Что такое камея ювелирное изделие

Ювелирное украшение камея имеет вековую историю. И сегодня это великолепное изделие должно быть у каждой женщины. Теперь украшения стали использоваться и в легкой промышленности, в том числе и камея. Шапки со вставками ювелирного изделия стали безумно популярными.

История изделия

Камеи как элемент украшения появились еще в Древнем Риме, а также в Греции. Их носили только знатные дамы, чем подчеркивали свой статус. Купить такое украшение, как камея, можно было на рынках. Но самые красивые броши привозили прямо к порогу дома модницам именитые ювелиры.

По своему понятию, камея – это маленький портрет, который вырезан из натурального камня в мельчайших подробностях. Как правило, для камеи используются женские профили, сама подвеска изготовлена в форме овала. Очень часто на таких брошах или подвесках можно встретить силуэты исторических личностей, а некоторые даже заказывали свои портреты.

Довольно часто изображались и животные, такие как тигры или львы. Также используются определенные сюжеты из мифологии, как следствие — получается очень интересная камея. Ювелирные изделия всегда были в моде, поэтому и сегодня она очень популярна.

Стоит ли приобретать дорогую камею ?

Прогресс камеи как ювелирного изделия

Безусловно, сегодня мы встречаем множество украшений, стилей одежды, которые были популярны ранее. К примеру, греческие платья, которые являются самыми популярными ныне среди свадебных нарядов. Поэтому камея – это не исключение, а только подтверждение наших слов.

Камея это

Если до нашей эры для изготовления камеи использовали перламутр в качестве фона, то сегодня его заменили другие драгоценные или полудрагоценные камни. Сам портрет, который вырезан на фоне, сделан из другого вида камня. Он, как правило, имеет контрастный оттенок. Поскольку именно многослойность портрета является ключевым моментом при создании украшения.

Такой процесс производства можно охарактеризовать как ювелирный. Камея всегда выполняется вручную, без использования машин.

Разновидности изделия

Многие привыкли, что камея – это, прежде всего, брошь или подвеска. Но мир не стоит на месте, поэтому сегодня можно встретить серьги, часы, обручи, шкатулки и многое другое с использованием камеи. Хочется отметить, что, несмотря на габариты, все эти украшения выглядят просто потрясающе. Сейчас эти изделия выполняют из таких камней, как яшма, агат, оникс, змеевик.

Все они имеют характерный рисунок, который никак нельзя подделать. На таких камнях всегда можно увидеть изумительные линии, которые сотворила сама природа. Согласитесь, в мире нет ничего прекраснее того, что сделано природой, а не человеком.

Камея ювелирные изделия

Говоря о том, что сегодня вырезают на основе камня, можно просто потеряться в разновидностях такого украшения, как камея. Ювелирные изделия поражают своей красотой и необычностью. Используются не только портреты, но и виды замков, парков, натюрморты, букеты, исторические моменты и многое другое. Каждый человек может выбрать себе то украшение, которое ему больше всего подходит по принципу и темпу жизни, а также по состоянию души.

Что такое КАМЕЯ, и почему вернулась МОДА на эти ювелирные украшения

Камея как аксессуар одежды

Говоря про польский текстиль, первое, что приходит на ум – это популярная фабрика «Камея», продукция которой известна по всему миру. Головные уборы, которые изготавливает фабрика, помимо тепла и комфорта, дарят женщине красоту и несут с собой уникальный стиль. Такие шапки продаются не только в Польше, но и за ее пределами, поскольку производство фабрики известно по всему миру. Девиз фабрики звучит очень просто: «»Камея» – шапки, которые будут модными всегда».

Камея шапки

Шляпки упомянутой фабрики внешне напоминают данное ювелирное украшение, имеют овальную форму и очень часто дополняются брошью. Такие головные уборы сегодня можно встретить на многочисленных показах мод. Дизайнеры в своих зимних коллекциях используют продукцию именно фабрики «Камея», поскольку она всегда на пике моды и постоянно пополняет рынок новыми и эксклюзивными товарами. Приобрести такие головные уборы может абсолютно любой желающий благодаря Интернету. Поскольку фирма имеет свой официальный сайт и всегда доставляет клиентам выбранный ими товар.

