Что такое касты для драгоценных камней
Прежде всего, мастеру необходимо подобрать нужные камни соответственно индивидуальному заказу на изготовление ювелирного изделия: драгоценные, полудрагоценные, поделочные или их имитаторы — искусственные двойники (заменители), имитирующие природные драгоценности. Цвет, структура, твердость, излом, теплопроводность, химические свойства данного камня определяют тип его огранки, способ закрепления и вид оправы, а также выбор сплава, соответствующего свойствам камня и даже самой конфигурации изделия в целом.
Мастер должен обладать навыками и такой ювелирной профессии, как закрепщик, которая существует на специализированных предприятиях. В индивидуальном производстве он еще и монтировщик, поскольку выполняет и другие монтажные приемы и операции.
Закрепки для камней и их назначение
Закрепление камня на украшении — завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены — от этого зависит товарное качество изделия.
Как делается крапановый каст. Золотая подвеска с драгоценными камнями.
Кроме сверлильных, режущих, измерительных инструментов, имеющихся в ювелирной мастерской, для закрепления каменей ювелиру нужно иметь специальные инструменты: для обкатки и обжатия металла — давчик, обжимки для закрепления круглых камней, пуансоны со сферической полостью (корневертки), для корнеровой закрепки, дрюке-
Операция закрепления камней выполняется на выдвижном выступе верстака (финагели).
Важно для данного камня подобрать соответствующий вид оправы и тип закрепки.
Основные виды закрепок: ободковая, крапановая, глухая, корнеровая; для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ: каре, фаденовая, тиктовая, кармезиновая. Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пластмассы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).
Ободковая закрепка применяется для закрепления прозрачных камней; изготавливается из ленточки сплава и по периметру повторяет форму камня, который лежит в ней на опорном пояске, расположенном на внутренней стороне оправы;
укрепление камня осуществляется обжатием металла вокруг камня, который таким образом просвечивается и сверху и снизу, красоту и освещенность усилит вырезанный в полоске зепления узор. Фиксация камня ободком надежна.
Крапановая закрепка предназначена для закрепки драгоценных, полудрагоценных и цветных камней-имитаторов. разновидность ободковых оправ, в которой над кромкой ободка возвышаются вертикальные лапки (крапаны), они удерживают камень и позволяют показать всю его красоту. Количество, высота и форма крапанов определяются свойствами и геометрическими параметрами камня. После тщательного прижатия крапанов к поверхности камня их опиливают, придавая держащим лапкам задуманную форму:
Цюмбиков, лепестков и т.д.
Глухая закрепка (глухой каст в виде металлической чашечки с плоским дном, в которой обжимается закрепляемый камень) — самая надежная закрепка. Но освещаться атакой оправе камень может только сверху, поэтому глухой каст используется для закрепки непрозрачных камней. Корнеровая закрепка. Камень крепится в оправе маленькими столбиками (корнерами), которые вырубаются из основного металла оправы путем утончения ее стенок — специальным инструментом выбирают часть металла в виде стружки с последующей закаткой верхней ее части в полусферу.
Как минералы превращаются в драгоценные камни | Огранка камней на Шри Ланке | Видео геммолога Вовк
Корнеровая закрепка применяется для крепления небольших камней в открытые оправы корнерового типа и в оправы “каре”, фаденовую и тиктовую и обеспечивает надежное удержание камня.
Итак, к назначению закрепок предъявляются очень важные требования. Закрепка вместе с оправой должна прочно удерживать камень, подчеркивать и усиливать его красоту, служить связующим звеном между самим украшением и камнем.
Оправы для закрепления камней в кольцах
В ювелирных изделиях с камнями, особенно в кольцах и серьгах, оправы (каст) вместе с закрепками являются главными элементами. Их декоративно-художественные достоинства вместе с камнем определяют ценность всего украшения. Камни, используемые в ювелирных изделиях, определяют их конфигурацию и конструкцию. Названия оправ — одноименные с названиями закрепок.
В индивидуальной мастерской оправы изготавливаются способом штамповки, а также вырезаются или выпиливаются вручную по предварительной разметке.
В одном изделии могут сочетаться комбинации закрепок, что наиболее часто встречается в кольцах с драгоценными камнями: глухая- корнеровая, глухая — крапановая.
Рис. 8. Галерейки:
1 — гладкая; 2 — фасонная [20, с. 48]
Крапановая оправа. Простейшей заготовкой для ее изготовления является галерейка (см. рис. 8) — гладкая или фасонная — из ленты сплава.
Для изготовления каста на определенное количество крапанов, соответственно форме и разрезу камня, нужно обрезать часть штампованной галерейки после примерки, причем не вертикально по рисунку крапанов, а наискось — для более качественной последующей пайки, а при необходимости — придания конусности оправе. Затем галерейку формуют (изгибают) по камню и после припасовки ее торцы спаивают и рихтуют на ручном ригеле для кастов или в конусной анке, подгоняя крапаны по камню.
