Что такое оксидирование ювелирных изделий из серебра

Содержание

Оксидированием называют процесс нанесения на поверхность металла стойкой пленки. Известны 2 метода:

  • Химический. Изделие окунают в раствор серной печени, нагретый до 70-90 градусов. После — промывают в чистой воде, высушивают и полируют.
  • Электрохимический. Изделие опускают на 1-5 минут в электролит, состоящий из серной кислоты, сернистого натрия и ацетона. Жидкость нагревают всего до 18-22 градусов, выдерживают украшение не более 30 минут.

Технология оксидирования может применяться как на всем изделии целиком, так и на отдельной его части. В первом случае в подготовленный раствор окунают все изделие, во втором — смазывают нужный участок тампоном или кистью.

Цвет оксидированного серебра можно контролировать: чем дольше держать изделие в растворе, тем оно будет темнее. Технология позволяет получить спектр оттенков от серого до черного. При этом цвет ложится неравномерно: вогнутые части становятся более темными, выпуклые — светлыми, что придает изделию дополнительный объем.

Как чернить серебро?Ювелирные украшения из серебра

Подвергать оксидированию можно не только «бескаменку», но и серебряные украшения с камнями. Если драгоценные вставки без проблем переносят высокие температуры и воздействие химических реагентов, беспокоиться о их состоянии не стоит. Цвет камней не изменится.

  • Черненое серебро: особенности технологии, домашние способы чернения, правила ухода

Цветной родий

Главное достоинство родирования — зеркальный блеск и чистый серебряный цвет. Но присмотритесь к нашему колье, покрытому золотистым родием: оно смотрится роскошно! Изделия, покрытые цветным родием, настоящая ювелирная редкость. Они дольше сохраняют первозданную красоту, чем позолоченные.

Родий не используется ювелирами в чистом виде, только с примесями других благородных металлов. В зависимости от добавки цвет родированного украшения может быть любым: розоватым, зеленоватым и даже чёрным. Эти эффекты всё чаще применяют при создании разноцветных украшений без использования натуральных камней. Как пример — трёхцветное кольцо из нашей коллекции. Так что, если вы увидели серебряное украшение с «золотой» вставкой — скорее всего, оно частично покрыто родием.

Чем отличается от чернения

  • Простота изготовления. Чернение — более трудоемкий процесс: для реализации этой технологии нужно подготовить изделие, нанести на него рисунок методом гравировки, чеканки или травления. Затем — заполнить образовавшиеся углубления «чернью» из смеси сульфидов, нагреть до сплавления с основанием. Выполнить оксидирование намного проще.
  • Цвет. Черненое серебро имеет более глубокий и насыщенный оттенок. Оксидирование — менее яркий, но разнообразный. Эта технология позволяет добиться широкого спектра разных оттенков.
  • Цена. Оксидированное серебро в среднем стоит дешевле, чем черненое — из-за простоты реализации технологии.

Ценность ювелирного украшения зависит не только от выбранной технологии — оксидирования или чернения, но и от сложности самой работы.

Чернение ювелирного изделия в домашних условиях

Оксидированное серебро. Сфера применения

Пробы серебра

В Российской Федерации принята метрическая система проб. Метрическая проба — это количество миллиграммов основного благородного металла, не менее которого содержит один грамм сплава.

Например, в серебряном сплаве 925 пробы на грамм приходится 925 миллиграммов серебра. Для простоты можно считать, что при 925 пробе в сплаве 92,5% серебра.

В производстве ювелирных украшений наиболее распространены 875 и 925 пробы. Современный российский ГОСТ 30649-99 описывает пять марок сплавов на основе серебра. Во всех лигатурой является медь.

Преимущества и недостатки

Серебряные украшения со временем темнеют. Это происходит потому, что они вступают в контакт с сероводородом из окружающего воздуха. Оксидирование позволяет замедлить процесс: тонкая пленка не позволяет серебру окислиться. Правда, серьезной эту защиту назвать нельзя — со временем реакция все равно станет неизбежной.

Технология оксидирования придает ювелирным изделиям дополнительный объем, глубину и выразительность. При этом она безопасна, не вызывает аллергических реакций и почти ничего не стоит. После повреждения покрытия его можно восстановить в мастерской.