Популярность камеи

Как уже говорилось ранее, своими корнями камея уходит в Древний Рим и Грецию. В этих странах брошь все так же популярна. Но и у нас камея – это один из самых покупаемых товаров среди ювелирных изделий. Ее внешний вид настолько изысканный, что по своему стилю камея подходит абсолютно для любого государства.

Читайте также:
Как открыть крышку хлопушку на наручных часах

В России на ней вырезают портреты царей, художников и других деятелей искусства. Также довольно часто можно встретить камею с видом дворцов и замков из самых красивых уголков страны.

Ювелирный камея

Наверное, во многих семьях можно встретить тенденцию так называемого наследования камеи. Считается, что такое дивное украшение должно переходить от матери к дочери. Откровенно говоря, такая традиция прекрасна. Многие магазины сегодня предлагают наряду со своими товарами и такую прекрасную подвеску или брошь, как камея.

Отзывы покупателей всегда только положительные, поскольку носить такое украшение – это настоящее удовольствие для каждой женщины. При этом ее возраст совершенно не имеет значения.

Источник: fb.ru

Камея — классика ювелирного искусства!

Камея

Камеи — классика ювелирного искусства. Изысканность и волшебство нежного профиля на камее приковывает взгляд. Больше всего мы знаем о камее, как о броши, но камеи вправляют и в кольца, кулоны, серьги, придавая неповторимую оригинальность изделию, и его хозяйке. Удивительные по своей красоте камеи, всегда кажутся какими-то отстраненными от всех прочих ювелирных изделий своей изысканностью.

Дуновенье моды не трогает камеи уже несколько тысячелетий. Принадлежность к классике не подвергается сомнению.

История возникновения камеи

Античная камея – эти два слова стали символом утонченной красоты. Ими часто характеризуют произведения искусства, в которых подчеркивается отточенность форм, или оценивают красоту человека, образно раскрывая соразмерную миниатюрность и тонкое изящество. Античные камеи достойны быть такого рода эталоном: они рождены классическим искусством древности, которое опоэтизировало и объявило эстетически прекрасным все лучшее, все достойное идеала гармоничного и совершенного Человека.

Камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе (в отличие от инталий – камней с углубленным изображением, с незапамятных времен, служивших печатями). Происхождение термина «камея» неясно. Вероятнее всего, появившееся в XIII в. во французском языке слово camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον – драгоценность, – было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.

Мастера древней глиптики – искусства резьбы по камню – уже в IV тысячелетии до н.э., наряду с печатями-инталиями, вырезали в рельефе на одноцветных минералах жуков-скарабеев, львов, сфинксов. Но только в конце IV – начале III в. до н.э. появляются собственно камеи – рельефные многоцветные геммы, исполнявшиеся чаще всего на особой разновидности многослойного агата – сардониксе.

Полихромность была тем новым, что отличало этот вид резных камней от традиционных гемм. Используя различную окраску слоев сардоникса, мастера достигали чисто живописных колористических эффектов. Рельеф камей подчеркивался игрой ярких тонов и их нюансов: от черного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого. Варьируя толщину белого слоя агата так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер мог добиться иллюзии светотеневой моделировки. Резчики камей выбирали или индийский сардоникс, удачно сочетающий белый и желтый цвета с теплыми красновато-коричневыми, или арабский, в котором преобладали холодные сине-черные и голубоватые оттенки.

Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние из известных нам, самые прославленные геммы древности: большие камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящиеся ныне в Петербурге и Вене, знаменитая «чаша Фарнезе» в Неаполе, «кубок Птолемея» в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.

После походов Александра Македонского новые, яркие, многоцветные минералы, широким потоком хлынувшие с Востока, вызвали к жизни и новый вид гемм. Если скромные инталии использовались как печати, то камеи чаще всего были предметами роскоши. Полихромные геммы из дорогих восточных минералов вставлялись в перстни, венцы, диадемы. Они украшали одежды царей, жрецов и знати.

Резными камнями стали отделывать дорогую утварь, ларцы, мебель, музыкальные инструменты. Особенно славились сосуды из хрусталя, халцедона или оникса с рельефными изображениями, искусно вырезанными по тулову.

