Эрмитаж. Гробница благоверного князя Александра Невского.
Хорошо доступна для обозрения Большая рака, изготовленная в 1747—1752 годах придворным художником Георгом Кристофом Гроотом.
Оф. история изготовления раки «Эскизы для барельефов, украшавших стенки конструкции, выполнил Якоб Штелин. Официальным руководителем работ был назначен советник монетной канцелярии Иван Андреевич Шлятер. Оговаривалась возможность приглашения ростовских мастеров, чеканщиков из Москвы, мастеров-литейщиков с Санкт-Петербургского монетного двора, а также других потребных мастеров иноземцев. За их работой должен был наблюдать Захарий Дейхман, петербургский серебряных дел мастер.
На изготовление изделия было запрошено 90 пудов (1500 кг) серебра 82 пробы, выплавленного на Петербургском монетном дворе. В 1748 г., когда модель была закончена, выяснилось, что многие уже изготовленные серебряные детали не годятся, и требуются другие модели. Чертежи для новой конструкции выполнили Гроот, Шлягер и резчик Мартелли, который изготовил вторую модель.
РПЦ хочет забрать из Эрмитажа серебряную раку Александра Невского | Евгений Понасенков
Помогал ему мастер от канцелярии от строений Иоганн Франц Дункер. В 1749 г. началось изготовление серебряных деталей новой раки. В 1750 г. на работу было выделено серебро с Колыванских заводов. Коллективу сотрудников пришлось преодолеть немало трудностей в процессе создания уникального сооружения. Некоторые детали переделывались, другие очищались от патины.
При установке пирамиды выяснилось, что стихотворная надпись не видна, чего ради императрица указала приделать две фигуры ангелов со щитами, на которых нанести надпись, „дабы она от всякого видна была“. Поэтому в 1753 г. были дополнительно отлиты фигуры ангелов со щитами в руках по модели Альберто и Джанбатиста Джани. Каждый из ангелов весил 10 пудов 36 фунтов»
вот так вот, сплошь «русские» мастера. Хотели пригласить московских да ростовских чеканщиков и литейщиков, да обошлись.
на что же потратили 1500 кг серебра в порыве трепетной любви к православному воину заморские воители? посмотрим с доступных простому зрителей позиций:
в центре правого изображения видим человека с пышной короной на голове, большим мечом, восседающего на коне. Очевидно так художник изобразил Александра.
Однако, с кем сражается благоверный князь?! его противники в чалмах и халатах. Александр с соратниками громит этих людей, опрокидывая их в реку. У соратников Александра знамена, а на знаменах… кресты Тевтонского ордена!
Тонущие пытаются спастись, в том числе хватаясь за ветви с листьями на пне.
Перед нами явно не апрель на Чудском озере и льдины.
Плывущие люди без чалмы обриты наголо, как казаки.
На голове Александра корона в стиле европейских Романовых постпетровского созыва.
Лица людей в чалмах вполне себе со славянскими чертами. Это не индусы, арабы или татары.
Что такое рак? | Бессмертные клетки HeLa | Просто об онкологии
На среднем полотне видим того же персонажа- «Александра Невского»
Он в позе победителя в городе с Византийской символикой рождества Христова. Видим Вифлиемскую звезду и затмленное ею Солнце «полумесяц».
Слева полунагие люди славянской внешности на коленях в покорной позе. Один из них положил лук и стрелы на землю. Видимо это символ плененного или порабощенного воина.
Позади группы рабов старцы. Их действия с чашей непонятны. Возможно разжигают благоухания в жертву. Позади них Пирамида! из за которой смотрит старец. Можно предположить это гробница древних царей, и иносказетельный взгляд почивших царей из прошлого на сие действо.
Справа от Александра старик в мантии с горностаевыми хвостиками (именно так она обычно изображается), но босой. старик без короны, однако волосы и борода особым образом уложены. Возможно это царь покоренной страны. Деревья южные.
Правая композиция показывает нам того же Александра в европейско-романовской короне, преследующего царя в зубчатой короне. Крестоносцы Александра гонят воинов в шляпах с перьями. возможно это литовцы. Среди них есть и человек в чалме.
вдали слева видим бегущую пехоту неизвестного царя. царь и его ближайшие конники в кирасах.
Большая рака вызывает множество вопросов6
-так кто такой Александр?