Читайте также:
Есть ли в ашане бижутерия

Оксидированное серебро. Преимущества и недостатки. Правила ухода

Родированное покрытие

Родирование — технология, с помощью которой на ювелирных заводах наносится тончайший слой родия (толщина — всего несколько микрон). По химическим свойствам похож на платину.

Этот вид серебряного покрытия защищает вещь от потемнения.

Преимущества этого метода:

  • украшение не темнеет;
  • обеспечивается твердость (уберегает от повреждений при неосторожном использовании);
  • придает дизайнерскому украшению особый блеск.

Недостаток: некоторым коллекционерам натурального серебра не импонирует блеск, свойственный родированному напылению. Он воспринимается ими как неестественный.

Правила ухода

Оксидированное серебро не нуждается в сложном уходе. Его достаточно очищать от пыли и налета мягкой салфеткой или тканью, смоченной в слабо концентрированном мыльном растворе. Применять абразивы и агрессивные моющие средства, содержащие аммиак и растворители, запрещено.

Чтобы сохранить привлекательность украшения надолго, следует оберегать его и от механических воздействий. Оксидированное серебро не красит кожу, но лучше избегать сильного трения, особенно при ношении колец. Хранить такие украшения тоже нужно отдельно.

Эффективность результата

После оксидирования серебро приобретает красивый благородный цвет. Выступающие детали оттеняются черной поверхностью. Металл начинает блестеть, переливаясь новыми красками, украшения меняют цвет и внешний вид. При должном уходе изделия сохраняют свои эстетические и функциональные качества в течение длительного времени.

Процесс оксидирования серебряных вещей химическим способом длится не более 40 минут. Пленка, которая при этом получается, способна защитить украшение, но со временем она стирается и «оголяет» металл. Поэтому процедуру можно повторять неоднократно, меняя цвет металла по желанию.

Чистить обработанное серебро нужно осторожно, без грубых инструментов и составов, который могут повредить оксидный слой. Безопасней очищать драгметалл мягкой салфеткой и слабым мыльным раствором.

В ситуации, когда необходимо провести обратную процедуру — снять слой окиси, серебро помещают в мыльный раствор, а потом в 10% раствор лимонной кислоты или нашатырного спирта. После этого оксидированная пленка начинает распадаться и ее можно просто удалить при помощи зубной жесткой щетки или губки.

Защитная черная пленка способна уберечь ювелирные вещи от механических воздействий и других внешних факторов. Если выбирается технология оксидирования, то за сохранность драгоценных вставок переживать не стоит. Они не поменяют цвет, не потемнеют и не разрушатся, поскольку в реакцию вступает только металл.

Золочение

Классический способ сделать серебряное украшение внешне богаче и дороже — нанесение позолоты. Ещё в XII веке золочение было способом декорирования поверхностей. Метод совершенствовался и в средние века стал применяться в ювелирном искусстве.

На поверхность изделия наносится тончайший слой золота, чаще 750 пробы. Позолоченные серебряные украшения действительно выглядят роскошно, но требуют особенно бережного отношения. Чтобы золото оставалось на поверхности как можно дольше, следует избегать контакта изделия с водой, всевозможной химией, кремами, а хранить его лучше отдельно от других украшений.

Оксидированное серебро: эффектный объём

Оксидирование серебра создаёт иллюзию «под старину» и делает изделие ярче. Это достигается за счёт обработки украшения серой, в результате чего оно темнеет, покрываясь тонкой плёночкой из оксида серебра. При последующей полировке выпуклости светлеют и начинают сверкать, а впадины остаются затемнёнными, что визуально прибавляет объём.

Глубина игры света и тени (от светло-серой до угольно-чёрной) варьируется интенсивностью полировки.Уход за изделиями из оксидированного серебра предельно прост. Единственное правило — не использовать для очистки абразивные вещества (в том числе зубной порошок), жесткие материалы и тем более щётки, которые могут повредить оксидное покрытие. Для этих целей следует запастись парочкой мягких, например, микрофибровых, салфеток. Одну смочить в мыльном растворе и аккуратно протереть проблемные места, а второй насухо вытереть украшение. В некоторых случаях эту процедуру сто́ит доверить специалистам из ювелирной мастерской.

