быстроходное морское парусное судно, существовавшее до конца 19 в. и предназначенное главным образом для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти). К. имели острые обводы, 3—4 мачты и весьма развитую парусность.
Найдено 1 изображение:
Изображения из описаний на этой странице
КЛИПЕР, -а, мн. -ы, -ов и -а, -ов, м. Быстроходное морское парусное(или парусно-па-ровое) судно. II прил. клиперный, -ая, -ое.
клипер м. Быстроходное парусное или парусно-паровое трех-четырехмачтовое судно.
клипер
м. мор.
clipper
клипер сущ., кол-во синонимов: 3 • клиперок (1) • клиппер (3) • судно (401) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: клиперок, клиппер, судно
быстроходное парусное судно.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
род парусного судна, имеющего весьма быстрый ход.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
(гол. klipper, англ.clipper)
1) быстроходное океанское трехмачтовое парусное судно, существовавшее до конца 19 в.; в военном флоте клиперы использовались для дозорной и посыльной службы, в торговом — для перевозки ценных грузов (чая, пряностей, шерсти);
2) современное быстроходное парусно-моторное промысловое судно.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
клипера, м. [ гол. klipper ] (мор.). Быстроходный трехмачтовый парусный корабль.
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
а, мн. клипера, ов и клиперы, м. (нидерл. klipper, англ. clipper to clip быстро бежать).
1. ист. Быстроходное океанское трехмачтовое парусное судно, использовавшееся в военном и торговом флоте до конца 19 в.
2. Современное быстроходное парусно-моторное промысловое судно.
Клиперный — относящийся к клиперу 1, 2, клиперам.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Синонимы:
клиперок, клиппер, судно
(Clipper) — военный корабль парусного флота, отличавшийся острым образованием корпуса и относительно большим ходом при сравнительно небольшом водоизмещении (от 600 до 1500 т). К. предназначались для несения дозорной, разведочной и посыльной службы. Их ранее других кораблей начали снабжать паровыми двигателями.
Артиллерийское вооружение К. состояло из 20—24 орудий, расположенных на верхней палубе, парусное — из трех мачт (задняя сухая). Клипера получили свое название от быстроходных парусных американских судов, появившихся в половине XIX в.и отличавшихся острыми обводами, большими размерами рангоута, значительной парусностью и исключительной скоростью для парусных судов. Часто на К. можно встретить до пяти реев на мачте. Чайными клиперами называются парусные К., занимающиеся исключительно транспортировкой чая из Китая и о-ва Цейлона в Европу.
Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941
1) трехмачтовый парусный (парусно-винтовой) быстроходный военный корабль 19 в. для разведывательной, дозорной и посыльной служб.
2) Парусное судно с острыми обводами и развитой парусностью для перевозки на большие расстояния грузов (чая, пряностёй и др.). Появились в середине 19 в. и просуществовали до конца века.
EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010
парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль. Вооружен 6 — 10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до 1.500 т.
EdwART. Морской словарь , 2010
— воен. судно особого кл., существовавшего в рус. флоте во 2-й пол. 19 в. Первонач. предназначались для дальнего океан. крейсерства, последние клипера использовались как вспомогат. суда для дозорной, посыльной и т. п. службы. В К. сочетались большая скорость, и высокие мореходные качества и способность к длит. автоном. плаванию.
Появление этого кл. в рус. флоте стало реакцией России на поражение в Крымской войне, в результате чего была принята доктрина крейсерской войны. Первые 6 парусно-винтовых К. («архангельские К.»: «Джигит», «Наездник», «Опричник», «Пластун», «Разбойник», «Стрелок») заложены в сент. 1855, вошли в строй весной 1857. В соответствии с программой усиления крейсерского флота в 1860-62 построена 2-я сер.
К. («Абрек», «Алмаз», «Всадник», «Гайдамак», «Жемчуг», «Изумруд», «Яхонт»). В связи с принятием «программы 4-х отрядов» на смену устаревшим дерев. К. в 1873-80 построены две сер. с цельнометаллич. («Крейсер», «Разбойник», «Стрелок») и композитными жел.-дерев. («Наездник», «Пластун», «Вестник», «Опричник») корпусами. Последний из них («Стрелок») действовал в составе флота до 1914.
По классификации 1892 К. были отнесены к рангу крейсеров 2-го ранга. В период до рус-япон. войны оставшиеся в строю К. использовались преим. для разведыват. плаваний.
(от англ. clipper — быстрый), 1)трёхмачтовый парусный или парусно-паровой (винтовой) корабль 19 в., предназначавшийся для дозорной, развед., посыльной служб и действий на коммуникациях пр-ка. Водоизм. 1300-1650 т, дл. 63-70 м, шир. до 10 м, осадка до 6 м, скорость хода до 15 уз (27,8 км/ч). Вооружение до 15-24 ор. малого калибра, экипаж до 200 чел.
