В истории русской литературы особое место занимает литература Серебряного века. В данной статье, которая поможет при подготовке к урокам литературы в старших классах, рассмотрим, что значит этот термин.
Определение
Серебряный век – это название периода в истории русской литературы, охватывающего конец XIX – начала XX вв.
Образное название дано по аналогии с термином «золотой век».
В широком смысле термин «Серебряный век» обозначает литературную обстановку конца XIX – начала XX вв. Если смотреть, что такое Серебряный век в узком понимании этого термина, то это литература писателей, принадлежавших к модернистским течениям.
Течения
Серебряный век тесно связан с теми литературными направлениями, которые появились в то время. Рубеж веков родил огромное количество поэтов.
К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.
Что такое СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК и как разобраться с ИЗМАМИ ? Имажинизм, футуризм, символизм, акмеизм
Символизм, имажинизм, акмеизм и футуризм – направления модернизма.
В соответствии с традициями символизма творили А. А. Блок, В. Я. Брюсов; имажинизма – раннее творчество С. А. Есенина, А. Б. Мариенгоф; акмеизма – А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам; футуризма – В. В. Маяковский, В. В. Хлебников.
Модернизм приходит на смену реализма, который еще продолжает развиваться в Серебряном веке (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький).
Модернизм предполагал выход за рамки реалистического направления. Писатели стали обращаться к вечным проблемам и мотивам, к библейским и фольклорным мотивам.
Каждое модернистское течение имело ряд отличительных черт.
Декаданс
В произведениях Серебряного века часто отражались проблемы обреченности и неминуемости конца века. Это говорит о таком понятии, как декаданс. Писатели в своих работах демонстрировали настроение тревоги и одиночества, ощущалась надвигающаяся катастрофа.
Что мы узнали?
Серебряный век – период в истории русской литературы, охватывающий конец XIX – начала XX вв. Данный термин связан с модернистскими литературными направлениями, которые выходили за рамки реалистического направления: символизм (А. А. Блок, В. Я. Брюсов), имажинизм (ранний С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф), акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам), футуризм (В.
В. Маяковский, В. В. Хлебников). Данные литературные течения имели отличительные черты. Все они сосуществуют с реализмом (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький). Серебряный век также связан с понятием декаданса (проблемы обреченности и неминуемости конца века, настроение тревоги и одиночества, надвигающейся катастрофы).
Источник: obrazovaka.ru
Серебряный век, как различать поэзию модернизма | Символизм, Акмеизм, Футуризм
Что такое серебряный век в русской культуре?
«Серебряный век» — непродолжительный, но очень яркий и значимый период в истории русской литературы. Как же появилось такое метафоричное название? Первое упоминание принадлежит литератору Глебу Мараеву, о котором практически ничего не известно.
В начале XX века вышла брошюра с подписью автора, в ней были такие строки: «Пушкин — золото; символизм — серебро; современье — тускломедная Вседурь». После этого сравнения другие писатели постепенно привносили свои метаморфозы в термин. Со временем понятие становилось привычнее и стало чаще употребляться.
История возникновения
Период Серебряного века — это рубеж XIX-XX веков. Большие споры возникают при установлении временных границ периода. Многие считают, что началом был 1880-1890г. , а конец — в 1920-х. Вот более подробное описание начала этого периода.
Почему возник серебряный век? В это время не только в России, но и во всем мире были сделаны величайшие открытия. Это дало мощный толчок к расцвету во всех сферах, в том числе и в искусстве. Более подробный ответ на этот вопрос изложен в эссе.
Понятие «Серебряный век»— это не только период времени, или новые литературные течения. Этот термин описывает образ мышления и особенную атмосферу, возникшую во времена интеллектуального расцвета в России.
Основные черты и особенности
Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:
- Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
- Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
- Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
- Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
- В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.
Направления и течения
В литературе складываются новые течения. Здесь мы разберем только основные: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество серебряного века воплотилось в этих формах в наибольшей степени.
