Глиптика, как ювелирная техника резьбы на драгоценных и поделочных камнях, была известна еще в IV тысячелетии до нашей эры. Она широко применялась мастерами Месопотамии, Древнего Египта и островов Эгейского моря. Основные глиптические произведения — геммы, камни различной конфигурации, чаще овальной, с вырезанным рисунком.
По характеристики выполнения геммы подразделяются на интальо и камей. Интальо — рисунок формируется вглубь камня, камеи имеют выпуклые формы. В качестве исходного материала использовались мягкие камни — серпентин, гематит, и твердые — сердолик, агат и различные халцедоны, хрусталь.
Первоначально интальо были известны как единственный вид произведений глиптики. Например, при раскопках захоронений I века нашей эры, была найдена инталия из камня халцедон с изображением птицы клюющей рыбу. Выполнена она была мастерами за пять веков до захоронения. Такой сюжет очень распространен для античных инталий, например, в гербе города Синоп центральной темой был рисунок орла нападающего на дельфина.
Наши предки украшали себя резными фигурками животных, птиц и людей, носили первые перстни-печатки, в основном изображавшие жука скарабея. Например, перстень Юлия Цезаря изображал «Вооруженную Венеру» или «Venus armata». При соприкосновении перстня с воском или глиной получались прекрасные оттиски — прародители нынешних чернильных штампов.
В IV веке до нашей эры ювелиры эпохи Эллинизма начинают создавать первые камеи. По сравнению с интальо это были настоящие сцены из древних мифов, изображения лиц богов и людей, выполненные в цветном камне. По предположениям слово «камея» в переводе с итальянского языка означает «морская раковина», что вполне соответствует действительности, так как изначально для изготовления этого вида гемм использовались раковины моллюсков.
Самой известной из гемм является камея «Гонзага», названная по фамилии герцога Людовика Гонзага, чья семья владела украшением на протяжении XVI — XVII веков. Камея изображала лики египетского правителя Птолемея II и Арсинои, его жены. Изготовил украшение неизвестный мастер, живший в III веке до нашей эры, из многоцветного агата в три слоя, обрамив золотом.
Вот почему шумерская цивилизация слишком спорная для традиционной истории
Страстной поклонницей камей была императрица Екатерина II, чья роскошная коллекция хранится в Эрмитаже. Во времена ее правления античного вида украшения пользовались большим успехом, чем бриллианты. Золото, жемчуга, драгоценные камни являлись лишь дополнением к произведениям глиптики.
Мадемуазель Коко Шанель знаменита не только «маленьким черным платьем» и «ниткой искусственного жемчуга», но и своим отличительным знаком брошью — камеей. Это украшение всегда было при ней, во что бы Коко ни одевалась.
Мода на произведения глиптики возвращается вместе с винтажными изделиями, с кружевами, шелком и классическим направлением в дизайне. Новая русская линия камей компании «Камея на Агате» по стилю исполнения напоминает «бабушкины» броши и подвески — геммы, которые изготавливали ювелиры XIX века.
Ювелирный дом «Dior Joaillerie» совместно с дизайнером Victoire de Castellane выпустили черно — белую коллекцию брошей — камей и колец в античном стиле, дополнив немного современного декора из бриллиантов, золота, гранатов и сапфиров.
Также откликнулись на призыв моды ювелиры «Tagliamonte», создав коллекцию гемм под названием «Diamond». За основу сюжета камей были выбраны древнеримские боги: Венера, Афина, Марс, Юпитер, чей лик угадывается в цветном муранском стекле. Дополнением стали золотые оправы, бриллианты, жемчуга, кораллы, и другие драгоценные и полудрагоценные камни.
Agostino Centobelli-современный мастер
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: kolybanov.livejournal.com
Глиптика, как проявлений шумерской мудрости
Цилиндрическая печать, как важнейший атрибут человека, идентифицирующий и удостоверяющий его личность, впервые появился у шумеров в урукский период.
Цилиндрическая печать представляла собой цилиндр, вытачиваемый из обычного или полудрагоценного камня. Цилиндр имел продольное осевое отверстие для удобства ношения на шее или поясе. Печати были различной длины — от 2 см до 8 см. Отличались они и толщиной – начиная от очень тонких печатей до таких, объем которых равен объему большого пальца мужчины. К началу III т. до нашей эры цилиндрические печати получают широкое распространение на всей территории Месопотамию.
