Что такое киноварь в древней Руси

Киноварь

История

Полезная информация

Однако главная причина добычи камня заключалась в том, что он был эффективным и удобным красителем.

Но в современном мире цвет киновари часто получают другими способами, что обосновано недолговечностью подобной краски. Раньше минерал применяли в качестве красного пигмента при оформлении:

  • фресок;
  • икон;
  • заглавных букв канонических книг;
  • картин.

Подобная практика особенно часто применялась в Римской империи, Древнем Египте, Месопотамии, Анатолии, Вавилоне. На Руси киноварь использовали для создания красных орнаментов хохломской росписи. В Китае данным материалом красили обувь.

Развитие письменности в Древней Руси

Киноварь краситель

Месторождения

  • США;
  • Словения;
  • Испания;
  • Китай;
  • Украина;
  • Киргизия;
  • Эфиопия;
  • Россия;
  • Австрия;
  • Италия.

Найти минерал также можно в Таджикистане, Сербии и Карелии. Самым большим месторождением является Альмаден (Испания).

Химический состав

Чтобы понять, что такое киноварь, нужно обратить внимание на ее главный элемент – ртуть (составляет 85,83%).

Важная информация

Это означает, что данный камень способен представлять угрозу для человеческого здоровья.

Химическая формула – HgS, т. е. сульфид ртути. Киноварь является наиболее распространенным ртутным минералом. Находясь на воздухе постепенно окисляется, что и делает подобный краситель недолговечным.

Минерал киноварь

Физические свойства

Материал очень хрупкий и имеет всего 2-2,5 балла по шкале Мооса. Окраска исключительно красная, без примесей других цветов. Окисляясь, покрывается пленкой побежалости, что приводит к постепенному потемнению. Отличается ярко-красным оттенком. Также киноварь обладает следующими физическими свойствами:

  • совершенная спайность;
  • блеск может быть алмазным или тусклым;
  • излом чаще всего неровный, реже ступенчатый;
  • не растворяется в кислотах;
  • испаряется при температуре 200 °C.

Обычно материал образовывается с такими материалами, как кварц, шпат или галенит. Это прямо влияет на степень прозрачности камня. Большинство добываемых образцов полностью непрозрачны. Реже встречаются просвечивающие минералы.

Магические свойства

Киноварь – минерал, помогающий преодолеть любые невзгоды. Камень часто называют оберегом, но важно учитывать, что он подходит только в определенных ситуациях. Амулет из данного материала обладает перечнем магических свойств:

САМЫЙ ЯДОВИТЫЙ МИНЕРАЛ? КИНОВАРЬ. ЧЕМ ИНТЕРЕСЕН. СВОЙСТВА.

  1. Карьерный рост. Данный минерал способен сделать целеустремленным даже крайне ленивого носителя. Однако киноварь более эффективна как оберег для трудолюбивых людей.
  2. Предпринимательство. Такое изделие способно помочь человеку в улучшении рыночных отношений, а также помогает ориентироваться в ценовом сегменте, типе и количестве потребителей.
  3. Отношение к неудачам. Минерал заменяет пессимизм оптимизмом, улучшая общее состояние владельца. Носитель подобного украшения склонен учиться на своих и чужих ошибках.

Камень избавляет от обиды и других отрицательных чувств. Кроме того, он помогает стать более рассудительным и подталкивает к принятию верных решений.

Амулет из киновари

Лечебные свойства

Т. к. сульфид ртути представляет серьезную угрозу для человека, его не используют в официальной медицине. Открытие вредных свойств этого минерала привело к тому, что его практически полностью перестали использовать и в народной медицине. Раньше его применяли из-за наличия следующих эффектов:

  1. Бактерицидное свойство. Считалось, что порошок эффективен против сифилиса.
  2. Умиротворяющее воздействие. Камни клали под подушку, чтобы излечить человека от заболеваний и травм мозга. Кроме того, это помогало ослабить вспышки ярости.
  3. Большое количество энергии. Киноварь способна обмениваться со своим владельцем энергией. Таким образом, ношение изделия может помочь восстановить силы и забрать негативную энергию.
  4. Влияние на кожу. Чаще всего материал использовался именно в косметических целях. Он позволяет обесцвечивать веснушки, его применяли в качестве румян и отбеливающих кремов.

