Такой простой и абсолютно понятный каждому опытному керамисту термин вызывает много вопросов у человека, недавно столкнувшегося с изготовлением керамики. Мы не будем держать тайн и внесем больше ясности в этот вопрос.
Итак, кракле – это трещинки в глазури, которая покрывает керамику. Но бывают и трещинки, которые керамисты называют цеком – цек это уже брак, трещины, которые нежелательны и не были задуманы в изделии.
Цек от кракле отличается более крупным рисунком, длинными и непривлекательными трещинами. Кракле должно быть мелким и равномерным.
Если цек является однозначным браком и такие изделия в любом случае не должны быть использованы в качестве посуды (еда застревает в трещинках и в них размножаются бактерии), то с кракле вопрос остается открытым.
Кракле однозначно красиво смотрится на разных вазочках, подсвечниках и других предметах интерьера.
Мастер-класс по одношаговому кракелюру «Как получить кракелюры нужной формы и размера»
Ваза в глазури кракле
В китайских и японских чайных церемониях часто используются пиалы для чая, внутренняя поверхность которых усыпана маленькими трещинками. Китайцы и японцы считают, что чай, оседающий в трещинках – это красиво и никак не влияет на пищевые свойства чашечек.
Иногда керамисты специально выделяют трещинки светлой глазури, втирая в обожженную глазурь порошок черного пигмента, и обжигая еще раз.
Природа кракле такая же, как у цека. Это разница в КТР (коэффициенте температурного расширения) глазури и глины. При цеке эта разница очень высокая, при кракле она ниже. При этом иногда можно столкнуться с ситуацией, когда с конкретной глиной глазурь, которая заявлена как кракле, «не краклит». Это значит что КТР материалов близко попали друг в друга, нужно пробовать глазурь на другой глине.
Желаем вам удочный экспериментов и только задуманных трещинок!
Источник: nnceramics.ru
Что такое кракелюр и чем он отличается от цека
Статьи
Термины «Кракле» или «Кракелюры» знакомы каждому опытному керамисту, однако у начинающих мастеров возникает множество вопросов относительно их толкования. Значение слова «Кракелюр» приводится к любом словаре, тем более, что можно детально рассмотреть этимологию слова и на основе полученных данных сформулировать определение.
К сожалению, от этого количество вопросов едва ли уменьшится. Здесь нужна консультация керамиста со стажем или, как минимум, полноценная статья, раскрывающая всю сущность вышеуказанного понятия, от его значения, до методов получения.
Кракелюр Это просто ??? Работаем с кракелюрным лаком.
Первая проблема возникает, когда читатель пытается сопоставить толкование терминов «Кракелюр» и «Цек». Действительно, их определения схожи по смыслу. Но главный парадокс заключается в том, что начинающий мастер не понимает, является ли кракелюр дефектом, возникшим по причине нарушения технологии обжига керамики, или это один из способов декорирования изделия. Постараемся внести ясность и ответить на поставленные вопросы.
Общее значение термина
Кракелюром или кракелюрами называются трещины, появившиеся на лаке или на краске. Обычно причина их возникновения – действие времени. Такие трещины можно наблюдать на старой керамике или на древних картинах. Еще одна причина растрескивания слоя лака или краски заключается в несоблюдении условия хранения или в резком перепаде температур.
Кракелюр наблюдается локально или покрывает всю поверхность. Если говорить о живописи, то встречаются глубокие трещины, проходящие через все слои краски. Но иногда растрескивается только верхний слой. В керамике наблюдается нечто подобное.
В русский лексикон слово «Кракелюр» пришло из французского языка (craquelure), однако у него английские корни. Термин произошел от глагола to crackle — «трескаться».
Кракелюры известны мастерам еще с древности. Но в средневековье растрескивание воспринималось исключительно как дефект поверхности, поэтому создавались такие лаки, которые бы сохраняли целостность поверхности с течением длительного времени. Время показало, что полностью избежать трещин просто невозможно.
По картине, которую дают кракелюры, эксперты определяют возраст глиняного изделия, а также место, где оно было изготовлено. Искусствоведы разработали целый ряд критериев для оценки трещин. Особую роль играют форма, размер, направление и толщина.
Художники, чтобы избавиться от кракелюра, укрепляют красочный слой. Полотна хранятся в строго определенных условиях (температура и влажность). Но кракелюр может быть создан и искусственно. Особенно это популярно при изготовлении керамики. Техника создания искусственных трещин зародилась еще в Китае примерно в 1170-х годах.