Если оправу делать вручную, то сначала из металлической ленты (полосы) делают ободок, рихтуют и подгоняют под камень, затем размечают узор и производят ручную выпиловку (лобзиком, надфилями различных профилей); после этого оправу переворачивают и к противоположной от крапанов стороне, произведя на ней запиловки, припаивают ободок из прокатанной проволоки квадратного сечения, который называется дигель; таким образом, готова крапановая фасонная оправа, в которой очень хорошо видна игра камня.
Глухая оправа — глухой каст и ободковый с параллельными или коническими стенками.
Если нет пресса, то изготавливают глухой каст так: из ленты сплава делают ободок, а к нему припаивают днище.
Из пластины сплава вырезают художественные накладные элементы из прутка желаемого профиля (прямоугольного или полукруглого сечения) изготавливают шинку кольца, а из проволоки нужного сечения — украшающие элементы в виде веревочки, ромбиков и другого типа. Боковую заготовку (ободок) сразу размечают под рисунок и выпиливают боковые грани, в которых при надобности пропиливают ажур (можно выполнить и после формовки оправы).
В монтаже изделия с глухой оправой особенно ответственной является монтировка каста с шинкой, которая подгоняется по касту и припаивается. Если шинку задумано изготовить из пластинчатых элементов, то сначала их спаивают по боковым стыкам, а затем припасовывают по касту. Если же шинка в виде пруткового проката, то она, кроме обычного стыкового соединения, может быть раздвоена в зоне соединения с кастом или запилена под конус, иметь другую конфигурацию. Смонтированный каркас отжигают, отбеливают и рихтуют, после чего приступают к разделке рисунка и пайке накладных украшающих элементов. После окончания монтажа оправы производят опиловку, шабровку и предварительную шлифовку кольца, затем клеймят изделие и завершают его изготовление: производится доводка, закрепка камня и отделка кольца.
Ободковую оправу также легко изготовить вручную: заготовленную ленту изгибают в ободок и после формовки и подгонки по камню торцы ее на месте стыка спаивают. Для усиления освещенности камня и красоты кольца в целом в касте вырезают сквозной узорчатый рисунок (можно и до изгиба, непосредственно в ленте). Затем каст правят с целью рихтовки контура и для подгонки размера по камню, а также для получения желаемой формы — параллельности, легкой округленности или конусности.
Корнеровую оправу (см. рис.9) производят открытую и встроенную. При изготовлении первого типа (открытого каста) в качестве исходной заготовки используют толстостенную конусную ободковую оправу; край ободка подгоняют к рундисту камня; от нижней части царги к верхнему краю делают расходящиеся в ширину (по конусу) корнеры: их намечают корнайзеном на верхней кромке царги, ее стенки между корнерами
Рис. 9. Корнеровая оправа
Рис. 10. Каре, заготовка
подрезают, опиливают и чеканят до получения желаемой формы корнеров; стенки к верху между ними становятся все тоньше и у рундиста камня получаются настолько вытонченными, что, глядя сверху, видны только сами корнеры вокруг камня — оправа открыта, и камень сверкает и переливается всеми своими гранями и оттенками.
Во встроенных оправах каст отсутствует, камень вставляется в гнездо толстостенной пластины или прямо в стенки кольца. Гнезда под круглые камни высверливают, а под камни других форм выемки в сплаве обрабатываются штихелями или фрезами в точности по форме и размеру камня, иначе его закрепить невозможно.
Оправе “каре” — камень в пластине сплава. Отверстие в ее верхней части должно соответствовать рундисту камня. Далее штихелем двумя резами в каждом углу квадратной пластинки вырезается узкий лепесток, расширяющийся от угла квадрата в сторону камня (рис. 10). [20, с. 52]
На лицевых поверхностях квадрата флахштихелем скашивают плоскости резами в направлении от конечностей квадрата к камню. Широким шпицштихелем надрезанный металл поднимают от углов квадрата опять же к центру. При этом необходимо постоянно следить за тем, чтобы корнеры закреплялись последовательно один за другим, иначе камень может сместиться.
По иной технологии фасонным штихелем от угла к отверстию подрезают стружку и впритык к отверстию ее поднимают, оформляя каждую в виде корна. Пространства между корнерами также скашивают и после установки камня корнеры скругляют корнайзеном. Внешнему контуру придают вид гладкого ранта.
Рис. 11. Фаденовая оправа
Фаденовая оправа. Технология изготовления аналогична оправе каре. Но здесь камешки крепятся не в отдельных квадратиках, а в полоске сплава, плотно прилегая один к одному, почти соприкасаясь рундистами (см. рис. 11).
Перегородки между камнями срезают до высоты опорного пояска для камней, вставляют камни и прижимают корнеры к рундистам. Наружный кант украшают орнаментом различных рисунков.