К. активно использовались для дальних плаваний и океан. научно-исследоват. экспедиций. В рус. ВМФ в 1892 переклассифицированы в крейсеры 2 р.; 2) быстроходное парусное судно, служившее в 19 в. для перевозки ценных грузов (чай, пряности и др.) и пассажиров. Водоизм. 470-2000 т, скорость хода до 18-20 уз (33,4 – 37 км/ч).
Использовались на линиях, связывавших Зап. Европу с Азией, Австралией и Сев. Америкой; 3) железное парусно-паровое судно 2-й пол. 19 в.; 4) рыбопромысловое судно США 1-й пол. 20 в. Существовали тресковые и тунцеловные К.
1) Орфографическая запись слова: клипер
2) Ударение в слове: кл`ипер
3) Деление слова на слоги (перенос слова): клипер
4) Фонетическая транскрипция слова клипер : [гл’`ип’ир]
5) Характеристика всех звуков:
к [г] — согласный, твердый, звонкий, парный
л [л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] — гласный, ударный
п [п’] — согласный, мягкий, глухой, парный
е [и] — гласный, безударный
р [р] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный 6 букв, 5 звук
Источник: slovaronline.com
Что такое клипер жемчуг
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Третья серия клиперов РИФ («Драгоценная» серия) 4 единицы
Винтовой клипер «Алмаз» 1860 — 1881 гг
Заложен 31 декабря 1860 года на Галерном Островке, Санкт Петербург. Спущен на воду 5 октября 1861 года. Вступил в строй в 1862 году.
В составе эскадры С.С. Лесовского совершил в 1863-1864 годах поход к берегам США. Модернизирован и перевооружен в Кронштадте в 1869 году. Исключен из списков 7 ноября 1881 года.
Водоизмещение 1585,7 т. Размерения 76.2×9.4×5.4 м
Воружение — 7 пушек (возможно 3 — 152 мм, 4 — 9 фн)
Бронирование: нет
Механизмы паровая машина мощностью 1453 и.л.с. завода «Гомфрейса», Англия. 1 винт
Скорость 12 узлов Экипаж 9 офицеров и 175 матросов
Отредактированно Strannik4465 (07.01.2023 17:01:39)
REMEMBER THE GOOD OLD NAVY
#430 12.01.2018 15:32:19
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Клипер «Жемчуг»
Винтовой клипер «Жемчуг» 1860 — 1892 гг.
Заложен 31 декабря 1860 года на Галерном Островке, Санкт Петербург. Спущен на воду 14 октября 1861 года. Вступил в строй в 1862 году.
Модернизирован и перевооружен в Кронштадте в 1869 году. Исключен из списков в 1892 году.
Водоизмещение 1585,7 т. Размерения 76.2×9.4×5.4 м
Воружение — 3 — 152 мм, 4 — 9 фн, позднее (в 1882 году) 1 ПТА и 2 минных орудия
Бронирование: нет
Механизмы паровая машина мощностью 1438 и.л.с. завода «Гомфрейса», Англия. 1 винт
Скорость 11 узлов Экипаж 9 офицеров и 175 матросов
Отредактированно Strannik4465 (07.01.2023 17:03:57)
REMEMBER THE GOOD OLD NAVY
#431 12.01.2018 15:36:33
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Клипер «Жемчуг» Художник Алексеев. ЦВММ.
Клипер «Жемчуг» «Иллюстрированное обозрение»
Отредактированно Strannik4465 (07.01.2023 17:18:26)
REMEMBER THE GOOD OLD NAVY
#432 12.01.2018 15:50:04
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Клипер «Изумруд»
Клипер «Изумруд». Клипер «Изумруд» был заложен 15 июня 1861 г. в Петербурге в Новом адмиралтействе. Корпус строился из курляндского, польского и казанского дуба с элементами тика, красного дерева, лиственницы и сосны. Крепление подводной части медное, а надводной — железное. Стоимость клипера без машин: «Изумруда» — 304 417 руб.
Размерения клипера одинаковы с «Алмазом».
Для клипера машину заказали в Бельгии на заводе Коккериль по цене 157 274 руб. 50 коп. за машину. Мощность машины 350 номинальных л. с.
«Изумруд» был спущен 2 сентября . На ходовых испытаниях «Изумруд» дал 13 узлов при мощности машины 1254 индикаторные л. е В 1870 году был отремонтирован в Кронштадте. Он получил новые котлы и пушки образца 1867 года: три 6-дюймовые и четыре 4-фунтовые. К 1880 году четыре 4-фунтовые пушки заменили на две 9-фунтовые.