Цветной родий

Главное достоинство родирования — зеркальный блеск и чистый серебряный цвет. Но присмотритесь к нашему колье, покрытому золотистым родием: оно смотрится роскошно! Изделия, покрытые цветным родием, настоящая ювелирная редкость. Они дольше сохраняют первозданную красоту, чем позолоченные.

Родий не используется ювелирами в чистом виде, только с примесями других благородных металлов. В зависимости от добавки цвет родированного украшения может быть любым: розоватым, зеленоватым и даже чёрным. Эти эффекты всё чаще применяют при создании разноцветных украшений без использования натуральных камней. Как пример — трёхцветное кольцо из нашей коллекции. Так что, если вы увидели серебряное украшение с «золотой» вставкой — скорее всего, оно частично покрыто родием.

Ювелирный Блог

« Назад
20.04.2015 01:17

Оксидированное и родированное серебро: свойства и уход

Читайте также:
Виктория какой камень подходит по имени

Какое ювелирное изделие приобрести, если хочется обзавестись эксклюзивным украшением и при этом сильно не потратиться? Это несложно: сто́ит лишь переключиться с традиционного золота на менее дорогостоящее серебро. Мнение о том, что серебряные украшения не столь эффектны и презентабельны, как и золотые, уже устарело, ведь современные технологии, такие как оксидирование и родирование, позволяют создавать яркие изысканные вещи.

Химия

Серебро устойчиво в воде, практически не реагирует с кислородом воздуха при комнатной температуре, но из-за наличия в воздухе сероводорода со временем покрывается тончайшим тёмным налётом сульфида серебра. Также серебро реагирует с озоном, образуя налёт оксида серебра. Вот то самое потемнение, которое считают главным недостатком этого металла.

Лигатура — сплав из двух и более компонентов, который добавляется к драгоценному металлу для доведения ювелирного сплава до определённой пробы, изменения цвета сплава, а также придания различных полезных свойств. Процесс добавления лигатуры называют легированием.

Серебро растворяется в азотной и горячей концентрированной серной кислоте. Как и золото, оно взаимодействует со щёлочными растворами цианидов. Вероятно, с этими вещами вы никогда не столкнётесь. А если столкнётесь, будьте очень осторожны.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Источник: melnitsa-restoran.ru

Оксидированное серебро: особенности технологии и правила ухода

Generator

Наверняка, вам приходилось видеть в магазинах разные на вид серебряные изделия: классические белые или с темными включениями. Последнее еще называют серебром с чернением, которое получается при помощи гравировки поверхности с последующим покрытием ее особой пленкой. Серебряные изделия с таким эффектом не нужно чистить, они достаточно долговечны в носке даже при регулярной эксплуатации.

Чернение драгметалла со временем заменили оксидированием. При этом украшения сохранили необходимые качества, присущие старому серебру. Способ нанесения оксидной пленки позволяет изменить их внешний вид, защищает от агрессивного влияния извне. Именно в этом и состоит смысл покрытия серебра защитным слоем.

Часто при продаже черненого изделия покупателям предоставляют оксидированное серебро. На первый взгляд их отличить трудно, особенно, если не являешься специалистом в ювелирном деле.

Оксидирование драгметалла предполагает процесс, в результате которого его покрывают пленкой, чем самым изменяют цвет изделия. При этом оттенки могут получаться абсолютно разными: от светло-серого до черного, а иногда даже синего и фиолетового. Варьировать цветовую гамму можно по своему усмотрению. В процессе оксидирования, когда изделие приобретает нужный колер, его сразу же вынимают из раствора. Чем выше температура жидкости, тем насыщеннее будет цвет серебра.

Состав для покрытия серебряной поверхности готовят заранее. Использовать его нужно в течение суток, иначе он потеряет свои свойства. Часто для процедуры оксидирования ювелиры используют серную печень. Вещество растворяют в воде и опускают в раствор серебряное изделие. Для придания темного оттенка достаточно выдержать несколько минут.

После процедуры чернения серебряное украшение обязательно промывают чистой водой, чтобы остановить дальнейший процесс оксидирования.

