Краткое описание: Лунница. Частичное или полное чернение. На Древней Руси было принято дарить подвеску дочерям, еще в совсем юном возрасте. Считалось, что так девочка обретала защиту сильного покровителя – богини М. Подробнее
Лунница. Частичное или полное чернение.
На Древней Руси было принято дарить подвеску дочерям, еще в совсем юном возрасте. Считалось, что так девочка обретала защиту сильного покровителя – богини Мары, которая уберегала ее от негативных влияний темных сил, формируя счастливое будущее.
Оберег защищал хозяйку от развития многих женских болезней. Лунница даровала покой и гармонию, особую привлекательность и способность чувствовать своего мужчину.
Издревле считалось, что амулет оберегает не только свою обладательницу, но и дом, его жителей, наполняя его уютом, теплом, спокойствием.
Цена: 2000
Вес: 7 гр.
Серебряная Лунница с хризолитами — лучший женский оберег!
Доставка: 300 рублей
Отправление: 1 классом наложенным платежом
Источник: serebro-stal.ru
Древние амулеты-лунницы — классификация и типология оберегов (фото)
Женщина в уборе с гроздевидными наушниками, лунницами и щитовидными подвесками, конец X – начало XI в. По материалам кладов из Гнёздово под Смоленском.
Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора. При всем разнообразии форм и техники исполнения неизменным остается их общее сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало.
Серебряная лунница со сканью и зернью, X–XI вв.
Производство лунниц уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Первые трехрогие лунницы известны уже в памятниках бронзового века. В античный период появляются золотые серповидные лунницы, украшенные сканным декором. В позднеримское время форма полумесяца широко распространена у народов Европы и Передней Азии.
С территории Восточной Европы происходят ранние черняховские лунницы. Эмалевые лунницы характерны для поднепровских ерриторий и принадлежат киевской культуре.
Со второй половины IX в. лунницы появляются в культуре восточных славян и существуют вплоть до XIII в. Как и древнерусские нательные кресты на территории Древней Руси лунницы получают распространение уже в X–XI вв. и в XII–XIII вв. становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы чисто славянским украшением нельзя. Появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII – начале VIII в. комплекса филигранно-зерненых женских украшений в связи с первой волной византийского влияния. Лучшие образцы лунниц – серебряные штампованные, украшенные настоящей зернью, которые известны по кладам X–XI вв. В подражание им из бронзы и оловянисто-свинцовых сплавов отливались лунницы с узором, копировавшим зернь. Носили лунницы в основном в качестве подвесок к богато украшенным ожерельям вместе с височными украшениями .
СЛАВЯНСКИЙ оберег ЛУННИЦА. Lunula. Что значит луна для женщины? | Сказочная книга ведьмы
Заключенные в круг или замкнутые лунницы.
К XII в. относятся шейные украшения, в состав которых могли входить более десяти различных древнерусских оберегов подвесок-лунниц . В 1914 г. была опубликована первая классификация лунниц, разработанная Верой Владимировной Гольмстен. В основу ее классификации положено соотношение длины средней горизонтальной линии к расстоянию между рогами. Согласно данной классификации, лунницы делятся на широкорогие и узкорогие, а по технике изготовления – на штампованно-филигранные и литые. Серебряные широкорогие лунницы филигранно-зернёной работы, известные нам по вещевым кладам и отдельным богатым погребениям местной феодальной знати, являются продукцией русских городских ювелиров X–XI вв.
Обереги лунницы с крестом.
Крестовключенные амулеты лунницы.
Широкорогие литые лунницы стали входить в употребление в конце X – начале XI в. (датированы по монетам,
найденным вместе с ними в погребениях и кладах).
Миниатюрные амулеты лунницы.
Для узкорогих лунниц характерны растительный орнамент в виде двух ветвей, расходящихся в разные стороны, и геометрический рисунок из рельефных линий и шариков псевдозерни. В XI–XII вв. широкорогие лунницы вытесняются
новыми типами – остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключенными и др., имеющими прямые византийские прототипы, восходящие, в свою очередь, к римским лунницам III–IV вв.
Узкорогие лунницы-обереги.
