Бракосочетание – одно их самых важных событий в жизни мусульманина и мусульманки. Каждый из нас либо готовится к этому, либо уже через это прошёл. Обычно договор бракосочетания, который в народе выражается словами «поставить махар» или «прочитать никах», ассоциируется с женихом, отцом невесты и их взаимным согласием.
Но у договора бракосочетания есть и другие обязательные составляющие, которые многим, к сожалению, неизвестны. В этой статье мы постараемся коротко рассказать обо всех необходимых составляющих брачного договора «никах» и разъяснить некоторые условия, которые с ними связаны.
Первая составляющая – формулировка брачного договора
Под формулировкой понимается фраза, которую произносят жених и опекун невесты. Опекун должен произнести фразу: «Я выдал за тебя замуж…», а жених должен сказать фразу: «Я женился на…» или «Я принимаю брак…» Не обязательно, чтобы начинал опекун невесты, можно начинать и жениху.
Подарок невесте (МАХР) в исламе. Подробный разбор
Следует заметить, что эта формула имеет определённые условия, без которых не будет действительной. Их не много, поэтому вам будет легко их запомнить. Это:
1. Чтобы формулировка включала в себя смысл вступления в брачные узы. То есть в ней обязательно должны присутствовать слова, которые будут указывать на то, что опекун выдаёт замуж невесту, а жених принимает этот брак. Например, отец невесты говорит: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених говорит: «Я принимаю брак с твоей дочерью Фатимой».
2. Чтобы формулировка с обеих сторон включала в себя прямые слова вступления в брак. К примеру, если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених скажет: «Я принял», брачный договор не будет заключён, потому что формула со стороны жениха не включала в себя слова, указывающие на вступление в брак. То есть ему необходимо было сказать: «Я принял брак с твоей дочерью Фатимой».
Надо ли говорить на арабском языке?
Нет. Арабский язык тут не требуется, и договор бракосочетания, заключённый на вашем родном языке, будет действительным.
Заключение никаха при помощи косвенных слов
Заключение никаха при помощи косвенных слов на любом языке считается недействительным. Под косвенными словами подразумеваются любые слова, которые косвенно могут указывать на брак, но также могут нести в себе другой смысл. Например, если опекун невесты скажет жениху: «Можешь забрать свою невесту» или «Я сделал её дозволенной для тебя», а жених скажет: «Я принял», то акт бракосочетания не будет действительным, потому что данная формулировка была косвенной.
3. Связь обеих формул. Жених должен сказать формулировку сразу после того, как опекун невесты её произнесёт. Если опекун произнесёт формулировку, а жених будет долго молчать и через время скажет слова принятия брака, то данный брачный договор будет недействительным, потому что между формулировками с обеих сторон был большой промежуток времени. Короткое молчание, как, например, для вздоха или чихания не вредит.
Каким должен быть махр сегодня? Спросите имама
4. Продолжение правоспособности обеих сторон до окончания договора. Если опекун скажет необходимую формулировку, но до того, как жених произнесёт слова согласия, опекун, например, потеряет сознание, то брак будет недействительным, даже если жених произнесёт после этого необходимую формулировку.
5. Чтобы формулировка не была связана с условием. Также её нельзя связывать с будущим. Например, если опекун скажет: «Если моя дочь успешно сдаст экзамен на права, то она будет твоей женой», договор будет недействительным.
6. Чтобы формулировка не была ограничена временными сроками. Как известно, временные браки, как на месяц или год, запрещены в исламе. Поэтому формулировка брачного договора должна быть лишена каких-либо временных ограничений.
Вторая составляющая – жена
То, что девушка обычно не присутствует во время брачного договора, не говорит о том, что брачный договор не связан с ней. Это неверное мнение. Для того чтобы брачный договор был действительным, жена также должна обладать некоторыми условиями:
1. Отсутствие препятствий для брака. То есть она не должна выходить за мужчину, который является запретным для неё. Например, за родного брата.
2. Чтобы девушка была определена. Если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж одну из моих дочерей», то договор будет недействительным, так как невеста не была выделена.
3. Чтобы девушка не была в состоянии ихрама. То есть она не должна быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.
Третья составляющая – муж
Муж также должен соответствовать определённым условиям:
1. Чтобы он был из тех, за кого невеста может выйти замуж. То есть, чтобы он не был махрамом (близким родственником, как, например, родной брат – «ЧК») для неё.