Оксидирование серебра

Оксидирование кольца из серебра

Применять технологию чернения серебра можно на любых украшений небольшого размера: бус, сережек, кулонов, цепочек и браслетов. Часто подобным способом покрывают изделия ручной работы или требующие реставрации. После процедуры их выпуклые части становятся блестящими, а вогнутые темными, что создает эффект неоднородности цвета и смотрится очень стильно.

От толщины нанесенной пленки зависит дальнейшая эксплуатация украшений. Тонкий оксидный слой недолговечен и со временем может стереться. Поэтому иногда требуется обновление оксидной пленки, хотя после этого изделие с чернением не будет выглядеть настолько аристократично, как изначально.

Качественное глубокое оксидирование дает стойкую защитную пленку на серебре. Она не растворяется в воде, слабых кислотных составах, выдерживает чистку мягкими латунными щетками и надолго сохраняет блеск оксидированного изделия.

Патинирование и оксидирование изделий из латуни

Изделия из латуни также подвергают оксидированию с целью окрашивания поверхности или создания художественных композиций, стилизованных под старину. На латунных изделиях получают оксидные пленки со множеством цветов и оттенков – желтый, оранжевый, красный, синий, черный и т. д., при этом возможно получение как глянцевой, так и матовой поверхности.

Чернение латуни

Одним из способов чернения латуни является способ, при котором на поверхность изделия наносят хлористую сурьму. Реактив наносят кистью или валиком, а затем втирают плотной тканью или щеткой. В зависимости от концентрации раствора получают оттенки от серого до черного.

Получение цветных окисных пленок на латуни

Цветные оксидные пленки на латуни получают несколькими способами. Самый простой – оксидирование в растворе азотной кислоты. Погруженная в раствор латунная деталь покрывается слоем азотнокислой меди и окрашивается в зелено-голубой цвет. Процесс происходит при постепенном нагреве. Цвет пленки меняется в процессе нагрева, завершается процесс окрашиванием поверхности в черный цвет.

Читайте также:
Как отбелить цепочку в домашних условиях

В качестве раствора оксидирования можно использовать обычный фиксаж для фотопечати (триосульфат натрия или гипосульфит). В раствор фиксажа (40-60 г/л) добавляется небольшое количество азотной кислоты (подкисляют раствор). В результате проходит химическая реакция с выделением сернистого газа и отложением серы, а раствор приобретает мутно желтый или желто-зеленый оттенок.

Готовят раствор непосредственно перед обработкой латуни, раствор активен в течение 15-20 минут. Цвет меняется со временем выдержки имеет синеватый или фиолетовый оттенок. Емкость для раствора выбирают таким образом, чтобы поверхность изделия была видна. Изделие погружают в емкость на непродолжительное время, затем извлекают и промывают в горячей воде.

Затем поверхность изделия наносят слой песка и протирают щеткой или плотной тканью. Окончательный оттенок изделие приобретает после повторного погружения в раствор. После извлечения из раствора поверхность обрабатывают пемзой, стирая темный налет, сушат и покрывают слоем прозрачного лака.

Еще один способ цветного оксидирование латуни осуществляется в растворе тиосульфата натрия (130-150 г/л) и уксусного или азотнокислого свинца (35-40 г/л). Раствор нагревают до 80-900С. Процесс требует постоянного визуального контроля, т к. цвет пленки меняется быстро и непрерывно – желтый, красный, фиолетовый, синий и, по окончании процесса, черный. При получении нужного оттенка изделие быстро извлекают из емкости, промывают и сушат.

Для всех перечисленных способов оксидирования латуни справедливо общее правило – реакцию можно остановить на любой стадии процесса, при получении нужного оттенка изделие извлекается из раствора. Если осуществляется предварительный нагрев изделия – прервать реакцию можно остановив нагрев. Фиксируют оттенок просто промыв поверхность водой. Осветление отдельных участков изделия производится бензином.

Точных рецептов приготовления растворов оксидирования и режимов процесса не существует, результаты художественного цветного оксидирования зависят от множества факторов – чистоты исходных компонентов, степени нагрева детали или раствора, способа обработки изделия по окончании процесса.

Большинство из перечисленных способов оксидирования и патинирования серебра, меди или латуни могут быть проведены в домашних условиях или гаражной мастерской, при соблюдении основных правил техники безопасности, которые справедливы для любого процесса нанесения гальванических или химических покрытий где используются концентрированные кислоты или производится нагрев активного раствора с выделением газообразных веществ.