Кроме вышеописанных широко распространенных на Руси типов лунниц, в памятниках XI—XII вв. представлены также литые миниатюрные лунницы, среди которых иногда бывает трудно отделить узкорогие от широкорогих.
Круторогие лунницы-амулеты.
Обзор амулетов данной группы закончим описанием лунниц своеобразной формы – так называемых замкнутокрещатых (лунница с крестом). Многие исследователи склонны относить данный вид подвесок к явлению двоеверия, сложившемуся в Древней Руси в X в. одновременно с принятием христианства и в некоторых регионах продолжающегося до наших дней.
Древни обереги — прорезные лунницы.
Существует также мнение, что данный вид привесок, как и все лунницы, изначально связаны с Римской империей, с народами католических стран, где они воспринимались как оберег и христианский символ Девы Марии.
Древние амулеты — лунницы с зооморфными окончаниями.
Как у узкорогих, так и у широкорогих лунниц существует также дробное деление в каждом типе. Лунницы делятся на:
– прорезные – широкорогие обычно отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы, а узкорогие – ажурным узором.
– с зооморфными или иными окончаниями.
Древнерусские обереги — широкорогие лунницы.
Древнерусские амулеты — Широкорогие лунницы.
Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство известных нам литых широкорогих и узкорогих лунниц происходит из погребальных памятников, оставленных сельским населением Древней Руси.
Широкорогие лунницы с различными включениями.
Поэтому вполне естественно предположить, что эти украшения, как и многие другие, изготовлялись в основном деревенскими литейщиками. Во всяком случае, в женском металлическом уборе рядового сельского населения северо-запада и северо-востока Руси на протяжении XI–XII столетий преобладали дешевые литые широкорогие и узкорогие лунницы, которые являлись продукцией местных деревенских мастеров ювелиров.
Художественную реконструкцию древнерусского женского костюма, показывающую, как носились лунницы, можно увидеть в материале «Древнерусский женский ювелирный головной убор XI — XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова» .
Какие амулеты помимо лунниц использовали древние славяне в повседневной жизни и при ритуалах, можно узнать в статье «Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков» .
Что такое височные украшения, как они выглядели и каким образом использовались, рассказывается в статье «Височные украшения древних славян — хронология, типология, символика» .
Какие кресты носили в Древней Руси и чем они отличались от современных увлекательно описывается в материале «Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков» .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник: kulturologia.ru
Лунные артефакты и лунницы
Лунница – один из самых известных и распространенных оберегов-амулетов, существовавших в культуре человечества тысячи лет. И при всем разнообразии материалов, форм и техник исполнения лунниц у них есть нечто общее – сходство с луной, полумесяцем, означающее приверженность к лунному культу и веру в связь Луны с плодородием и ростом (иногда – с женским началом).
Как мы уже разбирались, производство лунниц началось несколько тысячелетий назад. Похожие на луну артефакты находили в захоронениях бронзового века, а привычные по форме серповидные полумесяцы из драгоценных металлов появились в античном мире. В позднеримское время форма полумесяца была широко распространена у народов Европы и Передней Азии.
Византийский тип лунницы
С IX века лунные артефакты появляются в культуре восточных славян. Некоторые ученые связывают появление лунниц, как это ни странно, с приходом христианства. И этому есть причины.
Так, серебряный полумесяц часто рисуют у ног Богородицы. Откроем «Откровения» Иоанна Богослова, 12 главу: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».
На множестве древнерусских икон с Богородицей до сих пор есть символы Луны, а на маковках православных церквей все еще размещают полумесяц под крестом.
В итоге подобно древнерусским нательным крестам, лунницы получают распространение на землях Древней Руси в X–XI веках и в XII–XIII веках становятся наиболее популярными среди украшений деревенского населения, хотя, как показали последние исследования, считать лунницы исключительно православным украшением нельзя.
Например, появление двурогих лунниц связано с проникновением в славянскую среду в конце VII века (еще до Крещения Руси, то есть в языческие времена) комплекса зерненых женских украшений родом из Византии. Лучшие образцы лунниц того времени – серебряные, штампованные, украшенные зернью, были найдены в кладах X–XI веков. В подражание таким серебряным украшениям из бронзы и оловянно-свинцовых сплавов отливались подобные лунницы, узор которых копировал зернение.
