 24:63–64 ), а «взирать», «обратиться» или «устремиться» глазами значит обратить внимание на кого-то или на что-то ( Быт. 44:21 ; Пс. 118:6, 15 ; Иез. 20:24 ; Лк.

4:20 ). События могут происходить «во мгновение ока» ( 1Кор. 15:52 ).

Зрачок или «зеница» ока представляет большую ценность, и это выражение служит для обозначения дорогого Богу человека ( Пс. 16:8 ; Зах. 2:8 ). В нем может подразумеваться Божья защита и забота ( Втор. 32:10 ). Оно может относиться также к наставлениям учителя ( Притч. 7:2 ).

Глаза как выражение чувств. Глаза могут выражать широкий диапазон чувств, как положительных, так и отрицательных. Они могут выражать чувства физического и эмоционального удовлетворения ( 1Цар. 14:27 ; Пс. 37:11 ), просвещения ( Пс. 18:9 ), наслаждения ( Иез.

24:16 ), смирения ( Пс. 122:2 ), сочувствия, жалости ( Втор. 7:16, 19:13, 21, 25:12 ; Иез. 16:5 ) или великодушия ( Притч. 22:9 ; Мф. 6:22 ). Они могут также выражать физическую и эмоциональную неудовлетворенность ( Втор. 28:65 ; Иов.

17:7 ; Пс. 68:4 ; Плч. 5:17 ), непонимание ( Иов. 17:7 ), печаль ( Пс. 6:8, 30:10, 87:10, 118:136 ; Иер. 9:1 ; Плч.1:16, 2:11, 3:48–49 ), надменность ( 4Цар. 19:22 ; Пс.

17:28 ; Притч. 6:17, 21:4, 30:13 ; Ис. 5:15, 37:23 ), отсутствие сострадания ( Притч. 28:27 ; Мф. 13:15 ), алчность ( Притч. 27:20 ; Еккл.

4:8 ), зависть ( Притч. 23:6 ; Мф. 20:15 ), насмешку ( Пс. 34:19 ; Притч. 30:17 ), коварство и обман ( Пс. 34:19 ; Притч. 6:13, 10:10, 16:30 ), ненависть ( Иов. 16:9 ), похоть ( Пс. 72:7 ; Притч. 17:24 ; Еккл.

2:10 ; Иез. 6:9 ; Мф. 5:29 ; 2Пет. 2:14 ; 1Ин. 2:16 ) и обольщение ( Ис. 3:16 ).

См. также: БОЛЕЗНИ И ИСЦЕЛЕНИЯ, ГРЕХ, СВЕТ, СЕРДЦЕ, СЛЕПОТА, УХО.

Источник

Глаз божий

Авторский проект Леонида Парфёнова — двухсерийный документальный фильм, посвящённый столетней истории Пушкинского музея.

Отдельные исторические сцены воссозданы известными актёрами.

В фильме снимались

В ролях

    — Ведущий — Иван Цветаев — Николай II — истопник Алексей — Сергей Щукин
  • Сергей Васильев — Иван Морозов
  • Гийом Проценко — Анри Матисс — Пабло Пикассо (1 серия) — Амбруаз Воллар (1 серия), Леонид Брежнев (2 серия)
  • Роман Кузнеченко — Роман Клейн — вдова купчиха — Ирина Антонова — Пабло Пикассо (2 серия) — Илья Эренбург — Марк Шагал — Екатерина Фурцева — Пётр Демичев — Александр Герасимов
  • Вадим Померанцев — Климент Ворошилов
Читайте также:
Где выгодно продать ювелирные изделия

В эпизодах

  • Игорь Тарасевич
  • Андрей Курилов — Сергей Александрович, великий князь
  • Андрей Галактионов
  • Галина Иланская
  • Татьяна Аксёнова
  • Александр Диденко
  • Владимир Терещенко
  • Виктория Борисова — член Наркомата
  • Владимир Любовский
  • Олег Курдов

Закадровый текст

Съёмочная группа

  • Режиссёры:
  • Иван Скворцов
  • Владимир Каптур
  • Вадим Деев
  • Александр Кременецкий

Интересные факты

  • Анонс выхода фильма прошел в программе «Вечерний Ургант» 30 мая 2012 года [2]
  • Роль Пабло Пикассо в фильме исполняется двумя людьми: в 1-й серии — музыкантом Петром Наличем, во 2-й — тележурналистом Владимиром Познером[3]

Примечания

  1. ↑Арина БородинаЛеонид Парфенов о фильме «Глаз Божий» (рус.) . Коммерсантъ FM (31 мая 2012). Проверено 9 сентября 2012.
  2. ↑»Вечерний Ургант», 30 мая
  3. ↑Павел СадковЛеонид Парфенов: «Для образа молодого Пикассо нужна сумасшедшинка Налича» (рус.) . Комсомольская правда (30 мая 2012). Проверено 9 сентября 2012.