Читайте также:
Как носить пенсне

Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных монархов и знати, поражают тонким художественным вкусом. В них соединилась красочность экзотических восточных минералов с высоким гением Эллады.
Эллинистические цари покровительствовали мастерам глиптики. У Александра Македонского был особый придворный резчик Пирготель. Только ему разрешалось создавать портреты своего владыки. Большой известностью пользовалась коллекция резных камней – дактилиотека, – собранная царем Митридатом Евпатором.

Искусство резьбы камей требовало от художника необычайного мастерства и терпения. Почти каждая древняя камея – пример поистине самоотверженной, фанатичной любви к прекрасному. Для вырезания камей использовалось то же несложное оборудование, что и для изготовления печатей-инталий.

Смычок, а позже – колесо с приводным ремнем заставляли быстро вращаться резцы различной конфигурации. Агат, как и большинство минералов, употреблявшихся в глиптике, тверже металла, поэтому камень резали не непосредственно металлическим резцом, а с помощью абразивов – «наксосского камня», порошка корунда, алмазной пыли. Изображение рождалось медленно.

Мастер был вынужден работать почти вслепую, так как порошок абразива, смешанный с маслом или водой, полностью закрывал рисунок. Месяцы, а то и годы упорного труда тратил резчик на создание одной камеи. Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора.

Помимо твердости камня, существовала еще одна техническая сложность. Надо было заранее рассчитать чередование слоев агата, которые не всегда идут параллельно, а нередко меняют толщину и капризно изгибаются. Неудачный расчет приводил к тому, что не совпадавшие с рисунком пятна цвета разрушали силуэт изображения вместо того, чтобы его подчеркивать. В лучших камеях эти трудности преодолены с таким виртуозным мастерством, что материал кажется мягким и пластично послушным резцу художника, а слои агата как будто самой природой расположены так, чтобы подчеркнуть темным фоном светлый силуэт и белизну профиля или каштановыми кудрями увенчать лоб цвета слоновой кости.

Полихромность камей определила их особую роль среди других памятников прикладного искусства. Резчики могли воспроизводить в камне многие картины античных художников. В дактилиотеках собирателей гемм камеи составляли своеобразные галереи миниатюрных репродукций живописи.

Наряду с помпейскими фресками, именно копии картин, сохранившиеся на камеях, оказываются незаменимыми при реконструкции утраченных навсегда станковых работ древних живописцев. Необычайная прочность материала обеспечила долговечность камей. Давно лежат в руинах античные храмы, многие шедевры пластики сохранились лишь в отдельных фрагментах, а картины греческих живописцев исчезли без следа. Но древние геммы предстают перед нами в такой удивительной сохранности, будто они только что вышли из-под резца мастера.

Коллекция античных камей Эрмитажа может выдержать сравнение с самыми прославленными собраниями Европы и Америки, уступая разве что венскому и парижскому. Первые геммы для Эрмитажа были приобретены Екатериной II в 1764 г. (собрание Л. Наттера). Но апогея это увлечение достигло в конце XVIII в. На берега Невы были переправлены коллекции де Бретейля, Байрса, Слейда, Менгса (1780-1782 гг.), лорда Беверлея (1786 г.), герцога Луи-Филиппа Орлеанского (1787 г.), герцога Сен-Мориса, директора Дрезденской Академии художеств Ж.-Б. Казановы (1792 г.). «Камейной болезнью» называет Екатерина охватившую ее в эти годы страсть к коллекционированию.

В письме к французскому просветителю Гримму она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова«. Доступ к коллекции «антиков», как называли геммы в те годы, считался особой милостью. «Ее видели не более пяти или шести человек«, – сообщает Екатерина Гримму.

К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи«.

В коллекции Эрмитажа хранятся памятники, относящиеся ко всем периодам развития этого искусства.

Знаменитые камеи

1. Камея «Гонзага» (парный портрет Птолемея Филадельфа и Арсинои II; другое название – камея Мальмезон) относится к III веку до н. э. Сегодня эта камея находится в сокровищнице Эрмитажа.
Знаменитая камея из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Названа в честь первого известного владельца — маркиза Франческо II Гонзага, ренессансного мецената, правителя итальянского города Мантуи.

Читайте также:
Какая вода в жемчуге

2. Камея «Тиберия» или «Большая камея Франции» вырезана в пятислойном сардониксе (Париж, Кабинет медалей). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.

