В этой статье, по воле Аллаха, речь пойдет о семейных отношениях в Исламе, а именно о подарке для невесты, который в шариате обозначается термином «махр».
Мусульманин обязан изучать свою религию по мере возможностей. Необходимо знать основы Ислама, а также постановления шариата в областях, которые наиболее близки для человека. Бизнесмены должны знать все о нормах шариата, связанных с торговлей. Отправляющемуся в хадж человеку, необходимо изучить все, что связано с паломничеством в Мекку.
А тому, кто собирается жениться, необходимо изучить все, что связано с браком. Так мусульманин сохранит свою религию и убережет себя от попадания в грех, споры и разбирательства.
Определение и шариатское объяснение
Махр или садак’ в исламской терминологии – это название имущества, которое мужчине необходимо дать женщине, по причине заключения брачного договора (никах).
Махр не является обязательной составной брачного договора в шариате, потому что не является его основной целью. Однако подарок для невесты становится обязательным для мужчины, после завершения заключения никаха. Даже если обе стороны договорятся не упоминать подарок в брачном договоре или полностью его аннулировать, мужчина все равно должен отдать махр невесте. Данное действие будет не желательным, их договор об аннулировании махра не действительным, а подарок невесте обязательным.
Никях без махра
Основа махра в Исламе
Подарок невесте имеет законную основу в Исламе и подкреплен доводами из Корана, сунны и единогласным мнением ученых уммы (иджма).
В священном Коране есть несколько аятов, повествующих о подарке для невесты. Из них:
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (Сура «Женщины», аят 4).
Также Всевышний Аллах говорит (смысл): «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)» (Сура «Женщины», аят 24).
А также: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Сура «Корова», аят 236).
Что касается сунны, то передается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Брачный подарок посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, своим женам был равен двенадцати окийям и одному нишу. Знаете ли вы что такое нишш? Это половина окийи. В общем, это равнялось пяти сотням дирхамов» (Муслим, Ахмад, Абу Дауд).
Ученые Ислама также были единогласны относительно обязательности махра.
Мудрость в установлении подарка для невесты
Махр не является чем-то вроде цены покупки невесты. Женщина не является товаром в Исламе, а махр не является ее ценой. Аллах установил махр для того, чтобы он символизировал решительность мужчины и его серьезное желание вступить в крепкие узы брака. Махр всего лишь символ, заключающий в себе уважение к женщине и ее почтение.
Другая мудрость заключается в том, что махр может помочь невесте перед браком. Она может купить для себя хорошую одежду или другие необходимые для нее вещи перед тем, как перейти в дом своего мужа.
МАХР или ПОКУПКА НЕВЕСТЫ? | Что такое махр в Исламе? |
Размер брачного подарка
Шариат не установил точные рамки брачного договора. Нет ни его максимальной величины, ни минимальной. Общее правило махра – чтобы он был тем, что можно считать ценностью или платой за работу. Брачный подарок может быть каким-либо предметом, долгом или пользой в большом или малом размере. Например, автомобилем или десятью тысячами рублей, проживанием в доме или обучением ремеслу или науке.
Подарок для невесты может, как мы об этом сказали, быть чем-то малым. В хадисе от Сахдя ибн Саада, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал человеку, который намеревался жениться: «Дай ей хотя бы кольцо из железа» (Аль-Бухари и Муслим).
Также махр может быть и очень большим, потому что ученые единогласны в том, что нет максимального размера махра. Всевышний Аллах сказал: «…и если одной из них вы подарили кантар золота». Кантар — это мера веса равная приблизительно 45 килограммам. Всевышний Аллах разрешил мусульманам дарить в подарок своим женам такое огромное количество золота, тем самым указав на то, что в махре нет максимальной величины.
Однако желательно, чтобы размер брачного подарка не был меньше десяти дирхамов. Также желательно, чтобы максимальный размер махра не превышал пятисот дирхамов из-за уважения к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что передается, что махром жен Пророка, а также его дочерей было именно такое количество дирхамов.
