Что такое народные символы

Подлинные значения символов орнаментов

Часто на просторах интернета попадаются на скорую руку придуманные толкования символики орнаментов, что диву даешься, насколько богата фантазия у «писателей». Особенно дух фэнтези поглотил современное нам неоязычество, буквально на ходу придумывающее «славянские символы», которых у славян никогда не было (как не могло быть и толкований символов, потому что символов не было). Становится трудно, местами невозможно отличить оригинал от подделки, правду от лжи и подтасовки фактов.

На поиски подлинных значений символики орнаментов пришлось потратить много времени, потому лишь самые важные приводятся в статье. Поиски велись методом сопоставления значений определенных символов у разных народов и культур, а также путем обращения к архетипическим значениям, описанным в специализированной литературе (справочниках) и общим для всех наций. Спорные толкования мы сразу отбрасывали, чтобы не возникало вопросов. Смотрите ниже главу об источниках информации.

«Народные символы России» познавательная информина

Еще раз, подлинными мы считаем те значения, которые являются общими для всех времен, народов и культур.

Подлинная славянская символика

На иллюстрации представлены рассматриваемые нами образцы орнаментов. Изображения не являются типичными, но лишь одними из многих. Символы соответствующим образом пронумерованы, а описания каждого следуют ниже по тексту.

1. «Древо жизни»

Любимый многими мотив под названием «Древо жизни» обычно трактуется как воплощение силы живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. То есть трактуется в сугубо сельскохозяйственном значении.

Согласно другим источникам, мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые, у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде Змей. Описание, конечно, красивое, но не правдивое.

Подлинное значение символа Древа Жизни

На самом деле Древо Жизни символизирует религию, разветвляющуюся во всех направлениях, опирающуюся на многие корни, широко распространяющую тени, но имеющую общий ствол (стержень).

2. Свастика

Образ свастики как символа счастья, блага, удачи и доброй воли — общее древнее толкование символа солнца как символа благоприятства. Часто изображается с закругленными углами или в форме напоминающей мальтийский крест.

Подлинное значение символа Свастики

Происхождение слова «свастика» древнеиндийское; в буквальном переводе с санскрита — «есть хорошо» («есть» не в смысле «кушать», а в смысле «быть», «бытие»). На русский жаргонный может быть переведено как «офигенно», и этим все сказано.

3. Трилистник

Обычно символизирует триединство, не обязательно Божественное, но триединство проявлений жизни или природы. Например, рождение-жизнь-смерть, мужчина-женщина-дитя. Троица — самое позднее толкование.

Народные символы России

Подлинное значение символа Трилистника

«Высший уровень освобождения». С триединством не связывается в принципе.

4. Треугольник (вершиной вверх)

Треугольник, как наиболее простая идеограмма, почти всегда олицетворяет творящую троицу чего бы то ни было; не обязательно Святую Троицу, но триединство элементов воздуха, огня и воды, необходимых для плодородия земли, также триединство семьи (мужчина, женщина, дитя), или циклы жизни (рождение, жизнь, смерть).

Подлинное значение символа Треугольник

Треугольник вверх — абсолютное существо и элемент огня, процесс духовного восхождения, освобождения, преобразования. Никакой троицы и триединства, как и в случае трилистника.

5. Шестиконечная звезда

Обычно называется знаком Творения или магической Печатью Соломона. Считается составленным и совмещенных мужского и женского треугольников. Трактуется как союз и взаимопроникновение огня и воды, мужского и женского.

Подлинное значение символа Шестиконечная звезда

Союз и взаимопроникновение духа и материи. Пары «огонь-вода» и «мужское-женское» не учитываются, отбрасываются.

6. Спираль

Спиралевидные формы в определенных случаях считаются защитой от нечистых духов и имеют значение защиты. Нередко символ спирали трактуют как «тайна жизни и смерти», а также изображают в образе свернувшейся в спираль змеи. Поскольку спиралевидные формы представлены в природе довольно широко, символ имеет множество значений в различных, простое перечисление которых займет всю страницу.

Читайте также:
Горный хрусталь камень драгоценный или

Подлинное значение символа Спираль

Общее для всех культур — космическая энергия, свернутая и дремлющая внутри каждого живого существа.

7. Трезубец

Под символом трезубца понимается множество значений. Вот лишь некоторые: молния, гром и молния, три языка пламени; тройное оружие сил Неба, воздуха и воды, вечное; как удар молнии — оружие и атрибут небесных, громовых богов и богов бури (при этом имеет вид зигзагообразной молнии); эмблема всех водных богов, сила и плодородие вод; может обозначать небесную Триаду; прошлое, настоящее и будущее.

