Классической и народной латыни Единство народной латыни
Этапы истории латинского языка.
Латынь архаическая, классическая и поздняя. Народная латынь.
Историю латинского языка можно условно разделить на три периода: архаический, классический и поздний.
А) Архаический период охватывает отрезок времени от первых письменных свидетельств латинского языка до конца 2 в. до н.э. Этот период известен по очень немногочисленным памятникам (всего несколько религиозных гимнов и какие-то надписи найденные при раскопках).
Несмотря на это, эти документы свидетельствуют о различии архаического периода языка с более поздними его формами, как например, отсутствие удвоения согласных (mitat – mittat), древние дифтонги (duenos – bonus), сохранение S в положении между гласными (iovesat – iurat), а также конечного D (ted, med – te, me). К середине 3 в. до н.э. завершается покорение Римом других италийских племён и начинается его борьба с греческими племенами на юге Апеннинского п-ова, после чего вся Италия объединилась под властью Рима. Речь торговцев, моряков, рабов и ремесленников наполнена греческими заимствованными словами – отражение на латыни. Материал позволяющий судить о состоянии языка в то время принадлежит поэту-греку Андронику, комедии Плавта и Теренция помогают судить о лит-ре того времени, как начиналось ораторское искусство и как оно опиралось вначале на греческий аналог. Комедии интересны тем, что в них остались слова и выражение из устного языка того времени, те языковые черты, которые не получили развитие в худ лит-ре, но перешли в романские языки.
10. Виды причастий в латинском языке.
Б) Классический период условно датируется 1 в. до н.э. (81г. – речи Цицерона). 2в до н.э. (120г – приблизительная дата смерти Тацита). Этот период мы называем «золотым веком латыни», от Цицерона до смерти Августа (14г н.э.). Вторую половину (1-2в н.э.) называют «серебряным веком», к нему относится тв-во Сенеки, Апулея и Петрония.
При всём разнообразии стилистических средств, язык на протяжении периода не меняется. Потому это век литературоведческий, а не лингвистический. Чем он отличается от предыдущего периода? В огромном Римском государстве латынь вытеснила все другие языки, диалекты же остались.
Сложился единый литературный язык, позволяющий понимать друг друга людям из разных областей (как в Италии сейчас). К формированию языка приложили руку Цезарь, Саллюстий, Тит Ливий, Катулл, Цицерон. Литературный язык – это язык с твёрдой нормой употребления, опирающийся на грамматиков, отличавшихся у разных авторов лишь стилистическими особенностями.
Параллельно в Римской империи живёт повседневный язык римлян и просторечия низших слоёв. Разные слои – разное просторечие. Цицерон пишет письма на простом языке, на повседневном, но литературные труды на классическом. Всё это формируется в классический период. О разговорном языке того времени, правда, известно очень мало, т.к. он нигде не фиксировался.
В) Поздний период охватывает 3-4в н.э. – кризис Рима и разделение на Западную и Восточную части, падение Западной Римской империи (5век) и образование на её территории варварских государств. Это влечёт за собой колоссальные изменения: школы сокращаются, искусство и лит-ра в упадке, языковая норма теряет авторитет.
100 лучших и самых известных латинских выражений с переводом, транскрипцией и произношением за 10мин
Однако для административных функций, трактования документов и т.д. (где латынь оставалась нормой) нужны были грамотные люди. Школы по образцу имперских остались, где изучали латынь (для аристократии), но со временем их вытеснили обычные школы, где преподавание велось на вульгарном языке, и которые принадлежали духовенству. Большая же часть была вообще безграмотна.
Духовенство же считало худ лит-ру языческой и запрещало её. Оно преподавало латинскую грамматику и упрощало латинский язык, чтобы было понятно простому народу. Однако в это время отличие литературной латыни от разговорной становится ещё больше. Ведь устный язык развивается, а литературный хоть и упрощается, но стоит на месте. Со временем, «ошибки» проникают и в художественную литературу, по ним можно воссоздать устную речь. Эти ошибки происходят по аналогу архаического периода: опущение n перед s, смещение безударных u и o, отпадение конечного m.
