ЛЮЦИТ (англ. lucite) — прозрачный или полупрозрачный пластик, созданный химиками французской компании DuPont в 1928 году, одна из разновидностей термореактивных пластмасс. Иногда называют плексиглазом – но все-таки в украшениях он внешне отличатся от привычного нам оргстекла.
Коммерческое производство люцита было налажено с 1933 года.
Люцит не подвержен коррозии, термо и износо- устойчив, легок и самое главное – красив.
Может имитировать различный виды камней и органики, поэтому неудивительно, что на него обратили внимание ведущие дома мод – Скиапарелли, Шанель, Кристиан Диор, Живенши и многие другие.
Вот браслет от Диор:
А вот колье от Диора:
Пожалуй, одним из самых известных украшений из люцита стало знаменитое колье с насекомыми 1938 года от Скиап. Оно хранится сейчас в музее и считается примером «иконы стиля» (Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art, Gift of the Brooklyn Museum, 2009; Gift of Arturo and Paul Peralta-Ramos, 1955)
# 13. Люцит. Люсайт. Lucite.
Не меньше внимания обратили на себя и пуговицы в виде французских цикад — по эскизам художника–сюрреалиста Кристиана Берара, тоде для Скиапарелли.
Считается, что одной из первых в бижутерии люцит стала использовать компания «Трифари» создав свою коллекцию брошей с «желейными животиками» — джелли-белли. Причем пластик часто обрамляли в серебро — и стоили и стоят такие украшения очень дорого.
Авторство изобретения jelly-belly принадлежит знаменитому главному дизайнеру компанию Альфреду Филиппу.
Одним из самых популярных в начале был «лунный» люцит — Moonglow Lucite – имитирующий лунный камень.
Не менее оригинален люцит конфетти, кjторый светится и посверкивает изнутри — у него неоднородная фактура – внутри переливаются искорки и звездочки. Это – фольга, которая добавляется в пластик вручную для каждого конкретного изделия, чтобы узор был расположен «правильно».
Больше всех этот люцит применяла компания Coro, создавая целые коллекции, практически всех цветов. Встречается очень нечасто.
Источник: dzen.ru
Люцит. История и красота
Разработанный в 1930-х годах, прозрачный акриловый пластик известный под названием люцит стал дико популярным материалом для изготовления бижутерии в 1940-50-х гг. Дешевле в производстве, чем другие виды (бакелит, галалит и каталин), будучи более химически стабильным, устойчивым к огню и внешне привлекательным сделали люцит одним из самых знаменитых пластиков, а украшения из него дорогостоящими и желанными.
В чистом виде, люцит прозрачен, напоминает стекло или горный хрусталь, но он может быть окрашен в широкий спектр цветов, что делает его идеальным материалом для смелых решений дизайнеров и ювелиров. Жесткий, водостойкий и легкий, люцит может быть резной и полированный, и самое главное – украшения из люцита легкие, легко носимые.
По вашим просьбам: Что такое Грипуа? Люцит? Различия стекла и вставок в старинных украшениях.
История создания
У ченые из двух конкурирующих химических компаний «DuPont» и «Rohm Haas» представила свою продукцию для применения в 1935 году. Дюпон принес люцит на рынок в 1937 году.
Материал обеих компаний был использован военными для создания линз в перископы, на лобовые стекла, башенки наводчика, пульты, и носы самолетов-бомбардировщиков. Только, Дюпон был достаточно умен, чтобы свободно лицензировать свой новый материал и предложить его ювелирам.
«Трифари» была первой компанией, которая подхватила идею использования пластика для украшений в конце 1930-х годов, используя большие кабошоны из люцита для имитации горного хрусталя. Вот так и появились первые броши джелли белли. Главный дизайнер «Трифари» Альфред Филипп увлекся концепцией «желейных животиков» в 1940-х гг., создавая причудливый зверинец — вылупившихся птенцов, кукарекающих петухов, гордых пуделей, тюленей с шарами, крупных шмелей, и царственных слонов.Золотые страницы винтажа. Jelly Belly
А народная молва о Jelly Belly гуляла о том, что они были изготовлены из переработанных лобовых стекол с истребителей Второй Мировой Войны. Ходили слухи, что Филипп обследовал кучу “негодного” материала ВВС США и сделал гениальный ход — вырезал куски люцита из вторсырья. Конечно, это мифы и слухи.
Ювелирный историк Bobye Сиверсон, который работал на некоторых самолетах, развенчал мифы – лобовые стекла истребителей были слишком тонкие, чтобы использовать их в создании бижутерии, лишь ¼ до ½ дюйма толщиной. Хотя правда и то, что многие военные механики вырезали кольца из люцитовых лобовых стекол в качестве сувениров для своих подруг.
Видя, насколько люцитовые броши популярны и востребованы, компания «Коро» после войны, создала свою собственную линию под брендом «Corocraft», в том числе и рыбу-ангела – одну из самых дорогих брошей в настоящее время. «Трифари» подала в суд на компанию «Коро» за кражу своей идеи.