Кристаллы киновари

Сейчас литотерапевты рекомендуют использовать камень только как элемент украшения. Считается, что он повышает сексуальную активность.

Читайте также:
Почему человека называют кремень

Важная информация

Также важно учитывать, что минерал нельзя использовать, если его уже носили ранее. Это обосновано тем, что накопленная негативная энергетика от прошлого владельца может перейти к новому. Подобный оберег в лучшем случае будет абсолютно бесполезным.

Области применения

Киноварь используют в промышленности для получения ртути. Данное предназначение является основным благодаря высокому содержанию необходимого вещества.

Также камень применяют для декорирования и создания украшений. Материал почти не ограняют из-за его хрупкости. Но на нем часто вырезают различные узоры. Важно знать, что крупных изделий из киновари делают мало. Это вызвано тем, что подобное количество ртути может быть опасно для человека.

Украшения из киновари

Искусственная киноварь

Высокая востребованность минерала привела к воссозданию его в лабораторных условиях. По физическим свойствам искусственная киноварь не отличается от настоящей, т. к. обладает тем же составом. Выделяют 2 способа создания камня – сухой и мокрый. Однако это не оказывает серьезного влияния на внешний вид полученного материала. Подобные образцы отличаются по следующим характеристикам:

  1. Размер. Искусственные минералы в большинстве случаев заметно больше, чем добытые в природе.
  2. Блеск и яркость. Все полученные камни имеют яркий алмазный блеск и насыщенный цвет. Это заметно повышает их востребованность и популярность.
  3. Оттенок. Натуральная киноварь имеет красный цвет без каких-либо примесей. Искусственная же обладает синеватым отливом.

Несмотря на все преимущества лабораторных камней, у них есть один серьезный недостаток, из-за которого подобный материал не пригоден для ювелирных изделий и декоративных элементов. Такая киноварь быстро сереет, со временем становясь практически черной.

Совместимость со знаками Зодиака

Подобное украшение подойдет для любого знака Зодиака, кроме Скорпиона. Представителям этого знака не рекомендуется носить изделия из данного материала, т. к. их энергетика будет конфликтовать. Это приведет к тому, что камень будет наделять своего владельца негативной энергетикой, ухудшая настроение и отрицательно влияя на целеустремленность.

Наилучший вариант – Телец. Данный знак Зодиака сможет получить максимальное количество энергии от минерала. Кроме того, киноварь наделяет Тельцов мудростью, рассудительностью и делает их готовыми к переменам.

Знака Зодиака Телец

Интересные факты

«Драконья кровь» может отрицательно влиять на здоровье человека, даже если ее используют в качестве украшения. Не всем известно, что сульфид ртути, при ношении изделия на постоянной основе, быстро разрушается. Когда связь между серой и ртутью прерывается, последняя начинает выпариваться, попадая внутрь человеческого организма.

Раньше других о ядовитости киновари узнали китайцы. Они смазывали ей наконечники стрел, а в качестве пигмента использовали с особой осторожностью. Когда об опасности материала стало известно всем, косметику и лекарства из него перестали выпускать далеко не сразу. В течение длительного времени знатные дамы продолжали использовать румяна и отбеливающие крема.

Владислав Суркин

В моём личном блоге я познакомлю вас с особенностями разных драгоценных камней, влиянием зодиакальных камней в отношении каждого знака зодиака, а также целебными свойствами некоторых из них.

Источник: 1kamni.ru

Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.)

«Возьми шафран да щучью жолчь. », или чернила и краски в Древней Руси

Для письма использовались чернила. Рецепты их изготовления в самый древний период истории русской письменности (XI-XV вв.) не сохранились. О том, как делали чернила (в древнерусском языке — «чернило») мы узнаем из более поздних источников — XVI-XVII вв. Однако рецепты этого времени, скорее всего, отражают и более раннюю практику XI-XIV вв.