Г) Народная латынь
Н ародная латынь (известна также как «вульгарная латынь» и народно-латинский язык; лат. sermo vulgaris) — разговорная разновидность латинского языка, распространённая в Италии, а позже и в других провинциях Римской империи. Именно народная латынь (а не классический латинский язык) является непосредственным предком романских языков.
С другой стороны, не во всех регионах её распространения ныне существуют романские языки. Своего наибольшего географического распространения народная латынь достигла в III веке н. э., в период максимального расширения границ Римской империи. С конца III, и особенно между V и XV веками, во время Великого переселения народов, языковые границы народно-латинского (романского) ареала в регионах так называемой Старой Романии существенно сократились. Так, в Северной Африке народная латынь была полностью вытеснена арабским языком, а в Британии — германскими наречиями (правда, народная латынь оказала значительное влияние на местные кельтские языки). Регионы, где латинский язык постепенно исчез (Паннония, Иллирия, Британия, Римская Германия, Римская Африка), получили названиеРомания Субмерса/Romania Submersa.
Народная латынь – это общеразговорный латинский язык во все периоды его существования, с особым учётом всех тех инноваций, которые появлялись в поздний период его развития, непосредственно предшествующий периоду формирования романских языков.
Однако основой романских языков является лексический и грамматический фонд латинского языка, общий для всех его стилей – взятый только в полном объеме он может сложить картинку появления романских языков.
Проблема единства народной латыни очень сильно, т.к. письменные формы устойчивы, а устная форма мало где зафиксирована, но имеет региональные отличия. Так В.Вээнэн усматривает в ряде латинских форм помпейских надписей влияние оскского (fata – facta, isse, issus – ipse), Ж.Пирсон выделяет среди особенностей латинского в Галлии смешение v и b (laudavelis – laudabilis, vibus – vivus), t и d (aput-apud, reliquit — reliquid), употребление генетива времени, разширение значения слова filius (сын > мальчик), infans (дитя, ребёнок), А.Карнуа в иберийских надписях отмечает номинатив на as – ae, Х.Михэеску пишет о переходе ударного закрытого о > u, а также метатезе: iseplucrum – sepulcrum, указывая, что эти явления типичные для восточно-романского ареала.
Когда народная латынь переросла в романские языки – загадка.
Большинство учёных (Шухардт, Асколи), считают, что в 6-7вв, Муллер, что до 8в разговорным языком была только народная латынь.
Латынь письменная и разговорная всегда были разными. Фонетика народной латыни в поздний период характеризовалась сменой музыкального ударения динамически. Гласные перестали различаться по долготе и краткости, сохраняя лишь тембровые различия при этом ĭ и ē слились в е, а ŭ и ō – в о: menus-minus, colomna-columna. Это вызывало в безударных слогах частое смешение i и e u и o: senatus non sinatus, ductrinae – doctrinae, а также выпадение безударного гласного (синкопу): speculum non speclum. Исчезли дифтонги: Emilio – Aemilio, Phebus – Phoebus, Olo – Aulo.
Источник: studfile.net
Латинский язык. Серебряная латынь. Серебряная латынь, периоды которой iii век н э
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 17.56 Kb.
Серебряная латынь, периоды которой I-II век н.э. — это время окончательного утверждения грамматических норм латинской письменности, лексически богатой и стилистически отточенной в произведениях Сенеки, Марциала, Ювенала, Светония, Тацита, Апулея.
Язык прозаических писателей и поэтов этого времени отличается значительным своеобразием в выборе стилевых средств, но так как выработавшиеся в течение предшествующих столетий нормы грамматического строя латинского языка почти не нарушаются, указанное деление латинского языка на «классический» и «послеклассический» имеет скорее литературоведческое чем лингвистическое значение.
Так же эпоха средневековья в истории латинского языка характеризуется как период Latinitas vulgaris («вульгарная латынь») или еще как Latinitas culinaria («кухонная латынь»). В работах римских филологов, произведениях Сенекии Тацита, а также в трактатах по медицине, кулинарии, сельскому хозяйству, архитектуре демонстрируется разговорный синтаксис и отступления от грамматической нормы. Например, кулинарная книга римского гастронома Апиция «О кулинарном деле» воссоздает картины повседневной жизни Рима, изобилует полезными советами и непроизвольно дает материал для лингвиста. Трактат «Об архитектуре» Марка Витрувия Поллиона демонстрирует разговорные обороты, выглядящие с точки зрения литертурной нормы как ошибки.
