Что такое полковое серебро

Разгульная жизнь русского офицерства вошла в легенды. В романах и кинофильмах легко встретить юного офицера, который никогда не упустит возможности лихо выпить несколько чарок, а после выпитых бутылок готов был отправиться в бой или на дуэль. Такой образ поддерживался не только молвой, но и талантливыми писателями — Лермонтовым, Давыдовым, Толстым.

Русские офицеры. Источник https://in.pinterest.com

Так что же пили офицеры?

Начнем с самого популярного напитка – Водка! Именно она была самым популярным напитком в гарнизонах, особенно провинциальных. Как вспоминал офицер одного из драгунских полков :

Иногда вдвоем выпивали всю четверть, иногда не допивали, и остаток уносил в свою пользу буфетчик. Каково было настроение, но чтобы пьянство — упаси Боже».

А «четвертная бутыль» или четверть — это 3,0748 литра! Три литра водки на двоих — как вам?

А вот налегать на водку у столичных гвардейцев считалось моветоном, они могли ее выпить рюмку-две для аппетита перед обедом. Столичные гвардейцы любили с шиком напиваться шампанским. Оно стоило достаточно дорого и была не по карману простым армейцам.

ГАЙД ПО ПОЛКАМ В WAR THUNDER! КАК ПОЛУЧИТЬ ТОПЫ БЫСТРО И БЕСПЛАТНО?!

Производители шампанского знали о любви русского офицера к этому напитку, поэтому часто поставляли его прямо в полки, оптом, минуя торговые точки. Благодаря этому цена шампанского удешевлялась.

Абрау-Дюрсо. Источник https://in.pinterest.com

Полковой маркой шампанского было французское «Мум Экстра Драй», которое и сегодня продолжает считаться одним из лучших.

Конечно, в каждом полку был свой любимый напиток. И водка не всегда была главным напитком. В широком ходу были разного вида настойки на травах, кореньях и специях – рябиновая, лимонная.

Из коньяков уланы предпочитали продукцию французского же коньячного дома «Мартель», и только одну марку — знаменитый «Мартель V.S.O.P.», посвященный памяти Людовика XIV, умершего в 1715 году — в год основания дома «Мартель».

Читайте также:
Это называли глиняным серебром

Русские офицеры. Источник https://in.pinterest.com

В походах с алкоголем было посложнее, был уже не такой разнообразный ассортимент, да и ограничения по количеству еще. Пили чаще всего «гусарскую жженку». Для Вас мы специально нашли рецепт приготовления этого напитка из книги «Денщик за повара. Поваренная книжка для военных», изданной в 1914 году.

После ужина, с соответствующим возлиянием, все переходили в традиционную «гусарскую комнату», в которую вносили громадный серебряный жбан. В него вливалось несколько бутылок красного вина. На жбан клались две скрещенные гусарские сабли, на которые ставилась голова сахара, которую обильно обливали крепким ямайским ромом.

Затем потушив в комнате свет, облитую ромом сахарную голову поджигали, и ром, горя красивым голубым светом, заставлял таять сахар и вместе с ним падал горящими каплями в жбан на поверхность вина. Когда вся сахарная голова, растаяв, попадала в жбан и вместе с ромом еще некоторое время горела голубым пламенем, то горящую поверхность «тушили» бутылкой или двумя шампанского. Затем эту смесь хорошенько размешивали большим серебряным черпаком, и крепкий, сладкий, ароматно пахнущий напиток разливали по стаканам.

War Thunder — Всё о фарме полковой техники / War Thunder — Сколько нужно играть каждый день

В напиток еще добавляли фрукты, пряности, специи.

Каноническая посуда для жженки имела старинное название «Братина», говорящее о войсковом братстве пьющих из нее.

Обычно это был серебряный богато украшенный жбан. Форм и разновидностей жбана было огромное множество. Даже встречались настоящие произведения искусства!

Источник: dzen.ru

Стопа

Клейма: «IК:АРТЕЛЬ»; знак удостоверения и тройник Киевского окружного пробирного управления 1899-1908 гг. с цифрой пробы «84».

Стопа серебряная, конической формы, на круглом профилированном основании. Гладкая поверхность стопы с лицевой стороны украшена композицией, состоящей из накладных деталей: надписи «СЛАВА» (вдоль венца) и расположенным под ней Георгиевским крестом на развевающейся эмалевой чёрно-желтой (георгиевской) ленте c надписью: «ПЕРВЫМЪ ГЕОРГИЕВСКИМЪ КАВАЛЕРАМЪ». Дополняет композицию резная надпись в нижней части: «10-й РОТЕ 11-го ВОСТОЧНОГО СИБИРСКОГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА ОТЪ КОМАНДИРА РОТЫ КАПИТАНА ЕВГЕНИЯ ПАВЛОВИЧА ДЮКОВСКОГО». На противоположной стороне выгравированы фамилии солдат, награждённых за свои подвиги данными крестами.