Передается от Абу-ль Аджфа’ ас-Сильми, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Умар, да будет доволен им Аллах, обратился к нам с проповедью и сказал: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей, более двенадцати окий «» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи). Одна окийя равна двадцати дирхамам, значит махр был равен 480 дирхамам.
Не стоит слишком завышать размер махра!
Как уже было сказано, махр всего лишь символ, поэтому желательно не завышать слишком его размер. Это не цена женщины и поэтому он не может быть каким-либо средством для проявления гордости или чем-то почетным. Следует отметить, что завышение размеров брачного подарка приводит к проблемам в исламском обществе, из-за того, что молодым ребятам из средних и бедных семей становится трудно создать семью. Очень часто они не могут найти денег на махр и вступают в брак очень поздно. Все это чревато распространением внебрачных, запрещенных в Исламе отношений, приводящим к распространению нечестия, разврата и смертельных заболеваний.
Поэтому шариат указывает на желательность снижения размеров махра. Передается, от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучший брак – самый легкий».
Можно ли отдать потом или все-таки нужно сразу?
Не обязательно отдавать весь подарок для невесты во время заключения никяха или сразу после него. Махр является исключительно имуществом невесты, выплату которого она может отложить. Она может поставить условие, чтобы махр был отдан сразу, если она пожелает этого. Она также может отложить выплату махра на будущее, вплоть до смерти.
Если она поставит условие, чтобы махр был выплачен сразу или существует общепринятая практика, что махр выплачивается сразу, то невеста после заключения никяха имеет право препятствовать интимной близости с мужем или переезду в его дом, пока махр не будет выплачен. В таком случае мужу необходимо отдать махр, иначе его поступок будет греховным. Если женщина будет согласна и переедет в дом мужа, до получения махра, или после получения некоторой его части, то теперь она не может препятствовать близости, однако мужа принудят отдать махр, если он будет затягивать с его выплатой.
Если будет обговорено, что махр будет выплачен в будущем, то и в таком случае женщина не может препятствовать близости, так как она была согласна на позднюю выплату махра.
Не всегда нужно отдавать весь махр
Мужчине нужно отдать подарок для невесты, после заключения правильного брачного договора никях. Но иногда муж отдает только лишь его половину, а иногда махр может полностью быть аннулирован. Все это зависит от различных ситуаций, о которых вы сейчас узнаете.
Первый вид. Установление всего махра
• Установление по причине интимной близости
Если между мужем и женой произойдет интимная близость, то махр устанавливается в полной мере и мужу необходимо отдать весь обговоренный махр. Он будет установлен полностью, если даже произойдет запретная близость, например, во время периода менструации у жены. Всевышний Аллах говорит (смысл): «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое)» (Сура «Женщины», аят 24).
Если после заключения никяха один из супругов умрет, то махр будет установлен в полной мере. Нет разницы произойдет смерть до близости или после нее. Обязанность выплаты махра ложится на мужа. На этот счет существует единогласное мнение сподвижников посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Второй вид. Установление половины махра
Половина махра устанавливается лишь в одном случае – когда муж дает развод своей жене до того, как у них произошла интимная близость. То есть после заключения никяха, при котором был обговорен махр, муж, так и не приблизившись к своей жене, дает ей развод. В таком случае, ему необходимо отдать лишь половину обговоренного махра. Также он должен отдать половину махра, если их брак завершится посредством договора «хуль’», когда жена предлагает мужу деньги взамен на развод, до вступления в интимную близость.
Третий вид. Аннулирование всего махра
Обязанность выплаты махра полностью отпадает от мужа, если разрыв их брака будет связан с женой. Это может быть при следующих ситуациях:
• Если муж и жена будут немусульманами и жена примет Ислам до вступления в интимную близость, то она не получит махра.
• Если оба супруга были мусульманами и жена вышла из Ислама, встав вероотступницей, до интимной близости, то их брак аннулируется и она не получает махра. Однако если брак расторгается, по причине вероотступничества мужа, то отпадает лишь половина махра.
• Если жена станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в муже, то она не получит махра.
• Если муж станет инициатором расторжения брака до интимной близости, по причине изъяна в жене, то она также не получит махра.