— кто его крестоносные вины?
— над кем одержал победу?
— Кем он был для немецких ваятелей своего надгробья?
— в каком году происходила битва Александра и с кем если есть интересная версия Игоря Грека о появлении лошади в Европе?
Источник: altrealnost.livejournal.com
Рака Александра Невского
Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты… Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.
Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского – вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.
Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский – один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и память которого она и сооружена. По журналу Государя Петра Великого значится, что основание Александро-Невскому монастырю было положено в 1710 году, когда «Государь, осматривая места, где быть строениям… на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори». Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место (где сейчас находится Лавра) называлось Виктори по каким-то другим причинам.
Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с этим местом историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким образом, основание Александро-Невскому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов, подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.
В мае 1723 года, будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда».
Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 год) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя.
Когда строительство Александро-Невского монастыря только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем и возводившегося Санкт-Петербурга.
Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками – это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.
Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июня 1723 года был составлен маршрут и определено: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин – один из последних представителей этого дворцового чина.
В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот.
Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 году, этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского мира между Россией и Швецией. В июле 1724 года во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали ковчегу артиллерийскими залпами.
От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга.
Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр Великий. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен «Ботик» Петра I, на берегу расставлены были военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александро-Невский монастырь.
В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга – Екатерина I.
В 1752 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой, которая была сделана из первого серебра, выплавленного при ее державе на Колыванских рудниках.
Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 году, располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга.
Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:
Святой и храбрый князь здесь телом почивает:
Но духом от небес на град сей призирает,
И на брега, где он противных побеждал,
И где невидимо ПЕТРУ способствовал.
Являя дщерь Его усердие святое,
Сему защитнику воздвигла раку в честь
От первого сребра, что недро ей земное
Открыло, как на трон благоволила сесть.
К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.
Благоверному и Великому
защитнику, презревшему прещение мучителя
Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.
В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».
Источник: agesmystery.ru
Где справедливость? Эрмитаж и РПЦ ищут компромисс в споре вокруг раки Александра Невского.
Кому принадлежит рака для мощей Александра Невского и у кого на нее больше прав – у Эрмитажа или у Александро-Невской Лавры? Церковь и музей конкурируют за право обладания мемориальным комплексом уже давно. С новой силой споры вокруг дорогостоящего религиозного объекта вспыхнули накануне празднования 800-летия святого князя. Подробнее – в материале konkir.ru.
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. Здесь удивительным образом сочетаются многочисленные памятники разных эпох. Одним из главных символов города, где особенно прослеживается связь времен, является Государственный Эрмитаж. В музее собрано порядка трех миллионов экспонатов со всего мира: живопись, скульптура, археологические находки и многое другое.
Но есть один экспонат, который давно не дает покоя религиозной общественности. Это серебряная рака князя Александра Невского.
Рака представляет собой уникальный барочный мемориальный комплекс из серебра весом 1,5 тонны. Изготовить саркофаг для хранения и почитания мощей князя Александра Невского повелела императрица Елизавета Петровна.
Изначально рака с мощами святого князя хранилась в Троицком соборе Александро-Невской Лавры и была доступна верующим для поклонения. Однако в 1922 году после Октябрьской революции большевики попытались осквернить святыню, — переплавить ее и продать серебро. Поскольку рака представляет собой настоящее произведение искусства, ее удалось перевезти в Государственный Эрмитаж. Оттуда она так и не вернулась на свое историческое место.
Сегодня вопрос о возвращении раки в Александро-Невскую Лавру как никогда актуален. В этом году отмечается 800-летие князя Александра Невского, прославленного в лике святых и особо почитаемого во православном мире. Для верующих людей рака — это не просто памятник искусства или музейный экспонат, это святыня, которая имеет свое особое предназначение.
«Конечно, рака должна быть к юбилею 800-летия празднования памяти святого благоверного великого князя Александра Невского возвращена на свое историческое место в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. И если сегодня наш народ, церковь и государство признают святого благоверного князя Александра Невского национальным героем России, то нашим патриотическим и нравственным долгом почитания великого князя является возвращение раки, созданной для его мощей, в Александро-Невскую Лавру»,- объясняет стремление верующих церковный историк, публицист и общественный деятель Николай Симаков.
