Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь — яркая звезда модного интерьера и сервировки. Ну а где мода, тренд и хайп, там и подделки, и имитация. Чтобы узнать, как делают правильный хрусталь, корреспонденты «ВВ» отправились на старейший отечественный хрустальный завод — в стекольную столицу России, в город Гусь-Хрустальный.
Город в городе
У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова — наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся ее профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом.
Начинала у станка, потом получила специальность технолога — училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. Кажется, про секреты мастерства стеклоделия и историю «хрустального города в городе» она знает все. С легкой грустью вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.
Хрустальные боккалы , делают так !!!
— Да и сейчас есть чем похвастаться, — патриотично заявляет Галина Михайловна и ведет нас. в магазин.
Торговая точка при ГХЗ — небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах — изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут черно-белый графин и зеленые рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.
— Эта работа не может стоить дешево, — уверяет Власова. — Вы сейчас сами увидите, какой это тяжелый труд — на каждом этапе производства. Хотя я не удивляюсь реакции. Мы всех гостей-туристов приводим в магазин. Сначала говорят: «Ой, как дорого!» — а после экскурсии уже считают, что и недорого вовсе. Ведь практически каждое изделие — эксклюзив, ручная работа.
И специалисты у нас уникальные.
Один из таких уникальных специалистов — гравер Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».
На завод пришел подмастерьем — вырос в мастера. Азы гравировки осваивал под началом Владимира Анатольевича Митрофанова.
«Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравер нанесет тончайший рисунок и все — ручками-ручками.
По миллиметру Максим протравливает хрустальную поверхность оставленных пустыми линз-окон: скоро здесь вырастут деревья, на ветках угнездятся диковинные птицы.
Закладка — по «рецепту»
Переходы, лестницы, коридоры. И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты — работа архисложная, тяжелая.
На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса — основа будущих шедевров.
Как делают хрусталь. Производство хрусталя
Сварить хрусталь — как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца — закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».
Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. — Прим. авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придает именно свинец.
Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре — 1450 градусов, а придают форму — при 1200 градусах.
Жаростойкие выдувальщики
Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но все происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм, четко зная, кто и что должен делать в конкретный момент. Иначе нельзя: чуть зазеваешься — весь труд насмарку, да и зевать возле огнедышащих печей и горелок опасно.
Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла. В каждом движении — четкость.
На одном конце трубки — медовая капля, на другом — резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих легких. Вот и сейчас, на наших глазах, молодой крепкий мужчина — помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.
В новейшей истории завод сделал ставку на яркость — однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком — прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.
Сочетание цветов — самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он дает глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен — для красного, марганец — для фиолетового, медь — для зеленого. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.
Колпак сними, стакан охлади
После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортер). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая ее до 40-50 градусов.
Опытный выдувальщик Сергей Дубровин, работающий по соседству с основными силами бригады Гусева, при нас за несколько минут сотворил несколько цветных стаканов. Помощница перенесла их в лер, а оттуда они поступят для дальнейшей обработки.
Для начала стаканы избавят от колпаков — верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Все в порядке? Тогда милости просим — на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.
Глаз — алмаз
На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская или, как еще ее называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга.
Некоторые рожденные на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассеченные крестом. Они плотно покрывают гладкую хрустальную поверхность или, напротив, оставляют «воздух», давая нам возможность всмотреться в спокойную гладь элитного стекла.
На алмазном участке шумно — работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд — конвейер, на самом деле — индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший шестой разряд — любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!
Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передает ее мастеру.
Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок — подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, еще интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные — с учетом новых тенденций и спроса.
— С нашими художниками не заскучаешь, — смеется Михаил. — Всегда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник — сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодежи свое видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.
На алмазном участке мы, кстати, встретились с молодым талантливым художником — Светланой Березиной, лауреатом множества престижных выставок и конкурсов. Светлана — выпускница Петербургской художественно-промышленной академии. Родом из Челябинска, но вот уже несколько лет живет в Гусе, работает на заводе и создает поистине уникальные хрустальные композиции.
В своих произведениях Березина использует не только возможности огранки и цвета, но и. дары природы. Веточками, шишками или ракушками по замыслу художника обкладываются формы, в которые заливается огненный хрусталь. Под действием высокой температуры природный материал разрушается и прогорая остается контуром на внешней поверхности хрусталя. Шедевр!