Во всех этих ситуациях женщина не получает брачного подарка, потому что причина расторжения брака была связана с ней.
Это лишь немногая информация о подарке для невесты, которая будет полезна для мусульман. По воле Аллаха в следующих статьях мы постараемся затронуть и другие темы, связанные с подарком для невесты.
Надеемся на ваши дуа!
Умар Бутаев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе
Источник: islamcivil.ru
Махр
1. Размер махра
Ислам – это религия справедливости, милости и милосердия. Всевышний Аллах стремится облегчить жизнь людей и уберечь их от непосильной, способной раздавить человека, ноши. Всевышний Аллах в суре «аль-Бакара» говорит: «Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей…» («Аль-Бакара», 286)
Из этого следует, что Аллах не возлагает на людей обязанностей, которые они не смогут выполнить. Это еще раз показывает, как Всевышний Аллах справедлив и милосерден. Как проявление милосердия Аллах не сделал махр непосильной ношей для человека.
Несмотря на то, что существует много риваятов о размере махра, в аятах и хадисах не определено ни минимального, ни максимального его размера. Хотя сам Пророк (благословит его Аллах и приветствует) и платил махр в размере 500 дирхамов, он не вмешивался, когда махром при каком-то браке служила вещица из железа или доспехи.
Абу Саляма (будет доволен им Аллах) рассказывал: «Я спросил у Айши (будет доволен ею Аллах), какой махр выплачивал Пророк (благословит его Аллах и приветствует). Она сказала, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) выплачивал своим женам махр в размере 500 дирхамов». (Муслим, Никах, 78; Абу Дауд, Никах, 29; Насаи, Никах, 66) Это показывает, что Пророк (благословит его Аллах и приветствует) был щедр в выплате махра. Если молодожены были бедны и платили меньше этой суммы, он не только не приказывал увеличить махр, а, наоборот, поощрял браки со скромным махром, чтобы облегчить людям путь к семейной жизни. Лучшим примером тому служит хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) выдал замуж свою любимую дочь Фатыму за Али (будет доволен ими Аллах), и в качестве махра были боевые доспехи. (Абу Дауд, Никах, 36; Насаи, Никах, 76) Как видно, Пророк (благословит его Аллах и приветствует) не указал минимальный махр, определяя его размер в зависимости от финансовых возможностей желающих жениться.
Практика Пророка (благословит его Аллах и приветствует) в выплате махра должна служить примером для всех мусульманских обществ. Хотя слишком высокий махр воспринимается как материальная и социальная гарантия женщины, он затрудняет заключение брака – молодые поздно
женятся, и это становится причиной многих физических и психологических проблем. Пророк (благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Лучший из браков тот, что легче заключить». (Абу Дауд, Никах, 32)
Из хадиса ясно, что не следует завышать планку махра и идти на неоправданные свадебные расходы. В другом хадисе говорится: «Лучшие и благословенные женщины – это те, которые менее требовательны к махру». (Ахмад ибн Ханбал)
Из этого следует, что неприхотливость в вопросах махра несет больше благ.
2. Максимальный размер махра
Во времена Пророка (благословит его Аллах и приветствует) также не была установлена верхняя планка махра. Всевышний Аллах в суре «Ан-Ниса» говорит:
«…и если кому-либо из них был выделен вами даже кинтар (большой размер) золота, то не удерживайте из этого ничего». («Ан-Ниса», 4/20)
Значит, максимальный уровень махра зависит от финансового положения мужчины и его доброй воли.
В истории ислама был случай, когда халиф Умар (будет доволен им Аллах) хотел установить верхнюю планку махра в размере 400 дирхамов, но одна женщина возразила ему, приведя в качестве довода этот аят, и Умар (будет доволен им Аллах) со словами «женщина говорит истину» отказался от своего намерения.
Определение размера махра после эпохи Пророка (благословит его Аллах и приветствует).
Исламские ученые, принимая во внимание изменившиеся после смерти Пророка (благословит его Аллах и приветствует) условия жизни, начали практиковать стандарты в вопросе махра. Эти стандарты были призваны защитить права и женщин, и мужчин, ограждая от невыплаты махра, слишком малого его размера или непосильно высокой цены махра. Был установлен минимальный размер махра в 10 дирхамов серебром. Эта сумма является минимумом и может увеличиваться в зависимости от изменений в экономической сфере жизни. Что же касается верхней планки, то ученые остались верны аятам и не стали ее устанавливать.
