Перечень работ, относящихся к архитектурно — художественной реставрации на памятниках истории и культуры (приложение к приказу Минкультуры СССР от 25.01.84 N 35), (далее — Перечень), действительно содержит только общую характеристику работ и не соотнесен с каталогами расценок Сборников ССН 1984. Иного документа с четкими указаниями для Сборников или конкретных расценок сметно-нормативной базы ССН 1984 об отнесении к архитектурно-художественной реставрации и, соответственно, о норме накладных расходов сегодня не существует.
Термин «золочение» приведен в пункте 2 Перечня:
«2. Реставрация или воссоздание изделий из черных и цветных металлов с вырубкой, выпиловкой, выколоткой, расчисткой, патинированием и другими технологическими процессами (кроме изделий при окрытии рядовой кровли), других сложных поверхностей, подготовки под золочение и отделка поверхности после золочения на полимент, укрепление левкаса и позолоты, расчистка позолоты от трудноудаляемых покрасок.».
В данном документе работы по золочению объединены с работами по реставрации или воссозданию изделий из черных и цветных металлов, без подробного перечня видов работ по реставрации и воссоздания позолоты сусальным золотом. Ясно только одно: к архитектурно-художественной реставрации следует относить работы по реставрации позолоты (расчистке и укреплению) и работы по подготовке под золочение.
ROLEX ОРИГИНАЛ vs ПОДДЕЛКА | Rolex Submariner vs Replica 60.000 РУБ. / Итоги КОНКУРСОВ
Формулировка «отделка поверхности после золочения на полимент» вызывает много вопросов. Поверхность позолоты в случае золочения на полимент полируется, но об этой работе не идет речь в перечне. Ведь тогда к архитектурно-художественной реставрации следует относить и золочение на полимент.
С другой стороны, в соответствии с п. 6 Перечня, к архитектурной реставрации отнесены работы по «Реставрации мебели XVII — XX веков стилей «Барокко», «Рокайль», «Ампир», «Модерн» мастерских «Гроссе, Гамбса, Буля и др.». Учитывая, что мебель, описанная в п. 6, бывает украшена золоченым резным декором, то, наверное, следует считать, что все работы по реставрации и воссозданию позолоты на предметах мебели относятся к архитектурно-художественной реставрации?
Учитывая, что все работы по реставрации и воссозданию золочения сусальным золотом может выполнять только аттестованный специалист — художник-реставратор позолоты, на основании анализа каталога расценок Перечня, а также исходя из практики, можно составить список расценок Сборника ССН-20, отражающих работы, относящиеся к архитектурно-художественной реставрации:
Шифр таблиц расценок
1. Реставрация позолоты
2. Воссоздание позолоты
Источник: smetnoedelo.ru
1. Общие положения
1.1. Все виды реставрационных работ по позолоте деталей памятников архитектуры и предметов прикладного искусства выполняются как последний этап полного комплекса реставрационных работ.
‘Бизнес с нуля’ Реставрация золота
1.2. Реставрационные работы по позолоте деталей памятников архитектуры и предметов прикладного искусства должны выполняться при строгом соблюдении следующих принципов:
— максимальное сохранение в процессе работы всего подлинного, первоначального; все переделки, удаление поздних слоев и вставок, замена отдельных элементов, реконструкция или воссоздание должны быть научно обоснованы;
— повторение первоначального (авторского) метода позолоты;
— надежность применяемых методов и долговечность реставрационных материалов, их устойчивость к процессам естественного старения;
— методика реставрации позолоты должна включать в себя элементы консервации самого предмета: антисептирование, нанесение защитных покрытий, обеспечение устойчивости к температурно–влажностному и инсоляционному режимам, к активным реагентам атмосферы и биоразрушителям;
— обратимость процессов реставраций, т.е. возможность возвратить предмет к исходному состоянию.
1.3. Работы на предметах прикладного искусства должны выполняться в помещениях их постоянного хранения во избежание резких перепадов температурно–влажностного режима.
1.4. Работы по подготовке поверхности под золочение и золочение разрешается производить при температуре воздуха не ниже +14°С
1.5. Работы на фасадных элементах памятников архитектуры выполняют в большинстве случаев методом полного воссоздания, и в этих случаях чаще допускается усовершенствование технологии и использование современных апробированных материалов.
