СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.
Спас Нерукотворный
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.
Со временем место это было забыто.
Обретение Образа
Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.
Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.
Перенесение в Константинополь
В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник "Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа".
Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Спас Нерукотворный — первая икона Иисуса Христа
Упоминание в древних источниках
Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.
Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом "Учение Аддаи".
Евагрий Схоластик упоминает его в "Церковной истории" и называет образ "богозданной иконой".
Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.
![]() |
Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г. |
Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии
Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела.
9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы.
По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.
5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля — день чудесного обновления иконы [2].
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html
Ин кондак, еллинский, глас тот же [3]
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
- Анчисхатский Спас Нерукотворный
- Святое Чрепие
Использованные материалы
- "Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
- http://calendar.rop.ru/?svt=aug16-perenesenie
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2127.html (тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2128.html (величания)
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2134.html (кондак)
[1] Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви, https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20 .
[3] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html .
[4] Вариант: "ли́ка"
[5] вариант: "изображе́ние".
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
"СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ" еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Описание иконы «Спас Нерукотворный»: в чем помогает образ, его значение в православии
Икона «Спас Нерукотворный» – одно из немногих изображений Спасителя, которое признается и бесконечно почитается как католической, так и более ортодоксальной православной церковью.
Этот образ присутствует практически во всех православных храмах и домашних иконостасах. Именно со «Спаса Нерукотворного» начинают свой творческий и богоугодный путь иконописцы. Но считается, что первообраз не был написан человеческой рукой, а появился чудесным образом. Именно поэтому и именуется Спас «Нерукотворным».
Немного иконографии
Каноническая иконография Иисуса Христа не столь многообразна в сравнении с Богородицей или Николаем Чудотворцем. Это связано с тем, что долгое время богословы вели жаркие споры насчет того, можно ли изображать Бога во плоти – его же никто не видел и не знает, как он выглядел.
Но так как Спаситель был реальной исторической персоной (об этом говорят не только христианские, но и другие источники), то относительно его изображения споры несколько улеглись. Христа стали изображать в виде человека средних лет, с длинными волосами, усами и бородой. Обычно присутствует и божественная атрибутика, реже – символы мученичества (терновый венец, крест и так далее).
Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT
Однако большинство канонических православных икон Иисуса сводятся к двум типам: Пантократор (или Вседержитель) и Мандилион (Спас Нерукотворный).
В христологическом ряду выделяется множество образов Спасителя, однако большинство из них не признается официальной православной церковью. С ее точки зрения – это просто картины на религиозную тематику, не могущие служить объектами поклонения.
Икона «Спас Нерукотворный» полностью укладывается в православный канон и является, пожалуй, самой популярной в христологическом ряду. По сравнению с царственным «Вседержителем», этот образ более прост и близок сердцу простого человека.
История обретения иконы
Год создания чудесного образа Спасителя точно неизвестен, однако религиозные источники относят это событие ко времени, когда Иисус Христос жил на Земле. То есть, к первым десятилетиям нашей эры.
История иконы, принятая в православии, связывает появление Спаса Нерукотворного с именем царя Эдессы Авгаря. Монарх заболел тяжким недугом – черной проказой. Болезнь эта с трудом излечивается и сейчас, а в те времена она была гарантированным смертным приговором. Многие считали ее самой страшной Божьей карой за прегрешения.
Смертельно больной Авгарь всеми силами искал спасение от страшного недуга. Прослышав о чудесах, творимых Божьим Сыном, он послал к нему художника, дабы тот запечатлел образ Спасителя.
Однако живописец не смог выполнить поручение царя, так как от Иисуса исходило Божественное сияние, которое не в силах передать живой человек. Но Иисус, умывшись, вытерся платком (на нем запечатлелся его лик) и отослал его недужному монарху. Вскоре Авгарь выздоровел.
Не слишком понятно, каким образом исцелился Авгарь: то ли при молитве полотенцу с ликом, то ли его излечил посланный Иисусом апостол Фаддей. Однако царь действительно выздоровел, а льняной платок (убрус) стал главным духовным достоянием Эдессы.
Авгарь повелел богато украсть священный убрус и повесить над вратами города. Так первообраз охранял всю Эдессу и ее жителей.
