Ах, прекрасный мир искусства, сколько сложных материй и глубинных подтекстов вложено в это понятие, не так часто мы задумываемся над тем, сколько чувств и
Серебряные и золотые украшения эмалью
В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.
Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.
Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI — XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX — начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.
Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.
Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.
Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.
Горячие эмали
Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.
Холодные эмали
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.
После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.
Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.
Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь
Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?
Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.
Украшения из горячей эмали используют давно, и процесс их выполнения считают трудоёмким. Этот вид эмалирования является лидером в изготовлении бижутерии и других изделий. Такая глазурь прочно держится на вещах, потому что её запекают в специализированных печах (муфельных) и выдерживают при температуре 600-800 °С. Затем изделие подвергается охлаждению, очищению и полированию. На первый взгляд процесс кажется простым, но терпение для такого дела не помешает. Горячая эмаль более прочная и цена на неё выше, чем на холодную. В холодном эмалировании существует ещё одна техника — финифть. После её нанесения она расплывается разноцветными узорами, подобно бензину на воде.
Namfleg об искусстве горячего эмалирования.
Ах, прекрасный мир искусства, сколько сложных материй и глубинных подтекстов вложено в это понятие, не так часто мы задумываемся над тем, сколько чувств и переживаний таят в себе столь любимые нами предметы, аксессуары или украшения, к которым мы привыкли в повседневной жизни. Компания Namfleg предлагает показать Вам в удивительные, самые интересные странички в истории искусства эмалирования, истоки которого берут свое начало из глубокой древности, а отголоски их находят в современности.
Искусство художественного эмалирования, именно как техника изготовления ювелирных изделий, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Исследователи считают, что эмаль, то есть соединение цветного стекла с металлом, появилась в 1400 году до н.э. на острове Кипр, где были найдены древнейшие из известных находок – металлические предметы с впаянными в них стеклянными пластинками. В наше время есть и другие археологические находки, которые служат доказательством того, что горячее эмалирование является одной из древнейших техник, которая использовалась в прикладном искусстве Древнего Египта, Индии и Китая. Эмаль – уникальное изобретение человека, вещество, обладающее твердостью камня, над которым практически время неподвластно. Еще из прадавних времен, сохранились разнообразные изделия, украшенные эмалью – предметы культового назначения и повседневного обихода, эмаль широко использовалась для декорирования костюмов, драгоценных ювелирных изделий и даже государственных регалий. Эмалирование пользовалось огромной популярностью у византийских умельцев, которые украшали с помощью этой техники церкви и дворцы своего государства, создавая при этом великолепные, божественно красивые вещи. Опыт византийских мастеров оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе и Древней Руси. В те далекие времена искусство эмалирования называлось «финифть» (латинское fingitis обозначает твердый, блестящий камень). И только в конце XIX столетия термин был вытеснен, привычным для нас – «эмаль».
Ювелирная эмаль – это не просто сплав определенных компонентов, это вещество, которое таит в себе богатые художественные возможности, завораживает яркостью красок и блеском, а по красоте приравнивается к самоцветам. Именно эти свойства на протяжении веков побуждают ювелиров постоянно находить новые вариативные формы применения эмали. Ею украшали одежду, изготавливали украшения, отделывали посуду и церковную утварь, предметы быта и даже оружие. Эмаль часто компонируют с драгоценными камнями, гравировкой на серебряной или золотой основе, чеканкой и многим другим.
К преданиям прошлого часто обращаются современные ювелиры, живописцы, монументалисты, потому что благодаря изучению старинной техники расширяется диапазон возможностей использования эмали. Помимо традиционных изделий, прикладного характера, технику эмалирования применяют в ювелирном деле. Ювелиры уже давно оценили характеристики эмали как прочного, а главное долговечно сохраняющего свои цветовые качества материала. Хотя, работа над эмалью считается технически сложным ремеслом, но многие именитые ювелирные дома часто применяют этот изящный элемент в создании своих украшений.