Источник: generator98.ru

Оксидированное серебро: особенности технологии и правила ухода

Ювелирные украшения из оксидированного серебра со временем меньше тускнеют, обладают коррозийной стойкостью. Объяснение простое − в ходе обработки поверхность изделий покрывается прочной сульфидной, оксидной пленкой.

На промышленных предприятиях, в кустарных мастерских и домашних условиях оксидированное серебро получают двумя способами:

  • химическим;
  • электролитическим.

Для создания цветного декоративного покрытия используют электролиты, растворы, содержащие хромовокислый калий

Технология химического оксидирования серебра

Химическим способом серебряные изделия окрашивают за 10−15 минут. Конечный оттенок зависит от времени выдержки, температуры и состава рабочего раствора. Его основной компонент – серная печень, ее получают за 15−20 минут, сплавляя в железной чашке два ингредиента: 1 часть серы (S), 1−2 части сухого поташа – кальцинированной соды (K₂CO₂).

Составы для оксидирования готовят несколькими способами:

  • первый вариант − вода, серная печень;
  • второй вариант − вода, серная печень, углекислый аммоний;
  • третий вариант − вода, серная печень, хлористый аммоний.

Раствор подогревают до 60−70 ℃, опускают в него предварительно обезжиренное украшение, регулируя время обработки, получают оксидную пленку нужного цвета. Если состав приготовлен первым способом, то ее оттенки варьируются от светло-серого до черного, вторым − от серо-синего до черного с синим, третьим – от светло-серого до темно-голубого.

Получив нужный цвет, украшение вынимают из раствора, промывают в воде, дают обсохнуть. Потом, используя пемзовую пудру, мел, суконку, поверхность очищают. На последнем этапе мягкой латунной щеткой наводят красивый глянец.

Электрохимическое оксидирование

Этот технологический процесс при плотности тока 0,1−0,5 A/дм² и температуре 25 ℃ длится 1−5 минут, во время него украшения опускают в раствор электролита:

  • сернистый натрий − 20−30 г/л;
  • сернокислый натрий − 15−20 г/л;
  • серная кислота − 5−10 г/л;
  • ацетон − 3−5 г/л.

Цвет пленки – черный с синим, время сушки при температуре 60−70 ℃ составляет 5−10 минут.

Плюсы и минусы оксидированного серебра

После полировки выпуклые зоны светлеют, рисунок становится объемным. Вставки из природных камней на фоне состаренного серебра смотрятся богаче. Оксидная пленка защищает поверхность от мелких механических украшений, создает яркие акценты.

Декоративная пленка со временем стирается, ее восстанавливают повторным оксидированием

Ювелиры чаще используют технологию химического создания оксидной пленки. Она экономически выгоднее, позволяет создавать различные оттенки за счет изменения времени выдержки, температуры раствора.

Читайте также:
Что такое алмаз на росе

Оксидирование серебра Оксидирование серебра Оксидирование серебра

Как проходит оксидирование?

Процесс обработки украшений из серебра проходит по следующей схеме:

  • изделие помещают в заранее приготовленный раствор;
  • наблюдают за химической реакцией;
  • при помощи деревянного приспособления извлекают украшение;
  • промывают изделие в воде.

Для приготовления раствора используют серную печенку — это раствор углекислого калия и сульфида калия в процентном соотношении один к одному или один к двум. Компоненты растворяют в воде, а после подвергают раствор термической обработке — его медленно нагревают до температуры 80-90 градусов.

Если требуется придать оттенок отдельному участку серебряного украшения, то раствор наносят выборочно на отдельные участки украшения.

Если необходимо полностью изменить цвет украшения, то его полностью погружают в раствор, а после промывают под потоком воды, медленно снижая ее температуру для того, чтобы зафиксировать полученный цвет.

Перед процедурой серебро необходимо обезжирить, а уже после приступать к оксидированию металла. Для обезжиривания можно использовать бензин или спирт.

Когда процесс обработки серебра будет завершён, поверхность украшения зачищают при помощи фетровой ткани, предварительно ее натирают мелом. Украшение полируют — это помогает сохранить и зафиксировать полученный результат.