Во времена эпохи серебряной латыни отмечается возрастающее влияние риторики, что пагубно сказывается на развитие поэзии и прозы. Преобладало сатирическое изображение реальности. Традиции стихотворной сатиры продолжили Ювенал и Персий, а меннипова сатира (смесь стихов и прозы) была использована в произведениях Петрония и Сенеки. Самым крупным поэтом-эпиком века был Лукан Марк Анней, он воспевал гражданскую войну между Помпеем и Цезарем, как пример соперничества между тираническим и свободолюбимым началами. Авторами эпических произведений были также Папиний Стаций, Валерий Флакк, Силий Италик и Марк Манилий.
Так же в эту эпоху в Риме появился жанр басни. Первым баснописцем был вольноотпущенный Августа Федр. Единственными полностью сохранившиеся до наших дней римскими трагедиями являются трагедии философа-стоика Сенеки. Кроме трагедий Сенека написал и множество сочинений по нравственной философии, влияние которых оказалось значительным и далеко за пределами этой эпохи.
Постепенно начинало вырождается красноречие. Величайший римский историк Тацит считал, что причиной его упадка является ликвидация республиканской свободы при императорах. И все же именно в эту эпоху творил известнейший теоретик римского красноречия Квинтилиан. Его основной труд — «Наставление в ораторском искусстве» — в 12 книгах он обобщает опыт древнегреческой и римской риторики. Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», — писал он.
Источник: topuch.com
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
Ни один народ мира не разговаривает на латинском языке, но в истории мировой цивилизации влияние латинского языка сохраняется и сегодня.
История латинского языка восходит к началу первого тысячелетия до н.э. К этому периоду относятся первые сведения о латинах, называвших область, где они жили, Лаций (Latium), а свой язык – латинским (linguaLatina).
В 753 г. до н.э. центром племенного объединения стал город Рим (Roma), и население подвластных территорий называло себя также «римляне» (Romani). К концу II до н.э. образовалась огромная Римская империя, занимавшая земли от современной Румынии на востоку до современной Португалии на Западе.
Государственным языком империи был латинский язык. Он распространялся через официальные учреждения, а также в результате общения местного населения с римскими солдатами, торговцами и переселенцами. Знание латинского языка являлось также необходимым условием для занятия местных должностей. В открытых римлянами школах для детей местной знати обучение велось на литературном латинском языке, но основная масса жителей захваченных территорий узнавала латынь через живое общение с носителями разговорного латинского языка.
В истории латинского языка принято выделять следующие этапы развития:
1. Архаический период: от первых сохранившихся письменных памятников, относящихся примерно к VII в. до н.э., до начала I века до н.э.Самые ранние образцы латинского письма представляют собой надписи на оружии, личных вещах.
2. Классический период – «золотая латынь»: I в. до н.э. – начало I в. н.э. В этот период в Риме создаются первые медицинские школы.
В наши дни в большинстве учебных заведений в основе учебных программ по латинскому языку лежит латинский язык именно этого периода.
3. Послеклассический период – «серебряная латынь»: I-II вв. н.э. Наиболее известные авторы этого периода – философ и драматург Сенека, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, самый известный из римских историков Тацит и Апулей – философ и писатель. Они четко следуют уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходят от жестких норм синтаксиса «золотой латыни».
4. «Поздняя латынь»: III-VI вв. н.э. – качественно новая фаза в развитии латинского языка.
Становлению научной латыни способствовало развитие всех наук, среди которых важное место занимают биология, медицина и ветеринария. В результате научных изысканий латинский язык непрерывно обогащается новыми словами, обозначающими определенные понятия науки, техники, производства, т. е. терминами.
Источником первых научных обобщений является античная греко-латинская цивилизация. Так, Аристотель (IV в. до н. э.) впервые сделал попытку систематизировать и обобщить накопленные человечеством знания о растительном и животном мире. Другой древнегреческий ученый — Диоскорид (I в. н. э.) описал 400 растений. Натуралист Плиний Старший (I в. н. э.) собрал и систематизировал сведения об окружающем растительном и животном мире из произведений греческих и римских авторов.
