Фраже – настоящий символ эпохи, отражающей в себе целую перипетию связанных событий в жизни общества и переменах в социальном расслоении, но и связанный со множеством важных исторических событий. Будучи изначально лишь названием бренда и фамилией основателей, “Фраже” быстро стало именем нарицательным с XIX века и по сей день.
Невероятный успех обеспечен изобретательностью двух братьев Фраже, обладавших хорошими знаниями в области химии и недюжинной предприимчивостью. Они первыми придумали изготавливать столовое серебро не полностью из драгоценного металла, а основу брать из “обычного” медного сплава, нанося серебро лишь тонким слоем снаружи. Поначалу это был метод плакирования (когда спрессовывались толстый слой меди и тонкий – серебра), а спустя четверть века после открытия фабрики появилась гальванизация (химический способ нанесения тончайшего слоя) – процесс стал менее затратным и более простым. Зародившись в Европе (первый завод открылся в Варшаве) под оригинальным названием, в России такие изделия назывались проще – посуда из накладного серебра.
Как рост популярности и стоимости серебра отразится на рынке? — Артур Салякаев
Семейное дело и широкая популярность Фраже
Производство стало семейным делом: в 1867 году «JOZEF FRAGET» переходит к сыну основателя Юлиану, а спустя почти 40 лет – к 1906 году – правление принимает уже его дочь княгиня Святополк-Мирская и ее муж.
Процесс производства продукта, выглядящего максимально премиально и при этом с низкой себестоимостью не мог не привлечь к себе конкурентов, что и произошло в полном расцвете к XX веку. Однако объем покупателей это не снизило: во-первых, оригинальный производитель не просто имел отличную репутацию, а стал настоящим “именем нарицательным”, а во-вторых, продукция Фраже все равно превосходила прочих по качеству исполнения и изяществу форм – вплоть до того, что к концу XIX века фирма получила право на собственное клеймо (которое обычно получают изготовители только ювелирных изделий целиком из благородных металлов), а также контракты на поставку посуды по европейским дворцам.
Стоит отметить, что Российская империя для многих отраслей была богатейшим покупателем – не было исключением и производство Фраже. Именно поэтому с приходом Октябрьской революции 1917 года и потерей большинства российских заказчиков, фирма практически остановила свое существование, восстановившись после войны лишь с помощью перехода в государственную собственность. Даже первая мировая война, когда в Европе было “не до изысков”, не настолько подкосила деятельность исторического завода.
Царский шик “тонким слоем” и его коллекционная ценность
Ключевой момент в том, что если раньше изысканное убранство могли себе позволить лишь приближенные к царскому двору, то с этого момента “простой человек” мог приобрести себе изящные предметы быта, внешне неотличимые от полновесных серебряных предметов. Предметы фраже стали своеобразным признаком успешности семьи, их материального благополучия. При этом множество литературных и житейских сюжетов XIX века наполнены высмеиванием глупости гостей с застолья, укравших “серебряную” ложку, когда оказывалось, что это лишь покрытие.
9 МОЩНЫХ ФРАЗ ДЛЯ ПРОДАЖ [PDF бонус]. Прокачайте скрипты продаж | Техники и приемы продаж
На сегодня для коллекционеров антиквариата основная ценность такой посуды, разумеется, не в наличии серебра (такой объем драгметалла сам по себе практически ничего не стоит), а в исторической ценности каждого отдельно взятого экземпляра. Это истинный кусочек истории, появлении определенных технологий и перемен в статусных маркерах.
Если вы располагаете оригинальными экземплярами столовых приборов или иной продукции фабрик Фраже, Норблина, Вернера, братьев Хеннеберг и т.п., обязательно поинтересуйтесь их истинной стоимостью в GRANDFOR, так как наш салон, в отличии от обычных “скупок”, в полной мере учитывает для вознаграждения все факторы художественной и исторической ценности. Для первичной оценки достаточно лишь написать нам на сайте или просто в мессенджер.