Зерненые серебряные лунницы. Государственный исторический музей
Что касается способа носки лунниц, то славянские женщины их пришивали как подвески к ожерельям или использовали как с височные украшения. К XII веку, например, относятся шейные украшения, в состав которых могли входить более десяти различных подвесок-лунниц.
Классификация славянских лунниц
Разделены на особые группы-классы лунные обереги были еще в 1914 году. Тогда Вера Владимировна Гольмстен (археолог и педагог, 1880-1942 гг) разработала первую классификацию лунниц на основе коллекции лунниц Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III. Что интересно, часть лунниц нашел псковский купец Федор Плюшкин, о сокровищах которого можно почитать в газете «Вестник МДРЕГИОН» за ноябрь 2017 года.
Вернемся ко классификации. В основу ее легло соотношение длины средней горизонтальной линии лунницы (на рисунке ниже — А-Б) к расстоянию между рогами (В-Г).
Таким образом лунницы были условно разделены на:
- Широкорогие (соотношение 4:3);
- Остророгие (4:2);
- Круторогие (4:1).
Лунницам других форм Гольмстен дала следующие названия: замкнутые, включенные, серповидные, тупорогие.
По размеру Вера Владимировна выделяла большие лунницы (4-6 см), средние (2,5-4 см) и малые (1-2,5 см). По технике изготовления – штампованно-филигранные и литые.
Классификация лунниц по Гольстен
Обзор классов лунниц, пожалуй, стоит начать с описания артефактов своеобразной формы – так называемых крестовключенных лунниц (лунниц с крестом). Вот это как раз и были лунницы, возникшие на стыке язычества и христианства. Исследователи склонны относить этот вид подвесок к явлению двоеверия, сложившемуся в Древней Руси в X веке одновременно с принятием христианства.
Широкорогие литые лунницы – более поздние, они стали входить в употребление в начале XI века (их датировали по монетам, найденным вместе с ними в погребениях и кладах). А вот узкорогие лунницы боле ранние.
Как у узкорогих, так и у широкорогих лунниц существует также дробное деление в каждом типе.
Лунницы делятся на:
- Прорезные (широкорогие обычно отличаются дугообразным вырезом на поле лунницы, а узкорогие – ажурным узором);
- С зооморфными или иными окончаниями.
Однако в XII веке оба этих типа были вытеснены новыми: остророгими, круторогими, замкнутыми, крестовключенными и другими, имеющими прямые византийские прототипы, восходящие, в свою очередь, к римским лунницам III–IV вв.
Хронология лунниц на территории Европы и европейской части России (Каргопольцев-Бажан). См. ниже.
Когда же лунницы перестали быть в моде?
Это произошло не сразу, процесс длился многие века, начиная с XIII века. Именно с этого времени в кладах и захоронениях пропадают лунницы или их становится ощутимо меньше. С чем это связано, точно сказать нельзя: кто-то называет исчезновение лунниц с монголо-татарским нашествием и установления Ига на Руси, кто-то приходит к выводу, что с укреплением христианства исчезает символика язычества и двоеверия.
Однако совсем до конца лунницы не исчезли: символы луны перешли в иное качество и стали появляться как мотивы в вышивке, кружеве. Ближе к XX веку и глобальному увлечению спиритизмом в моду вошли различные «мистические» аксессуары, в том числе появились и «лунарные артефакты» — лунницы.
Брошь-полумесяц, начало XX века.
Их снова забыли на период СССР, однако после распада советского государства и смены идеологии лунницы в России опять вышли на сцену. На этот раз их появление связано с неоязычеством, а также со стремлением «вернуться к истокам». И, конечно, с небывалым расцветом хенд-мейда – украшений, которые делают вручную.
Что касается полей и иных мест для успешного копа, лунницы были распространены повсеместно. Однако более дорогие и красивые находятся чаще всего в южных регионах России и в Крыму. На подавляющем большинстве остальных территорий лунницы – простая металлопластика и в очень редких случаях серебро.
Источник: www.mdregion.ru