Что такое облагораживание драгоценных камней

Страшная тайна об облагораживании драгоценных камней, которую тщательно скрывают продавцы драгоценных камней и о которой обычно не знают ювелиры

Сначала мы хотели «разразиться» большой и высоконаучной статьей о том, что большинство драгоценных камней являются сильно обработанными. Мы составили достаточно большой список известных и менее известных камней, присутствующих на прилавках ювелирных магазинов в термически обработанном состоянии (Т) или состоянии, которое было достигнуто в результате более сложных процессов (E). Наиболее распространенными сложными процессами «облагораживания» драгоценных камней являются: облучение с помощью источников ионизирующих излучений (топаз, камни кварцевой группы, бериллы и др.), залечивание трещин и других полых дефектов стеклом (рубины, сапфиры) и различными полимерными клеевыми наполнителями (опалы, изумруды), а также различные процессы окрашивания камней (редко синий сапфир, часто ювелирно-поделочные камни).

В этом желании нами двигала некоторая усталость сотрудников от парадоксального невежества именно тех людей, в обязанности которых как раз и входит разъяснение покупателям особенностей тех или иных процессов облагораживания драгоценных камней. Это — продавцы ювелирных изделий, многие ювелиры, некоторые литотерапевты и отечественные оракулы. Слишком долго мы слушали бесконечные по своему разнообразию истории о «натуральном отжиге танзанитов в Танзании в кострах черных аборигенов», о «сплавлении рубинов с бутылочным или оконным стеклом», о «не обработанных ярко-голубых топазах», о том, что «все, абсолютно все драгоценные камни сейчас искусственные» и прочая, и прочая, и прочая…

Энциклопедия драгоценных камней. Корунды часть 3. Облагораживание.

Мы быстро поняли, что, если писать подробно и научно, то мы должны написать целую книгу. Вот почему мы следуем логике известного анекдота «Чего писать то, итак все ясно…». Действительно, короткий список с перечислением фактов о методах обработки большинства известных и неизвестных камней для думающих покупателей и просто любителей камней гораздо важнее многих особенностей и закономерностей.

Ниже мы публикуем короткий список камней и методов их обработки с указанием того, с каким камнем, обработанным или нет, покупатели обычно имеют дело. Этим списком следует пользоваться как справочным материалом, помня, однако, о том, что «дьявол кроется в деталях».

Аквамарин: может быть термически обработан и облучен ионизирующими излучениями.

Александрит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.

Алмаз: обычно не обрабатывается, однако мелкие камни часто бывают искусственными или облученными и после облучения термически обработанными. Почти все алмазы коричневых и песочных оттенков облучаются для получения камней с более интересным цветом.

Аметист: возможна термическая обработка, а камни однородного темно-фиолетового цвета являются облученными.

Аметрин: камни ярко-желтого и сиреневого цвета обычно термически обработаны.

Что такое облагораживание камней

Андалузит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.

Апатит: камни голубого цвета термически обработаны.

Бенитоит: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.

Берилл золотой: возможно, облучен ионизирующими излучениями.

Берилл зелёный: иногда облучен ионизирующими излучениями.

Гидденит: ярко-зеленый цвет натурального гидденита (из Афганистана) исчезает со временем при воздействии солнечного цвета и может быть восстановлен облучением.

Гранат альмандин: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат с александритовым эффектом: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат демантоид (гранат андрадит и твердые растворы на его основе): как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат гроссуляр: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат пироп: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат родолит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат спессартин: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Гранат цаворит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Жемчуг: Как правило, химически обесцвечивается или, наоборот, окрашивается. Также может быть подвергнут облучению.

Изумруд: для залечивания трещин обычно пропитывается различными полимерами, которые в свою очередь могут быть окрашены.

Иолит: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Кунцит: как правило, подвергается термической обработке или облучению.

Лунный камень: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный, последнее время трещины в камне залечиваются стеклом.

Морганит: иногда термически обработан.

