Что такое серебряная скань

Скань получается путем скручивания двух и больше серебряных нитей. Вы будете заготавливать скань из проволоки сечением 0,3 и 0,35 мм. Сучение осуществляется при помощи ка-кого-нибудь вращающегося механизма, например мотора с цангом или малооборотистой дрели.

Порядок работы: подготовка проволоки; подготовка мотора к работе; изготовление специального крючка;.
сучение проволоки до обрыва;.
промежуточный отжиг; повторное сучение проволоки до обрыва;.
прокатка скани в валках; отжиг.

Вам понадобится мотор с за-жимом-цангом, в котором вы закрепите специальный крючок. Его можно сделать из неотож-женной серебряной проволоки сечением 1,2 мм. Если жалко, то из какой-либо другой, но не слишком мягкой проволоки (рис. 42, в, г). Понадобятся также флацанги.

Освободите отожженную проволоку (например, сечением 0,35 мм) от биндры, отмотайте примерно два метра (если эту работу выполнять вдвоем, то отрезок может быть большим в зависимости уже от свободного места в помещении), сложите пополам и накиньте петлей на крючок, зажатый цангом мотора (дрели). Теперь, крепко зажав большим и указательным пальцами, выровняйте проволоку, двигаясь от крючка к краям нитей.

Галилео. Скань

Края захватите флацангами и отследите натяжение. Оно должно быть не слишком сильным, но и не слабым. Не допускайте провисания. Проволока должна находиться соосно цангу мотора.

Приводите мотор в движение и быстро фиксируйте пальцами проволоку в основании у крючка, на который наброшена проволока (только ни в коем случае не сдавливайте ее пальцами, этим вы помешаете процессу сучения). Фиксация при сучении важна для того, чтобы в случае обрыва проволоки в произвольном месте вы успели быстро оторвать ее от крючка.

Если отрезок для сучения длинный, то необходима такая фиксация и посередине. Еще раз отрегулируйте натяжение. В ходе сучения длина проволоки будет уменьшаться. Когда вы это почувствуете, не препятствуйте, а слегка подайте, чтобы не усилилось натяжение, но не допускайте провисания (и то, и другое препятствует равномерному сучению и ведет к быстрому обрыву).

Сучение проволоки ведется до обрыва, который происходит, как правило, в основании, у крючка. Если вы неправильно отожгли проволоку, недостаточно выровняли перед сучением или не отследили натяжение по его ходу, может случиться, что обрыв произойдет в другом месте, а остаток проволоки, если вы его не успеете оторвать от крючка в основании, будет продолжать вращаться, наматываясь на цанг мотора.

В этом случае немедленно выключайте мотор, освободите его от проволоки, стараясь исключить новые обрывы. Потом отложите ее и продолжайте сучить следующий отрезок с учетом приобретенного опыта. Продолжайте так, пока не кончится проволока этого сечения. После этого аккуратно скрутите в плотное кольцо все сканые отрезки, обмотайте биндрой и снова тщательно и равномерно отожгите.

Затем разберите отрезки и продолжайте сучить до обрыва, закрепляя проволоку уже другим образом: обвяжите крючок, фиксируя один край дву-мя-тремя турами вокруг основной нити скани. Хорошей скань будет только тогда, когда на ощупь вы не почувствуете ребристости, когда каждая проволочка в скани ляжет почти перпендикулярно ее общей линии.

Читайте также:
Повязки от пролежней с серебром отзывы

Серебряная Сюльгама или пуговица застежка 13 века Обзор Зернь скань и чернь 3 технологии прошлого

При несоблюдении режима сучения может потребоваться дополнительный отжиг и сучение в третий раз. Не поленитесь это сделать, если потребуется. Важен ведь конечный результат, а качество скани скажется на качестве будущей работы.

Готовую скань следует прокатать в вальцах не отжигая, так как, став после отжига мягкой, она будет более подвержена механическому воздействию, какие окажут на нее валки. В скани важно, чтобы образовавшееся зерно (рубчики по краям ленты) было после прокатки мелким. Мягкая же скань под усилием валков вытянется более в длину и тем самым даст более крупное зерно.

Скань, заготовленную из проволоки сечением 0,35 мм, надо прокатать до получения ленты шириной (включая рубчики!) 1,2 мм, а из скани 0,3 мм —.