Рис. 12. Тиктовая оправа.
Тиктовая оправа представляет собой густо покрытую камешками верхушку кольца (см. рис. 12)
Это, собственно, усложнение фаденовой оправы, только камни располагаются не в полосу, а в несколько рядов; в тиктовке рундисты камней соприкасаются друг с другом вплотную, а из сплава в клиновых промежутках между ними делают закрепочные корнеры.
При изготовлении фаденовой и тиктовой оправ камни устанавливаются в пластину, покрытую слоем воска, чтобы загодя определить их правильное расположение, нанося маркировочные штрихи по воску штихелем. I Вынув камни, между отпечатками рундистов подрезают стружку и отгибают ее, смещая к центру каждого отверстия. Каждый камень удерживается двумя равномерно прижатыми к нему противоположными корнерами. Камни вставляются и крепятся последовательно один за другим. Создается иллюзия соприкосновения камней, перемежающихся полушаровыми головками корнеров.
Кармезиновая оправа. Структура: вокруг крупного камня размещен венок мелких камешков. Основу оправы из пластины толщиной в 1,5-2 мм делают слегка выпуклой, несколько скошенной по наружному ранту. После выверенной разметки вырезают отверстие для закрепки центрального (крупного) камня.
Сопутствующие камни (окружение основного) крепятся таким же методом, как и в только что изложенных, также вплотную располагая друг к другу и к центровому камню. По размеру круглой (или другого формата) пластины с отверстиями под камни изготавливают конусную царгу и спаивают обе эти части.
Камешки, прилегающие к ободу оправы, также вставляются в высверленные отверстия по ободку на конус. Напротив отверстий для камней параллельно в форме дужек опиливают наружную сторону оправы. Ее боковые стенки можно просверлить по избранному рисунку. Так на верхнем канте каждого каста образуется крапан, на нижнем выпиливают зубчики.
Закрепка для центрального камня может быть крапановая, глухая или ободковая, она впаивается в заготовленное отверстие. Дигель припаивается под обод кармезиновой оправы.
Технология изготовления закрепок и оправ для серег с камнями аналогична однотипным операциям при производстве колец. Крепления серег с камнями производят как и для серег без камней — крючки с петелькой, но и специальные (только для серег с камнями) — сложные замки типа “патент”.
Конструкция замка “патент” и технология его изготовления. Заготавливают пруток квадратного сечения. Подвижную часть замка (застежку) из прутка изгибают по разметке под углом примерно 90 град. Изгиб обычно делается в виде сферы. Удлиненный конец застежки расклепывают способом ковки, утончая и формируя в оправу.
Источник: studbooks.net
Информационный портал
Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня, — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), выоезан-ными в касте или напаянными на него.
От вида украшения, образца и огранки камня зависят конструкция и техника исполнения кастов. Форма и размеры кастов также зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры камня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используют различные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоский ленточный прокат, штампованные полуфабрикаты.
Глухие касты круглой формы. Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов (рис. 70) используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4—0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки.
Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки. Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (нена-резанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°.
Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие.
Конические касты диаметром до 5 мм изготовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнанным под камень, на конус и с расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня. По первому способу запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки (рис. 71).
Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отверстия проколотки до образования плотной фуги. Фуги запаиваются и царга осаждается в соответствующее отверстие на глубину каста.
По второму способу запаянную царгу (тянутую из трубки или свернутую из проката), сделанную на размер меньше камня, расколачивают конусным пуансоном (расколоткой) до размера камня (рис. 72). Расколачивают каст на правоч-ной плите, а правят расколоткой. Такое обжатие дает ровную поверхность и предохраняет каст от разрыва по фуге. Толщина стенки для кастов диаметром 3—
Касты для камней диаметром 6 мм и выше при индивидуальном исполнении расколачивают на шпераке (рис. 73). Шпе-рак представляет собой маленькую двухроговую наковальню с одним коническим рогом, другим пирамидальным (прямоугольным). Цилиндрическую заготовку сворачивают из проката толщиной 0,6—0,8 мм и по фуге спаивают. При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет.
Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рун-диста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня). Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5—1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.
Длина заготовки зависит и от диаметра камня, и от его высоты. При определенной конусности с увеличением высоты каста будет увеличиваться и разница между диаметрами нижнего и верхнего оснований каста. Для расколачиваемого каста цилиндрическую заготовку делают по размеру малого основания, чтобы затем расколотить из него конус с размером большого основания, равным камню. Соотношение высоты каста (ширины заготовки и разницы диаметров оснований) 3 : 1. Например, у каста высотой 6 мм разница
Между диаметрами верхнего и нижнего оснований должна быть 2 мм, у каста высотой 9 мм — 3 мм и т. д. Длину заготовки на касты рассчитывают по упрощенной формуле для расчета обручальных колец с учетом конусности каста. Например, для каста с диаметром большого основания О— 10 мм, высотой Н— 9 мм и толщиной стенки H— 0,8 мм расчет будет таким: диаметр малого основания D равен Ю—3: =7 мм; длина заготовки по малому диаметру 3d-j-4h -=3-7+4• 0,8 24,2 мм.