Подлинное значение символа Трезубец

Одновременное действие трех взаимопроникающих «сил»:

  • 1. страсть — желание — действие;
  • 2. невежество — бездействие — сдержанность;
  • 3. благость — мудрость — проявление.

8. Круг с восемью палками

Обычно этот символ относят к солнечным, солярным. Наиболее часто говорят, что это просто символическое изображение Солнца.

Подлинное значение символа Круг с восемью палками

Время, циклы существования. Время и пространство переплетаются, а восемь палок отмечают направления, каждое из которых управляется тем или иным божеством и обладает уникальным качеством.

9. Оберег Репейник

Обычно называют Орепей, Оберег Репейник. Такое начертание самое простое.

Читаем в разных современных справочниках значение символа. Наиболее полное из найденных:

Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Гребенчатый ромб. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри — символ «засеянной земли», то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством.

В локтевой зоне как «предок». На подоле — как вход в потусторонний мир или также «предок».

Подлинное значение символа под названием «Репейник»

Символ можно описать такой фразой: «Твои предки живут в тебе, а ты будешь жить в своих потомках». Значение — непрерывность жизненных процессов, накапливание, преумножение, регенерация. Не только сельскохозяйственного (зерно), но и любого другого, включая генофонд. И всё накопленное для передачи по наследству. При этом чтобы накопить, сохранить и преумножить, необходимо держать ситуацию под контролем.

Точка в центре обычно обозначает зародыш.

Дополнительно

И некоторые другие значения символов, часто встречающиеся в русских народных орнаментах, а их подлинные толкования даны из сопоставления общих значений разных культур.

Корова — символ нетребовательной земли-кормилицы.

Петух (красный) — неизбежность духовного раскрытия и мудрости, потому что воспевает каждый рассвет, призывая всех проснуться и встать.

Гусь (также лебедь или утка) — символ благородной души, парящей над земным и устремляющейся к высшей цели.

Цветы — сладостная благодать в жизни.

Солнце — правитель разума, источник истины.

Луна — эмоции.

Источники информации, или кому можно доверять

Источниками подлинной информации в первую очередь являются официальные сайты и блоги музеев мира. В музеях работает огромный штат экспертов, которые периодически публикуют свои исследования. Например, о культуре и символике коренного населения Северной Америки можно почитать во множестве материалов и эссе на официальном сайте музея Метрополитен. Такие же сайты есть у каждого всемирно известного музея (смотрите The British Museum, Germanisches National Museum).

Хотите намного больше и без фантазий с выдумками узнать о символизме Востока, воспользуйтесь материалами Музея Востока (Asianart.com). Об искусстве и орнаментах Австралии, Новой Зеландии и всей Океании читайте на официальном сайте Национальной Галереи Австралии, где очень много информации и об орнаментах маори, и вообще о любых орнамента целого архипелага, населяемого множеством народностей.

Помимо экспертного сообщества существуют и другие источники ценной информации — религиозные тексты. Например, обратившись хотя бы ради интереса к изучении символики индуизма, вы многое поймете.

О славянской символике и значениях символов славянского орнамента ни одного правдивого сайта нет. По крайней мере, мне не попадались. Есть лишь разрозненные научные публикации, в которых прямо говорится, что материал собирался для изучения по деревням путем опросов старожилов.

Читайте также:
Какую сережку надо для пирсинга носа

Наиболее часто лично я трактую символы исходя из их древнеиндийских значений. Посему нередко слышу упреки, не ошибся ли я страной проживания. Нет, не ошибся. Но, послушайте, либо мы выдумываем значение символов орнаментов на основании своей фантазии, либо обращаемся к первоисточнику, информация которого не только тщательно записана, но и заучивается наизусть брахманами на протяжении 12 тысяч лет. Посему древнеиндийские веды — подлинный и наиболее древний первоисточник из всех существующих.

Трактовка символов орнамента — дело совсем неблагодарное. Сразу же находится множество «знатоков», «знающих» больше и лучше, указывающих пальцем на «неточности». Но и вы, господа, не копируйте бездумно тексты с других сайтов, выдавая изложенное там за истину, потому что всякая «истина» требует проверки, включая и некие «абсолютные истины». Поэтому и наша статья требует сверки, или вы так и будете пребывать в фантазиях.

