Товарная обработка товаров, или предпродажная подготовка, осуществляется в целях сохранения качества товаров как можно более длительный срок, придания товарам привлекательного внешнего вида и количественного разделения товаров, наиболее привлекательных для потребителей.
Для каждой группы товаров товарная обработка имеет свои особенности и осуществляется товароведами. При этом она имеет ряд общих операций, свойственных всем группам товаров.
Основные операции по товарной обработке товаров — это количественная и качественная приемка, распаковка, сортировка по видам и сортам, проверка упаковки, маркировки, очистка товаров от пыли и грязи, фасовка, придание им товарного вида, составление ценников.
Рассмотрим специфические операции, свойственные отдельным группам товаров.
-Бакалейные товары поступают в магазины, как правило, расфасованными. Продукты, упакованные в мешки, ящики, картонные коробки, перед продажей фасуют. При подготовке к продаже проверяют целостность упаковки, маркировку.
Продажа ювелирных изделий по максимальной цене на GoldPrice.ru
— Кондитерские изделия расфасовывают в полиэтиленовые пакеты или укладывают навалом в магазинах самообслуживания. Фасованные кондитерские изделия рассортировывают и размещают по видам и сортам на полках, горках, прилавках.
Весовые печенье, вафли, мягкие конфеты, фруктово-ягодные и шоколадные изделия размещают на внутренних полках прилавков в лотках. Пирожные, рулеты, кексы выставляют на прилавках на фабричных лотках. Торты и пирожные с кремовой или фруктовой отделкой помешают в охлаждаемые витрины и шкафы.
-Хлебобулочные изделия при подготовке к продаже сортируют по сортам и видам, проверяют качество. По просьбе покупателя ржаной, пшеничный хлеб разрезают на две или четыре равные части. Баранки, сушки предварительно фасуют по 250, 500, 1 000 г. При подготовке хлебобулочных изделий к продаже, выкладке их в торговом зале особенно важно соблюдать требования санитарии и гигиены.
— Молоко и молочные продукты относятся к скоропортящимся товарам, поэтому к продаже подготовляют минимальный запас. Товары должны быть тщательно проверены по качеству и рассортированы. Расфасованный творог, масло выкладывают на открытых холодильниках-прилавках.
Сливочное масло, сыр развешивают без довесков, упаковывают в пергамент, целлофан, полиэтилен или термоустойчивую пленку. Сметану фасуют в полимерную упаковку. Монолит сливочного масла вынимают из тары на лотки, снимают с него пергамент и обязательно зачищают от штаффа — окислившегося пожелтевшего верхнего слоя. Зачищенный монолит масла с помощью струны разрезают на бруски, которые на подносе ставят на рабочем месте.
Твердые сычужные сыры протирают чистыми увлажненными полотенцами, а затем сухими полотенцами, загрязненную поверхность сыра зачищают. Крупные сыры разрезают на
половины, четверти или восьмые части. Мягкие сычужные сыры вынимают из обертки и протирают полотенцем. Рассольные сыры и брынзу за час до продажи вынимают из рассола.
— Яйца перед продажей проверяют на овоскопе.
Проработал 15 лет на ювелирном производстве. Как это было. #ювелир #производство #работа
— Мясо поступает в магазин тушами, полутушами, четвертинами или фасованным. Перед продажей мяса необходимо проверить наличие на тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора и упитанность. Нефасованное мясо требует значительной предварительной подготовки, которая включает: разделку полутуш и четвертин на сортовые отрубы мяса; фасовку — разрубку сортовых отрубов мяса на мелкие куски, тушек птицы — на части; взвешивание кусков мяса и тушек птицы; расценку и упаковку с указанием массы и стоимости; укладку на лотки, противни или в ящики для подачи в торговый зал.
У непродовольственных товаров для каждой группы предусмотрены определенные операции по подготовке товаров к продаже:
трикотажные изделия — чистка и утюжка, проверка комплектности гарнитуров;
обувные товары — осмотр внешнего вида, проверка парности, шнуровка обуви, подбор и изготовление планшетов с соответствующими товарами;
галантерейные товары — группирование по материалам изготовления и назначению: накатка кружева, тесьмы, ленты на планшеты; завязывание галстуков различными способами;
парфюмерно-косметические товары — проверка целостности флакона, его укупорки, составление и оформление подарочных наборов;
хозяйственные товары — осмотр внешнего вида, проверка целостности изделия и комплектности;
культтовары — подбор товаров по группам, видам, назначению, проверка и апробирование товара в действии, проверка комплектности.
8. Виды планировок торгового пространства.