На поверхности цилиндра вырезался рисунок, а при прокатывании печати по мокрой глине на ней оставалась выпуклая зеркальная копия рисунка. Искусство резьбы на цилиндрических печатях, глиптика, постепенно совершенствовалось и со временем изображения на печатях становятся настоящими шедеврами миниатюрного изображения.
Уже рисунки на первых шумерских печатях помимо симметричных геометрических орнаментов содержат сцены из повседневной жизни. Это и постройка храма, и ритуальные сцены принесения даров, и изображение группы обнаженных людей, связанных и избиваемых, вероятнее всего пленных. Также встречаются печати с изображениями астральных символов, луны, звезд, различных животных.
Несколько позднее возникают ритуальные и мифологические сюжеты. Один из наиболее распространенных сюжетов, так называемый «фриз сражающихся»- декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, отображающая сцену битвы героев с неким ужасающим чудовищем.
Черты одного из воинов представляют собой гремучую смесь черт дикого человека и животного, второй герой имеет облик реально существующего человека. Еще одно распространенное изображение — образ неизвестного божества, восседающего на троне в ладье.
Диапазон толкования этого сюжета очень широк – от путешествия лунного божества по небесной сфере до традиционного для шумерских богов ритуала путешествия к отцу. До настоящего времени не поддается толкованию и еще один рисунок, получивший широкое распространение на цилиндрических печатях шумеров. Это изображение великана, бородатого и длинноволосого. В его руках сосуд, из которого изливаются два бурных водных потока. Образ зодиакального созвездия Водолей трансформировалось позднее именно из этого изображения.
Глиптический сюжет требовал от мастера умения несколькими штрихами, минимумом изобразительных средств точно и полно передать общую характеристику образа или сцены. У резчиков сформировались специальные приемы отображения окружающих предметов и людей, дающих им наиболее полную, но в тоже время краткую характеристику. Для человеческой фигуры это полный поворот плеч, анфас, абрис ног и лица в профиль. Животные изображались в профиль, но с некоторыми деталями анфаса, например, глаз или рогов. Птица на глиптических изображениях также обычно отображалась в профиль, но при этом были видны оба ее крыла.
Помимо изображения печать часто содержала краткую надпись, которая служила своеобразным удостоверением личности ее владельца. Обычно это была надпись следующего содержания: «Печать принадлежит (имя владельца), рабу бога (дальше следовало имя божества)». Наличие цилиндрической печати свидетельствовало о высоком социальном статусе человека. Она выполняла функцию личной подписи ее владельца при подписании любого документа, в то время как люди низшего сословия не идентифицировались индивидуально и обычно прикладывали ноготь или бахрому одежды.
Источник: melma.ru
Глиптика – древнее искусство.
Глиптика – один из самых древних видов искусств, резьба на камнях. Древнейшие образцы играли роль печатей, амулетов и украшений. Первыми геммами были инталии, в которых углублённое изображение вырезалось с внутренней стороны камня. При оттиске на мягкой глине или воске они давали выпуклые изображения и потому изначально использовались как печати.
Ассирийские мастера вырезали инталии на цилиндрах, египетские – на нижней стороне каменных фигурок жуков-скарабеев. Они вырезались сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже стали использоваться и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). Изготовлялись геммы в Египте, Месопотамии, Шумере, Вавилоне, на островах Эгейского моря.
Минойская печать табличка с тремя лебедями. Голубой халцедон. XVI в. до н. э
Инталии со временем стали резать на прозрачных драгоценных и полудрагоценных камнях. Камеи -рельефные выпуклые изображения на многослойных камнях, начали вырезать лишь в эпоху эллинизма.
Греческий скарабоид с Персеем. Пятнистая красная яшма. IV в. до н. э
Чаще всего камеи в древности резали на минералах из группы халцедонов, в том числе на агатах. Как известно, агат – один из самых красивых и неповторимых минералов: ни один из них не похож на другой. Многие древнегреческие камеи вырезаны на сардониксах. Так называются агаты, сложенные полосами коричневого, чёрного и белого цветов.
Геммы стали неотъемлемой частью эллинистического искусства. Обычно на геммах изображали бытовые сцены и сцены из мифов, животные, птицы и др.