19 декабря 1872 года клипер «Изумруд» под командованием М. Н. Кумани забрал в бухте Астролябия на Новой Гвинее знаменитого русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая. Затем клипер несколько недель провел в плавнии среди островов Индонезии и Филиппин.
11 октября 1886 года «Изумруд» был исключен из списков судов флота и продан на слом.
Клипер «Изумруд» в Кронштадте по возвращению с Дальнего Востока. Слева корвет «Аскольд»
Отредактированно Strannik4465 (07.01.2023 17:22:17)
REMEMBER THE GOOD OLD NAVY
#433 12.01.2018 15:59:26
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Клипер «Яхонт»
Клипер «Яхонт» был заложен 15 июня 1861 г. — на Охтинской верфи. Корпус строился из курляндского, польского и казанского дуба с элементами тика, красного дерева, лиственницы и сосны. Крепление подводной части медное, а надводной — железное. Стоимость клипера без машин: «Яхонта» — 358 423 руб. Размерения клиперов одинаковы с «Алмазом».
Для клипера машину заказали в Бельгии на заводе Коккериль по цене 157 274 руб. 50 коп. за машину. Мощность машины 350 номинальных л. с.
Спущен «Яхонт» 6 октября 1862 г. На ходовых испытаниях «Яхонт» дал ходу 12 узлов при 1200 индикаторных л. с.
Клипер «Яхонт» на открытии Суэцкого канала в 1870 году. «Иллюстрированное обозрение»
Отредактированно Strannik4465 (07.01.2023 17:28:18)
REMEMBER THE GOOD OLD NAVY
#434 12.01.2018 18:11:39
VitaGree Гардемаринъ Откуда: Нижний Новгород HMNZS Tui Сообщений: 759
Re: Русские клипера
Strannik4465 написал:
#1238415
Это «Абрек, а не «Морж» «Моржа» на момент, создания снимка во Владивостоке не было
Извините, но я не по дате снимка сужу, а по кораблю. Судя по чертежам «Абрека», опубликованным в журнале Вашего авторства, у клипера между трубой и грот-мачтой целая 6-дюймовка влезала, а тут труба вплотную к мачте стоит, не гвооря уже об ином расположении орудийных портов и, как подсказывают, другой форме форштевня.
Может, это и не «Морж», но уж точно не «Абрек».
Tohea te Tohe
#435 13.01.2018 15:05:54
Strannik4465 Адмиралъ Сообщений: 43093
Re: Русские клипера
Четвертая серия клиперов РИФ (типа «Крейсер») 8 единиц.
Морское министерство в своем отчете за 1867 — 1868 гг. указывало, что крейсерские силы Российского флота находятся в упадочном состоянии. Постройка новых полуброненосных крейсеров типа «Генерал-Адмирал» безнадежно затягивалась из-за отсутствия финансирования. В море посылались «прежние деревянные фрегаты, корветы и клипера, утратившие боевое значение». За последние годы по разным причинам погибли винтовые фрегаты «Александр Невский», «Олег», корвет «Новик» и клипера «Пластун» и «Опричник». Гниль съела деревянный фрегат
«Генерал-Адмирал». Герои Американской экспедиции 1863 — 1864 гг., «Пересвет» и «Ослябя», были сданы в порт из-за ветхости. Морально и технически устарели клипера типа «Разбойник», построенные в 1855 г. Подводя итоги, Морское министерство сделало вывод, что «традиции флота со времени его великого основателя» требуют «сооружения боевых кораблей для плавания в открытых морях».
Это и в самом деле было крайне необходимо, так как «в иностранных флотах появились новые типы судов», а Российский флот по достижении кораблями предельного срока службы мог оказаться ни с чем. Что, в свою очередь, повлекло бы «невозможность продолжать океанские плавания для практического образования офицеров и команд». Постройку новых кораблей подталкивал и политический фактор. На Дальнем Востоке усиливалось влияние Японии, росла мощь японского флота, регион стал сосредоточением международных интересов. От России требовалось постоянное присутствие в Тихоокеанских водах «морских сил, могущих охранять интересы и достоинство Империи».
После рассмотрения разных вариантов было предложено создать четыре крейсерских отряда (в каждом корвет и два клипера), которые бы поочередно, сменяя друг друга, в течение трех лет несли службу на Дальнем Востоке, а затем проходили ремонт в Кронштадте. По этой программе рекомендовалось «построить по новейшим чертежам, выработанным для крейсерства наукой кораблестроения согласно современным требованиям морского искусства», четыре корвета и восемь клиперов.
Ознакомившись с отчетом, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич сформулировал принципы строительства новых кораблей: «. чрезвычайная быстрота хода, небольшое число орудий возможно большего калибра и немногочисленная команда».