Ссылки

  • Фильмы по алфавиту
  • Фильмы 2012 года
  • Документальные фильмы России
  • Первый канал
  • Фильмы России 2012 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Глаз божий» в других словарях:

Божий суд — БОЖИЙ СУД. 1. Устар. Книжн. То же, что Страшный суд. «Дорогой заблудший брат, писал Яшке по русски некий Кларк из города Огайо. Близится суд Божий. Заботясь о спасении блуждающей в потёмках души твоей, призываем тебя, пока не поздно, обратиться к … Фразеологический словарь русского литературного языка

Добрая совесть — глаз Божий. — см. Добрая совесть любит обличение … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Морозов, Иван Абрамович — Морозов Иван Абрамович … Википедия

ЧЕЛОВЕК — Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет.

Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Щукин, Сергей Иванович — Щукин Сергей Иванович … Википедия

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — У этого термина существуют и другие значения, см. Музей изобразительных искусств. Координаты … Википедия

Рыболовлев, Дмитрий Евгеньевич — Дмитрий Евгеньевич Рыболовлев Род деятельности: предприниматель … Википедия

СОВЕСТЬ — внутренний духовно нравственный закон русского православного человека. Является особой формой выражения таких основополагающих понятий православного христианства, как любовь к ближним, нестяжательство, доброто любие, правда и справедливость.… … Русская история

Вавилов, Олег Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вавилов. Олег Вавилов Дата рождения: 8 января 1950(1950 01 08) (62 года) Место рождения: Термез, Узбекская ССР … Википедия

СОВЕСТЬ — жен. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к … Толковый словарь Даля

Источник

Глаз божий (фильм)

«Глаз божий» — двухсерийный документальный телефильм Леонида Парфёнова, созданный в 2012 году к 100-летию Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Премьера показа состоялась на Первом канале 31 мая (1-я серия) и 1 июня (2-я серия) 2012 года.

Читайте также:
Как узнать размер кольца обручального дома

Фильм в яркой красочной форме рассказывает о начальном этапе формирования одного из самых известных музеев мира — московском музее им. Пушкина.

Повествование ведется в двух направлениях одновременно: о создании музея и о создании коллекций картин.

Основателем музея являлся профессор-искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии наук, профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев.

У истоков первых коллекций, вошедших частично впоследствии в музей, стояли московские купцы-меценаты, вкладывавшие немалые средства в пополнение своих частных собраний полотен живописи.

Тяжелая судьба ждала эти коллекции после Октябрьской революции, когда они были национализированы и признаны «антинародными», а их бывшие хозяева, купцы-меценаты, жертвовавшие огромные суммы на приобретение для России этих картин и впускавшие в свои личные дома любых гостей — всех желающих увидеть выдающиеся произведения искусств, — были вынуждены покинуть родину и умереть далеко за ее пределами. Полотна все же удалось спасти — какую-то их часть работники музеев отправили в Ленинград — подальше от глаз советских властителей, что-то сохранили в московских запасниках. Ныне эти картины — гордость российских государственных музеев.

Фильм отражает московскую жизнь, ее быт и нравы разного времени — и Москву до Октябрьского переворота, и после.

Как часто в работах Леонида Парфенова, документальные кадры чередуются компьютерной графикой и игровыми сценами.

В ролях: О. Табаков (профессор Иван Владимирович Цветаев), Е. Миронов (император Николай II), С.Васильев (купец-меценат Иван Абрамович Морозов), В. Зайцев (купец-меценат Сергей Иванович Щукин), Г. Проценко (художник Анри Матисс), П. Налич (художник Пабло Пикассо в молодости), В. Познер (художник Пабло Пикассо в зрелом возрасте), М.Ефремов (истопник в доме, где проживала семья Цветаевых), И. Кваша (советский писатель Илья Григорьевич Эренбург), М. Зудина (искусствовед, директор музея изобразительных искусств с 1961 года Ирина Александровна Антонова в молодости), В. Этуш (художник Марк Шагал) и др.