1.6. По технологии производства работ и по применяемым материалам золочение листовым сусальным золотом разделяется на три основных способа: масляное, клеевое и на полимент.
1.7. Масляное золочение, как наиболее устойчивое к воздействию влаги и агрессивных агентов атмосферы, применяется не только при реставрационных работах в помещении, но и в атмосферных условиях.
1.8. Клеевое золочение и золочение на полимент допускается только для закрытых отапливаемых помещений.
1.9. Все материалы, необходимые для подготовки поверхности под позолоту, должны иметь паспорт или заключение лаборатории на соответствие их ГОСТ, так как от качества материалов зависит долговечность позолоты.
1.10. Расход золота при проведении всех видов реставрационных работ определяется по «CCH–I970», утвержденному Министерством культуры СССР.
1.11. Остатки золота, полученные в процессе реставрации позолоты, следует собрать влажными тряпками в ведра, затем перелить в специальные металлические баки, куда также сложить тряпки и отработанную шлифовальную шкурку.
Воду следует процедить через плотную ткань (лучше парусину), причем ткань, через которую процеживали воду, также кладут в специальный бак, где находятся все отходу, Баки должны быть такими, чтобы их можно было закрыть, опечатать и отправить в них отходы для последующей переработки.
Отходы сдают на завод вторичной переработки металлов.
Источник: studfile.net
Глава V. РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
С каждым годом в нашей стране расширяется объем жилищного строительства. Коммунистическая партия и Советское правительство принимают меры к тому, чтобы в ближайшие годы полностью решить жилищный вопрос.
Наряду со строительством новых зданий большое внимание уделяется реставрации старых домов, особенно тех, которые дороги советскому человеку, как памятники русского зодчества. Наша страна богата замечательными памятниками архитектуры. В одном Ленинграде они насчитываются сотнями. Многие из них являются ценным достоянием советского народа, бережно охраняются и регулярно реставрируются. Важно сохранить эти памятники в прежней красоте и величии.
Мастеру-позолотчику приходится неоднократно участвовать в реставрации ценнейших памятников старины. Во многих случаях старая позолота стирается, тускнеет, покрывается копотью, пылью. Ее надо восстановить, вернуть первоначальное состояние. В этой главе я хочу поделиться своим опытом реставрации позолоты, выполненной в различное время.
Вспоминаю один случай, происшедший совсем недавно. Работал я в одном из залов Государственного Русского музея, вызолачивал архитектурно-декоративные детали. Подошла ко мне одна юная пара: молодой человек, по-видимому, студент и девушка.
Они пристально всматривались в работу, а потом юноша сказал: «Какое нужное дело вы выполняете. Ведь эта красота сохранится на долгие годы».
Да, сохранится. Реставратор-позолотчик обязан вернуть предмету былую красоту и выполнить работу так, чтобы она долгое время вызывала восхищение окружающих.
Сейчас в Ленинграде создай широкий фронт реставрационных работ. В эти дни реставраторов можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, в старинных зданиях Петродворца, Пушкина, на лесах Исаакиевского собора. В реставрационных работах активно участвуют и позолотчики.
Как же производить реставрацию старого золочения. Оно может быть полиментным (по дереву, гипсу, папье-маше) и морданным (по дереву, гипсу, папье-маше и металлам).
1. Реставрация полиментного золочения (мебель, рамы, украшения)
Большие реставрационные работы проводятся в Государственном Эрмитаже. Я принимал участие в реставрации художественной мебели, картинных рам и гипсовых украшений. Все эти предметы были в свое время вызолочены на полименте.
Прежде чем приступить к реставрации, необходимо внимательно осмотреть деталь, четко уяснить ее рисунок. В дальнейшем это облегчит процесс работы, поможет придать детали первоначальный вид. Приступая к сложной реставрационной работе, позолотчик должен в первую очередь тщательно очистить предмет от пыли. Сухими щетинными кистями я обмел мебель, а углубления резьбы выдул мехами.
Подчистив и протерев предмет, приступаем к восстановлению недостающих деталей. Иногда это делают резчики по дереву, если деталь резная, деревянная, или сами позолотчики, если деталь из мастики. Восстанавливается деталь нередко по старым фотографиям. Вновь изготовленные детали проклеиваются столярным клеем.