В вопросе выплаты махра можно говорить о некоторых сокровенных смыслах в материальном и моральном плане. При их анализе мы увидим мудрость, ведущую к взаимной любви, уважению, справедливости и благоденствию длиною в жизнь.
3. Важность махра для женщины
Женщина, вступающая в брак, оказывается в начале продолжительного пути, который называется семейной жизнью. Благодаря махру (крупному или малому) она не чувствует себя одинокой и беззащитной. Она чувствует помощь со стороны мужчины, начинает ценить его. Ведь любой, кому делают подарки, склонен позитивно оценивать дарителя и питать к нему дружеские чувства.
Махр является для женщины экономической опорой. Всевышний Аллах создал все по совершенной программе, основанной на равновесии и справедливости, и предписал людям быть справедливыми во всем, не быть угнетателями и не посягать на права других. Всевышний Аллах предостерегает нас от посягательств на права женщин и во многих аятах предписывает выплачивать махр, который является их правом. Например, предписание Всевышнего Аллаха в суре «Ан-Ниса» в 4-ом аяте:
«Даруйте женам их махр. А если женщины по собственной воле откажутся от чего-либо [из махра], то пользуйтесь этим во благо и в удовольствие».
Это своего рода манифест о правах женщин, выраженный много веков назад, и акт, гарантирующий воплощение ее материальных и моральных прав при любых условиях.
Как говорилось выше, махр – это материальное подспорье и экономическая гарантия для женщины. Несомненно, женщина более слабая и чувствительная, чем мужчина. Всевышний Аллах говорит: «Мужья – попечители [своих] жен» («Ан-Ниса», 4/34), показывая тем самым, что женщины нуждаются в опеке мужчин.
Таким образом, одна из мудростей в выплате махра – это материальная гарантия для женщины в том случае, если мужчина разведется, умрет, или случится экономический кризис. В подобных случаях женщина сможет использовать выплаченный ей махр, и в тяжелые времена ей не придется страдать без мужа и денег, что часто происходит в наши дни. Таким образом, махр – это исключительное право женщины, данное ей исламом.
4. Важность махра для мужчины
Всевышний Аллах говорит:«…и если кому-либо из них был выделен вами даже кинтар (большой размер) золота…»
(«Ан-Ниса», 4/20)
Несомненно, в этом аяте заложено множество мудростей. Хотя на первый взгляд эти мудрости обращены к женщине, они касаются и мужчины, который готовится вступить в брак.
Мудрость выплаты махра – в отражении внутреннего мира мужчины. Щедрость или скупость человека проявляется в тех или иных ситуациях социальной жизни. Если человек щедрый, то это обязательно проявится в его поведении. Таким образом, мужчина на деле проявляет состояние своего внутреннего мира и свое отношение к религиозным предписаниям. В то же самое время выплатой махра он дает четкую и ясную информацию родственникам невесты, которые хотят лучше узнать жениха.
Кроме того, махр, выплачиваемый мужчиной, является также вкладом в будущее благоденствие и покой семьи, а также вкладом в наилучшее воспитание следующих поколений.
5. Виды махра
Махр – право женщины, он должен быть выплачен обязательно. Чтобы понять, как и когда он должен быть выплачен, рассмотрим, какие виды махра существуют.
Махр аль му`адджаль – махр, оговоренный во время (или до) заключения брака и выплачиваемый женщине до или после заключения брака.
Махр аль мисль – махр, не оговоренный во время (или до) заключения брака из-за забывчивости или незнания и выплачиваемый женщине в том размере, который дается обычно женщинам ее социального положения, возраста, сословия и т.д.