Последний штрих
Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой — она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.
Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь-неудачник на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.
— Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, — говорит Ирина Николаевна. — Все знают, что гусевской хрусталь — это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.
Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.
Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве. Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.
Это просто праздник какой-то!
В образцовой — образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.
Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году завод передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.
Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлеченные темы. Здесь же — выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почетном месте — заказные сувениры для корпораций, федераций и випов.
Вот, например, большая составная ваза фиолетового цвета с алмазной гранью и портретом патриарха Алексия II. Поодаль — хрустальный символ «Яндекса», призы для музыкантов и артистов, победителей фестивалей и конкурсов. Отдельный стенд — для спортивных наград: боксерские перчатки, баскетбольные мячи и массивный кубок футбольных чемпионов России из стекла высшей пробы.
Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали тоже в Гусе.
Рассмотреть все экспонаты образцовой кладовой за раз невозможно. Щедрость алмазных граней, доведенных до совершенства, роспись, золочение, сочетание причудливых форм и ярких цветов. В каждой детали, в каждом изгибе застывшего хрустального кружева — мастерство. Побывать в образцовой Гусевского завода — это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь — это наше национальное достояние.
Источник: vedom.ru
Что такое «настоящий хрусталь» и чем он отличается от «штамповки»? Путаница в терминах, с которой многие сталкиваются
Довольно часто нахожу под публикациями комментарии, в которых читатели пренебрежительно и, я бы даже сказала, высокомерно пишут, что всё то, хрустальное, что они увидели на фотографиях с блошиных рынков не достойно их внимания, так как:
«Это не хрусталь! Это штамповка!»
Стало интересно, чем же отличается «правильный» или «настоящий» хрусталь от «неправильного» (штамповки) и так ли жизненно важно обладать исключительно первым видом.
Любовь нашего народа к хрустальным изделиям имеет глубокие корни. В эпоху СССР, он считался признаком достатка и роскоши. Первая ассоциация, которая возникает у многих советских людей при словосочетании «настоящий хрусталь» — это богемский.
Такой хрусталь отличался высоким качеством материала, а также изяществом исполнения. Однако, даже богемский хрусталь бывает как ручной работы, так и штампованным (или еще называют прессованным или конвейерным)!
Сегодня хрусталь несколько вышел из моды, особенно досталось именно советскому хрусталю, то есть произведённому на наших отечественных предприятиях, который пренебрежительно и называют штамповкой.
Массовое производство, когда многие могли себе позволить хрустальную «роскошь», привело к тому, что хрусталь потерял статус роскоши.
Более того, появился странный миф, что изделия, полученные при массовом производстве и хуже, и непрозрачные, и не хрусталь вовсе.
Хотя, если уж строго судить, то на самом деле «хрусталь» – это просто разновидность обычного стекла. Но всё дело в «добавках»: стоило добавить в стекло свинец и вуаля – получилась «магическая» структура, позволяющая изготавливать невероятно красивые вещи.
Стоит отметить, что любой производитель хрустальных изделий придерживается одного негласного правила – покрыть все потребности рынка, удовлетворить любые вкусы и любые возможности аудитории.
Поэтому даже такие знаменитые производители хрустальной красоты, как, например, еще одна уважаемая в СССР мануфактура — чешская фирма Moser, расположенная в Карловых Варах и более 160 лет поражающая нас прекрасными изделиями, не гнушается производить и предлагать к продаже штамповку – изделия конвейерного типа!
Массовое «конвейерное» производство хрустальных изделий, конечно, предполагает невысокую художественную ценность, брак и не самое высокое качество производства. Тем не менее, от этого такие изделия не становятся нехрустальными.
Бесспорно, что все изделия, изготовленные таким способом, не имеют никаких отличий – «одинаковы с лица». Но, вероятно, это единственный недостаток таких хрустальных изделий.
Да, они не уникальны по виду, но зато они доступны каждому, ведь конвейер привел к удешевлению производства!
Отличить качественно исполненный прессованный (штампованный/конвейерный) хрусталь от хрусталя, подвергшегося ручной обработке, может, пожалуй, только специалист.
Обыватели в первую очередь могут ориентироваться на цену: для конвейерной вещи она в 5-10 ниже, чем у Hand Made. Ну и стоит искать этикетку с соответствующей надписью.