В Европе же мода на кракелирование появилась только в 18 веке. Во Франции изобрели специальный лак, который наносился между слоями краски, после чего наблюдалось растрескивание.
Цек или кракелюр
Цек или цека в словаре керамиста означает волосяные трещины, появляющиеся на лакированной поверхности керамики. Причиной образования цека является несоответствие коэффициентов теплового расширения материалов черепка и глазури. Уже при остывании после обжига на поверхности изделия могут образовываться мелкие трещинки. С цеком можно бороться, причем опытные керамисты знают немало способов не только предотвратить появление трещин, но и избавиться от уже образовавшихся.
Несмотря на схожесть определений, керамисты все-таки различают понятия цека и кракле.
- Кракелюром они называют декоративные трещинки, которые были сделаны специально, в качестве украшения.
- Цек – это брак керамики, а его трещины не были задуманы мастером.
По мнению некоторых специалистов цек от кракелюра отличается более крупным рисунком и длинными трещинами, которые внешне смотрятся далеко не привлекательно. Кракле – мелкие и равномерные трещинки.
Есть еще один важный момент, в котором содержится отличие двух понятий. Если цек является браком, то использовать керамические сосуды в качестве посуды нельзя. В глубоких трещинах может застревать еда, что приведет к развитию бактерий. Керамика, покрытая кракелюром, может использоваться в качестве посуды, если трещины заплавлены. В них втирается красящий пигмент, а сверху они заливаются глазурью и обжигаются.
Как получить кракелюр
Существует несколько теорий, объясняющих появление кракелюра. По одной из таких теорий «рубашка» обожженного изделия, то есть его глазурь, «тесновата» для черепка. Можно привести аналогию на примере человек, которому мала рубаха. Подобно тому, как одежда рвется, растрескивается и слой глазури.
Обычно это наблюдается на стадии остывания после глазурного или надглазурного (декоративного) обжига. Время появления трещин предсказать нельзя. С одинаковой вероятностью они могут проявиться как через год, так и через сто лет. Таким образом, кракелюры на керамике вовсе не означают, что изделие отличается «почтенным» возрастом.
Фаянс и майолика почти всегда с течением времени покрываются кракле. Особенно растрескиванию подвержены изделия, которые испытывают постоянные вибрации и перепады температур. Например, частое мытье горячей водой может спровоцировать появление кракелюр. Искусственные трещины на фарфоре получить сложно, зато брак в виде цека образуется достаточно часто. Стоит лишь увеличить скорость охлаждения изделия после глазурного обжига, как сразу получится неравномерное изменение температуры на поверхности и в глубине черепка.
В классической теории считается, что подобный дефект наблюдается при несоответствии коэффициентов температурного расширения глазури и черепка. В результате разной усадки глазурь испытывает механические напряжения, приводящие к разрывам слоя. Но есть и другая версия, которая может служить руководством для получения искусственного кракле.
Суть этой версии сводится к тому, что дело не в показателях КТР. В двухэтапной схеме обжига фаянса утильный обжиг проводится при высокой температуре. В этот период глина дает максимальную усадку, и размеры черепка после утильного обжига практически не изменяются. Во время же глазурного обжига глазурь претерпевает огневую усадку. Этим и объясняется тот факт, что «рубашка» становится «маленькой».
Сетку кракелюра называют «очарованием глубокой старости», подчеркивая своеобразную красоту искусственного дефекта. Сегодня мастеру нет необходимости нарушать технологию обжиг, так как есть специальные глазури, которые после термообработки дают мелкий кракелюр. Преимущество таких глазурей заключается в том, Что трещинка образуется только в верхнем слое, в то время как черепок остается цельным и влагонепроницаемым.
Снежное кракле
Внешний вид кракелюров зависит от состава глазурей. Каждой глазури, с помощью которой можно получить мелкие трещинки, керамисты дали свое название. «Снежное кракле» — это одна из таких глазурей. Техника нанесения глазури позволяет получать трещины не только в плоскости поверхности, но и в перпендикулярной плоскости. Достигается такой эффект за счет формирования достаточно толстого слоя. Ячейки кракелюра представляют собой правильные шестиугольники, поэтому глазурь еще называют «панцирем черепахи».