Чернила древнерусских рукописей были густыми и глубоко проникали в пергамен. Они почти не выцветали, однако со временем могли слегка осыпаться, т. к. наносились довольно густым слоем. Чернила были коричневого цвета разных оттенков: от почти черного до светло-рыжего. Оттенок зависел от того, насколько добротно были они приготовлены, а точнее — насколько строго соблюдались все рецепты.

Читайте также:
Один карат это сколько грамм алмаза

Самые древние чернила были железистыми. Они приготовлялись на основе «нарочитого ржавого» железа или, как его называли на Руси, «чернильного гнезда». В качестве «чернильного гнезда» писцы книг использовали проржавевшие и ставшие негодными замки, ключи, цепи, ножи и гвозди. Эти железные предметы рассекались на куски («кусьем рассекаа»), после чего опускались в кувшин.

Туда же помещались куски подсушенной ольховой коры. Затем «чернильное гнездо» заливалось специальным раствором, приготовленным из древесной коры, очищенной ого мха. Сюда же следовало добавить процеженных кислых щей, кваса или уксуса.

Куски железа и кору надлежало время от времени поливать новым кислым раствором и выстаивать кувшин с чернильным гнездом в теплом месте довольно продолжительное время. Хорошо выдержанные чернила были густыми и обладали интенсивно коричневым цветом. Высыхая на пергамене, они немного поблескивали на свету — признак их «железистого» происхождения. Когда чернила были готовы, писцам следовало проверить их качество и попробовать писать ими: «покушати чернил, добро ли».

Рецепт изготовления железистых чернил, записанный в XVII в., выглядел так: «Сперва [следует] настрогать зеленых молодых ольховых корок, очищенных это мха. На четвертый день положить кору в горшок, налить воды или квасу доброго или яичного сусла, а коры положить полный горшок и варить в печи, чтобы сильно кипело и прело бы довольно [долго], день до вечера.

И положить в горшок железины немного, и поставить горшок туда, где было бы не прохладно и не тепло. Приготовить сосуд, кувшин, и в него положить обломки старого железа. [Железо] завернуть в тряпку и опустить в горшок. Чернильное сусло процедить через тряпку и залить полный кувшин. И заткнув кувшин, поставить в укромное место на 12 дней. Это есть скорописное книжное чернило».

Уже в XV и особенно в XVI-XVII вв., чернила стали делать также из сажи (их называли «копчеными»). Сажу для чернил надлежало специально заготовить. Для этого писец должен был запастись 5-6 горшками с пробитым дном, поставить их на кирпичи и закрепить так, чтобы от задней стенки «копоть дымная вверх шла». Под передние стенки битых горшков следовало подкладывать горящую бересту, «и копотить с протяжением исподвол, осматривая, и опахивать, чтобы огнем сажа не загорелась». В одном из рецептов приготовления сажевых чернил писцы специально предупреждались, что если сажа все-таки по недосмотру загорится «от жару, [. ] то все загорит, и труд без пользы».

После того, как горшки хорошенько закоптятся, сажу снимали, смешивали со слюной и вином, разбавляли водой и камедью (вишневым клеем). Далее полученную смесь заливали отваром ольховой коры, квасного сусла, «чернильных орешков» (наростов с листьев и коры деревьев). Иногда, чтобы чернила были особенно густыми и темными, писцы добавляли в смесь «чернильное гнездо», т.е. ржавое железо. Когда смесь была окончательно составлена, ее нужно было довольно долго продержать в тепле: «Смешав вместе, положить в кувшинец немалый, обвязать плотно [тряпкой], поставить в тепло на продолжительное время, чтоб закисло, а потом верх, то есть плесень, снять». После этого сажевые чернила считались готовыми и годными к письму книг и грамот.

В XVII в. писцы научились использовать для приготовления чернил железный купорос. Это было намного эффективнее, чем делать чернила из кусков ржавого железа. Такие чернила достигали готовности очень быстро.