Источник: grandfor.ru
История компании Фраже
Клеймо — графическое изображение, наносимое на вещь, животное, товар с целью идентификации с владельцем, производителем и т п. Также клеймо может служить знаком качества.
Клеймо может наноситься различными способами:
Ударный — преимущественно на изделиях из металла, наносится инструментом из более твердого металла;
Выжигание — на животных, упаковке товара, наносится сильно нагретым предметом;
Перенос красящего вещества — на товарах, животных.
Оттиск штампа именуется клеймом в зависимости от области применения, традиций, предпочтений.
В ювелирном деле клеймо ставится всегда, тем самым, в нем содержится необходимая и исчерпывающая информация. В этом плане весьма интересна история клейма Фраже.
Очень часто в отношении покрытых серебром изделий говорят просто «фраже». Что это такое и почему так называют именно серебряные предметы?
В 1824 году два брата, ювелира из Франции Альфонс и Иосиф Фраже прибыли в Варшаву с целью организовать фирму, специализирующуюся на производстве недорогих изделий с серебряным покрытием. Планировалось выпускать столовые приборы, посуду, утварь, подсвечники и кадила.
В то время Варшава являлась столицей Царства Польского, входившего в состав Российской империи. Изделия, которые выпускала фирма Фраже, имели вид серебра, хотя на самом деле являлись посеребренной медью, где слой серебра составлял приблизительно 20 микрон. В той части Европы такая технология серебрения была в новинку.
Власти в новом государстве были заинтересованы в привлечении новых и больших капиталовложений. Такие изделия также были интересны тем, что могли быть доступны более широкому кругу людей, чем столовое серебро и другие предметы обихода из драгоценных металлов. Поэтому изделия сразу же приобрели успех.
Метод серебрения, применявшийся братьями Фраже, выглядел примерно так: на раскаленную докрасна медь накладывается тонкий лист серебряной фольги и вальцуется. Такое изделие имело название плакированного, позже его стали называть накладным серебром.
В то время существовал указ русского Царя о том, что вновь созданным фирмам в Царстве Польском давались субсидии и возможность продавать товары на территории всей империи без пошлины. Фабрика быстро получила популярность, и изделия Фраже пользовались спросом. Уже в 1830 году они получили первую солидную награду — серебряную медаль на выставке в Париже.
В начале сороковых фирма получает новое название — IОСИФЪ ФРАЖЕ, главой ее остается только младший брат Иосиф, так как старший возвращается во Францию. Фирма Фраже расширяется и превращается в современное предприятие, оборудованное по самым передовым технологиям, и становится одним из центральных в Восточной Европе.
В 1847 году Иосиф путешествует по Европе и получает новые знания по технологиям серебряного покрытия. Тогда он и изучает гальванизацию, преимущество которой состоит в том, что для гальванического покрытия серебра пригодна не только медь, но и латунь, цинк, никель и их сплавы. Наиболее подходящим для гальванизации считается сплав, состоящий из 60 % меди, 12 % никеля и 28 % цинка, так как он сам походит по виду на серебро.
После возвращения Иосиф принимает решение полностью перестроить свою фабрику. Так появляется цех, в котором производят сплавы, подобные серебру, и опытная лаборатория, где проводятся исследования по гальванизации. Этот метод внедряется в производство на предприятии уже через два года. Гальванизация обладает еще одним существенным преимуществом — возможностью наносить более тонкие слои серебра, что ведет к удешевлению себестоимости продукции.
В 1857 году производство опять расширяется. Приобретается машина для автоматического выпуска столовых приборов, растет и количество рабочих на фабрике. Продукция становится настолько популярной, что словом «фраже» начинают называть любое посеребренное изделие.
В 1867 после смерти Иосифа новым управляющим становится его сын Юлиан. Помимо расширения производства, он делает акцент на маркетинг и на увеличение количества торговых точек. Налаживают и связи с зарубежными предприятиями, которые занимаются выпуском посеребренных изделий, например, с французской компанией «КРИСТОФЛЬ», которая передает ряд моделей своей продукции.