Одна из читательниц канала любезно поделилась своим мнением, подтвердив всё выше сказанное:
. Я в молодости работала на хрустале — наносила рисунок на вазы. Весь хрусталь с одной печки. Просто один штампованный, а другой тоже штампованный, но по граням обработанный на станке особыми шлифовальными кругами — рабочий прорезает рисунок на вазе — звездочки, камешки, сеточки. Потом отрисованный хрусталь поступает на обработку плавиковой кислотой.
И матовый рисунок становится прозрачным и блестящим.
Иными словами: один включает ручную (полуручную) работу, а другой — нет. Но блеск и зависит от этой ручной проработки-нарезки. Плоские грани с острыми ребрами и вершинами и дает качественное отражение света — и, как следствие, игру.
Отрывок из комментария Людмилы Д.
Не бывает «правильного» и «неправильного» хрусталя. Просто существуют разные технологии обработки этого материала (ручной и штамповка), оба из которых в равной степени используются на всех хрустальных производствах мира.
Изделия, получаемые в результате, обоих видов технологии являются хрусталем, ведь именно так называется стекло, которое содержит в себе примесь свинца в количестве от 6 до 36 % (мировой стандарт — 24 %).
Поэтому говорить «Это не хрусталь, а штамповка» точно также не корректно, как сравнивать длинное и холодное.
Источник: dzen.ru
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Как производят хрусталь aslan wrote in kak_eto_sdelano June 9th, 2022
Хрусталь — это особый вид стекла, содержащий оксид свинца, который еще называется сурик. Именно сурик делает стекло хрусталем, придает ему сверкание и блеск в гранях бокалов, ваз, другой посуде и в произведениях искусства. Также оксид свинца снижает его рабочую температуру и вязкость и придает стеклу лучшие оптические свойства. К тому же при изготовлении хрусталя образуется меньше пузырьков чем в обычном стекле, что позволяет стеклодувам делать более прозрачные предметы.
Хрустальная посуда издает более тонкий звон в отличие от обычной стеклянной, а также чаще используется при изготовлении цветных эмалей и глазури.
В зависимости от характеристик требуемых от хрусталя в него также добавляют оксид бария, который увеличивает показатель преломления, и другие оксиды для придания хрусталю различного цвета.
Для того, чтобы узнать, как производят хрусталь я отправился в Брянскую область, в город Дятьково. Здесь находится Дятьковский Хрустальный завод, имеющий длинную историю, которая началась в конце 18 века.
В 2013 году завод был на грани банкротства, но дятьковский предприниматель Сергей Авдеев выкупил то, что осталось, и начал возрождать производство. В этом ему немного помогло и государство – в 2016 году он смог получить льготный заём от Фонда развития промышленности в размере почти 108 миллионов рублей. Кстати, заём уже погашен с процентами.
Наша экскурсия начинается в этом помещении, где в миксере-мешалке готовят смесь для хрусталя. Основные ингредиенты это сода, очищенный кварцевый песок, поташ и сурик. Такая смесь называется шихта. В зависимости от требуемых характеристик будущего хрусталя также добавляется борная кислота и различные оксиды.
Перед отправкой шихты в печь следует лабораторный анализ на проверку пропорций смеси и исследование компонентов на посторонние примеси. Затем готовую шихту загружают в такой чан, поднимают его краном и засыпают в печь, которая раскалена до 1500 градусов.
Перейдем в основной цех, где стеклодувы выдувают хрусталь. На этом участке делают бокалы. Происходит это так: мастер набирает стекломассу в печи, затем формирует заготовку, выдувая изделие нужной формы, поддерживая форму деревянной дощечкой и щипцами. Затем на заготовку наматывает ещё стекломассу, делает основу для изделия и придает основе нужную форму с помощью деревянной ложки, которую время от времени окунает в воду.
Обратите внимание, что стеклодув не выдувает изделие ртом, для таких небольших предметов используется резиновая помпа, которая находится на конце стального инструмента.
Тем, кому интересно посмотреть видео, советую посмотреть ролик в котором есть подробности, которых нет в этом посте
При этом процессе нужно постоянно вращать инструмент для равномерного распределения стекломассы, и для того, чтобы масса, которая уже остыла до 800 градусов не стекла вниз.
Затем дутую массу помещают в такую форму, которая также вращается и помогает остудить будущий бокал еще быстрее. Изделие почти готово, чуть позже я покажу его дальнейший путь.
Форма после этой процедуры охлаждается водой, и очищается от возможных следов предыдущего изделия.