Опал: Для повышения прочности пропитывают склеивающими полимерами, возможна обработка сахаром для затемнения цветовой основы опала и усиления цветной иризации камня.

Перидот: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Празиолит (зеленый аметист): всегда термически обработан, иногда перед термической обработкой облучен.

Редкие драгоценные камни: как правило, не обработаны, обычно натуральные. Просто неизвестно, как обрабатывать большинство редких драгоценных камней, для того, чтобы они стали более привлекательными для использования в ювелирных украшениях. Пока имеется лишь одно исключение: данбурит, желтый, коричневый или оранжевый цвет которого всегда обусловлен облучением или в природных условиях (данбурит из Бирмы) или в искусственных (данбурит из карьера в окрестностях Дальнегорска, Дальний Восток). Интересно также, что любые цвета такого распространенного драгоценного камня, как топаз (голубой, желтый, оранжевый, малиновый, зеленый) также вызваны облучением минерала в природных или искусственных условиях. Лишь редкие светло-розовые разновидности топаза из Бразилии обязаны своим цветом центру окраски, связанному с примесью марганца. Все остальные цвета есть результат облучения и дальнейшего выстаривания в природных условиях или термической обработки в печи.

Читайте также:
Золото 18к какая проба

Рубин: как правило, термически обработан, трещины залечиваются свинцовым стеклом, обрабатывается бериллием. Термически обработанные рубины без свинцового стекла стоят в 30-50 раз дороже. Цены на необработанные рубины гораздо выше стоимости рубинов со стеклом в сотни и тысячи раз.

Рубин звездчатый: Как правило, термически обработан, трещины могут быть залечены свинцовым стеклом, астеризм может быть наведен диффузией.

Сапфир чёрный звёздчатый: обычно не обрабатывается, однако астеризм может быть наведен искусственно.

Сапфир синий и голубой: как правило, термически обработан, трещины могут быть залечены свинцовым стеклом с добавками оксида кобальта. Встречаются также не обработанные сапфиры, которые стоят в 3-5 раз дороже обработанных.

Сапфир с «александритовым» эффектом: как правило, термически обработан

Сапфир желтый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.

Сапфир зеленый: как правило, термически обработан

Сапфир оранжевый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.

Сапфир Падпараджа (одновременно розовый и оранжевый цвет): как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия

Сапфир розовый: как правило, термически обработан.

Сапфир фиолетовый: как правило, термически обработан или подвергнут диффузии бериллия.

Сапфир бесцветный (лейкосапфир): как правило, термически обработан.

Солнечный камень: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Танзанит (цоизит): как правило, термически обработан.

Топаз голубой: почти все голубые топазы облагораживаются ионизирующим излучением.

Топаз золотой/ жёлтый: Возможно облагораживание ионизирующим излучением.

Топаз империал: возможна термическая обработка или напыление полимеров.

Топаз розовый: возможна термическая обработка или напыление полимеров.

Турмалин двухцветный: как правило, не обрабатывается, но может подвергнуться термической обработке.

Турмалин синий: возможна термическая обработка.

Турмалин зелёный: возможно термически обработан

Турмалин кошачий глаз: как правило, не обрабатывается.

Турмалин желтый канареечный: как правило, не обрабатывается.

Турмалин зелёный: возможна термическая обработка.

Турмалин Параиба бирюзового цвета: всегда термически обработан.

Турмалин розовый: возможна термическая обработка.

Турмалин красный: возможна термическая обработка и/или облучение.

Хризоберилл: обычно не обрабатывается, как правило, натуральный.

Хризоберилл кошачий глаз: обычно не обрабатывается, но иногда может быть подвергнут ионизирующему облучению..

Хризоберилл зелёный: как правило, не обрабатывается, но иногда может быть подвергнут ионизирующему облучению.

Хромдиопсид: как правило, не обрабатывается, обычно натуральный.

Цитрин: все камни ярких оттенков подвергнуты термической обработке.

Шпинель синяя: как правило, не обрабатывается.

Шпинель лавандовая: как правило, не обрабатывается.