Для получения объемной картины необходимо наносить несколько слоев глазурей, каждый из которых должен подлежать обжигу. Чтобы управлять рисунком или размером трещин, необходимо иметь определенные познания относительно коэффициентов теплового расширения материалов и их совместимости. В составе глазури присутствуют такие элементы, как оксид натрия и оксид магния. Они имеют разный КТР, поэтому дозированием составляющих можно регулировать суммарный коэффициент.
Глазурь «Снежное кракле» наносится слоем толщиной до 6 мм. Псле обжига трещины зачастую не наблюдаются. Необходимо выждать несколько дней для формирования устойчивой картины. Так как разрывы глазури не заплавляются, такие изделия не рекомендуется применять по назначению, то есть, они выполняют исключительно декоративную функцию. Многие начинающие мастера ограничиваются глазурованием поверхности только с одной стороны.
В подавляющем большинстве случаев это приведет к возникновению больших напряжений и, как следствие, к разрушению черепка. На кромках изделия слой глазури после обжига становится более тонким. В результате стекания массы от кромки к середине черепка темный цвет глинистого материала начинает просматриваться сквозь глазурь. В том случае, когда на кромки не наносится дополнительного слоя, темную кайму называют эффектом «фиолетовые губы». Специфика кракле такова, что на вогнутых поверхностях более отчетливо видны рельефные трещины, поэтому наружную поверхность покрывают обычной глазурью, а внутреннюю – глазурью «Снежное кракле».
Глазурь ETSP-03 кракле
Глазури серии EТSP относятся к прозрачным цветным материалам, с помощью которых можно получать поверхности, украшенные кракелюрами. Они поставляются в порошковой форме и разводятся водой. Основная особенность глазурей заключается в том, что они не содержат свинца. Консистенция конечного раствора зависит от пористости черепка, а также от способа глазурования. Рекомендуется сначала провести тестирование на пробном изделии, причем развести порошок с водой в соотношении 1 к 0,8 соответственно.
При получении раствора в воду добавляется порошок небольшими порциями. Маточный раствор должен быть похож на густую сметану, а затем в него добавляется нужное количество воды. Следует помнить, что чем выше пористость черепка, тем более жидким должен быть раствор. При глазуровании методом распыления в глазурь необходимо добавить большее количество воды. Обжигается глазурь EТSP при температуре 980 – 1080 градусов.
Наносить глазурь необходимо на утиль. Предварительно подготавливается поверхность: она очищается от пыли и грязи. Присутствие мельчайших частиц приведет к возникновению дефекта стекловидного покрытия. Глазурь можно наносить кистью, причем форма ее значения не имеет. Главное – чтобы воск был мягким.
Количество слоев глазури зависит от толщины покрытия, которую нужно получить. Растрескиваться после обжига будет наружный слой. При использовании многослойной технологии необходимо дожидаться высыхания каждого слоя.
Кракелюр на двухслойной глазури
При отсутствии специальных глазурей кракле можно получить на обычных поливах, используя двухслойную технологию. Суть метода заключается в том, что два слоя глазури последовательно наносятся друг на друга. Первый слой покрывает утильный черепок и обжигается. В глазурь второго слоя добавляется пластичная глина или гидрат глинозема для увеличения усадки.
Усадка верхнего слоя происходит уже в процессе сушки. Если кракле не наблюдается, то трещины обязательно появятся после обжига, так как глазурь начнет уменьшаться в объеме, что приведет к образованию разрывов. Единственный минус этой технологии – энергозатратность. Необходимо провести два обжига, если не учитывать утильный обжиг.
С технической точки зрения образования кракелюров объясняется тем, что верхний слой глазури предварительно подготавливают. Для увеличения усадки в глазурную суспензию вводят древесную золу. Чтобы измельчить ее, рекомендуется просеять через сито №008. Доля золы должна составлять около 1% от общей массы глазури. Слои также отличаются и по способу нанесения.
Если первый слой наносится поливом или окунанием, то второй необходимо наносить путем напыления. Подробный алгоритм приготовления суспензии и глазурования выглядит следующим образом:
- Сначала готовят глазури разных цветов (например, черного и белого) с влажностью 45%.
- В черную глазурь вводят древесную золу в указанных пропорциях.
- Поверхность черепка покрывается белой глазурью (нанесение поливом).
- Глазурь сушится (необходимость обжига определяется в зависимости от типа глазури).
- Черепок покрывается черной глазурью (напылением).
- Изделие обжигается при температуре 1100 градусов.