Символизм
Символисты наполняли свою тексты смыслом, доступным только художнику, тайными истинами и интуитивными описаниями. Символисты серебряного века открыто выражали неприязнь к буржуазии и мещанству. Чаще всего они высказывались против войны и других насильственных акций. Главными ценностями были провозглашены свобода личности и ценность внутреннего мира.
Основными темами для размышлений были любовь, смерть, страдание. В целом повествование имело больше пессимистичный оттенок.
Примеры работ символистов:
- «Незнакомка» А. Блока;
- «Ночь, улица, фонарь, аптека» А. Блока;
- «О, я хочу безумно жить!» А. Блока;
- «Скифы» А. Блока;
- «Снег», И. Анненского.
Акмеизм
В 1910 году символизм сменил акмеизм. Направление отличалось трезвым взглядом на жизнь, крайней аполитичностью, тщательно избегалось описание общественных проблем. Авторы пытались наделять своих героев меньшей эмоциональностью, и вводить больше конкретики.
Эти стихи уже более понятны и предметны, в них нет религиозного или эзотерического восторга откровения. Если акмеисты описывали любовь, то там так и было сказано, а вот символисты тщательно скрывали подлинный смысл своих произведений и были более манерными.
Вот примеры акмеизма:
- «Сжала руки…» А. Ахматовой;
- «Конквистадор» Н. Гумилева;
- «Капитаны» Н. Гумилева;
- «Реквием» А. Ахматовой;
- «Песня о последней встрече» А. Ахматовой.
Футуризм
Следом начал активно развиваться футуризм. Писатели прибегали в метафоричным описаниям, слова все чаще приобретали не только прямое, но и переносное значение. Отрицались старые нормы и уклады, предыдущий художественный опыт полностью игнорировался. Присутствовала некая агрессия, были свойственны идеи насильственного переустройства мира.
Вот примеры футуризма:
- «Нате» В. Маяковского;
- «Облако в штанах» В. Маяковского;
- «Лиличка» В. Маяковского;
- «Прозаседавшиеся» В. Маяковского;
- «О дряни» В. Маяковского.
Основные представители и родоначальники
Самым ярким представителем символизма в России считается Валерий Брюсов. Вдохновленный французскими символистами, он сделал огромный вклад в развитие стиля и воодушевил много последователей. Одним из таких стал Александр Блок. Есть и другие не менее значимые, но менее известные авторы — Андрей Белый, Леонид Андреев, Фёдор Сологуб.
Николай Гумелёв — основатель акмеизма, в историю вошел прежде всего, как поэт. Красота слов и отменный эстетический вкус стали основой для творчества. Анна Ахматова и Осип Мандельштам тоже творили в этом стиле. Их стихи характеризуются предельной ясностью и лаконичностью.
Родоначальником российского футуризма принято считать Велимира Хлебникова, который придумал особенное название для этого стиля —«будетлянство». Футуристам свойственно было придумывать новые слова и использовать нецензурную лексику. Среди поэтов-футуристов родилось творчество Владимира Маяковского. Перечислять авторов, которые появились в это плодотворное время, можно до бесконечности: Есенин, Бунин, Бальмонт, Цветаева, Пастернак и многие другие. Вот список основных представителей серебряного века.
Как узнать результаты ЕГЭ по паспортным данным?
Подтекст в литературе: что это такое?
Когда будут известны результаты ЕГЭ в 2019 году, и какие из них уже известны?
Источник: litrekon.ru
Серебряный век русской литературы
Серебряный век русской литературы… Так принято называть период в истории русской поэзии, который приходится на начало ХХ столетия.
Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира. Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах, а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века. Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано? С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование. Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление. Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы.
Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов. Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию.
Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения.
Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.
В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм. Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей.
В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи — как христианское учение.
Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни.
Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности.
Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы.
Авторы пытались освободить ее от содержания.
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением.
Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.
Видео: Серебряный век русской культуры
ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей.
Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой.
После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа.
Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам.
Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечественной литературы яркими и запоминающимися произведениями.
https://archvs.org/Silver_age_of_Russian_literature.htm» target=»_blank»]archvs.org[/mask_link]