Таким образом, для изготовления плоских наборов, колец и перстней у вас имеется круглая гладь сечением 1,2 и плоская гладь и скань шириной 1,2 мм, а для изготовления элементов верхнего набора и изделий по разверткам — гладь и скань сечением 0,9 мм.

Готовую проволоку разложите по пакетикам или коробочкам, надписав название проволоки, ее назначение и параметры.

Опилки, брак и различные отходы, получившиеся во время работы, отложите отдельно. Они пригодятся вам при изготовлении корнеров, а также для следующей плавки.

Когда проволока подготовлена, трудно побороть в себе желание немедленно начать делать какое-нибудь украшение. Но без знаний основ композиции, технологических особенностей построения филигранного узора вам не обойтись.

Источник: juwelir.info

За сканью скань

Свое название село Красное, расположенное в 32 километрах от Костромы, по старой русской традиции ведет от «красивого» — уж очень живописные тут места. Правда, в первую очередь поражают дороги, вернее, их отсутствие. По ювелирному центру страны, где перерабатывается до двадцати тонн золота в год, не то что проехать — пройти невозможно. Смотришь все время под ноги, даже на витрины толком внимания не обращаешь — а ведь здесь на каждом шагу вывески: «Драгоценные камни», «Серебро России», «Золотов».

Два раза в день мимо этих магазинов тянутся колонны корпоративных автобусов — в Красном и его окрестностях около трехсот ювелирных предприятий, людей не хватает, сотрудников возят из Костромы. Особо впечатляет вереница из двух дюжин белоснежных «Мерседесов», величественно ползущих — нестись они по понятным причинам не могут — мимо деревенских изб. Наверное, у бездорожья здесь свой резон: попробуй, ограбь какой-нибудь завод с бриллиантами, если с места преступления не скроешься — разве что по воздуху. Впрочем, Костромская область вообще славится «непроходимостью». Все-таки Иван Сусанин родом отсюда.

Что до изящного ремесла, то им в окрестностях села на Волге занимались издревле. В пяти километрах отсюда археологи открыли так называемое Дурасовское городище — остатки финно-угорского поселения рубежа IX–X веков. Ни одного орудия, связанного с земледелием, обнаружено не было, зато исследователи нашли ювелирные инструменты и украшения.

Читайте также:
3 копейки серебром описание

То есть уже тысячу лет назад здесь работали на том же поприще, что и сегодня. Правда, древние мастера к красноселам отношение имели опосредованное. Первое упоминание о Красном датируется «лишь» 1569 годом. А уже в конце XVI столетия на этом месте возводят Богоявленскую церковь — великолепный шатровый храм. Стоит он и сегодня, кстати, на Красной площади — есть тут такая.

Вплоть до XIX века жители занимались в основном разведением лошадей — село было государевым, здесь находилась Конюшенная слобода. Ювелиры тоже встречались, но упоминания о них единичные. В конце XVIII столетия Екатерина II даровала эти земли любимой фрейлине Прасковье Бутаковой, а в начале 1800-х Красное перешло князьям Вяземским. Среди владельцев был и Петр Андреевич, друг Пушкина.

Князь, человек демократических взглядов, давал крепостным свободу действий. Его крестьяне, не имея возможности прокормиться сельским хозяйством — почва малоплодородная, — обратились к ремеслам. В том числе к «драгоценному».

Ювелирное дело под влиянием Костромы стало набирать обороты, и уже к середине века превратилось в основное занятие красноселов всех возрастов. Развитию промысла способствовало и наличие великой транспортной магистрали — Волги. По ней сюда сплавляли металл, а готовый продукт отправляли на крупнейшую в России Нижегородскую ярмарку.

Там произведения жителей Красного расходились на ура — посуда и столовые приборы, дешевые украшения, рассчитанные на массового покупателя. Например, медные серьги-калачи стоили 2–3 копейки за пару, в то время как фунт сахара оценивался в 15–17 копеек. Специализировались красноселы и на культовых предметах — почти всю страну обеспечили крестиками и нагрудными иконками.

А уж местные цепочки, которые плели в основном женщины! Их везли в Персию, Среднюю Азию, Индию… В общем, брали количеством. Работали тогда, как правило, с серебром, а то и с медью, золото встречалось редко.

Бурное развитие ремесла привело к тому, что в 1897 году в село из Костромы перенесли пробирную палату — местным кустарям было хлопотно ездить в город для клеймения товара. Кстати, учреждение и сегодня находится в Красном — сюда привозят ювелирные изделия не только со всей Костромской, но также Ярославской и Ивановской областей.