Существует холодная (без отжига) и горячая техника применения эмали – это когда огонь является «соавтором» дизайнера. В ювелирном искусстве распространена техника горячего эмалирования изделий, которая, в свою очередь включает в себя различные способы обработки, а те, классифицируются на определенные виды. Рассмотрим самые распространенные из них:
- ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ (клуазоне) – самая сложная из всех эмальерных техник. Сложность тут представляет способ изготовления изделия, для которого используют тонкую металлическую пластину, на которой гравируют контур задуманного изображения. После этого по образовавшемуся контуру напаивают тонкие металлические полоски (серебро, золото или медь), в результате чего получают ячейки, которые к самому верху заполняют цветной эмалью, затем обжигают изделие в муфельной печи. После отжига его шлифуют и полируют, для того что бы выровнять плоскость изделия. И только после того, как каждая металлическая полоска, образует четкий, блестящий контур, который идеально ровно обрамляет цветную эмаль, создающую сияющее подобие драгоценных камней, можно говорить о технике ювелирного эмалирования как ювелирном искусстве.
- ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ (шамплеве)– это очень красивая и самая древняя эмальерная техника, но именно этот вид считают скорее ювелирной техникой, нежели способом эмалирования. В современном ювелирном деле для изготовления изделий при помощи такой техники, используют те же методы, что и в старину: на металлической пластине делают специальное углубление (выемку), формируя при этом нужный орнамент. Затем, образовавшиеся углубления заполняют эмалью и обжигают (количество обжигов зависит от высоты ячейки, а так же от желаемого результата). Дальше, так же как и в варианте с применением перегородчатой техники – шлифуют и полируют, но в отличие от предыдущей, где рисунок получается приподнятым за счет напайки перегородок, тут он выходит углубленным в толщу металлической пластины.
- РАСПИСНАЯ ЭМАЛЬ (живописная) – фантастически красивая техника, которая являет собою, пожалуй, самый необыкновенный прием эмалирования. Он подразумевает неоднократное нанесение грунтовых слоев эмали при помощи кисти и последовательного обжига каждого нанесенного слоя в печи. Также, после предварительной разметки живописную роспись наносят специальными красками на эфирных маслах, каждый слой которой обжигают, учитывая температурные режимы плавления каждого из нанесенных слоев. Как завершающий штрих, готовое изделие часто покрывают фондоном (защитным слоем бесцветной эмали).
- ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ – основой для выполнения этой техники служит ажурная филигрань или же другими словами выпиленная в металлической пластине ажурная сетка, просветы которой заполняются эмалью, после чего изделие отправляется в печь для отжига. При воздействии определенного температурного режима, эмаль сплавляется, а изделие превращается в ажурное металлическое кружево с цветными орнаментными вкраплениями. Эта техника позволяет создавать эффектные, изысканные и чрезвычайно красивые изделия, именно потому ее чаще всего применяют для изготовления ювелирных украшений – сережек, кулонов, колец и подвесок и многого другого.
Это далеко не полный список эмальерных техник, которые используются в художественно прикладном искусстве, их видов и подвидов существует великое множество, так же как и компаний, предлагающих изделия с расписной эмалью на мировом рынке ювелирных украшений. Так, например, лидером по производству изделий с использованием эмальерных техник является Австрийская компания «Frey Wille», которая предлагает на рынок высокохудожественные ювелирные творения с эмалью. Украшения этого именитого бренда очень дорогостоящие.
Горячая эмаль. Для получения более красивого украшения требуется использования сложную технику горячей эмали. Однако ее использование требуется особого мастерства и специального оборудования. Для этого требуется развести водой стеклянный порошок и нарисовать узоры на украшении подобно краски. После этого украшение нужно высушить в специальной печи, чтобы на поверхности не появились пузырьки воздуха. Поэтому обжиг изделий осуществляется при температуре до 900 градусов. Ювелирные украшения могут быть достаточно сложными. В таком случае мастеру может потребоваться наложить несколько десятков слоев эмали, каждый из которых необходимо обжечь в печи.
Горячая эмаль в ювелирных украшениях: технология нанесения
Подчеркнуть свою индивидуальность, выделиться и привлечь внимание окружающих представительницы прекрасного пола стараются стильными причёсками, дорогой обувью, маникюром и оригинальными украшениями. Многие выбирают дорогие серёжки и колечки из золота и серебра с драгоценными металлами. Другие предпочитают изделия с горячей или холодной эмалью. Эта бижутерия считается уникальной. Выполнение техники горячей эмали считается утончённым мастерством. Талантливые мастера делают украшения с ней неотразимыми.