Знаете, на счет абсолютных истин меня больше всего устраивает буддийский подход, потому что все остальные придуманы, похоже, лишь для успокоения души и оправдания собственной слабости перед осознанием одного непреложного факта. Так вот, единственной абсолютной истиной, согласно буддийской философии, является то, что каждый из нас рано или поздно умрет. Все остальное относительно, преходяще, плод фантазии и желания выдать желаемое за действительное.

Выдачей желаемого за действительное как раз является приписывание вышеупомянутым символам значений, которые придумываются невежественными людьми на ходу на множестве ресурсов интернета. Посему не нужно бездумно верить всей писанине, но всегда следует информацию перепроверять, обращаясь к первоисточникам.

Источник

Русские символы

Церковь Покрова на Нерли — белокаменный храм во Владимирской области России, в 1,5 км от посёлка Боголюбово; выдающийся памятник владимиро-суздальского зодчества. Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир и рядом с ним появилась княжеская резиденция Боголюбово с белокаменными укреплениями, княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.

Ручная гармонь. Русский символ

Ручная гармонь — музыкальный инструмент, составляющий основу семейства гармоник. Отличительными конструктивными особенностями подобных инструментов является наличие двух полукорпусов с клавиатурами, между которыми находится мех. Небольшие по размеру и массе гармони во время игры удерживают в руках на весу, гармоники побольше устанавливают на колени в положении сидя или подвешивают за плечевые ремни в положении стоя. Играют двумя руками, двигая левый или оба полукорпуса для разжатия и сжатия меха, что при одновременном нажатии клавиш приводит к поступлению воздуха на язычки гармоники и к их звучанию.

Колокол. Русский символ

Колокол — металлический ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла. Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. campana — колокол и от λόγος — слово , смыслом ).

Шатровый храм. Русский символ

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

Читайте также:
К чему снятся часы наручные мужские на руке

Красный угол. Русский символ

Красный угол (от ст.-слав. красьнъ — «красивый, прекрасный») святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись с алтарём православного храма, а стол — с церковным престолом. В божнице, кроме икон, хранили сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальное яйцо. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу, а затем уже здоровался с хозяевами. В красном углу сажали самых почётных гостей.

Русская печь. Русский символ

Русская печь — кирпичная или глинобитная печь для выпечки хлебобулочных изделий, приготовления пищи, отопления жилых помещений и различных других задач. Широко распространена в России, Белоруссии, на Украине, в Румынии и Молдавии. Основным видом топлива служат дрова, также могут использоваться торф, солома, кизяк, камыш, лузга и другие горючие органические материалы. Непригодна для топки каменным углём, имеющим более высокую температуру горения: в среднем 1000 °C.

Поклонный крест. Русский символ

Поклонный крест — монументальное сооружение в виде креста. Имеют восьмиконечную или четырёхконечную форму. Иногда имеют «крышу» и прикреплённые иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север.

Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу — место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции. Возводятся на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и достигают высоты нескольких метров (4-12 м).

Источник

Что такое народные символы

«У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии:

каждая черточка тут имеет своё значение, является словом, фразой,

выражением известных понятий, представлений».

Стасов В.В. Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружево. Вып.I CПб, 1872 г

Ткачество, вышивка, кружевоплетение – традиционные женские занятия в русской деревне. Из поколения в поколение передавались секреты мастерства от матери – к дочери, от бабушки – к внучке. До наших дней на полотенцах, скатертях, одежде, головных уборах дошли «узоры», «узорочье» из седой старины.

Они были не просто декоративными элементами бытовых предметов, а несли определённое смысловое значение, имели собственную энергетику.

В Вологодской области Кадуйского района Великосельского сельсовета я уточнял у местных жителей об одном из увиденных явлений природы. В конце июля-августа несколько раз в разное время, чаще под вечер, в сумерках, наблюдались мной сполохи небесного огня над хлебными полями.

Эти огненные сполохи были подобны сверкающим молниям, вспыхивая то в одном участке неба, то в другом, но без грома, озаряя безмолвно поля. Великолепие – просто потрясающее. В селе Великое, в деревне Ступолохта (Ступоловка) старики назвали это явление «хлебозорка», «хлеб зорится», когда небесный огонь питает своей силой хлеба. Первобытная магия в действии, да и только. Вот это явление передачи небесной силы для роста и созревания, и её приятие хлебными полями можно перенести и в энергетику орнаментов.

А теперь от энергетического наполнения символов перейдём к смысловому содержанию.

«Узоры», «узорочье» происходят от двух слов: «уз» («узы, узел» — соединение, переплетение; к примеру, узы братства, семейные узы) и «ор» (говорить, рассказывать, выговаривать) – «говорящее переплетение» нитей.