Теперь посмотрим как делают вазы. Это более трудоемкий процесс. Мастер также набирает стекломассу из печи в несколько заходов. Выдувает заготовку используя мощные легкие и ложку больших размеров.
Инструмент также нужно вращать без перерыва и время от времени охлаждать, потому что жар стекломассы раскаливает металл. Стеклодув еще раз набирает массу из печи на заготовку и она становится настолько тяжелой, что тут требуется помощь второго мастера. Раскаленный хрусталь формуют мокрой дощечкой и ложкой.
Затем помещают в такую форму. Щипцами утончается место, где будет отверстие вазы.
Заготовка вынимается из формы и вместе с инструментом помещается на стол, где при помощи такого приспособления продолжает вращаться, чтобы не потерять форму в процессе охлаждения. Это длится не долго, скоро она попадет в печь отжига.
Это печь для отжига, который позволяет снять внутренние напряжения хрусталя за счет последовательного и контролируемого нагрева и охлаждения. Продвигаясь внутри печи заготовки остужают с постепенным понижением температуры до комнатной. От помещения хрусталя в печь отжига и до осмотра контролера ОТК на предмет брака проходит несколько часов.
По пути из горячего цеха в цех первичной обработки находятся заготовки ваз. Да, эти все шары скоро станут гранеными вазами.
После полного охлаждения контролер отдела технического контроля проверяет заготовки на брак. В изделиях не должно быть пузырьков воздуха, микроточек, трещин и прочих дефектов.
На этом этапе остывшие заготовки бокалов лишаются своих крышек, за которые их держали во время выдувания.
Мастер делает круговой надрез заготовки закрепленным на столе стеклорезом и помещает ее на вращающуюся подставку, над которой горит огонь из горелки.
Огонь раскаляет линию надреза, и место соединения крышки и бокала трескается. Лишнее убирается в тележку и заготовка бокала опять попадает на линию контроля.
Кстати, давайте посмотрим куда девается срезанный верх.
Работник завода отвозит их в соседний цех и выгружает в машину, которая перемалывает хрусталь в бой. Так он выглядит после измельчения. Позже он попадет обратно в печь в добавление к шихте, чтобы ещё раз попробовать стать вазой, бокалом или фужером.
Здесь можно видеть деревянные формы, которые использовались для штучных заказов на фабрике. Такие формы по сути одноразовые, в отличие от тех, что находятся в цеху.
Вернемся обратно в цех обработки. Острые кромки хрустальных заготовок, которые образовалась после срезки лишнего, и дно шлифуют и полируют на нескольких обдирочных кругах.
После чего опять следует контроль качества и упаковка изделий для отправки на следующий этап.
В следующем цеху обработки заготовки обретают те самые грани, на которых будет играть свет. Мастера размечают маркером рисунок огранки на гладкой заготовке, после чего инструментом вырезаются грани, или особый рисунок.
Для того, чтобы убрать матовый оттенок на местах выреза граней, хрусталь необходимо обработать едкими кислотами. Изделия помещают в такие кассеты, а их ставят в барабаны, которые поочередно опускают в ванны с серной и фтОристоводородной кислотой.
Как мне сказали специалисты при этом процессе выделяется едкий пар, который может испортить линзы на объективе, сделать их матовыми. Уже были прецеденты при съемках для телеканалов, потому в этот раз в ваннах только вода, чтобы показать как происходит этот процесс.
В реальности после обработки кислотами изделия промываются в ванне с обычной водой, после чего хрусталь просушивают, опять проверяют на контроле качества и упаковывают.
После завода я посетил музей хрусталя в котором были интересные образцы хрустальной посуды произведенные в разные годы существования производства от 19 века до наших дней. В музее хранятся копии предметов сделанные местными стеклодувами.
Хрустальный бензовоз для Юкоса
Это графины, вот такие необычные, красивые
А этот графин 19 века уникален тем, что у него сбоку отверстие с ёмкостью, в которую клали лёд для охлаждения жидкости налитой в графин.
В магазине, который расположен рядом с заводом можно увидеть весь ассортимент продукции, произведенный местными стеклодувами. От хрустальных тарелок, ваз и прочей посуды, до икон, пистолетов, и различных сувениров.
А в торговом центре около 4000 настоящих хрустальных плафонов в люстрах.
В местном храме также располагается единственный в мире хрустальный иконостас.
Теперь и вы знаете, как делают хрусталь.
Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке — Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!
Источник: kak-eto-sdelano.livejournal.com