Европейская медицина как самостоятельная наука возникла в Греции. Основателем научной медицины был величайший врач древности Гиппократ. Он имел многочисленных учеников и последователей, продолжавших и развивших его учение. Естественно, что вся система медицинских наименований была первоначально греческой.
Много сделал для разработки медицинской терминологии на латинском языке римский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс, автор сочинений в 8 книгах под названием: «О медицине» (I в. до н. э., первая половина I в. н. э.). Сочинения греческого философа, ученого и врача Клавдия Галена, жившего и работавшего в Риме (II в. н. э.), посвящены научным и практическим вопросам анатомии, этиологии и лечения различных болезней, а также вопросам приготовления всевозможных лекарств. В наши дни его имя связано с так называемыми галеновыми препаратами. И Цельс, и Гален уделяли серьезное внимание совершенствованию и уточнению научного языка. Цельс часто не только объясняет греческие термины, но и дает наиболее точные эквиваленты на латинском языке.
Гален составил специальный словарь к сочинениям Гиппократа и ввел в медицинскую терминологию названия ряда лекарственных форм и средств. Начиная с античности, медицинская терминология стала формироваться на двуязычной греко-латинской основе. Наиболее отчетливо греко-латинское двуязычие (билингвизм) проявляется в том, что в большинстве случаев одни и те же анатомические образования обозначаются в анатомической номенклатуре латинскими словами, а в клинической — греческими.
В греческую и римскую эпохи ветеринария развивалась в виде гиппиатрики (учения о лечении лошадей). Наиболее известными из греческихгиппиатров были Апсирт, Пелаганий и Гиерокл. Греческие гиппиатры, как и врачи, руководствовались в своей деятельности учением Гиппократа.
В средние века (VI-XIV) значительный вклад в развитие медицины внесли арабские ученые, в частности великий врач Востока Ибн Сина (Авиценна), капитальный труд которого «Канон медицинской науки» был переведен на латинский язык вXIIв. и пользовался большой популярностью в Западной Европе. Средневековая арабская медицина и химия оказывали значительное влияние на европейских ученых. В эту эпоху фармацевтическая терминология пополнилась арабскими словами:alcohol, elixir, sirupus и др. Большое внимание уделялось лечебным растениям, их распознаванию и описанию.
Новый расцвет и развитие естественных наук и медицины связаны с эпохой Возрождения (XIV—XVIвв.).
А. Везалий многое сделал для усовершенствования и уточнения латинских анатомических терминов. Большой вклад в развитие физиологии внес Вильям Гарвей, открывший кровообращение и написавший свой знаменитый трактат «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Вершиной искусственной классификации растений была система, разработанная Карлом Линнеем. До Линнея видырастений обозначались десятью и более латинскими словами. Линней ввел биноминальную номенклатуру, в соответствии с которой каждый вид определяется двумя латинскими названиями — родовым и видовым.
На протяжении большого исторического периода лечение больных людей и животных развивалось параллельным путем и профессионально не разграничивалось. С открытием ветеринарных школ, факультетов и институтов круг объектов изучения в области ветеринарной патологии значительно расширился. Наряду с гиппологией изучается патология домашних животных.
В XVIII—XIXвв. происходит становление ветеринарии как самостоятельной науки. В процессе развития ветеринарных наук сложилась ветеринарная терминология, состоящая в основном из анатомических, физиологических, паразитологических, микробиологических, вирусологических и некоторых технических терминов, характеризующих эволюцию, взаимоотношения и лечение животных организмов. Наряду со специальными ветеринарными дисциплинами успешно развивались и общебиологические. Созданы научные школы анатомов, физиологов, эпизоотологов, хирургов, терапевтов, фармакологов и др.
В процессе развития наук обогащается биологическая, медицинская и ветеринарная терминология, возникает необходимость в унификации терминов. С целью унификации терминов периодически собираются международные конгрессы ученых.
Благодаря латинскому языку биологическая, медицинская и ветеринарная терминологии стали международными, что в значительной степени облегчает связи между учеными всего мира.