Читайте также:
Зачем нужны серебряные монеты

Представленная стопа — художественный памятник величия, славы и подвига русских воинов во время русско-японской войны 1904-1905 гг. Её классическая форма и элегантный, строгий декор подчёркивают значительность офицерского подарка, сделанного в память солдат, исполнивших свой долг и награждённых за свои подвиги Георгиевскими крестами (за русско-японскую войну ими было награждено около 87.000 воинов).

Русская армия была богата традициями, одна из которых — отмечать важные события и юбилейные даты драгоценными подарками, так называемым «полковым серебром», хранившимся в офицерских собраниях. Подобные изделия можно было увидеть и на полковых обедах, на которых кроме наличного офицерского состава присутствовали бывшие старые командиры и сослуживцы, а почетными гостями часто были императоры и великие князья.

В воспоминаниях дворцового коменданта В.И.Воейкова имеется описание обеда в Лейб-Гусарском полку, который проходил в присутствии императора Николая II. «В огромной столовой собрания, называвшейся «дежуркой», после закуски село за общий стол, накрытый покоем, около ста человек. Середина стола, во всю его длину, украшалась полковым серебром, состоящим из жбанов, ковшей, стоп, ваз и других предметов, полученных в виде призов за езду и стрельбу, а частью из подарков других частей или покинувших полк офицеров.

Цветов не было. Украшение стола исключительно серебряными вещами, при сильном освещении зала, было весьма эффектно». Цит. по: Смородинова Г. Чарка из серебра. Полковая посуда гвардейских офицерских собраний // Родина. 2000. № 11.

С. 116-117.

Источник: mus-col.com

Выставка «Фаберже и придворные ювелиры» — отчёт.

В Государственном Историческом музее проходит выставка «Фаберже и придворные ювелиры», посвященная российскому ювелирному искусству второй половины ХIХ — начала ХХ века, известному во всем мире красотой и изяществом. Выставка насчитывает около 300 экспонатов эпохи русского ренессанса, включая предметы из полковых музеев, которые будут показаны впервые.

Читайте также:
Что такое серебро ale

IMG-20191119-160336

Ларец. Фирма П.А. Овчинникова. Москва, 1894 г.

Ларец преподнесен великой княгине Ксении Александровне и великому князю Александру Михайловичу по случаю венчания 25 июня 1894 г. жителями Москвы.

Имя Карла Фаберже, гения ювелирного дела, известно всему миру, с ним связан один из наиболее ярких периодов в культурной истории Российской империи, основатель знаменитой династии Густав Фаберже начал свою карьеру в Санкт-Петербурге в 1840-х гг. Дарования великого мастера нашли благодатную почву в России. Его дело успешно продолжил сын Карл. В тот период в стране уже существовала ювелирная школа со своей историей и традициями, ее представляла целая плеяда талантливых мастеров, некоторые из них начали активно сотрудничать с домом «Фаберже».

IMG-20191119-160206

Поддон. Фирма П. Овчинникова. Москва. 1883 г. Серебро, эмаль4 литье, скань, золочение.

Вторая половина XIX – начало XX века – время возвращения культурной памяти нации и рассвета искусства России. Неожиданные декоративные решения и новые стилевые направления, отличающие драгоценные изделия этого периода, -результат совместной работы исследователей, реставраторов, ведущих художников, архитекторов, скульпторов и владельцев ювелирных фирм. Это время переоценки ценностей, в результате которой возник стиль национальной романтики, сочетающий в себе многовековые традиции и свободу стиля модерн.

IMG-2977

Фрагмент. Кружка. Мастерская Ф.А. Верховцева.
Санкт-Петербург, 1854 г. Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.

При подготовке выставки ее организаторы руководствовались главным постулатом идеологии «официальной народности», сформулированным графом С.С. Уваровым в 1833 г. в триаде «православие, самодержавие, народность». Темы православной веры, государственной власти и народа нашли отражение в произведениях золотого и серебряного дела, представленных в трех разделах экспозиции – декоративно-прикладное искусство новой и старой столиц, церковное искусство, серебро русской армии.

IMG-2987

Фрагмент. Ваза. Фирма «Nichols литье, чеканка, гравировка.

Читайте также:
Серебряный гемоцит л2 для чего

Особой сферой приложения навыков, мастерства, художественного таланта и творческой фантазии ювелиров второй половины XIX – начала XX в. стали заказы офицеров императорской армии. Календарь, насыщенный разнообразными памятными датами, викториальными днями и ежегодными полковыми праздниками, а так же многочисленные традиции российской армии, предусматривали регулярные полковые обеды, чествование уходящих в отставку сослуживцев и прочие торжества, давали немало поводов для поднесения дорогих подарков.