Хотя многие фигурки животных были сделаны с цветными люцитовыми животиками, но чтобы считаться “истинным” джелли белли вставка должна быть прозрачной.
В 1950-е годы в моде доминировал стиль арт нуво и люцит использовался в изготовлении ярких цветных браслетов, бус, колец. Встречаются изделия этого периода в полупрозрачном цвете, так называемый «лунный камень».
Лиснер использовал все возможности люцита в изготовлении своих украшений, разнообразие форм и цвета до сих пор радуют коллекционеров. Особенно ценятся украшения в виде дубовых листов.
Люцит также использовался для декора дамских сумочек, пряжек для обуви, булавок и даже для каблуков.
В начале 60-х, в моду вошли геометрические смелые формы и такие дизайнеры как Пьер Карден и Courèges активно используют пластик в качестве аксессуаров для своей линии одежды. Линия “Architec-jewels” (“Архитектурные драгоценности”) выполненная из люцита в смелом черно-белым оп-арт стиле была представлена как высокая мода.
Костюмные украшения впали в немилость моды в 70-х, но люцит все равно был использован при изготовлении туфель-диско на высокой платформе. И с триумфом ворвался в 1980-х годах, когда яркие, искусственные неоновые цветные украшения вошли в моду.
В чем же секрет люцита?
М ожет быть в разнообразии цвета и формы… От абсолютно прозрачного чистого до цвета оникса, полупрозрачные тона оттенка «яблочный сок» и «лунный камень». Люцит конфетти, люцит как гранитная крошка, как бирюза, как жемчуг, как опал, встроенные вставки из люцита, резной и формированный люцит. Продолжать можно до бесконечности.
Может быть в прочности и безопасности в процессе носки… Люцит огнеустойчив, легок и тверд.
Но скорее всего дело именно в красоте люцитовых украшений, в какой-то внешней обманчивой мягкости и хрупкости.
Как определить украшение из люцита?
1. Внешний вид. Люцит действительно напоминает резиновую «мармеладку». И кажется, если его потрогать, то он сожмется.
2. Вес. Люцит очень легкий, практически невесомый.
3. Запах. Другие виды пластика в горячей воде сильно неприятно пахнут. Люцит не пахнет.
Главное, если Вам нравятся украшения из люцита – наслаждайтесь ими.
Источник: ledikolie.ru
Винтажные украшения из пластика. Секрет популярности
На страницах интернет-магазинов и ретроярмарках можно увидеть множество бижутерии, которую описывают как целлулоид, бакелит, люцит и т.п. Но что же означают эти разные названия?
Винтажные украшения из пластика разных видов популярны в мире и необыкновенно ценятся. На страницах интернет-магазинов и ретроярмарках можно увидеть множество бижутерии, которую описывают как целлулоид, бакелит, люцит и т.п. Но что же означают эти названия украшений из разного вида винтажного пластика? И так ли важно их различать? Давайте разберемся с этими вопросами.
Всего существуют 6 групп старинных пластиковых украшений:
Интересно, что названия бакелит, целлулоид и люцит первоначально означали совершенно определенную торговую марку, а теперь зачастую становятся обобщающими для разных похожих видов пластика, имеющих одну химическую категорию. То есть бренд стал именем нарицательным. Надо сказать, что это вполне распространенное явление.
Так было, к примеру, с копировальными аппаратами фирмы Xerox, которые приобрели популярность и вытеснили другие марки. В результате название фирмы стало нарицательным для всех остальных копировальных автоматов. Это же происходило и с другими известными названиями: джип, кеды, джакузи, одеколон, диктофон и еще очень много с чем.
Все шесть групп пластиков, о которых мы говорили выше, входят в одну из двух категорий: термопластичные или термореактивные.
При изготовлении украшений из термопластика, ему придают определенную форму, а затем охлаждают, и он сохраняет эту форму до тех пор, пока его снова не нагреют, и он не расплавится, снова став мягким и податливым. Неспроста, слово «пластмасса» – сокращение от «пластическая масса».
А украшения из термореактивных пластиков так же начинали свою жизнь, как созданные из податливого вещества, однако, после того, как их обработали термически и остудили, они не расплавились, а наоборот затвердели. И в дальнейшем, сколько бы их не нагревали, они не изменят своей формы. Термореактивные пластмассы имеют в своей основе термореактивные смолы, благодаря которым эти пластмассы обладают, в отличие от термопластика, более высокой прочностью.
Таким образом, винтажные украшения из пластика, обязательно обладают одним из этих двух свойств.
Первый пластик создал в 1855 году Александр Паркс, он назвал его паркезин. Этот первый пластик относился как раз к термопластикам. Впоследствии его доработали в целлулоид, из которого было создано немало прекраснейших украшений.
Другой популярный пластик бакелит изобрел Лео Хендрик Бакеланд. Полимер бакелит широко используется в производстве бытовой техники, электроники и посуды. Он не плавится, плохо проводит тепло, устойчив к царапинам, давлению, трению и ударам, является неплохим изолятором, легко обрабатывается и выдерживает температуры до +300 °С.