Библиографический список:
1. Кондратьева, В.П. Латинский язык. Учебно-методический комплекс для студентов очно-заочной формы обучения по специализации «Микробиология» / В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. – Ульяновск: УГСХА, 2012. – 71с.
2. Дежаткина, С.В. Применение соевой окары в питании кур / С.В. Дежаткина, Н.В. Силова, В.В. Ахметов // Материалы V Международной научно-практической конференции: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. — Ульяновск ГСХА, 2013. — С. 34-37.
3. Шаронина Н.В. Лекарственные и ядовитые растения: учебное пособие для студентов специальности 111801.65 «Ветеринария» /Н.В. Шаронина, Н.А. Любин, С.В. Дежаткина, Н.К. Шишков. — Ульяновск: ГСХА. — 2015. – 144 с.
4. Дежаткина, С.В. Соеваяокара в питании кур /С.В. Дежаткина, Н.В. Силова //Материалы конференции: Наука в современных условиях: от идеи до внедрения. — 2013. – №. 1. — С. 60.
5. Кондратьева, В.Н. Учебно-методическое пособие при изучении фармакологии /В.П. Кондратьева, Н.В. Силова: учебное пособие для студентов специальности Ветеринария. Ульяновск: УГСХА. — 2011. – 102 с.
6. Шаронина, Н.В. Токсикологическая химия: учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности по специальности 111801.65 «Ветеринария»/ Н.В. Шаронина, Н.К. Шишков. – Ульяновск: ГСХА, 2015.- 94 с.
7. Шишков, Н.К. Физиотерапия: учебное пособие для студентов факультета ветеринарной медицины по специальности 111801.65 «Ветеринария»/ Н.К. Шишков, Н.В. Шаронина, А.З. Мухитов. – Ульяновск: ГСХА, 2015. — 124 с.
8. Силова, Н.В. Ветеринарная и клиническая фармакология. Токсикология. Разделы «Рецептура с технологией», «Общая фармакология»: учебно-методический комплекс/ В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. – Ульяновск: УГСХА им.
П.А. Столыпина, 2012 г. — 114 с.
9. Силова Н.В. Токсико-фармакологическая характеристика лерстила:
автореф. дис. …к.б.н.: 16.00.04 /Н.В. Силова.- Ульяновск, 2007. – 21 с.
10. Силова, Н.В. Стандартизация и контроль безопасности и качества лекарственных средств и кормов для животных: методические указания для студентов очного ветеринарного факультета специализация «Ветеринарно-санитарный эксперт»/ Д.А. Васильев, Н.В. Силова, Н.Г.Барт.- Ульяновск: УГСХА им. П.А.
Столыпина, 2012.-21с.
11. Силова, Н.В. Аллергизизирующие свойства лерстила/Н.В. Силова // Материалы II-ой Международной научно-практической конференции.: аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения. — Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. — С. 177-178.
12. Силова, Н.В. Методика контроля самостоятельной работы студентов при изучении клинической фармакологии/ Н.В. Силова Н.В., В.П. Кондратьева.// Материалы научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава академии: инновационные технологии в высшем профессиональном образовании. -Ульяновск, 2012. -С. 168-170.
13. Силова, Н.В. Учебно-методическое пособие по внеаудиторной работе при изучении фармакологии/ В.П. Кондратьева, Н.В. Силова. -Ульяновск: ГСХА, 2011.- 40 с.
14. Силова, Н.В. Изменения липидной активности печени при добавлении в рацион птиц соевой окары/ Н.В. Силова// Материалы VI Международной научно-практической конференции: Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения.- Ульяновск: ГСХА, — 2015. -С. 35-36.
15. Рахматуллин, Э.К. Ветеринарная и клиническая фармакология. Токсикология /Э.К. Рахматуллин, Н.В. Силова: учебно-методический комплекс для студентов специальности Ветеринария. Ульяновск: УГСХА. — 2010. – Ч.1. – 124 с.
16.Ермолаев В.А., Липатов А.М, Шишков Н.К. Способы введения лекарственных веществ различным видам животных. Методические указания.- Ульяновск, 1995.-14с.
Источник: scienceforum.ru