В том же году в селе открываются классы технического рисования. В 1904-м они реорганизованы в художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Здание для новоявленной школы построили по проекту Бенуа. Сегодня здесь Музей ювелирного искусства. Но и мастерская не сгинула — ее переименовали в КУХОМ — Красносельское училище художественной обработки металлов.

Это было единственное в СССР учреждение, где готовили ювелиров. Студенты стекались в Красное со всего Союза. Сегодня — с появлением конкурентов — ажиотаж спал, и конкурс уже не тот. Но школа КУХОМа, уверяют в училище, по-прежнему на высоте.

Читайте также:
Сколько медных монет в серебряной

Одно время обучение, как и весь промысел, оказалось на пороге исчезновения. Это случилось после октябрьского переворота. Несмотря на вполне «революционное» название села, его обитатели наотрез отказались принимать власть Советов. Ленин в то время писал о Красном: «Жители живут как мещане и земледелием не занимаются»… Местные даже устроили восстание.

Пришлось направлять в село карательный отряд для усмирения бунтовщиков — в результате казнили около 400 человек. Мятеж подавили, а у серебряных дел мастеров хотели было отобрать инвентарь и материалы, да объединить ювелиров в колхоз.

Но красноселам повезло: пока решалась их судьба, выяснилось, что некому изготовить по госзаказу сто тысяч красноармейских звездочек. Костромские коллеги от почетного задания отказались, побоялись не уложиться в срок. Зато ремесленники из Красного согласились. И выполнили — все-таки когда-то специализировались на массовом производстве. В общем, промысел был спасен.

В 1919-м местные умельцы объединились в артель, от которой и ведет историю завод «Красносельский ювелирпром». Поначалу пришлось выпускать сугубо утилитарные вещи: ключи, штампованные пуговицы, гвозди. Госзаказы тоже приходили — на военные знаки различия, наградные жетоны с портретами Маркса, Энгельса, Ленина. Со временем ассортимент расширился — стали популярны письменные приборы, статуэтки.

А потом появились и эксклюзивные юбилейные изделия — например, блюдо, посвященное десятилетию революции. В 1937 году красноселы представили свои работы на Всемирной выставке в Париже. Среди экспонатов были сканно-филигранные подстаканники и портсигары, французы пришли в восторг и присудили золотые медали. А через два года в Нью-Йорке ажурный герб Советского Союза получил Гран-при.

С тех пор скань сделалась визитной карточкой села — техника, проникшая сюда лишь в начале ХХ века, превратилась в самое «красное» искусство. Украшения, сувениры, вазочки — несмотря на стопроцентный ручной труд и сложнейшую технологию, металлическое «кружево» могли себе позволить все слои населения. Скань пошла в массы и прочно там обосновалась.

При этом филигранные предметы становились подарками и для первых лиц государства. Например, партийное руководство на юбилей Брежнева заказало красносельскому заводу кубок с портретом Леонида Ильича. Лик генсека выполнили в эмали — ее, кстати, часто комбинируют со сканью. Еще один ажурный сувенир отправили в Америку — презентовали заморскому президенту.

Ряды счастливчиков пополнил и кронпринц Дании Фредерик. Наследник престола, контр-адмирал флота получил из рук Дмитрия Медведева филигранный фрегат.

В 1990-е красносельская скань чуть не канула в Лету. Да и не только она — на грани банкротства оказался сам завод. В 98-м производство стало частным. «Правда, дух социализма здесь неискореним», — шутят сотрудники. Например, полировщикам и шлифовщикам по-прежнему выдают молоко за вредность…

Читайте также:
Покупать ли монеты из серебра

Предприятию пришлось переориентироваться: если во времена СССР основным материалом были цветные металлы, то сейчас используют исключительно драгоценные. Стали работать и с бриллиантами, коих в советскую пору в глаза не видели. Однако, по красносельской традиции, упор делается на серебро.

Сегодня на ювелирном рынке конкуренция такая, что одними сувенирами жив не будешь. Только в Красном с десяток крупных предприятий. «А сколько еще нелегалов, — вздыхают на заводе. — Почти в каждом дворе сидят».