Шпинель розовая: как правило, не обрабатывается.

Шпинель красная: как правило, не обрабатывается.

Циркон всех цветов, кроме бирюзового и голубого цвета: как правило, не обрабатывается, но может быть обожжен.

Циркон «старлет» яркого бирюзового цвета: как правило, термически обработан.

По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ.
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
8 966 340 00 30 Дарья

По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора:

Источник

Обработка (облагораживание) драгоценных камней

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс, кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет / чистота / насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть — драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы «обработки» — огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.

Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких.

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, апатитов, различных разновидностей бериллов, аметистов, цитринов, танзанитов, цирконов, топазов, турмалинов. Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Большинство турмалинов нагревают для их «осветления» — от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Читайте также:
Как снять гвоздики от пистолета

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

— С заполнения камня естественной пастой (fracture filled).

Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса.

— С заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина.

— Глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

«Странный» эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И — ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обработку для мелких камней очень сложно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком. Диффузия Be применяется шиироко и для облагораживания морганитов, придавая им несвойственно яркий оранжеватый оттенок.

— Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся. Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

Читайте также:
Как убрать чернение с серебра в домашних условиях

Промасливание.

Заполнение бесцветным природным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости. Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.

К зеленым бериллам нередко применяется и способ заполнения синтетическим маслом с красителем. Благодаря этому светлозеленые бериллы получают более насыщенную изумрудную окраску.

— Заполнение клеевой массой (смолой, резиной).

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Применение сочетания этого метода с заполнением красящим маслом для бериллов приводит к появлению большинства изумрудов, представленных на мировом рынке.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми «принятыми» технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, «не принятые« геммологическим сообщество. Коротко об основных:

— Поверхностная диффузия.

— Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически — очень простой способ. Всего несколько секунд в магнетроне, и гора «камений недорогоценных», размещенных в его вакуумной камере, превращается в. мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно. А также в розовые и красные топазы, в танзаниты и супер-пупер аметисты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности. Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам — правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)

ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.

РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.

САПФИР: Термическая обработка, диффузия.

ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.

АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета.

ГЕЛИОДОР: Часто — термическая обработка, облучение.

ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Обычно – облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.

ЦИТРИН: Всегда — термическая обработка аметиста для придания характерного цвета, часто — облучение.

АМЕТИСТ: Часто — термическая обработка для усиления и закрепления цвета, иногда — облучение.

ПРАЗИОЛИТ: Всегда — тремическая обработка и/или облучение для получения зеленого цвета.

ТУРМАЛИН: Часто – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней, диффузия ионов Cu для получения синего цвета (индиголиты и параиба).

АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.

АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.

ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда — для придания камню голубого цвета.

БЕСЦВЕТНЫЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка.

ЦИРКОНЫ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ: Иногда — термическая обработка

НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ, БИРЮЗА и подобные минералы: Обычно — пропитка бесцветным воском.

АГАТ: Очень часто — крашивание неорганическими красителями.

КОРАЛЛ: Обычно — отбеливание и окрашивание неорганическими красителями.

ЖЕМЧУГ: Обычно — отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске, окрашивание неорганическими красителями.

ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.

Уважаемые мастера и немастера!

Вы можете задавать любые вопросы о драгоценных камнях и на геммологические темы. Убедительно прошу лишь вопросы, не связанные с конкретной публикацией, задавать в специально созданной теме в моем личном блоге.

Источник

Как облагораживают драгоценные камни

Далеко не все драгоценные камни обладают ювелирным качеством. По этой причине мастера часто прибегают к различным способам улучшения внешнего вида и свойств минералов: сглаживают структуру, заполняют пустоты, усиливают цвета камней, полностью окрашивают их или устраняют нежелательные оттенки.

В Германии часто прибегают к окрашиванию агата и других видов халцедона, в Бразилии кварцу и аметисту придают золотистые и насыщенные оранжевые оттенки с помощью нагревания — так получается цитрин под торговыми названиями “бразильский топаз”, “мадейра-топаз”. При этом нельзя сказать, что у каждой страны свои методы облагораживания — они универсальны, более того, половина из них применялась еще во времена античности.