3. Камея «Александр Македонский». Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н. э. в устье Нила Александром Македонским.

4. Камея на ониксе, принадлежащая семье Медичи.

5. Камея изображающая Юлию, дочь Тита. IХ век, Инталия.

6. Гемма «Птолемей II». Камея с изображением императора Августа. IХ-XII вв. Двухслойный оникс.

Хранится в Парижском кабинете медалей.

7. Камея. Портрет императора Августа. ХVI век. Хранится в Британском музее.

8. Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла.

9. «Наказание Тита«. Горный хрусталь. ХVI век, Инталия.

10. Камея I века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.

Камея — это не просто изысканный ювелирный аксессуар. Камея — это украшение, соединяющее века. Иначе, почему мы так заворожено, затаив дыхание, заглядываемся на эти «изящные безделушки», эти резные камни, и нам, по большому счету, все равно, кто сотворил это чудо — неизвестный александрийский мастер, живший две тысячи лет назад, или современный ювелир, живущий среди нас.

Источник: www.style-bay.com

Что такое камея ювелирное изделие

Брошь, XVIII-XIX век. Агат, бриллианты, золото.

Первые упоминания о камеях относятся к древней Греции: третий век до нашей эры. Несколько столетий камеи были популярны среди греков и римлян. Материалом чаще служили оникс и агат — слои разных цветов изображали героев, правителей, мифические сцены.

Камея сама по себе является ювелирным изделием, чаще всего выполненное на морской раковине. Однако в ход идут не только морские раковины, но и драгоценные камни, такие как аметисты и изумруды. В период с 1800-х по 1860-е были популярны украшения, полностью сделанные из кораллов. То же касалось и камей.
Наполеон испытывал страсть к камеям, со времен итальянской кампании 1796 года. Интерес подогрели раскопки Геркуланума и Помпей. Французские ювелиры, узнав об этом, одну из тиар для коронации украсили камеями — так началось повальное увлечение ими в Европе. На вершину моды взобрался неоклассицизм. Камеями украшали колье, гребни, кольца, браслеты, тиары.

Особенно ценились древние камеи и инталии с классическими сюжетами. В Париже Наполеон покровительствовал школе глиптики. Интересно, что этому стилю пытались подражать современные ювелиры (с лазерными резцами), но оказалось, сделанное вручную, имеет свою неуловимую прелесть.
В 1802 году писком французской моды стали римские ожерелья — агатовые или сердоликовые камеи, соединенные между собой неширокими цепочками.

Тиара периода с 1800-х по 1820-е. Материал — коралл.

О происхождении слова «камея» имеются различные теории. Считают, что слово происходит от персидского chumahäu, или от латинского camahatus, или от итальянского chama (морская раковина), для камей на морских раковинах, но есть и другая теория. Некоторые полагают, что название «камея» появилось в XIII веке во французском языке как camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον — драгоценность, и было принесено с византийского Востока крестоносцами.

В любом случае — суть от этого не меняется.

Малахитовая парюра королевы Дезире.

Она создана в 1820-е года в парижской ювелирной мастерской Simon Petiteau. Первая ее хозяйка — Дезире Клари, супруга первого короля Швеции и Норвегии из рода Бернадоттов.

Затейливый орнамент из разноцветного золота окружает резные камеи из малахита на классические сюжеты, сделанные великим датским скульптором Бертелем Торвальдсеном. Набор состоит из из диадемы, ожерелья, большой брошки, пары сережек (одна из которых повреждена, утеряна большая подвеска) и двух браслетов.

Камеи довольно быстро завоевали себе место в светской культуре России: одновременно с первыми приобретениями древнегреческих и древнеримских статуй еще в петровское время началось коллекционирование резных камней. Особенно больших масштабов достигло увлечение глиптикой в царствование Екатерины II, которая даже называла свою страсть «камейной болезнью». Специальные агенты скупали для нее буквально все, что появлялось на художественном рынке, а знаменитые европейские резчики выполняли заказы российской императрицы.

Читайте также:
Какой ты камень

Кроме приобретений античных камей и заказов западноевропейским мастерам Петр I и его преемники были озабочены созданием камейного производства непосредственно в России. Еще при Петре I в Академии наук, а потом – в Академии художеств воспитывались отечественные кадры резчиков по твердому камню.