В том, что рака должна находиться в Лавре убежден и кандидат исторических наук Евгений Юркевич. Историк настаивает на том, что религиозный объект следует использовать по прямому назначению: «Считаю, что рака должна быть возвращена в Лавру и в ней вновь должны храниться мощи Св. Александра Невского. Да, в свое время Эрмитаж спас раку от уничтожения, спасибо им!
Но теперь настало время вернуть раку в храм. В Эрмитаже она стоит просто как экспонат, а должна использоваться по прямому назначению в храме».
Между тем, руководство РПЦ, похоже, не так радикально в вопросе возвращения раки и готово принять от Эрмитажа не подлинник, а точную копию религиозного объекта. Ранее об этом заявлял наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий: «Конечно, если не найдется у нас какого-то компромисса, чтобы эта рака вернулась в Александро-Невскую лавру, то, может быть, я не знаю, это уже не в моей компетенции, может быть, тогда будет возможность изготовить действительно настоящую копию. Но копию не посеребренную из пластмассы, а копию настоящую. Только в таком случае я как наместник и братия, только в таком случае, наверное, мы можем согласиться на этот компромисс». /цитата по Интерфакс/.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский еще в 2013 году говорил, что музей и рад бы сделать для церкви реплику надгробия, но у него нет на это 330 млн рублей и предложил священнослужителям организовать сбор средств на эти цели. Деньги в итоге собраны не были.
Нежелание Эрмитажа возвращать мемориальный комплекс Лавре тоже можно понять. Если бы сотрудники музея не спасли раку в советские времена, причем, дважды. То этой раки не было бы сейчас в принципе. «Спасти ее было не просто, — рассказывал директор Эрмитажа Михаил Пиотровской в интервью Российской газете. — Первые лица музея при этом рисковали своими жизнями и свободой».
Для спасения этого мемориального комплекса Эрмитаж «откупился» частью своей коллекции, — взамен раки были уничтожены многие музейные вещи. Поэтому музейщики считают, что рака должна остаться в Эрмитаже.
«Было бы странно Эрмитажу, спасшему раку от уничтожения, переплавки ее в советское время, соглашаться оставить себе лишь копию. Конечно, мы считаем, что рака как памятник ювелирного искусства, русской истории и культуры, должна остаться в музее. А копию, изготовив, можно передать церкви, чтобы она украшала мощи св. Александра Невского. Серебряное украшение раки — музейная вещь.
И потому что изготовлено из первого русского серебра. И потому что это настоящий культурный шедевр раннего русского ювелирного искусства. И именно в этом качестве была спасен музейщиками Эрмитажа». /из интервью Михаила Пиотровского «РГ»/.
Православные почитатели святого князя Александра Невского настаивают на своем и, как будто, абстрагировавшись от финансовой стороны вопроса. Для них местонахождение всего мемориального комплекса — дело принципа. Все же он создавался для мощей небесного защитника Санкт-Петербурга – князя Александра Невского.
«Мое личное мнение, как священника и просто человека – императрица Елизавета Петровна создавала эту раку именно в дар для конкретного святого, для конкретного монастыря. Поэтому, тут даже не должно возникать вопроса «нужно или не нужно передавать раку в Александро-Невскую Лавру».
Любой православный человек и, тем более, священник, понимает всю сакральность и значимость этой раки и будет только за то, чтобы любой человек мог прийти в Александро-Невскую Лавру и увидеть эту красоту. Понимать, что для святого человека императрица сделала одну из самых дорогих вещей, драгоценную раку для нашего небесного защитника – Александра Невского. Мы с вами знаем множество других святых, у которых есть красивые раки для мощей, в драгоценных камнях, металлах, но красота этого изделия несопоставима, наверное, ни с чем. Конечно, музей можно понять, что они хотят оставить раку себе, но все-таки должна быть справедливость и необходимо вернуть ее в Александро-Невскую Лавру, тем более в такой знаменательный год», — считает настоятель храма Св. благоверного вел. князя Александра Невского в Усть-Ижоре иерей Сергий Боднарчук.
В настоящее время часть мемориального комплекса (надгробие) находится на реставрации. Процедура займет еще несколько лет. Останется ли мемориал в коллекции Государственного Эрмитажа или все-таки мнение общественности будет услышано, и раку вернут на ее историческое место — покажет время. Но очевидно одно — пока рака будет музейным экспонатом, споры о ее местонахождении не закончатся.
Источник: konkir.ru