В I веке историк Плиний Младший описывал самоцветы и множество способов их облагораживания, которые он собрал из трудов предшественников. Позднее, в III веке, римский император Диоклетиан объявил войну облагороженным камням и приказал сжечь книги, в которых рассказывается о методах их создания. Хотя это искусство и понесло урон, оно продолжило жить, передаваясь из уст в уста, от мастера к мастеру.

Читайте также:
Как почистить золотую цепь

Современные способы облагораживания

Большая часть современных способов обработки используется почти повсеместно и считается приемлемой. Знание законов химии и физики позволяет ювелирам улучшать внешний вид минералов при помощи повторения естественных условий, в которых они формировались, либо при помощи различных хитростей, вроде облучения радиацией или обработки лазером.

Тепловая обработка

Высокие температуры — естественное условие формирования камней в недрах земли. Обработка теплом, как правило, позволяет повысить цветовую насыщенность камня или удалить нежелательный оттенок. Например, таким образом можно изменять свойства следующих камней:

Берилл — с помощью нагрева удаляют тёплые оттенки, что особенно актуально в отношении аквамарина.

Бриллиант — при помощи высокого давления и жара в 2000 градусов получаются ярко-желтые камни. В тех же условиях могут облагораживать коричневые алмазы, чтобы сделать их белыми.

Изменение цвета алмаза в процессе нагрева

Корунд — в рубинах нагрев удаляет включения и нежелательные оттенки, вроде коричневого или фиолетового. Сапфиры от тепловой обработки могут полностью преобразиться или приобрести астеризм, либо потерять его, всё зависит от замысла ювелира.

Изменение цвета сапфира в процессе нагрева

Кварц — существует множество видов этого минерала, которые по-разному реагируют на обработку теплом. Например, аметист становится прозрачным, либо приобретает темный оттенок, приближающей его к цитрину. Сам цитрин реагирует на тепло увеличением своей яркости. Если раскалить аметист, то получится празиолит зеленоватого оттенка. В агатах красного цвета от нагрева усиливаются теплые тона.

Топаз — розовый цвет камня образуется от нагрева оранжевых и коричневых экземпляров, желтые и голубые получаются после тепловой обработки прозрачных образцов.

Турмалин — камень, который представляет из себя сложный боросиликат переменного состава, следовательно, под воздействием высоких температур турмалин может вести себя совершенно по-разному. Например, Замбийские и Мозамбикские зеленые камни никак не меняются после обработки теплом. Зато красно-коричневые экземпляры из этих же стран после нагревания становятся розовыми. Сине-зеленые и тёмно-синие турмалины из Намибии от высоких температур приобретают чисто зеленый цвет.

Циркон — довольно часто палитра этого камня довольно невзрачна, но его подвергают нагреванию и получают благородные цвета, желтый и красный, либо полностью прозрачные экземпляры, похожие на бриллианты. Бывает, что обработка теплом даёт камню синий цвет, но, к сожалению, он быстро теряет свою насыщенность под лучами солнца.

Часто обработка камней нагревом сопровождается использованием высокого давления. В совокупности образуется среда, где камни интенсивно меняют свои свойства, бледнеют или становятся ярче, избавляются от лишних примесей, либо приобретают их. Особенно часто нагрев и давление применяется к алмазам, их продают с пометкой “GE POL” — это как прозрачные и чистые камни, так и розовые, голубые, желто-зеленые, сиреневые экземпляры, цвет которых остается стойким.

Обработка лазером

Это один из новейших способов облагораживания камней, который появился в 1970-х годах прошлого века. Технология обработки лазером позволяет удалять из камней лишние примеси. Например, так можно улучшить вид алмазов, проделав лазером тончайшее отверстие, через которое включение (примесь) испаряется. Либо через проделанный канал внутрь заливается кислота, уничтожающая все лишнее.