О чём же узоры рассказывают? Какие образы несут? К кому обращены? Какие желания сердца и веления разума вложены женщиной в них?

Чтобы ответить на эти вопросы давайте порассуждаем о крестьянской семье. Какие базовые функции она выполняет?

1. Продолжить род. «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек» говорит пословица.

Читайте также:
Чем натереть золотое кольцо

2. Прокормиться. И «кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет».

Продолжить род – значит «увеличить численность едоков». Прокормиться – значит обеспечить едой всю семью. В чём здесь опасность? Голод. Что ему способствует?

Недостаток в трудоспособных сородичах, падёж скота, неурожай поля, неудачи на охоте/рыболовстве, невостребованность в ремесле. В зависимости оттого, что приносит достаток семье. Такова проза жизни.

Все остальные функции семьи вытекают из этих и становятся первоочередными: защитная, социальная, нравственно-воспитательная, информационно-практическая. В чём они заключаются?

Защитная функция семьи: сохранить и преумножить от случайных лишений то малое, что имеешь. Нужда, болезни, бесплодие, разграбление, пьянство, стихийные бедствия, потеря кормильца, война – основные несчастья семьи. От этого и оберегаются.

Социальная функция семьи: сегодня ты кормишь детей – завтра они кормят тебя (впрочем, это не факт), поддержка немощных и одиноких сородичей, поддержка подрастающего поколения. Пословицы говорят: «долг платежом красен», «детки хорошие – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец», «птица радуется весне, а младенец – матери», «при солнышке тепло, при матушке добро».

Нравственно-воспитательная функция: система отношений между людьми (свои, свои/чужие, чужие), между старшими- младшими в семье, между человеком и миром, отношение к труду/отдыху. Пословицы говорят: «где любовь да совет, там и горя нет», «полна хата детей, так и счастливо в ней», «за морем и веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё», «родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь», «где сосна взросла, там она и красна», «красна птица перьем, а человек уменьем», «любовь к труду у людей на виду», «откладывай безделье, да не откладывай дела», «хорошо тот воспитан, кто трудом испытан», «живи своим умом, а честь расти трудом», «землю красит солнце, а человека – труд», «добрая слава дороже богатства», «труд и счастье в одном доме живут».

Информационно-практическая функция семьи: передача опыта и знаний от старшего поколения младшему – традиций и мастерства, трудовых навыков и справления праздников. Пословицы говорят: «ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «металл закаляется в огне, а человек – в работе», «ремесло пить-есть не просит, а само кормит», «какова пряха, такова на ней и рубаха», «не тем красен пир, что в трубы трубят, а тем, что люди людям любы».

Исходя из потребностей семьи, и следует начать отсчёт поиска смысла узоров.

Сила образов узорочья запечатлённых в ткачестве, вышивке и кружеве сродни силе образов заговорного слова и молитвы. Это обращение к высшим силам и стихиям природы о неизменности круговращения бытия и включение в это движение каждого отдельно взятого члена семьи, как частицы этого мира.

Цикличность пространственно-временного континуума имеет 3 константы (постоянные составляющие) – место, действие и вариационную возвратность к изначальной точке отсчёта. Место действия берёт начало в той точке, где ты пребываешь, и распространяется по сторонам света: восток-юг-запад-север. А действие проявляется в неизменной смене/повторяемости и времени суток (утро-день-вечер-ночь), и времени года (весна-лето-осень-зима), и круге жизни человека (рождение-созревание-старение-смерть). А включению в эти процессы людей помогает «обряд» — «включение в ряд», более понятно будет «включение в ритм» текущих событий. Как только ритм прерывается, стопорится – приближаются голод, болезни, бесплодие, смерть.

«Порядок» — «по ряду», «в ряду» — включённость в естественный ритм событий. «Непорядок» — «не по ряду», «не в ряду» — выпадение из ритма событий. Это подобно тому, как в потоке интенсивного движения машин вклинивается новичок и своей суетой ломает весь ритм движения отлаженного потока автотранспорта, создавая опасную ситуацию на дороге и для себя и для других водителей.

И как инструктор помогает обрести опыт ученику в вождении автомобилем, так и наставничество в обрядах позволяет не выбиться из природных ритмов, сохранить устойчивость в сложных жизненных ситуациях. Например, смерть близкого человека и его похороны. Или, более далекое для понимания городского жителя, такое выражение, как «пошла обрядить скотину».