Для удобства формулы для расчета диаметра малого основания по размеру кам-
Ня (диаметру верхнего основания) относительно толщины и ширины проката сведены в табл. 16.
Формулы расчета длины заготовки на касты
Примечание: Формулы для расчета длины заготовки на касты при толщине стенки каста более 1,0 мм могут быть использованы для крапановых кастов.
Для примера рассчитаем по формуле, приведенной в табл. 16, длину заготовки на тот же каст диаметром 10 мм, высотой
9 мм, толщиной стенки 0,8 мм: 3D—5,8— =3* 10—5,8’=24,2 мм. Обычно высота камня увеличивается с увеличением его диаметра, постоянная высота бывает только у стандартных камней Так, высота 10-миллиметрового камня может быть от
6 до 9 мм, а в некоторых случаях и больше. Однако безгранично расти высота камня тоже не может, и даже у камней диаметром более 20 мм высота каста редко превышает 15 мм.
Заготовку на каст (рис. 74, а) сворачивают в кольцо (рис. 74, б) и фугуют круглогубцами. Сфугованную заготовку (рис. 74, в) спаивают по фуге. После отбеливания приступают к расколачиванию на шпераке, который предварительно вбивав ют ножкой в торец бревна (65—70 мм высотой). Располагают шперак коническим рогом от себя, и на него до упора надевают цилиндрическую заготовку (см. рис. 73).
Расколачивают заготовку металлическим молотком, пальцами вращая заготовку и расклепывая ее стенки по окружности ближнего к себе (к утолщению рога) края. По мере расклепывания каст глубже садится на рог и все большая площадь захватывается молотком для удара. Вращая каст по окружности и равномерно распределяя удары, следят за тем, чтобы каст принимал ровную конусность, стенки нижнего (малого) основания при этом почти не расклепывают. Когда раз-
Мер каста приблизится к норме для точного определения, верхнее основание запиливают напильником и камень накладывают на каст. Диаметр камня должен быть меньше наружного диаметра каста и больше внутреннего, так чтобы для закрепки камня осталось 0,4—0,5 мм стенки.
После расколачивания каст отжигают (иногда отжиг проводят в процессе расколачивания) и обрабатывают. Нижнее основание каста заполняют напильником параллельно верхнему и перпендикулярно оси, а снаружи каст опиливают, выравнивая забоины и другие дефекты. Крупные касты опиливают в руках, а мелкие насаживают на деревянные цигалки (стержни). Если каст должен быть гладким, без прорезного (ажурного) узора, то после опиливания изготовление круглого каста считают законченным.
Ажурный каст для глухой закрепки камня (рис. 75) имеет сквозной, прорезной узор. В заготовке отличается от гладкого тем, что высота каста припускается на 0,1 мм больше. Для получения ажурного каста сначала изготовляют гладкий. Таким образом, гладкии каст является полуфабрикатом ажурного. Процесс изготовления ажурного каста из гладкого начинается с разметки.
Опиленный каст циркулем размечают по высоте на три пояска: верхний — закрепочный, нижний — рант и средний — ажурный. Высота закрепочного пояска зависит от высоты рундиста камня (Лр) и высоты бортика — припуска для захвата (закрепки) камня. Обычно высота закрепочного пояска равна hp-|-1,5 мм, с увеличением размера камней — Hp >-+ 2,0 мм.
Бортик оставляется 0,5—1,0 мм, а на остальное расстояние не доходит до ажурного пояска, образовывая карниз (упор) для камня. Высота ранта диктуется видом украшения. Для колец, например, высота его от 2 до 4 мм, в редких случаях больше, что зависит от диаметра каста и размера кольца (чем больше диаметр каста и меньше размер кольца, тем выше должен быть рант). Для остальных изделий рант может быть от 1,5 до 2,5 мм.
Высота ажурного пояска ограничивается закрепочным пояском и рантом.
Разметив каст по высоте, приступают к вычерчиванию узора на ажурном пояске (рис. 76,а). Четко вычерченный контур рисунка облегчает вырезание узора. Весь узор каста вырезают лобзиком и, где возможно, обрабатывают надфилями. Участки, которые по условию рисунка должны быть вырезаны, предварительно засверли-вают, если они замкнуты элементами узора.
Участки, прилегающие к ранту или закрепочному пояску, не засверливаются.
Для удобства вырезания и обработки узора каст расчленяют по пояскам. Вначале лобзиком отрезают закрепочный поясок (рис. 76, б). Открытые участки, подлежащие вырезанию, на ажурном пояске удаляют, внешний контур рисунка обрабатывают начисто и шабруют. Затем закрепочный поясок припаивают и отрезают (рис.