В изготовление камей были вовлечены мастера всех трех камнерезных фабрик, основанных в XVIII веке в России, но как самостоятельная отрасль производства искусство резьбы камей культивировалось только на Екатеринбургской гранильной фабрике.

В 1781 году уральской Экспедиции мраморной ломки и прииска цветных камней Высочайшим повелением Екатерины II было предписано «достать таких слоистых агатов и других каменьев. коих бы слои состояли из разных цветов параллельных и могли б служить для вырезывания изображений наподобие оставшихся нам от древних, которые обыкновенно камеями называют». В начале 1890-х гг. требовались двух- и трехслойные камни с указанием, «чтоб каждой слой был особого цвету, и ежели можно, то один из оных прозрачной» или «чтоб слои состояли из белого молочного и из другого какого-либо, отличающегося от первого цвета, но только чтоб белый был непрозрачен, без трещин и не грязен. но ежели таковых камней отыскать будет не можно, то к сему годиться могут яшмы полосатые, состоящие из тельных и кофейных полос, но чтоб тельная полоса была. без примеси пятен». Камни, отвечающие условиям, надлежало «обточив в эллипс, фигурно ошлифовав и выполировав» по присланным рисункам и бумажным шаблонам доставить в Петербург, «уведомив о цене за них и за провоз». Каждый кусок подходящего для камей камня был на учете.

К 1780-м годам на Екатеринбургской гранильной фабрике было полностью освоено изготовление изделий из местных твердых пород камня; мастера имели необходимый опыт и соответствующее техническое оборудование. Природные ресурсы Урала предоставляли широкий выбор камней для резьбы камей: в первую очередь это были яшмы, слоистая структура которых позволяла оперировать несколькими, часто контрастными цветами, в пределах одного куска камня, что и требовалось для изготовления камеи. Кроме того, на фабрику специально привозили ониксы и агаты.

В 1787 году Ивану Патрушеву, после изготовления под его руководством первых ваз из твердого камня было «препоручено делание разных редких вещей для Высочайшего двора». Будучи старшим мастером фабрики Патрушев начал готовить «по камню резного дела учеников». В 1790-х гг. при фабрике возник «класс резного художества» в котором «резные печатки и антики по рисункам и образцам делали».

Части парюры великой княжны Александры Павловны. Россия, 1795 г. Золото, серебро, бриллианты, папье-маше,
стекло. Собрание Эрмитажа.

В документах Екатеринбургской гранильной фабрики первое упоминание о камеях относится к 1797 году: там говорится о трех антиках белого мрамора, наклеенных на шиферные пластинки, и двух, вырезанных из орской яшмы.

17 мая 1802 года А.С. Строганов, президент Академии художеств, в ведении которого были и камнерезные заводы, обратился к Экспедиции с предложением: «На Петергофской Гранильной фабрике настоит надобность в людях, имеющих познание резать с антиков, а как при Екатеринбургской Гранильной фабрике таковые имеющие хорошее начало числятся, предлагаю. отобрать желание не хотят ли служить по сему художеству в Петергофе».

Строганов просил «отобрать двоих из тех, кои в Петергоф желание свое объявят», троих же оставить, и не только «к художеству сему назначить, но и обучать далее». Кроме того, «чтоб искусство сие продолжалось большим успехом» Строганов велел направить в Екатеринбург для руководства классом резного художества И.А. Штейнфельда, который занимался вырезанием из камня печатей. Уже в августе Строганову были отправлены две большие партии «печаток с отпечатанными на сургуче слепками».

В первые годы XIX века из Академии художеств на Екатеринбургский завод было прислано большое количество рисунков и гипсовых отливок с античных и западноевропейских камей, чтобы мастера по этим образцам изготовляли свои произведения. Образцы происходили из имевшейся в Академии, составленной, описанной и тиражированной в Дрездене Ф.Д. Липпертом коллекции слепков античных гемм. Уже весной 1803 года в рапорте Штейнфельда фигурируют «пять камей, вырезанных пятью учениками». Убедившись в положительных результатах Строганов распорядился «учеников, которые по классу резного художества упражняются, впредь освободить от грубых работ», но разрешил задействовать их для изготовления ваз.