Если отдельные части в свое время были полированы (золото, бронза, поталь), то их необходимо пролевкасить несколько раз. Затем левкас аккуратно рассекается стальными крючками. Начинает ясно проступать профиль рисунка.
Таблица 10. Порядок операций при реставрационных работах по дереву, гипсу, папье-маше (полиментное золочение)
Наименование операций | Инструмент | Материал |
Обмести с детали пыль, мусор | Сухие щетинные кисти, меха | |
Восстановление недостающих деталей, поврежденных мест, переклейка, склейка, укрепление | Стальной инструмент, кисти | Столярный клей |
Подчистка выступающего клея | Стальной инструмент | |
Зачистка мест, где не держится старый левкас (до дерева и гипса) | Стальной инструмент | |
Проклейка предмета клеем (1–2 раза) | Кисти | Технический клей |
Левкашение (1) | Чурочки, кисти разных размеров | Левкас, замазка из левкаса |
Подравнивание левкаса и замазки в уровень старой позолоты | Стальной инструмент (долотья, крючки) | |
Лишевка | Чурочки, пемза, хвощ | |
Шихтановка | Шкурки | |
Покрытие матовых мест желатинным клеем с окраской под цвет золота | Кисть щетинная, кисть беличья | Желатинный клей, охра, крон |
(1) Левкасятся некоторые места, глубокие трещинки и ямки заделываются замазкой из левкаса, закатанной в порошковом мелу.
Эту операцию надо выполнять осторожно, чтобы не повредить рисунка.
После рассечки деталь лишуется кусковой пемзой и тщательно протирается тряпочкой, высыхает. Затем производится подлишевка пемзой и хвощом, одетым на гремитку. Деталь вновь высыхает. Важно проследить, чтобы левкас находился на одном уровне со старой позолотой.
Следующая операция — шихтановка. Предмет очищается мелкой нулевой шкуркой.
На деталях могут оказаться места, покрытые в свое время матовым раствором, их необходимо покрыть желатинным клеем и выкрасить краской под цвет старого золота (охра, крон). Клей; кладется ровным тонким слоем. Могут оказаться и посеребрённые места, их надо высеребрить теми приемами, о которых уже сказано в предыдущей главе.
После окончания подготовительной черновой работы необходимо подчистить старую позолоту и промыть ее, но для этого вначале надо проверить степень сохранности золота, уточнить вид золочения (это особенно относится к дереву и гипсу). К примеру, так называемое ормулевое золочение, нежное и тонкое, его нельзя промыть водой: вместе с ней снимается и покрытие, в этих случаях лучше старую позолоту протереть чистой сухой ваткой. То же относится и к старому золочению, выполненному на слабом полименте. Такое золочение надо очищать осторожно. Если золочение выполнено на крепком полименте, позолоту осторожно промывают холодной водой с мылом (лучше детским или ядровым) с помощью мягких щетинных или беличьих кистей.
Промытая позолота протирается чистым спиртом. Копоть и пятна от мух можно убрать слабым раствором нашатырного спирта или столового уксуса с последующей промывкой водой.
В практике реставрационных работ бывает, что копоть и грязь так въелись в позолоту, что их невозможно удалить вышеуказанным способом. В случае, если позолота выполнена ртутным или гальваническим способом, можно ее промыть. Однако все вызолоченные детали приходится трогать с места. Снятые детали опускаются на 2–3 мин. в 5 %-ный теплый раствор серной кислоты.
Приготовляется другой раствор: на ведро кипящей воды добавляется 100 г поташа, 150 г очищенной соды, 150 г нашатырного спирта и мелко настроганного мыла. Деталь вынимается из серной кислоты, опускается в раствор и тщательно промывается кистью. Затем она промывается в чистой горячей воде (ее надо менять два-три раза) и протирается мягкой ветошью.
В результате позолоте возвращается первоначальный вид.
Реставрировать позолоту можно и другим способом: приготовляется теплый раствор из 10 %-ной каустической соды В него опускается деталь и промывается кистью. Затем деталь кипятится в чистой воде с добавлением на ведро воды 150–200 г очищенной соды и промывается в чистой проточной воде (лучше всего под водопроводным краном с протиранием кистью). Этот способ безвреден и дает хороший результат.
Оба способа применялись при промывке бронзовых золоченых деталей в Исаакиевском соборе после того, как обычная промывка горячей водой с мылом не дала должного эффекта. Позолоте было возвращено первоначальное состояние.