Разнообразие ювелирных изделий с эмалью
Ювелирные украшения с эмалью отличаются особой изысканностью и красотой. Сегодня классические, авангардные, ультрасовременные кольца и серьги из серебра и золота, украшенные эмалью, находятся на пике популярности. Благодаря этой оригинальной технике мастера размещают на браслетах и подвесках настоящие произведения искусства, достойные восхищения.
Ювелиры включают креативные идеи и опыт, объединяют новые технологии обработки металла и производят красочные украшения. Цветовая гамма этих изделий может быть разнообразной. Эмаль не только дополняет поделки, но и защищает их от коррозии и механических повреждений. Со временем эти украшения не теряют свой блеск и яркость, они не боятся влаги, перепада температур и света.
Самым важным достоинством украшений с эмалью является то, что они оригинальны, подчёркивают индивидуальность своей хозяйки.
Что такое эмалирование
Выпуск бижутерии, покрытой своеобразной глазурью, налажен массово. Тем не менее такие украшения являются ручной работой. В исходном варианте каждое изделие отличается от другого, поэтому они никогда не повторяются.
Нанесение слоя стекла, которое легко плавится, на поверхность металла профессионалы называют эмалированием. Состав и нанесение глазури может быть разным. Существует несколько техник закрепления вещества.
История возникновения
Эмаль использовали для изделий ещё древние русичи. Они её называли финифтью. Ею украшали не только ювелирные изделия, но и использовали для декоративно-прикладного искусства: оформляли чаши, кубки, ларцы, шкатулки.
Древнейшие изделия с оригинальной глазурью нашли на Кипре во время раскопок. Также следы этого творчества найдены в Египте, Индии, Византии. Так как Византийская империя имела тесные связи с Киевской Русью, то эта техника пришла и в наши края.
В X-XI веке на Среднем Востоке горячей эмалью наносили орнаменты на предметы утвари. Мастера Византийской империи также наносили её на посуду.
Расцвет эмалирования пришёлся на XII-XVI столетия. Тогда китайские императоры приказывали сочетать металл с литьём. Так эмаль стали наносить на медь. Для этого был создан специальный состав голубого цвета. Позже техника в голубых тонах стала достоянием китайского прикладного искусства. Китайская техника эмалирования является популярной по всему миру. Узорами в небесной гамме покрывают не только украшения, но и шкатулки, блюдца, чашки, вазочки, бокалы.
Позже нанесение горячей эмали стали применять не только для предметов кухни, но и обрамляли ею иконы, зеркала, оклады. В XIX-XX столетиях стал популярен стиль модерн, когда художественной глазурью оформляли украшения и декоративные изделия. Химия продвинулась далеко вперёд, и благодаря этому специалисты разработали целую палитру оттенков эмали.
Перегородчатая ювелирная горячая эмаль
Самой нарядной техникой горячей эмали является перегородчатая. Сначала на медную, серебряную или золотую пластину накладывают рисунок с помощью тонких проволочек. Они выступают в роли своеобразных перегородок, между которыми заливается цветная глазурь.
В старину такая техника украшения использовалась вместо драгоценных камней. В Индии существуют украшения минанкари, в которых эмалевая пестрота сочетается с драгоценными камнями. Индусы добавляют туда ещё орнамент из металла или чеканку.
Образцовой является китайская перегородчатая эмаль. Каких только изображений не увидишь на этом узорчатом литье! Здесь и волшебные зверюшки, цветы, лепестки, гроздья винограда, витиеватые узоры. Многие наслаждались эмалевыми напольными вазами из Китая!
К перегородочной технике относится витражная эмаль. Принципы этих двух глазурей очень схожи. Промежутки в выложенном проволокой орнаменте заливают мокрой эмалью. Затем изделие сушат и подвергают обжигу. Чтобы получить многоцветный рисунок, каждый оттенок глазури обжигают в муфельной печи отдельно. В итоге сплавленная эмаль напоминает стекло.
Единственное отличие витражной техники от перегородчатой в том, что первая имеет прозрачную структуру, если её поднять на свет. Перегородчатая эмаль имеет металлическую основу, поэтому она не просвечивается.