76, в). Дальнейшее вырезание узора — удаление участков замкнутых и прилегающих к ранту — производят после отрезания ранта. Наружный контур узора обрабатывают, шабруют, и после этого припаивают рант (рис. 76, г). Спаивая расчлененный каст, следят за тем, чтобы пояски полностью совместились, иначе придется опиливать каст повторно, после чего стенки могут оказаться тонкими.
Внутренний контур узора удобнее обрабатывать после полной сборки каста.
В отличие от высоких кастов, рассчитанных по полной высоте камня, существуют низкие глухие касты, которые изготовляют без учета высоты камня. Низкий глухой каст (рис. 77) является практически закрепочным пояском. Высота его определяется так же, как закрепочного пояска ажурного каста. В низкие касты вставляют камни без шипа — кабошоны, таблицы, геммы и др.
Основой (карнизом) этих кастов служит плоский, припаянный снизу, рант, на который плотно садится плоское основание камня. В отличие от других глухих кастов низкий каст делают цилиндрическим, рассчитывая длину заготовки по формуле расчета заготовки на обручальное колько.
Убедившись, что размер каста совпадает с размером камня (в данном случае камень должен плотно входить внутрь каста), нижнее основание выравнивают напильником и припаивают к пластине (будущему ранту) толщиной 0,8—1,0 мм. Пластину выбирают таких размеров, чтобы оправа полностью уместилась на ней, а толщина ее обеспечивала жесткость каста в зависимости от его размера. Напаянный на пластину каст опиливают по внешнему (чистовому) размеру, затем вырезают центральную часть пластины (донышко), оставляя внутренний рант 1,0—1,5 мм. Ширина ранта (карниза) определяется величиной и характеристикой камня. Если условиями образца не предусмотрены дополнительные элементы, например нижний рант или дикель, то после заправки внутреннего ранта изнутри каст можно считать готовым.
Источник: anastasia-myskina.ru
Каст
Изготовление оправ под поделочные и драгоценные камни
Оправа под камень — это общая для всех ювелирных изделий деталь в украшениях. Подобная оправа имеет специфическое название — каст.
При изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни традиционно разделяют четыре вида кастов, различающихся принципами удержания и освещения камня: глухие и царговые, крапановые и корневые.
В глухих и царговых кастах камни удерживаются завальцованными (закатанными) стенками каста по всему периметру вставки. Это самый прочный способ закрепления камня.
Различие состоит в том, что в глухих кастах под поясок — обод подпаивается пластина, препятствующая выпадению вставки. Подобного типа оправы применяются, как правило, в двух случаях.
Во первых, если цветная вставка (непрозрачный окрашенный камень) не просвечивает или подсветку полупрозрачного камня необходимо усилить за счет подкладки серебристой фольги.
Во-вторых, если оборотная сторона вставки должна быть скрыта от зрителя (она необработанна или неприглядна) и пи если при соприкосновении с телом владельца она оказывает раздражающее действие на кожу.
Царговый каст также охватывает камень лентой металла, но удерживает его при помощи стопорного пояска — ранта. В касты такого типа укрепляют полупрозрачные или прозрачные камни, которым необходима дополнительная подсветка, улучшающая «игру» вставки.
Иногда в такую оправу вставляют и непрозрачные камни, если их оборотная сторона отполирована, химически неагрессивна, а также при необходимости облегчить массивное, крупное изделие (большая брошь, гривна).
Процесс изготовления глухого каста состоит в опоясывании лентой металла (серебра, нейзильбера, меди) контура камня.
При изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни, рассмотрим поэтапно оправление овального кабошона (гладко отшлифованного выпуклого камня) как наиболее распространенной вставки из цветного поделочного камня.
На первом этапе необходимо подобрать полосу металла. Толщина ленты не должна превышать 0.6 мм, в противном случае на поворотах с малым радиусом закругления металл будет сопротивляться завальцовыванию.
Ширина заготовки выбирается так, чтобы над самой широкой в сечении частью вставки (рундистом) обжимной поясок выступал на 1-2 мм. Отмеренная по контуру камня лента отрезается. Оба конца соединяются встык без зазора. Допускается, чтобы металлический контур был чуть больше вставки, чтобы камень вкладывался свободно, но без явных щелей и просветов.
Обод спаивают минимальным количеством припоя, зачищают шов и вновь примеряют его, подгоняя по форме камня. В процессе нагревания полоса деформируется, поэтому необходима повторная примерка к вставке.
Нижнее ребро полосы, которое будет соединяться с пластиной — дном, обдирают на шлифовальной шкурке, укреплённой па стекле. Легкими круговыми движениями, равномерно прижимая обод к зернистой шкурке, выравнивают ребро. Такой обод плотнее будет соприкасаться с пластиной при пайке.