Пустоты внутри алмаза после лазерного удаления включения

Отверстие заполняют специальным материалом, который обладает высокими показателями преломления света. Камни, обработанные лазером, стоят на четверть дешевле, но могут не уступать в качестве необлагороженным алмазам.

Обработка радиацией

Данный способ предполагает направленное воздействие на камни микрочастицами или радиацией. Ниже приведен список камней и тех изменений, которые происходят с ними после радиации.

Бриллиант — становится черным, либо зеленым, сине-зеленым. Если после радиации бриллиант сильно нагреть, то он окрасится в синий, желтый, красный, розовый цвета. Недостаток таких бриллиантов в неестественном, слишком насыщенном и ярком оттенке, поэтому стоят они намного дешевле.

Голубой топаз — в зависимости от силы радиации меняется яркость этого камня, при этом процесс нагревания минерала тоже играет существенную роль в преобразовании топаза. Рассчитывая уровень облучения и нагрева, можно получить экземпляры небесно-голубого, интенсивно-голубого и зелено-голубого цветов. Реже удается получить камни неоново-синих тонов.

Жемчуг — еще один вид минерала, подверженный изменениям от радиации. При этом у морского жемчуга появляется серовато-синий оттенок, а у речного — темный металлик, золотистый и другие.

Сподумен — кунцит, разновидность этого минерала с примесью марганца, после обработки радиацией становится темно-зеленым, но под лучами солнца оттенок почти сразу исчезает.

Кварц — бесцветные экземпляры становятся дымчатыми, но если обработать образцы родом из Бразилии, то радиация придает им оттенок зеленого яблока или лимона.

Диффузная обработка

Диффузная обработка предполагает окрашивание камней путем добавления в их структуру атомов химических веществ, обеспечивающих тот или иной цвет.

Методом поверхностной диффузионной обработки облагораживают корунды (чаще сапфиры). Прозрачным камням придают синий цвет с помощью титана, пропитывающего внешний слой минерала в процессе диффузии. Технологию открыла компания “Union Carbide” в 70-е годы.

Синие сапфиры, подвергнутые диффузной обработке, отличаются зональностью окраски — она бывает пятнистой и неоднородной, ведь пропитанный титаном внешний слой нередко частично удаляется во время полировки. Ещё одной характерной особенностью таких сапфиров является концентрация цвета вдоль ребер камня или вокруг небольших трещин. Сложнее определить облагороженные сапфиры в огранке кабошон, так как на ней меньше всего повреждений и отсутствуют грани.

Неоднородный окрас сапфира после диффузной обработки

Сложнее оказалось придать корундам красный цвет. Неудачная попытка была предпринята в 1993 году специалистами GIA, которые сообщили, что красный цвет проникал совсем неглубоко в структуру камня и поэтому почти полностью удалялся после полировки, оставляя лишь бледный и неоднородный оттенок.

Читайте также:
Что из себя представляет циркон

Диффузия оксида титана в наружный слой корундов создает эффект астеризма. Минус в том, что звездчатый узор получается либо слишком идеальным, либо неоднородным по цвету. Также облагороженность будет выдавать слишком большая насыщенность цвета.

Ещё один способ облагораживания — диффузия в кристаллической решетке. Впервые он был разработан в 2000-е годы в Таиланде, где решили использовать бериллий, который настолько глубоко проникает (диффундирует) в структуру сапфира, в его кристаллическую решетку, что может пропитать минерал целиком. Бериллиевый метод позволяет из бесцветных корундов создать желтые, из коричневых и желто-зеленых — золотистые, из красных — розовые.

Различить облагороженные бериллием камни стандартными методами довольно трудно. Хотя существует один визуальный признак — цветовая зона по контуру корунда. У синих камней она, как правило, бесцветная, у красных — тёплых тонов.

Другие способы облагораживания камней

Помимо современных способов облагораживания камней с помощью новых технологий, существуют и более простые, традиционные методы обработки.

Заполнение трещин и пропитка

Устранение внешних несовершенств камней проводят с помощью промасливания, либо используют смолы, стекло, другие вещества, которые подбираются с учетом совпадения силы преломления света.