6. Имущество для махра
Исходя из того, что махр – это социальная гарантия, он должен обладать следующими особенностями:
1. Махр должен представлять собой ценность. Махр обязательно должен представлять какую-то материальную ценность. Например, дом, золото, машина, деньги и т.д. Недопустимо, чтобы женщине в качестве махра предлагалось то, что не имеет материальной ценности. Например, мужчина не может предложить своей невесте подобные вещи: «Я даю тебе в качестве махра веющие ветра, проливающиеся дожди или вот эту звезду».
Источник: islam-risalyat.ru
Что такое махр в исламе
Вопрос: Что такое махр? Насколько важен махр в исламе?
Ответ: Махр – золото, драгоценности или капитал которую при женитьбе муж дает жене. В городе Стамбул, принято давать 11 золотых царских монет под названием «решад», по 7.2 гр. (reshat altin). Махр не обязательно должен быть золотом. Это может быть каким-либо дорогим предметом (дом, квартира, сад, автомобиль, завод) или выгода, польза. Махр надо отдавать даже если женятся на вдове.
Никах, при котором не обговорили количество махра тоже действителен. Но после женитьбы мужу нужно будет дать жене махри мисль.
Во время женитьбы, девушка или женщина не может сказать, «пусть мой никах будет без махра». Договариваются на каком-то количестве махра. После назначения положенного ей махра, она может простить его мужу еще не получив. За это ей дается саваб.
Если жена простит мужу махр, но после объявит что не прощает, то он не остается обязанным отдавать махр. Она не сможет требовать обратно свой подарок.
Если во время никяха упомянут об украшениях подаренных невесте до свадьбы, то они заменяют махр. Если мужчина, о присланном для свадьбы подарках скажет что это махр а женщина скажет что это было подарками, то подарком считаются съестные продукты. Все остальное будет махром.
Махр состоит из двух частей. Махри му′аджаль и махри муэджэль. Если во время никяха не было речи об обоих махрах, то нужно будет дать махри мисль. Махри мисль составляет столько, сколько было выплачено родственнице невесты.
Махр который должен быть отдан муаджаль (аджаль-срочно, как можно быстро). Это может быть браслет, серьги, холодильник и что-то подобное. Отдать его после никяха будет ваджибом. Отдается до уединения новобрачных. Махри му′аджаль нельзя откладывать на поздний срок.
При поступке жены который может быть поводом для развода, например становится муртадом или создаст ситуацию для хурмати мусахара, махри му′аджаль не отдается. Если разведется муж или развод состоится по его инициативе, отдается половина.
Вначале нужно знать, что из украшений данных невесте относится к махри му′аджаль. Во время никяха объявляется «известным». Если неизвестно, то говорить «известное», неправильно. Лучше всего, махри му′аджаль зафиксировать также как и махри муэджэль, утвердив сколько будет махри му′аджаля и сколько махри муэджэля.
Если стороны зафиксировали махри му′аджаль но не хотят произносить сумму, то тогда используют выражение «известное между ними махри му′аджаль». Чтобы в случае развода не возникло непонимания что из данного невесте было аманатом, подарком и махри му′аджалом.
Махр муаджал, который нужно дать не сразу а до наступления аджал-смерти. Если было уединение или один из супругов умер, отдать махри муаджал становится ваджибом. Выдается по желанию жены. Если она не просила но умер муж то, отдавать будет ваджибом. Если умерла жена, то муж, отдает ее наследникам. Если умер муж то, махр отдается из его наследства.
Махр не имеет отношения к выкупу за невесту. Брать выкуп за невесту харам.
В случае развода, если было уединение или брачная ночь, то отдается весь махри муэджэль, если не было, то отдается половина. В аяте сказано:
«Если вы разводитесь с женою, не прикоснувшись к ней, но назначивший ей приданое, то ей остается половина из того, что вы назначили». (Бакара 237)
Если во время никяха сказали про махр, но не уточнили какая его часть будет му′аджалем, то по сумме которая обычно принята и сумме предложенной женой, некая часть оговоренного махра становится му′аджалем. Во время обряда никяха, разрешается назначить срок выплаты махри муэджэля. В случае развода, выжидается этот срок. Если нет назначенного срока, то отдается сразу же. (Фатава-ул-хиндия)
Деньги махра считаются некой гарантией жены. Муж не может развестись с женой махр с которой выплатить очень тяжело или никогда не сможет выплатить. Если разведется то, столкнется с тяжелым материальным положением. Страх выплаты махра это обстоятельство, которое вынуждает мужа к хорошему обращению с женой.