На втором этапе подбирают или вальцуют пластину — дно. Для каста, у которого площадь основания камня составляет не более 1 кв. см., лучше выбирать пластину толщиной от 0,3 до 0,5 мм, при площади основания камня до 1.5 кв. см. от 0,5 до 0,7 мм, а при площади 2 кв. см. и более — от 0,7 до 1,0 мм.
Толщина пластины определяется размером и конфигурацией камня: для вытянутых овальных и каплевидных вставок выбирается нижняя граница толщины основания, а для квадратных и круглых камней — верхняя граница.
При изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни каст не должен вызывать ощущение тонкостенной жестянки. Назначение оправы предохранить вставку от ударов и от воздействия усилий, направленных на разламывание камня. Поскольку бордюр, как правило, достаточно тонкий и низкий, эту задачу выполняет дно глухого каста.
Пластину — заготовку вырезают чуть больше, чем оправляемый камень. Её отжигают и отфлюсовывают. Затем накладывают камень и форштекселем или иглой намечают его контур.
На третьем этапе каст спаивают. Для этого предварительно кусочки припоя наплавляют на основу вдоль прочерченного контура. Затем устанавливают обод. Собранный таким образом каст обвязывают биндрой и отфлюсовывают.
Нагрев изделия ведут общим мягким пламенем горелки. Основное тепло должно идти снизу, под пластину. При таком расположении припой быстрее плавится на пластине, нежели на стыке металлической полосы. Расплавленный припой связывает воедино обод и пластину — основание.
На четвертом этапе отбеленную и высушенную заготовку обрезают ножницами или выпиливают лобзиком вдоль внешнего борта — обода.
В дальнейшем при изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни проводят обработку надфилями, сравнивая общую грань полосы и основания — пластины. На заключительной стадии снимают заусенцы, которые образовались на ребре дна каста в процессе опиливания.
Если камень садится в каст очень плотно или сам материал вставки очень хрупкий (обсидиан, пироп и др.), то в донышке каста просверливают отверстие диаметром 1-2 мм.
Наличие отверстия облегчит извлечение камня при возможном ремонте изделия. Также оно будет способствовать проветриванию замкнутого пространства каста, так как некоторые камни боятся агрессивной жидкой среды (кислотной или щелочной), например бирюза и малахит.
Изготовление царгового каста рассмотрим в двух вариантах: для полупрозрачных цветных вставок с плоским основанием (опал, халцедон) и для прозрачных огранённых самоцветных вставок с шиповидным основанием (аметист, гранат, фианит и др.). В первом случае процесс выполнения такой оправы немногим отличается от процесса выполнения глухой оправы.
На первом этапе необходимо полосу выбрать с учетом того, что от 0.7 (для мелких камней диаметром от 3 до 8 мм) до 2 мм ширины полосы будет занято внутренним стопорным рантом.
На втором этапе вместо пластины вниз подбирают рант. Он изготавливается из квадратного проката, площенной глади или скани, круглой глади и ленты. Рант должен входить в готовый обод плотно, без зазоров.
Он размещается в касте на дне, на одном уровне. Рант можно также выпилить из пластины. Согнутый из проволоки стопорный поясок необходимо расположить так, чтобы его стык находился в противоположной стороне от шва обода.
На третьем этапе заготовку каст вместе с рантом переворачивают так, чтобы стопорный поясок был ближе к пламени горелки. Изделие отфлюсовывают, нагревая, вводят припой в место соприкосновения проволоки и обода.
Первым стараются спаять контур ранта, находящийся в стороне от шва обода, — этот отрезок пропаивают последним, в противном случае плотно вложенный рант разопрёт поясок и при перегреве стык двух концов полосы разойдётся.
Четвертый этап заключается в шлифовке на шкурке обоих ребер каста (верхнего и нижнего).
Для выполнения царгового каста под прозрачную самоцветную вставку пользуются несколько иной технологией.
Круглые гранёные вставки (так будем их условно называть) диаметром до 3 мм и овальные граненые камни оправляют в цилиндрические царговые касты. Круглые гранёные самоцветы диаметром более 3 мм оправляют в конические царговые касты.
Рассмотрим изготовление конического каста под круглый камень как более трудоёмкий процесс.
Полоса металла, охватывающая камень, выбирается толщиной от 0,4 мм (для камней диаметром до 2 мм) до 0,8 (для камней диаметром до 10 мм).
Ширина полосы зависит от проекта изделия, но в любом случае не меньше высоты самого камня.
Диаметр кольца трубки — заготовки в коническом касте соответствует диаметру самоцветной вставки, поэтому для мелких камней удобно заготавливать трубки волочением в фильерах.
Далее, после пропайки шва, заготовку расколачивают в специальной матрице — расколотке, мы же предлагаем расколотить её на шпераке.