Эти свойства позволяют применять бакелит практически везде — как в машиностроении и производстве оружия, так и в электротехнике (телефоны, утюги, розетки, выключатели, электросчетчики) и производстве бытовых товаров (ручки ножей и сковородок, шашки, шахматы, сувениры и т.п.). Впрочем, изначально бельгиец Бакеланд искал совсем другое вещество — заменитель природной смоле шеллак, которая использовалась для производства лаков и красок. Шеллак также хорошо переносит внешнее физическое воздействие, однако при этом отлично горит. Получив бакелит, бельгийский изобретатель убил сразу двух зайцев — нашел то, что искал, а заодно ценнейший полимер и первый в мире неплавкий пластик. В 1910-м Бакеланд запатентовал открытие, создал компанию «Бакелит Корпорэйшн» и добавил к своему и без того немаленькому состоянию несколько десятков миллионов долларов.
Люцит или плексиглас — это не что иное, как пластмасса, акриловая смола… Марка LUCITE была разработана компанией Du Pont (Дюпон) в 1937 году. Но только в 1940-х годах люцит стали использовать для производства бижутерии. Через несколько лет после синтеза полимера на него обратили пристальное внимание ювелиры ведущих домов мод CHANEL, Christian Dior, GIVENCHY и многие другие.
В 50-60-х годах особенно популярны были кольца, бусы и сумки из этого материала. Модный вариант украшений из люцита тех времен, могут быть очень дороги, и, сделанные вручную, являются произведением искусства. В 1990-е годы футуристические прозрачные браслеты, клипсы, кольца, «космические» ожерелья демонстрируют иконы модного стиля Кристи Тарлингтон и Линда Евангелиста. Изделия из люцита могут быть вырезанными, граненными или литыми. Цвет может быть любым (варьируется от прозрачного до матового чёрного) Поверхность люцита бархатистая и очень приятная на ощупь.
В чем причина популярности винтажных украшений из пластика и почему они так высоко ценятся? Здесь стоит обратиться к истории бижутерии в целом. Изначально она служила репликой украшений из драгоценных материалов. Копии носили, а подлинники хранились под замком. Подделки очень часто было практически невозможно отличить от оригиналов, они были сделаны с невероятным мастерством.
Собственно это и послужило началом рождения бижутерии. Однако она долгое время была лишь стыдливой тенью украшений из золота и бриллиантов. И так продолжалось до 20-х годов ХХ века, когда легендарная великая Коко Шанель совершила кардинальный переворот в мире моды. Именно она и сделала бижутерию невероятно популярной.
Как раз в это время, когда человечество оказывается в совершенно новом мире массовой культуры – телевидение, высокотиражные издания о моде с фотографиями актрис и моделей — мода становится доступна всем, все хотят быть особенными, украшать себя. Но как это сделать, ведь драгоценности так дорого стоят и доступны лишь немногим? Здесь Великая Мадемуазель и ломает все стереотипы, она заявляет, что дорогие ювелирные украшения совершенно не приносят радости в жизни, что они наводят на нее тоску. Шанель говорит, что украшений должно быть много, что они обязаны быть просто декоративным элементом к костюму, что они призваны соответствовать настроению девушки, создавать все новый и новый образ с каждым днем, а не подчеркивать только лишь наличие тяжелого кошелька.
Так произошла революция в мире моды, и бижутерия стала новым, совершенно не имеющим аналогов в истории явлением – массовым бумом на декоративные аксессуары. Это несло с собой свободу, легкость и демократичность в выборе образа. Это новое сознание – образ женщины отныне не обязан ассоциироваться лишь с камерностью гостиной комнаты, современные женщины теперь вольны выбирать деловой и активный образ жизни, а с ним и легкий, свободный стиль.
Вслед за Коко Шанель идея независимой бижутерии подхватывается и другими дизайнерами, появляются известнейшие бренды: HAR, Miriam Haskell, Trifari, Chanel, Dior и многие другие. Очень многие марки достигли коллекционного статуса, с течением времени увеличиваясь в стоимости. Сегодня невероятно ценными являются как целые произведения со штампом названия фирмы, так и отдельные части, даже без подписи, особенно если они обладают интересным дизайном.
Таким образом, винтажная бижутерия сегодня обладает довольно широким ценовым диапазоном – от недорогих, но ценных и интересных вещиц, до настоящих коллекционных украшений, сравнимых по стоимости с украшениями из золота, серебра и драгоценных камней. И так же как украшения из драгоценных металлов, винтажная бижутерия не устаревает.
Посмотрев на историю бижутерии, становится совершенно ясно, почему пластмассы стали одним из популярнейших материалов для создания украшений. Они способствовали удобству и легкости производства, давали возможность изобретать любые по сложности формы, использовать различные виды красителей, все это позволило раскрыть в полной мере всю креативность дизайнеров. В результате на свет появлялись аксессуары необычайной красоты, настоящие произведения искусства.
Ольга Бутеноп
Фото: из архива автора
Источник: eclectic-magazine.ru