Однако один из потомков благодарного монарха отрекся от христианской веры и повелел уничтожить все ее святыни. Чудесный образ заложили кирпичом для сохранности от вандалов.
Когда лихое время миновало, образ решили раскрыть. Каково же было удивление присутствующих, когда оказалось, что лик Спасителя отпечатался и на глине кирпича!
В конце X столетия константинопольские войска осадили уже ослабленную к тому времени Эдессу. Жители города вынуждены были отдать святыню завоевателям в обмен на сохранность собственных жизней и имущества.
Таким образом плат с ликом Христовым попал в Константинополь, где ему поклонялись вплоть до 1204 года. Затем, во время одного из Крестовых походов, столица Византии была разграблена, а Спас Нерукотворный отправился в Центральную Европу. Скорее всего, он так и погиб вместе с потонувшим в море кораблем.
Некоторые связывают образ Спаса Нерукотворного с другой христианской святыней, Туринской Плащаницей. Якобы, именно Плащаница, сложенная в несколько раз, была тем самым убрусом, защищавшим Эдессу.
Католическая версия Спаса Нерукотворного
Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.
Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.
Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.
Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.
Описание образа
Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.
Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.
В католической традиции, восходящей к «Плату Вероники», нимб обычно отсутствует, а на челе Спасителя красуется терновый венец. В русской иконописной традиции венок из терна присутствует редко и рассматривается как признак влияния западной школы.
В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).
Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.
В православной традиции очень популярен так называемый Спас Мокрая Брада. Это еще одно напоминание о том, что Спаситель утер платком мокрое лицо, вследствие чего борода слиплась в один или два клиновидных конца.
Значение «Спаса Нерукотворного» в православии
Значение иконы «Спас Нерукотворный» весьма высоко для всего христианского мира. Это эталонное изображение Спасителя, принятое во всем христианстве.
Во-первых, нерукотворный образ однозначно свидетельствует о том, что Иисус Христос – действительно реальная историческая персона. Спаситель – одна из ипостасей Святой Троицы, сошедшая на Землю и принявшая человеческий облик.
Образ обычного человека не мог бы запечатлеться на ткани навечно без всякого намеренного воздействия, да и недолговечный материал за столетия должен был обветшать и рассыпаться в прах. Такие чудеса способна творить лишь Божественная личность.
Золотая подвеска «Господь Вседержитель Спаситель» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Косвенно это подтверждает и тот постулат, что иконопочитание действительно оправдано и не имеет ничего общего с идолопоклонством.
Спас Нерукотворный издревле почитался на Руси. С образа было сделано множество списков, а почитание его поддерживалось на государственном уровне. В честь иконы было освящено множество храмов и монастырей.
Присутствовал Спас Нерукотворный и в светской жизни. Он изображался на знаменах, с которыми шли на битву русские войска со времен Дмитрия Донского, всевозможных гербах и прочих символах. Даже сейчас Спас Нерукотворный красуется на флаге Пензенской области.
На иконе Спаса Иисус спокоен и доброжелателен, никакой боли и гнева. Изображен только лик, что подчеркивает не только Божественную красоту образа, но и главенство духа над телом.
Известные списки иконы
Если говорить о России, то самый старинный образ Спасителя, выполненный в этом иконографическом типе и дошедший до наших времен, относится к XII столетию. Это знаменитый Новгородский Спас, хранящийся ныне в особых условиях в Третьяковской галерее. Это двусторонняя икона: на обороте изображено прославление креста.
Интересен так называемый Спас Ярое Око, который, пусть и с натяжкой, можно отнести к этому же иконографическому типу. Эта икона была написана в середине XIV столетия, когда Русь стонала под монголо-татарским игом. На этом образе Христос выглядит строго и укоряюще, словно собирается покарать врагов Святой Руси. Находится он в Успенском храме Московского Кремля.
Серебряная подвеска «Господь Вседержитель» с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)
Прославлен и список из села Спасское, что близ Томска. Некогда, в далеком 1666 году, некий живописец взялся за создание образа преподобного Николая Угодника. Каково же было его удивление, когда из-под черт Угодника проступил образ Христа! Иконописец пробовал все исправить, но чудесный лик проступал снова и снова! К сожалению, этот образ был утрачен в годы безбожия.