Выемчатое эмалирование
Самой древней и самой простой по изготовлению считается выемчатая эмаль, или "шамплеве". Заключается она в создании выемок в металле. Сама глазурь наносится несложно. С её помощью выполняют цветные гравюры, а также грандиозные изображения с чередованием металла и эмали.
Чаще всего исходным металлом используют медь, так как она мягкая и в ней легко сделать выемки. Глубина их может быть разной, от этого зависит насыщенность цвета. Для производства бижутерии используют уже штампованные заготовки с углублениями, в которые только заливается эмаль разных оттенков.
Прозрачная или сквозная эмаль
Такую глазурь используют в ювелирных изделиях с драгоценными металлами. Это может быть золото, платина, серебро. Такой металл, покрытый прозрачной эмалью, будет просвечиваться через неё и очень сильно блестеть. Краски изделия будут очень сочными. Металл под прозрачной глазурью не тускнеет и защищён от механических повреждений.
Глухая эмаль
Такую глазурь ещё называют непрозрачной. Наносят её на медь и томпак. Глухие или опаловые эмали отличаются огромной цветовой гаммой, благодаря чему металл чередуется с цветом глазури.
Существует ещё что-то среднее между просвечивающимся и глухим эмалированием. Под разным углом падения света она переходит из прозрачной в опаловую, напоминая игру света с переливами.
Технология горячей эмали
Украшения из горячей эмали используют давно, и процесс их выполнения считают трудоёмким. Этот вид эмалирования является лидером в изготовлении бижутерии и других изделий. Такая глазурь прочно держится на вещах, потому что её запекают в специализированных печах (муфельных) и выдерживают при температуре 600-800 °С. Затем изделие подвергается охлаждению, очищению и полированию.
На первый взгляд процесс кажется простым, но терпение для такого дела не помешает. В начальном виде эмаль имеет вид порошка. В него входят специально подобранные шихтовые материалы: кварцевый песок, мел, полевой шпат, глина. Также в этом составе присутствуют сода, бура, поташ и вспомогательные вещества. Обязательно присутствие в нём красителей, окислителей, глушителей для получения опалового состояния.
Сначала в специальной ёмкости разводят эмалевый порошок с водой до густоты сметаны. Затем этой массой заполняют нужные участки украшений. Перед началом обжига изделие подсушивают, чтобы выпустить пузырьки воздуха. Под воздействием температуры эмаль сплавляется и становится похожей на стекло (прозрачное или глухое). Затем поделку шлифуют и подвергают повторному обжигу. В конце получается идеально гладкая поверхность.
Для многоцветной и перегородчатой глазури обжиг делают строго поочерёдно. Дольше всего обжигают белую эмаль, за ней следует розовая и синяя. Потом заполняют ячейки зелёной и чёрной глазурью. Менее жаростойкой считается красная глазурь, её выдерживают меньше всего.
Заливка эмалевой массы происходит очень ровненько, чтобы сделать безупречную поверхность. В зависимости от сложности украшение с горячей эмалью могут обжигать от 5 до 100 раз. Необходимо очень точно следить за временем и температурой обжига. Так получаются уникальные шедевры, существующие только в единственном экземпляре.
Виды холодного эмалирования
Холодная эмаль является своеобразным стеклопластиком, её легко наносить. Выделяют три вида холодного эмалирования:
- Двухкомпонентная холодная смесь. Её просто заливают на украшение. Сначала разводят массу до консистенции крема, добавив в неё катализатор. Потом с помощью инструмента наносят её на металлическую поверхность. Чтобы нанесённая смесь застыла, её выдерживают 48 часов при комнатной температуре, затем 20 часов выдерживают при температуре 70 °С. Поверхность будет похожа на керамику. Оттенки этой глазури можно смешивать.
- Теплоотверждаемая глазурь. Похожа она на горячую заливку, но обжигается при температуре 160 °С. Отличительной чертой является то, что её не полируют, чтобы не оставить на ней матовых следов. Эта глазурь не очень прочная. Если на неё сильно нажать чем-то, то останется вмятина.
- Светоотверждаемая заливка. Этот процесс напоминает пломбирование зубов жидкой пастой. Нанесённую глазурь облучают с помощью ультрафиолетовой лампы, после чего эмаль затвердевает. С помощью этой техники чаще всего заделывают сколы на бижутерии. Светоотверждаемая смесь довольно твёрдая, считается средней между холодной и горячей эмалью.