Линейная планировка торгового зала – это размещение товаров и проходов для потенциальных покупателей, которые имеют вид параллельных линий. По такому же принципу выстраиваются и линии торгового оборудования. Благодаря линейной планировке обеспечивается хороший обзор всех стеллажей и вывесок. Посетители не толпятся, а совершенно свободно путешествуют по торговому залу.
Такая планировка позволяет формировать потоки передвижения покупателей и создает хорошие условия для размещения товаров. Изменяя длину линий, вы сможете регулировать концентрацию покупателей в торговом зале.
Смешанная планировка торгового зала чаще всего используется в крупных магазинах самообслуживания и супермаркетах с очень широким торговым залом. При таком способе расстановки комбинируется продольное и поперечное размещение линий прилавков и витрин, линейная и боксовая планировка торгового зала. Линии островных горок необходимо разбивать проходами, чтобы не возникало затруднение при передвижении покупателей. Их идеальная длина должна составлять четыре метра у стен, три метра в середине зала и не более двух метров в прикассовой зоне.
Боксовая система размещения оборудования. В таком случае торговый зал разделяют на изолированные друг от друга отделы.
Планировка торгового зала «Петля». Этот способ расстановки торгового оборудования универсален, поэтому подходит практически для всех видов торговых заведений – от очень больших до самых маленьких. По периметру стен торгового зала ставят высокие стеллажи, а в центре устанавливают невысокое оборудование. Посетителям в таком магазине удобно передвигаться, они видят весь зал и выставленные в нем товары целиком.
Выставочная планировка. Крупногабаритные товары размещают на специальном оборудовании по периметру зала, таким образом образуя выставку товаров.
Свободная планировка зала – распространенный подход расстановки торгового оборудования без определенной системы в соответствии с конкретной формой помещения.
Источник: poisk-ru.ru
16.4 Подготовка товаров к продаже
В каждом магазине осуществляется предварительная подготовка к продаже, так как товары должны быть поданы в торговый зал с максимальной степенью готовности.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, очистке, комплектовании, фасовке, утюжке и т.д. Количество подготовительных операций зависит от сложности ассортимента и степени заводской готовности товара к продаже. В процессе подготовки совершаются общие и специальные (специфические) операции с товарами.
Общие операции включают проверку целостности упаковки, распаковку из внешней тары, проверку маркировки товаров, их качества, внешнего вида после хранения, сортировку и т.д. Они совершаются со всеми товарами.
Специальные операции требуют особых приемов, наличия должного оборудования для подготовки к продаже. По непродовольственным товарам к таким операциям можно отнести утюжку одежды, сборку и проверку сложно-технических товаров, настройку, техническое регулирование и др.). Выполнение этих операций требует наличия не только нормативно-технической документации, но и современного оборудования, технически оснащенных рабочих мест и т.д.
По продовольственным товарам данные операции включают в основном фасовку, нарезку, упаковку. Необходимость этих операций обусловливается тем, что товары, поступающие в розничную торговлю, в большинстве своем недостаточно подготовлены к продаже. Торговля вынуждена сама организовывать продолжение процесса производства в магазине, хотя это весьма неэффективно как с точки зрения производительности труда, так и расхода упаковочных материалов, товарных потерь. Особое внимание при фасовке должно уделяться размерам дозировки фасуемых товаров. Как правило, магазины дублируют промышленную дозировку (например, мука — по 2—3 кг, сахар – по 1 кг.), хотя последние не учитывают спроса многих покупателей.
Для подготовки товаров к продаже могут выделяться отдельные помещения (фасовочные, разрубочные, разделочные, сборочные и т.д.), размер которых предусматривается в СНБ в зависимости от типоразмеров магазинов (как правило, в квадратных метрах на 10 м 2 торгового зала по соответствующей группе товаров).
Ответственность за качественную подготовку товаров к продаже несут материально ответственные лица (заведующие отделами или секциями, директора магазинов). Подготовка товаров к продаже должна осуществляться, как правило, до открытия
магазина. Подготовленные к продаже товары размещают в тележки, ящики, лотки, тару-оборудование для транспортирования в торговый зал.
Подготовка товаров к продаже должным образом способствует:
- снижению затрат времени покупателей на приобретение и потребление товаров;
- улучшению внешнего вида товаров;
- ускорению процесса продажи и росту товарооборота;
- уменьшению потерь и снижению расходов на реализацию;
- общему повышению уровня культуры торгового обслуживания.
16.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
- частота спроса на отдельные товары;
- размеры (габариты) продаваемых товаров;
- широта внутригруппового ассортимента;
- затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;
- психология покупателей.
- размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор;
- создание максимальных удобств покупателям при выборе;
- учет движения покупательских потоков;
- обеспечение должной обозримости товаров покупателями;
- учет физико-механических, химических и других свойств товаров;
- рациональное использование торговых площадей;
- сокращение путей движения товарных потоков в торговом зале;
- обеспечение бесперебойной торговли.
- на экспозиционные (выставочный) запасы для демонстрации товаров покупателям и размещаемый в витринах, на стендах, полках и других видах оборудования;
- рабочие запасы для непосредственного обслуживания покупателей (на вешалках, стеллажах, горках, кронштейнах, корзинах и т.д.);
- хороший обзор;
- доступность;
- аккуратность;
- заполненность торгового оборудования;
- привлекательность упаковки;
- наличие ценников;
- правильное распределение приоритетных мест;
- постоянное пополнение товаров.
Источник: studfile.net
Подготовка товара к продаже. Виды и назначение товаров. Предпродажная подготовка
Одним из важнейших этапов реализации продукции конечному потребителю является подготовка товара к продаже. Выложенный и удобно упакованный товар существенно сокращает время обслуживания покупателя, разгружает продавцов и кассиров, стимулирует рост продаж.
Типы операций по подготовке товаров
Предпродажная подготовка торгового ассортимента может быть общей и специальной. Общая подготовка включает в себя распаковку, сортировку, визуальный осмотр целостности упаковки продукции. Сюда же относится укладка товара на предназначенные места – в ячейки, на полки, поддоны, стеллажи и прочее. Специальные операции включают в себя сборку различных изделий, устранение мелких дефектов, фасовку сыпучей продукции. Кроме этого необходима и тщательная подготовка товарных мест – чистые полки и стеллажи выделят товарный ряд, а грамотное заполнение холодильников поможет правильно разложить мороженую продукцию, представить ее в самом привлекательном виде.
В связи с огромным ассортиментом поступающей продукции некоторые этапы специальной подготовки перекладываются с продавцов на представителей торговых складов или фирм-производителей. Так, представители поставщиков контролируют выкладку продукции на товарных полках и в холодильниках, торговые склады фасуют сыпучую продукцию и прочее.
Как сократить количество операций по предпродажной подготовке
Особенности оптовой и мелкооптовой торговли заставляют управляющих розничной сети делать необходимые запасы продукции. Иногда это связано с предстоящими праздниками, иногда – с концом определенного сезона, когда официальные дистрибьюторы освобождают свои склады с целью подготовить место под сезонные товары.
Часто оптовые фирмы предоставляют товар в крупной расфасовке (крупы, сахар, макаронные изделия). Для розничной торговли такая фасовка неуместна, поэтому упаковкой продукции в удобную тару приемлемого веса должны заниматься работники розничной сети. Лучше всего, когда это делают не продавцы, а специальные работники – преимущества такого подхода особенно видны при наличии нескольких магазинов розничной торговли.
Имеет значение и месторасположение отдела фасовки – желательно, чтобы оно находилось непосредственно возле торгового зала и имело с ним непрерывное сообщение. Исследования показали, что закрепление процедуры фасовки за отдельными работниками и в строго определенном месте позволяет уменьшить продолжительность рабочего цикла, снизить входящую цену товара и повысить оборот розничной сети, поскольку продавцы и консультанты будут непосредственно обслуживать покупателей, а не заниматься предпродажной подготовкой товарного ассортимента.
Информативность упаковки
От тщательности, информативности и яркости упаковки напрямую зависит товарный вид изделия. Кроме этого законодательством регламентируется перечень необходимых данных, которые должны присутствовать на упаковке любого товара. К ним относятся:
- наименование товара;
- вес;
- цена за единицу веса или объема (килограмм, литр);
- дата фасовки товара;
- наименование торговой точки.
С другой стороны, маркетологи рекомендуют дополнить необходимый перечень данных на упаковке такими параметрами, как собственный бренд магазина, фирменные цвета торговой точки, яркий и простой слоган, который должен ассоциироваться именно с этой розничной сетью. Так удастся не только привлечь дополнительное внимание к товару, но и подчеркнуть его уникальность и привязать покупку именно к данной торговой точке.
Ротация
Неверно думать, что подготовка товара к продаже может ограничиваться красивой упаковкой. Важным этапом предпродажной подготовки является ротация. Этим термином обозначают совокупность действий, направленных на оптимальное представление товара на полке или в холодильнике. Продавцы, следящие за выкладкой, обязаны пересматривать сроки годности и складывать товарный ряд с учетом этих сроков. Иначе может сложиться ситуация, когда продается лишь недавно подвезенный товар, а тот, что был принят ранее, постепенно приходит в негодность.