В цехах оксидирование украшений из серебра проходит при помощи электролитического осаждения. Температура раствора, который используется для обработки, значительно ниже — от 18 до 22 градусов. Время обработки занимает около 35 минут. После обработки украшение сушат при температуре в 60-70 градусов.

Уход за украшениями из оксидированного серебра

За кольцами, серьгами, браслетами без вставок уход стандартный. В кипяченую воду комнатной температуры добавляют жидкое мыло – 1 ч. л. на 100 мл, украшения на 15−20 минут опускают в мыльный раствор, после чего ополаскивают, аккуратно протирают мягкой салфеткой.

Изделия со вставками чистят аналогично, но учитывают особенности драгоценных и полудрагоценных камней. Для удаления грязи с оксидированного серебра не используют специальные ювелирные салфетки, пропитанные абразивными средствами для полировки, и профессиональные средства для чистки стерлингового серебра.

Классический набор для быстрой чистки колец, сережек, браслетов, перстней из оксидированного серебра от загрязнений состоит из двух салфеток:

  • влажной, смоченной в мыльном растворе, – для удаления загрязнений;
  • сухой – для щадящей полировки.

Из гигиенических соображений чистку серебряных украшений проводят регулярно. Частицы кожи, косметика, бытовая химия, пыль оседают на поверхности, могут стать провокаторами аллергических высыпаний. Раздражение, зуд возникают в местах контакта ювелирных изделий из оксидированного серебра с кожей.

Преимущества и недостатки

Серебряные украшения со временем темнеют. Это происходит потому, что они вступают в контакт с сероводородом из окружающего воздуха. Оксидирование позволяет замедлить процесс: тонкая пленка не позволяет серебру окислиться. Правда, серьезной эту защиту назвать нельзя — со временем реакция все равно станет неизбежной.

Технология оксидирования придает ювелирным изделиям дополнительный объем, глубину и выразительность. При этом она безопасна, не вызывает аллергических реакций и почти ничего не стоит. После повреждения покрытия его можно восстановить в мастерской.

Оксидированное серебро. Преимущества и недостатки. Правила ухода

Чернение (патинирование) меди

Процесс оксидирования меди, в результате которого медное изделие приобретает темный цвет называют чернением или патинированием меди.

Патинирование – процесс образования на поверхности металла сернистых или хлористых соединений в результате взаимодействия химических элементов с металлом.

Чернение (патинирование) меди проводят в растворе серной печени. В результате взаимодействия ионов серы с металлом на поверхности медного изделия образуются пленка сульфида меди – соль черного цвета нерастворимая в воде и неконцентрированных кислотах.

Для чернения меди используют следующие варианты растворов:

  • серная печень (10-20 г/л) доводится до кипения;
  • серная печень (6-10 г/л), хлористый аммоний (40 г/л) при температуре 800С;
  • едкий натр (9 г/л), персульфат аммония (3 г/л) при температуре 1000С.

Реакция оксидирования проходит быстро, медное изделие приобретает темный благородный оттенок (под старину). Таким способом часто патинируют медные чеканки – в результате в углублениях медь приобретает черный цвет, на наклонных поверхностях оттенок светлее и на выпуклых поверхностях изделие сохраняет блестящий красный цвет. Перед погружением в раствор чеканку нагревают.

Художественное патинирование медных пластин

В художественных мастерских для обработки чеканок и различных украшений из меди часто используется способ оксидирования меди без погружения в раствор. Для этого на поверхность изделия аккуратно наносят слой концентрированной азотной кислоты, после чего изделие нагревают. Цвет меди меняется в зависимости от температуры от зеленовато-синего до черного. Затем изделие остужают, промывают водой и осветляют выпуклые части композиции с помощью плотной ткани, смоченной в бензине.

Читайте также:
Что символизирует верность

Художественное патинирование медных пластин

Еще один способ цветного оксидирования меди, при котором получают различные оттенки поверхности изделия в одном и том-же растворе, проводится в смеси серноватокислого натрия (130 г/л) и ацетата свинца (35 г/л) при температуре 800С. Поверхность изделия под воздействием раствора может приобретать желтый, оранжевый, красный или фиолетовый цвет. Оттенок оксидной пленки постоянно меняется при раскачивании, при достижении необходимого результата изделие вынимают из раствора сушат и наносят лак. При этом практически невозможно получить два идентичных изделия, каждая художественная композиция будет неповторима.