В начале 1871 г. генерал-адмирал поручил МТК «проектировать чертежи винтового неброненосного клипера для океанского крейсерства, придерживаясь типа клиперов «Абрек» и «Всадник». Корпус предусматривался железный, с деревянной наружной обшивкой по водной части, машины — «со всеми усовершенствованиями такой системы, которая бы доставляла наибольшую экономию в топливе». Ставилась задача создать предельно оптимизированный и максимально экономичный малый корабль, в котором преимущества железного судостроения стали бы гармоничным продолжением преимуществ парусного.
Согласно этому распоряжению корабельное отделение Морского министерства к октябрю 1871 г. составило чертеж неброненосного клипера, имевшего те же обводы корпуса, что и клипера «Абрек» и «Всадник», но длиннее на 4,3 м, с пропорциональным увеличением его ширины и высоты. Водоизмещение клипера по сравнению с «Абреком» должно было вырасти с 1069 до 1334 т. Длина по проекту составляла 63,2 м, ширина — 10,1 м, средняя осадка — 4,27 м. Паровая машина системы «компаунд» мощностью 100 л.с. могла обеспечить ход до 12 уз. Парусное вооружение площадью 1200 — 1500 м2 позволяло рассчитывать на скорость до 12 — 13 уз. Артиллерийское вооружение планировалось, как на «Абреке»: три 152-мм и четыре 87-мм нарезных орудия.
Великий князь в целом проект одобрил, а летом 1872 г. прошло всестороннее его обсуждение на совещании с представителями флота и судостроения. Тогда же решили для облегчения корпуса двойного дна не делать, а для обеспечения непотопляемости обойтись надежными поперечными переборками и проложить через весь корпус водоотливную трубу, с насосами и эжекторами. Кроме того, рекомендовалось улучшить на корабле условия обитаемости.
В том же году судостроительная программа была утверждена, и на строительство выделили необходимые средства.
Источник: tsushima.su
Что такое клипер жемчуг
Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии, Минск: Харвест, 2000.
Широкорад А. Б. Тайны русской артиллерии. М.: Яуза, ЭКСМО, 2003.
Вообще-то пушки лили из бронзы. В XVIII–XIX вв. сплав, из которого лили орудия, назывался артиллерийским металлом или орудийной бронзой. В ней содержалось 90–92 % меди и 10–8 % олова. Я же для удобства читателей называю орудия медными так, как их назвали в большинстве случаев в XV–XIX вв.
ГБЛ, Отд. рукоп., ф. 169, карт. 42, д. 30.
Термин «линейный корабль» в парусном флоте никогда не употреблялся, был просто корабль, вооружение которого составляли от 66 до 135 пушек.
В 1991 г. господа самостийники официально переименовали матроса Кошку в Кишку.
Военная энциклопедия // Под ред. К. И. Величко, В. Ф. Новицкого, А. В. Фон-Шварца и др., в 18 томах, Петербург. 1911–1915. Т. VII. С. 226.
Там же. Т. ХIII. С. 226.
В XIX веке Морское ведомство несколько раз переименовывалось в Морское министерство и обратно в ведомство. К тому же в силу инерции в документах того времени встречается одновременно и Морское ведомство, и Морское министерство.
60-фунтовая пушка № 2 имела более короткий ствол и несколько худшие баллистические данные.
Артиллерийский полигон под Петербургом.
Номинальная л. с. — это расчетная мощность машины. Она у первых пароходов была близка к фактической или, как ее тогда называли, индикаторной, но по мере совершенствования машин все больше расходилась с ней.
«Выборг» был построен в 1839–1841 гг. как парусный корабль и в 1854 г. оснащен паровой машиной мощностью 450 номинальных л. с.
Станюкович К. М. Морские рассказы. М.: Художественная литература, 1987. С. 4, 6.
Вблизи современного Владивостока.
Синтаро Накамура. Японцы и русские. М.: Прогресс, 1983. С 198–199.
Военная энциклопедия. Т. II, С. 387.
А интересующихся я отправляю к моей книге «Русско-японские войны 1904–1945», Минск: Харвест, 2003.
- Альтернативная медицина
- Астрономия и Космос
- Биология
- Биофизика
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Деловая литература
- Домашние животные
- Домоводство
- Здоровье
- Зоология
- История
- Компьютеры и Интернет
- Кулинария
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Металлургия
- Научная литература — прочее
- Обществознание
- Педагогика
- Политика
- Психология
- Радиоэлектроника
- Религиоведение
- Сад и огород
- Самосовершенствование
- Сделай сам
- Спорт
- Строительство и сопромат
- Технические науки
- Транспорт и авиация
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Хиромантия
- Хобби и ремесла
- Шпаргалки
- Эзотерика
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
Источник: www.plam.ru