А знаменитый Вятский Спас в свое время оградил целый город (Хлынов, позже – Вятку и Киров) от свирепствовавшей по всей Руси чумы. Царь Алексей Михайлович был впечатлен сиим чудом и повелел доставить чудотворную икону в Москву. Образ доставили и разместили в Новоспасском монастыре, а его копию написали над воротами, впоследствии ставшими именоваться Спасскими. В Хлынове же оставили точный список образа.
К сожалению, и этот образ погиб в годы советской власти. Сейчас в Новоспасском монастыре висит более поздний список. А в Вятку (Киров) доставили образ, воссозданный с чудом сохранившихся фотографий прототипа.
Многочисленными чудесами прославился образ, хранящийся в Спасо-Преображенском монастыре Санкт-Петербурга. Он был написан гениальным иконописцем Симоном Ушаковым в XVII столетии по заказу царя Алексея Михайловича. На этой иконе Иисус действительно выглядит, словно живой!
Позже ушаковский Спас стал любимой иконой Петра Великого. Самодержец брал его в военные походы, молился пред ним перед самыми великими деяниями, в том числе, перед основанием Петербурга и великой Полтавской битвой. Еще позже список с этой иконы спас жизнь царскому семейству во главе с Александром III во время крушения на железной дороге.
Если вам доведется побывать в Грузии, обязательно загляните в Национальный музей. Там хранится так называемый Анчисхатский Спас в погрудном изображении. Грузины считают этот образ одной из главнейших духовных святынь и полагают, что он ведет родословную из самой Эдессы.
В чем помогает икона
Чудотворная икона «Спас Нерукотворный» помогает от многих напастей. Главная ее специализация, проявившаяся изначально – это чудесные исцеления от различных заболеваний.
Помимо этого, Спас Нерукотворный защищает от:
- происков врагов;
- профессиональных рисков;
- стихийных бедствий и эпидемий;
- душевных недугов и зависимостей;
- принятия неверных решений;
- скорбей по ушедшим близким людям;
- греховных помыслов.
Спаситель безропотно принимает на себя все грехи наши, но скорбит от того, что мы совершаем плохие поступки. Он всемилостив, но ждет от нас выбора пути праведности.
Как правильно молиться образу
Образ Спаса Нерукотворного обычно занимает центральную позицию в домашнем иконостасе. По правую сторону располагается икона Богоматери, по левую – Николай Угодник и другие Святые.
Перед молитвой желательно привести себя в подобающий вид как телесно, так и духовно, зажечь перед образом свечу или лампаду. Существуют акафисты и молитвы, адресованные Спасу Нерукотворному – их можно просто читать с листа, но внимательно и сосредоточенно, без лишней театральности.
А можно просто просить о милости Божией своими словами и благодарить его за явленное милосердие!
ИсточникНерукотворный Образ Спасов
Нерукотворный (ἀχειοποίητος) образ, или икона Спаса «на убрусе», известная на Западе как «святой лик» (μανδήλιον), занимает первое место среди икон Христовых.
Выражение «нерукотворный» получает свое подлинное значение в свете евангельского сопроводительного текста (см.: Мк.14:58 ): «нерукотворный» образ – это прежде всего воплощенное Слово, явленное в храме тела Своего ( Ин.2:21 ). С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы (см.: Исх.20:4 ), теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения. Вместо того чтобы творить «рукотворенный», т. е. сделанный по своему произволению образ Богочеловека, иконописцы должны следовать преданию, связывающему их с «нерукотворенным» первообразом.
Это предание в начале V в. приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия легенды говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря 152 . Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова.
Эти легендарные повествования по-своему выражают догматическую истину: христианская иконография, и прежде всего возможность изображать Христа, основана на самом факте Воплощения. Поэтому священное искусство иконописания не может быть произвольным творчеством художника: так же как богослов в области мысли, иконописец должен в искусстве выражать живую, «нерукотворенную» Истину, Откровение, содержимое Церковью в Предании. Лучше, чем какое-либо другое священное изображение, «нерукотворный» образ Христа выражает догматическую основу иконографии. Поэтому VII Вселенский Собор уделил этой иконе особое внимание 153 , и именно эта икона Христа почитается вдень Торжества Православия (см. выше кондак праздника, с. 117).