Например, с помощью масел сглаживают структуру изумрудов, которые очень часто покрыты трещинами. Корунды же погружают в смолы, а затем обрабатывают в условиях высоких температур — так молекулы камня соединяются с молекулами смолы и образуется гладкая поверхность.

Структура изумруда после обработки маслом

Воск или пластик также могут использоваться для обработки — они отлично маскируют трещины. Воск защищает самоцветы от негативного воздействия внешней среды, от кремов, парфюма, косметических масел, которые попадают на изделие с тела человека.

Бесцветными средствами часто пропитывают следующие камни:

  • изумруды ;
  • корунды;
  • бирюза ;
  • опал ;
  • амазонит;
  • коралл;
  • жадеит;
  • нефрит;
  • кварцит;
  • ляпис-лазурь и другие.

Поверхность рубина после заполнения трещин стеклом

После обработки смолами, маслами и другими веществами камням требуется особое отношение и уход. Изделия с такими минералами нельзя отдать на ультразвуковую чистку, не рекомендуется также и ремонт украшений с облагороженными камнями — перед любыми манипуляциями их стоит вынуть, чтобы избежать повреждений. По этим причинам продавцы должны ставить покупателей в известность о факте облагораживания камня.

Окрашивание и отбеливание

Окрашивание помогает имитировать не только дорогие оттенки, но и другие виды камней. Например, так часто поступают с опалами: светлые образцы пропитывают сахарной водой и после опускают в серную кислоту — камень темнеет и напоминает более дорогую разновидность — чёрный опал.

Опалы могут затемнять даже с помощью машинного масла путем заворачивания камня в бумагу, пропитанную темной жидкостью. Обернутый в бумагу камень подвергают копчению на огне —так прозрачный опал гидрофан может стать похожим на самую ценную версию самоцвета, а именно на австралийский чёрный опал.

Окрашивают и другие камни: жемчуг, халцедон, коралл, жадеит и так далее. Отличить их довольно просто, достаточно рассмотреть драгоценность под лупой и увидеть остатки краски на трещинах, отверстиях и других неровностях — это верные признаки облагораживания.

Обратный окрашиванию процесс — это отбеливание. Для этих целей может применяться перекись водорода, хлор, различные кислоты. Например, перекисью водорода отбеливают жемчуг, чтобы удалить зеленоватые оттенки и посторонние пятна.

Покрытие

Чтобы усилить блеск камней, их могут покрывать тонкой цветной пленкой. Таким образом могут обрабатывать топазы с помощью технологии осаждения паров, чтобы получить рубеллитовые оттенки, аметистовые, изумрудно-зеленые и другие.

Камни могут покрывать тончайшими слоями металлов, золота и титана, которые обеспечивают невероятное сияние камней множеством оттенков.

Кварц с титановым покрытием

Некоторые производители покрывают камни специальным лаком, что является не самым лучшим способом облагораживания. Очень часто подобной обработке подвергается бирюза.

Цвет бриллиантов могут улучшать с помощью профессиональной синей или фиолетовой краски — её наносят на рундист камня или внутреннюю часть оправы, что усиливает нужный оттенок алмаза. С помощью защитного покрытия, имеющего голубой оттенок, могут покрывать павильон бриллианта, тогда желтизна нейтрализуется и камень кажется белым.

Использование подкладок

Подкладки — один из устаревших способов облагораживания. Чаще всего его применяли в отношении бриллиантов: под экземпляры с оттенком желтого подкладывали фольгу цвета пурпура или металлик — так камни в изделиях приобретали дорогой белый цвет.

Под корунды тоже помещали кусочки рельефной фольги, чтобы создать эффект астеризма. Или добавляли фрагменты павлиньих перьев, крыльев бабочек — это обеспечивало причудливый узор внутри камня. Сегодня подобные украшения редко можно встретить на ювелирном рынке.

Изделия с натуральными камнями, облагороженными самой природой, вы можете найти в каталоге Maxim Demidov.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...