Удаление окисной пленки с меди

Снятие темной патинирующей пленки с поверхности изделия проводится в растворе (10-15%) кислот – серной и азотной.

Внимание: При смешивании концентрированной серной и азотной кислоты происходит реакция с выделением большого количества тепла. Следует использовать только специальную тонкостенную химическую посуду. При растворении кислот следует вливать кислоту в воду медленно, небольшими порциями. Следует помнить, что соли меди ядовиты, все работы проводить в вытяжном шкафу.

Патинирование и оксидирование изделий из латуни

Изделия из латуни также подвергают оксидированию с целью окрашивания поверхности или создания художественных композиций, стилизованных под старину. На латунных изделиях получают оксидные пленки со множеством цветов и оттенков – желтый, оранжевый, красный, синий, черный и т. д., при этом возможно получение как глянцевой, так и матовой поверхности.

Чернение латуни

Одним из способов чернения латуни является способ, при котором на поверхность изделия наносят хлористую сурьму. Реактив наносят кистью или валиком, а затем втирают плотной тканью или щеткой. В зависимости от концентрации раствора получают оттенки от серого до черного.

Получение цветных окисных пленок на латуни

Цветные оксидные пленки на латуни получают несколькими способами. Самый простой – оксидирование в растворе азотной кислоты. Погруженная в раствор латунная деталь покрывается слоем азотнокислой меди и окрашивается в зелено-голубой цвет. Процесс происходит при постепенном нагреве. Цвет пленки меняется в процессе нагрева, завершается процесс окрашиванием поверхности в черный цвет.

В качестве раствора оксидирования можно использовать обычный фиксаж для фотопечати (триосульфат натрия или гипосульфит). В раствор фиксажа (40-60 г/л) добавляется небольшое количество азотной кислоты (подкисляют раствор). В результате проходит химическая реакция с выделением сернистого газа и отложением серы, а раствор приобретает мутно желтый или желто-зеленый оттенок.

Готовят раствор непосредственно перед обработкой латуни, раствор активен в течение 15-20 минут. Цвет меняется со временем выдержки имеет синеватый или фиолетовый оттенок. Емкость для раствора выбирают таким образом, чтобы поверхность изделия была видна. Изделие погружают в емкость на непродолжительное время, затем извлекают и промывают в горячей воде.

Затем поверхность изделия наносят слой песка и протирают щеткой или плотной тканью. Окончательный оттенок изделие приобретает после повторного погружения в раствор. После извлечения из раствора поверхность обрабатывают пемзой, стирая темный налет, сушат и покрывают слоем прозрачного лака.

Еще один способ цветного оксидирование латуни осуществляется в растворе тиосульфата натрия (130-150 г/л) и уксусного или азотнокислого свинца (35-40 г/л). Раствор нагревают до 80-900С. Процесс требует постоянного визуального контроля, т к. цвет пленки меняется быстро и непрерывно – желтый, красный, фиолетовый, синий и, по окончании процесса, черный. При получении нужного оттенка изделие быстро извлекают из емкости, промывают и сушат.

Для всех перечисленных способов оксидирования латуни справедливо общее правило – реакцию можно остановить на любой стадии процесса, при получении нужного оттенка изделие извлекается из раствора. Если осуществляется предварительный нагрев изделия – прервать реакцию можно остановив нагрев. Фиксируют оттенок просто промыв поверхность водой. Осветление отдельных участков изделия производится бензином.

Точных рецептов приготовления растворов оксидирования и режимов процесса не существует, результаты художественного цветного оксидирования зависят от множества факторов – чистоты исходных компонентов, степени нагрева детали или раствора, способа обработки изделия по окончании процесса.

Большинство из перечисленных способов оксидирования и патинирования серебра, меди или латуни могут быть проведены в домашних условиях или гаражной мастерской, при соблюдении основных правил техники безопасности, которые справедливы для любого процесса нанесения гальванических или химических покрытий где используются концентрированные кислоты или производится нагрев активного раствора с выделением газообразных веществ.

Источник: sgpo56.ru

Рейтинг
Загрузка ...