Если муж разведется и выплатит махр то, если у жены никого нет, она с этими деньгами сможет вести свою жизнь. Мужчине имеющему возможности, благочестивой девушке или женщине, лучше дать больше махра. Эфиопский император Неджаши, заключив брак между нашей матерью Умм Хабиба и пророком, в качестве махра дал 2 килограмма золота. (Насаи)
Никях без махра тоже действителен. Но позже все же надо дать жене махри мисль. Нет ограничения суммы махра. Но оно не должно быть 5-и грамм золота.
Выплатить махр жене с которой развелись, ее право. Если не будет выплачено, то в ахирате за это ждет очень сильное наказание. В Священном Коране сказано:
«Назначайте женщинам добровольно их приданое, и если им нравится отдать чем часть из него, то пользуйтесь этой частью свободно, по своему желанию». (Ниса 4)
В хадис шарифах сказано:
«Тот кто женился имея намерение не отдавать махр, в судный день будет рядом с ворами». (Риядун насихин)
«Запрещено оставить жену и не дать ей махр». (Хаким)
«Дайте в качестве махра хотя бы один перстень!» (Муслим)
«Деньги махра – благое богатство». (Дейлеми)
«Лучший махр тот что отдали легко. Не затрудняйте махр. Просить много махра может привести к вражде». (Абдурраззак)
Законное по всем нормам ислама уединение супругов, не такое как запретное уединение с чужой женщиной. Если им что-то препятствует уединению, мешает чувствам или по религиозным причинам, или близость невозможна по естественным причинам, то это не считается уединением по шариату. Болезнь одного из супругов, нахождение в ихраме, во время обязательного намаза, во время поста рамазана, хайз или нифас у женщины, присутствие рядом разумного ребенка (7 лет) может препятствовать этому уединению. Но ребенок еще не достигший разума, не считается препятствием для запретного (харам) уединения. (Мазахиб-ул-арбаа)
В случае когда девушка и мужчина заключили никях и развелись и у них не было уединения то, отдается половина махра. Если уединение случилось то, отдается весь махр.
Девушка, которая не уединилась с мужем, после однократного таляка разводится баин (окончательно). Муж, немедленно должен выплатить ей половину махра и иддат ей выжидать не нужно. В тот же день может выходить замуж за другого.
НИКАХ БЕЗ МАХРА
Вопрос: Действителен ли никях без махра?
Ответ:
Никях будет сахих (действительный). Махр можно обговорить и позже. Если про махр речи не было, то дать махри мисль для мужа будет ваджибом. Т.е. дается столько, сколько давал ее отец родственникам. Есть ничего не дать, то это нарушение ее прав.
Но жена по своему желанию может подарить мужу положенный ей махр.
МАХР ПРИ РАЗВОДЕ
Вопрос: При женитьбе я желал чтобы невеста была хиджабе и совершать намазы. Сделал предложение девушке которая не прикрывалась. Она согласилась и мы поженились. Но после она перестала носить хиджаб. Оставила намаз. Сказала что не принимает мусульманство. Она меня бросила.
Т.е. мы развелись. Нужно ли мне давать махр?
Ответ: Давать не нужно. Потому что в разводе где инициатором является жена из-за ее отступничества или с ее подачи случилось хурмати мусахара, махр давать не нужно. Если махр уже был отдан, то так как развод случился из-за нее, забирает обратно.
ПОДАРКИ НА СВАДЬБЕ
Вопрос: До свадьбы, девушке дают золотые браслеты и подобные подарки. Заменят ли такие подарки махр если при никяхе о махре не было речи?
Ответ: Да. Заменяют.
Вопрос: Дают ли махр вдове?
Ответ: Да, дают.
Вопрос: Сколько может быть минимальный и максимальный махр?
Ответ: Максимальное может быть сколько угодно, связано с договором. А минимальное – 5 грамм. Если при обряде никяха не обговорили количество махра, то тогда, мужчине будет ваджибом дать махри мисль. Махри мисль, количество которое было выплачено родственнице невесты.