Читайте также:
Каким пламенем горит магний

После смерти Строганова в 1811 году Екатеринбургская гранильная фабрика переходит из ведения Академии художеств под начало Кабинета Е.И.В. Оживление камейного производства началось в середине 1810-х гг., что было вызвано вновь вспыхнувшей модой на камеи. (Осенью 1814 года Жозефина Богарне подарила Александру I знаменитую камею Гонзага, в благодарность за проявленное к ней великодушие).

Начиная с 1816 года отсылки камей из Екатеринбурга в столицу приобретают регулярный характер, готовые изделия отправлялись в Петербург по счету, без названий и сопроводительных списков. Почти все слепки, присланные Академией художеств еще при Строганове были использованы, причем – не единожды, поэтому в 1818 году на фабрику были присланы новые образцы вместе с сопроводительным каталогом. Новые образцы происходили из рукописного пятичастного Описания хранящейся в Эрмитаже Всеевропейской коллекции слепков с резных камней, созданной в конце XVIII века по заказу Екатерины II в Лондоне Джеймсом Тасси. По сравнению с коллекцией Липперта, коллекция Тасси включала гораздо больше слепков с соверменных ему западноевропейских камей.

Камеи, присланные с Екатеринбургского завода в Петербург в 1820 году были сделаны уже по новым образцам, на задней стороне они помечались черной краской номерками, соответствующими нумерации каталога коллекции Тасси. В Росписи антиков, отправленных в Петербург в 1826 году Штейнфельд впервые указал имена создателей камей: А. Панов, А.Пивоваров, С. Одинцов, И. Гагарин, вырезавший на яшмах «Клеопатру» и «Венеру», А. Уваров, Д.Петровский, использовавший в качестве абразива привозной алмазный порошок, а потому выполнявший камеи, отличавшиеся чистотой отделки.

После смерти И.А. Штейнфельда в 1828 году руководство «камейным делом» на Екатеринбургской фабрике перешло к исполняющему обязанности главного мастера и командира фабрики Я.В. Коковину. Несмотря на разноплановую деятельность Коковина по переустройству фабрики, открытию новых месторождений и проч., камеи продолжали производиться в больших количествах.

В 1833-34 гг. из-за вызванного засухой обмеления фабричного пруда были остановлены машины, а мастеров пришлось приставить на изготовление ваз в технике «русской мозаики» и на резьбу камей. Поставки камей в Петербург в эти годы достигли невиданных размеров – до 30-40 штук в год.

Следствием бурного камейного производства стало вновь участившееся повторение одних и тех же образцов, что приводило к некоторому однообразию.

Чтобы этого избежать в 1835 году на фабрику из Эрмитажа была прислана «книга с 48 антическими слепками». Слепки с резных камней выпускались тогда несколькими римскими ателье в расчете на туристский спрос – это были, главным образом, воспроизведения гемм, в которых крупные мастера глиптики XIX века изображали прославленные памятники античной скульптуры (Лаокоон, Дискобол, Аполлон Бельведерский и проч.) Если в обучении уральских мастеров при Штейнфельде преобладал рисунок и камеи их были несколько суховаты, то при Коковине, который больший акцент в обучении делал на лепке, в изделиях появляется большая пластическая свобода.

В 1835 году за подозрения в злоупотреблении служебным положением Коковин был отстранен от должности. В 1839 году должность помощника командира фабрики «по искусственной части» занял А.И. Лютин. Имея право создавать собственные рисунки для камейных изделий на «свободную продажу», он делал их в большом количестве и разнообразном репертуаре.

Однако – это были рисунки не для камей, а для других видов «малой» камнерезной продукции. Это были пасхальные яйца, чашечки, чернильницы, пресс-папье и проч. Подобные вещи, в отличие от камей, пользовались широким спросом. Камейное дело существовало как бы по инерции, новых сюжетов из Петербурга не присылали, партии изготовленных камей становились все малочисленнее.

С 1840-года в камейном производстве углубилось разделение труда: процесс создания камеи распадается теперь не только на главные и вспомогательные работы, но и на отдельные операции. Число авторов одной камеи доходит до четырех. Камеи продолжали резать в Екатеринбурге еще некоторое время, но потом, ввиду отсутствия спроса, производство их совсем прекратилось.

  • Current Mood: peaceful

Источник: elyse-lisette.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...