Читайте также:
Как почистить золото с топазом

То есть задать корм, подоить, к примеру, корову. Такова сила обряда – убрать из сознания суету и направить мышление в практичное русло конкретных действий, освободить от ступора и творчески решить, казалось бы, тупиковые задачи. Но «это присказка, не сказка, сказка будет впереди».

Орнамент называли «искусством ритма», так как у него имелась своя цикличность, подобно повторяемости круговых ритмов природы. Это не просто украшение ткани, а система иносказаний, раскрытие через символы-ключи своеобразного гармонизирующего источника, поддерживающего благополучие семьи. Что же несёт орнамент в себе? Какие функции он выполняет?

• Создаёт позитивный настрой на здоровье, счастье, достаток;

• Способствует плодородию земли и плодовитости женщины;

• Прописывает намерения человека через узоры;

• Является оберегом от внешних повреждающих воздействий;

• Передаёт знания об образе мира и способах взаимодействия с ним;

• Сообщает о принадлежности к роду-племени, так как узоры передавались по наследству;

• Говорит о непрерывности взаимосвязи поколений между предками и потомками.

Мне бы хотелось рассказать, о том, как орнамент, несущий символы в ткачестве, вышивке, кружеве и вязании воздействует на сознание человека, и какое смысловое значение он привносит в повседневную жизнь. А также о том, как посредством узорочья одежды и бытовых предметов (полотенца, скатерти, подзоры и т.д.) женщина передавала миру своё послание о продолжении рода, сохранении здоровья и достатка в семье.

Символика геометрического орнамента.

Расположение. На ткани узоры располагаются в полосе, прямоугольнике, квадрате в соответствии с формой украшенной вещи.

О цвете. Основной цвет ткани – белый, а композиции прорисовывались либо по белому белым, либо по белому красным. Символика цвета следующая. Белый цвет – это цвет чистоты, невинности, смерти, точнее переходного состояния из одной сферы жизни в другую, символ самого перехода, а кроме того это свет поднебесного мира, Белый свет.

Охранные узоры прописывались невидимо – белым по белому, и читались на просвет в лучах солнца или огня. Основным цветом для прорисовки орнамента был красный. Красный цвет – это цвет жизни, плодородия, сияния небесного огня, символ рода, как большой семьи людей.

В древности он был посвящён Роду – единому богу природы и жизни, подателю небесных благ, производителю всего живого, творцу Вселенной и человека. С красным цветом связана энергетика «озарения». Белый и красный цвета составляли всё многообразие узорочья, а многоцветье появилось намного позднее. Теперь перейдём от цвета к составлению орнаментальных цепочек и картин.

Узоры слагаются в 3 типа композиций:

1. Продольный орнамент (в виде полосы, прямоугольника) украшает пояса, скатерти, рубахи, подзоры, полотенца. Он состоит из ритмично повторяющихся, в определённом порядке, знаков-символов. Если посмотреть на представленный здесь рисунок солнышка как бы сверху, то его можно совместить с подолом рубахи, сарафана – то же солнышко, озаряющее ткань, но на одежде. А все виды продольного орнамента, исходя из этого положения, можно считать круговыми, производными от назначения и замысла ткачихи.

Рассмотрим пять вариантов продольного орнамента:

• «По одынке» («по одинке», «по одному») – ритмичное повторение одного знака-символа.

• «Парный» — перемежающее повторение двух знаков-символов.

• «Хоровод» — ритмичное/попеременное соединение одного/двух знаков-символов.

• «Круговой» — чередование перевёрнутых/прямых знаков-символов продольной композиции после объединения верха/низа окружности.

• «Змейка» — зигзагообразная линия, меняющая направление знаков-символов по косой оси вверх и вниз.

2. Сетчатый орнамент (в виде развёрнутой по пространству полотна видимой/невидимой сетки) украшает рукава женских рубах, передники-занавески, где знаки-символы накладываются на узлы-коленца от пересекающихся между собой нитей сетки.

3. Продольно-сетчатый орнамент представляет собой раскинутую по всему пространству полотна сетку, где знаки-символы располагаются как по коленцам, так и по ячейкам сетки, покрывая сплошным узором ткань.

К примеру, у скатерти. Часто этот тип композиций может трактоваться как продольный орнамент после выделения полосы (один ряд «сетки» представлен полностью, а остальные фрагментарно) или прямоугольника (представлено для обозрения от двух и более рядов «сетки»).

/ Впервые статья опубликована в журнале «Ваша Светлость» №7 за 2007 год. /

Источник
Рейтинг
Загрузка ...