Сохранились рецепты приготовления чернил из железного купороса: «Смешав [чернильное] гнездо, жидкое чернило процедить, наполнить им сосуд и положить в него камеди достаточно, да орешков зеленых пять или шесть, в зависимости от размеров сосуда, да [положить] квасцы, да купоросу жженого, ужегши купоросу, обвертев в бумагу, и положить в печь на день или на два. Если [чернила] нужны быстро, то положить [это все] в печь метеную. И как высохнет, то жженым купоросом чернило крепко, и светло, и чисто. Если проедает, убавь орешков и положи достаточно камеди. Кладут в чернило имбирь и гвоздику, а [если] чернила с пера не пойдут, то положить тертую гвоздику».

Читайте также:
Воротынский кирпич облицовочный белый жемчуг отзывы покупателей

Чернила хранились в чернильницах, которые были очень разными по форме. Они изготавливались из стекла, керамики, металла, дерева, кости и рога. Множество чернильниц обнаружено археологами в культурном слое древнерусских городов. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист с только что написанным текстом полагалось посыпать обычным кварцевым песком. Он хранился в специальной песочнице: сосуде, закрытом крышкой с небольшими отверстиями (наподобие современной солонки).

Наряду с чернилами, для украшения книг и грамот писцы использовали разные краски. Уже в Древней Руси большое распространение получила киноварь — яркая красная краска, составленная на основе ртути (сурьмы). Наиболее часто киноварью писались инициалы — большие разукрашенные орнаментом буквы в начале крупных разделов рукописной книги.

Инициалы и яркие заголовки, сделанные большими красными буквами, дали названия таким понятиям, как «рубрика» или «красная строка» (от лат. «ruber» — «красный»). Впервые инициалы появились в ирландских рукописях VIII в., а также в рукописях, изготовленных на территории Франкского государства эпохи Меровингов. С тех пор буквы первой строки стали раскрашиваться яркими красками и выделяться во всех кодексах. В меровингских рукописях они состояли из зооморфных фигурок (изображения рыб или птиц). Принцип оформления первой строки и графически выделенное письмо первой буквы — инициала — древнерусские писцы заимствовали из Византии.

Рецепты приготовления киновари содержатся в русских рукописях XVI-XVII вв. В небольшом горшочке сурьма (киноварь естественного происхождения) смешивалась с вишневым клеем (камедью), как бы растворяясь в ней. Затем полученную смесь разводили яблочным соком или квасцами, добиваясь получения краски огненно-красного цвета.

В рукописи XVI в. имеется рецепт приготовления киновари — «указ, как киноварь творити». Действия писца, колдующего над приготовлением киновари, расписаны в нем очень последовательно: «Возьми маленький сосудец и всыпь киноварь, и положи маленько воды, и мешай пером, пока не загустеет. И потом долей воды, пока [смесь] не растворится и не будет сухих [комочков].

И поставь тот сосуд не на долго, пока [смесь] не устоится. И слей с киновари воду в другой сосуд, и раствори на камеди, и положи тут же немного квасцов, и тогда же [перелей смесь] в пищий сосуд [чернильницу]. А квасцы класть в зависимости [от размера] сосуда, поскольку велика польза киновари от квасцов становится. Киноварь очень красна. Если же будет черна и не [будет] бежать с пера, возьми яблоко кислое, сильно его изомни и выжми из него сок в киноварь: очень будет хорошо, и полезнее квасцов и гнезда, и румяной будет киноварь, и красна очень».

В XVI и особенно со второй половины XVII в. для украшения книг и грамот наряду с киноварью на Руси стала применяться розоватооранжевая краска свинцового состава — сурик. В XVI в. изготовляли сурик путем прокаливания свинцовых белил: «возьми белила и положи в черный железный сосуд и поставь на жар. И как сгорят белила, станут красны. Это и есть сурик».

Кроме киновари и сурика, древнерусские художники и писцы использовали охру (светло-желтую железистую краску), лазорь (синюю ультрамариновую краску), медную по составу зеленую краску ярь-медянку, зелень (зеленую краску, приготовленную из малахита), крутик (синюю растительную краску), а также черную углеродистую краску и свинцовые белила. В качестве связующего элемента для замешивания красок употреблялся яичный белок, а позднее — рыбий и пергаменный клей и мед.