Через 30 лет компания становится солидным акционерным обществом. А в 1896 году Фраже получает золотую медаль на выставке в Нижнем Новгороде и разрешение на использование государственного герба на своих изделиях. В то время знак двуглавого орла говорил о высоком качество выпускаемой продукции. К концу XIX века фирма получает ряд самых престижных наград на международных выставках в Европе.
В 1906 году после смерти Юлиана во главе компании становятся его дочь и зять Святополк-Мирские. До начала Первой мировой войны компания продолжает развиваться и увеличивать объемы производства. Однако после объявления независимости Польши ее дела становятся несколько хуже из-за потери огромного рынка Российской Империи. Количество рабочих уменьшается в шесть раз, но изделия продолжают продаваться и оставаться очень популярными.
Во главе компании перед самым началом Второй мировой становится внук Юлиана. А во время оккупации Польши фирма временно прекращает свою работу и восстанавливается после войны, но становится государственной. В 1965 году объединяется с компанией Братьев Геннеберг и получает новое название.
Изделия Фраже всегда имели клейма, отличавшие их от посеребренных изделий других фирм. На предметах, выпущенных этой компанией, указывался, кроме компании-производителя, метод нанесения покрытия, а уже через 16 лет после основания фирмы — количество использованного драгоценного материала. Материал подложки также можно встретить на изделиях Фраже.
Клейма компании в разные года имели следующий вид:
2) 1840-1851 годы. Следующее клеймо имело надпись в овале WARSZAWA FRAGET с годом выпуска. В 1844 ввели внизу пометку 1 QTE, что означает высшее качество, но использовали ее редко. Иногда вместо единички ставили 2 — среднее качество.
3) 1851-1855 годы. Это клеймо было похоже на предыдущее, но вместо года выпуска красовалась надпись PLAQUE, иногда к ней добавлялась жирная точка. В эти же годы ходило клеймо с нанесением буквы N в ромбе, что означало нормальную толщину серебра.
4) В 1854 году выпускались юбилейные клейма. В двух из них надпись была рельефной, в третьем слово FRAGET имело удлиненное написание. Посвящались они 30-летию фабрики.
5) Далее, до 1896 года клейма имели подобный вид, отличались в основном удлинением слов или рельефностью. Содержали пометки PLATER и GALW, что отвечало разным видам нанесения серебра. В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года. На определенном этапе изделия маркировались двузначной цифрой, которая означала, сколько серебра ушло на изготовление обычно двенадцати таких приборов.
Как уже говорилось, фабрика, получала самые высокие награды и медали на многочисленных выставках: право изображения государственного герба на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, один grand prix, два почетных диплома, одно похвальное письмо, одна бронзовая медаль, четыре больших серебряных медали и семь больших золотых медалей. Иосиф и Юлиан Фраже были лично награждены. Фирма была поставщиком многих королевских дворов, которым нравились прекрасные изделия для предмета обихода и интерьера.
Вскоре слово “фраже” стало нарицательным, и в наше время им называют предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина (Norblin), Плевкевича (R. Plewkiewicz), Вернера (T. Werner), братьев Хеннеберг (Bracia Henneberg), братьев Бач (Bracia Buch), и других. Недорогая посуда «под серебро», украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в конце XIX — начале XX века, постоянно рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х годов.
На протяжении большого периода времени изделия Фраже были очень популярными и расходились с огромной скоростью. По внешнему виду их было не отличить от серебра, а новые на то время технологии позволяли им быть широкодоступными. Несмотря на то, что драгоценного металла в таких изделиях немного, они продолжают только расти в цене. Сейчас их уже можно продать как антиквариат, но если найти покупателя, который в этом хорошо разбирается.
Подсвечники, подносы, светильники, столовые приборы Фраже – красивый и доступный антиквариат на сегодняшний день. Такие вещи приятно приобретать и коллекционировать. И они намного дешевле, чем золотые или серебряные изделия такого формата.
Источник: antiqboard.com