2. Чтобы он был определённым. Если опекун скажет: «Я выдал замуж свою дочь Фатиму за одного из этих людей», то брачный договор будет недействительным, потому что жених не был определён.
3. Чтобы муж не был из тех, кто вступил в обряды хаджа. Или, проще говоря, вступил в ихрам.
Четвёртая составляющая – опекун невесты
Для заключения брачного договора необходимо наличие опекуна или его представителя. Опекун необходим при заключении никаха, будь невеста молодая или взрослая, независимо от того, была она замужем или нет. Даже если женщине будет семьдесят лет и она побывала пять раз замужем, без опекуна она всё равно не может выйти замуж. Женщина не имеет права выдавать себя замуж или выдавать замуж другую женщину. От Абу Хурайры передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина не выдаёт замуж другую женщину, а также не выдаёт замуж саму себя».
Есть ли очерёдность среди опекунов?
Да, очерёдность есть. То есть при отсутствии опекуна право выдавать замуж женщину переходит к следующему. В шафиитском мазхабе установлена следующая очерёдность опекунов невесты:
1. Отец.
2. Дед (отец отца). Следует учитывать, что дед со стороны матери не имеет права выдавать её замуж.
3. Родной брат.
4. Брат по отцу (то есть у девушки и её брата один отец, но разные матери).
5. Родной племянник (сын родного брата).
6. Сын брата по отцу.
7. Родной дядя (со стороны отца).
8. Дядя по отцу (то есть дядя будет братом по отцу для отца девушки).
9. Двоюродный брат (сын дяди по отцу).
И так далее согласно родственной близости в наследственном праве. Если у невесты не будет никого из опекунов, то замуж её должен выдавать шариатский судья (кадий). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обладающий властью является опекуном для того, у кого нет опекуна».
Условия опекуна:
1. Ислам. Если опекун невесты не является мусульманином, то он не имеет права выдавать её замуж, потому что немусульманин не может быть опекуном мусульманина. Однако немусульмане в исламском праве могут выдавать замуж друг друга, даже если они будут представителями разных религий. Так, христианин может выдавать замуж иудейку и наоборот.
2. Добросовестность. Под добросовестностью понимается несовершение больших грехов и отсутствие постоянства на грехах (о разделении грехов на большие и малые согласно шариату мы писали в статье «Самообольстившийся хуже пьющего» (№15, 21.04.2017 г. – «ЧК»).
Также к этому относится отсутствие совершения дел, которые указывают на отсутствие порядочности и серьёзности человека (муруа). Например, исполнение малой нужды на дороге и так далее. Нечестивец не может выдавать замуж мусульманку, и это право переходит к следующему опекуну, если он обладает добросовестностью.
3. Совершеннолетие. Мальчик, не достигший совершеннолетия (14–15 лет), не может выдавать замуж женщину.
4. Разум. Умалишённый человек не может выдавать замуж женщину, потому что не имеет опекунства даже над самим собой.
5. Отсутствие помутнения рассудка. Человек, который из-за старости страдает помутнением рассудка, не может быть опекуном. Такие дефекты как слепота или немота не являются препятствием для опекунства.
6. Чтобы он не был лишённым некоторых прав из-за своей глупости. Если человек не может правильно распоряжаться своим имуществом и тратит деньги налево и направо попусту, то в исламском государстве на него налагается запрет распоряжения имуществом. Такой человек также не может быть опекуном для женщины.
7. Чтобы опекун не был в состоянии ихрама. То есть не был из тех, кто вступил в обряды хаджа.
Пятая составляющая – свидетели
При заключении никаха также должны присутствовать два добросовестных свидетеля, которые в нужный момент могут подтвердить акт заключения брачного договора. Так как брачный договор в исламе – один из самых важных договоров, шариат установил для свидетелей чёткие рамки, в которые они должны вписываться.
Условия свидетелей:
1. Ислам. Свидетельство христиан, иудеев, атеистов и других немусульман не является действительным для заключения никаха. Свидетели обязательно должны быть мусульманами.
2. Мужской пол. Свидетельство женщин, даже если их будет несколько, не принимается, потому что в данном виде договора свидетелями должны быть мужчины.
3. Разум и совершеннолетие. Умалишённые или малолетние дети не могут быть свидетелями брачного договора.
4. Внешняя добросовестность. Одно из немаловажных условий – это внешняя добросовестность. Для действительности заключения никаха необходимо наличие двух добросовестных свидетелей. Их добросовестность должна быть внешней или хотя бы неизвестной.