[править] Мнения критики

О том, что эта работа Л.Парфенова выгодно выделяется на фоне совершенно низкого профессионального и культурного уровня современных телепрограмм, сразу заговорили критики.

В радиопрограмме на радио «Свобода» это подтвердил искусствовед-киновед Юрий Богомолов, хотя заметил, что введение выстроенных актерских сцен лишает фильм «Глаз божий» документальной достоверности: «Претензий к этому сериалу у меня, как и у многих других, достаточно много. Мне кажется, что здесь перебор с реконструкциями игровыми.

И я даже могу понять, что, видимо, Парфенову уже тесно в рамках чисто документальной истории. Но опасность и неверность ситуации связана с тем, что как только ты делаешь того персонажа, которого реконструируешь, полнокровным более-менее, то есть выводишь хорошего артиста, даешь ему какие-то реплики, то сразу неполноценность видна.

Ни художественная, ни документальная… Там бьется интрига другая. А именно, интрига, связанная с тем, как Россия и российская культура европеизировались. И процесс развития культуры с видом на Запад, с тягой к Западу, с интересом к Западу, он был неуклонен. А большевики попытались опять вернуть… И этот мотив есть в фильме Парфенова. И надо быть ему благодарным за это» [1] .

А вот в более гламурных изданиях больше всего внимания было уделено именно игровым сценам. Например, «Независимая газета» расценила работу Л.Парфенова так: «„Глаз Божий“ снят в распространенном нынче жанре докудрамы, столь удачно совпадающим с творческим кредо автора — просвещать развлекая. Действо не протекает, а бросается с места в карьер, скучать не придется, фильм развлекает вас изо всех сил — впечатлительный Щукин от встреч с непризнанным еще прекрасным заикается сверх всякой меры, тучный Морозов, усаживаясь в кресло торговца Амбруаза Воллара, кряхтит о его неудобстве — мол, пока не купишь, не встанешь, по-французски же благодарствует за комфорт, Николай Второй — Евгений Миронов томно кивает на цветаевский музейный план, Нечаев-Мальцев интересуется больше „Шабли“, чем цветаевскими векселями, которые его просят оплатить. А в перерывах Парфенов то топчет асфальт Колымажного переулка, то парижскую брусчатку» [2] .

Читайте также:
Из чего состоит ложка материал

А другое государственное издание — «Российская газета» — так: «Памятные исторические сцены воссозданы на экране благодаря именитым актерам, а мировые шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей — русских меценатов. Фильм, как всегда у Парфенова, погружает зрителя в описываемое время и события, максимально и ярко детализирован. Используется компьютерная технология „оживления“ известных картин и совмещения изображений, созданных художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу» [3] .

Широко освещался фильм в блогосфере [4] [5] [6] [7] : мнения разные — от восхваления до полного неприятия — а это значит, что «Глаз божий» оказался примечателен и не затерялся в потоке телепрограмм.

Источник

О символе «Глаз в треугольнике» (Всевидящее Око Божие)

Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих.

Это изображение – напоминание о том, что Бог видит не только твои внешние дела, но и твои мысли, желания и чувства, глубины духа твоего. Такое напоминание помогает человеку удерживаться от греха.

В трапезной Троице-Сергиевой Лавры есть надпись на греческом языке в треугольнике, окруженном сиянием. Там написано: ο Θεος — о Теос. О — это артикль существительного мужского рода. Теос — Бог. Отсюда слово Теология – наука о Боге.

Тамплиерами, то есть храмовниками — хранителями Гроба Господня), он был взят в качестве определенного символа «знания» или «ведения». А потому, начиная с ХII в. стал появляться на некоторых западных иконах Св.Троицы. От тамплиеров этот знак перешел в масонскую (чем и объясняется его появление на долларовой купюре), а в XX веке — и в оккультную символику.

Поэтому существуют разные недоумения по поводу каноничности этого образа, во многом благодаря и масонам, и язычникам, и всякого рода мистикам. Однако глаз в треугольнике — совершенно христианский образ.

Глаз (в треугольнике или овале) встречался в древне-византийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия. Оттуда он перешел на некоторые иконы в Российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался, как «Всевидящее Око».

Всевидящее Око – одно из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу. Появляется в русской иконографии изначально как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Встречается также на иконе «Неопалимая купина».

Всевидящее Око изображено на картине Иеронима Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» 1485 года.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...