Самое меньшее 5 грамм.
Никях, где не говорили о махре, даже с условием не выплачивать махр будет действительным, но условие будет неправильным. (Саадати абадия)
МАХР СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
А) Махри му′аджаль: выплатить после обряда никяха является ваджибом. Нужно отдать до брачной ночи. Женщина, пока не получит махр му ′ аджаль, может отклонить свадьбу, оставаться наедине с мужем, совместное путешествие.
Б) Махри муэджэль. При появлений следующих трех обстоятельств, становится ваджибом:
1 – Оставаться наедине.
2 – Вход в супружескую спальню.
3 – Смерть одного из супругов. В случае смерти жены, махр отдается ее наследникам. В случае с мужем, махр отдается жене из его наследства. (Китаб-уль-фикх аляль мазахиб-иль-арбаа)
ПРОСИТЬ НЕБОЛЬШОЙ МАХР
Вопрос: Хорошо ли просить много махра?
Ответ: Махр, можно сравнить со страховкой для девушки собирающейся замуж. Если назначить большую сумму, то муж не сможет развестись используя незначительный повод. У мужа, который не кажется надежным, можно просить много махра. Жена, по своему желанию может подарить, простить махр мужу. С этой точки зрения, большая сумма махра запрошенная девушкой, не навредит.
Девушке, которая выходит замуж за благочестивого, надежного человека, лучше не просить много махра. Приведем несколько хадисов:
«Лучший махр, тот что нетрудно выплатить». (Хаким)
«Не назначайте обременительный махр! Дорогой махр может быть причиной вражды». (Абдурраззак)
Досточтимый Умар (радиаллаху анх) сказал:
«Не просите много махра! Если бы это было добродетелью, то пророк так бы и сделал». (Тирмизи)
Во времена пророка, для собирающейся замуж женщине, в качестве махра назначили одну пару обуви. Пророк спросил довольна ли она. Она ответила положительно и пророк тоже был очень доволен. (Тирмизи)
ЧТО ДАЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ МАХРА
Вопрос: Что можно попросить в качестве махра во время никяха?
Ответ: Золото, серебро, денежные средства или какое нибудь имущество, положение. (Китаб-уль-фикх аляль мазахиб-иль-арбаа)
Женщина, в качестве махра может попросить научить ее чтению Корана. Может попросить дом, автомобиль. Чтобы предотвратить желание мужа развестись, можно попросить много махра.
Вопрос: говорят: «Если махр бедной девушки превысил ее нисаб, то она вступает в грех, так как она не может совершить курбан. Таким образом против нее совершается злодеяние». Почему против женщины совершают злодеяние, требуя много махра?
Ответ:
Между махром и жестокостью к женщине, нет ничего общего. Женщина прибавит махр который она получит к нисабу, но если нет денег то, не даст закят, не совершит курбан. Таким образом и не совершит грех и не претерпит жестокости. Если достаточно денег на курбан, то принесет жертвоприношение и получит за это саваб. Так как она получит саваб то, значит и злодеяния нет.
Наоборот, она не имея денег или золота достающих до нисаба, прибавив к своему состоянию махр становится богатой и значит за свой курбан получит саваб. А это большое благо. С этой точки зрения, в требований большого махра нет ничего предосудительного, наоборот, для женщины есть духовная и физическая польза.
Вопрос: Если лицо, которого попросили засватать девушку с определенной суммой махра, при заключений никяхе объявит сумму большую махра, то нужно ли жениху выплатить добавленную сумму?
Ответ: по этому поводу в Ибни Абидин сказано:
«Если жених назначит представителя и скажет: ′′Попроси для меня руки такой-то девушки с выплатой такой-то суммы махра′′ а представитель во время объявления махра объявит сумму побольше и таким образом совершится никях, то добавленную сумму давать не нужно. Жених, если пожелает даст добавленную сумму, или же рассторгнет никях. Если узнает об этом после свадьбы и расторгнет никях, то нужно будет дать махри мисль».
Источник: www.veraislam.ru