Если в царские времена брали количеством, то теперь — разнообразием: серебряная посуда, подстаканники, столовые приборы, скань, украшения с бриллиантами и без, чеканные иконы, крестики, зажимы для галстука, серьги для пирсинга — всего около 50 000 наименований. Плюс — заказы от клиентов. «Легче перечислить, чего мы не делали, — смеются на предприятии. — Ну, наверное, пока золотой унитаз у нас не просили».

«Раньше ведь какой ассортимент был: три вида серег-калачей — маленькие, средние, большие. Обручальное кольцо — узкое, широкое, «бочонок», — вспоминают мастера. — Идешь по улице — на всех одинаковые украшения, да и женщины мечтали «о таком, как у соседки». Сегодня, слава Богу, иначе. Теперь хотят эксклюзивное, даже спрашивают при покупке: «А большая партия изделия?»

Впрочем, лицо завода — не украшения, а скань. Делают ее сегодня из серебряной проволоки, а не из медной, как раньше. Среди прочего изготавливают раритеты, над которыми целый год трудятся 10–12 человек. В некоторых произведениях количество деталей, что гнут вручную ювелирными пинцетами, достигает миллиона.

Например, последнее время предприятие стало представлять на выставках макеты (один к ста) прославленных соборов. Среди них Храм Христа Спасителя, Спас на Крови, Исаакиевский, Ипатьевский монастырь, мечеть Кул-Шариф.

Обычно такие изделия покупают коллекционеры — богатые ценители прекрасного. Последнее творение местных ювелиров — Спасская башня, рассматривая которую боишься дышать. Кстати, руководит экспериментальной мастерской, где создаются подобные арт-объекты, художник по имени Андрей Рублев. Пожалуй, только здесь можно услышать: «Где Андрюха Рублев, не видел?»

Источник: portal-kultura.ru

id77

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами начали вполне интересную тему: https://id77.livejournal.com/1743502.html
Сегодня предлагаю продолжить и немного вспомнить изделия русских мастеров, которые лично мне с самого детства казались чарующим. А именно скань и филигрань.
Скань- это в целом более общее название этого искусства у нас в стране. Происходит от древнерусского слова свивать. Во всем мире же эту разновидность ювелирной техники называют филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков). Я уверен, Вы сталкивались с такими произведениями искусства. Я например, был очень приятно поражен работами мастеров на Мальте 🙂

Читайте также:
Из чего сделан значок гто серебряный

Надо сразу отметить, что в мире филигрань-это, прежде всего работа с ювелирными металлами -у нас же это вовсе не обязательно.
Искусство это пришло к нам с Востока, еще в 11 веке, и быстро получило развитие. Причем, сразу появились и свои особенности.Русские мастера придумали так называемую «морозную технику», когда изделия из скань напоминали узоры мороза.

Расцвет этого вида промысла приходится на XV—XVI века и для работ использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость.
В XVIII—XIX веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали более сложные вещи — хрусталь и перламутр. С XIX века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий.

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности (Мстёра, Ереван, Кострома и так далее). Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Но настоящими русскими промыслами, которые стараются вести традиции прошлого и смотреть в будущее сейчас я бы назвал 3 места:
с. Казаково Вачского района Нижегородской области — родина Казаковской филиграни. В селе расположено Казаковское предприятие художественных изделий, изготавливающее уникальную ювелирную и сувенирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
с. Казаково Вачского района Нижегородской области
п. Красное-на-Волге Костромской области.
г. Павлово Нижегородской области.
Первое — самое известное и знаменитое. Во всей России и далеко за ее пределами знают Казаковскую филигрань.

И хотя первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована поздно — в 1939 году,но мастера сразу же начали использовать старинные техники и приемы, не давая затухнуть старинным традициям.

Приемником традиций и навыков Казаковской артели в наши дни стало ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ). Компонуя узор, художники следят не только за соразмерностью его отдельных частей, за плавностью и красотой изгибов крупных и мельчайших элементов, но и за рисунком просветов, поскольку он играет большую роль в построении узора.

Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости, финифти. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.

Казаковский завод выпускает самые разнообразные художественные изделия: декоративные вазы и чаши, шкатулки с музыкой, подстаканники, вазы, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, значки, ордена и предметы церковного направления.
На предприятии есть прекрасный выставочный зал. Будете — посетите и не пожалеете! И еще несколько работ:

Понятно, что Казковский и два других завода не единственные в стране. В той же Москве работает прекрасный мастер Юлия Маланчук. У нее отличные изделия скани.

Продолжение следует.
Приятного времени суток.

Источник: id77.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...