Никах, заключённый при двух свидетелях, которые часто совершают большие грехи, не будет действительным.
5. Слух. Брачный договор будет недействительным, если он был заключён при глухих или спящих свидетелях.
6. Зрение. Свидетели также должны быть зрячими.
Каким должен быть махр при заключении никах?
وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً
«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)
В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.
Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:
جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.
فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن
Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.
Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»
Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»
Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»
И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».
Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».
Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.
Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.
Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».
(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).
Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:
- Установить махр при заключении никях является обязательным, поскольку посланник Аллаха ﷺ не избавил сподвижника от этого даже не смотря на то, что у него ничего не было из имущества
- Разрешено заключать никях даже для бедных мусульман, если невеста согласна на это (то есть приказ поститься является желательным, но не обязательным)
- В качестве махра может быть использовано кольцо, что дозволено и не является порицаемым уподоблением неверующим
- Махр должен быть полезен для будущей супруги
- Размер махра может установить как сама невеста, так и её опекун (в данном случае, в роли опекуна выступил сам посланник Аллаха ﷺ)
- Махр необязательно должен быть материальным предметом или имуществом, но может представлять собой какую-либо иную ценность (в данном случае — обязательство по обучению Кур’ану) или услугу
- Махр может быть выплачен как непосредственно во время заключения никях, так и после
Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:
وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)
Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.
А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?
حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا . قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ . قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ . فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ.
Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»
(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).
مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً .
Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:
«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).
И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).
Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.
Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.
Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.
Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:
خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ
«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).
خير النكاح أيسره
«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).
إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا
«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:
يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)
مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ
А пророк ﷺ говорил:
يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو
«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).
إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ
«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).
Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)
Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.
При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.
В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.
Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:
وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا
«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)
Источник: vislame.blog
Махр — подробный разбор
Это называется «махру мисли». Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным.
Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра. В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра.
Выплата махра является фардом, ибо Аллах повелевает: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Сура Ан-Ниса, 4/4) В качестве махра разрешено подарить любую незапрещенную вещь, которую можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, которые женщина может потратить на свои нужды, дом, земельный участок, автомашину и т.п.
Махр можно выплачивать в неограниченном количестве. Но наименьшее количество махра равно 10 дирхамам или их эквиваленту. В наши дни это 30 граммов серебра. Во времена Пророка (с.а.в.) за 10 дирхамов можно было купить двух овец. Поэтому лучше всего при расчета махра исходить из этого.
Как упоминалось выше, вид и количество махра обговаривается мужчиной и женщиной.
В зависимости от выплаты или выдачи махр делится на два вида:
1. Махру мугаджаль. Это махр, который выплачивают сразу после заключения брака.
2. Махру муаджаль. Это махр, который выплачивают в последующее время. Конечно, согласно положениям Сунны, махр желательно выплатить сразу после никаха, но если нет возможности, это можно отложить на более позднее время. Если назначено время выплаты, то махр необходимо выплатить в этот срок, если же время не определено – то после развода или смерти.
Махру мисли (махр, количество которого определено местными обычаями) Если при заключении брака ничего не сказали о махре, женщине назначают такой размер махра, который обычно выплачивают в этой местности. Такой махр называют «махру мисли».
Близкие родственники девушки берут во внимание количество и вид махра, который получили ее родственницы, и на этой основе назначают махр ей. Если же таким образом невозможно определить подходящее для невесты количество махра, то учитываются традиции и обычаи других стран.
В следующих случаях женщина обретает право на получение махра: 1) после совершения полового акта; 2) после внезапной смерти супруга; 3) если супруги останутся наедине друг с другом. В книгах по фикху это называется «халвату сахиха». Махр принадлежит лично девушке или женщине, заключившей брак с мужчиной. Если родители или близкие родственники девушки получили денежные средства со стороны жениха и тратят их на покупки для нее, эти средства относят к махру. Категорически запрещается родителям или родственникам девушки забирать эти средства для собственных нужд.
В таком случае эти средства, аналогично процентам, будут считаться харамом. Здравомыслящая и совершеннолетняя женщина может по своему желанию подарить махр своему мужу или в случае его смерти его родственникам. В этом вопросе никто не имеет права препятствовать ей. Если женщина пожелает, она имеет право подарить махр своим родителям.
Источник: dumsk.com