Верхняя часть трубки раздвигается, и камень садится в каст. Затем укрепляют нижнюю часть каста на киттштоке или в ручных тисках и рассверливают углубление сверлом того же диаметра, что и вставка.
Глубина сверления должна быть такой, чтобы над рундистом поднималось от 0.5 до 1,2 мм обжимного пояска, который и будет удерживать камень после завальцовки.
В цилиндрических царговых кастах для овальных и грушевидных камней уступ гравируется юстировочным штихелем. Цилиндрический каст выполняется в той же последовательности, но диаметр трубки выбирается чуть больше диаметра вставки и минуется этап расколачивания верха каста.
Появлением крапановых кастов мы целиком обязаны развитию ограночного дела в XVI веке.
Ограненные самоцветы и бриллианты для своей «игры» требуют больше света, чем даёт обычный глухой или даже царговый каст. Поэтому появляются оправы, которые на крапанах — шипах поднимают к свету эти искрящиеся звезды.
На современном этапе развития ювелирного дела, при изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни «серебристые и прочие разновидности крапановых кастов подучают способами литья и штамповки.
Рассмотрим два наиболее употребляемых варианта индивидуального изготовления крапановых кастов.
Первый из вариантов выполняется по принципу царговых кастов для крупных круглых и овальных камней. Только в этом случае лента металла выбирается толщиной от 0,8 до 1,3 мм и ширина полосы значительно превышает высоту камня.
В упрощённом варианте коническую заготовку пропиливают на 4, 6 или 8 пазов, которые при необходимости «раздают» надфилями. Так образуют «люфты» крапаиового каста. В усложнённом варианте дополнительно ещё отсекается рант у стакана — заготовки, прорезаются трехгранным или круглым надфилем «окна», а затем рант вновь подпаивается на место. «Окна» можно создать и не удаляя ранг, высверливанием.
Второй вариант предполагает изготовление крапановых кастов для крупных плоскоограненных самоцветов и плоских полупрозрачных цветных камней (агатов, моховых опалов, лунного камня и др.).
Вначале контур камня воспроизводят из квадратного, прямоугольного или ленточного (1 — 3 мм) проката и спаивают его. Далее по всему периметру через одинаковые расстояния подпаивают квадратные, треугольные или сегментные (не менее 1 мм толщины металла) крапаны.
Опиливанием крапаны выравнивают по высоте, затем бором или надфилями создают посадочную ступеньку на каждом из крапанов. Причем опорная ступенька должна быть на одном уровне на всех шинах.
Подобный каст не только обеспечивает максимальную освещённость камню, но и является самым лёгким и экономным по использованию металла.
При изготовлении оправ под поделочные и драгоценные камни прочность удержания вставки зависит от правильного расположения и количества крапанов. Для пайки шипов лучше всего использовать самый тугоплавкий припой при изготовлении данной конкретной работы.
Корнеровая оправа камня выполняется штихелями и сверлами в толстой пластине металла от 1,2 до 2 мм толщиной. Корнеры — это выделенные из основного металла задиры, сформированные корноверткой в шарики.
Такого рода оправы выполняют тогда, когда необходимо закрепить несколько расположенных в ряд или в шахматном порядке прозрачных гранёных самоцветов или мелких полупрозрачных кабошонов.
В металле высверливают круглые углубления одного диаметра со вставкой. Вложенный в ячейку камень должен на 0,1-0,2 мм утопать в лунке по рундисту. Затем минимум с четырёх сторон мессерштихелем проводят выделение задир. Очень важно не срезать поднимающийся ус металла до конца!
Корноверткой из задиры формируют корнер — шарик. Нависая над камнем, такой шарик удерживает вставку в лунке.
Все работы по надрезанию усов из металла пластины и формированию корнеров, закрепляющих самоцветы, проводятся на уже отбеленном, отполированном и готовом к закрепке камня изделии.
Источник: viborputi.ru
Каст – изготовление каста
Каст (оправа камня) — общая деталь всех ювелирных изделий с камнями. Существуют два типа кастов, различающихся принципом держания камня — глухие и крапановые. В глухих — камни удерживаются сплошными стенками по всему периметру каста, а в крапановых — отдельными стойками (крапанами), вырезанными в касте или напаянными на него.
От вида украшения, образца и огранки камня зависят конструкция и техника исполнения кастов. Форма и размеры кастов также зависят в основном от формы, огранки и размеров камня. Говоря о размерах каста, имеют в виду размеры камня, который может быть закреплен в данном касте. При изготовлении кастов используют различные виды заготовок: толстостенные трубочки, плоский ленточный прокат, штампованные полуфабрикаты.
Глухие касты круглой формы
Для мелких, до 3 мм в диаметре, круглых камней в качестве глухих кастов используют отрезки толстостенных (толщина стенки 0,4-0,6 мм) трубок — царги. Внутренний диаметр трубок делается таким, чтобы камень не проваливался в отверстие, а при наложении камня сверху на торец трубки поясок был примерно в половину толщины стенки.