При реставрации существующей позолоты иногда возникает необходимость ее закрепить.
В таких случаях предварительно производится осмотр состояния позолоты и отмечаются места различной степени разрушения по следующим показателям:
1) позолота с волосными трещинами, которую можно не закреплять, а только промыть обычным способом;
2) позолота со значительными трещинами (от 0,5 мм и выше) и с небольшим отставанием предварительно промывается, а затем закрепляется;
3) позолота, сильно разрушенная и легко отстающая вместе с левкасом, сначала закрепляется, а затем промывается.
Лаборатория научно-реставрационных производственных мастерских Управления по делам строительства и архитектуры при Ленгорисполкоме рекомендует два способа закрепления позолоты:
1) закрепление клеем БФ-2;
2) закрепление столярным (мездровым клеем).
Эти способы показали хорошие результаты при работе в помещении (здание церкви Главного Штаба, Государственный Эрмитаж, Ленинградский Дворец пионеров и др.).
Закрепление клеем БФ-2
а) Клей БФ-2 разбавляется спиртом-ректификатом или сырцом крепостью не ниже 90°. Для этого на одну часть клея берется две части спирта.
б) Клей наливается в шприц объемом 2,5 см3, которым проходят вдоль всех трещин, осторожно выдавливая клей. Операция повторяется До тех пор, пока не прекратится впитывание клея гипсом или деревом. Шприц время от времени промывается спиртом.
в) Через 5— 10 мин. эту операцию повторяют, но уже более крепким раствором клея. Здесь на одну часть клея добавляют одну часть спирта. После этого в течение 5—10 мин. большая часть спирта испаряется, а клей затвердевает.
Для лучшего приклеивания позолота прижимается сухим тампоном из ваты. Трещины плотно сходятся. Излишки клея удаляют с поверхности мягким тампоном, чуть смоченным в спирте. Закрепленная поверхность не обрабатывается в течение суток до окончательного высушивания.
г) Через сутки закрепленная позолота для удаления грязи и копоти промывается теплой мыльной водой.
д) Если позолота вместе с левкасом отстает большими участками, ее следует прикрепить клеем, не разведенным на спирте. В этом случае снятый кусочек позолоты и то место, к которому он снова будет приклеен, смазываются клеем. Через 10–15 мин. этот кусочек кладут на прежнее место, прижимая его мягким тампоном.
Закрепление столярным (мездровым) клеем
Закрепление столярным клеем производится в местах, не подверженных действию сырости, в два приема: сначала более жидким клеем (8—10 %), а затем более крепким (15–20 %). Кроме столярного клея, можно применить рыбий клей или технический желатин.
а) Для первого: раствора на 1 л воды берется 80—100 г сухого клея, а для второго — 150–200 г тоже на 1 л воды.
б) В клеевой раствор обязательно вводится противогнилостное вещество (антисептик) в виде 4 %-ного раствора формалина или карболовой кислоты.
Если имеется формалин крепостью 40 %, то его надо разбавить водой по объему в 10 раз больше.
В раствор слабого клея (для первого закрепления) добавляется 2 см3 формалина на 1 л клеевого раствора, на то же количество крепкого клея добавляется 4 см3 формалина, который, кроме предохранения от загнивания, повышает водостойкость.
Приемы закрепления те же, что и в предыдущем случае — применяется шприц или тонкая мягкая волосяная кисточка. Наносить клей нужно аккуратно по месту трещины, не допуская большого затекания на позолоту. Время выдержки после закрепления должно обеспечить полное высыхание клея в трещинах (6–8 час.). Клей удаляется с поверхности мягкими тампонами, смоченными теплой водой. Очень сильно смачивать тампон нельзя, так как клей не водостоек, может отстать позолота.
Если старое золочение выполнено на полименте, после закрепления золота полированные места протираются чистой, мягкой ветошью. Старые полера по возможности переполировываются зубками — полная реставрация. Если золото не поддается полировке, оставить его в таком же состоянии.
Тыльные части предмета прокрашиваются золотистой охрой под цвет золота.
Места, в которых во время промывки и протирки сошло золото, необходимо вызолотить заново, зафликовать и подвести под тон старого золочения.
Деталь после хорошо выполненной реставрации принимает первоначальный вид.
Источник: litresp.ru