В результате деформации верхнего слоя, глазурь разрывается. Образуются трещины, сквозь которые просвечивается белый слой. При желании можно применить ту же технологию, но глазури поменять местами. Тогда на белом фоне будут образовываться черные кракелюры.
Для того, чтобы превратить дефект керамики в настоящее искусство, необходим определенный опыт. Керамисты научились не только контролировать усадку материалов, но и задавать направление механических напряжений, от которого зависит направление трещин. «Высшим пилотажем» считается получение сетки не из хаотичных трещин, а из мелких полос, создающих ячею правильной формы и одинакового размера.
Источник: kovaleva.gallery
Обновляем старую мебель. Очарование трещин
Современный мир стремителен: ультрамодная одежда уже через сезон попадает в разряд «ретро», последняя модель смартфона становится устаревшей быстрее, чем мы её успеваем купить. Поэтому в калейдоскопе быстро сменяющихся одноразовых вещей мы всё больше начинаем ценить старинные предметы быта. Потёртости, царапины и трещины на старых комодах выглядят для многих привлекательнее глянца ламината и пластика.
Очарование старины
Настоящая антикварная мебель — дорогое удовольствие. И её по понятным причинам становится всё меньше. Но существует немало способов создания псевдостарых предметов мебели из вполне современных образцов.
О том, как придать вещам более солидный облик с помощью кисточки и краски, я начала рассказывать в публикации Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания. Здесь продолжим разговор о способах искусственного состаривания мебели с использованием лакокрасочных материалов.
Эффект кракле
Вы обращали внимание на сетку мелких трещин на поверхности картин? Эти трещины (утрата целостности красочного или лакового слоя) называются кракелюрами — от французского слова craquelure (трещина).
Кракелюры на улыбке Джоконды. Фото с сайта ru.wikipedia.org
Некоторые даже считают, что трещинки — неотъемлемая черта всей старой живописи. Это не так. В большинстве случаев кракелюры — это результат нарушения технологии нанесения грунта, красочного слоя и лака. Другая причина их появления — ошибки в смешивании красок, ведь раньше художники, в отличие от нас с вами, не имели возможности покупать готовые краски в магазине «Товары для художников» и делали их сами. Конечно, и неидеальные условия «жизни» произведения тоже играют свою роль в появлении сетки времени.
Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно. Фото с сайта magicake.ru
Сегодня трещины на красочном покрытии — не всегда головная боль реставраторов. В продаже есть составы, специально предназначенные для получения эффекта растресканности. Сетка декоративных трещин может украшать всё что угодно — от шкатулки до торта, создавая антураж старины. Кракле бывает дополнением декупажа или самостоятельным декором.
Составы для кракелюров и принцип действия
Кракемейкеры и производители кракелюрных лаков и красок различают 2 основных типа составов: одношаговый и двухшаговый. Эта классификация при ближайшем рассмотрении не совсем правильная, потому что количество этапов (шагов) в каждом варианте больше. А обилие разных производителей, вариаций химического состава продуктов и их характеристик создаёт путаницу.
Поверхность с кракелюрами
- Одношаговый (однофазный) кракелюр
Сначала предмет покрывают слоем базовой краски, если в этом есть необходимость. Окрашенной поверхности дают полностью высохнуть. Затем наносится кракелюрный лак, слой должен быть довольно толстым. Лак сушится около 40 минут (можно ускорить процесс с помощью фена), но сушка производится не до конца: на вид поверхность должна казаться сухой, но «на отлип» ощущаться незавершённость.
Варианты использования разных цветов основы и финиша в сочетании с кракелюрами. Фото с сайта toolgirl.com
Подготовленную поверхность покрывают слоем финишной краски, например, акриловой. Для удобства нанесения она должна быть довольно жидкой, так как поверхность нужно укрывать с одного раза.
Если водить кисточкой по одному месту несколько раз, то краска скатается, за кистью начнёт «тянуться» и нижний слой лака. Поэтому важно правильно подобрать кисть и степень густоты краски: лучше сделать небольшой «испытательный полигон» — отдельную выкраску. Консистенция состава влияет также на размер трещин: чем краска жиже, тем трещинки тоньше.
Кракелюр на деревянной поверхности. Фото с сайта 1povagonke.ru
Направление появления трещин зависит от движения кисти: если красить вертикально, кракелюры тоже будут вытянуты в вертикальном направлении, и наоборот. Если использовать не кисть, а валик, направленность трещин будет более хаотичной — как на фото выше. Для достижения такого эффекта при окраске небольших предметов можно воспользоваться тампоном из куска поролона.