Хитрости выбора качественных изделий
Эмалирование — процесс кропотливый, поэтому украшения в такой технике стоят недёшево. Их считают изделиями премиум-класса. Покупая бижутерию с эмалью, стоит обратить внимание на наличие трещин, сколов, царапинок, пузырьков. Для нее больше всего подходит золото, потому что в нагретом состоянии оно не деформируется. Отлично смотрятся серьги с горячей эмалью из серебра. Медные вещицы также вполне гармонируют со стекловидной глазурью. Хранение и ношение украшений с эмалью требует следующих правил:
- не подвергайте бижутерию ударам, оберегайте от трения с металлическими предметами и поверхностями;
- следите за перепадами температуры, чтобы на изделия не попадал солнечный свет;
- надевайте украшения после того, как нанесёте косметику;
- избегайте контакта с химическими веществами;
- протирайте эмаль мягкой тряпочкой;
- снимайте серьги и кольца с глазурью перед походом в бассейн, душ, баню;
- выбирайте украшения известных брендов (Sokolov, Sunlight).
Отличия горячей эмали от холодной
Горячая эмаль более прочная и цена на неё выше, чем на холодную. В холодном эмалировании существует ещё одна техника — финифть. После её нанесения она расплывается разноцветными узорами, подобно бензину на воде. Получаются своеобразные цветные разводы.
Горячая заливка более ровная, потому что прочная. На холодной эмали встречаются неровности, так как её не полируют. Ещё горячая глазурь ярко блестит.
У холодных смесей также находятся достоинства. Они отличаются простотой, неприхотливостью, пластичностью. Для изготовления таких украшений не требуются специальные инструменты. Холодное эмалирование подходит для любых сплавов.
Эмаль на золоте и серебре
Потрясающие коллекции золотых и серебряных украшений с эмалью заставляют трепетать сердца самых искушённых ценителей прекрасного. Среди огромного выбора серёжек, колец, браслетов радует глаз гармония сочных оттенков, огранённые самоцветы. Классика в виде чёрного и белого также сегодня в тренде.
Серебряные кулоны, подвески с эмалью выглядят просто шедеврально. Кольца с покрытием выпускают массивные и утончённые. Они иногда инкрустируются камнями. Оригинальные комплекты с эмалью станут украшением для девушек любого возраста и статуса. Отлично смотрятся гладкие, ровные колечки по типу обручальных, на которых нанесён греческий узор.
Кто выпускает ювелирные изделия из горячей эмали
Женственные цветные украшения представлены несколькими чешскими ювелирными брендами. Самым известным из них является Style Avenue. Чешские специалисты экспериментируют с перегородчатым холодным эмалированием.
Пользуются популярностью итальянские изделия с глазурью. Вот самые известные фирмы: Damiani, Bulgari, Garavelli. Итальянские изделия удивляют своими формами в виде цветов, бутонов и бабочек.
Грузинские эмалированные изделия получили название минанкари. Оттенки в них переходят очень плавно. Это подходит для кулонов и колец.
В России особенно популярны серебряные украшения фирмы "Санлайт". Поверхность этой эмали очень гладкая, а орнаменты выполнены плавными линиями.
Горячая эмаль. Технология нанесения горячей эмали более сложная. Изначально эмаль представляет собой стекловидные пластины. Художник измельчает их и растирает в керамической ступке до получения мельчайшего порошка. Как ухаживать за украшениями с эмалью? Украшения с эмалевым покрытием отличаются от других изделий не только оригинальным дизайном, но и специфическим уходом. Для сохранения первоначальной яркости эмалевых красок необходимо соблюдать несколько несложных правил. Правило 1. Декоративное покрытие представляет собой тонкий слой стекла, поэтому оно чувствительно к механическим воздействиям.
- https://mylitta.ru/2773-jewelry-enamel.html
- https://www.silver-mania.ru/articles/namfleg-ob-iskusstve-goryachego-emalirovaniya/
- https://fb.ru/article/332803/goryachaya-emal-v-yuvelirnyih-ukrasheniyah-tehnologiya-naneseniya