В западноевропейских трактатах, посвященных искусству иллюминирования рукописей, наряду с яичным белком, клеем и медом упоминаются камедные растворы вишневого, сливового и миндального дерева, вино, уксус, моча, фруктовый сок. Некоторые краски получали в результате смешивания разных цветов. Так, зеленую краску можно было составить из желтой и синей. Краску, которую называли празелень, получали из смеси сине-зеленой, синей и желтой. Голубую — из смеси синего крутика и белил и т.д.

Читайте также:
Как определить природный алмаз

Уже в XI в. для оформления книг в Древней Руси стали использовать золото. Золотом украшены Остромирово евангелие 1056-1057 гг., Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие 1103-1117 гг. и др. Серебро в письменной культуре Руси встречается редко, хотя оно довольно широко употреблялось писцами и художниками средневековой Европы и Византии.

Золото, которое использовалось для оформления древнерусских рукописных книг, было двух видов: листовое и твореное. Письмо листовым золотом использовалось в самых древних рукописях. Письмо же твореным золотом, известное в Европе начиная с XIV в., стало употребляться на Руси в основном в XVI-XVII вв.

Листовое золото представляло собой исключительно тонкие пластинки, которые накладывалось на фигуры, предварительно написанные рыбьим или вишневым клеем. Твореное золото существовало в виде краски. Оно было тщательно истерто в порошок и смешано с медом, солью и вишневым клеем, что превращало его в сметанообразную массу. Таким золотом можно было писать при помощи пера или кисти.

В рукописи XVII в. о технике письма золотом говорится: «Положи меду с грецкий орех, а золота листов пять или шесть. А распределить по одному листу и пальцем тереть, пока золото не сравняется с медом, и вымывать водой по пять или шесть раз, а воду сливать в другую посудину. И вымыв золото, растворить в камеди очень жидкой, и писать по киновари, а написав, высушить насухо и гладить медвежьим зубом».

Письмо чернилами и цветными красками, а также золотом не было одновременным. Сначала писец писал весь текст обычными чернилами. Для инициалов же и заголовков оставлялось место, которое художник или же сам писец позднее заполнял киноварью, цветными красками или золотом.

Источник: maxbooks.ru

Киноварь — это. Киноварь (минерал): фото

Киноварь – это минерал, который издавна являлся основой насыщенной красной краски. Изготавливали ее и этруски, и древние египтяне, и финикийцы. При этом на Руси такая краска использовалась при росписи икон. Минерал на свежем сколе напоминает яркие пятна крови. С арабского «киноварь» переводится как «драконова кровь».

Второе название камня — циннабарит.

киноварь это

Киноварь – это минерал, который содержит в себе 86,2 % ртути. Кристаллизуется в сингонии, преимущественно образуя мелкие толстотаблитчатые или ромбоэдрические кристаллы, порошковатые или зернисто-кристаллические массы. Для камня характерны также двойники прорастания и совершенная в 1-ом направлении спайность. В тонких осколках минерал прозрачен, обладает интересным «алмазным» блеском. Камень легко плавится, а при нагревании до 200˚C полностью испаряется, образуя пары сернистого газа и ртути.

Происхождение

Эти минералы и камни – самые распространенные минералы ртути. Возникают в близповерхностных гидротермальных месторождениях наряду с кальцитом, кварцем, антимонитом, баритом, галенитом, пиритом, марказитом, иногда с самородным золотом и с самородной ртутью. Киноварь часто откладывается в жилах в джаспероидных сильно метаморфизованных породах, ассоциированных с горячими щелочными источниками и недавно остановленной вулканической активностью.

Промышленный самостоятельный интерес представляют остаточные достаточно крупные элювиально-склоновые россыпи, аллювиальные и ложковые россыпи ближнего сноса, золотоносные россыпи, из которых попутно извлекается киноварь. Остаточные россыпи минерала наиболее распространены в местах появления кор химического выветривания. Небольшие, но очень богатые скопления минерала приурочены к делювиальным и элювиальным отложениям в карстовых полостях и воронках.

минералы и камни

В высоких и умеренных широтах также можно встретить киноварь. Это связано с развалами на междуречьях и склонах в районе рудного поля. Элювиально-склоновые россыпи минерала имеют форму пластовых залежей и содержат киноварь вместе с кварцем (встречается также и самородная ртуть).