Таким образом, диаметр камня является как бы средним диаметром трубки. Высота царги выбирается в зависимости от образца, но не менее высоты камня. Паять фугу — шов под пайку — удобнее в заготовке (ненарезанной трубке). Касты для камней больших диаметров делаются коническими, в форме усеченного конуса. Каст, как правило, суживается книзу под углом 20°.
Конусность гарантирует камень от провала, к тому же облегчает впасовку (плотную подсадку) каста в изделие.
Конические касты
Конические касты диаметром до 5 мм изготовляют двумя способами: сколачиванием цилиндрического каста диаметром, подогнанным под камень, на конус и с расколачиванием цилиндрического каста меньшего диаметра до размера камня. По первому способу, запаянную царгу сколачивают в отверстии проколотки. Делая царгу из проката, длину заготовки рассчитывают по формуле расчета длины заготовки на обручальное кольцо, а за ширину заготовки принимают высоту каста. Заготовку с запиленными на месте будущего шва концами сворачивают круглогубцами в кольцо и фугуют, проколачивая через отверстия проколотки до образования плотной фуги. Фуги запаиваются и царга осаждается в соответствующее отверстие на глубину каста.
По второму способу запаянную царгу (тянутую из трубки или свернутую из проката), сделанную на размер меньше камня, расколачивают конусным пуансоном (расколоткой) до размера камня. Расколачивают каст на правочной плите, а правят расколоткой. Такое жатие дает ровную поверхность и предохраняет каст от разрыва по фуге, толщина стенки для кастов диаметром 3- мм — 0,6-0,7 мм.
Касты для камней диаметром 6 мм и выше при индивидуальном исполнении расколачивают на шпераке. Шперак представляет собой маленькую двухроговую наковальню с одним коническим рогом, другим пирамидальным (прямоугольным). Цилиндрическую заготовку сворачивают из проката толщиной 0,6-0,8 мм и по фуге спаивают.
При расчете заготовки на каст исходят исключительно из размеров камня, причем, чем больше камень, тем тщательнее выполняют расчет. Ширина заготовки в любом случае диктуется высотой камня и слагается из высоты павильона камня, толщины рундиста и высоты обжимного пояска (верхней части каста, оставленной для закрепки камня). Размеры павильона и рундиста снимаются непосредственно с камня. У небольших камней снимают высоту всего камня, а высоту обжимного пояска оставляют 0,5-1,0 мм. Запас от шипа до нижнего основания каста получается вытяжкой во время расколачивания на шпераке.
Цитаты и изречения о металлах
Если бы всё то, что блестит, было золото — золото стоило бы много дешевле.
Мигель де Сервантес (1547–1616) — испанский писатель
Источник: gold-metal.ru
Ободковый каст
Внешне ободковый каст напоминает глухой каст, однако на самом деле камень держится как бы в воздухе, под ним нет дна. Такой вид закрепок путают с еще одним видом каста – полуглухой, поэтому необходимо разобраться, в чем же между ними различие. Как мы уже сказали, в глухом касте кристалл крепится за счет верхней вставки и дна, а в ободковой закрепке камень держится только за счет металлического ободка, который плотно опоясывает вставку. Внешне оба вида закрепки будут выглядеть одинаково, зато на срезе и взгляд снизу различаются – отсутствует дно каста.
В полуглухом касте то же нет дна, однако камень удерживается не с помощью металлического ободка, окружающего кристалл, а за счет зажима двух стенок кольца. Оба этих вида каста используют для закрепления прозрачных камней, чтобы обеспечить максимальный доступ света, в этом случае кристалл получает максимальную яркость, блеск и прозрачность.
При создании ободкового каста очень важно правильно рассчитать толщину стенок ободка, их учитывают исходя из размеров драгоценного кристалла. Например, диаметр круглой вставки будет равняться 3 мм, тогда толщина стенок трубки – царки должен быть равен примерно 0.4 – 0.6 мм. Получается, что внутренний диаметр трубки обязательно будет меньше внешнего, а средний диаметр и будет соответствовать размеру камня. Если же диаметр вставки необходимо сделать более трех миллиметров, то в таком случае необходимо использовать полоски метала, толщина которых будет равна примерно 0.6 – 0.9 мм.
Что касается высоты ободка, то она должна быть такой же, или не выше, чем высота драгоценного камня. Ободковые касты различаются по форме: конические и цилиндрические, а так же по поверхности ободка, например, ажурная или ободок выполняется в виде определенного узора. Самыми характерными разновидностями ободкового каста являются оправа венчиком, зеркальная и камейная.
опубликовал ffurik | 0 комментариев | опубликовать свою технику
Источник: www.jevel.ru