Форма и размеры трещинок, скорость их проявления зависят также от температуры воздуха при сушке. Здесь тоже можно воспользоваться феном для ускорения процесса.
- Двухшаговый (двухфазный) кракелюр
Двухшаговый кракелюр. Фото с сайта linakarolina.hemsida24.se
Декоративные кракелюры, образуемые двухшаговым кракелюрным лаком, напоминают как раз свой прообраз — сетку трещинок на старинных полотнах. Размеры кракелюров, как и в случае работы с однофазным материалом, зависят от химического состава и толщины слоя лака, скорости высыхания, то есть от температуры и влажности воздуха.
В этом случае также можно попробовать ускорить высыхание с помощью фена, однако лучше сначала попробовать на образце. Овладев техникой и подобрав необходимый состав, можно добиться аккуратных мелких трещинок, как на старом фарфоре.
Имитация старинного фарфора двухкомпонентным кракелюрным лаком. Фото с сайта school-remont.tv
На втором этапе появившиеся трещины затираются пигментом — масляной краской (художественной), битумным лаком, пастелью, металлизированным порошком. В качестве затирки подойдут даже косметические тени.
Трещины, образованные двухкомпонентным кракелюрным лаком
Пигмент «проявляет» кракелюрную сетку. Выбор затирки зависит от состава лака: важно, чтобы порошок прилипал только к трещинам и удалялся с остальной поверхности. Для двухшаговых и одношаговых составов последний этап одинаков: поверхность покрывают обычным лаком для закрепления декоративного эффекта.
Как сделать кракелюры своими руками
Название «двухшаговый» (двухкомпонентный, двухфазный) возникло не из-за второго этапа — затирки кракелюров пигментами. Изначально для создания искусственных трещин на лаковой поверхности применялись два отдельных компонента: собственно, сам лак и покрытие, стягивающее при высыхании лаковый слой.
Например, можно покрыть предмет спиртовым раствором шеллака, а в качестве второго компонента использовать гуммиарабик (раствор смол акации). Так выполнялись подделки известных старинных картин: копировалась не только работа художника, но и следы времени на полотне.
Искусственные трещины на мебели. Фото с сайта makeityours.co.uk
Развитие химической промышленности позволило упростить процесс, совместив в одном флаконе оба компонента, а название «двухшаговый» осталось. Хотя и сегодня большая часть предлагаемого ассортимента средств для такого кракелюра действительно состоит из двух частей, в том числе шеллака и гуммиарабика. А для одношагового есть не только промежуточные кракелюрные лаки, но и краска, которая трескается сама, без лака в качестве подстилающего слоя.
Для создания такого эффекта «под старину» декораторы используют не только специализированную продукцию: в арсенале мастеров есть и подручные средства. Так, эффект одношагового кракелюра можно получить с помощью клея ПВА, используя его в качестве кракелюрного «лака» или смешивая с финишной краской в пропорции 50:50. Также берётся обычный строительный лак, а не из ассортимента художественных магазинов — это дешевле. Трещиноватая поверхность получится и в случае, если краску нанести на слой яичного белка, желатина, геля для стирки или мытья посуды.
Эффект кракле, полученный с использованием клея. Фото с сайта aolop.us
А если акриловую краску протереть 9% уксусом, то он частично растворит красочное покрытие, создав своеобразные микротрещины. Выбор средства зависит от того, какой эффект вы хотите получить.
Кстати, кракле можно сделать и не только лаком и краской (хотя лак всё равно потребуется, но только в качестве завершающего покрытия). Этот способ — хорошая тренировка мелкой моторики, потому что трещиноватость создаётся инкрустацией из яичной скорлупы.
Кракелюры из яичной скорлупы. Фото с сайта blog.alexanderlamont.com
- Обновляем старую мебель. Новая жизнь любимых вещей
- Обновляем старую мебель. Состаривание при помощи окрашивания
- Обновляем старую мебель. Окраска: подготовительные работы
- Обновляем старую мебель. Окраска: какую выбрать краску
- Обновляем старую мебель. Окраска: что вам потребуется кроме краски
- Обновляем старую мебель. Окраска: декораторские идеи для вдохновения
- Обновляем старую мебель. Декупаж
Источник: 7dach.ru