Читайте также:
Как сделать полуарку из шаров своими руками

А вот в аллювиальных и ложковых россыпях минерал накапливается в виде зерен и окатанных галек, которые сложены массивными плотными разностями. Главная ее масса находится на плотике. У этих россыпей протяженность составляет 1-2 км, при этом мощность пласта – до 3 м. В основном они связаны с коренными источниками, которые выходят в днище долин, кроме того, представляют собой залежи гнездового или струйчатого строения. Россыпи киновари находятся в Северной Америке, на Северо-Востоке России. Возраст россыпей минерала плиоцен-четвертичный; при этом на Северо-Востоке нашей страны выявлены аллювиальные погребенные россыпи киновари среди приморских впадин.

Месторождения

Самое крупное в мире месторождение находится в Испании, на его долю приходилось до недавнего времени около 80% всей добычи ртути в мире. Также добывается на Украине, Югославии, Италии, США. Из месторождений Средней Азии крупнейшее в Киргизии (Хайдаркан и Чаувай), а также в Таджикистане (Адрасман). В нашей стране крупное месторождение есть также на Чукотке.

Магические свойства

Профессионалы заявляют, что киноварь – минерал, который понимает и чувствует все проблемы своего хозяина, но не успокаивает, а учит трудный период переживать легче — смеяться над ситуацией и собой. Камень показывает владельцу, как лучше вести себя для того, чтобы в дальнейшем избежать неприятностей. В общем, киноварь, цвет которой у многих ассоциируется с кровью, может изменить человеческий характер и научить жить, а не выживать, усваивая жизненные уроки и получая удовольствие.

киноварь цвет

Астрологи советуют носить изделия с этим минералом всем знакам зодиака за исключением Скорпиона. Лучше всего он служит Тельцам. Хотя если постоянно носить с собой минералы и камни, то может пошатнуться состояние здоровья человека. За счет этого специалисты изделие с таким самородком советуют надевать только в сложных жизненных ситуациях. При этом делать это до того момента, пока не изменится отношение к прецеденту, а человек не начнет относиться с юмором к неприятности.

Особую распространенность киноварь получила в период расцвета алхимии в странах Европы. Тогда ртуть была символом поиска бессметрия. Она являлась обязательным компонентом исследований каждого уважающего себя алхимика. У многих фиолетовый оттенок паров ртути ассоциируется до сих пор с загадкой.

красная киноварь

Лечебные свойства

Поскольку киноварь – это сульфид ртути, то данный минерал нельзя использовать для лечения. Его прием внутрь способен привести к отравлению или к смерти человека. На Востоке в древности камень применяли для лечения проказы, хотя его эффективность сомнительна. В малых дозах в Европе использовали киноварь, цвет которой многих поражает и сегодня, для лечения сифилиса, но зачастую это приводило к смерти или тяжелым отравлениям пациента.

Амулеты и талисманы

Этот камень — талисман финансистов, бизнесменов, людей, которые склонны драматизировать ситуации, а также всех, кто повторяет неоднократно какую-то ошибку. Его можно использовать с осторожностью и изредка.

Интересно

Красная киноварь в Римской империи добывалась для получения красного натурального пигмента и ртути. И сегодня разрабатываются некоторые из римских шахт. Плиний Старший в своих сочинениях упоминает, что в Испании Древний Рим закупал каждый год около 4,5 тонн ртути.

киноварь минерал

Другой древний рудник — Хайдаркан в Киргизии, где сохранились также различные следы древних работ: металлические клинья, крупные выработки, реторты из глины для обжига киновари, светильники, огромные отвалы огарков, образующихся при этом. Археологические раскопки демонстрируют, что в Киргизии ртуть добывали в течение многих столетий, и только в 13-14 столетиях, после того как преемники Чингисхана здесь уничтожили все ремесленно-торговые центры, была прекращена добыча руды. В середине двадцатого века данное месторождение Хайдаркан активно возобновило свою работу. В древности минерал добывался не как источник ртути, а как дорогой и незаменимый минеральный пигмент.

Источник: fb.ru

Рейтинг
Загрузка ...