Пренебрежение правилами ротации снижает эффективность продаж и уменьшает чистую прибыль магазина. Сортировка товаров должна вестись регулярно, с отбраковкой просроченных, негодных позиций. Продавцы обязаны убирать с полок товар с дефектами или со вскрытой упаковкой. Тщательный пересмотр всего ассортиментного ряда обязателен для скоропортящихся продуктов, которые необходимо продать за определенное время. Также ротация помогает «вымыть» определенные позиции, например в связи с прекращением договорных отношений с поставщиком.
Размещение товарного ассортимента
Торговый зал имеет конечные параметры, поэтому очень важно разместить товар таким образом, чтобы это было удобно покупателю и выгодно для магазина. Правильное расположение торговых полок, стеллажей, холодильников увеличит товарооборот магазина, снизит нагрузку на продавцов, сэкономит время покупателей.
В основу размещения товара может быть положен отраслевой или же комплексный принцип.
Товарно-отраслевой принцип предполагает размещение ассортимента подобной продукции на рядом расположенных торговых местах. Например, хлеб — сдоба, масло — маргарин, конфеты — торты и прочее.
Комплексный подход предусматривает расположение товара по общности спроса или по категориям, удовлетворяющим определенные социальные группы. Например, пиво может соседствовать с орешками, сухариками, снеками, корма для собак – с поводками и намордниками. Сезонные товары также могут располагаться рядом благодаря комплексному подходу. Например, покрывала для пикников будут соседствовать с кремами для загара, одноразовая посуда – с пляжными полотенцами и так далее.
Топ-позиции и «золотые» полки
Оборачиваемость товаров напрямую зависит от их доступности и привлекательности. Наиболее комфортная зона – полки, расположенные на уровне глаз. Но если выкладывать на «золотых» полках наиболее популярную продукцию, то существенно уровень ее продаж не возрастет.
А вот товары импульсного спроса, которые будут находиться в менее привлекательных местах, так и останутся нереализованными. Поэтому товары постоянного спроса можно разместить на менее выгодных местах – покупатель, который пришел за хлебом, обязательно его купит вне зависимости от того, на какой полке он лежит. А вот определенные категории товаров – жевательные резинки, батарейки, влажные салфетки и прочее — желательно размещать в самых топовых местах. Об этом прекрасно знают маркетологи супермаркетов и больших торговых центров, когда размещают подобную продукцию в кассовой зоне. Такое расположение целесообразно и с точки зрения безопасности: мелкий товар легче всего вынести из магазина, не заплатив за него.
Товарные запасы
Временной интервал, за который осуществляется подготовка товара к продаже, может быть довольно значителен, особенно если фасовкой или упаковкой продукции занимается сам магазин. Товароведы должны учитывать срок предпродажной подготовки при оформлении заказов, принимая во внимание оборачиваемость данного артикула и его минимально необходимое количество. Также в их обязанности входит контроль за минимальным ассортиментом товара, разрешение различных разногласий, возникающих между торговой точкой и поставщиком, процессы обмена или возврата продукции, заведение спецификаций на новые позиции.
Предпродажная подготовка как условие договора с поставщиком
Подготовка товара к продаже может и должна вестись с учетом предложений поставщика. Право на продажу отдельных категорий товаров, таких как сигареты, заморозка, вода, некоторые алкогольные напитки, могут получить лишь те торговые точки, которые соблюдают правила выкладки, согласованные с поставщиком. Например, пиво в холодильниках устанавливается согласно принятым стандартам. При этом каждый вид товара должен занимать определенное место.
При проведении различных акций на «золотые» места выдвигаются определенные категории товаров. К ассортименту, участвующему в акции, можно привлечь дополнительное внимание при помощи ярких указателей, флаеров, красивой декорации и прочего. Внешний вид товара нового образца следует подчеркнуть специальными ценниками.
Нарушение договоров о предпродажной подготовке
За соблюдение правил выкладки поставщик может предлагать собственное оборудование: полки, холодильники, морозильные лари — за символическую плату. Дополнительным условием может стать предоставление бонусного товара, оплата ретро-бонусов или иное вознаграждение, предусмотренное договором.
Отслеживать соблюдение правил выкладки должны представители поставщика – мерчандайзеры и торговые агенты. При нарушении правил выкладки и предпродажной подготовки могут возникнуть серьезные разногласия. В крайнем случае поставщик забирает свой товар и оборудование и разрывает договор с недобросовестными торговцами.
Источник: fb.ru