Спас Нерукотворный «наубрусе». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.
Спаса Нерукотворный «на чрепии». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.
Иконографический тип Нерукотворного Спаса представляет только лик Христа, без шеи и плеч, обрамленный с обеих сторон длинными прядями волос. Борода иногда кончается клином, иногда раздвоена. Правильные черты лица переданы схематично: прекрасная линия рта лишена всякой чувственности, удлиненный и тонкий нос составляет вместе с широкими бровями рисунок, напоминающий пальму.
Серьезное и бесстрастное выражение лика Богочеловека не имеет ничего общего с бесстрастным равнодушием к миру и человеку, так часто встречающимся в религиозных изображениях Дальнего Востока. Здесь бесстрастие абсолютно чистой человеческой природы, исключающей грех, но открытой всему горю падшего мира.
Взгляд больших, широко раскрытых глаз, обращенных к зрителю, печален и внимателен; он как будто проникает в самые глубины сознания, но не подавляет. Христос пришел не судить мир, но чтобы мир был спасен Им (см.: Ин.3:17 ). В нимб, окружающий голову Христа, вписан знак креста. Этот крещатый нимб мы видим на всех изображениях Господа.
Греческие буквы в трех концах креста составляют Имя Божие, открытое Моисею: ὁ ὤν – Сый (Сущий) (см.: Исх.3:14 ). Это страшное имя Иеговы, принадлежащее божественной природе Христа. Сокращенное написание имени Иисуса Христа IC ХС (на одной внизу, на другой – вверху) указывает на Ипостась воплощенного Слова. Надписание имени обязательно на всех иконах Христа, Богоматери (ΜΡ ΘY) и всех святых.
Спас Нерукотворный. Хоругвь.
Около 1945 г.
Иконы Нерукотворного Спаса были, вероятно, многочисленны в Византии начиная с VI в.; они особенно распространились после перенесения иконы из Эдессы в Константинополь в 944 г. Однако лучшие иконы этого типа, которые нам известны, русского происхождения. Одна из древнейших сохранившихся икон (XII в.) находится в московском Успенском соборе. Она написана в монументальном стиле, напоминающем фреску 154 .
Наша икона (см. с. 121) написана на хоругви русским иконописцем около 1945 г. Здесь новая техника и художественное чутье нашего современника послужили для передачи того, что не творится человеческими руками: традиционного облика Христа, каким знает Его только Церковь.
См. византийское повествование об эдесском образе, ложно приписываемое Константину Багрянородному (см.: PG 113, col. 424–454). Ср. западную легенду о св. Веронике.
См.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 7. Казань, 1873. С. 559–560.
Например, фреску Нерукотворного Спаса того же времени в Нередице. Об иконах этого типа см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1930 (Seminarium Kondakovianum: Зографика: Памятники иконописи. Вып. 3).
Источник: Смысл икон / В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; [пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А.
Успенской]. — Москва : Эксмо : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. – 336 с. : ил.
ИсточникСпас Нерукотворный
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н ( Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Происхождение
О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.
Восточный вариант легенды
Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.
Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).
Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана, и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе.
Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29×40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае. По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю.
Западный вариант легенды
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.
Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.
В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.
Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло» [1] , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».
Версия связи образа с Туринской плащаницей
Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Икона Спас Нерукотворный в русском письме
Первые образцы. Начало русской традиции
Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.
Изводы
Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века, прежде всего в византийской и южнославянской иконописи, на русских иконах — с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела. Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями», когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».
В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
По традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
Различные изображения Спаса
Святой Мандилион. Икона из Капеллы Санта-Матилда, Ватикан. VI в. (?)
Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай.
Мандилион. Jacek Wróbel SJ.
Вятский Спас Нерукотворный
Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.
Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и воеобразные особенности лика Христа.
На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.
Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость. [2]
После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года, после чего также был утрачен.
В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе. [3] [2]
Харьковский Спас Нерукотворный
Основная статья: Спас Обновлённый
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.
Исторические факты
Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда у станции Борки. Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного. [4]
Источник