Греческий скарабоид с кузнечиком, приписываемый Дексамену. Пятнистая желтая яшма, конец V в. до н. э
Начиная с 6 века до н.э. в литературе сохранились имена древнегреческих резчиков, в частности Мнесарха — отца философа Пифагора. Изготовляли резные камни месяцами, иные – до года, поэтому стоили они огромных денег и были в первую очередь социальным символом. Многие аристократы имели собственных резчиков. У императора Александра Великого было два художника, которые имели право изображать царя царей в камне, и один из них был глиптик. Благодаря походам и завоеваниям Александра Македонского камни, добывавшиеся на Востоке, стали в изобилии появляется в эллинистическом мире.
В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. С исключительным искусством вырезана из трехслойного сардоникса (фон и верхний слой тёмно-коричневые, средний — молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (камея Гонзага, которая хранится в Государственном Эрмитаже).
Камея Гонзага. Эта камея не только считается одной из самых крупных, ее отличает непревзойденное мастерство резчика. На великолепном трехцветном арабском сардониксе искусно вырезаны два профиля – мужской и женский.
Вторую жизнь глиптике подарила эпоха Ренессанса. Ведущая роль здесь принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античной глиптики они создавали профильные и трёхчетвертные портреты современников.
Камнерезная история Германии начиналась в двух небольших деревнях, какими были Идар и Оберштайн, этому способствовали залежи агата, который добывали неподалёку. Сегодня это камнерезные центры Европы. В XVIII веке в Европе возникает мода на глиптику, здесь были собраны огромные коллекции античных камей.
Этрусский скарабей с пленением Кассандры.V в. до н. э.
Начало коллекции камей в Эрмитаже положила Екатерина II в 1764г. Она писала: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова». Доступ к коллекции «антиков», как называли геммы в те годы, считался особой милостью. «Ее видели не более пяти или шести человек».
К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи».
Однако императрица понимает: России нужны свои мастера. Снаряжается экспедиция на Урал — отныне в Петербург регулярно поставляются самоцветы, придворные резчики изготовляют геммы, по красоте не уступающие европейским. Уральским умельцам предписывается «не токмо точить камень, но и резать на нем искусно», — екатеринбургский завод становится центром нового промысла. Почти все камеи, изготовленные на Урале, посылались в столицу — в подарок царской семье. Эта уникальная уральская коллекция, хранится теперь в Эрмитаже.
Ну а что происходит сегодня? Казалось бы, в наш прагматичный век искусство резьбы по камню, особенно никому не нужно. Глиптика консервативна: пейзаж, портрет, а, если сюжет, то, как правило, по мотивам античной мифологии…. Нужно ли копировать то, что до тебя создавали на протяжении тысячелетий? И тем не менее древнее искусство живет!
Хотя сегодня в России работает не так много мастеров-резчиков. В прошлом — это художники и дизайнеры, скульпторы и архитекторы, книжники и прикладники. Технику глиптики каждый освоил самостоятельно — ни одно художественное училище этому не обучало. Уже во второй половине 90-х на ювелирных выставках появляются уникальные глиптические работы. В 2002 году на выставке «Петербургский ювелир» поразительные камеи на раковинах, посвящённые Петербургу, представил зрителям Алексей Долгов.
Алексей Долгов. Кулон с камеей «Союз Земли и Воды».Государственный Эрмитаж
Его миниатюры на раковине впечатляют не только виртуозной техникой исполнения, но и утонченным вкусом. Долгов отошел от традиционных для камей композиций из жизни античных богов и мифологических героев, и основным жанром его работ становится портрет. Свои композиции «Иван Бунин», «Мстислав Добужинский», «Александр Пушкин» Творческим вдохновением отмечена созданная Долговым камея в честь Питера Брейгеля. Портрет нидерландского живописца удачно дополнен фрагментом из его картины «Охотники на снегу». Утонченность отмечает и портрет Лукаса Кранаха.
Камея. Портрет Лукаса Кранаха.Государственный Эрмитаж.
В своих пейзажах-миниатюрах художник мастерски использует колористические особенности полихромных многослойных раковин, что придает его камеям философскую глубину в таких работах, как «Осень», «Полночь», «Белая ночь» и др. Несколько работ посвящены российским императорам Екатерине II и Павлу I. Портрет последнего выполнен на фоне его любимого детища — Михайловского замка. Работы мастера входят в коллекции многих российских и зарубежных музеев, выставлялись на отечественных и международных выставках.
Источник: dzen.ru