IMG-20191119-160856

Чарка. Мастерская Э.И. Кортмана.
Санкт-Петербург. 1904-1905 гг. Серебро, эмаль; литье, гравировка, золочение.

Внутри гравирована надпись: Князю Николаю Николаевичу Одоевскому-Маслову от сослуживцев по 1-ой Гвардейской Кавалерийской Дивизии.
Н.Н. Одоевский-Маслов генерал от кавалерии, генерал-адъютант, в 1896-1901 гг командовал лейб-гвардии Конным полком, затем – кавалерийской дивизией.

Мастерам золотого и серебряного дела, работавшим над ними, несомненно, приходилось учитывать специфику пожеланий заказчиков, для которых немалое значение имело наличие атрибутов и полковой символики. В формах и орнаментации «полкового серебра» часто использовались штыки, ядра, барабаны, знамёна, погоны, детали, имитирующие золотное шитье на мундирах..

IMG-20191119-160936

Сосуд в виде горящей гранаты. Мастерская Е.Т. Самошина. Москва, 1911 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.
Дар полковника Константина Константиновича фон Колена 4-му гренадерскому генерал-фельдмаршала князя Барклая-де-Толли полку,
которым он командовал в 1907-1911 гг.

Сосуд в форме артиллерийского трехдюймового снаряда.
Фирма И.П. Хлебникова. Москва, 1907 г. Серебро; резьба, золочение.
Подарок 4-й конной батарее по случаю столетнего юбилея подразделения от 3-й конной батарее.

Широкое распространение в декоре получили вензели и монограммы. Так, на изделиях, имеющих отношение к лейб-гвардии Преображенскому полк, часто можно увидеть вензельное имя Петра I – две буквы P (лат. Peter Primus) т римская цифра I. Предметы, связанные с историей гренадерских полков, часто украшали изображением ручной фитильной гранаты.

IMG-20191119-162501

Кружка. Фирма П.А. Овчинникова. Москва, 1877 г.
Серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.

Многочисленные памятные дары со временем становились частью собраний полковых музеев. Наряду с другими полковыми реликвиями, наградами и трофеями они демонстрировались почетным гостям, офицерам и нижним чинам.

Читайте также:
Что полезнее медь или серебро

IMG-20191119-160735

Стакан. Фирма А.М. Постникова. Москва, 1899-1908 гг.
Серебро; литье, чеканка, езьба, золочение.

На тулове гравированы две надписи: Защитнику родины от Московского купеческого Общества и В.А. Сельский.
Вячеслав Александрович Сельский – участник Русско-японской войны 1904-1905 гг.

Русское церковное искусство второй половины XIX – начала XX века формировалось в русле созвучных эпохе устремлённости к возрождению национального самосознания и духовно-нравственных ценностей.

IMG-20191119-162402

Крест предносной. Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья»; мастер В. Осетров. Москва. 1908-1917.
Серебро, дерево, изумруды, аметисты; чеканка, золочение, живопись на металле.

Выдающиеся ювелиры Москвы и Петербурга, благодаря своим талантам и умениям, знаниям и эстетическому вкусу, совершенствовали технику исполнения, тонко передавали сакральное значение предметов.

На экспозиции представлены работы выдающихся мастеров, таких как И. Сазиков, И. Чичелев, П. Овчинников, И. Хлебников, владельцев фирмы Болиных, Ф. Рюкерт, братьев Грачевых и многих других. Именно они заслужили мировое признание на всемирных и всероссийских выставках, были удостоены самых высоких наград.

IMG-20191119-160431

Фрагмент. Блюдо, поднесенное императору Николаю II и императрице Александре Федоровне. Фирма И.П. Хлебникова. Москва. 1913 г.
Серебро, дерево, аметист, халцедон, эмаль; литье, чеканка, гравировка, золочение.

В 1913 году блюдо было поднесено императорской чете нижегородским дворянством в честь 300-летия царствования дома Романовых.

Приходите на выставку. Музей ждет своих гостей, чтобы рассказать о своих сокровищах и русском ювелирном искусстве на переломе эпох.

Выставка продлится до 30 апреля 2020 года.
Выставка проходит новом выставочном зале.

Адрес: Красная пл., д. 1. Проезд до ст. метро Площадь Революции, Театральная, Охотный ряд.
Режим работы: Понедельник — воскресенье с 10:00 до 18:00
Пятница и суббота с 10:00 до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Источник: mayak-parnasa.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...